Мумия в музее. Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика)

Наверное, все вы смотрели фильмы ужасов про ожившие мумии, нападающие на людей. Эти зловещие мертвецы всегда будоражили человеческое воображение. Однако в реальности мумии не несут в себе ничего ужасного, представляя собой невероятную археологическую ценность. В этом выпуске вы найдете 13 реальных мумий, которые сохранились до нашего времени и являются одними из самых значимых археологических находок современности.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело мертвого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, становясь «окном» в древний мир. С одной стороны, мумии выглядят жутковато, у некоторых мурашки по коже пробегают от одного взгляда на эти сморщенные тела, но с другой стороны - они представляют невероятную историческую ценность, храня в себе интереснейшую информацию о жизни древнего мира, обычаях, здоровье и рационе наших предков.

1. Кричащая мумия из музея Гуанахуато

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано 111 мумий, которые представляют собой естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своем умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века и похороненных на местном кладбище «Пантеон Святой Паулы».

Экспонаты музея были эксгумированы в период с 1865 по 1958 год, когда действовал закон, обязывающий родственников платить налог за то, чтобы тела их родных находились на кладбище. Если налог не выплачивался вовремя, то родственники теряли право на место захоронения и мертвые тела вынимались из каменных гробниц. Как оказалось, некоторые из них были естественным образом мумифицированы, и их хранили в специальном здании при кладбище. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо.

В конце XIX - начале XX века эти мумии стали привлекать туристов, и работники кладбища начали брать плату за посещение помещения, где они хранились. Официально датой образования Музея мумий в Гуанахуато считается 1969 год, когда мумии были выставлены в застекленных стеллажах. Сейчас музей ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

2. Мумия мальчика из Гренландии (местечко Килакитсок)

Вблизи гренландского поселения Килакитсок, располагающегося на западном берегу самого большого острова в мире, в 1972 году была обнаружена целая семья, мумифицированная посредством низких температур. Девять прекрасно сохранившихся тел предков эскимосов, погибших на территории Гренландии в то время, когда в Европе царствовало средневековье, вызвали живой интерес ученых, но одно из них прославилось на весь мир и вне научных рамок.

Принадлежащее годовалому ребенку (как установили антропологи, страдавшему от синдрома Дауна), оно, больше похожее на какую-нибудь куклу, производит неизгладимое впечатление на посетителей Национального музея Гренландии в Нууке.

Катакомбы капуцинов в итальянском Палермо - это жуткое место, некрополь, привлекающий туристов со всего света множеством мумифицированных тел разной степени сохранности. Но символ этого места - это детское личико Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, умершей от пневмонии в 1920 году. Ее отец, будучи неспособным справиться с горем, обратился к известному медику Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери.

Теперь оно заставляет шевелиться волосы на голове у всех без исключения посетителей подземелий Палермо - потрясающим образом сохранившееся, умиротворенное и настолько живое, что кажется, будто Розалия лишь ненадолго задремала, оно производит неизгладимое впечатление.

То ли еще девочка, то ли уже девушка (называется возраст смерти от 11 до 15 лет), названная Хуанитой, получила всемирную известность, попав в рейтинг лучших научных открытий по версии журнала Time благодаря своей сохранности и жуткой истории, которую после нахождения мумии в древнем поселении инков в перуанских Андах в 1995 году рассказали ученые. Принесенная в жертву богам в XV веке, она дошла до наших дней в почти идеальном состоянии благодаря льдам андских вершин.

Являясь частью экспозиции Музея Андских Святилищ в городе Арекипа, мумия часто отправляется в турне, выставляясь, например, в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне или на многих площадках Страны восходящего солнца, вообще отличающейся странной любовью к мумифицированным телам.

Этот немецкий рыцарь жил в период с 1651 по 1702 год. После смерти его тело превратилось в мумию естественным образом и сейчас выставлено на всеобщее обозрение.

Согласно легенде, рыцарь Кальбутц был большим любителем воспользоваться «правом первой ночи». У любвеобильного Христиана было 11 собственных детей и около трех десятков бастардов. В июле 1690 года он заявил свое «право первой ночи» относительно юной невесты пастуха из местечка Баквитц, однако девушка отказала ему, после чего рыцарь убил ее новоиспеченного мужа. Заключенный под стражу, он поклялся перед судьями, что не виноват, в противном случае «после смерти его тело не рассыплется в прах».

Поскольку Кальбутц был аристократом, его честного слова оказалось достаточно для того, чтобы его оправдали и отпустили. Рыцарь умер в 1702 году в возрасте 52 лет и был похоронен в семейной усыпальнице фон Кальбутцев. В 1783 году последний представитель этой династии скончался, а в 1794-м в местной церкви затеяли реставрацию, во время которой усыпальницу вскрыли, чтобы перезахоронить всех мертвецов семейства фон Кальбутц на обычном кладбище. Оказалось, что все они, кроме Христиана Фридриха, истлели. Последний же превратился в мумию, что доказало тот факт, что любвеобильный рыцарь все же был клятвопреступником.

Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзесу Великому), который умер в 1213 году до н. э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея. Одной из отличительных особенностей этой мумии является наличие рыжих волос, символизирующих связь с богом Сетом - покровителем царской власти.

В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти ее самолетом во Францию для экспертизы и реставрации, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В парижском аэропорту мумию встречали со всеми воинскими почестями, полагающимися при визите главы государства.

Мумия девушки в возрасте 18-19 лет, захороненной в Дании в 1300 году до н. э. Покойная была высокой, стройной девушкой с длинными светлыми волосами, уложенными в замысловатую прическу, чем-то напоминающую бабетту 1960-х годов. По ее дорогой одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье местной элиты.

Девушка была захоронена в гробу из дуба, выстланного травами, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились. Сохранность была бы еще лучше, если бы за несколько лет до того, как была обнаружена эта мумия, не был поврежден слой почвы над могилой.

Симилаунский человек, возраст которого на момент открытия составлял около 5300 лет, что сделало его старейшей европейской мумией, получил от ученых прозвище Эци. Обнаруженный 19 сентября 1991 года парой немецких туристов во время прогулки по Тирольским Альпам, наткнувшихся на прекрасно сохранившиеся благодаря естественной ледяной мумификации останки жителя эпохи халколита, он произвел настоящий фурор в научном мире - еще нигде в Европе не находили идеально дошедших до сегодняшних дней тел наших далеких предков.

Теперь эту татуированную мумию можно увидеть в археологическом музее итальянского Больцано. Как и многие другие мумии, Эци якобы окутан ореолом проклятия: в течение нескольких лет при разных обстоятельствах погибло несколько человек, так или иначе связанных с изучением Ледяного человека.

Девочка из Иде (нидерл. Meisje van Yde) - такое название получило хорошо сохранившееся тело девочки-подростка, обнаруженное в торфяном болоте в окрестностях деревни Иде в Нидерландах. Эту мумию нашли 12 мая 1897 года. Тело было завернуто в шерстяную накидку.

Вокруг шеи девушки была затянута плетеная из шерсти петля, свидетельствующая о том, что ее казнили за какое-то преступление либо принесли в жертву. В области ключицы сохранился след от ранения. Кожные покровы не были тронуты разложением, что характерно для болотных тел.

Результаты радиоуглеродного анализа, проведенного в 1992 году, показали, что она умерла в возрасте около 16 лет между 54 годом до н. э. и 128 годом н. э. Голова трупа наполовину обрита незадолго до смерти. Сохранившиеся волосы длинные, имеют рыжеватый оттенок. Но следует отметить, что волосы всех трупов, попавших в болотную среду, приобретают рыжеватый цвет в результате денатурализации красящего пигмента под воздействием кислот, находящихся в болотистой почве.

Компьютерная томография определила, что при жизни у нее было искривление позвоночника. Дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что причиной этого, скорее всего, стало поражение позвонков костным туберкулезом.

Человек из Рендсвюрена (Rendswühren), который также принадлежит к так называемым болотным людям, был найден неподалеку от немецкого города Киль в 1871 году. На момент смерти возраст мужчины был между 40 и 50 годами, и исследования тела показали, что он умер от удара в голову.

Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году. Сети I правил Египтом в период с 1290 по 1279 гг. до н. э. Мумия этого фараона была захоронена в специально подготовленной гробнице.

Сети является второстепенным персонажем фантастических фильмов «Мумия» и «Мумия возвращается», где он изображен фараоном, павшим жертвой заговора своего верховного жреца Имхотепа.

Мумия этой женщины, получившей прозвище Алтайская принцесса, была найдена археологами в 1993 году на плоскогорье Укок и является одним из самых значимых открытий археологии конца XX века. Исследователи полагают, что захоронение было сделано в V-III веках до нашей эры и относится к периоду пазырыкской культуры Алтая.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли хорошо сохраниться очень древние вещи. В камере обнаружили шесть коней под седлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребенной персоны.

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у нее обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к элите пазырыкского общества.

Это знаменитая мумия девочки в возрасте 14-15 лет, которую инки принесли в жертву более 500 лет тому назад. Она была обнаружена в 1999 году на склоне вулкана Невадо-Сабанкая. Рядом с этой мумией были обнаружены еще несколько детских тел, также подвергнувшихся мумификации. Исследователи предполагают, что эти дети были выбраны среди других благодаря своей красоте, после чего прошли много сотен километров через всю страну, были специально подготовлены и принесены в жертву богам на вершине вулкана.

Пользуются большой популярностью у туристов. Солнечные пляжи, старинные города, еще помнящие конкистадоров, удивительная природа, колоритные обычаи местного населения и, конечно, археологические музеи под открытым небом с неповторимой архитектурой Мезоамерики - все это ждет тех, кто приедет в теплую страну.

Города

Путешествие в Мексику стоит совершить для того, чтобы воочию убедиться в невероятном могуществе и величии цивилизаций, память о которых до сих пор хранят древние камни храма Кетцалькоатля. Такие города Мексики, как Мехико и Канкун - яркий пример того, как удивительно переплетаются история и культура разных цивилизаций и народов.

Вечно молодой Акапулько закружит в вихре развлечений и поразит смельчаками, которые в бухте Ла-Кебрада с высоты 35 метров бросаются в волны Тихого океана. Старые города Мексики, такие как Гвадалахара и Текила, имеют отличительные черты Испанской колониальной эпохи не только в архитектуре. Там до сих пор существует арена для корриды, где проводятся захватывающие представления, но особый интерес у туристов вызывает Музей текилы.

Шикарные пляжи с белоснежным песком и океанские глубины обещают райское наслаждение. В связи с этим стоит упомянуть пляжные туры в Мексику. Курорт Ривьера-Майя не оставит равнодушной, даже самую взыскательную публику, великолепный сервис и комфортабельные отели, из дверей которых можно попасть прямо на пляж. Природа и архитектура удивительной красоты оставят незабываемые воспоминания.

Описание

Город Гуанахуато заслуживает отдельного внимания, его незаурядная красота и достопримечательности поражают даже бывалых туристов. Основан он в шестнадцатом веке испанскими колонизаторами, которые обнаружили там месторождения богатые серебром. Так началась история города, возникли первые поселки шахтеров, а позднее было построено поселение Санта-Фе. Процветание городу подарил восемнадцатый век, именно в это время были найдены новые, богатейшие серебряные жилы. Владельцы месторождений и шахт начали активную разработку, и деньги полились рекой в казну испанской короны. Новоиспеченная испанская знать не скупилась на строительство дворцов, церквей и храмов в городе Гуанахуато. Мексика стала для них второй родиной. Они даже называли ее Новая Испания.

Прекрасные храмы в стиле барокко Ла Компанья и Сан-Каэтано-де-Ла-Валенсиана, без сомнений, можно назвать архитектурными шедеврами колониальной Мексики. Серебренные месторождения по прошествии времен истощились, и добыча серебра перестала быть приоритетной отраслью экономики города. Зато туризм и образование стали базисными направлениями, также город является столицей штата с одноименным названием. Гуанахуато (штат) имеет развитую экономику, которая базируется на добыче золота, серебра, фтора и кварца. Хорошо развита нефтехимическая отрасль, предприятия пищевой промышленности и фармацевтики.

Название и национальная составляющая

Довольно интересна история названия города Гуанахуато. Мексика тогда была населена коренными народами: пурепеча - один из них, ему-то город и обязан своим названием. «Quanaxhuato» в переводе означает гористое обиталище лягушек. На сегодняшний день национальная составляющая складывается из хонас, метисов и белых.

Шахта

Историческая часть города расположена в извилистом ущелье. Застройка происходила по отрогам и склонам, а на окраинах в горах Санта-Роса находятся знаменитая шахта и поселок Ла Валенсиана. Шахта работает и по сей день, но, несмотря на это, принимает экскурсионные группы. За небольшую плату можно опустится на 60 метров вниз и получить представление о нелегком шахтерском труде.

Узкие улочки

Узкие улочки зачастую переходят в ступеньки и поднимаются высоко по склону, поэтому передвижение на автомобиле было бы достаточно трудным, если бы немногочисленные тоннели и подземные дороги. Вероятно, одной из самых популярных узких улочек является переулок Поцелуев. Городская легенда гласит, что некогда на этой улице жили довольно зажиточные люди, их дочь полюбила простого рабочего местной шахты. Влюбленным, конечно, запретили встречаться, но находчивый парень снял комнату с балконом в доме напротив. А благодаря узкому переулку влюбленные, стоя каждый на своем балконе, могли обмениваться поцелуями.

Базилика Колегиата-де-Нуэстра-Сеньора-де-Гуанахуато, безусловно - одна из самых главных городских достопримечательностей, находится в центре города на площади PlazadelaPaz, что в переводе означает Площадь Мира.

Не менее привлекательными туристическими объектами являются Театр Хуарес, выполненный в неоклассическом стиле, здания Альхондига де Гранадитас и Старая ратуша.

Город Гуанахуато (Мексика) - родина знаменитого художника Его родной дом теперь служит музеем. Панорамой города с высоты птичьего полета приводит в восторг, обзор открывается с холма Сан-Мигель, на вершине которого установлен монумент в честь повстанца Пипилы.

Музей мумий

Интересным и одновременно жутким местом является Музей мумий. История образования его уходит своими корнями в далекий 1870 год. Тогда был введен закон об уплате налога за вечное захоронение. Если родственники покойного не имели возможности оплатить налоговые суммы, погребенные останки выкапывались и отправлялись на всеобщее обозрение в здание возле кладбища. В основном останки принадлежат простым людям, рабочим и членам их семей. В хранилище мог зайти каждый и за отдельную плату поглазеть на мумии. В 1958 году закон был отменен, а в 1970 году был построен новый музей, и все мумии теперь хранятся под стеклом.

Просмотр проходил при свечах, посетители частенько отрывали от экспонатов кусочки, оставляя их как сувениры. Всего в коллекции музея насчитывается 111 мумий людей, умерших в период с 1850 по 1950 годы. Жутковатая экспозиция сопровождается надписями на табличках в виде презентации, рассказ идет от первого лица и повествует печальную историю мумий, изъятых из своих могил и выставленных в музее. Характерно, что все тела мумифицированы естественным образом. Есть несколько версий такого феномена. Но наиболее вероятной ученые считают влияние климата, благодаря жаркому и сухому воздуху тела высохли и мумифицировались довольно быстро.

Памятники Мигелю Сервантесу

У жителей города есть довольно интересная особенность: они обожают творчество Мигеля Сервантеса. Хоть сам знаменитый автор «Дон Кихота» никогда не посещал Гуанахуато, это не помешало жителям города установить множество памятников, посвященных его творчеству, и организовать фестиваль Сервантино в честь любимого писателя. Это мероприятие было проведено впервые в 1972 году.

С тех пор проводится он ежегодно. Фестиваль является одним из самых значимых культурных мероприятий Мексики. Гуанахуато на время проведения Сервантино превращается в большую театральную сцену, артисты удивляют и радуют своим творчеством жителей и гостей города, а музыка и пение, доносящиеся со всех сторон, создают ощущение всеобщего ликования.

Также Гуанахуато может гордиться своим университетом, не только в архитектурном плане, хотя новое монументальное здание добавляет авторитетности панораме города, но и своими студентами. Их тут множество, поэтому создается впечатление, что жители города вечно молоды. Звуки музыки и смех доносятся со всех сторон, бесчисленные бары и дискотеки города всегда рады своим неутомимым посетителям.

Заключение

Прекрасный и контрастный город Гуанахуато. Мексика не перестает удивлять своей противоречивостью. С одной стороны, практически все население страны является ревностными католиками, исправно посещает храмы и чтит христианских святых, с другой - пышно празднует День Мертвых, облачаясь в жуткие костюмы, символизирующие Смерть.

Гуанахуато, поражающий красотой архитектуры, красочностью домов и веселым нравом жителей, вызывает, с одной стороны, самые теплые чувства, но ввергает в ужас историей появления Музея мумий.

Заядлые путешественники говорят, что Гуанахуату нужно почувствовать, и тогда не влюбиться в него будет просто невозможно. Да и сама Мексика отзывы от туристов получает самые лестные, равнодушных нет. Каждый увозит с собой частичку ее большой, кипящей страстями души.

Как обещала в предыдущем посте, сегодня я расскажу о главной достопримечательности самого красивого города Мексики - . Речь пойдет о поистине шокирующем мексиканском паноптикуме - Музее мумий (Museo de las Momias de Guanajuato). Предупреждаю: людям впечатлительным, с чувствительной психикой, беременным женщинам и кормящим матерям от просмотра данного поста лучше воздержаться. В нем множество фотографий тел людей, покинувших наш бренный мир лет эдак 100-150 назад, и вам это едва ли пойдет на пользу. Остальным — добро пожаловать, но желательно не на ночь глядя

Все началось с того, что в середине 19 века властями города Гуанахуато был введен налог на захоронение. Это означало, что умершие граждане закапывались на местных кладбищах не за спасибо, а на условиях платного продления своего могило-места. Так как сами покойники по понятным причинам платить за себя не могут, делать это приходилось их родственникам. Если же у родственников не оказывалось возможности или желания платить, а в некоторых случаях, собственно, не обнаруживалось и самих родственников, то тело усопшего эксгумировалось. Каково же было удивление работников кладбища, когда вместо кучки костей им приходилось извлекать из могил почти что новеньких покойников, на многих из которых сохранились волосы, зубы, ногти и даже одежда! Удивительному факту быстро нашлось объяснение: оказалось, что уникальный состав почвы и климат Гуанахуато способствует естественному процессу мумификации захороненных здесь тел. И никакой мистики.

Закон, обязующий родственников платить кладбищенский налог, действовал с 1865 по 1958 год , и именно за это время был сформирован «фонд» будущего музея: 111 мумий , захороненных в период в 1850-1950 годах (по некоторым сведениям сюда же попали граждане, умершие во время эпидемии холеры в 1833 году ). Мумифицированные покойники хранились в помещении при кладбище, которое постепенно стало притягивать туристов, желающих посетить его за несколько песо. Так и появился этот, один из самых страшных в мире, музей .

Сейчас в музее выставлены 59 мумий , несколько из которых - мумии детей (на этом месте подумайте еще раз, хотите ли вы листать вниз). Некоторые из них снабжены табличками, на которых от первого лица написано: я такой-то такой-то, отдал Богу душу тогда-то тогда, моя окочуренная земная оболочка была извлечена из мать сырой земли тогда-то тогда-то.

Посещение музея начинается с коридора мумий, за стеклом которого стоят почти одинаковые, особо ничем не примечательные, покойнички. На всех из них сохранилась кожа, мягкой и шелковистой которую, конечно, не назовешь, но все же; некоторые товарищи стоят при прическах и с ногями, а крайний справа щеголяет в гульфиках и ботинках, в которых, очевидно, и был отправлен в лучший мир.

Далее встречаются персонажи куда более интересные. Например вот этот, наиболее сохранившийся, экземпляр в косухе. Если бы ни некоторые несостыковки в годах, можно было бы подумать, что при жизни парень был рокером.

Идем дальше и видим не менее интересные экспонаты: кто-то из мертвых уютно расположился в гробике, кто-то обращает на себя внимание замечательно сохранившимся туалетом, а одна их отошедших в мир иной завлекает посетителей музея своей, едва ли не до пояса, косой.

Далее переходим в галерею с названием Ангелитос , в котором, как нетрудно догадаться, хранятся детские мумии . По местной традиции умерших детей наряжали с праздничные одежды — мальчиков в костюмы святых, девочек в костюмы ангелов, веря, что так их безгрешные души быстрее попадут на небеса.

Но куда сильнее потрясли меня фотографии на стенах этого зала, повествующие о бытовавшей в то время традиции — фотографироваться на память с уже мертвыми младенцами. Сразу вспомнился эпизод из моего любимого ужастика «Другие», где то же самое полагалось делать с покойниками любых возрастов. Жутковато, в общем.

В следующем зале находится мумия женщины, умершей на позднем сроке беременности, и ее неродившийся ребенок — самая маленькая мумия в мире .

Довольно своеобразные впечатления производит следующий зал с мумиями людей, умерших не своей смертью. Вот, к примеру, экспозиция из похороненной заживо (слева), утопленника (посередине) и погибшего от черепно-мозговой травмы (справа). С третьим все и так понятно, а вот о том, как умерли два других замумифицировавшихся впоследствии товарища, говорят их крайне неестественные позы. Мумия слева — женщина, впавшая в летаргический сон и похороненная по ошибке, положение рук которой свидетельствует о попытке выбраться из столь неудачно сложившейся для нее ситуации. По позе утопленника можно судить, что в последние секунды жизни ему сильно не доставало воздуха.

У двух из убиенных сохранилась обувь. Но что их ботинки по сравнению вот с этими изысканными образцами обувной промышленности того времени?!

Многие из вас наверняка захотят задать вопрос: страшно ли было гулять по музею? Отвечаю - нестрашно. Бывали моменты, когда в каком-либо зале из живых я оставалась совершенно одна: муж, едва переступив порог, ускакал из музея вприпрыжку, а других посетителей оказалось так немного, что мы совершенно друг другу не мешали. Чувствовала я себя абсолютно невозмутимо, и лишь одна единственная мысль преследовала меня от начала до конца: и ВОТ ЭТИМ все закончится! Может быть, звучит громко, но из музея смерти я вышла с несколько изменившимися взглядами на жизнь.

Наверняка многие из вас, прочитавших этот пост, сочтут, что мексиканцы сумасшедшие. Предвосхищая ваше удивление, негодование, возможно даже возмущение, не могу не замолвить за них словечко. Дело в том, что мексиканцы вообще имеют довольно своеобразное отношение к смерти: они воспринимают ее не просто спокойно, а, можно сказать, оптимистически. То, что для нас, людей другой культуры, является абсурдным и даже шокирующим, для мексиканцев — естественная часть их жизни. Традиция не бояться, а даже «дружить» со смертью восходит к верованиям их предков. Древние индейцы считали, что смерть — это начало чего-то большего, и она куда важнее жизни. В Мексике даже праздник есть соответствующий — , когда они отдают смерти дань уважения и даже немного заигрывают с ней. Если постараться взглянуть на вещи глазами мексиканца, то даже этот музей выглядит не так ужасно.

В общем, как вы уже догадываетесь, это не последний пост на тему мексиканцев и смерти.. А теперь немного полезной информации для тех, кто хочет посетить музей мумий.

Где находится Музей мумий:

Музей мумий (Museo de las Momias de Guanajuato) находится в городе Гуанахуато. Как добраться до Гуанахуато, я писала . Музей находится рядом с кладбищем — Panteón. Абсолютно из любой точки города к Музею мумий ведут указатели.

Сколько стоит посещение музея мумий в Гуанахуато:

Входной билет в Музей мумий стоит 52 мексиканских песо, фотосъемка платная — 20 песо.

Спасибо всем, кто читает мой блог и поддерживает его в социальных сетях! Не забудьте подписаться на новости блога:

Музей Exhacienda San Gabriel de Barrera - это музей мексиканских садов. Здесь можно увидеть мексиканские цветы, кустарники и деревья. Музей Exhacienda San Gabriel de Barrera располагается на огромном мексиканском ранчо, созданном в семнадцатом столетии. Ранее оно принадлежало известному мексиканцу Габриэлю Баррера. Популярность садовода он приобрел благодаря выращиванию различных растений. Это были мексиканские цветы, кустарники и деревья. До настоящего времени сохранилось семнадцать садов Баррера.

Посетители садов смогут увидеть здесь не только представители растений, которые выращивали в семнадцатом веке, но и те, которые встречаются в Мексике и сейчас.

Пять садов расположены в музее на открытой площадке, есть и те, которые расположены в помещении. Exhacienda San Gabriel de Barrera работает каждый день. Поестителей ждут с 9 утра до 6 часов. За день пребывания на территории музея придется заплатить около восьми долларов

Музей Diego Rivera

Музей Диего Ривера был основан в 1975 году. Он содержит коллекцию известного художника Мексики Диего Ривера. В коллекции галереи насчитывается свыше ста семидесяти пяти работ мастера. Большая часть картин когда-то принадлежала местному жителю Марте. В музее Диего Ривера посетители смогут увидеть картины, которые художник создавал в раннем детстве, в период юности и в последние годы жизни. Последняя, созданная им картина, датируется 1956 годом. В музее можно увидеть такие известные картины Диего Ривера, как «Мадам Либет», «Голубь мира», «Классик головы».

Помимо картин, в галерее представлены и некоторые эскизы художника. В музее Диего Ривера хранятся работы и других художников Мексики двадцатого века. Они объединены в отдельную коллекцию, которая называется «минимарка». К примеру, здесь можно увидеть картины Хосе Луиса Куэвас. Музей Диего Ривера работает в любое время года. За пребывание в музее придется заплатить несколько долларов.

Музей мумий

Музей Мумий в мексиканском городке Гуанахуато предлагает своим посетителям посмотреть на мумифицированные тела людей, которых здесь собрано больше сотни. Экспозиция музея является свидетельством весьма необычного отношения к смерти. Сохранность выставленных мумий очень хорошая. От египетских мексиканские мумии отличаются тем, что атмосфера и почвы в Мексике слишком сухие, поэтому тела сильно обезвожены, а не специально забальзамированы.

В экспозиции музея выставлены 59 мумий, которые были эксгумированы в период с 1865 по 1958 год. В то время в стране действовал закон, согласно которому родственникам было необходимо платить налог за то, чтобы тела их умерших близких покоились на кладбище. И если семья не могла вовремя заплатить, то теряла право на место захоронения, а тела вынимались из каменных гробниц. Полежав в сухой земле, некоторые тела естественным образом мумифицировались, и их хранили в специальном здании при кладбище.

В конце XIX - начале XX века находившиеся там мумии начали привлекать внимание туристов, и сотрудники кладбища начали взимать плату за осмотр. В 1969 году когда мумии в Гуанахуато были выставлены в застекленных витринах. А в 2007 году экспозицию музея перекомпоновали по тематическим разделам. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов, а также многочисленные исследователи.

Музей Независимости

Музей Независимости находится в центре города внутри здания, построенного в конце восемнадцатого века меценатом Франциско Мигелем Гонсалесом.

Ранее здесь располагалась тюрьма, которая в одно историческое воскресенье в сентябре 1810 года потеряла всех своих заключенных в результате Grito de Independencia.

В 1985 году здание приобрело статус музея, который включает в настоящий момент семь постоянных экспозиций, в числе которых - «Освобождение заключенных», «Отмена рабства», «Судебное идальго», «Совершенство независимости» и другие. Помимо экспозиций музей организует экскурсии, циклы тематического кино, передвижные выставки, конференции и концерты.

Музей Каса де ла Тиа Аура

Этот музей можно в прямом смысле слова назвать уникальным. Потому что его экспозиция - это очень своеобразное собрание впечатлений, оттенков, нюансов и необъяснимых чувствований, оставшихся от населявших этот старый дом прежде жителей.

Этот музей нередко называют Домом с привидениями. А спецэффекты помогают очень достоверно прочувствовать его таинственную и даже мистическую обстановку.

Идею для создания такого музея дала информация о том, что внутри этого дома совершались человеческие жертвоприношения.

Экскурсия по дому проводится только на испанском языке, поэтому иноязычным гостям будет не так просто понять рассказ гида. Но очень правдоподобные вздохи, шорохи и другие звуки говорят сами за себя. Скучно в этом музее точно не будет.

Открыт музей с понедельника по субботу.

Музей мумии

Музей мумии был создан в конце девятнадцатого века. Он был открыт в 1865 году. В это время в пантеоне Санта-Пауло было обнаружено первое мумифицированное тело.За сто пятидесятилетнюю историю существования, в музее побывало свыше одного миллиона посетителей. В коллекции музея мумии насчитывается более ста экспонатов. Некоторые из них были подарены музею американскими исследователями.

Музей мумии был создан для того, чтобы сохранить культурное наследие Мексики. Каждый экспонат отражает жизнь Гуанахуато на протяжении нескольких десятилетий. Во время экскурсий по музею мумии экскурсовод рассказывает посетителям об особенностях внешнего вида мумификаций, украшения их могил, а также перессказывает связанные с мумиями мексиканские легенды. Каждый сотрудник музея принимал участие в археологических раскопках, которые постоянно проводятся на территории Гуанахуато. В 2007 году музей мумии был отреконструирован.

Музей изобразительных искусств в Кихоте

Музей изобразительных искусств в Кихоте - музей, созданный под патронатом Правительства Гуанахуато и Фонда Cervantina Eulalio. Музей изобразительных искусств в Кихоте широко известен как культурный центр. Причина известности кроется не только в широчайшей тематической коллекции музея (более 900 художественных произведений). Прежде всего, музей известен как центр ежегодного Фестиваля искусств, куда собираются художники, писатели, скульпторы и другие представители творческой интеллигенции со всего мира.

Экспозиция музея включает в себя картины, выполненные в разных стилях и техниках, скульптуры, керамику, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Коллекция продолжает пополняться, в основном, за счет пожертвований Фонда Cervantina.

Народный музей ГуанахуатоThe National Museum in Guanajuato

Народный музей Гуанахуато расположен в одном из красивейших мест исторической части города. Открыт музей в 1979 году и с тех пор его коллекция постоянно пополняется новыми образцами народного творчества.

В постоянно действующей экспозиции музея представлено множество объектов национального наследия. Это и археологические находки, и образцы изобразительного искусства, и орудия труда, и предметы быта местных народностей. Жемчужина музея - обширная коллекция миниатюр.

Несмотря на обилие экспонатов, экспозиция музея организована очень компактно, что делает посещение музея очень комфортным.

Музей работает каждый день, кроме воскресенья и понедельника, с десяти часов утра до семи часов вечера. В воскресенье музей открыт для посещений с десяти часов утра до трех часов дня.

Дом-музей Джин Байрон

Этот музей является воссозданной фазендой - типичной постройкой, в каких селились зажиточные жители во времена, когда процветала отрасль добычи серебра. Фазенда была восстановлена в середине 50-х годов прошлого века и в наше время является хорошим наглядным примером образа жизни своих последних обитателей - художницы Джин Байрон и ее мужа Вергилия.

Творческие наклонности жителей дома оставили на его убранстве колоритный отпечаток. Он обставлен с тонким вкусом. Интерьер украшают оригинальные предметы из дерева и керамики, картины, а также антикварная мебель. Красивый сад, окружающий дом-музей, также радует своей спокойной красотой.

Дом функционирует как музей, в котором регулярно проводятся выставки. Также здесь функционирует культурный центр, где проводятся концерты барочной музыки и разнообразные занятия прикладным искусством. Часть художественных изделий можно купить.

Музей старателей Сан-Рамона

Музей старателей Сан-Рамона - общественный музей, посвященный горнодобывающей промышленности региона и открыт всем желающим. Постоянная экспозиция включает в себя выставки минералов, старинных фотографий, предметов труда и быта горняков графства Валенсия.

Самые старые экспонаты музея относятся к 1549 году, когда в графстве Валенсия были обнаружены поверхностные месторождения серебра, по сей день считающиеся одними из самых богатых в мире. Позднее выработку стали производить и шахтным методом. В одной из таких шахт устроена отдельная экспозиция. Общая протяженность этой шахты - пятьсот пятьдесят метров, однако из соображений безопасности к посещениям разрешены только первые пятьдесят.

На входе в экскурсионную шахту устроен небольшой ресторан, где в соответствующей обстановке можно попробовать блюда национальной кухни.


Достопримечательности Гуанахуато

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула...

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы. Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены. Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках. Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли. А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность. Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея...

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии. Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани. Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой. Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...


Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом. Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для . Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали. Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея - не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства - из них извлечены внутренние органы. В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой. Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела. Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.


Top