Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Гаршин В.М

Биография и эпизоды жизни Всеволода Гаршина. Когда родился и умер Всеволод Гаршин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Всеволода Гаршина:

родился 14 февраля 1855, умер 5 апреля 1888

Эпитафия

«Чья совесть глубже всех за нашу ложь болела,
Те дольше не могли меж нами жизнь влачить.
А мы живем во тьме, и тьма нас одолела.
Без вас нам тяжело, без вас нам стыдно жить!»
Из стихотворения Николая Минского, посвященного памяти Гаршина

Биография

Драмы и трагедии в жизни Всеволода Гаршина начались с раннего детства. Уже в пять лет он стал невольным участником семейной переделки. Мать Всеволода — типичная шестидесятница — влюбилась в деятеля революционного движения Петра Завадского и покинула семью, прихватив с собой малолетнего сына. Отец Гаршина — представитель старинного дворянского рода — не захотел терпеть предательства и пожаловался на Завадского в полицию. В результате доноса последнего отправили в ссылку, и женщина, чтобы оставаться ближе к возлюбленному, последовала за ним и осела в Петербурге. Разумеется, данные события нашли отражение в дальнейшей жизни Всеволода Гаршина, значительно повлияв на его здоровье и мировосприятие.

Поступив в Горный институт, Всеволод так и не заканчивает обучение. Он отправляется в армию и получает ранение в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. Получив офицерское звание, ему приходится уйти в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.


В 1877 г. Всеволод Гаршин приобретает известность, когда дебютирует со своим произведением «Четыре дня». В рассказе автор выражает искренний протест против насилия, войны и истребления человека человеком. В дальнейшем он пишет ряд произведений, посвященных этой теме. Перу Гаршина принадлежат и сказки для детей, которые, собственно, все равно несут в себе главную мысль — необходимость борьбы с несправедливостью в этом мире.

Но пока писательская репутация Гаршина растет и крепнет, психическое здоровье писателя только расстраивается. Так, после публичной казни князя Молодецкого, приверженцем взглядов которого являлся Гаршин, его начинают посещать тревожные состояния. Примерно два года проводит русский прозаик в психлечебнице, и депрессия будто бы отступает. После выхода из больницы Гаршин женится, а последующие годы называет самыми счастливыми в своей жизни. Именно в этот период из-под его пера выходит его лучший рассказ — «Красный цветок».

Правда, счастье Гаршина длится недолго: приступы тоски вновь его одолевают. 5 апреля 1888 г., пребывая в депрессивном состоянии, писатель предпринимает попытку самоубийства — бросается в лестничный пролет с четвертого этажа. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Похороны Всеволода Гаршина состоялись на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Линия жизни

14 февраля 1855 г. Дата рождения Всеволода Михайловича Гаршина.
1864 г. Поступление в петербургскую 7-ю гимназию.
1872 г. Переход в реальное училище.
1874 г. Поступление в Горный институт.
1877 г. Творческий дебют: выход рассказа «Четыре дня».
1882 г. Поступление на государственную службу при Гостином дворе.
1883 г. Брак с Надеждой Золотиловой.
1885 г. Начало сотрудничества с издательством «Посредник».
30 марта 1888 г. Попытка самоубийства.
5 апреля 1888 г. Дата смерти Гаршина.
7 апреля 1888 г. Дата похорон Гаршина.

Памятные места

1. Поселок Бахмутское Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.), где родился Гаршин.
2. Горный университет в Санкт-Петербурге, где учился Всеволод Гаршин.
3. Село Переездное, где находится усадьба-музей Всеволода Гаршина и памятник Гаршину.
4. Памятник Гаршину в Старобельске (на пересечении ул. Октябрьской и Чернышевского).
5. «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге, где похоронен Гаршин.

Эпизоды жизни

Считается, что именно выдающийся прозаик Всеволод Михайлович Гаршин узаконил жанр новеллы в русской литературе. Впоследствии для реализации своих литературных идей данный художественный жанр выбрал Антон Чехов.

Начало литературного творчества Гаршина приходится на период разгара борьбы народников с самодержавием. Напряженная революционная действительность тяжело сказывалась на слабом здоровье и без того впечатлительного писателя. Всеволод Гаршин впадал в длительные депрессии всякий раз, когда узнавал о новой государственной расправе с очередным революционером.

Завет

«Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего я принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества».

Сюжет о писателе Всеволоде Гаршине

Соболезнования

«Без него нам стыдно жить».
Николай Минский, поэт

«У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще».
Антон Чехов, писатель

Краткая биография Гаршина 4 класс изложена в этой статье.

Всеволод Гаршин краткая биография для детей

Всеволод Гаршин биография которого начинается 2 февраля 1855 года, появился на свет в имении Приятная Долина в Екатеринославской губернии в семье дворянского офицера. Еще в пятилетнем возрасте Гаршин пережил некую семейную драму, которая оказала на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на характер и мироощущение. Его мама влюбилась в П. В. Завадского — воспитателя старших детей и организатора политического тайного общества. Она бросила семью. Отец Всеволода пожаловался на нее в полицию и Завадского арестовали, сослав в Петрозаводск. Мать чтобы навещать ссыльного, переехала жить в Петербург. Маленький ребенок стал предметом о раздора между родителями. До 1864 года он проживал с отцом, потом мать забрала его и отдала в гимназию в Петербурге.

В 1874 году Всеволод Гаршин поступает в Горный институт. Но искусство и литература больше его интересовали, чем наука. Он начал печататься, писать очерки и искусствоведческие статьи.

В 1877 году Россия вдруг объявила войну Турции, и Гаршин записывается в первый же день в действующую армию добровольцем. В одном из своих первых сражений он повел полк в атаку и получил ранение в ногу. Рана была неопасной, но в дальнейших военных действиях Всеволод Гаршин уже не принимал участия. Он вскоре вышел в отставку, произведенный в офицеры. Но недолго пробыл Всеволод вольным слушателем Петербургского университета на филологическом факультете, он твердо для себя решил всецело отдаться литературной деятельности.

Гаршин приобрел быстро известность, особой популярностью пользовались его рассказы, в которых отразились все военные впечатления, - это рассказы «Трус», «Четыре дня», «Из воспоминаний рядового Иванова».

В начале 1880-х годов резко обострился психический недуг писателя. Около 2 лет Всеволод Гаршин провел в психиатрической лечебнице Харькова.

В 1883 году писатель женился на Н. М. Золотиловой, которая была слушательницей медицинских женских курсов. В эти годы, которые Всеволод Гаршин считал по праву самыми счастливыми в своей жизни, он создан свой лучший рассказ - это «Красный цветок».

В 1887 году вышло в свет последнее произведение писателя - это детская сказка «Лягушка - путешественница». Вскоре наступила очередная тяжелая депрессия.

В марте 1888 г. писатель в возрасте тридцати трех лет погибает, бросившись с высоты 4-го этажа в лестничный пролет. Писатель похоронен в Петербурге.

Творения Всеволода Михайловича Гаршина смело можно поставить в один ряд с произведениями крупнейших мастеров русской психологической прозы - Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Увы, писателю не дано было прожить долгую жизнь, биография В. М. Гаршина обрывается на цифре 33. Писатель родился в феврале 1855 года, а умер в марте 1888. Смерть его оказалась такой же фатальной и трагической, как все мироощущение, выразившееся в коротких и пронзительных рассказах. Остро чувствуя неизбывность зла в мире, писатель создал удивительные по глубине психологического рисунка произведения, пережил их сердцем и разумом и не смог защититься от чудовищной дисгармонии, царящей в социальной и нравственной жизни людей. Наследственность, особый склад характера, пережитая в детском возрасте драма, острое чувство личной вины и ответственности за несправедливости, творящиеся в действительности, - все подвело к безумию, точку в котором, бросившись в лестничный пролет, поставил сам В. М. Гаршин.

Краткая биография писателя. Детские впечатления

Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.

Опыт войны

Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.

Самоубийство

Душевный недуг писателя развивался параллельно его творчеству и общественной деятельности. Он лечился в психиатрической клинике. Но вскоре после этого (биография В. М. Гаршина упоминает это светлое событие) его жизнь была озарена любовью. Брак с начинающим медиком Надеждой Золотиловой писатель расценивал как лучшие годы своей жизни. К 1887 году болезнь писателя усугубилась тем, что он вынужден был оставить службу. В марте 1888 года Гаршин собирался на Кавказ. Уже были упакованы вещи и назначено время. После терзающей бессонницей ночи Всеволод Михайлович вдруг вышел на лестничную площадку, спустился на один пролет ниже и с высоты четырех этажей кинулся вниз. Литературные образы самоубийства, которые жгли душу в его новеллах, воплотились страшно и непоправимо. Писателя отвезли в больницу с тяжелыми травмами, а через шесть дней он скончался. Сообщение о В. М. Гаршине, о его трагической гибели, произвело большое общественное волнение.

Проститься с писателем на «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Петербурге (теперь здесь музей-некрополь) собрались люди самых разных слоев и сословий. Поэт Плещеев написал лирический некролог, в котором выразил острую боль, что Гаршина - человека большой чистой души - нет больше среди живых. Литературное наследие прозаика по-прежнему тревожит души читателей и выступает предметом исследований филологов.

Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема

Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, - центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».

Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, - лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Жажда гармонии

С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения.

Счастье - в жертвенном поступке

Рассказ «Красный цветок» - особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью.

Всех сочинений Всеволода Гаршина - очерков и новелл - набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико.

(1855-1888) русский писатель

Еще при жизни, имя Всеволода Михайловича Гаршина среди русской интеллигенции, стало распространенным понятие «человек гаршинского склада». Что же оно в себя включало? Прежде всего то светлое и привлекательное, что видели знавшие писателя современники и что угадывали читатели, воссоздавая образ автора по его рассказам. Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой. Гаршину были чужды и аскетизм, и унылый морализм. В период душевного и физического здоровья он остро чувствовал радость жизни, любил общество, природу, знал радость простого физического труда.

Жажда жизни, умение чувствовать и понимать все прекрасное в ней было одной из причин того обостренного неприятия зла и уродства, которое выражалось у Гаршина в глубокой грусти и в почти физическом страдании. Эта глубокая грусть о несовершенстве мира и людей, умение проникнуться чужой болью, чужим страданием, как своим, была второй чертой «человека гаршинского склада».

Всеволод Гаршин родился в имении своей бабушки по матери, которое называлось Приятная Долина и было расположено в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, Его ранние годы прошли в маленьком городке Старобельске. Отец Гаршина, Михаил Егорович, был офицером. Человек гуманный, мягкий, он имел репутацию доброго и справедливого командира. Правда, в быту он не лишен был некоторых странностей и не сумел наладить своей семейной жизни. Мать Всеволода Гаршина, Екатерина Степановна, увлеклась воспитателем своих сыновей П. Завадским и оставила мужа, Но он сумел отомстить ей и своему сопернику. По его доносу П. Завадский, участник харьковского революционного кружка, был арестован и сослан. Несколько раз производились обыски и у Екатерины Степановны. Обстановка в доме была очень тяжелой. «Некоторые сцены, - вспоминал впоследствии Гаршин, - оставили во мне неизгладимое воспоминание и, может быть, следы на характере. Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило свое начало в ту эпоху».

Ему шел тогда пятый год. Мать со старшими сыновьями уехала в Петербург, а Всеволод остался в деревне с отцом. Много позже, в рассказе «Ночь», он написал об этом времени несколько автобиографических строк, которых никогда не могла простить ему мать. В них он с любовью обращался к памяти отца, писал о том, что ему хочется перенестись в детство и приласкаться к этому забитому человеку.

Летом 1863 года мать увезла в Петербург и Всеволода. Из уединенной, тихой обстановки мальчик попал в совсем не богатую, но шумную, никогда не пустовавшую петербургскую квартиру: Екатерина Степановна любила людей и умела собрать их вокруг себя. Всеволод Гаршин поступил в гимназию. Мать вскоре уехала в Харьков, оставив его сначала на попечение старших братьев, а потом, после гимназического пансиона, в семье знакомых.

В гимназии Всеволод Гаршин провел десять лет, из них он два года проболел (уже тогда у него начинают проявляться симптомы душевного заболевания) и один раз остался в том же классе еще на один год.

Будучи гимназистом, Всеволод Гаршин начал писать фельетоны, стихотворения, публиковался в гимназических изданиях. В последний год пребывания подростка в гимназии она была преобразована в реальное училище, а окончившие реальное училище, по законам того времени, могли учиться дальше только по инженерной специальности. Гаршин увлекался естественными науками и хотел поступать в Медико-хирургическую академию, но новое постановление лишило его этой возможности. В 1874 году он стал студентом Горного института.

Это было время невиданной до тех пор в России общественной активности студенческой молодежи. Почти все высшие учебные заведения были охвачены революционным брожением, которое жестоко подавлялось. И тем не менее молодые люди активно боролись за свои права и чутко реагировали на все важнейшие общественные и политические проблемы.

Всеволод Михайлович Гаршин был в стороне от этих событий, для него это был период мучительных поисков своего пути в жизни. В ноябре 1874 года, вскоре после волнений в Горном институте, в связи с чем двести студентов были исключены и полтораста сосланы по этапу, Всеволод писал матери: «С одной стороны, власть, хватающая и ссылающая, смотрящая на тебя как на скотину, а не на человека, с другой - общество, занятое своими делами, относящееся с презрением, почти с ненавистью... Куда идти, что делать? Подлые ходят на задних лапах, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т.д. до Сибири, умные молчат и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и изнутри. Скверно, дорогая моя мама, на душе».

Однако творческая работа Гаршина в студенческие годы становится более интенсивной. Он пишет стихи, а в 1876 году впервые в печати появляется его очерк «Подлинная история Энского земского собрания». В нем была нарисована едкая сатирическая картина нравов земских либералов.

В те же годы, Всеволод Гаршин сближается с группой молодых художников. Горячее и заинтересованное отношение к вопросам искусства побудило его написать ряд статей о живописи, в которых он размышлял о сути деятельности художника, о назначении искусства. Одним из сильнейших художественных впечатлений тех лет была выставка картин русского живописца-баталиста Василия Васильевича Верещагина . Гаршин был потрясен изображением военных сцен. А вскоре ему самому пришлось принять участие в том, что вызвало у него такой ужас и отвращение.

В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции, и Всеволод Гаршин идет добровольцем в действующую армию. «Я не могу, - пишет он матери, - прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули». Его зачислили рядовым в пехотный полк. Здесь, на войне, он глубоко постиг характер простого русского человека, его героизм и самоотверженное служение идеалам братства. На войне Гаршину еще нагляднее открылись социальные противоречия русской действительности.

В сражении под Аясларом, он был ранен в ногу, долго лечился и по выздоровлении вышел в отставку. Так выглядела с внешней стороны короткая военная карьера Гаршина. Но ее внутренний результат был куда значительнее. Война и вызванные ею впечатления, стали одной из главных тем творчества Гаршина. Еще находясь в армии, он начинает писать рассказ «Четыре дня», заканчивает его в Харькове во время выздоровления и посылает в журнал «Отечественные записки». Рассказ имел потрясающий успех и сразу же сделал имя его автора широко известным.

Год спустя Всеволод Гаршин публикует новый рассказ под названием «Очень коротенький роман». Здесь, как и в других произведениях писателя, звучат те же мотивы: боль о человеке, скорбь о безысходности этой боли, бесконечное сострадание. Уже в первых рассказах Гаршина проявилось присущее его творчеству обостренное чувство человечности, раскрылась та особенность его таланта, которая была отмечена Чеховым. В его новелле «Припадок» о студенте Васильеве, прообразом которого послужил Гаршин, мы читаем: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если он видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним...» Это свойство таланта Гаршина и заставило его обратиться к одной из самых острых социальных тем - проституции.

Рассказ «Происшествие», появившийся в печати в 1878 году, был не первым в русской литературе, где отражалась эта проблема. Писатели уже создали определенную традицию в подходе к этой «общественной язве». Всеволод Гаршин в целом остается в русле той же традиции. Однако его героиня - не типичное порождение своей среды, она много выше ее. Судьба этой женщины - трагедия человека незаурядного, который оказался в более чем заурядных обстоятельствах. В сущности, как показывает Гаршин и как думает сама героиня, нет большой разницы между проституцией и многими браками, которые заключаются не по любви.

Всеволод Михайлович Гаршин не дает своим героям возможности исправлять ошибки и быть счастливыми. Он предъявляет к ним самые максимальные требования. К Гаршину применимы слова Г. Успенского о писательском труде: «Хочу терзать и мучить читателя потому, что эта решимость даст мне со временем право говорить о насущнейших и величайших муках, переживаемых этим самым читателем...» Но Гаршин и сам мучился не меньше, о чем говорит его собственное признание: «Писатель страдает за всех, о ком пишет».

Многие свои произведения он публиковал в журнале «Отечественные записки», во главе которых в те годы стоял М.Е. Салтыков-Щедрин . Гаршин не всегда разделял его идеи, но тем не менее ощущал свою духовную близость к этому журналу, на страницах которого правдиво и честно освещались проблемы современной общественной жизни.

Между тем душевное состояние писателя ухудшалось, на него все чаще и чаще находили приступы тоски. Зимой 1880 года он пишет рассказ «Ночь», в котором выражает настроения и чувства многих своих современников.

К началу 80-х годов Всеволод Михайлович Гаршин становится одним из самых популярных русских писателей. Молодое поколение считает его властителем дум. После каждого студенческого вечера, если там присутствовал Гаршин, его неизбежно качали на руках. Когда он появлялся в театре или на публичной лекции, по залу пробегал одобрительный шепот. Портреты писателя можно было обнаружить в альбомах студентов, курсисток и гимназистов старших классов.

Всеволод Гаршин писал трудно и медленно. Но каждый его рассказ оставлял неизгладимый след в сознании читателей. Между тем его личная и творческая жизнь уже находилась на грани жесточайшего кризиса, который объяснялся как внешними, так и внутренними причинами.

Общественная ситуация в стране оставалась тяжелой, продолжались волнения среди молодежи, бастовали рабочие. В 1880 году главным начальником Верховной распорядительной комиссии был назначен граф М. Лорис-Меликов. Через несколько дней после назначения в него стрелял народоволец И. Млодецкий. Граф остался жив, а Млодецкого арестовали и приговорили к смертной казни. Гаршин был потрясен и покушением, и приговором. Он пишет письмо Лорис-Меликову с просьбой «простить» Млодецкого и сам относит его. Гаршин пришел в дом Лорис-Меликова глубокой ночью, его не хотели пускать, потом обыскали, но в конце концов граф все-таки принял его.

Точных данных о содержании их беседы нет. Известно только, что Лорис-Меликов обещал Гаршину пересмотреть дело и не сдержал слова. Млодецкий был повешен, после чего Гаршин окончательно потерял душевное равновесие и покой. Он уехал в Москву, потом помчался в Рыбинск, затем опять вернулся в Москву, побывал в Туле, в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, с которым говорил о переустройстве жизни, о спасении людей от несправедливости и зла, направился в Харьков, но не доехал туда. Близкие, встревоженные исчезновением Гаршина, нашли его в Орловской губернии, где писатель находился уже в полубезумном состоянии. Тяжелое психическое заболевание Гаршина заставило родных поместить его сначала в харьковскую больницу для душевнобольных, а затем в петербургскую частную лечебницу. Состояние больного несколько улучшилось, и он поселился в имении дяди, где начал поправляться.

Жизнь Всеволода Гаршина последних лет небогата внешними событиями. Литературная работа не давала достаточных средств к существованию, и писатель был вынужден служить.

Обаяние его личности было так велико, что он легко находил себе друзей. Одним из них был замечательный русский художник Илья Репин , написавший с Всеволода Гаршина сына Ивана Грозного для своей знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Репин говорил, что его всегда поражала печать обреченности на лице Гаршина. И он не ошибался.

Душевная болезнь снова атаковала писателя, он погружается в депрессию, испытывает непреодолимую тоску. 19 марта 1888 года Гаршин бросился в пролет лестницы, а через несколько дней, 24 марта, скончался. Смерть его стала общественным событием, хоронить писателя пришли тысячи людей.

Судьба Всеволода Михайловича Гаршина олицетворяла, казалось, судьбу целого поколения. После его трагической гибели, чтобы почтить память писателя и создать фонд для сооружения ему памятника, было решено выпустить сборник его памяти. На просьбу А.Н. Плещеева написать рассказ в этот сборник Антон Павлович Чехов ответил: «...Таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом расписываться в симпатии к ним». Чехов сообщил, что у него есть тема для рассказа, героем которого будет «молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий».

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.


Top