Достоевский из страны восходящего солнца. Достоевский из страны восходящего солнца Токийский новый репертуарный театр леонид анисимов

В городе Владимире с 16 по 30 сентября пройдет ставший уже традиционным IV Всероссийский театральный фестиваль «У Золотых ворот». В этом году он приобрел особый размах. 23 театра России и мира привезли в наш город спектакли, которые уже были участниками театральных фестивалей и получали там награды. Фестиваль «У Золотых ворот» это фестиваль фестивалей, и на сцене драматического театра владимирский зритель сможет увидеть лучшие спектакли театров: Москвы, Элисты, Махачкалы, Санкт-Петербурга, Калуги, Севастополя, Тольятти, Орла, а также Молдавии, Монголии, США, Японии, Швеции, Израиля, Германии, Украины.

Каждый спектакль – участник фестиваля «У Золотых ворот» – уже снискал восторженные отзывы критиков и зрителей. Каждый театр, приехавший на фестиваль, – уникален. Актеры и режиссеры не боятся экспериментировать, менять привычное представление о драматургической классике, дают возможность взглянуть на давно известные сюжеты новыми глазами. Но в то же время – эти спектакли не теряют театральных традиций, не переписывают, а перечитывают произведения и дают возможность зрителю соучаствовать в процессе.

В этом году на фестивале впервые пройдет парад лучших моноспектаклей мира – «Красная дорожка у Золотых ворот». Спектакли, блиставшие на мировых сценах и международных фестивалях, будут впервые показаны владимирскому зрителю.

В рамках фестиваля пройдет цикл лекций «Золотые лекции у Золотых ворот». Лекции по аналитическому осмыслению современного театрального процесса будут прочитаны ведущими учеными и специалистами – профессионалами театрального дела России. Будут подняты темы роли и места театра в современном социально-культурном пространстве России. Театроведы поговорят об актерском искусстве и об актуальных проблемах театральной жизни.

Выбирать победителей на фестивале будет компетентное жюри во главе с народной артисткой России, лауреатом Государственной премии СССР Евгенией Симоновой. Но самым главным членом жюри будет сам зритель, получивший возможность из лучшего выбирать лучшее и смотреть самые яркие российские и мировые премьеры.

Главной целью проведения Всероссийского театрального фестиваля «У Золотых ворот» является расширение межрегиональных связей, укрепление единого театрального пространства России, обеспечение доступа граждан Владимирской области к лучшим образцам театрального искусства России (информация с http://culture.avo.ru/news/?p=23943).

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

16.09.2016 в 18:00 (18+),
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Молодежный театр на Фонтанке, г. Санкт-Петербург
Эрик-Эмманюэль Шмитт
«ЧЕТЫРЕ ТАНГО О ЛЮБВИ»
Французские фантазии с одним антрактом
Режиссер-постановщик - Сергей Морозов

17.09.2016 в 18:00 (16+), на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Республиканский русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия, г. Элиста
Иржи Губач
«КОРСИКАНКА»
Комедия в 2-х действиях
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Марий Эл Владислав Константинов

18.09.2016 в 15:00,

Нина Мазур
«Я - ЭДИТ ПИАФ»*
Музыкальная монодрама
В роли Эдит Писаф – Баясгалан Цэрэндорж, Монголия
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Монголии Баатар Баяртсагаан

18.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Республиканский Русский драматический театр им. М. Горького, г. Махачкала
Герхарт Гауптман
«ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА»
Драма
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров

19.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Драматический театр Черноморского флота Российской Федерации им. Б.А. Лавренева, г. Севастополь
Николай Гоголь
«ИГРОКИ»
Комедия обмана
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств АР Крым Юрий Маковский
20.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!
ТЕАТР «ЛАНЖЕРОН», г. Харьков, Украина
«ПИСЬМО БОГУ»*
Трагикомедия по одноименному рассказу Анатолия Крыма из цикла «Рассказы о еврейском счастье»
Режиссер-постановщик – Галина Панибратец

20.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Театральный центр «Амфитрион», г. Москва
Антон Чехов
«ЧАЙКА»
Декадентская пьеса сочинения Константина Треплева
Режиссёр-постановщик Александр Власов
21.09.2016 в 15:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Владимирский областной театр кукол
Михаил Салтыков-Щедрин
«КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ…»*
Сказка
Режиссер-постановщик – Марина Протасова

21.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Токийский новый репертуарный театр, Япония
Федор Достоевский
«ИДИОТ»
Драма
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Леонид Анисимов

22.09.2016 в 17:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!

Идо Нетаньяху
«МИРЫ В СТОЛКНОВЕНИИ»*
Драма обычных гениев в двух действиях
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Узбекистана Наби Абдурахманов

22.09.2016 в 19:00 (12+), на сцене Владимирского академического областного театра драмы
ТЮЗ «Дилижанс», г. Тольятти
Карло Гольдони
«СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, ИЛИ ТРУФФАЛЬДИНО В ВЕНЕЦИИ»
Комедия
Режиссер-постановщик – Виктор Мартынов

23.09.2016 в 17:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!
ЭМИ – Союз деятелей искусств Израиля
Автор и исполнитель Яфит Леви
«ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ И СУДЬБА»*
Монодрама
Режиссер-постановщик – Микки Юнес

23.09.2016 в 19:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского
Александр Островский
«ДОХОДНОЕ МЕСТО»
Комедия
Режиссер-постановщик – Григорий Лифанов

24.09.2016 в 15:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!

Марина Цветаева
«БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ»*
Моноспектакль
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлов

24.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Владимирский академический театр драмы
Евгений Евтушенко
«НА СТЫКЕ ВРЕМЕН»
Поэтические хроники
Режиссер-постановщик – Владимир Кузнецов

25.09.2016 в 15:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!

Автор и исполнитель Бремнер Дьюти, США
«КАБАРЕ»*
Моноспектакль
Режиссер-постановщик Дэвид Доусон

25.09.2016 в 18:00 (18+), на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»
Иван Франко
«УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ»
Драма в 2-х действиях
Режиссер-постановщик – Линас Мариюс Зайкаускас

26.09.2016 в 17:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Театр пантомимы и пластики «Ателье», г. Санкт-Петербург
Лион Фейхтвангер
«ЖЕНЩИНЫ ГОЙИ»*
Пластический спектакль по мотивам романа «Гойя, или Тяжкий путь познания»
Режиссеры-постановщики – заслуженный работник культуры РФ Людмила Белова, Даниил Зандберг

26.09.2016 в 19:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Театр «Школа драматического искусства», г. Москва
Александр Грибоедов
«ГОРЕ ОТ УМА. МОСКОВСКИЕ СНЫ В 2-Х ДЕЙСТВИЯХ»
Режиссер-постановщик – заслуженный артист России, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Александр Огарев

27.09.2016 в 17:00 на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!
Театр КЕФ и театр InSite, Мальме, Швеция.
«ДЕДУШКА»*
Режиссер-постановщик Пелле Олюнд

27.09.2016 в 19:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы

Николай Лесков
«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»
Драма

28.09.2016 в 17:00 (12+), на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Государственный Молодежный драматический театр «С улицы Роз», г. Кишинев, Молдавия
Юрий Рыбчинский
«БЕЛАЯ ВОРОНА»*
Рок-опера
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Молдова Юрий Хармелин

28.09.2016 в 18:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр
Григорий Горин
«ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА»
Притча в 2-х действиях
Режиссер-постановщик – Анатолий Бейрак

29.09.2016 в 17:00, на сцене Владимирского областного театра кукол
Парад лучших моноспектаклей мира!
Театр «Русская сцена», Берлин, Германия
«ИСПОВЕДЬ МАСКИ»*
По одноименному роману Юкио Мисимы
Режиссер-постановщик – Инна Соколова-Гордон

29.09.2016 в 19:00, на сцене Владимирского академического областного театра драмы
Московский драматический театр «Сфера»
Василий Шукшин
«РАСКАС»
Выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта
Режиссер-постановщик – Юлия Беляева

30.09.2016 в 18:00 (18+), на сцене Владимирского академического областного театра драмы
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Подарок от председателя жюри
Московский академический театр им. Вл. Маяковского
Трейси Леттс
«АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ»
Семейная история в 3D
Режиссер-постановщик - Гиртс Эцис

*Спектакль проходит на сцене Владимирского областного театра куко л

"Дейта": Леонид Иванович, более десяти лет назад, будучи режиссером владивостокского Камерного театра драмы, Вы начали практиковать мастер-классы русской театральной школы в Японии. В какой-то момент непродолжительные занятия с актерами в этой стране переросли в работу, которая в этом году перешагнула 8-летний рубеж. Что Вам удалось сделать за это время?


Л. Анисимов: В эти восемь лет вошла не только Япония, но и США и Южная Корея. Просто обстоятельства сложились таким образом, что своеобразной "творческой базой" в Азиатско-Тихоокеанском регионе для меня стал Токио.


Если вкратце, то за эти годы произошло следующее: в Японии был создан Токийский Новый репертуарный театр , в Южной Корее - Инчёнский Новый театр, в США - Сиэтлский Новый театр. По большому счету мне удалось создать некую структуру, которая может претендовать на звание, похожее на "международный театральный холдинг".


Так, в Токийском театре идут четыре пьесы Антона Чехова: "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишневый сад", "Три сестры". Идет "На дне" Максима Горького. Кроме этого и японская классика: Тикамацу Мондзаэмона – "Самоубийство влюбленных" и Миядзава Кендзи "Ночной экспресс, идущий по млечному пути". Сейчас в работе "Гамлет" Шекспира. Чеховские "Три сестры" в ближайшее время будут репетироваться в Сиэтле, а в Южной Корее- "Дядя Ваня".


Работа этих театров строится по всем канонам русской классической театральной школы. Система Станиславского обладает мощнейшей силой, способной разгонять огромные волны. Я - сёрфер, который по ним скользит.


"Дейта": И все же, несмотря на созданный, как Вы называете, холдинг, больше времени Вы работаете в Японии?


Л. Анисимов: Пока происходит именно так. В труппе Токийского репертуарного театра 50 актеров. В год играется 120-150 спектаклей, кроме этого, постоянно проводятся репетиции. Сейчас создаются еще три театральные студии. В настоящее время Токио доминирует в моем рабочем расписании. Но уже скоро ситуация изменится и надо будет как-то планировать работу равномерно на три-четыре страны.


"Дейта": Вы считаете, что это по силам?


Л. Анисимов: Станиславский говорил: "человек может черпать энергию из двух источников – высокое искусство и природа". Так что мне есть, откуда "заряжаться".


"Дейта": Что кроится за интересом японцев к русскому классическому театру?


Л. Анисимов: Нравственность, этика, гуманизм – все то, на чем основывается русская классическая драматургия.


К сожалению, современное общество, в большинстве своем, общество потребителей. Оно испытывает недостаток в этике, нравственности и, что совсем не маловажно - в переживаниях. Система Станиславского, единственная в мире театральная методика, которая, обучая, дает возможность переживать. Для японцев русская способность переживать и чувствовать стало неким целительным свойством. Они считают, что этим можно исцелять дух человеческий. Поэтому Япония чрезвычайно заинтересована в русской классике. У японцев просто жажда познания русской классической драматургии.


"Дейта": Насколько традиционный японский театр интегрирован в международное театральное сообщество?


Л. Анисимов: Думаю, что мало. Японский театр в мире воспринимается, прежде всего, как кабуки. Некая экзотика. К слову, эта ситуация и является основным стимулятором для японских актеров к постижению основ европейского театра. И, в первую очередь, русской театральной школы и системы Станиславского. Эта тенденция хорошо заметна у них уже на протяжении пары десятков лет.


"Дейта": Вы следите за современной театральной жизнью России? Что, по Вашему мнению, происходит с отечественным театром сейчас и каковы его перспективы?


Л. Анисимов: Мне кажется, что российский театр пока находится в периоде полураспада. В стране как-то слишком активно, с каким-то мазохизмом, на протяжении десятка лет разрушалась русская классическая театральная школа. Это же абсурд! Мы разрушали то, перед чем на коленях стоял весь мир! И дай Бог, чтобы в ближайшее время начался процесс восстановления, а затем и развития.


Я уверен, что скоро в самой России разгорится интерес к русской классической театральной школе. В то же время , меня волнует вопрос: а остались ли люди, которых можно назвать носителями этого мастерства?! Таких - единицы. Их необходимо оберегать, как национальное достояние.


"Дейта": А что касается современной российской драматургии: на ваш взгляд, можно ли говорить о ее кризисе?


Л. Анисимов: У меня есть несколько друзей, которые целенаправленно, очень внимательно следят за современной российской драматургией. Я их попросил, чтобы при появлении чего-то нового и достойного они мне сообщили. Пока молчат. Люди эти достаточно авторитетные, их мнение для меня важно. А раз молчат - я делаю соответствующие выводы. Ситуация такая: появляются проекты, а вот пьес нет.


"Дейта": В настоящее время общество "заражено" телесериалами. Насколько, на Ваш взгляд, это нормально и уводит ли это зрителя из театра?


Л. Анисимов: В этом есть несомненная опасность. Человеческое сознание либо развивается, либо разрушается - середины нет. Так вот, основная масса того, что предлагает телевидение в России, мне кажется, как раз рушит сознание. Но, думаю, что это все-таки должно прекратиться в какой-то момент. Причем, оборвать этот процесс люди должны сами. Когда именно это произойдет, сказать сложно, но такое случится. Например, так было в Японии.


Вы хоть раз видели спектакль, поставленный немецкий театром? А японским? Что, даже американскую постановку ни разу не смотрели? Тогда срочно откладывайте все дела и бегите за билетами. Ведь осталось всего 10 дней до конца театрального форума “У Золотых ворот”, в котором принимают участие театры из 9 стран мира: России, Молдавии, Монголии, США, Японии, Швеции, Израиля, Германии и Украины. Такое событие просто стыдно пропустить!

Афиша Всероссийского Театрального Форума
Фестиваля фестивалей «У Золотых Ворот».

20.09.2016
18:00
ТЕАТР «ЛАНЖЕРОН», г. Харьков, Украина
«ПИСЬМО БОГУ»*
Трагикомедия
по одноименному рассказу
Анатолия Крыма из цикла «Рассказы о еврейском счастье»
Режиссер-постановщик - Галина Панибратец
20.09.2016
18:00
Театральный центр «Амфитрион», г. Москва
Антон Чехов «ЧАЙКА»
Декадентская пьеса сочинения Константина Треплева
Режиссёр-постановщик - Александр Власов
21.09.2016
15:00
Владимирский областной театр кукол
Михаил Салтыков-Щедрин «КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ…»*
Сказка
Режиссер-постановщик - Марина Протасова
21.09.2016
18:00
Токийский новый репертуарный театр, Япония
Федор Достоевский «ИДИОТ»
Драма
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Леонид Анисимов
22.09.2016
17:00


Идо Нетаньяху «МИРЫ В СТОЛКНОВЕНИИ»*
Драма обычных гениев в двух действиях
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Узбекистана Наби Абдурахманов
22.09.2016
19:00
+12
ТЮЗ «Дилижанс», г. Тольятти
Карло Гольдони «СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, ИЛИ ТРУФФАЛЬДИНО В ВЕНЕЦИИ»
Комедия
Режиссер-постановщик – Виктор Мартынов
23.09.2016
17:00
Парад лучших моноспектаклей мира!
ЭМИ - Союз деятелей искусств Израиля
Автор и исполнитель Яфит Леви «ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ И СУДЬБА»*
Монодрама
Режиссер-постановщик - Микки Юнес
23.09.2016
19:00
Севастопольский академический русский драматический
театр им. А.В. Луначарского
Александр Островский «ДОХОДНОЕ МЕСТО»
Комедия
Режиссер-постановщик - Григорий Лифанов
24.09.2016
15:00
Парад лучших моноспектаклей мира!

Марина Цветаева «БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ»*
Моноспектакль
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлов
24.09.2016
18:00
Владимирский академический театр драмы
Евгений Евтушенко «НА СТЫКЕ ВРЕМЕН»
Поэтические хроники
Режиссер-постановщик - Владимир Кузнецов
25.09.2016
15:00
Парад лучших моноспектаклей мира!
Автор и исполнитель Бремнер Дьюти, США «КАБАРЕ»*
Моноспектакль
Режиссер-постановщик Дэвид Доусон
25.09.2016
18:00
+18
Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»
Иван Франко «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ»
Драма в 2-х действиях
Режиссер-постановщик - Линас Мариюс Зайкаускас
26.09.2016
17:00
Театр пантомимы и пластики «Ателье», г. Санкт-Петербург
Лион Фейхтвангер «ЖЕНЩИНЫ ГОЙИ»*
Пластический спектакль по мотивам романа «Гойя, или Тяжкий путь познания»
Режиссеры-постановщики – заслуженный работник культуры РФ
Людмила Белова, Даниил Зандберг
26.09.2016
19:00
Театр «Школа драматического искусства», г. Москва
Александр Грибоедов «ГОРЕ ОТ УМА. МОСКОВСКИЕ СНЫ В 2-Х ДЕЙСТВИЯХ»
Режиссер-постановщик - заслуженный артист России, лауреат
Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска»
Александр Огарев
27.09.2016
17:00
Парад лучших моноспектаклей мира!
Театр КЕФ и театр InSite, Мальме, Швеция.
«ДЕДУШКА»*
Режиссер-постановщик - Пелле Олюнд
27.09.2016
19:00

г. Кишинев, Молдавия
Николай Лесков «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»
Драма
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств
28.09.2016
17:00
+12
Государственный Молодежный драматический театр «С улицы Роз»,
г. Кишинев, Молдавия
Юрий Рыбчинский «БЕЛАЯ ВОРОНА»*
Рок-опера
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств
Республики Молдова Юрий Хармелин
28.09.2016
18:00
Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр
Григорий Горин «ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА»
Притча в 2-х действиях
Режиссер-постановщик - Анатолий Бейрак
29.09.2016
17:00
Парад лучших моноспектаклей мира!
Театр «Русская сцена», Берлин, Германия
«ИСПОВЕДЬ МАСКИ»*
По одноименному роману Юкио Мисимы
Режиссер-постановщик - Инна Соколова-Гордон
29.09.2016
19:00
Московский драматический театр «Сфера»
Василий Шукшин «РАСКАС»
Выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта
Режиссер-постановщик - Юлия Беляева
30.09.2016
18:00
+18
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Подарок от председателя жюри
Московский академический театр им. Вл. Маяковского
Трейси Леттс «АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ»
Семейная история в 3D
Режиссер-постановщик - Гиртс Эцис
* Спектакль проходит на сцене Владимирского областного театра кукол.

Театральный форум «У золотых ворот» (Фестиваль фестивалей) 2016

Программа фестиваля:

18:00 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Молодежный театр на Фонтанке, г. Санкт-Петербург

Эрик-Эмманюэль Шмитт

«ЧЕТЫРЕ ТАНГО О ЛЮБВИ»

Французские фантазии с одним антрактом

Режиссер-постановщик - Сергей Морозов

ТЕАТР «ЛАНЖЕРОН», г. Харьков, Украина

«ПИСЬМО БОГУ»*

Трагикомедия

по одноименному рассказу

Анатолия Крыма из цикла «Рассказы о еврейском счастье»

Режиссер-постановщик – Галина Панибратец

18:00 Республиканский русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия, г. Элиста

Иржи Губач

«КОРСИКАНКА»

Комедия в 2-х действиях

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Марий Эл Владислав Константинов

15:00 Парад лучших моноспектаклей мира!

Нина Мазур

«Я - ЭДИТ ПИАФ»*

Музыкальная монодрама

В роли Эдит Писаф – Баясгалан Цэрэндорж, Монголия

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Монголии Баатар Баяртсагаан

18:00 Республиканский Русский драматический театр им. М. Горького, г. Махачкала

Герхарт Гауптман

«ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА»

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров

18:00 Драматический театр Черноморского флота Российской Федерации им. Б.А. Лавренева, г. Севастополь

Николай Гоголь

«ИГРОКИ»

Комедия обмана

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств АР Крым Юрий Маковский

18:00 Театральный центр «Амфитрион», г. Москва

Антон Чехов

Декадентская пьеса сочинения Константина Треплева

Режиссёр-постановщик Александр Власов

15:00 Владимирский областной театр кукол

Михаил Салтыков-Щедрин

«КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ…»*

Режиссер-постановщик – Марина Протасова

18:00 Токийский новый репертуарный театр, Япония

Федор Достоевский

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Леонид Анисимов

Владимирский академический театр драмы

Идо Нетаньяху

«МИРЫ В СТОЛКНОВЕНИИ»*

Драма обычных гениев в двух действиях

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Узбекистана Наби Абдурахманов

19:00 ТЮЗ «Дилижанс», г. Тольятти

Карло Гольдони

«СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, ИЛИ ТРУФФАЛЬДИНО В ВЕНЕЦИИ»

Режиссер-постановщик – Виктор Мартынов

17:00 Парад лучших моноспектаклей мира!

ЭМИ – Союз деятелей искусств Израиля

«ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ И СУДЬБА»*

Монодрама

Режиссер-постановщик – Микки Юнес

19:00 Севастопольский академический русский драматический

театр им. А.В. Луначарского

Александр Островский

«ДОХОДНОЕ МЕСТО»

Режиссер-постановщик – Григорий Лифанов

15:00 Парад лучших моноспектаклей мира!

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»

Марина Цветаева

«БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ»*

Моноспектакль

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлов

18:00 Владимирский академический театр драмы

Евгений Евтушенко

«НА СТЫКЕ ВРЕМЕН»

Поэтические хроники

Режиссер-постановщик – Владимир Кузнецов

15:00 Парад лучших моноспектаклей мира!

«КАБАРЕ»*

Моноспектакль

Режиссер-постановщик Дэвид Доусон

18:00 Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»

Иван Франко

«УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

Драма в 2-х действиях

Режиссер-постановщик – Линас Мариюс Зайкаускас

15:00 Театр пантомимы и пластики «Ателье», г. Санкт-Петербург

Лион Фейхтвангер

«ЖЕНЩИНЫ ГОЙИ»*

Пластический спектакль по мотивам романа «Гойя, или Тяжкий путь познания»

Режиссеры-постановщики – заслуженный работник культуры РФ Людмила Белова, Даниил Зандберг

18:00 Театр «Школа драматического искусства», г. Москва

Александр Грибоедов

«ГОРЕ ОТ УМА. МОСКОВСКИЕ СНЫ В 2-Х ДЕЙСТВИЯХ»

Режиссер-постановщик – заслуженный артист России, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Александр Огарев

17:00 Парад лучших моноспектаклей мира!

Театр КЕФ и театр InSite, Мальме, Швеция.

«ДЕДУШКА»*

Режиссер-постановщик Пелле Олюнд

19:00 Государственный Молодежный драматический театр «С улицы Роз», г. Кишинев, Молдавия

Николай Лесков

«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Молдова Юрий Хармелин

17:00 Государственный Молодежный драматический театр «С улицы Роз», г. Кишинев, Молдавия

Когда информационные технологии стали творить новую культуру, национальное достояние приобрело особую ценность. Теперь среднестатистический россиянин имеет представление о самураях и икебане, так же как и простой японец наслышан об «Идиоте» или «Вишневом саде». Зачем это им нужно, рассказывает Леонид Анисимов, заслуженный деятель искусств России и глава Международной академии театра Станиславского. Режиссер из Владивостока в течение семи лет живет в Токио и учит японцев «переживать» по-русски.

Театралы Владивостока хорошо помнят ваши душераздирающие постановки в Камерном театре драмы. «Три сестры» - яркий пример исследований внутренних конфликтов в спертой атмосфере провинции. Переезд в Японию изменил ваши взгляды?
- Здесь я занимаюсь тем же - системой Станиславского. И Япония - это прекрасный этап моей жизни. Первый начался в Екатеринбурге, когда мне было 25 лет. Я сотрудничал с МХАТом, потом учился в Москве. Затем был Дальний Восток, куда меня пригласили возглавить Камерный театр драмы. За семь лет мы создали ряд спектаклей, которые с успехом были показаны в Японии, Франции, США. Достойная память об этом времени - День Камерного театра драмы Владивостока, который каждый год отмечают в Сиэтле. В то же время началось сотрудничество с японскими театрами. И была организована Международная академия театра Станиславского, куда вошли театральные деятели России, Японии и США.
- Как случилось, что вы стали режиссером сразу трех токийских театров?
- Началось с того, что в 1999 году меня пригласили в Токио. Для того, чтобы я провел мастер-класс по системе Станиславского в столичном театре «Кай». Пришло 60 актеров из разных театров. Интерес был огромный. После этого группа актеров предложила мне организовать в Токио театр, который бы ставил спектакли в традиции русской театральной школы. Мы основали два коллектива: PAT (Perezhivanie Art Theatre) и театр «Солнце» (Solntce). К тому моменту в Токио в течение 25 лет по системе Станиславского работал театр «Ке». Его руководитель Есизава-сан был во Владивостоке со своей постановкой Чехова. Перед смертью японский режиссер попросил меня продолжить работу и с его труппой. Так получилось, что я стал проводить мастер-классы в трех театрах. И это было основной моей работой в течение нескольких лет. Два года назад коллективы театров были объединены в один большой - Токийский новый репертуарный театр. Планов много, и все они замечательные.
- Что вам удалось достичь за это время?
- Мы поставили четыре пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), «На Дне» Горького и «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса. А также одну классическую японскую пьесу «Самоубийство влюбленных».
В ней я развил принцип текстуально-визуального театра, который использовал еще во Владивостоке в постановке «Маленького принца». Текст, звучащий, как голос за кадром, необходим современному театру, поскольку внешняя зрелищность театра нередко мешает зрителю проникнуть в суть пьесы. С помощью Сергея Аксенова, художника, с которым я работал в Камерном театре драмы, нам удалось найти новый принцип сценографии большой сцены. Сейчас готовим «Гамлета», пьесу с огромным запасом мысленной энергии, очень умную и высокодуховную. Кроме того, мы проводим свои фестивали, а нас приглашают в Америку и Европу на гастроли. Но главное, что мы сделали - создали первый в Японии европейский репертуарный театр.
- В чем его новизна?
Для Японии это удивительное событие. Поскольку там театры не финансирует государство, как в России, они целиком зависят от публики и вынуждены менять репертуар ежегодно. Средняя жизнь спектакля - месяц. Мы убедили публику в том, что театр по системе Станиславского живет много лет. Иначе работу я и не представляю: разве может повар готовить два раза в год? Также и актер должен совершенствоваться в своей роли изо дня в день. Наши спектакли постоянно ритмически исполняются. А актеры достигают высокого уровня таланта, который обретает магическое воздействие на зрителя. После пяти лет обучения и двух лет показа спектаклей вокруг театра образовалась хорошая аура. У нас - своя публика, нас поддерживают известные в Японии театралы, писатели и искусствоведы.
- Чем объясним этот интерес?
- В таких современных мегаполисах, как Токио, люди особо остро ощущают потребность в психологическом искусстве. Техногенному разрастанию цивилизации нужен человеческий баланс. Не случайно в Токио работает около двух тысяч театров.


- Идея репертуарного театра оправдала себя в экономическом отношении?
- Нашему театру пока рано говорить о прибыли. Театральное искусство само по себе дорогостоящее занятие. Развитию нашего театра способствует иная социально-экономическая ситуация. В отличие от российских актеров, японцы делают вклады в фонды театров, где они работают. И наш театр живет за счет усилий актеров.
- Ради большего успеха у публики приходится ли подгонять отечественную классику под вкусы японцев?
- Я убежден, что адаптировать искусство не надо. Даже не понимая каких-то сугубо российских особенностей чеховских пьес, японский зритель воспринимает главное - драму человека. И это находит в нем сильный отклик. Хотя японцы отличаются от нас во всем. У них все другое - вера, язык, психология, строение тела. Я прихожу к выводу, что какими бы разными ни были национальные искусства, истинная человеческая культура остается одна.
- Как вы решаете проблему языкового барьера?
- Для меня это перестало быть проблемой. Скорее, наоборот, за границей отвыкаешь от родного языка. Приехав во Владивосток, начал смотреть телевизор, чтобы напитаться русской речью. Я понимаю японский и, как многие иностранцы, говорю на смеси японского с английским. А в работе мне помогает переводчик. Другое дело - правильно донести смысл русского театрального термина до японцев, людей с другим менталитетом. Например, «стремление» или «переживание». Так заново открывая знакомые слова; я издал книжку - специальный глоссарий по системе Станиславского для японских актеров.
- Япония - страна с собственными театральными традициями. Вероятно, трудно избежать воздействия этого мощного пласта мировой культуры, находясь среди его хранителей и последователей?
- Я хорошо знаком с эстетикой традиционных театров Японии: Но, Кабуки, Кеген-Но. Среди актеров этих театров есть мои друзья и учителя. И если говорить в целом, национальное японское искусство - древнее, мудрое - очень сильно на меня повлияло - не только театр, но и поэзия, живопись. Живя в Японии, в атмосфере вежливости, чистоты и покоя, я сам стал чуть-чуть японцем. Я люблю японскую кухню, простую и богатую морепродуктами, люблю ходить в японские храмы, путешествовать по этой красивой стране. Однажды с актерами мы встречали солнце на Фудзи! И мне нравится жить в Токио. Все это дало мне возможность посмотреть на русское искусство со стороны, как бы свежим глазом и заново постичь многие вещи. Я вышел на широкий простор, и это дало мне дополнительные силы.
- Что японских профессионалов увлекает в русском театре?
- У многих японских актеров огромное желание учиться системе Станиславского. Как и театралы во всем мире, они понимают, что российская школа - это область истинной духовности, область высокой человеческой мысли и прекрасного воображения. Ради этого многие японцы едут учиться в Англию в Королевский шекспировский театр, где преподает знаменитый Питер Брук. К сожалению, не в Россию.
- Почему?
- Потому что классическая школа театра в России не сохраняется. Случился слишком сильный излом в сознании, когда все стали мерить долларом. Педагоги уходят. Многие актеры умерли. Остались единицы, которых нужно спасти. Восстанавливать традиции будет тяжело. Театр это как наука - такой же фундамент культуры нашего общества, который нужно сохранять, как национальное достояние. Американцы еще недавно говорили: «Мы хотели учиться у вас». А что в России теперь? Я видел очень мало. Но то, что мне удалось посмотреть, в том числе и по каналу «Культура», обнаруживало один изъян - отсутствие искусства переживания. Две крайности - либо слишком банально, либо слишком интеллектуально. Мало сердца! К сожалению, театр в России остается режиссерским. А он вреден для развития. Искусство актера - вот основа театра. Его делают такие, как Лебедев, Смоктуновский, Евстигнеев, Шукшин.


- Что вы имеете против современных театральных форм, которые выглядят как реакция на противоречия мира, в котором даже войны и катастрофы превращаются в шоу, а политики или спортсмены в актеров?
- Мы живем во времена информационного хаоса, который заглушает гениальные мысли. Телевидение вызывает у людей массовое недомогание. У миллиардов землян сегодня любимое развлечение - следить за тем, за сколько миллионов купят человека. Новое искусство, которое использует образы СМИ, - это производное цивилизации. По-моему, истинная культура и цивилизация находятся на противоположных точках рычага. Постмодернизм мало чем помогает человеку выжить в современном мире. Я убежден, что противостоять информационному хаосу и стабилизировать конфликтные ситуации современного мира может только классическое искусство. Интерес к классике намечается во всех странах. Она поможет вернуть человечеству те времена, когда отдавалось предпочтение не шоу, а игре мысли - времена Платона и Аристотеля или Шекспира. Андрей Тарковский говорил: «Искусство может быть только классическим». Потому что классическое искусство - это жизнь человеческого духа. Оно научно и религиозно. Это те категории, которых простыми решениями достичь нельзя. Неслучайно классика на аукционах стоит миллионы, а копия - несколько долларов. Потому что копия не духовна, а интеллектуальна.
- Токио - это один из символов современной цивилизации. Вас не подавляет его мощь?
- Напротив, вдохновляет. Это город с сильными ритмами. В Токио я чувствую вибрацию всех стран. Благодаря друзьям и ученикам из России, Японии, США, Франции, Италии, Латинской Америки мне удается жить как бы сразу во всем мире. И я думаю, что я работаю для человечества. Наступило третье тысячелетие и оно меня завораживает, я говорю уже не «2006-й год», а просто «шестой». Вне России я осознаю, что все люди в мире - это одно человечество. Мы все как дети.
- Вас не преследуют амбиции покорить громкие фестивали и престижные сцены?
- Со временем становишься более спокойным в этих вопросах. Может быть, с возрастом остается меньше эгоизма. Категория успеха для меня измеряется не количеством, а качеством. У нас есть свои зрители. Этого пока достаточно. Я не хочу привлечь всех любой ценой. А что до фестивалей, то мы их организуем сами, ставя во главу угла не тщеславие, а работу над совершенствованием театра. В ноябре в Токио пройдет театральный симпозиум «Путь к вдохновению», главный вопрос которого - каким образом прийти к контакту со сверхсознанием.
- Вы знаете - каким?
- Вся моя работа - это поиски ответов на подобные вопросы. Я делю сознание людей на четыре категории: мифическое, религиозное, научное, космическое. Интеллект - это не более десятой части человеческого сознания, остальное - неизведанные глубины подсознания. Судить об этом трудно, ведь мы не знаем даже простых вещей. К примеру, известно, что человек на 80 % состоит из воды, а вот то, что вода - это сверхкомпьютер, каким-то образом влияющий на всю нашу планету, - это мы стали открывать только в последнее время. Где-то в этом поле физика смыкается с этикой. Если взять главную проблему современности - сохранность планеты, то она упирается в проблему развития гармоничного человека. Как ее решить, я не знаю. Но я убежден, что театр, как никакой другой вид искусства, развивает сознание и воспитывает личность.
- Чем для вас остался Владивосток?
- Владивосток - это город, который исцеляет. Из Токио он видится очень милым и провинциальным городком. Но провинциальность его - это не изъян, а достоинство. Город развивается, не выпадая из ритма мирового развития, но при этом сохраняет свою экологичность, особый культурно-исторический облик, человеческую теплоту. Каждый раз приезжаю во Владивосток с большим удовольствием. Здесь я восполняю свои силы. И в недалеком будущем мы с коллегами из России, Японии и США планируем провести во Владивостоке ряд международных театральных фестивалей.


Top