Художественная литература 2 мл группе. Перспективный план художественной литературы во второй младшей группе

Главная > Литература

Вторая младшая группа. Список литературы для детей от 3 до 4 лет.

Художественная литература Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей. Для чтения детям Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «Заря-заряница». Русские народные сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»,обр. Булатова; «Бычок -черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой. Фольклор народов мира Песенки. «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака; «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина; «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера; «Купите лук...», шотл., пер. И. Токмаковой. Сказки. «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой. Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина, А. Босев «Трое», пер. с болг. В. Викторова, «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой. Проза. О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; К. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; А. Блок. «Зайчик»; С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); И. Косяков. «Все она»; А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); Л. Модзалевский. «Мотылек»; Проза. В. Даль. «Ворона»; Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца -Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце». Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»; Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»; В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Н. Носов. «Ступеньки»; Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»; Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»; М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи", «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); Н. Романова. «Умная ворона»; В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Г. Цыферов. «Про чудака лягушон¬ка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); Е. Чарушин. «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Так и не так». А. Плещеев. «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.); А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); А. К. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок); С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка», «Про Катюшу». З. Александрова. «Кролики», «Купанье»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»; Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»; В. Катаев. «Ежик»; А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»; А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница -то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Митя - сам», «Не буду бояться!», «Жадина»; Р. Сеф. «На свете все на все похоже...»; И. Токмакова, «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек -стайка»; Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»; Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы...», «Где клубок?»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»; К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка». Для заучивания наизусть «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы.

Вторая младшая группа.

  1. Паула Полк Лилльярд Монтессори-педагогика с самого начала Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

    Библиографический указатель

    Каждое утро, мы приветствуем детей и их родителей в прихожей. Однажды, одна молодая мама, немного задержалась в дверях классной комнаты, прощаясь с двумя старшими детьми.

  2. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет)

    Программа

    Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание

  3. Список литературы агейкина З. А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: Автореф дис канд пед наук. М.: 1983

    Документ

    Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (Ассоциативное значение слова в онтогенезе).- Пермь: Изд-во Перм.

  4. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ

    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74

  5. Книга «защита детей от насилия и жестокого обращения»

    Книга

    Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) программы «Партнер».

Чтение художественной литературы во 2 младшей группе является отличным способом для интеллектуального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на коммуникативные качества, а также на развитие речевых навыков.

Значимость чтения в дошкольном возрасте

Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.

Гигиенические аспекты

Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе направлено не только на знакомство дошкольников со стихами. Вместе с ребятами воспитатель выделяет основы здорового образа жизни, формирует у своих подопечных навыки гигиены. Это произведение можно считать настольной книгой для первого знакомства с гигиеной человека. Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе можно проводить в виде кукольного театра, чтобы ребята не только слышали, но и видели, как нужно умываться, чтобы не быть неряшливыми людьми.

Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.

Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».

Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки.

Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.

«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан», Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна; «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой.

Примерный список литературы для чтения детям

во 2-ой младшей группе.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи-ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Картотека художественной литературы в младшей группе

Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»

Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.

Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»

Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.

Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»

Цель: Создание условий для

Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»

Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»

Цель: Создание условий для

ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.

Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

Тема: «Дядя Степа» С.Михалков

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.

Тема: «Пчельникова А. - Птичка»

Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.

Тема: В. Голявкин

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.

Тема: «Сказки народов мира»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.

Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.

Тема: Олеся Емельянова «Врач»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».

Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.

Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.

Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.

Тема: А. Барто «В театре»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.

Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.

Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.

Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.

Тема: К.Ушинский «Лето»

Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.

Комплексно-тематическое планирование

2016-2017 учебный год

ООД (вид деятельности ) Чтение художественной литературы

Возрастная группа 2 младшая группа №1

Часть программы: Вариативная V

Инвариативная _

Подготовила: Лихота Е.В.

УМК:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.

2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.

3. Полная С. Томилова , Издательство : АСТ , Серия: Планета детства , Год выпуска: 2015;

4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО, ; Год выпуска: 2014.

Дата

Организованная образовательная деятельность

Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием

Месяц

Неделя

Тема ООД

Программная цель

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

№1 ОС «Осень» А. К. Бальмонт

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень

Работа по проекту « Осень - чудная пора »

№2 ОС «Осень наступила»

А. Плещеев

Создавать у детей радостное настроение в процессе чтения стихотворения, учить называть признаки времен года, сравнивать приметы осени и лета, воспитывать любовь к прекрасному, радоваться очарованию природы

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень

Работа по проекту « Осень - чудная пора »

№3 ОС «В гостях у сказки» - театр

Вызывать у детей эмоциональный отклик на показ сказки. Воспитывать чувство сопереживания героям. Развивать интонационную выразительность. Учить договаривать предложения вместе с воспитателем.

Интернет-ресурсы, перчаточные куклы, ширма.

«Мой детский сад»

№4 ОС «Айболит» - театр

Сопереживать с героями сказки в процессе просмотра театрализации стихотворения, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

Чуковский К.И,

Куклы би-ба-бо, ширма

«Профессии.

День дошкольного работника»

Октябрь

№1 ОС «Козленок» А.Барто – заучивание стихотворения

Заучивание стихотворения А.Барто. Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Игра-импровизация по тексту стихотворения.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Домашние животные»

№2 ОС «Ёж»- чтение рассказа Л.Н. Толстого

Внимательно слушать новый рассказ, учить связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас. Учить отгадывать загадки.

Толстой А.Н.

Иллюстрации по содержанию произведения

«Музыка»

№3 ОС «Мойдодыр» - чтение

Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия; предоставлять детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; закреплять знания о необходимости чистоты, о предметах гигиены.

Чуковский К.И.

«Я - человек»

№4 ОС «Ежик» а – чтение и заучивание

Учить детей слушать стихотворение, понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение слушать пояснения воспитателя; способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать интерес к объектам природы, любовь к ним; воспитывать любовь к художественной литературе.

Б.Заходер

«Дикие животные»

Ноябрь

№1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

Б.Житков

«Транспорт»

№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского.

Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения.

«Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить»

№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова

Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

О.С. Ушакова

«Растем здоровыми и крепкими»

№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н.

Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Толстой Л.Н.

«Моя семья. День матери»

Декабрь

№1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Я и мое тело, что я знаю о себе?»»

№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС

Рассматривание иллюстраций

Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание.

Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

Иллюстрации к сказке

«Зима»

№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС

Инсценирование отрывков

Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки.

Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь.

Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы

«Мой дом»

№4 ОС «Елка» - Чтение К.Чуковский

Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

«Новый год»

№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина

Рассказывание из личного опыта

Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года

«Новый год»

Январь

КАНИКУЛЫ

№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..»

Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Русское народное творчество»

№3 ОС «Гуси-лебеди»

Чтение РНС

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Книга с иллюстрациями, настольный театр

«Мальчики и девочки»

№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание.

Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Одежда»

Февраль

№1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение

Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Я в обществе»

№2 ОС «Рукавичка»

Чтение УНС

Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде».

Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом.

Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

Книга с иллюстрациями, мнемотаблица

«Масленица»

№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание

Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Наши папы железнодорожники»

№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС

Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

мнемотаблица

«Мой дом»

Март

№1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова

Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…»

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Наши мамы лучше всех»

№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.

В.Маяковский

«Мы помощники»

№3 ОС «Два жадных медвежонка» -

Рассказывание

Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Посуда»

№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой

Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Книжкина неделя»

№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС

Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

Иллюстрации, текст сказки

«Неделя безопасности»

Апрель

№1 ОС «Пришла весна» -

Чтение Л.Н. Толстой

Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации

«Весна - красна»

№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева

Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин.

«День космонавтики»

№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов

Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им).

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова , иллюстрации

«Природа нашего края»

№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак

Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Птицы и животные нашего края»

Май

№1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Комнатные растения»

№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко».

Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Цветы»

№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха»

«Насекомые»

№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город».

Учить внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

«Мой город Северобайкальск»


Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление

Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

В.А. Сухомлинский

Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

  • вырабатывание полного представления о мире;
  • развитие навыков разговорной речи;
  • продолжение знакомства с художественным словом;
  • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
  • развитие восприятия художественных образов;
  • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
  • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

  • художественное слово - чтение текста;
  • рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
  • заучивание наизусть;
  • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
  • соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
  • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
  • дидактические игры.

Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
  2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
  3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
  4. Подбор иллюстраций к книге.

Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

  • смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
  • чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
  • включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
  • использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

Занятие можно составить следующим образом:

  1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
  2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
  3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
  4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
  5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
  6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

Месяц Тема На что направлены занятия
Сентябрь Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного
  • Познакомить с творчеством Саши Чёрного;
  • вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  • развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.
Русская народная сказка «Три медведя»
  • Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой;
  • воспитывать послушание и чувство сопереживания девочке, заблудившейся в лесу.
Октябрь Чтение русской народной сказки «Колобок»
  • Познакомить со сказкой «Колобок»;
  • учить слушать художественное произведение;
  • отвечать на вопросы по его содержанию;
  • рассматривать иллюстрации;
  • развивать слуховое восприятие.
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
  • Познакомить детей со стихотворениями А. Барто;
  • воспитывать добрые чувства, положительные эмоции;
  • учить слушать;
  • учить воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень»
  • Приобщать к поэзии;
  • развивать поэтический слух;
  • вызвать сочувствие к герою стихотворения;
  • научить запоминать стихи.
Ноябрь Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»
  • Познакомить детей с русскими народными потешками;
  • вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • Довести до сознания детей замысел сказки;
  • помочь в оценке персонажей;
  • воспитывать у детей добрые чувства к близким.
Чтение стихов о маме
  • Приобщать детей к поэзии;
  • развивать поэтический вкус;
  • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
  • Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание;
  • вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Декабрь Русская народная сказка «Маша и медведь»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»;
  • помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
  • Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»;
  • вызвать желание послушать ещё раз;
  • показать образы героев;
  • воспитывать интерес к художественным произведениям.
Русская народная сказка «Лиса и волк»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк»;
  • познакомить с образами лисы и волка, с характерами героев сказки;
  • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Январь Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок;
  • учить слушать произведения, отвечать на вопросы.
Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
  • Дать детям представление об образе жизни животных;
  • воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
Февраль Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
  • Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы;
  • воспитывать любовь к животным;
  • сочувствие к детёнышам, попавшим в беду.
З. Александрова стихотворение «Мой мишка»
  • Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;
  • воспитывать добрые чувства;
  • принести положительные эмоции.
Русская народная сказка «Рукавичка»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»;
  • способствовать общему эмоциональному развитию;
  • учить высказываться о характере героев сказки.
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко»
  • Продолжать знакомство с русской народной сказкой;
  • учить осмысливать характеры персонажей.
Март Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
  • Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»;
  • воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
  • Познакомить со стихотворением;
  • учить называть признаки весны;
  • развивать поэтический слух;
  • воспитывать интерес к искусству.
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки;
  • учить пересказывать сказку;
  • тренировать речь.
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
  • Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);
  • помочь запомнить рассказ;
  • развивать память, мышление.
Апрель Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
  • способствовать воспитанию послушания;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»
  • Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»;
  • расширить знание детей о жизни животных;
  • учить осмыслению иллюстраций.
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
  • Познакомить с русской народной сказкой;
  • воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
Май Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца
  • Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;
  • поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?»
  • Познакомить со стихотворением Маяковского;
  • учить различать хорошие и плохие поступки.
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»
  • Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворении Маршака;
  • развивать поэтический слух, память, внимание.

В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.

Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе

Автор и название конспекта Описание материала
Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям).
Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого - вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им.
Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы.
Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»).

Видео: чтение стихов Агнии Барто на занятиях во второй младшей группе

Чтение книг учит малышей бережно относиться к природе, любить родину, способствует формированию образного мышления. Тщательно подготовленное занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе ДОУ гарантирует успех его проведения и хорошее усвоение материала детьми.


Top