Айседора Дункан - биография, личная жизнь: история жизни танцовщицы. Айседора Дункан: фото, биография, личная жизнь, причина смерти и интересные факты Айседора дункан в детстве

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предшественниц американского танца-модерн - Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Две великие американки - Лой Фуллер и Айседора Дункан - давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне понятным причинам, существует приличное количество литературы и информации, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Айседора Дункан?

Из всей истории любого направления современного танца, будь то свободный танец, танец-модерн, или выразительный танец, только о Дункан у нас написаны сонмы книг и переведены некоторые из её работ. В русскоязычном пространстве нет специалистов, подробно изучающих творчество Марты Грэм, Мэри Вигман, или даже Мориса Бежара, но вот по Дункан найдется несколько уважаемых исследователей. Каждый год по всему миру читаются лекции о ней, проводятся научные съезды с исследователями со всего мира, и даже танец её продолжает вдохновлять и волновать. Дунканисток по миру, конечно, больше, чем грэмисток или фуллеристок, а ее трагическая судьба до сих пор будоражит широкую публику. В чем же секрет этой нашей любви к той, чьи танцы мало сохранились: в том ли, что она, полюбив Россию и став женой Есенина, сразу стала русской «Дунькой», как ласково её называл поэт, или в том, что она сумела изменить вектор развития хореографии?

Однажды в 1901 году Лой Фуллер приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков - почему бы и не прийти». Или возможно, Лой просто услышала слова Эжена Карьера, что «Танец Айседоры Дункан - это уже не развлечение, это персональная манифестация, так же как и произведение искусства».

У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер.

© Bettmann/Corbis

Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

Несмотря на то, что Дункан считалась революционеркой, которая оказала неоценимое влияние на последующее развитие танца, ее называли «прославленным эмулятором». Многое из того, что она делала, не было новым. Она не была первой, кто стал танцевать в греческих хитонах, в те дни это было модно: так одевалась Женевьев Стеббинс на свои дельсартовские лекции. Эмансипация уже начала освобождать женщин от их узких корсетов, что быстро переняла и Айседора. Многие другие танцовщики также танцевали с голыми ногами и оголенными частями тела.

Но ее настоящим вкладом в развитие современного танца стало открытие новой мотивации танца. Дункан росла в конце 19 века, когда греческая культура воспринималась как высочайшее выражение человеческого существования. Греки верили, что разум и тело были равны: они жадно изучали гимнастику и искусства, желая развиваться как интеллектуально, так и физически. Дункан соединила эти греческие идеалы с философией американских трансценденталистов, в частности с идеями Ральфа Уольдо Эмерсона, работа которого «Природа» 1836 года станет формулировкой этой философии. Он верил, что природа является знаком духовного - что Бог существует и в ней, и в человеке.

Греция Дункан, как писал Кёрстин Линкольн, была «реальным выражением калифорнийского пантеизма». Она почитала творчество Уолта Уитмана и любила говорить, что её первая идея танцевать пришла не от античности, но от ритма волн и ветра на траве. Хотя пресса позже будет указывать на Грецию, как на источник ее вдохновения, напоминая о схожести её поз с фигурами на вазах. А на самом деле хореографическая лексика Дункан имела отношение больше к природе и к американскому безумию дельсартизма.

Часто пишут, что Дункан создала свой новый танец в противовес классическому. Что на самом деле не совсем корректно: классический балет в Америке не имел таких мощных корней, как в Европе, более того, только Баланчину чуть позже удалось создать настоящий американский балет. Поэтому желание двигаться свободно у Дункан возникло не из-за неприязни к балету, более того, она пыталась даже ходить на балетные классы, и наблюдала за работой Анны Павловой в 1904 году. Но тогда Дункан пожаловалась, что эти строгие балетные экзерсисы повторялись бездумно: «это прямо противоположно всем теориям, на которых я основывала свою школу, где тело становится прозрачным переходником между разумом и духом».

Дункан родилась в Сан-Франциско 26 мая 1877 года. Ее мать после раннего развода вынуждена была растить 4 детей в бедности, и юность Айседоры прошла в постоянных переездах с квартиры на квартиру. Мать Айседоры придерживалась убеждений, что можно сидеть без хлеба, но нельзя жить без поэзии и музыки. В возрасте 11 лет, фактически не имея никакой профессиональной подготовки, Айседора вместе со своей сестрой Элизабет, давала уроки танцев соседским детям, а потом и семьям богатых калифорнийцев. В 12 лет она бросила школу. А в 15 лет была упомянута в адресной книге Окленда, как «Мисс, А (как Анжела) Дора Дункан, учительница танцев».

В 1895 году семья решила, что Айседора должна попробовать силы на профессиональной сцене. Девушка выступила перед директором передвижной труппы, но антрепренер отказался принять её, сказав матери: «То, что делает ваша дочь, годится скорее для церкви, чем для театра».

И все же в июне 1895 года Айседора добилась ангажемента в Чикаго. Она танцевала, именуясь на афише «Калифорнийским фавном», в кафешантане «Мазоник Руф Гарден», выступая с двумя танцами: первый был её сочинением на музыку «Весенней песни» Мендельсона, второй отвечал требованию антрепренера, настаивавшего на «чем-нибудь возбуждающем, чтобы ноги поднимали повыше и было побольше оборок».

К 1896 году её семья переехала в Нью-Йорк, где Айседора была принята в труппу к Августину Дейли. Эти выступления не приносили, однако, ни удовлетворения, ни даже средств к существованию. Но Дейли позволил Дункан поехать в Лондон со своей труппой.


В 1898 году она покидает труппу Дейли и возвращается в Америку, где выступает с определенным успехом как «салонная солистка»: она стала появляться в гостиных богатых дам из высшего общества, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Они приглашали ее танцевать в их салонах, поручали заниматься танцем с их детьми, изредка финансировали и публичные выступления. Однако полная зависимость от богатых дам-патронесс не могла не тяготить девушку. У Дункан уже складывался к этому времени свой взгляд на искусство танца, и то, что она видела в Америке, не вызывало у нее энтузиазма. Поэтому она решила продолжить как свое образование, так и свои поиски, в Европе.

Ванесса Редгрейв в роли Айседоры Дункан в фильме «Айседора» 1968 года.
Режиссер - Карел Рейш

В возрасте 22 лет, в 1899 году, она вместе со своей семьей села в судно, перевозящее крупный рогатый скот, и уехала в Англию. Там Дункан получила теплый прием среди интеллектуалов, артистов и меценатов. То, чего так долго она искала в Америке.

Важным моментом её жизни стала поездка в Париж в 1900 году, когда она написала: «Не было ни одного памятника, перед которым мы бы не стояли в восхищении, наши молодые американские воодушевленные души стояли перед культурой, которую мы так тяжко старались найти».

В то лето в Париже была в разгаре Всемирная выставка, а Айседора изучала Лувр, видела выступления Лой Фуллер и Сада-Якко, и восхищалась скульптурой Родена. Он впоследствии много работал с ней, делал каллиграфические скетчи. Позже она станет музой для многих скульпторов, в частности, Антуан Бурдель запечатлел танцующую Дункан на барельефе здания театра Елисейских полей.

Здесь в конце 1901 года она вступила в труппу Лой Фуллер, имевшую огромный успех в Париже.


Именно Лой Фуллер способствовала тому, что в Вене в 1902 году Дункан удалось выступить перед прессой и небольшими группами зрителей, главным образом из среды художественной интеллигенции в Домах искусств.

Однако первый большой публичный успех ждал ее в Будапеште уже после того, как она ушла от Фуллер. Публика была восхищена. В Мюнхене и Берлине Дункан была потрясена тем, с каким уважением к ней отнеслись интеллектуалы, что позволили ей войти в их круг, о чем она в Америке и мечтать не могла.

В 1904 году Козима Вагнер, дочь Ференца Листа и жена Рихарда Вагнера, пригласила её выступить в опере Вагнера «Тангейзер». Айседоре польстило, что большинство немцев сочли её искусство выросшим, как и все развитые цивилизации, из Древней Греции. Она учила немецкий, чтобы иметь возможность читать немецких философов в оригинале, и обнаружила, что пантеизм и немецкая натурфилософия были подтверждением её теорий. Любовь Ницше к танцу, как к метафоре жизни, утвердила её мнение о том, что она как раз и входила в то число избранных «сверхлюдей». Она хранила толстый томик его работ у себя около кровати на протяжении всей своей жизни.

Александр Гросс, венгерский импресарио, организовал ей концерт (которому предшествовала её лекция о новом танце - «Танец будущего») в театре «Урания» 19 апреля 1902 года. Эта дата - начало триумфальных выступлений артистки по странам Европы: в городах Германии на протяжении 1902 и 1903 годов, снова в Вене, в Париже в «Трокадеро» в 1903 году.

И, наконец, в декабре 1904 года в России. Эти первые концерты в Петербурге и Москве зимой 1904/1905 годов имели огромное значение и для дальнейшего развития искусства танца в России, и для самой Дункан, потому что здесь её намерения нашли, пожалуй, самую горячую поддержку, здесь о ней постоянно писали, здесь ей подражали.

Важнейшим событием ее жизни была встреча с театральным дизайнером и реформатором Эдвардом Гордоном Крэгом, от которого в 1906 году она родила ребенка. В 1908 году, по приезду в Россию, она долгое время разговаривала со Станиславским; позднее режиссер говорил, что Дункан, как и он, «<…> искала этот творческий мотор, который должен уметь класть в свою душу актер перед тем, как выходить на сцену.».
Дункан выступала по всей Европе, от Лондона и Парижа до Афин и Москвы в течение 8 лет. В Америку она вернулась лишь в 1908 году, а во второй раз - в 1911, годом позднее после рождения ее сына, Патрика, чьим отцом был американский предприниматель Парис Зингер. Ее американский репертуар включал в себя работы на музыку Глюка, Штрауса, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха, Вагнера и Шуберта. Но американские критики писали, что вряд ли можно назвать танцем то, что исполняла Дункан.


Айседора Дункан и Гордон Крэг.
Фоторепродукция В. Дюжаева

Годы успеха Дункан пришлись до Первой Мировой Войны. После окончания войны её искусство и её жизнь кардинально изменились. Двое ее детей трагически погибли в 1913 году: событие, которое навсегда омрачит ее жизнь. Потом она родила ребенка, который умер через час после рождения. Она заметно постарела, перестала следить за собой, сильно поправилась и стала пить. Девичья невинность, радость и беспечность ушли из её танцев, ставших более статичными.

Будучи в затрудненном финансовом положении, Дункан продолжала выступать в разных местах, и сделала несколько гастрольных туров в США. В 1922-1923 годах, сразу после свадьбы с Сергеем Есениным, танцовщица была практически затравлена своей собственной страной за использование «аморальных» костюмов и за симпатию большевикам во время того, как антикоммунистическая истерия захватила нацию. Лишенная гражданства Америки из-за брака с иностранцем, она так и не вернулась в свою родную страну. Пятью годами позже, в Ницце, в возрасте 49 лет, она трагически погибла, будучи задушенной своим шарфом, который застрял в колесе Бугатти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Однако, она могла довольно часто держать публику в бездыханном напряжении, просто стоя без движения на протяжении длинных музыкальных пассажей. Каролин Карлсон вспоминала, что по словам Алвина Николая, видевшего Дункан на сцене, люди рыдали от того, как она в течение 20 минут медленно поднимала руки наверх.

Ее первая школа, которой занялась ее сестра Элизабет, открылась в Грюнвальде, недалеко от Берлина, в 1904 году; вторая - с финансовой помощью Париса Зингера, в Нейи, а затем в Бельвю-сюр-Сен, во Франции, прямо перед Первой мировой войной; и третья - в Москве в 1921 году по приглашению Луначарского, где ей обещали - но не вышло - около тысячи студентов. Со студентов не брали плату.
В Америке попытка в 1915 году основать «Школу Дункан для детей рабочего класса» не увенчалась успехом.

Единственная школа, которая хоть как-то пережила Вторую мировую войну, это школа в Советском Союзе, которой руководила Ирма Дункан. Говорят, даже танцовщики Большого ходили на её классы. Главным принципом обучения было «освобождение тела от всех оков к его натуральному движению». А главной задачей - объявить танец серьезным искусством.

Суммируя достижения Дункан, исследовательница из Австрии Гунхильда Шюллер-Оберцаухер подводит итог: «Айседора Дункан вместе с другими американцами (например, Рут Сен-Денис и Мод Аллан, также начинавших свою артистическую карьеру в Вене и Берлине) завоевала новые сцены для своих выступлений; Дункан совершала революцию в области формы сценического танца; она разрабатывала новую тематику; Дункан помогла утвердиться свободному танцу как особой форме искусства; она сыграла решающую роль в эмансипации женщины; она привлекла новых зрителей, из которых сформировалось первое поколение европейских исполнителей свободного танца».

Но в США, как это ни парадоксально, идеи этой великой американки не находили отклика дольше всего. Она приезжала туда в 1909, 1911, 1917 и 1922 годах и всякий раз встречала в лучшем случае равнодушие, в худшем - недоброжелательство. А между тем и здесь медленно, но верно шел процесс формирования новых форм танца. Только главная роль тут принадлежала не Дункан, а другим танцовщикам.

Парадокс, что она основала множество школ в разных странах, и несмотря на то, что у нее было много учеников, она не оставила ни одного последователя. Говорят, что она не изобрела никакой техники, но это в какой-то мере неправда. Она настолько много размышляла о своем искусстве, изучала движение, и спонтанность, которая ей овладевала, не может быть спутана с отсутствием мыслительного процесса. Она заявляла: «Я понимаю, что мои единственные учителя в танец были - Жан-Жак Руссо, Уолт Уитман и Ницше» . Она хотела создать что-то новое, поэтому так яростно сопротивлялась всякому кодифицированию в движении.

Важность Айседоры для танца-модерн не в развитии техники, а в открытии разума. Танец для нее - это духовное выражение, которое черпает свои источники скорее в человеческой душе, чем в каких-то уже заранее установленных формах.

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

По сути, она не оставила после себя следа в истории искусства: балерина Матильда Кшесинская оказалась права, напророчив, что последовательниц у Дункан как танцовщицы не будет. Зато ее след в истории сохранился. Она стала бессмертной благодаря своей жизни, а не искусству, - жизни, в которой так много значила «эта тонкая штука - любовь».

Ее настоящее имя -Дора Анджела Дункан. Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, в городе у моря. С морем были связаны первые понятия о движении, о танце. По утрам она выходила на берег. Море кипело, пело, танцевало.


В детстве Айседора была несчастлива — отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Мать все свободное время уделяла детям. Она была музыкантшей, по вечерам наигрывала Бетховена, Моцарта, читала стихи Бернса, Шекспира. Именно благодаря матери детство было пронизано музыкой и поэзией.

Джозеф Чарлз Дункан, отец Айседоры. Мэри Дора Грэй Дункан, мать Айседоры.

Но больше всего Айседоре нравилось танцевать. Танец давал свободу, рождал ощущение легкости. Она стала сочинять танцы. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. В школу идти не хотелось, в ней царили жестокие нравы, а душа рвалась к свободному и безбрежному морю. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

Айседора Дункан. 1880 г.

Айседора была самой смелой из всей семьи, и когда совсем нечего было есть, она отправлялась к мяснику и с хитростью выманивала у него мясо в долг. Позже Дункан применит этот метод и к концертмейстерам, не желающим заключать контракты с танцовщицей-самоучкой. Визитной карточкой Дункан стали прозрачные туники и босые ноги. На самом деле ее семья была так бедна, что она была просто вынуждена танцевать босиком, заявляя всем, что это приближает ее танец к истокам цивилизации. Свои движения она взяла у моря. Однажды, когда усталая мать пришла домой, она обнаружила Айседору в окружении полдюжины соседских детей, выполняющих под ее командованием различные движения. Шестилетняя Дункан заявила, что это ее школа танца. По вечерам мать играла детям Шопена, Шуберта, Моцарта, Бетховена, а Айседора сочиняла танцы. Она просто размахивала руками и импровизировала - позже эти движения станут известным на весь мир стилем танца Айседоры Дункан.

В двенадцать лет не по годам развитая Айседора, заметившая чудовищный диссонанс между сюжетами дамских романов и реальным, просто рабским положением женщин, раз и навсегда решила посвятить свою жизнь борьбе за эмансипацию, за право женщин воспитывать детей без мужа. В столь юном возрасте она дала себе клятву, что никогда не унизит себя до брака.

Айседора Дункан. 1889 г.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. У девочки была богатая фантазия, она часто импровизировала, соседи искренне восхищались талантливым ребенком.

Впервые Айседора влюбилась в юного аптекаря, бравшего у нее уроки вальса. Она не решалась заговорить с ним и часто убегала из дома, чтобы посмотреть на свет его окна. Через два года молодой человек объявил о своей женитьбе, чем разбил сердце влюбленной девушке.


Элизабет Дункан, сестра. Августин Дункан, брат.

Айседора устроилась танцовщицей в малоизвестную труппу и вместе с семьей уехала на гастроли в Сан-Франциско, затем оставив сестру и двух братьев в Сан-Франциско отправилась с матерью на заработки в Чикаго. В 18 лет юная Дункан случайно попала в клуб «Богема», где собирались артисты и литераторы. Ее первым возлюбленным стал рыжий курчавый поляк Иван Мироцкий. Любовь была непорочной - нежные объятия, сладкие поцелуи… Ему было 45 лет, у него были голубые глаза, целыми днями он просиживал в «Богеме», задумчиво курил трубку и с ироничной улыбкой взирал на мир. Собственно говоря, миру был не нужен поэт Мироцкий. И хотя он и пытался зарабатывать себе на жизнь чем угодно, это у него получалось плохо, он почти умирал от голода. Чувство голода пытался победить внезапно вспыхнувшей любовью к невинной девочке. Они часто встречались, гуляли по лесу, он признался ей в любви и предложил выйти за него замуж. Юная, наивная Айседора верила, что Иван окажется великой любовью в ее жизни. И ошиблась, как ошибаются в ее возрасте.

С трудом она пробилась в гастролировавшую в то время в Чикаго известную труппу Огастина Дейли. Айсдора произнесла пламенный монолог об искусстве танца, и ее одержимость сломила жестокого режиссера. Он предложил ей ангажемент в Нью-Йорке. С октября месяца.

Мироцкий пребывал в отчаянии, он не мог перенести мысли о разлуке. Айседора утешала его, как ребенка, они поклялись друг другу в вечной любви и расстались… навсегда. Вскоре выяснилось, что у ее возлюбленного есть жена в Лондоне. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива. Зато началась блестящая артистическая карьера. Несколько сезонов танцевала Айседора в балете Дейли, но вскоре покинула труппу. Она открыла собственную студию давала уроки танцев, выступала в Карнеги-холл и произвела настоящий фурор. Но в ее кармане по-прежнему не было ни гроша. Иногда, обезумев от голода, она отправлялась к знакомым светским дамам, в чьих салонах она неоднократно выступала, с просьбой дать в долг. Те сочувственно кивали, угощали ее печеньем и отказывали. Не однажды танцевала на виллах богачей. Везде появлялась полуобнаженной и босиком. У пуританской нью-йоркской публики это вызывало шок. В 1898 году после страшного пожара в отеле «Виндзор», уничтожившего все, что она имела, Айседора собрала необходимые средства у богатых поклонников и уехала в Англию.


Поиски славы и денег гнали ее в Лондон, затем в Париж. Она прожила в Лондоне всю зиму, а затем уехала покорять Париж. В Париже сняла студию на авеню де Виллье. Дни и ночи она не выходила из студии, пытаясь создать такой танец, который бы передавал движениями тела различные человеческие эмоции.
В течение многих часов она простаивала перед зеркалом, скрестив руки на груди, в полном безмолвии, стараясь найти источник движущей силы, из которого рождаются все разновидности движений, создающие танец...И она нашла его. Так родилась школа танца Айседоры Дункан. В Париже за ней ухаживал молодой писатель Андре Бонье. Он поразил ее не красотой, этого как раз у него не было, а умом. Бледный круглолицый Бонье носил очки, писал свою первую книгу "Петрарка" и замечательно рассуждал об Оскаре Уайльде. Но он был робок и застенчив, как ребенок. Она же полюбила его скорее рассудком, нежели чувством, и все равно каждый день ждала заветного стука в дверь. Затем они отправлялись гулять по ночному, освещенному газовыми фонарями Парижу. Андре робко пожимал ей руки... И только.
Эти странные отношения между молодыми людьми длились чуть ли не целый год, дальше пожатий дело так и не зашло. Первой не выдержала Айседора. В конце концов, пора было становиться женщиной. Как-то вечером, оставшись в студии одной, она приготовила шампанское, цветы, облачилась в прозрачную тунику, вплела в волосы розы и принялась ожидать Андре. Раздался желанный стук в дверь, молодой человек появился на пороге и пришел в ужасное замешательство. Он во все глаза смотрел на почти обнаженную Айседору и был не в силах вымолвить ни слова. Она же начала танцевать, вложив в танец всю страсть, которую испытывала к Бонье. А он, едва пригубя шампанское, нервничал, не находил себе места и внезапно ушел, сославшись на то, что ему в этот вечер еще нужно много написать.
Неужели искусство сильнее любви? Айседора не знала, что и думать. Оставалось только сесть и заплакать. Что она и сделала - трудно сдержать слезы, когда тебя отвергают. Цветы поникли, шампанское выдохлось, в туночь она долго не могла сомкнуть глаз...

В 1900 году она решила покорить Париж. Французская богема приняла ее с восторгом. В кругу ее поклонников были знаменитые актеры, режиссеры, поэты, писатели, журналисты, в том числе великий Станиславский. Все мужчины благоговели перед ней. Но танцуя страсть, Айседора понимала, что не сможет делать это правдоподобно, не познав физиологической стороны любви. И однажды, отослав мать из дома, она устроила свидание с одним из своих почитателей. На самом пике ласк ее поклонник вдруг отстранил трепещущую Айседору, упал перед ней на колени и воскликнул: «Какой преступление я чуть не совершил!». Молодой человек стремительно оделся и вышел, а Айседора, снова брошенная и обескураженная, осталась на пороге своей квартиры-студии.

В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора становилось нестерпимым. Она набралась решимости и без приглашения явилась в мастерскую на улице Юниверсите.

Роден визиту юной дамы не удивился, его часто посещали поклонницы. Он относился к ним с уважением и вниманием. Скульптор был небольшого роста, коренаст и тяжёл. В его ухватках чувствовалась мужицкая сила. Пышная борода никак не сочеталась с коротко остриженной головой.
Без всякой рисовки и надменности, с простотой, присущей великому человеку, он стал показывать очередной гостье свои работы. Завязалась беседа, он узнал, что она сама сочиняет свои танцы, и проявил к ней неподдельный интерес. Короткое знакомство переросло в симпатию, он был покорён её молодостью и красотой. Художник стал часто захаживать в её ателье, усаживался в угол, доставал карандаш и мольберт, которые всегда носил с собой. Она танцевала, он рисовал, стремясь точно передать все её позы и движения. На его холстах она была такой же стремительной, как и в жизни, он до мельчайших деталей передал её летящий танец, его изящество и невесомость.
Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве - не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции. Айседора впитывала в себя добытые им истины, угощала его кофе с круассанами, а потом они отправлялись гулять на Монмартр, где художники рисовали портреты за смешные деньги, а то и вовсе бесплатно.
Ей было весело и легко в этой разношёрстной толпе и не хотелось уходить домой. Тогда они заглядывали в ближайший кабачок, пили пиво и заказывали себе порцию сосисок с острым соусом. В кабачке стоял невообразимый гам, все говорили разом, но никто не слушал друг друга, завсегдатаи, в основном художники, пили, курили и ели, жизнь была хорошо и желанна, её угощал сам Роден.
Он чувствовал, что влюбляется в эту юную танцовщицу, и ничего не мог с собой поделать. Ему было немного за 60, ей чуть-чуть перевалило за 20, любовь была немыслима, ни к чему не вела и ничего не обещала. У неё просто не было и не могло быть будущего. И прекрасно понимая это, он мучался и страдал, но не показывал виду, боясь обидеть её.
И вдруг Огюст исчез. Он не приходил день, два, неделю. Она затосковала, а когда с тоской стало бороться невмочь, отправилась на улицу Юниверсите. У неё замерло сердце, когда она постучалась в дверь...
Мастер возник на пороге неожиданно, в рабочей, испачканной блузе, с мокрой тряпкой в руках. Короткие волосы были всклокочены, не расчёсанная борода достигала груди.
Он смотрел на неё, как будто видел в первый раз. Очнувшись,провёл в мастерскую. Она хотела уйти, он попросил её остаться, и она осталась. Застыла, не шелохнувшись, наблюдая, как работает мастер, превращая мёртвую глину в живую скульптуру.
Потом они поехали в студию Айседоры. Теперь пришел её черед показать ему новый танец. Она переоделась в уже ставшую знаменитой тунику и стала танцевать перед ним. Затем пыталась объяснить свою теорию танца, но он слушал её и не слышал.
Огюст прервал Айседору на полуслове и вплотную приблизился к ней. Его сильные руки коснулись её шеи, оголённых плеч, погладили упругую грудь, скользнули по бёдрам и обнаженным коленям. Она почувствовала исходивший от него жар, и не в силах сопротивляться отдалась его рукам.
Её тело обмякло, ещё мгновенье, и она покорилась бы ему всем своим существом, но какой-то неожиданный испуг пронзил её сверху донизу, она вырвалась из его объятий, набросила платье и забилась в угол. Опечаленный скульптор ушёл и больше никогда не приходил в её студию.
Ах, как она потом жалела, что не отдала свою девственность великому Родену!


Как это ни странно, но проповедница свободной любви, какой была Айседора, потеряла невинность в 25 лет. Но потеряв, вошла во вкус и быстро наверстала упущенное. Когда она приехала в Будапешт, стоял апрель, жизнь была желанна. Ее выступления пользовались огромным успехом, публика забрасывала сцену цветами. Однажды днем во время дружеской вечеринки ее глаза столкнулись с взглядом пронзительных карих глаз. Их обладатель был высоким, хорошо сложенным молодым человеком с копной роскошных черных кудрей.

Это была любовь с первого взгляда. Молодой человек пригласил Дункан на свой спектакль, где он играл Ромео. Он обладал потрясающими актерскими данными и позже стал величайшим актером Венгрии. Вечером она была в ложе национального Королевского театра, а вскоре оказалась в объятиях Ромео. На рассвете они уехали в деревню, где сняли комнату с широкой старомодной кроватью, увенчанной балдахином. День пролетел, как одна минута, на репетиции Айседора еле передвигала ноги…Ромео пробудил в Айседоре Дункан страстную вакханку, жадную до плотской любви. Актер потребовал, чтобы Айседора отказалась от своих танцев во имя его карьеры и их семьи. Айседора согласилась. Но и эта любовь не принесла Дункан счастья. Узнав об измене любимого, она достала чемодан со своими танцевальными туниками, и целуя их и рыдая, поклялась никогда не покидать искусство ради любви. Печаль, боль, и разочарование в любви Аседора превратила в свой танец. Айседора уехала в Вену, позже Ромео примчался туда, но было поздно - любовь сгорела…
Печаль, боль, и разочарование в любви Айседора превратила в свой танец. После выступления в Вене она подписала контракт с известным импресарио Александром Гроссом. Ее ждали Берлин, слава, успех и признание публики.
Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим.

В 1905 году в берлине танцовщица знакомится с художником и театральным декоратором Гордоном Крэгом. Высокий, стройный и златокудрый, он производил впечатление утонченности и женственной слабости. Дункан так вспоминает об их первой ночи: «его белое, светящееся тело, возникшее из кокона одежд, засияло перед моими ослепленными глазами во всем своем великолепии… Едва мои глаза успели насладиться его красотой, как он привлек меня к себе, тела наши переплелись, растворяясь друг в друге. Словно пламя встречало пламя, мы горели в одном ярком огне. Наконец-то я встретила свою пару, свою любовь, самое себя, ибо мы были не вдвоем, но одно целое…».

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. Он покорил ее своим бешеным темпераментом, у нее не было сил сопротивляться искушению. Две недели они не выходили из его мастерской, беспрерывно отдаваясь друг другу, урывая мгновения, чтобы уталить голод.


А. Дункан и Г. Крэг в день первой встречи. Берлин. 1904 г.

Ее импресарио дал объявление в газеты, что госпожа Айседора Дункан страдает от воспаления миндалевидных желез.
И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее временность, — Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.
Через девять месяцев после «приступа тонзиллита» у нее родилась девочка Дидра, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет.

Впервые в жизни Дункан узнала чувство, превосходящее любовь к искусству и любовь к мужчине. Она чувствовала себя не просто матерью, а настоящей богиней. Но семейная жизнь Айседоры и Гордона не сложилась: два гения не смогли ужиться под одной крышей. Крэг то появлялся, то исчезал. Нервы ее были на пределе. Вскоре последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности.
Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом. Она впадала то в отчаяние, то в ярость, но самое главное - она не могла танцевать. И тогда Айседора решила положить этому конец. Как известно, лучшее лекарство от любви - другая любовь, даже если она быстро кончается. С молодым человеком Пимом она убедилась в правоте этого афоризма. Пим вернул ее к радостям жизни, скорбь пропала, и юноша исчез так же неожиданно, как и появился.

К 1908 году Айседора Дункан создала свое искусство, прославилась на всю Европу, родила ребенка, открыла свою школу, но по-прежнему оставалась бедна. У нее было сорок маленьких учениц, но не было средств, чтобы содержать студию.


Она не нашла поддержки своих идей ни в Германии, ни в России, ни в Англии. И тогда Айседора Дункан загадала желание познакомиться с миллионером. Оно исполнилось быстрее, чем она могла подумать!


Однажды во время гастролей в Париже Айседора готовилась к спектаклю, когда в ее уборную вошел высокий блондин с вьющимися волосами и бородой. Это был американский миллионер Парис Эжен Зингер, которого романтичная Дункан за внешний вид прозвала Лоэнгрин. С тех пор для Айседоры Дункан и всех сорока ее маленьких танцовщиц началась красивая жизнь: балы, карнавалы, яхты, виллы.

Зингер взял все расходы Айседоры на себя, но она влюбилась не в его богатство, а в него самого. Зингер баловал Айседору исключительными яствами и путешествиями, Дункан с удовольствием рассказывала возлюбленному о своей теории танца и взглядах на жизнь. «Деньги несут на себе проклятие, и люди, обладающие ими, не могут быть счастливы», - так разглагольствовала Дункан. Она была слишком молода и наивна, чтобы понять, что ее революционные идеи о всеобщем переустройстве мира не могут радовать владельца десятков фабрик.

К тому же слова о бесцельности жизни богачей звучали под плеск волн Средиземного моря и звон хрустальных бокалов, наполненных самым дорогим шампанским. А в машинном отделении великолепной яхты не разгибая спин трудились кочегары, работали пятнадцать матросов, капитан, повар, официанты - и все это только ради двоих влюбленных: миллионера и коммунистки.

Айседора продолжала танцевать даже когда поняла, что беременна. Однажды в ее гримерку прибежала разгневанная зрительница: «Дорогая мисс Дункан, ваше положение отчетливо видно из первого ряда! Вы не можете так дальше продолжать!». На что Дункан заявила: «Отнюдь! Именно это я и хочу выразить своим танцем!».

Айседора подарила Зингеру очаровательного сына Патрика, но отказалась выходить за него замуж, заявив, что она противница брака. К чему условности? Теперь у нее было все, к славе добавилось богатство, в том числе собственная огромная студия.


Однажды, пробуя присланные поклонником конфеты, Айседора думала: «В конце концов, я очень счастлива. Может быть, даже самая счастливая женщина в мире». В следующую секунду она услышала будто звериный вопль, в дверь вошел шатающийся Зингер. С его губ сорвались два роковых слова: «Дети… погибли!».

Айседора ненавидела автомобили. Она чувствовала, что в ее жизни они сыграют роковую роль. После семейного ленча вчетвером Зингер отправился развлекаться, Айседора - на репетицию, а няня с детьми на автомобиле должны были вернуться домой. Вдруг машина заглохла. Шофер вышел проверить, в чем дело, в это время машина накренилась и сползла в реку. Когда автомобиль, наконец, достали из реки, дети уже захлебнулись. Позже в голове Айседоры тысячу раз звучала фраза няни: «Мадам, кажется, собирается дождь, может, лучше оставить детей дома?».


«Только дважды издается материнский нечеловеческий крик - при рождении и при смерти, - писала в своем дневнике Дункан, - Ибо, почувствовав в своих ладонях эти маленькие холодные ручки, которые уже никогда не ответят на мое пожатие, я услыхала свой крик, точно такой же, как при их рождении».

Слишком мало уделяющая внимания детям, слишком погрузившаяся в любовные переживания, слишком увлеченная своим искусством, тщеславная и беззаботная Айседора была наказана Судьбой, которая отняла у нее, казалось, главное: двух очаровательных крошек. И все же в крематории, стоя перед двумя маленькими гробиками, Айседора Дункан думала об одном: как ей найти жест, чтобы правильно выразить в танце постигшее ее горе.

Похороны детей А.Дункан.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Могу я как-то помочь вам?». «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Спустя девять месяцев, в июле 1914 года, Айседора вновь услышала крик своего новорожденного малыша. Она почувствовала себя невероятно счастливой, но даже не успела узнать, сын у нее или дочь: малыш посмотрел на мать и начал задыхаться. Через час он умер.

Весной 1921 года Айседора Дункан получила телеграмму от советского правительства с приглашением создать в СССР свою школу. Она ухватилась за эту ниточку, чтобы навсегда распрощаться с буржуазным прошлым и отправиться в новый мир, мир товарищей и светлого будущего. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором — бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, — Сергей Есенин.

Ей 44, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами.Ему — 27, золотоволосый, атлетического телосложения.Он был русским поэтом, крестьянином, красавцем. Его любили наивные провинциальные девушки, пламенные революционерки, интеллектуалки, в том числе дочь Шаляпина, внучка Льва Толстого и дочь известного фабриканта Зинаида Райх. Айседора Дункан в этот круг вписаться не могла: у нее были огромные счета в банке, мировая слава, и главное, - иностранное гражданство. Весь мир был против их любви. И, наверное, поэтому, эта любовь была самой яркой в ее жизни.


Друзья затащили ее на ночной праздник к художнику Георгию Якулову, у которого собралась новая местная элита: актеры, поэты, художники, члены Наркоминдела и Моссовета. Ей было скучно отвечать на их навязчивые расспросы. И вдруг ее взгляд столкнулся о бездонно-голубые глаза стоявшего в противоположном углу комнаты молодого человека. Она поманила его к себе, он молча сел у ее ног, не отвечая ни по-французски, ни по-английски, ни по-немецки. Русского она не знала, поэтому, как всегда, прибегла к жесту: провела рукой по его мягким золотистым кудрям, потом обняла руками его голову и страстно поцеловала в губы. С праздника они уехали вместе в ее особняк, предоставленный советским правительством.


Она оставила свою привычку давать любовникам литературные прозвища. Русского поэта-хулигана всемирно известная танцовщица звала «Сергей Александрович». Есенин любил Айседору до беспамятства, но иногда срывался, напивался и скандалил, кидал в нее вещи, даже бил, уходил к друзьям и снова возвращался. На зеркале в ванной комнате ее губной помадой было выведено: «Есенин - Ангел». Она считала, что виной тому - порочный круг общения и русская хандра, нужно просто увести Сережу в Европу, и все наладиться. Озябшими душами с первого же момента они потянулись друг к другу. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. Она нуждалась в муже-ребенке, он в жене-матери. Она дарила ему любовь и нежность, он капризничал, дерзил, устраивал грубые выходки.

Перед поездкой в Россию гадалка предсказала Дункан, что та в скором времени выйдет замуж. Айседора рассмеялась: она любила многих мужчин, но никому не позволяла на себе жениться. Пока не встретила Ангела…

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету — Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. По Москве ползли сплетни, что Есенин женился на «богатой старухе». Масла в огонь подливали и друзья-собутыльники Есенина, для них она была «Дуней с Пречистенки».

В московских кабаре распевали:

Не судите слишком строго,

Наш Есенин не таков.

Айседур в Европе много -

Мало Айседураков!

Они поженились перед поездкой по Европе и США. После свадьбы былая противница брака подписывалась исключительно Есенина, а не Дункан. Она восхищалась гениальным талантом любовника и хотела показать всему миру великого поэта Сергея Александровича. Но мир признавал только известную танцовщицу. Есенин чувствовал себя лишь тенью Дункан, а ведь он был тщеславен, даже очень. И если молодого поэта мучила зависть, то стареющую танцовщицу - безудержная ревность. Еще в России она прилюдно закатывала Есенину сцены, могла дать пощечину говорившей с ним девушке, если та была молода и красива, потом также при всех падала перед ним на колени, плакала и просила прощения. От их любви страдали оба. Айседора первая решилась разорвать этот клубок. Она привезла Есенина обратно в Россию и нашла в себе силы с ним проститься. Вскоре она получает от него телеграмму: «Люблю другую. Женат и счастлив». В ночь на 28 декабря 1925 года не стало самого поэта. Дункан послала из Парижа телеграмму с соболезнованиями. Ее потрясло известие о смерти русского Ангела - так или иначе, Есенин был ее последней, наверное, самой большой любовью. Он любил ее танец с красным шарфом, сравнивал тот шарф с хулиганом, с самим собой.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему — 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

Айседора тяжело переживала старость. Слава ее тускнела, знаменитую танцовщицу стали забывать на всех континентах. Айседоре все труднее и труднее жилось в этом мире. Единственное, что могло спасти великую балерину, это воссоздание ее школы. Она мечтала о России, она надеялась вернуть былую славу…
14 сентября 1927 года в Ницце Айседора Дункан исполняла несколько раз танец с шарфом на бис. Она собиралась на концерт пианиста, которого хотела пригласить к себе аккомпаниатором. Подъехал ее новый молодой друг, синьор Буггати. Она вышла из студии, обернула шарфом плечо. «Прощайте друзья, я еду к славе!», - с этими словами она села в автомобиль. Айседора изящно расположилась на сиденье автомобиля. Ветер развевал накинутый вокруг ее шеи кроваво-красный шелковый шарф. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Конец шарфа намотался на ось колеса, ее голова безвольно повисла у борта автомобиля. Она пережила своего последнего возлюбленного на два года…


Айседору Дункан похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез. На ленте одного из многочисленных венков было написано «От сердца России, оплакивающей Айседору».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва.»

(Айседора Дункан)

Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.

Годы жизни

родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927

Эпитафия

Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.

Биография Айседоры Дункан

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .

Линия жизни

27 мая 1877 г. Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г. Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г. Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г. Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г. Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г. Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г. Брак с Сергеем Есениным.
1924 г. Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г. Дата смерти Айседоры Дункан.

Памятные места

1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.

Эпизоды жизни

Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.

Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.

Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .

Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.

Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой

Заветы и цитаты

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».


Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан

Соболезнования

«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.


В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.


Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.


В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.

После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.


В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.

Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».

Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.


После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.


В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.


В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.


Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:

«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.


Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля. Дункан погибла мгновенно. Тело было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.

Великая танцовщица, любившая скорость и быструю езду на автомобиле? Об этом пойдет разговор в статье, раскрывающей некую мистическую роль "железного коня" в её жизни.

Краткая биография

Ирландка по национальности, будущий реформатор хореографии родилась в многодетной семье в Сан-Франциско (США). Это случилось 27.05.1877. Правильное произношение её имени и фамилии - Изадора Дёнкан, но в России устоялось иное их прочтение. История Айседоры Дункан - это образец служения главному увлечению жизни - танцу, принесшему ей мировое признание. Оставив школу в тринадцатилетнем возрасте, она устремилась в Чикаго, где с 18 лет выступала в ночных клубах. Необычный костюм (греческий хитон) и удивительная пластика, разрушающая все каноны классического танца, сделали её знаменитой.

Танцовщицу стали приглашать на светские вечеринки, где она производила настоящий фурор, выступая босиком, что было необычным для того времени. В 1903 г. с сольной программой она успешно гастролировала в Будапеште, а в 1904-м совместно со старшей сестрой уже открыла собственную школу танцев в Германии. Неоднократно знаменитая танцовщица посещала Россию: в 1905-м, 1907-м и 1913 году. В 1921-м нарком просвещения предложил ей открыть хореографическую школу в столице, обещая финансовую помощь.

Танцовщица Айседора Дункан: мужчины в её жизни

Влюбчивая свободолюбивая женщина любила многих мужчин, предпочитая жить в роскоши и славе. Но ни с одним она не была по-настоящему счастлива. В 18 лет чуть было не выскочила замуж за поляка Мироски. Преданный фанат оказался женат, и с этого неудачного романа началась череда невезений в её отношениях с мужчинами. Она была помолвлена с талантливым актёром Оскаром Бережи, который предпочёл семейной жизни карьеру. В 29 родила дочь от режиссёра-модерниста Э. Крэга, но тот решил вернуться к своей прежней возлюбленной. Потом в её жизни появился миллионер П. Зингер, сын выдающегося изобретателя.

Айседора Дункан, причина смерти которой рассматривается в данной статье, стала матерью во второй раз, родив мальчика от любимого человека. Но и эти отношения вскоре были разрушены. Причиной стала ревность и свободолюбивый нрав Айседоры, не желающей отказываться от искусства и флирта с мужчинами.

Гибель детей

С детских лет женщина жила в предчувствии беды. До её рождения отец бросил семью, оставив на мать четверых детей. В 1913-м, в России, у Айседоры начались страшные видения, в ушах постоянно стоял похоронный марш. Она уехала с дочерью и сыном в Париж. Видения прекратились, и в один из дней она, успокоенная, отправила обоих на автомобиле в Версаль в сопровождении гувернантки. В пути заглох мотор, и водитель покинул машину, чтобы разобраться в поломке. Но та тронулась с места, скатившись прямо в Сену. Дочь Дидра и сын Патрик утонули в реке.

Ответ на вопрос о том, как погибла Айседора Дункан, не будет полным, если не осознать масштаб трагедии, произошедшей в её жизни. Внешне сохраняющая самообладание, она едва не потеряла рассудок и не бросилась в реку, гуляя по пляжу. Спасший её молодой итальянец стал отцом её ребёнка, родившегося в 1914-м. Но младенец умер сразу после появления на свет.

Встреча с Есениным

Уставшая сорокатрёхлетняя женщина пыталась забыться в работе, планируя открыть школу танца в Москве и живя в реквизированной квартире балерины Екатерины Гельцер. В октябре 1921-го у художника Якулова Айседора Дункан, причина смерти которой взбудоражит весь мир, встретилась с Есениным, богемным поэтом послереволюционной России. Не зная языка, она слушала музыку его стихов, понимая, что перед ней - гений. В свою очередь восхищённый её танцем молодой повеса встал на колени и услышал, как она произнесла с акцентом: «Золотая голова».

Любовь-страсть поглотила обоих. Вскоре Сергей Есенин уже переехал в квартиру возлюбленной, уговорившей его отправиться на гастроли в США и Европу. Чтобы получить разрешение на выезд, пара в 1922-м зарегистрировала брак. Разница в возрасте составляла 17 лет, но к своим 26 годам столичный поэт уже был пресыщен жизнью и часто проводил время в хмельном угаре.

Официальный брак

Их союз был единственным зарегистрированным браком танцовщицы, ставшим роковым для обоих. На гастролях Айседору принимали с восторгом, особенно на родине - в США. Российскую знаменитость же никто не знал, несмотря на предпринятые ею попытки организовать поэтические чтения. Тоска по Родине, чувство одиночества и уязвлённое самолюбие делали своё дело. Сергей Есенин всё чаще попадал на страницы газет благодаря скандалам и дебошам, во время одного из которых Айседора вынуждена была обратиться в полицию. Мужа направили в психиатрическую клинику.

В 1923-м супруги приехали в Россию. Заграничное свадебное путешествие совсем расстроило отношения. Айседора вернулась в Париж, куда супруг отправил телеграмму, что между ними всё кончено, он любит другую и счастлив. Спустя два года его найдут повешенным в петербургской гостинице «Англетер». А как погибла Айседора Дункан?

Последняя любовь

Находясь на пике популярности, танцовщица удочерила шестерых учениц, но это не помешало до конца дней испытывать страсть к мужчинам. Одним из последних возлюбленных был пианист Виктор Серов, вдвое младше своей пассии. Она исходила от ревности и даже подумывала о самоубийстве, но, по словам подруги Мэри Дести, в свои 50 стала вполне счастлива с Бенуа Фалькетто.

Именно ему она адресовала последнюю записку, оставленную в двери гостиничного номера 14 сентября 1927 года. Её ждал очередной концерт в Ницце, на который она взяла свой знаменитый красный шарф. С ним в России она танцевала под «Интернационал», и одним из восторженных зрителей был В. Ленин. Со словами, что она на пути к своей славе, женщина заняла заднее место пассажирки «Амилькара», а владелец гаража Фалькетто - сиденье водителя. Что же случилось дальше и как погибла Айседора Дункан?

Нелепая смерть

Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.

Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица - прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.


Top