Рихард вагнер биография кратко самое важное. Рихард вагнер краткая биография

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы. Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает. А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве. В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети. Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру. Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине. Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга. Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью. На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка. Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы. Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков.

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал. С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех. Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали. Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви». Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете. Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех. При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим. Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить. Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова. На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения. Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии. На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины. Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына. Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.

ВАГНЕР Рихард
(Wagner, Richard) (1813-1883), великий немецкий композитор. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.

Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы К.М.Вебера (вхожего в дом Вагнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. Он проявил также тягу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений - увертюра си-бемоль мажор. В университете Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т. Вайнлигом, кантором школы св. Фомы. Тогда же он познакомился с людьми, связанными с польскими революционерами-изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа Тышкевича в его путешествии в Моравию, а оттуда направился в Вену. В Праге его только что законченная симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а 10 января 1833 состоялось ее публичное исполнение в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.
Годы нужды. Спустя месяц благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получил должность репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. Он энергично принялся за дело, продолжая при этом занятия композицией. В лейпцигской "Газете элегантного света" Вагнер опубликовал статью "Немецкая опера", по сути предвосхитившую его более поздние теории, и приступил к сочинению оперы Феи (Die Feen, на сюжет К.Гоцци), первой работе композитора в данном жанре. Однако опера не была принята к постановке в Лейпциге. В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился. Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился (хотя выступавшая там знаменитая певица Вильгельмина Шредер-Девриент высоко оценила дирижерское искусство Вагнера) и был не прочь подыскать другое место. Он поработал в Кенигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время уехала от мужа. Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений - увертюры Правь, Британия! (Rule, Britannia) и оперы Запрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Шекспира Мера за меру). После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом. В их доме он впервые прочел роман Э.Булвер-Литтона Кола Риенци - последний трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), который показался ему подходящим материалом для оперного либретто. Он принялся за работу в надежде получить одобрение знаменитого парижского мэтра Дж. Мейербера, ведь Риенци написан в жанре французской "большой оперы", а Мейербер был ее непревзойденным мастером. Осенью 1838 Рихард вновь соединился с Минной в Риге, однако театральные интриги вынудили его вскоре покинуть театр. Супруги отправились в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красноречиво повествует в своей автобиографии Моя жизнь (Mein Leben). Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы Летучий голландец (Der fliegende Hollnder). Чета Вагнеров провела во Франции два с половиной года (с 20 августа 1839 по 7 апреля 1842). Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоянного заработка, Рихард развернулся в Париже в полную силу. Обаяние, блеск интеллекта обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей. Так, Ф. Хабенек, дирижер парижской "Гранд-Опера", авторитетно засвидетельствовал выдающееся композиторское дарование Вагнера (на того, в свою очередь, произвела глубокое впечатление интерпретация Хабенеком произведений Бетховена); издатель М. Шлезингер дал Вагнеру работу в издаваемой им "Музыкальной газете". Среди сторонников композитора были немецкие эмигранты: специалист по классической филологии З. Леерс, художник Э. Киц, поэт Г. Гейне. Мейербер благосклонно отнесся к немецкому музыканту, а кульминацией парижских лет стало знакомство Вагнера с Г. Берлиозом. В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра Фауст (Faust), завершена партитура Риенци, закончено либретто Летучего голландца, возникли замыслы новых опер - Тангейзера (Tanhuser, результат чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и Лоэнгрина (Lohengrin). В июне 1841 Вагнер узнал, что Риенци принят к постановке в Дрездене.
Дрезден, 1842-1849. Воодушевившись полученным известием, чета Вагнеров решила вернуться на родину. В Лейпциге (где им помогло семейство Брокгауз), Мюнхене и Берлине Вагнер встретился с рядом препятствий, а прибыв в Дрезден, обнаружил недовольных оркестрантов, перед которыми партитура Риенци ставила необычные задачи, постановщиков, которым либретто оперы казалось слишком длинным и запутанным, и художников, отнюдь не расположенных тратить деньги на костюмы для никому не известной оперы. Однако Вагнер не сдавался, и его усилия увенчались триумфальной премьерой Риенци 20 октября 1842. Результатом успеха явилось, в частности, сближение Вагнера с Ф.Листом, а также приглашения продирижировать концертами в Лейпциге и Берлине. Вслед за Риенци в Дрездене в начале 1843 был поставлен и Летучий голландец. Хотя эта опера выдержала только четыре представления, имя Вагнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843 он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы). Эта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора из разных городов Германии. Вагнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, справился с нашествием кредиторов - так же, как с предыдущими и последующими инцидентами такого рода. У Вагнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполнять партитуры Бетховена - кумира молодого Вагнера; одновременно он проявлял заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. Он добивался освобождения театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремился к расширению репертуара церковной музыки введением в него творений великого Палестрины. Естественно, подобные реформы не могли не вызвать сопротивление, и хотя многие дрезденцы поддерживали Вагнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848 - вскоре после революционных событий в городе - Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста. Между тем композиторская слава Вагнера росла и крепла. Летучий голландец заслужил одобрение маститого Л.Шпора, который исполнил оперу в Касселе; она шла также в Риге и Берлине. Риенци был поставлен в Гамбурге и Берлине; премьера Тангейзера состоялась 19 октября 1845 в Дрездене. В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос Песнь о нибелунгах и часто выступал в печати. Благодаря участию Листа - страстного пропагандиста новой музыки - в Веймаре были осуществлены концертное исполнение третьего акта только что законченного Лоэнгрина и постановка Тангейзера в полной (т.н. дрезденской) редакции. В мае 1849, находясь в Веймаре на репетициях Тангейзера, Вагнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где провел следующие 10 лет.
Изгнание. Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка, жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживаниям немецкого музыканта. За этим скандалом последовал другой, приобретший большую огласку: речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената, давшего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера. В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, включая Искусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), Оперу и драму (Oper und Drama), а также совершенно неуместный памфлет Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik). Здесь Вагнер обрушивается с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Берне; что касается Гейне, то Вагнер даже выражал сомнение в его умственных способностях. Помимо литературного труда, Вагнер выступал как дирижер - в Цюрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в сезон 1855 в Филармоническом обществе в Лондоне. Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen). В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии - Смерть Зигфрида (впоследствии финал цикла - Гибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал возможности веймарского театра. Как писал композитор своему другу Т.Улигу, в ту пору он уже представлял себе Кольцо нибелунга как "три драмы с трехактным вступлением". В 1857-1859 Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа - Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера). Тристан был почти закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию: это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая вновь заявила о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем. Выдворенный из Венеции австрийской полицией, композитор отправился в Люцерн, где и завершил работу над оперой.



Около года Вагнер не встречался с женой, однако в сентябре 1859 они вновь съехались в Париже. Вагнер предпринял еще одну попытку покорения французской столицы - и опять потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, кроме убытков. Годом позже премьера Тангейзера в "Гранд-Опера" - в новой, сделанной специально для Парижа, редакции - была освистана разбушевавшимися членами "Жокей-клуба". Как раз в это время Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернуться в Германию, в любую область, кроме Саксонии (этот запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное разрешение для поисков театра, который взялся бы за постановку его новых опер. Ему удалось обратить в свою веру нотоиздателя Шотта, который выдавал ему щедрые авансы. В 1862-1863 Вагнер совершил ряд концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег - на этот раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле - в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Эрнест Ньюмен, "большинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки".
Мюнхен. Второе изгнание. В этот момент пришла нежданная помощь - от Людвига II, который только что взошел на королевский престол в Баварии. Больше всего на свете молодой король любил оперы Вагнера, - а они исполнялись в Германии все чаще и чаще - и пригласил их автора в Мюнхен. Летом 1865 королевская труппа осуществила премьеру Тристана (четыре спектакля). Незадолго до того Козима фон Бюлов, с которой Вагнер с конца 1863 связал свою жизнь, родила ему дочь. Это обстоятельство давало политическим оппонентам Вагнера в Баварии повод настаивать на удалении композитора из Мюнхена. И снова Вагнер стал изгнанником: на этот раз он поселился в Трибшене на берегу Люцернского озера, где провел следующие шесть лет. В Трибшене он закончил "Мейстерзингеров", "Зигфрида" и большую часть "Гибели богов" (две другие части тетралогии были завершены десятилетием ранее), создал ряд литературных трудов, наиболее важные из которых - О дирижировании (ber das Dirigieren, 1869) и Бетховен (1870). Он также завершил автобиографию: книга Моя жизнь (изложение в ней доведено только до 1864) появилась по настоянию Козимы, которая после развода с фон Бюловым стала женой Вагнера. Это случилось в 1870, через год после рождения единственного сына композитора - Зигфрида. К тому времени Минны Вагнер уже не было в живых (она умерла в 1866). Людвиг Баварский, разочаровавшись в Вагнере как человеке, неизменно оставался страстным поклонником его искусства. Вопреки серьезным препятствиям и собственным предубеждениям он добился постановки в Мюнхене Мейстерзингеров (1868), Золота Рейна (Das Rheingold, 1869) и Валькирии (Die Valkre, 1870), и столица Баварии превратилась в мекку для европейских музыкантов. В те годы Вагнер стал бесспорным лидером в европейской музыке. Избрание в Прусскую королевскую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии Вагнера. Теперь его оперы ставились по всей Европе и часто встречали у публики горячий прием. Новый закон об авторском праве упрочил его материальное положение. Э.Фрич опубликовал собрание его литературных трудов. Оставалось лишь осуществить мечту о новом театре, где могли бы получить идеальное воплощение его музыкальные драмы, а их Вагнер теперь осмысливал как источник возрождения немецкого национального самосознания и немецкой культуры. Понадобилось много труда, поддержка доброжелателей и финансовая помощь короля, чтобы начать строительство театра в Байройте: он был открыт в августе 1876 премьерой Кольца нибелунга. Король присутствовал на спектаклях, и это была первая его встреча с Вагнером после восьмилетней разлуки.



Последние годы. После торжеств в Байройте Вагнер с семьей совершил путешествие в Италию; он встретился с графом А.Гобино в Неаполе и с Ницше в Сорренто. Когда-то Вагнер и Ницще были единомышленниками, но в 1876 Ницше заметил в композиторе перемену: имелся в виду замысел Парсифаля (Parsifal), в котором Вагнер после "языческого" Кольца нибелунга возвращается к христианским символам и ценностям. Более Ницше и Вагнер не встречались. Поздний период философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как Есть ли у нас надежда? (Wollen wir hoffen, 1879), Религия и искусство (Religion und Kunst, 1889), Героизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере Парсифаль. Эта последняя опера Вагнера в соответствии с королевским указом могла исполняться только в Байройте, и такое положение сохранялось до декабря 1903, когда Парсифаль был поставлен в нью-йоркской "Метрополитен-опера". В сентября 1882 Вагнер снова отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и один из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы Ванфрид. Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930). В один год с нею скончался Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную роль в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений. В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: "Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью". Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где театр трактуется как храм, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи - созданная Вагнером музыкальная драма.
ЛИТЕРАТУРА
Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, ч. 1-4. М., 1911-1912 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Левик Б.В. Рихард Вагнер. М., 1978 Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ВАГНЕР Рихард" в других словарях:

    - (Wagner) Вагнер Рихард (Wagner, Richard) (1813 1883) Немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Среди произведений оперы Риенци (1840), Летучий голландец (1841), Тангейзер (1845), Лоэнгрин (1848), Тристан и Изольда (1859), Нюрнбергские… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (1813 83) немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере драме осуществил синтез философско поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов,… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер. Рихард Вагнер Richard Wagner … Википедия

    Вильгельм Рихард Вагнер Wilhelm Richard Wagner Дата рождения 22 мая 1813 Место рождения Лейпциг Дата смерти 13 февраля 1883 … Википедия

    - (1813 1883), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере драме осуществил синтез философско поэтического и музыкального начал. В произведении это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов,… … Энциклопедический словарь

Творчество Рихарда Вагнера стало символом перелома в музыкальных традициях Европы XIX века. Он совершил смелые открытия, не боясь осуждения и полагаясь лишь на собственную безупречную музыкальную интуицию. Вагнеру выдалась непростая судьба, но, возможно, именно те тягостные испытания, которые пришлись на его долю, и послужили толчком для революционных изменений не только оперных, но и симфонических жанров. Великий реформатор, оказавший значимое влияние стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а фестиваль его имени по сей день собирает только лучших представителей музыкального искусства.

Краткую биографию Рихарда Вагнера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 октября 1813 года, став младшим сыном в многодетной семье полицейского чиновника, в немецком городе Лейпциге. Отец семейства неожиданно умер от тифа, так и не увидев своего шестимесячного наследника. Чуть позже мать Вагнера снова вышла замуж, и отчимом маленького Рихарда стал Людвиг Гейер. Он занимался живописью, играл в театре и всячески поддерживал любые творческие начинания приемных детей, став им, по сути, настоящим отцом. Меньше чем через год Гейера пригласили служить в королевском театре, и семья перебралась в Дрезден, где Рихард начал своё образование под фамилией отчима. Когда мальчику было 14 лет, Людвиг скоропостижно умер. Мать была вынуждена вернуться в родной Лейпциг.


Вдохновленный творчеством Бетховена , Рихард начинает заниматься музыкой в школе при церкви святого Фомы, где его когда-то крестили. За довольно короткий срок молодой человек проявляет настоящий талант и начинает пробовать свои силы в композиторском искусстве, причем довольно успешно: в период с 1828 по 1832 год он создаёт сонаты, фортепианные пьесы, в том числе увертюру Фауст, произведения для оркестра, симфонию. Многие из этих произведений вскоре были исполнены на концертах, на тот момент Вагнеру не было ещё и 20 лет.


Согласно биографии Вагнера в 1833 году он покидает родной город, отправившись по приглашению брата в Вюрцбург. Затем три годаРихард живёт в Магдебурге, посещает Кёнигсберг, на два года останавливается в Риге. Созданные в это время первые оперы не получили высоких оценок, но Вагнер не останавливается на достигнутом, и следующая опера, «Риенци, последний трибун», становится вполне успешной.

Композиторская деятельность не приносила достойного дохода, и вскоре Вагнер погряз в долгах, от которых решил скрыться в Париже. Туда он тайно перебрался вместе со своей супругой, актрисой Минной Планер. Однако и в этом городе Рихард не нашел признания и финансового благополучия, несмотря на то, что не гнушался даже такой низкооплачиваемой и рутинной работы, как переписывание нот. Но талант и удивительная работоспособность вскоре дали свои плоды: Вагнер доводит до совершенства произведения «Риенци» и «Фауст». Первая из них даже имеет определенный успех в Дрезденском театре в 1842 году. В этот период жизненные перипетии заставляют его серьезно пересмотреть свои взгляды на жизнь и творчество. Всего через год в том же зале проходит премьера «Летучего голландца», в постановке которой сам автор принимает живое участие, а затем – «Тангейзера». Кажется, Вагнер наконец-то нашел своё пристанище в Дрездене: он много пишет, посвящает время композиции, из-под его пера выходит множество произведений в различных жанрах.

Поток творческого самосовершенствования был прерван революцией в Германии 1848 года. Вагнер решил не оставаться в стороне от столь судьбоносных событий и горячо поддерживал революционеров. Но когда оппоненты заняли Дрезден, музыкант все же покинул город, подаривший ему настоящее признание.

Дирижер-реформатор и его личная жизнь


Биография Вагнера гласит, что следующее 10-летие он прожил в Швейцарии. В это время Рихард пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах. Ни литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол».

Но была в тот период и другая причина столь длительного кризиса в жизни композитора - Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем таланта Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужем Матильды стали препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений Вагнера. Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми «Золото Рейна», «Валькирия», «Тристан и Изольда », а также несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову, сам музыкант на тот момент был официально женат.

Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь Вагнера в 1834 году. Она примадонна Магдебургского театра, старше Вагнера на три года. Через полтора года после первой встречи они поженились, и их брак продлился 30 лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь не равно их качеству. У Минны и Рихарда очень скоро выявились абсолютно разные жизненные цели и стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства, его же все время тянуло на приключения. Роман Вагнера с Матильдой окончательно разрушил брак, а когда стала очевидной бесперспективность отношений с замужней дамой, начался новый виток в личной жизни музыканта.

Новым чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца Листа Казиме, которая на тот момент была замужем и имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради главной любви своей жизни, и в 1870 году они с Рихардом поженились. Этот брак подарил Вагнеру троих детей, младшим из которых стал сын Зигфрид - долгожданный и любимый наследник. А Казима стала не только хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в делах творческих, а также самой преданной его поклонницей.

Байройтский театр


Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал, что для достойного исполнения «Кольца нибелунга» ему понадобится оперный зал, значительно отличающийся от всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его главной мечтой становится собственный театр, где он мог бы реализовать все задуманное.

В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в баварский город Байройт. Осмотрев имеющийся там один из самых больших театров, он все же приходит к выводу, что и здесь не все соответствует требованиям для постановки главного произведения его жизни. И вдруг Вагнеру поступает неожиданное и судьбоносное предложение: глава города выделяет землю под новый театр, а местный банкир соглашается частично финансировать строительство.

Байройтский театр Вагнера принял первых зрителей в августе 1876 года, когда состоялась премьера его монументальной оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее убранство театра настолько же отличается от общепринятых представлений, насколько новая опера Вагнера разрушает классические каноны. Здесь нет привычных неоклассических элементов декора в виде порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже традиционной огромной люстры, так что зрительный зал выглядит довольно аскетично. Главная идея Вагнера заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не будет отвлекать зрителя от оперного искусства.


Решая вопрос об изменении роли оркестра в новой опере, Вагнер также изменил местонахождение музыкантов. Оркестровая яма в его театре располагается практически под сценой, а направляет звуковую волну огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка сначала доходит до актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал.

После смерти Вагнера Казима взяла на себя организацию ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который по сей день остается одним из самых престижных в мире классической музыки.

Последние годы жизни

Получив в распоряжение собственный оперный театр, Вагнер почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он проживал на вилле, построенной специально для него, купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством местных знатных богачей.

Последним написанным произведением стала опера «Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение пяти лет. Премьера прошла с оглушительным успехом, и через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в Венецию. Там он проходил курс поддерживающих процедур от болезни легких. Вагнер скончался неожиданно, 13 февраля 1883 года. Тело композитора перевезли в Баварию и похоронили в поместье, где он провел последние годы жизни, с осознанием того, что достиг всего, о чем когда-то грезил.



Интересные факты

  • Существует мнение, что Людвиг Гейер был настоящим отцом Вагнера. Артист был близким другом семьи в течение нескольких лет. Один из исследователей биографии Вагнера обратил внимание на то, что сам Рихард однажды усмотрел сходство между своим сыном и отчимом. Официальных подтверждений этой версии нет, однако доподлинно известно, что Вагнер был сильно привязан к Гейеру и во всем стремился подражать ему.
  • В церкви Святого Фомы, где был крещен и начал своё музыкальное образование Вагнер, в течение четверти века служил кантором Иоганн Себастьян Бах .
  • Первый камень в здание будущего Вагнеровского театра был заложен в день рождения музыканта, 22 мая 1872 года.
  • Цикл из 4 опер «Кольцо нибелунга» имеет общую продолжительность исполнения около 15 часов.
  • Байройтский театр работает по назначению всего 4 недели в году - с июля по август, во время Вагнеровского фестиваля. Все остальное время его можно осмотреть на экскурсии, но насладиться уникальной акустикой нельзя.
  • Вагнер был ярым антисемитом, вследствие чего некоторые его статьи сегодня признаны экстремистскими и запрещены к публикации.
  • Когда перед премьерой «Парсифаля» Вагнер узнал, что король выбрал в качестве дирижёра Германа Леви, бывшего евреем, композитор пытался всеми силами нарушить планы монарха, и даже требовал, чтобы Герман крестился, но тот категорически отказался.
  • Всю свою жизнь Вагнер панически боялся «чертовой дюжины» – числа 13. Он родился в 13 году, а количество букв в его имени, написанном латинскими буквами, равняется также 13. Он категорически запрещал назначать премьеры своих опер на 13-е число. По странному стечению обстоятельств, умер маэстро именно 13 февраля.


  • Из биографии Вагнера мы узнаём, что в период проживания в Париже композитор был настолько беден, что решился пойти на унизительную для него должность хориста. Однако во время прослушивания выяснилось, что у музыканта совершенно нет голоса, и его певческих способностей не хватит даже для хора.
  • Во время выступлений Вагнера в Британии, многих ценителей искусства раздражало, что он дирижирует произведения Бетховена наизусть. Это посчитали пренебрежением к великому композитору и сделали Рихарду замечание. На следующем выступлении перед дирижёром стояла партитура, а после его стали хвалить и указывать на то, что оркестр звучал намного лучше. На самом деле Вагнер установил на пюпитре совсем другую партитуру, да к тому же вверх ногами, а дирижировал, как привык – по памяти.
  • Вагнер всегда создавал либретто для своих опер самостоятельно, и никогда не соглашался на предложения других авторов использовать их тексты. Очередному поэту Вагнер отказал, сообщив, что его произведение займёт место в его библиотеке из предложенных ранее либретто под номером 2985.


  • Талант Вагнера долгое время оставался непризнанным в родной ему Германии. Однажды в Вене один из зрителей осмелился задать композитору вопрос, не кажется ли ему его музыка слишком громкой. «Это все для того, чтобы меня услышали в Германии!» - сложив руки рупором, громко заявил Вагнер.
  • Для премьеры оперы «Валькирия» в Вене требовались непременно вороные кони, которые должны были появиться на сцене. Все дрессированные животные, способные на такое выступление, оказались серыми. Вагнер негодовал и грозил отменить премьеру. Тогда один из дипломатов предложил нестандартное решение - покрасить коней в черный цвет. Представление прошло с успехом, а Вагнер душевно благодарил находчивого дипломата.

Новая опера

Одной из главных заслуг Вагнера в мире классической музыки считается его реформация жанра оперы , создание так называемой музыкальной драмы. Ранние творения Вагнера еще насквозь пропитаны подражанием гениям романтизма, однако в скором времени он задумывается о том, что нынешние формы и методы выражения неспособны в полной мере раскрыть всего, что он хотел бы передать в самом монументальном своем произведении – тетралогии «Кольцо нибелунга ». И Вагнер берется за неслыханную работу - он практически полностью перестраивает форму и структуру оперных произведений.

Четко разграниченные ранее арии, ансамбли и хоры под рукой Вагнера превратились в длинные, распевные монологи и диалоги героев, более приближенные к разговорной речи, не имеющие определенных точек «начала» и «конца». Они как бы переплетались между собой, выстраивая абсолютно новую нить повествования, непрерывно поддерживаемую оркестром. Оркестр также получил новую функцию в вагнеровской опере: он не просто сопровождал вокальные партии персонажей, а представлял собой дополнительный способ выражения эмоций, обозначения сюжетных линий и героев. Каждому новому действию, персонажу или явлению Вагнер присваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу представления лейтмотивы становились узнаваемыми, перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл происходящего на сцене.

Значение Вагнера в истории мировой музыки

Нововведения Вагнера в жанре оперы поддержал такой знаменитый его современник, как Ференц Лист, ставший к тому же тестем Рихарда. Веймарская школа музыки, созданная Листом, по сей день является главным оплотом культа Вагнера. Многие молодые дарования, обучавшиеся там, перенимали стремление усилить способы выразительности, доступные музыканту. Множество имен прославленных композиторов стоит в списке тех, кто подражал Вагнеру и вдохновлялся его творчеством.

Однако, как и любое великое свершение, реформа Вагнера помимо сторонников обрела и ярых противников, общее имя которых - «антивагнеровцы». Такие представители этого движения, как Брамс и Ганслик утверждали, что музыка - искусство вполне самодостаточное, и не нуждается в дополнительных средствах выразительности. Тем не менее творения Вагнера признаны высшим этапом развития романтизма в Европе и в то же время - основой для последующих модернистских течений в музыке. Нововведения, примененные Вагнером, на сегодняшний день стали привычными элементами оперы.

изложена в этой статье.

Рихард Вагнер краткая биография

Рихард Вагнер - немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника. После смерти отца отчим Людвиг Гейер отправил Рихарда обучаться музыке.

Сочинение музыкальных произведений началось в возрасте 16 лет, за год до этого им была написана первая пьеса. В 1831 году начал обучение в Лейпцигском университете, который не окончил. С 1833 года выступает в качестве дирижера хора, а затем и оркестра в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Риги и других городов.

В 1833-1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы.

В следующих произведениях Вагнера «Тангейзер», «Лоэнгрин» основное музыкальноффе содержание несет оркестр, сценам свойственен плавный переход.

После поражения Дрезденского восстания, в котором Вагнер принял участие, он сбегает в Швейцарию. Из-за объявления его преступником Германии, Вагнер не возвращается на родину 13 лет. В то время были начаты оперы Рихарда Вагнера по эпосу средневековья. В 1853 году окончен цикл «Кольцо нибелунга». Другим знаменитым для Вагнера произведением стала драма «Тристан и Изольда».

В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь через три года покровительство короля Баварии Леопольда II дает ему возможность заняться исключительно музыкой.

Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа - Козимой Бюлов - и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрейт. Он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. С 1874 года Вагнер с семьей поселяется в Байрейте на вилле «Ванфрид».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Вагнера Рихарда

ВАГНЕР Рихард (1813-1883), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874). Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма» (1851).

ВАГНЕР (Wagner) Рихард (полное имя Вильгельм Рихард) (22 мая 1813, Лейпциг - 13 февраля 1883, Венеция), немецкий композитор.

Начало карьеры
Родился в семье полицейского чиновника, его отец умер через несколько месяцев после рождения будущего композитора. В августе 1814 мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Л. Гайера (Geyer) (возможно, именно он был настоящим отцом будущего композитора). Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 начал сочинять музыку. В 1831 поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви св. Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи» (по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея»), которая при его жизни не звучала. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер [некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Б. Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии].

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Дирижер-реформатор
В 1835 Вагнер написал свою вторую оперу - «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру»). В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 он женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы.

Новая опера
В 1839 Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с , . Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). Тем не менее в 1842 его «Риенци» - образец «большой оперы» во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Ее премьера прошла с большим успехом. Сюжет оперы (о римском патриоте и «последнем трибуне» 14 в.) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». Опера «Летучий голландец», поставленная в 1843, была воспринята сдержаннее. Между тем, она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца», Вагнер постепенно отходит от традиционной для оперы 18-19 вв. номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана и в двух следующих произведениях Вагнера, операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848), которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.

Политика и музыка. «Кольцо нибелунга»
Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к ), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-51 написал антисемитский памфлет «Еврейство в музыке», направленный отчасти против его бывшего покровителя , и работу «Опера и драма», обобщившую его идеи касательно музыкального театра. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена, разносторонне одаренная Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история запретных отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме «Тристан и Изольда», задуманной в 1854 и завершенной пять лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии.

Возвращение в Германию
В 1858 Вагнер поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В 1861 в Парижской опере был поставлен «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано, причем скандал на премьере имел политическую подоплеку. В 1862 Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь.

«Тристан и Изольда»
Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 провел в Мюнхене премьеру «Тристана и Изольды». Музыка «Тристана» с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (свыше четырех часов музыки) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - «Смерть Изольды»), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, то есть постоянно откладываемого разрешения диссонанса (так называемая «бесконечная мелодия»). Тем самым воссоздается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность Вагнера к философии А. Шопенгауэра.

«Нюрнбергские майстерзингеры»
В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II «Нюрнбергские майстерзингеры» - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие «Майстерзингеров» разворачивается в Нюрнберге середины 16 в., центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в «Тристане» господствует стихия напряженной хроматики, то в «Майстерзингерах» - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи оперы - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди из плоти и крови, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд относительно законченных песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс (Сакс)- реальное историческое лицо, ремесленник, поэт и музыкант (майстерзингер, то есть «мастер пения»), - представлен в опере как носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма.

Новый театр в Байрейте
Премьера «Майстерзингеров» (под управлением ) состоялась в Мюнхене в 1868. К этому времени Вагнер уже свыше двух лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было двое детей (младшая дочь родилась позднее). Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые две оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» - «Золото Рейна» и «Валькирия». Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования «совокупного произведения искусства» (музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение и др.). В 1872 он торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, «Закат богов».
Открытие байрейтского фестивального театра состоялось летом 1876 постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). «Золото Рейна» не делится на акты и выполняет функцию «вступительного вечера», тогда как остальные три оперы - «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» - содержат по три акта каждая (в «Гибели богов» есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой коротких музыкальных тем - так называемых лейтмотивов - каждая из которых несет символический смысл, указывая на определенного персонажа, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в «Тристане» и «Майстерзингерах»). Воплощенный в «Кольце» древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей и карликов за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга (карлика) Альбериха. Как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения, связанные со всеми сторонами человеческого бытия. Одни комментаторы считают «Кольцо» прообразом современных наук о человеке (психоанализа З. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.

Последние годы
Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877, надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы («торжественной сценической мистерии») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. Большую часть 1880 Вагнер провел в Италии. Вскоре «Парсифаль» был завершен, и на последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась его премьера под управлением Германа Леви. В «Парсифале» Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Непреходящее значение Вагнера
Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.
Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) - композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра - обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве.Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), - видные оперные режиссеры.


Top