Народ абазины численность и место проживания. Абазины в Кабарде — коренной народ Кавказа

Абазины – коренной народ Кавказа , входящий в группу абхазо-адыгейских народов. В данное время народ проживает преимущественно в Карачаево-Черкесии. Самоназвание народа – абаза (также абазги) известно с пятого века до нашей эры, когда народ упомянули в трудах авторы античности. Геродот называл их абасгами. Абхазы называют их ашвы.

Абазины исторически проживали на территории нынешней Абхазии и древней Черкесии. Народ этот очень близок к абхазам, но более был подвержен адыгскому влиянию. Как правило, абазины – это мусульмане-сунниты.

Говорят абазины на абазинском языке, но также владеют адыгским и русским языком . Абазинский язык фонетически сложен и делится на два основных диалекта.

Территория расселения абазинов

Народ издавна живет в предгорьях Главного Кавказского хребта , большинство абазинов проживает в 13 селениях в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, остальные разбросаны по другим регионам России. Небольшие диаспоры живут в Абхазии (355 человек), Турции (12 тысяч человек) и Египте (12 тысяч человек), Сирии, Израиле, Иордании.

Многие абазины, оставшиеся в арабских странах, ассимилировались и даже утратили языковую принадлежность, перейдя на использование турецкого и арабского языков.

К сожалению, данные переписи населения абазинов сохранены только с конца девятнадцатого века. Так, в 1883 году их насчитывалось 9921 человека, а в 2010 году абазинов уже около 68 тысяч человек. Это свидетельствует о неуклонном росте населения.

История народа

Как и абхазы, абазины происходят от протоабхазских племен , населявших в прошлом земли от Сухуми до Туапсе. В памятниках письменности Северного Кавказа есть упоминания об Абазгском царстве (II век), в котором жили абазины и абхазы.

Из нескольких племен к VIII веку сформировался абазинский народ, проживавший на землях северо-западной Абхазии вплоть до XIII века, когда начался период переселения народов на территорию Северного Кавказа.

В XVIII-XIX веках право на данные территории оспаривали Турция и Россия, вследствие русско-кавказской войны произошла эмиграция абазинов, так некоторые селения перебрались в Турцию и другие регионы Российской империи.

До 60-х годов XIX века , абазины проживавшие в горных районах занимались преимущественно скотоводством, разводили коз и овец, лошадей. Абазины, жившие на равнине были земледельцами, выращивали просо, а затем и кукурузу.

Когда же Кубанские земли вошли в состав Российской империи, то эти земли стали активно заселяться славянами, получавшими в свое владение земельные наделы в рамках земельной реформы. Землю распределяли и между абазинами, тогда разведение скота стало нерентабельным, ведь пастбища стали чьей-то собственностью.

Поэтому предпочтение было отдано земледелию, немалую роль играло и пчеловодство.Тогда же, путем объединения было создано и восемь крупных абазинских населенных пунктов, лишь в четырех из них проживали исключительно абазины.

Образование

До прихода советской власти в регион, абазины получали начальное образование в сельских школах и мечетях, лишь самые способные ученики имели возможность продолжать обучение. Только после 1923 года, когда Татлустан Табулов , используя латинский алфавит, создал абазинскую письменность, стало доступным обучение на абазинском языке. А с 1938 года абазинский язык стал использовать кириллицу.

Ремесла и культура абазинов

Среди ремесел, которыми владели абазины, были обработка шерсти и кож, которыми занимались в основном женщины. Многие мужчины отдавали предпочтение кузнечному и оружейному делу. Они изготавливали уникальное холодное оружие, украшаемое золотом, чернью, гравировками. Такое оружие пользовалось большим спросом. Развитие получило и ювелирное дело.

Абазины создали широкий ассортимент национальных блюд, в основе которых используется баранина, говядина и птица. Много блюд и молочных. Для абазинской кухни характерно большое употребление животных жиров. В больших количествах применяются разнообразные приправы, в частности острые.

Весьма интересны легенды и предания абазинского народа, представляющие немалый культурный пласт. Это богатый сказочный эпос, часть сюжетов которого совпадают с общекавказскими и даже мировыми.

Главная тема сказок – труд, а положительные персонажи – люди, владеющие ремеслами. Значительную нишу в абазинском фольклоре заняли пословицы и поговорки, хабары (рассказы-были), загадки, песни.

Огромную культурную роль сыграли музыкальный и танцевальный фольклор. Абазины создали множество оригинальных музыкальных инструментов, о которых писали еще в девятнадцатом веке, самые древние среди них – свирели и дудки. Песенное творчество абазинов представлено во многих жанрах.

Абазины (самоназвание абаза) – ближайший по языку и культуре абхазам народ, как бы его «alter ego», т.е. «второе я». Последняя перепись насчитала их около 40 тыс. Ныне они проживают компактно на территории Карачаево-Черкесии в тринадцати абазинских селениях (аулах), причем одно из них называется «Апсуа», и спорадически в других селениях и городах республики. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской (западнокавказской) группе кавказской семьи языков. По народному преданию, род крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовы) кровно связан с Ачба. У них были одинаковые тамги в виде круга, а в окрестностях Сочи даже имеется местечко Лоо (не оттуда ли родом абхазские цари Леониды?).

Религия. Абазин, как и абхазов, постигла трагическая участь махаджирства (десятки тысяч их, насильственно выселенных, находятся на чужбине). Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, а ранее – православное христианство. Но в их памяти и в литературе сохранились данные народных верований, которые имели много общего с традиционными верованиями абхазов и адыгов, т.е. стремление «держаться более древних суеверных поверий». Например, чудесными свойствами они наделяли в прошлом камни с естественным отверстием и отдельные деревья. Так, абазины, как и абхазы, почитали ореховое дерево и дуб, а тополь считался приносящим несчастье. Там, где рос он, умирали мужчины. Большое место в традиционных верованиях у абазин принадлежало грому и молнии (ср. у абхазов: Афы). В прошлом убитого молнией не оплакивали. Думали, на него пала божья кара. У них, как и у абхазов, были покровительница вод и покровитель лесов («лесной человек»). Встреча с ними считалась нежелательной. Но их можно было победить хитростью, и только тогда они становились верными слугами на всю жизнь.

Общие предки. Существует мнение, что апсилы, абасги, саниги, мисимиане и отчасти зихи были древними общими предками абхазов-абазин. Видимо, поэтому абазины считали себя «отделившимся коленом абхазов». Их страну они называли Большой Абхазией, а свою – Малой. Словом, предки абхазов-абазин сохранили древние этнические термины «апсилы», «абасги», и они одинаковы с их нынешним оформлением «апсуа-абаза». Что касается санигов, то в средневековых источниках они фигурируют на той территории, которую занимали ближайшие родственники абхазов – садзы, говорившие, возможно, на абхазо-абазинском промежуточном диалекте – асадзипсуа. В 1806 г. они помогли владетелю Абхазии Келешбею в борьбе против турков.

Возникает вопрос: откуда и когда произошло переселение абазин и их предков на северный склон Кавказского хребта?

Как известно, в носителях южно-дольменной культуры видят далёких предков абхазского народа. Дольмены и дольменообразные гробницы на реках Теберда и Кяфар (Карачаево-Черкесия) вполне могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через перевалы Абхазии ещё в III–II тыс. до н. э. Эти памятники располагаются на территории, где проживают ныне абазины. Поэтому можно сказать, что какая-то часть ближайших предков абхазов-абазин продвигалась ещё в то время с юга на север.

Этнокультурная общность предков абхазов-абазин, возможно, прослеживается и в более поздних погребальных памятниках I тыс. до н. э. – I тыс. н. э., связанных с обрядом трупосожжения и материалами колхидско-кобанского облика. Этот обряд встречается наряду с обычными захоронениями (трупоположение). Археологически здесь имеет место удачное совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом «колхидско-кобанской металлургической провинции» в период её расцвета (VIII–VII вв. до н. э.) от Новороссийска до Орду (Турция).

Еще позднее, в первой половине I тыс. н. э., трупосожжение наблюдается не только в Абхазии (Цебельда), но и на восточном берегу Чёрного моря, отчасти в Закубанье. С принятием христианства, обряд, связанный с кремационными погребениями, был утрачен.

«Обезы» русских летописей. В разноязычных средневековых источниках абхазы-абазины встречаются в форме «абасги», «обезы», «абаза». Так, в русских летописях сообщалось об «обезах», «авхаза», «обез», от которых несколько королевских дочерей «браны в замужество за великих князей». Например, Изяслав I был женат на княжне «Абассинской». «Обезы» (абхазы-абазины) русских летописей вместе с греческими мастерами участвовали в оформлении знаменитой Софии Киевской (построена в 1037 г.). Считается, что они были приобщены к лику святых и похоронены в самой Лавре. Показательно, что эта церковь по своей планировке напоминает более ранний Моквский храм в Абхазии (967 г.).

Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при московском царском дворе среди послов Кавказа упоминались «абеслинские князья». В 1600 г. московскому послу в Лондоне было указано называть среди северозападных кавказских государств, подчинявшихся Москве, и «абазу». По кабардинскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.

Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. Они, например, помогали своим братьям по крови и языку – абхазам в их междоусобной войне против мегрельских владетелей Дадиани (в 1570-х годах). В другом случае абазины и абхазы, наоборот, поддержали Левана Дадиани в 1623 г. в борьбе против имеретинского царя Георгия.

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю, возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили сторонники Лжедмитрия II.

Причины переселения. Абазины и их древние предки переселялись на северные склоны Кавказского хребта, судя по всему, постепенно (ещё с эпохи бронзы). На более мощные три переселенческих потока могли повлиять реальные исторические события. Во-первых, это византийско-персидские войны в VI в., куда были втянуты все племена и народы Кавказа; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., которое опустошило всю Апсилию, но способствовало консолидации абхазов и абазин в единую феодальную народность, ставшую оплотом Абхазского царства; в-третьих, особенно, татаро-монгольское нашествие и последовавший за этим распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств.

Л.З. Кунижева

Из истории формирования абазинского народа

Абазины (самоназвание - абаза) - коренные жители Кавказа.

До XIV в. они жили на северо-западном побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В период с XIV по XVII вв. абазины стали переселяться на северный склон Главного Кавказского хребта, заселяя верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани, Теберды, Кумы, Подкумка, Малки.

С XVIII в. все группы абазин - тапантовцев и ашхарцев - источники локализуются на землях Северного Кавказа.

В настоящее время абазины компактно проживают на территории Карачаево - Черкесской республики в тринадцати абазинских селениях. Кроме того, они составляют основную часть жителей аулов Псаучье-Дахе, Абазакт, Хумара. Рассеянно абазины проживают в других селениях и городах республики, а также в Адыгее. Численность абазин 33 тыс. человек (1989), в т.ч. в Карачаево-Черкессии - 27,5 тыс. человек. Потомки абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и других странах.

Абазинский язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказских языков; распадается на два диалекта: тапантский и ашкарский. В основу литературного языка положен тапантский диалект. Абазины свободно владеют русским языком, большинство населения хорошо знает кабардино-черкесский язык.

О происхождении абазин

В обширной кавказоведческой литературе имеются разные точки зрения по вопросу происхождения абазин. Большинство специалистов считают, что предками являлись древние абазги, в древности и в эпоху средневековья занимавшие территорию савременнай Абхазии и восточное побережье Черного моря примерно до Туапсе (современный Гудаутский район).

На рубеже нашей эры на территории Абхазии и северо-восточнее от нее вплоть до Туапсе обитали племенные союзы. От современной Гагры до Сухуми размещались абазги. За ними, в горных районах побережья, жили саниги, а к юго-востоку от абазгов и санигов по р. Коракс (соврем. Кодор) Х - апшилы (апсилы). Древние греческие авторы называли апсилов кораксами, а реку Каракс-Кодор-Апсилис. Абазги обитали на побережье Черного моря к северо-западу от апсилов до р. Бзыбь.

Термин абазг //абасг // абаск// абаза прослеживается в сочинениях античных авторов начиная с II в. н.э. В своем труде: «Объезд Понта Эвксинского» греческий автор первой половины II в. н.э. Флавий Арриана племя абасг локализует между лазами и санигами. Он пишет: «За лазами живут апсилы…, с апсилами граничат абасги… Рядом с абасгами - саниги." В прилагаемой к труду карте Флавий Арриар отмечает также реку Абаска, протекающую именно на той территории, где, по его утверждению, располагалось племя абасгов. На современной географической карте реку Абаска можно отождествить с рекой Псоу или Мзымта.

Абасгов, живущих вблизи лазов (калхов), называет также ученый грамматик и поэт III в. до н.э. Ликофрон.

В IV в. до н.э. абасгов среди многочисленных племен Кавказа (колхов, гениохов и др.) называет греческий историк Псевдо-Орфей. В своем сочинении «Описание племен» греческий историк Стефан Византийский (V в.) называет абасгов, живущих в соседстве с санигами. Псевдо-Арриан (V в., средневековый географ) в работе «Объезд Эвксинского моря» писал, что «рядом с лазами живут апсилы, с апсилами граничат абасги, с абасгами живут рядом саниги». Геродот (V в. до н.э., древнегреческий историк) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с сингами, зихами, гениохами, кораксами, колхами, называют также и племя абасгов. В VI в. абасгов называют Прокопий Кесарийский (крупнейший византийский историк VI в.), помещающий их, как и Арриан, северо-западнее апсилов по берегу Черного моря. В четвертой книге своего труда он пишет: «За апсилиями и за вторым краем этого „полумесячного“ залива по берегу живут абасги, границы которых простираются до гор Кавказского хребта… За пределами абасгов живут брухи, находясь между абасгов и аланов. По берегу же Понта Эвксинского утвердились зехи… Абасги имели двух царей - по имени Опситу и Скепарну». Византийская императрица Анна Комнина упоминает в своей «Алексиаде» авасгов. В труде анонимного армянского географа конца VII в. содержится интересное известие о населении Абхазии того времени: «На морском (Понтийском) берегу - страна авазгов, где живут апшилы и авазги до приморского своего города Севастополиса…» Данное сообщение представляет собой интерес в том отношении, что в нем апшилы и абазги названы как обитатели «страны авазгов», а отдельное упоминание абазгов и апшилов говорит о том, что они существовали как самостоятельные этнические единицы. Более того, есть свидетельства о том, что среди довольно большого количества племен, населявших территорию современной Абхазии, к XVIII в. явное преобладание получили абазги. Такое преобладание они получили в силу того обстоятельства, что политически их влияние оказалось сильнее и развитее. Абазги уже с VI в. пользовались политической самостоятельностью. Все перечисленные выше свидетельства античных и раннесредневековых авторов показывают, что они этнически четко отделяли «абазгов» // :абасгов: // :авасгов: // :абасков:-абазин от апсилов, зихов, лазов и других племен, населявших в древности Черноморское побережье. Южная граница Абазгии // Авазгии проходила между Сухуми и Н. Афоном, а северная её граница шла по р. Бзыбь.

«Абазгия» Константина Багрянородного

Когда же произошло выделение самостоятельной абазинской народности? Некоторый свет на этот вопрос может пролить известное сообщение хронографа Константина Багрянородного (Х в.) о том, что «от конца Зихии, т.е. реки Никопсиса, побережье занимает Авазгия до города Сатириуполя на протяжении 300 миль». Сатириуполь обычно отождествляется с Пицундой, расположенной несколько южнее р. Бзыбь; Никопсис - р. Нечепсухо - находится северо-западнее Туапсе. Как видим, «Авазгией» или «Абасгией» Константин Багрянородный называет не всю территорию, заселенную в средние века абхазами и простирающуюся на северо-западную часть Абхазии, от Пицунды и Бзыби до р. Псоу, и далее - восточное побережье Черного моря вплоть до Туапсе и несколько севернее. Упомянута именно та местность, которая исследователями обычно связывается с областью древнего обитания абазин - территория восточного побережья Черного моря между реками Бзыбь и Туапсе. Может быть, именно в «Авазгии» Константина Багрянородного и обитали абазины, представлявшие уже в тот период (Х в.) обособленную часть абхазского и абазинского этнического массива. Ядром в формировании этой обособившейся абазинской народности стали абазги. Кроме абазин, в Авазгии жили и другие этнические группы, родственные как абхазам, так и адыгам. Позднее территорию к северо-западу от р. Бзыбь вплоть до р. Шахе населяли садзы-джикеты и убыхи. Многие исследователи устанавливают родство между садзами-джикетами, причисляя их к южным абазинам. У джикетов были ветви «псху» и «ахчипсоу», а северная часть убыхов называлась «вардане». Псху, Ахчипсоу, Вардане, согласно преданиям, являются исходными пунктами переселения абазин на северный склон Кавказского хребта. Итак, садзы-джикеты и убыхи, обитавшие на территории бывшей «Авазгии» Константина Багрянородного, родственны между собой, а те и другие родственны абазинам. Все это является подтверждением мысли, что именно «Авазгия» была местом формирования абазинской народности, уже в Х в. выделившейся из абхазо-абазинской этнической общности. Таким образом, есть основания полагать, что образование самостоятельной древне-абазинской народности, отличной от абхазской, падает на конец I тыс. н.э., когда у всех племен, из которых образовалась абазинская народность, уже сложились феодальные отношения, и когда абазины занимали определенную территорию между Бзыбью и Туапсе («Авазгия» Константина Багрянородного). Абхазы именовали её «ашва» - «ашвуа». Грузины называли их «джиками», ведь именно на территории «Авазгии» Константина Багрянородного располагались «Джигетия» грузинских авторов. Уже к Х в. могло возникнуть и самоназвание абазин- абаза, что дало возможность Константину Багрянородному именно эту территорию (а не территорию современной Абхазии) назвать «Авасгией» // «Абасгией».

Территория расселения горских народов Северо-Западного Кавказа в I половине XIX века. (из книги Ш.Д. Инал-Ипа).

Археологические данные об абазинах

Что дает нам археологический материал по вопросам этнической истории абазин? Л. Н. Соловьев (археолог) видел в носителях южно-дольменной культуры далеких предков абазинского народа. В Карачаево-Черкессии дольменообразные гробницы известны на реке Теберде и Кяфаре. Следовательно, отдельные факты переселения абазин на Северный Кавказ, в частности в Теберду и Кяфар, имели место уже в III-II вв. до н.э. так именно этим временем датируются дольмены и дольменовидные гробницы. Здесь интересно привести соображение В. И. Морковина (археолог) о том, что дольмены, известные на реках Теберде и Кяфаре, могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через Клухорский перевал из Абхазии. Территория, занятая дольменовидными гробницами, близка землям абазин.

Таким образом, можно предположить, что дольмены и дольменовидные гробницы, которые располагались на территории Карачаево-Черкесии, могли быть отчасти оставлены протоабазинами. Итак, носители дольменной культуры - протоабазины - частично заселяли территорию Карачаево-Черкесии начиная с III–II тыс. до н.э. Известны и более позднее памятники, которые могут принадлежать древнейшим предкам абхазо-абазин. Имеется в виду погребения с кремацией. Погребальные обряды принадлежали к числу важнейших этнографических признаков, отличавшихся в древности особенной устойчивостью, и поэтому имеют большое значение для решения этнографических проблем. Наличие сходства или преемственности в погребальных обычаях может свидетельствовать об этническом единстве, и наоборот, отсутствие такого сходства нередко указывает на этнические различия. Погребений со следами трупосожжений, связываемых с абазинским этносом в Закубанье немного. Датируются они начиная с VII в. С IX-X вв. число их увеличивается. Могильники с трупосожжением в верховьях Кубани и Гоначхирском ущелье датируются VIII-IX вв. Показательно, что этот могильник находится на пути из Абхазии, в частности из Цебальды, на Северный Кавказ через Клухорский перевал. Таким образом, судя па погребениям с кремацией, проникновение отдельных протоабазинских элементов на Северный Кавказ продолжалось с различной степенью интенсивности и в VII-VIII вв. Массовое же движение абазин с восточного побережья Черного моря на восток и северо-восток началась на рубеже XIII-XIV вв.

Абазины в зарубежных и русских источниках

В арабских и персидских исторических сочинениях также упоминается этноним абаза. Так местность «Абаса» называет персидский автор начала XV в. Низами ад Дин Шами в связи с походом Тимура по Северному Кавказу в 1395-1396 гг. Он пишет, что 4 т «Тимур благополучно выступил в поход, прошел через перевалы и ущелья горы Эльбруза и расположился в Абазе». Однако остается неясным местоположение области, находившейся на северных или южных склонах хребта.

В форме «обез» тот же термин известен в русских летописях XII-XV вв., где он обозначает и северокавказских абазин. Судя по летописным известиям, обезы имели классовую структуру, управлялись своими князьями, выдавали своих дочерей замуж за киевских и русских князей. Более подробно об этом сказано в специальной работе Л. И. Лаврова «Обезы» русских летописей. В форме «абаза», «авхаза», «обез» упоминает об абазинах автор «истории Российской». В «Записях о московских делах» под термином «афгазы» обозначены абазины. «Если повернуть с Востока к югу, то около болота Меотиды и Понта, при реке Кубань, впадающей в болота, живут Афгазы» (15. С. 7). Этой же традиции следуют русские источники XVI-XVIII вв., которые неоднократно упоминают имя «обез», «абазги», «авехази», (абаза) в основном применительно к абазинам Северного Кавказа. В «Собрании месяцесловов» говорится, что «к северу от устья Кубанского обитали Абазги // Абазы // Авгазы». И далее отмечается: «Кроме ногайцев и черкесов находятся ещё в сей стране Авеказы на р. Лабе." Отмечая границы Тмутаракани с. Белокуров писал, что «… русское владение находилось в соседстве с ясами (осетины), косогами (черкесы) и обезами (абазины) и др. »

В источниках 17-го столетия этноним «абаза» употребляется как в собирательном, так и в узкоэтническом значении. Жан де Лукка (итальянский монах) считал абазами все население, жившее за черкесами. Д. Асколи (префект доминиканской миссии) употребляет это название (Абасса) при обозначении одного из восьми языков, распространенных на Черноморском побережье; при этом автор подчеркивает, что абазский и черкесский языки различны па происхождению и их носители не понимают друг друга.

Арканджело Ламберти (итальянский католический священник), длительное время живший в Мегрелии, не называет термина абаза, а различает по Черноморскому побережью абхазов (abcassi) и джиков (gichi), т.е. приводит грузинское название абазин Причерноморья. Оба этнонима - «абказ» и «джики» упоминает Жан Шарден (французский путешественник XVII в.), побывавший в Закавказье в 1671 г., обозначая ими народы между Мегрелией и Черкесией. Западноевропейские карты XVI–XVII столетий употребляют разнообразную этническую терминологию. Карты XVI в. называют Черкесию, Абхазию и Джихию. На картах XVII в. помимо Черкесии обозначены Абхазия и Абазия. В последнем случае вероятнее предположить, что последняя включала и абхазские и абазинские племена. Грузинские источники XVII в., как и предшествующих эпох, не знают термина абаза, а четко разделяют соседние им с северо-запада народы на абхазов и джиков. «За Абхазией, с западной стороны реки Каппетисцкали, находится страна, которая со времени появленйя Багратионов (с 575 г.) до сего года (1745) называется Джикетией… " Страна эта одинакова с Абхазией своим плодородием, породой скота, порядками и обычаями. Появление этих этнонимов в грузинских источниках уходит в глубь веков. Во всяком случае, грузинские хроники XI в. упоминают оба этих этнических имени в качестве названия областей Абхазии и Джикети.

Турецкая историография XVII столетия знает имя абаза лишь как собирательное. Эвлия Челеби (турецкий географ и путешественник XVII в.) все население Северо-Западного Кавказа разделяет на две группы: черкесов, занимавших территории к северу от Туапсе, Прикубанье, Кабарду, и абазу, к которым относилось население побережья и горной паласы к юга-востоку от Туапсе вплоть до Мегрелии. Автор перечисляет 15 абазских обществ, анализ названий и местоположения которых показывает, что эти общества были абхазскими, абазинскими и убыхскими. Следует сказать, что Эвлия Челеби обозначает термином „абаза“ лишь население южных склонов Кавказского хребта, тогда как северокавказские абазины в его сочинении представлены под именами локальных групп (бибярдовцев, дударуковцев и т.д., которых он располагает по восточному берегу р. Инджыка (Большой Энджык или Большой Денджик, который впадает в Кубань), в верховьях последней он располагает кабак Дударукай» (45. С. 706–707, 764). Объединение в средневековых (турецких, частично западно-европейских) источниках под одним названием разных народов, населявших Черноморское побережье (абазин, частично абхазов, убыхов), можно объяснить не названием авторами конкретной этнической обстановки этих районов Кавказа, а скорее языковой и культурной близостью живших здесь народов.

Но, несмотря на большую языковую и культурную близость абазинской этнической общности, составлявшие её группы всегда имели отличительные особенности, которые давали право окружающим абазу народам выделять в ней несколько этносов. Это нашло отражение в грузинских источниках (абхази и джики). Адыги различали по побережью абазин (абаза), убыхов и абхазов (азыгьа). Сами абхазы выделяли из общей массы абазоязычного населения Причерноморья своих северозападных соседей - абазин и убыхов, называя первых асадзуа.

Русские источники употребляли термин абаза преимущественно в узкоэтническом значении. Это относится как к документам XVII в., так и к источникам XVIII в., в которых Абазой называли и территорию и северокавказских абазин - Малая Абаза, - южных абазин - Большая Абаза. В этом же плане термин абаза используется и в трудах западноевропейских авторов. Так, Главани пишет об округе Бескесек - абаза на Северном Кавказе и области Абаза - территории обитания южных абазин. «Бескесек абаза,- сообщает путешественник, - и по языку и происхождению - абазы». Название Бескесек - Абаза значит «пять поселений», а именно: первое называется Дударук и имеет 200 жилищ; второе Лауказе, с 200 жилищ; третье - Биберди - 120 жилищ; четвертое - Кимлик - 60 жилищ; пятое - Трам - 40 жилищ; за этим округом находится округ Бесслибай, имеющий бея и 200 жилищ. Па мнению Гюльденштеда, в область Абазы входили территории в городах и на южных склонах хребта - против Черного моря до Рабанта, находившегося к югу от Анапы.

Паллас в состав Большой Абазы включал башилбаевцев, баракаевцев, а также абадзехское общество Туби, шапсугов, натухайцев и убыхов, что в известной мере подтверждает генетическую связь этой части адыгов с абазинами. Малая Абаза или Алтыкесек (шесть частей), по сведениям того же автора (Палласа), была областью расселения абазин - тапанта; Джантемир, Клич, Лоу, Биберт, Дударук. Он отмечает, что абазинские деревни лежат в 4 верстах от Нарзана. Деревня Трам - Трам кабак - расположена около Бештау и Подкумка. Он же приводит более конкретные данные о численности населения абазинских селений: Лоу - около 1500.душ; Биберт - около 1600 душ; Клич - 600 душ; Джантемир - 1700. Селение Клич по Палласу располагалось по р. Калмурзе, правом притоке Кубани, Трамкт по р. Теберде, у слияния с Кубанью с левой стороны против речки Сона или Шона, Лоукт - на Карданике, Асланкт - на речке Хесаут, Дударукокт - на Малом Зеленчуке, Биберт - у ручья Марух, Кечега - на правом берегу Кубани напротив селения Клич.

На основе самоназвания народа абаза в русских документах XVIII столетия образуется этноним абазины, употреблявшийся в этнографической литературе последующего времени для обозначения северокавказской группы абазин. Однако первоначально термин абаза прилагается только к группе тапанта (алтыкесек). Лишь в литературе XIX в. абазинами стали называть также группу абазин, говорившую на диалекте шкарауа. Источники XVII в. сравнительно подробно и часто описывают абазин. Среди них наиболее ранние сведения содержатся в сочинениях Главани, который включает в Бескесек-абазу (т.е. пятидольную абазу) группы Дударук, Лауказ (Лоу), Биберди, Кимлик (Клич), Трам. Имена Кимлик и Лауказ Л. И. Лавров связывает с клычевцами и лоовецами. В сочинении Пейсонеля, относящемуся к середине XVIII столетия, известны имена дударуковцев, бибердовцев, лоовцев. В составе тапанта (алтыкесек) по сведению Палласа, было шесть подразделений: Лоу, Биберд, Дударук, Клыч, Кяч, Джантемир. Кроме того, выделялась группа абазин Тамовых.

В объяснении к- карте Кабарды 1744 г. алтыкесек-абаза разделена на Нижнюю, Среднюю и Екепцакскую. Па данным этой карты, в верховьях Кумы находились абазинские кабаки, по правому берегу р. Малки до 1743 г. находилось селение Бабуково. В русских источниках XVIII в. упоминание абазин-тапанта и его отдельные подразделения непрерывно увеличивается. Абазины известны под именем алты-кесек (шесть частей), а также как Малая Абаза. Они занимали длинную полосу по верховьям р. Кубани, Теберды, Урупа, Аксаута, Марухи, Малого и Большого Зеленчуков, верховья Кумы и Подкумка. Бибердов аул существовал на Урупе да 1829 г.; Лоов аул был расположен по правую сторону Кубани, подле реки Кумы, Дударуков - по левому берегу Кубани, Клиш - по реке Малый Зеленчук, Джантемировы аулы и Кияш - по Куме и Подкумку небольшими усадьбами были разбросаны до самой Кисловодской крепости. Группа абазин-шкарауа включала шесть локальных подразделений, из которых башилбаевцы, чаграй, баговцы и баракаевцы известны уже в источниках середины XVII столетия. Во времена Челеби часть этих племен обитала на. Северном Кавказе, часть - на южных склонах хребта. Кроме названных племен в составе абазы турецкий путешественник называет горную страну Садша, принадлежавшую Сиди-Ахмет-паше. Эвлия Эфенди Челеби отмечал, что «… за горами далее мы пришли к племени Кечилар… в ней до 75 деревень,… к северу, среди гор находится Садша, страна принадлежащая Сиди-Ахмет-паше» (45. С. 173). Пейсонель, перечисляя адыгские и абазинские племена, вслед за башилбаевцами упоминает племя сейди. В этом названии можно усмотреть фамилию Сиди, о которой пишет Челеби, - в середине XVII в. владетелей страны Садша, а в поздних источниках известных как башилбаевские князья Сидовы. Так, в литературе XIX в. встречается название башилбаевского аула Магомет-Гирея Сидова. Таким образом, в прошлом столетии Сидпа были абазинами-шкарауа (башилбаевцами). В «Воспоминаниях» Ф. Ф. Торнау башилбаевское общество, над которым властвовал Сидов, находилось на Урупе (40. С.108).

В XVIII в. особенно часты упоминания шкаруа в западноевропейских источниках. Главани называет бесслибай - башилбаевцев, баговцев, округ эбаги Бараки баракаевцев. Пейсонель - башилбаев, шахгиреев, баракаев, баговцев. Все шесть подразделений шкаруа названы Гюльденштедтом, из которых три (башилбай, баг, баракай) обозначены им на карте Кавказа. В русских источниках XVIII в. группа шкаруа почти неизвестна. Так, документ 1753 называет только владения Кязилбек и Чигерей, т.е. шахгиреевцев, в документе 1788 г. сообщается о взятии аманатов у башилбаевцев.

Абазины, жившие на южных склонах Кавказского хребта, в начале XIX в. включали медовеевцев, в состав которых входили горные общества Псху // Псуо, Ахчипсы // Ахчипсау, Аибга // Айбога, Чужгуча, а также прибрежное население от Гагры до Сочи, т.е. общества Цандрыпш, Кечба, Аредба, Баг и др. Псхо располагались у источников Бзыба и Анапа. Ачипссу, Айбога и Чужгуча - на верховьях Мдзымта, Псоу и Мцы. Последние были известны в источниках под собирательным именем медовей. Известия о них более скудны, чем о северокавказских абазинах. Вплоть до XVIII в. западноевропейские и турецкие авторы называли их собирательным именем абазы, а грузинские источники - джиками. Более подробно о южноабазинских обществах пишет Челеби. Он также упоминает медовеевцев, в числе которых он различает Псху, Ахчипсы, Беслеб, Чаграй, далее он описывает приморские общества Кечлер, Аредба, Арш.

Последующие - очень суммарные сведения о южной абазе относятся к ХУIII столетию. По свидетельству Главани, в первой четверти XVIII в. по побережью Черного моря жили 24 независимых абазинских бея. Пейсонель пишет о нескольких населенных пунктах, названия которых свидетельствуют о правильности данных Челеби. Это Артлер, Качилер и др. В северо-западной части Абхазии, по сведениям Гюльденштедта, располагались округа Хырпыт, Аибга, и пять фамилий Мудавей.

Использованная литература

1. Лавров Л. И. Абазины (историко-этнографический очерк) - Кавказский этнографический сборник. М. 1955. Вып. 1.

2. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М. 1973.

3. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-нач. XIX в. М. 1974.

4. Анчабадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976.

5. Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I, II. СПб. 1893–1900.

(биографический справочник).
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    422 (перепись 2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария :
    418 (перепись 2010)
  • Москва Москва :
    318 (перепись 2010)
  • Краснодарский край Краснодарский край :
    279 (перепись 2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ :
    236 (перепись 2010)
  • Московская область Московская область :
    139 (перепись 2010)
  • Ростовская область Ростовская область :
    112 (перепись 2010)
  • Адыгея Адыгея :
    84 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    84 (перепись 2010)
  • Турция Турция :
    12 000 (оценка)
    Египет Египет :
    12 000 (оценка)
    Абхазия Абхазия :
    355 (перепись 2011)
    Украина Украина :
    128 (перепись 2001)

    Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами , колхами , называет также и племя абасгов . Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

    Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии . В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии.

    Также ранее абазины проживали в количестве 15 аулов Зольского района Кабардино-Балкарии, однако в настоящее время все они были ассимилированы кабардинцами потеряв язык и культуру абазин.

    По данным древнегреческого историка Геродота Абазины произошли от Абхазов. Точнее отдельные изгнанные группы людей за преступления отделились от Абхазов и в дальнейшем которые образовали нацию Абазины. Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы , тамовцы , кизилбековцы , шахгиреевцы , баговцы , баракаевцы , лоовцы , дудароковцы , бибердовцы , джантемировцы , клычевцы , кульбековы .

    Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам , однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

    Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.:

    Язык

    Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа) , которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

    История

    Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

    Апостол Андрей

    В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан , абазгов и зикхов .

    Абазгия и Абазгское царство

    Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия . В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство ». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии , превышало количество родственных им абхазов . В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

    К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

    16 век

    Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков .

    18 век

    19 век

    В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

    Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью - предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный - Нарсткий эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса - тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

    Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

    Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

    Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос , различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

    (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.

  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) - Банкир г.Тегеран. Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей - Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней - ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич - абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР
  • * Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа) - доктор физико-математических наук, профессор
    • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а.Апсуа) - абазинский композитор, педагог, Заслуженный работник КЧР

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание абаза) народ в Российской Федерации, в Карачаево Черкесии (27 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 33 тыс. человек (1992). Живут также в Турции (10 тыс. человек) и арабских странах. Общая численность 44 тыс. человек (1992).… … Большой Энциклопедический словарь

    АБАЗИНЫ, ин, ед. инец, нца, муж. Народ, живущий в Карачаево Черкесии и в Адыгее. | жен. абазинка, и. | прил. абазинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево Черке сии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо адыгской группы северо кавказской… … Русская история

    Абазины - (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АБАЗИНЦЫ цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской … Энциклопедический словарь

    абазины - абазины, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    - (самоназвание абаза) народ, живущий в Карачаево Черкесской АО; отдельные группы встречаются в Адыгейский АО и районе Кисловодска. Численность 20 тыс. человек (1959, перепись). Говорят на абазинском языке (См. Абазинский язык). Предки А.… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназвание абаза) народность, живущая в Карачаево Черкесской АО, Кабардино Балкарской АССР, Адыгейской АО и в р не Кисловодска. Числ. 20 т. ч.(1959). Язык абазинский, абхазо адыгской группы кавк. семьи языков. В древности предки А. обитали в… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Народ абхазо адыгской этноязыковой группы, составляющий коренное население Карачаево Черкессии и Адыгеи. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Книги

    • , Дзыба Валерий Алиевич. Монография В. А. Дзыбы "Абазины в войнах России…"являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в…
    • Абазины в войнах России XIX - начала XX века , Дзыба Валерий Алиевич. Монография В. А. Дзыбы`Абазины в войнах России `являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в…
    
    Top