Иллюстрации картин русских художников для детей. Дом и семья

Анна Умрихина
Конспект занятия «Художники России»

«Знакомство детей с картинами русских художников , описание картин».

Образовательные области : «Познавательное развитие» , «Художественно -эстетическое развитие» , «Речевое развитие»

Цель : Познакомить детей с картинами русских художников .

Задачи : Продолжать знакомить детей с картинами русских художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Серова, Ватагин. Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании. Развивать монологическую речь. Прививать любовь к русской живописи, воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы.

Материалы и оборудование : картины художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Серова, Репина, Ватагина; музыкальное сопровождение, медальки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель : Я очень рада видеть вас.

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия .)

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды, а дети называют профессии людей.)

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.

Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь :

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что он… (художник ) .

- Художник – это творец , он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи , портреты, натюрморты. Они работают в мастерских или рисуют на природе. Художники делают нашу жизнь прекраснее.

Что может изображать художник на своих картинах ? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Воспитатель : Стать настоящим художником совсем непросто . Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников . А ещё у художника должен быть талант .

Воспитатель : Ребята, а теперь послушайте загадки, угадав их мы узнаем, какие инструменты помогают художнику в работе .

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираюсь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (Кисть)

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует… (Карандаш)

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (Палитры) .

Познакомимся : я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь)

Нанесет она узор,

Очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит. (акварель)

Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А всё вместе я -. (альбом)

Воспитатель : На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам.

Воспитатель : Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш- обязательно картина

Называется пейзаж.

Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или море в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.

Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.

Если видишь, что с картины смотрит кто – нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька твой сосед

Обязательно картина называется портрет.

Если видишь на картине, нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит жанр такой картины – анималистический.

Изображение морского пейзажа – маринистическим жанром;

Картины в которых изображаются сцены из былин и народного фольклора называют – былинным жанром.

Ребята, а где хранят свои работы художники ? Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях.

Ребята, а вы знаете имена великих художников ? (Василий Ватагин, Иван Айвазовский; Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Серов, Репин)

Воспитатель : сейчас я приглашаю вас в музей живописи. В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник , чудо, ты.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомимся с ними по лучше.

Физкультминутка «Художник »

Художник картину всю ночь рисовал,

(Дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)

Работал на совесть, покоя не знал.

(«Вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)

И вот за окошком высокие ели,

(Поднимают руки вверх)

Пушистые ели,

(Руки в стороны)

А потом мы увидели небосвод,

(Поднимают руки вверх)

Где звезда веселый танец свой ведет,

(Кружатся)

Снежинки летели прямо на нас -

(Делают «фонарики» )

Мы отдохнули и будем рисовать сейчас.

(Выставляют поочередно руки вперед)

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова.

С самого детства будущего художника интересовала русская история, старинные былины и предания. Художник рисует не простые картины, он рисовал картины по известным сказкам. Виктор Михайлович Васнецов пишет картину «Богатыри» . Он писал её очень долго- целых 20 лет!

Работа по картине

Кто изображен на картине?

Как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец)

Какой богатырь самый мечтательный? (Алеша Попович)

Кто из них самый старший?

Какие доспехи одеты на богатырях? Доспехи- это военная русская одежда. (шлемы, кольчуги)

Что держит в руках Добрыня Никитич? (меч)

А что у Ильи Муромца? (копье)

У Алеши Поповича? (лук)

Что охраняют богатыри? (родную русскую землю)

Воспитатель : Вы все правильно сказали. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое серыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила, вскормила и послала богатырей на свою защиту.

Известный русский художник И . И Шишкин

И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Давайте с вами посмотрим на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.

В – ль : А теперь давайте, посмотрим картину И. Шишкина, она называется «Утро в сосновом лесу» . На этой картине художник нам показал раннее утро. Скажите, какие деревья нарисовал художник ?

Дети : ответ детей

В – ль : Как называется лес, где растут одни сосны?

Дети : ответ детей

В – ль : Ребята, посмотрите какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые деревья, вырвала их с корнем. Кого вы видите на картине?

Дети : ответ детей

В – ль : Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравиться лазать по поваленным деревьям.

Известный русский художник Илья Ефимович Репин .

Родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния) .

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую.

В – ль : А сейчас я предлагаю посмотреть картину «Яблоки и листья»

Картина изображена на темном фоне по которому разбросаны маленькие и большие листья, центральный элемент композиции – яблоки. Они выглядят как настоящие живые плоды кажется,что мы можем почувствовать запах спелых яблок и зелени.

Известный русский художник Валентин Александрович Серов.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи) . Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя всецело искусству. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 - 9-летним мальчиком, поступил в ученики Императорской Академии Художеств

Главные произведения этого талантливого художника – портреты .

Картина «Девочка с персиками» .

Портрет Веруши Мамонтовой - настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название - «Девочка с персиками» . Картина буквально соткана из радости и солнечного света, свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розового платья девочки. Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков и светящими искорками золота. В темных глазах Веруши томится детская непоседливость, девочка едва сдерживает улыбку, ей не терпится надкусить персик, уже выбранный изумительно прописанной загорелой рукой.

Известный русский художник Василий Алексеевич Ватагин.

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января 1884) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Василий Ватагин очень любил животных и всю свою жизнь он изучал повадки их и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея.

Картина «Детство бегемота» .

Кто изображен на картине

Что мы можем рассказать про маленького бегемотика

Какие чувства вы испытываете глядя на эту картину

Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. «Стоит посмотреть животное в его родной стихии, - писал Ватагин, - страуса или антилопу, бегущих в степи, попугаев или обезьян в тропическом лесу, морских птиц на прибрежных скалах, верблюда в пустыне, волка или лося в наших лесах, рыб в прозрачной воде среди водорослей - перед нами возникает великолепный синтез, когда животное, растение, земля, вода и небо сливаются вместе и проявляется чудесная, единая живая природа».

Известный русский художник Иван Константинович Айвазовский .

Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я. Х. Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А. И. Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств .

Картина "Девятый вал"

На картине художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.

Воспитатель : Ребята, мы много узнали о художниках , и сейчас я предлагаю вам самим стать художниками . Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава)

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Ног нет, а идет

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Серебряные нити

Сшивают землю с небом. (Дождь)

Воспитатель : Интересно, что это у вас получилось

Дети. Пейзаж.

Воспитатель : Наша экскурсия в музей закончилось. Я предлагаю каждому из вас взять по одной репродукции картины великих русских художников и всем вместе создать в группе альбом репродукций

На них смотрят как на недотеп и неудачников. А что если этот малыш сейчас, отказавшись от игр, проявит невероятное мужество и силу духа?

В момент, когда взрослые теряют контроль над ситуацией - только ребенок может найти выход из неразрешимого положения. Детское сознание не заковано в стереотипы, ребенок скорее подумает о спасении мира, чем взрослый! И пусть они боятся, сомневаются и не могут сделать правильный выбор, когда вокруг одна ложь, но чистое детское сознание, идеалистическое и начисто лишенное взрослого эгоистического прагматизма, всегда поможет найти выход. Именно о них книги нашей серии «Сказки странных детей».

Купить ЛАБИРИНТ OZON

Сказки, стихи, песенки в рисунках Булатова и Васильева


Эрик Булатов и Олег Васильев по окончании знаменитого Суриковского института поначалу тоже в основном занимались живописью. Мало того - впоследствии они прославились на весь мир, и лучшие музеи почитали за честь приобрести их картины. Но это - во «взрослом» мире. А для детей не менее популярными и любимыми были книжки, оформленные этими же художниками. На них, как принято говорить, выросло уже не одно поколение читателей нашей страны, и не только нашей - книги многократно переиздавались на иностранных языках.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи. Сказки в рисунках Васнецова


Васнецов создал свой собственный сказочный мир. Те, кто видят его рисунки впервые, порой воспринимают их как нечто вполне обыкновенное: вот, мол, один из многих художников в народном стиле - а таких после него в самом деле появилось немало. Но вряд ли кто может сравниться с ним по удивительному сочетанию декоративности и пластики, лёгкости и насыщенности, драматичности и юмора, детской непосредственности и мудрой глубины. Неповторимые образы Васнецова узнаваемы и любимы - как детьми, с которыми он говорит на равных, ни капли не заигрывая и не сюсюкая, так и взрослыми, которым он помогает обратиться к лучшему, что обязательно должно с детства сохраниться в их душах. Может быть, не случайно даже в самой фамилии художника слышны отзвуки весны и солнца. И глядя на его рисунки, мы учимся смотреть на мир такими же широко распахнутыми глазами, какими смотрел на него Юрий Васнецов.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Весёлые сказки в рисунках Каневского


Если бы существовал титул «Самый весёлый художник», то Аминадав Каневский, без сомнения, был бы первым кандидатом на это звание. Не только потому, что он иллюстрировал в основном детские книги, из классики - Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, к тому же всю жизнь рисовал карикатуры для журналов. Просто его взгляд на мир был таким: в жизни больше весёлого, чем грустного, и смешного, чем страшного. И этим мудрым знанием он, как никто, умел делиться с другими - в первую очередь с детьми. Художник прекрасно понимал, насколько важно воспитать в человеке умение с юмором относиться к тому, что огорчает, без злобы воспринимать то, что раздражает, а главное - стараться понять самого себя, не боясь, когда надо, посмеяться над самим собой. Ведь смех, как известно, - это проявление радости познания.




Сказки. Стихи в рисунках Елисеева


Анатолий Михайлович Елисеев рисует всегда с видимым аппетитом, с нескрываемой радостью, что делает книги, нарисованные им, очень же­ланными на детском книжном столике.

Взрослые тоже любят его рисунки, с большим интересом рассматривая его бесконечно остроумные выдумки, забавные придумки, которые в изо­билии сопровождают основную тему в любой его иллюстрации.




Сказки в рисунках Рачёва


Вспоминая Евгения Михайловича Рачёва часто говорят - «художник русских народных сказок», забывая, что среди его работ были иллюстрации к самым разным сказкам - башкирским, белорусским, болгарским, русским, словацким, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октава Панку Яшь «Всё в лесу хорошо, только портные плохие» и многие другие.

Кроме того, он замечательно иллюстрировал книги о природе и животных, а также многочисленные басни и сатирические сказки. И везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачёвскими» зверями.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Стихи и сказки с иллюстрациями
Олега Зотова


Олег Зотов – признанный классик отечественной детской иллюстрации. В книгу «Стихи и сказки в рисунках О.Зотова» вошли лучшие его работы: «Сказки» А.С.Пушкина (приз «Золотое яблоко» на Международной выставке в Братиславе в 1981 г.), «Бородино» М.Ю. Лермонтова, сказки К.И.Чуковского и стихи С.Я.Маршака и Э.Н.Успенского, сказка Х.К.Андерсена «Соловей» и русские песенки-потешки. Книга станет украшением детской домашней библиотеки и будет сопровождать ребёнка долгие годы.




Купить ЛАБИРИНТ АСТ

Стихи и сказки в рисунках Лебедева


В книге «Сказки и стихи в рисунках В. Лебедева» собраны произведения для детей с выдающимися рисунками Владимира Васильевича Лебедева (1891–1967) – живописца, признанного мастера плаката, основателя ленинградской школы книжной графики и собственной «лебедевской школы».

Сказка «Слонёнок» Р. Киплинга в переводе К. Чуковского с иллюстрациями мастера впервые вышла в свет в 1922 году, цикл стихотворений С. Я. Маршака «Разноцветная книга» в 1947 году, сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» в 1948 году. Книга представляет рисунки и к другим произведениям С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, С. Михалкова.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Владимир Сутеев «Сказки»


В книге собраны сказки классика детской литературы, одного из основателей отечественной мультипликации, художника детской книги Владимира Григорьевича Сутеева (1903-1993) из знаменитой книги «Сказки и картинки». Это любимые детьми разных поколений сказки и сказки-мультфильмы – «Кто сказал «мяу»?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Кот-рыболов», «Разные колёса» и другие. Сказочник В. Сутеев прославился тем, что придумывал для детей изумительные сказочные истории для самых маленьких и сам рисовал к ним картинки. Кроме того, за свою жизнь он успел поработать сценаристом, режиссёром и художником-постановщиком. Поэтому герои его сказок такие яркие, динамичные и запоминающиеся. Для детей до 3-х лет.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Веселые истории в рисунках дяди Коли Воронцова


Книга с рисунками дяди Коли Воронцова – это всегда подарок и детям, и взрослым. Тут есть что рассмотреть, есть над чем посмеяться. Оригинальные, «самостоятельные», т.е. дополняющие текст иллюстрации делают издание необыкновенно содержательным и нарядным, а классические произведения К.Чуковского «Царь Пузан» и «Вредные советы» Г.Остера позволяют отнести его к классике детской литературы. В книгу входят несколько историй Н.Воронцова про кота Помпона.




OZON ЛАБИРИНТ АСТ Купить

Добрые сказки в рисунках Савченко


В нашей книге мы представляем творчество замечательного художника А. М. Савченко – одного из лучших известных художников-мультипликаторов и художников детской книги. Маленькие читатели всегда выберут книжку с картинками А. Савченко, потому что сразу узнают героев своих любимых мультфильмов – «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Дереза», «Как Ослик счастье искал»… Иллюстрации любимого художника малышей такие же добрые и тёплые, каким был в жизни и сам художник.




Купить OZON ЛАБИРИНТ АСТ

Хорошие стихи и сказки в рисунках Чижикова


Рисунки, выполненные замечательным художником Виктором Чижиковым, уже давно стали классикой российской иллюстрации. Даже не зная имени художника, юные читатели навсегда запоминают его особенный стиль и безошибочно узнают его. В нашей книге собраны лучшие из произведений, иллюстрированных художником В. Чижиковым: «Три поросёнка» С.Михалкова, «Муравьиный фонарщик» Ю.Кушака, «Сказки» Е. Пермяка, «Игрушки» А. Барто и многие другие.




Сказки в рисунках Устинова


Николай Устинов – настоящий классик. Отточенный годами изобразительный язык, присущий только ему, прекрасное рисовальное мастерство, помноженное на великолепную технику, потрясающие знания в области материальной культуры, истории, литературы и многое-многое другое делают его неповторимым творцом детской книги.

В этой книжке собраны проиллюстрированные им сказки, причём не только русские. Везде с чрезвычайной достоверностью воссозданы костюмы и быт европейских стран. Но будь это братья Гримм или Шарль Перро - кое-где всё равно угадывается переславский пейзаж. Это его мир - мир Коли Устинова, который он любит сам и любви к которому учит всех нас.




Подпишитесь на новости

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше

Мир детства - неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако художественный интерес к этому вопросу возникает лишь на определённом этапе культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения.
Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам удалось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, чувственностью, присущей отечественным мастерам.
Иконописец не ставил задачи показать детство, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости. Они целомудренно закутаны с ног до головы. Черты лица детей плохо выражены и символизируют лишь смирение.
Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца. Ему было необходимо напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности, невинности. Примером является икона Успение Богоматери.
История до XVIII века во многом была безличной. Путь человеку задавался изначально при рождении, и отклонений практически не было. Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности. И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» - портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного.
Во второй половине XVIII века происходит открытие детства, детского тела, манер, речи - в жизни, в литературе, в искусстве. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Ребенок становится более значительным лицом. Он не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Налицо интерес к воспитанию, появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание.
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек открывает для себя мир чувств в культуре и живописи. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы. Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой.
В первой половине XIX века наступает «золотой век» русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека становится более сложным, многообразным. Художники этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии. Это время живописцев, посвятивших немало полотен образам детей, их чувствам, переживаниям. Они писали не просто детские образы, но характеры и эмоциональные состояния. Великие русские живописцы передавали мир детства с неповторимой самобытностью и чувственностью.
В истории нашей родины рубеж XIX и XX веков насыщен огромным общественно-историческим содержанием. Это было время, ознаменованное тремя революциями, последняя из которых, Великая Октябрьская социалистическая революция, открыла новую эру в истории России и в истории всего человечества. В русской живописи формируется новое течение, получившее название «социалистический реализм». Его представителями, писавшими образы детей, были Ф.П. Решетников, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин и другие.

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками - как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей - это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей - «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов - поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. - решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно - «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными - сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы - понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет - известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности - детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес - молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Идеи о картинах, которые можно показать детям и подросткам, можно почерпнуть из этого видео о самых известных картинах в мире:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще


Top