Выпуклое изображение скульптуры поцелуй огюста родена духи. Скульптура «Поцелуй смерти

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Французская экспрессия, нашедшая отражение в камне. Полет фантазии, остановившееся мгновение, ярко выраженная чувственность работ. Все это скульптуры Родена.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого художника, который внес громадный вклад в мировую культуру. Кроме этого, он совершил революционный прорыв в скульптуре.

Биография

Огюст Роден был вторым ребенком от второго брака парижского чиновника. У него была старшая сестра Мари, которой удалось упросить отца отправить брата в Малую школу. Там мальчик начинает осваивать свою будущую профессию.

Он интересуется всем, что связанно со скульптурой, посещает разные курсы, но успехом его попытки не отличаются. Например, в Школу изящных искусств он не поступил и с третьего раза. После смерти сестры у юноши начались проблемы, и он на короткое время забросил этот вид деятельности.

Вернул его на «путь истинный» священник Пьей Эймар, к которому Роден поступил послушником в сложный период жизни. В 24 года юноша знакомится со швеей Розой Бере, которая повлияла на его уверенность. После начала их отношений Огюст открывает свою первую мастерскую.

После признания в сорокалетнем возрасте у художника начинается бурная жизнь. Он получает первый государственный заказ на портал в парижском музее, с которым так и не справился. Знаменитая скульптура «Мыслитель» Родена, как и многие другие, изначально планировалась как часть этой композиции.

В последние годы Роден разбогател, приобрел себе поместье, от правительства ему был выделен целый павильон. Под конец жизни скульптор подрабатывал созданием бюстов и портретов высокопоставленных европейцев. Среди его клиентов были генералы, артисты и даже короли.

Становление

Работы французского скульптора долгое время не находили отклика в сердцах критиков и общества. Начал он как декоратор, позже открыл первую мастерскую в конюшне. Ему было чуть больше двадцати лет.

Первой значительной работой для Родена был бюст Биби, сегодня это произведение известно как «Человек со сломанным носом». Но публика узнала о нем только спустя несколько лет, так как Парижский Салон с первого раза его не согласился выставить.
Скульптуры Родена постепенно совершенствуются. Набольшее влияние в его жизни имели две женщины - Роза и Камилла. Именно их образы отражены в большинстве произведений.

Позже Огюст начинает применять на практике идею «воплощения движения в камне». Так появляются работы «Шагающий» и «Иоанн Креститель». Натурщиком для них стал безвестный итальянский крестьянин, который предложил скульптору свои услуги после возвращения последнего из Италии.

Окончательное же признание приходит к Родену после сорока лет. Значительным событием, которое повлияло на всю следующую жизнь художника, стало знакомство с Антоненом Прустом. Это был французский министр изящных искусств, который, как и Огюст Роден, посещал салон мадам Жюльетты Адам.

Врата ада

Сейчас речь пойдет о самой известной и значимой композиции Огюста Родена. Этому шедевру он посвятил всю жизнь. «Врата ада» впоследствии вылились в основную массу статуй, автором которых является Роден. Скульптуры с названиями «Поцелуй», «Мыслитель» и многие другие когда-то были лишь зарисовками в процессе создания шедевра.

Вы будете поражены, но над этим произведением француз трудился более двадцати лет. Композиция была заказана как оформление для входных дверей парижского музея В это время его постройка только планировалась.

Примечательно то, что с этого момента начинается официальное признание скульптора в высших кругах. До восьмидесятых годов девятнадцатого века его работы оценивались слишком неоднозначно. Большая часть вообще воспринималась как выпад в сторону моральных принципов общества. Но после начала работы над первым государственным заказом скульптуры Родена пробуждают интерес у коллекционеров из разных стран.

На самом деле мастер не успел закончить «Врата ада» до своей кончины. Они были воссозданы и отлиты окончательно из бронзы уже после его смерти. Многие же статуи, являвшие собой составную часть композиции, превратились в самостоятельные произведения искусства.

В чем же заключался замысел оформления входной двери музея? Окрыленный Огуст Роден взялся воплотить на этом холсте всю человеческую жизнь. Он за основу взял поэму Данте Алигьери, однако в процессе работы на него огромное влияние оказали Бодлер и французские символисты. Когда это все попало на благодатную почву личного импрессионизма автора, начали получаться настоящие шедевры. Далее мы поговорим о них более подробно.

Вечная весна

Скульптура Родена «Вечная весна» является воплощением импрессионистических настроений автора. В ней он выразил истинную суть страсти в тот момент, когда уже ничего больше не осталось. Это та секунда, когда рушатся все запреты и отключается разум.

Композиция показывает встречу молодого юноши и девушки где-то в парке или лесу. Их тела обнажены, но поданы в расплывчатой манере, благодаря которой автор показывает время события. Страсть охватила молодую пару в сумерках.

Девушка изящно изогнулась, но ее поза показывает, что она лишается сил, млея под любовным натиском юноши. Именно благодаря остановленному мгновению и стала шедевром скульптура «Весна».

Роден задолго до создания этой композиции начал исследовать женскую чувственность, работая с натурщицами. Кроме этого, большинство скульптур были вдохновлены эксцентричными отношениями с Страсть Родена к этой женщине выразилась в «Поцелуе», «Вечной весне» и других откровенно эротических композициях.

Поцелуй

Скульптуры «Весна» и «Поцелуй» Родена поражают образами женщин, изображенных в них. Давайте подробнее остановимся на последней.

Итак, скульптура Родена «Поцелуй» вначале называлась «Франческа да Римини». Только в 1887 году критики дали ей прозвище, которое закрепилось благодаря содействию средств массовой информации.

У этого произведения просто потрясающая история. Оно создавалось под влиянием «Божественной комедии». В этой поэме рассказывается об этой героине. Она влюбилась в младшего брата своего мужа. Их встречи происходили во время чтения рассказов о Ланселоте. Заметив страсть, сквозившую в их взглядах, муж Франчески убил обоих. Трагедия описана в Пятой песне Второго круга Ада.

Примечательно, что в скульптурной композиции поцелуя не происходит. Их губы близко друг к другу, но не соприкасаются. В правой руке молодой человек держит книгу. То есть этим автор хотел сказать, что «платонические» любовники погибли, не согрешив.

Главное отличие роденовских женщин - в равном положении с мужчинами. Они не подчинены, а находятся на позиции партнера, испытывая такие же чувства по силе. Также у них есть идентичные с противоположным полом права на реализацию стремлений.

Когда в Чикаго на выставку была отправлена уменьшенная бронзовая копия «Поцелуя», комиссия жюри не разрешила выставлять ее на всеобщее обозрение. Она находилась в закрытой комнате с допуском только при записи и разрешении. Основанием такого отношения был явный эротизм момента, который выражает композиция. Кроме этого, античная естественность фигур не совсем принималась в американском обществе того периода.

Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Третья копия находится в Копенгагене. Еще три скульптуры купил музей д’Орсе. Таким образом, изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.

Мыслитель

Сейчас мы с вами поговорим о самом знаменитом произведении Скульптура «Мыслитель» Огюста Родена была создана за два года, с 1880 по 1882.

Эта статуя несет на себе влияние гениального Микеланджело Буонаротти, итальянского писателя Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Первоначальное название скульптуры - «Поэт». Этот макет был когда-то частью скульптурной композиции «Врата ада». Сегодня же работа выставлена в парижском музее этого художника.

Как и для многих других композиций, Огюсту Родену позировал парижский боксер и уличный боец Бо Жан. Он обладал атлетическим телосложением и хорошим рельефом мышц. Примечательно, что эта скульптура выполнена с максимальной аллегоричностью. Автор постарался выразить физическую мощь в отрыве от образа конкретного человека.

Удивительно, но скульптура «Мыслитель» Родена впервые была показана публике в датской Позже она была отлита в бронзе и экспонировалась в Париже. Размер новой бронзовой версии был увеличен до 181 сантиметра. До 1922 года он находился в Пантеоне, а после - в музее Родена.

Примечательно, что на открытии скульптуры в Пантеоне в 1904 году автор заявил, что данная композиция является памятником рабочим Франции.

Сегодня существует более двадцати копий этой статуи во Франции и других странах. Например, в Филадельфии, возле роденовского музея, в Копенгагене, возле входа в

Граждане Кале

Совершенно новый подход к искусству выделяет из массы скульптуры Родена. Фото композиции «Граждане Кале» только подтверждает это.

Если попытаться проанализировать эти статуи, можно прийти к неоднозначным выводам. Новаторство художника выразилось в первую очередь в отсутствии постамента. Огюст Роден настаивал на положении фигур на уровне прохожих, кроме этого, важной была оговорка по поводу их величины. Они планировались в человеческий рост.

Почему для художника важны были такие условности? Чтобы понять это, следует обратиться к истории, которая послужила основой для памятника.

Во время английский король осадил город Кале. Жители, отказавшись сдаваться, заперли ворота и приготовились к длительной блокаде. Осада продлилась более года. Запасы провианта заканчивались, и население Кале вынуждено было сдаться.

Английский монарх Эдуард III предъявил следующие условия, на которых он примет капитуляцию. Ему должны были выдать шесть богатых и именитых горожан, чтобы он их казнил. Но жребий не понадобился. Первым вышел Юсташ де Сен Пьер, богатейший банкир в городе. Он решил принести себя в жертву ради спасения любимого города. За ним вышли еще пятеро знатных горожан.

Пораженная таким самопожертвованием, жена английского короля упросила мужа помиловать их. Эта шестерка не была казнена.

Таким образом, скульптуры Родена символизируют то, что героизм скрывается в каждом из нас. Нужно только создать определенные условия для его проявления.

Бронзовый век

У следующей работы великого французского скульптора очень интересная история. Она содержит в себе восхищение художника от посещения памятников эпохи Возрождения и неспособность академических кругов принять новые идеи.

Итак, чем же провинился перед искусством Огюст Роден? Скульптуры обычно изображают в материальном плане какую-то идею. Она может быть как абстрактной, так и конкретной.

Сложность заключалась в том, что, создавая скульптуру, позже названную «Бронзовый век», автор не стал отвлекаться на детали. Он просто сделал слепок с тела бельгийского солдата, поразившего его атлетичностью своего телосложения.

Позже по этому слепку была просто отлита бронзовая фигура. Именно это и возмутило большинство критиков. Они посчитали, что это не выражение искусства, а просто обычный любительский проект. Но французская творческая элита отстояла скульптуру Родена.

Что же говорит по этому поводу сам автор? Он хотел в фигуре этого солдата выразить все мужество солдат Франции. Но в процессе работы над произведением была полностью изменена концепция. Окончательный вариант предполагал вызвать в зрителях ощущение восстания и пробуждения человеческой мощи, а не послужить отражением страданий.

Если внимательно приглядеться к фигуре, мы заметим очевидное подражание Буонаротти «Умирающий раб». Действительно, это так, ведь работа была создана после путешествия по Италии.

Наследие

На сегодняшний день официально существуют три музея в мире, посвященные творчеству этого художника. Выставляются скульптуры Родена в Париже, Филадельфии и Мёдоне, где находится могила и бывшая вилла мастера.

Огюст Роден при жизни позволял снимать копии со своих творений для коммерческих целей. Так, в литейных мастерских официально было произведено более полутысячи дубликатов скульптур «Вечный идол» и «Поцелуй».

Благодаря такой политике великого мастера, его шедевры в виде копий находятся в самых именитых музеях мира. Их можно найти среди экспонатов в Эрмитаже (Санкт-Петербург), музее имени Пушкина (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитене (Нью-Йорк), музее Копенгагена и других заведениях.

Однако в 1956 году во Франции официально был принят закон, который запрещает считать подлинными все уже сделанные копии, начиная с тринадцатой. Юридически же с этого времени позволялось снимать с каждого творения Огюста Родена только двенадцать копий. Но поскольку все права после смерти художника перешли его французскому музею, то права наследников это решение не затрагивает.

Оценки критиков

Мы с вами познакомились с таким феноменом французской культуры, как Огюст Роден. Скульптуры этого художника попали во многие музеи мира. Чем же так полюбился зрителям его стиль? Давайте послушаем мнения критиков.

Творчество Родена насквозь пронизано двумя новаторскими идеями, с помощью которых он произвел революцию в искусстве конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

Во-первых, это движение. Его творения живут собственной жизнью. Они просто на секунду замерли под испытывающими взглядами зрителей. Кажется, пройдет миг, и они вновь начнут дышать, их вены будут пульсировать, а фигуры - двигаться.

Для создания такого эффекта мастер часами наблюдал и делал зарисовки с обнаженных натурщиков, которые ходили по его студии. Причем он категорически не признавал услуг профессиональных позеров. Огюст приглашал только молодых людей из простого народа. Рабочих, солдат и прочих.

Во-вторых, это эмоциональность. Автор считал, что скульптуры живут собственной жизнью, изменяясь вслед за своим творцом. Поэтому Роден не признавал завершенности и канонов. Во время работы француз делал серию слепков натурщиков под разными углами. Так постепенно формировались его шедевры, получаясь из калейдоскопа деталей, увиденных с нескольких ракурсов.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с жизнью и творчеством Огюста Родена, одного из величайших скульпторов девятнадцатого века.

Путешествуйте чаще, дорогие друзья! Наслаждайтесь жизнью во всех ее проявлениях.

Скульптура, созданная Огюстом Роденом и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально, изображённая обнимающаяся пара - часть рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада , заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор

порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден:»

(Э.А. Бурдель)

История

Скульптура Поцелуй , изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser ) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт им и их телам дань уважения. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они - равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место - из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры - Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга , открытой в 1906 г.

Другие варианты

Три больших мраморных варианта скульптуры были выставлены в Музее Орсе в 1995 г. Четвёртая, малая копия, около 90 см высотой (статуя в Париже - 181.5 см) была сделана после смерти Родена скульптором Анри-Леоном Гребе для Музея Родена в Филадельфии . Гипсовый слепок статуи можно найти в Национальном Музее Изящных Искусств в Буэнос-Айресе .

Скульптура послужила прообразом множества бронзовых копий. По данным Музея Родена в литейных цехах фирмы Барбединни их отлито 319 штук. Согласно французского закона от 1978 г. только первые 12 могут быть отнесены к первому изданию.

Корнелия Паркер

Весной 2003 г. художница Корнелия Паркер "дополнила" (вмешательство в искусство) Поцелуй (1886) (с разрешения Тэйт Британ, где скульптура в то время выставлялась), обмотав её верёвкой длиною в милю. Это была историческая отсылка к созданной в галерее Марселем Дюшаном сети той же длины в 1942 г. Хотя вмешательство было одобрено галереей, многие посетители сочли его вредным по отношению к оригинальной скульптуре, что побудило последующее неавторизованное разрезание верёвки стакистом Пирсом Батлером, когда вокруг было много целующихся пар.

Ссылки

  • Hale, William Harlan. The World of Rodin 1840–1917 . New York: Time-Life Library of Art, 1969.

External links

  • Link to The Kiss на официальном сайте Музея Родена.
  • Ny Calsberg Glyptotoek , Копенгаген , Дания
  • Tate Britain , Лондон , Англия
  • TateShots video видео скульптуры в Тэйт Британ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поцелуй (Роден)" в других словарях:

    - (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871 77), Италию… … Художественная энциклопедия

    Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, ‒ 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854‒57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

    Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

    - (Rodin, Auguste) (1840 1917), французский скульптор. Родился в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить свою первую работу, Человек со… … Энциклопедия Кольера

    - (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В … Большая советская энциклопедия

    Огюст Роден Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François Auguste René Rodin) (12 ноября 1840 17 ноября 1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе… … Википедия

И представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота «Врата ада», заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Огюст Роден
Поцелуй . 1882
Франческа да Римини
Мрамор. 181,5 × 112,5 см
Музей Родена
Медиафайлы на Викискладе

Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден.

История

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser ) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они - равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место - из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры - Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеки Карлсберга , открытой в 1906 г.

Заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор

порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден»

(Э.А. Бурдель)

История

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser ) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они - равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место - из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры - Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга , открытой в 1906 г.

Другие варианты

Три больших мраморных варианта скульптуры были выставлены в Музее Орсе в 1995 г. Четвёртая, малая копия, около 90 см высотой (статуя в Париже - 181.5 см) была сделана после смерти Родена скульптором Анри-Леоном Гребе для Музея Родена в Филадельфии . Гипсовый слепок статуи можно найти в Национальном Музее Изящных Искусств в Буэнос-Айресе .

Скульптура послужила прообразом множества бронзовых копий. По данным Музея Родена в литейных цехах фирмы Барбединни их отлито 319 штук. Согласно французского закона от 1978 г. только первые 12 могут быть отнесены к первому изданию.

Корнелия Паркер

Весной 2003 г. художница Корнелия Паркер "дополнила" (вмешательство в искусство) Поцелуй (1886) (с разрешения галереи Тэйт Британ , где скульптура в то время выставлялась), обмотав верёвкой длиною в милю. Это была историческая отсылка к созданной в 1942 г. Марселем Дюшаном сети той же длины в Тэйт Британ. Хотя вмешательство было одобрено галереей, многие посетители сочли его оскорбительным по отношению к оригинальной скульптуре, что привело в дальнейшем к тому, что стакист Пирс Батлер самовольно разрезал верёвку на скульптуре, вокруг которой собрались целующиеся пары.

Ссылки

  • Hale, William Harlan. The World of Rodin 1840–1917 . New York: Time-Life Library of Art, 1969.

Напишите отзыв о статье "Поцелуй (Роден)"

Ссылки

  • на официальном сайте Музея Родена.
  • , Копенгаген , Дания
  • , Лондон , Англия
  • видео скульптуры в Тэйт Британ

Отрывок, характеризующий Поцелуй (Роден)

– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
– Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
– Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.
Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.


Top