Урок по чтению «Сказки Р. Киплинга

Введение

Чтение книг - одно из моих любимых занятий. До недавнего времени меня привлекал сюжет. Я любил оказываться в необычных ситуациях, таинственных местах, вместе с героями книг преодолевал трудности, боролся за справедливость, искал сокровища. Становясь старше, я стал обращать внимание на стилистику предложений, приёмы, при помощи которых авторы добиваются яркости и образности сюжетов: эпитеты, метафоры, сравнения, которыми изобилуют стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина, былины, русские народные сказки.

Сказка - универсальный жанр, охватывающий все явления окружающей жизни и природы. Для жанра русской сказки характерна образность, эмоциональность, доступность, экспрессивность, которая проявляется в фонетике, лексике, синтаксисе.

А на каких приёмах основывается британская сказочная традиция? Как достигается эмоциональность, образность в английских сказках, когда общеизвестно, что английский язык намного беднее, сдержан и консервативен? Объектом для моего исследования были выбраны анималистические сказки Редьярда Киплинга из сборника "Just so stories".

Предметом исследования являются средства выразительности образов животных, особенности построения предложений, поэтики в данных сказках.

Гипотеза исследования: проанализировав сказки Киплинга с точки зрения стилистики, лексики, грамматики я узнаю о стилистических приёмах, средствах выразительности английского языка, что в дальнейшем поможет мне лучше понимать культуру народа и язык, расширит мои знания в изучении английского языка.

Цель исследования: выявление средств выразительности в английском языке через лингвостилистический анализ анималистических сказок Р. Киплинга. В соответствии с выдвинутой гипотезой, предметом и целью исследования были определены конкретные задачи:

охарактеризовать особенности художественного метода Р. Киплинга;

рассмотреть лингвостилистические особенности языка сказок Р. Киплинга;

выявить особенности поэтики и системы образов.

Новизна настоящей работы обусловлена ее целью, задачами и самим выбором материала исследования. Я впервые обратился к анализу английского текста, в частности анималистической сказки.

Практическая значимость работы состоит в расширении знаний о культуре изучаемого языка, углубления знаний в области лексики, грамматики, словообразования. Определяется возможностью использования материала и результатов исследования в дальнейшем изучении английского устного народного творчества.

В соответствии с целью и задачами работы был использован метод сравнительно-сопоставительного анализа оригинального текста и его перевода.

лингвостилистическая особенность сказка киплинг

Основная часть

Прежде чем приступить к анализу сказок, я познакомился с творчеством писателя и выявил, что сказки Киплинг начал «изобретать, представлять и записывать в ответ на самые первые «Что, Где и Почему?» своей старшей дочери Жозефины». Д.М. Уронов. Предисловие к третьему изданию “Just so stories” .стр. 5 Потом появились другие маленькие слушатели (друзья Жозефины) и новые сказки. Так возник целый сборник сказок про животных.

Киплинг много путешествовал и много видел. Он хорошо знал историю, археологию, географию, этнографию, зоологию. Выдумка в сказках опирается на его энциклопедические знания, поэтому описания животных, природы, пейзажа очень точные и достоверные. Сюжеты сказок навеяны африканским фольклором, но, ни одна из сказок Киплинга ничего общего не имеет с животным эпосом народов Центральной и Южной Африки. Таким образом, сказки - это чистый вымысел, где автор, переплетая выдумку с реальными фактами, интересно, остроумно и поучительно рассказывает детям о том, как возник и развивался окружающий мир. Константин Паустовский так писал о Р. Киплинге: «Талант его был неистощим, язык точен и богат, выдумка его была полна правдоподобия, все его поразительные знания, вырванные из подлинной жизни, во множестве сверкают на страницах его книг».

Редьярд Киплинг был замечательным рассказчиком, удивительным актёром. Рассказывая свои сказки детям, он открывал рот именно так, как это делал Кит или говорил «Humph!» так, как это мог произносить Верблюд. Поэтому, Жозефина просила отца записать сказки именно так (just so), как он их рассказывал, не меняя ни одного слова. Сочетание just so встречается в тексте неоднократно. Рассказывая про возникновения алфавита Киплинг настаивает на том, что это происходило именно так (it was just so): любопытный Слонёнок пытается узнать почему у дыни именно такой вкус (why melons tasted just so) и т.д. Это и обусловило название цикла "Just so stories".

Для исследования были взяты три сказки из цикла:

How the Whale got his throat (Как Кит получил свою глотку);

How the Camel got his hump (Как Верблюд получил свой горб);

The Elephant"s Child (Слоненок).

Сказки написаны «возвышенным стилем» в развлекательной форме, в них использованы разнообразные созданные автором слова - возможно комическое преувеличение и изменение слов, услышанных в Индии, Африке. На протяжении всей книги он обращается к читателю «O my Best Beloved» (милая моя, милый мой), что создает атмосферу особой близости между рассказчиком и слушателем, между автором и читателем. Кроме этого, как уже было сказано особую доверительность и реальность создают образы животных. Об этом свидетельствует текст. Например, рассказывая о Ките он говорил:“ All the fishes he could find in all the sea he ate with his mouth - so!” (Всех рыб, которых он мог найти в море, он ел именно так), “ He swallowed them all down into his warm, dark, inside cupboards and then he smacked his lips -so…” (Он проглотил их всех в тёплый и тёмныйчулан, который назывался желудком Кита и причмокнул вот так….) R. Kipling. «How the Whale got his throat» стр. 30, 32. В сказке про Слонёнка «The Elephant"s Child» мы читаем: “ the Crocodile winked one eye like this”(крокодил подмигнул одним глазом -вот так). Киплинг даже пытается изобразить речь Слонёнка, когда Крокодил ухватил его за нос: “Led go! You are hurtig be!”(Пустиде бедя! Бде очедь больдо!) или “This is too butch for be!” (Довольдо. Я больше де богу) R. Kipling «The Elephant"s Child» стр. 81,82.

Сказочное повествование начинается с «зачина», вводящего слушателя в мир далекого прошлого. Он подчеркивает необычность обстановки и, таким образом, как бы обосновывает необычность описываемого. Например: “ Once upon a time” (How the Whale got his throat), “ In the beginning of years, when the world was so new-and-all” (How the Camel got his hump), “ In the High and Far-Off Times” (The Elephant"s Child).

Композиция сказок проста: она строится обычно на троекратности (или многократности) повторения одного и того же действия. Многократность действия, как правило, связана с повторением словесных формул в виде диалога или какой-либо реплики. Например, в сказке «Как Кит получил свою глотку» автор три раза просит читателя не забывать про подтяжки (“you must not forget the suspenders”, “Have you forgotten the suspenders?”, “ now you know why you were not to forget the suspenders”). Или в сказке «Как Верблюд получил свой горб» Верблюд постоянно говорит только одно слово “ Humph”, а Лошадь, Собака, и Осел троектратно обращаются к Верблюду (“Camel, O Camel,come out and (trot, fetch,plough) like the rest of us”). В сказке «Слонёнок» вежливость Слонёнка подчёркивается многократным повторением наречия politely,а его любознательность - повторением вопроса “ What does the Crocodile have for dinner?” (Что Крокодил ест на ужин?)

Киплинг широко использует ретардацию (замедленное развитие действия), которая достигается уже упоминавшимся приемом троекратности, а также детализацией описания. Питон из сказки про Слонёнка изображён как “Bi-Coloured -Python -Rock -Snake”(Двухцветный Питон, Скалистый Змей), а Крокодил - “ yonder self-propelling man-of-war with the armour-plated upper deck” (военный корабль с живым винтом и бронированной палубой). Ритмическая организация речи и использование созвучий и даже рифмы создает особую размеренность повествования. Временами оно напоминает ритмику колыбельных песен. В сказке «Как Кит получил свою глотку» перечисление рыб и морских животных, которыми питался Кит, написано в форме ритмической и рифмованной прозы (основной размер-анапест) “ He ate the starfish and the garfish, and the crab and the dab,and the plaice and the dace, and the skate and his mate…. (Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селёдку, и селёдкину тётку…). Приём ритмических рифмованных повторов мы вновь встречаем в описании момента, как вёл себя Моряк внутри Кита “ He stumped and he jumped and he thumped and he bumped and he pranced and he danced and he banged and he clanged, and he hit and he bit…”(он топал и прыгал, стучал и бренчал, танцевал, гарцевал, молотил, колотил…). Сказка «Слонёнок» наполнена рифмующимися эпитетами: “ scalesome, flailsome tail” (хвост как молотильный цеп и весь покрыт чешуёю), “musky,tusky mouth” (зубастая, клыкастая пасть), “ a mere-smear nose” (крошечный нос).

На фоне нейтрального или мягко окрашенного фамильярно-разговорного контекста Киплинг широко использует две категории стилистически окрашенных слов -- детскую лексику (так называемые nursery words) и литературно-книжную лексику.

Прочитав сказки «How the Whale got his throat» , «How the Camel got his hump», «The Elephant"s Child», я выделил следующую детскую лексику: twirly - whirly (угорь вьюн-вертун). Это детский неологизм, образован от глаголов to twirl -крутить и to whirl -вертеть при помощи суффикса -y, который придаёт слову свойственную детской лексике ярко выраженную эмоциональную окраску, шутливую или ласкательную. Л.С. Головчинская Комментарий к третьему изданию “Just so stories” стр. 225 Слово nubbly в предложении “This man is very nubbly” (этот человек мне не по-вкусу) образовано от существительного nubble (кусок, комок) при помощи суффикса -y. Сказка “How the Whale got his throat” стр. 33 Прилагательное snarly -yarly (ворчливый, скрипучий), образовано от глагола to snarl (рычать, огрызаться) при помощи суффикса -y и придуманного для рифмы Киплингом слова yarly. Сказка “How the Camel got his hump” стр. 45 Усечённое детское слово satiable образовано от прилагательного insatiable (жадный, ненасытный), scuse me (извините меня) - усечённое детское слово от excuse me и hijjus - детское неправильное употребление прилагательного hideous (ужасный, жестокий). Сказка “ The Elephant"s child” стр. 81

Для создания неожиданного, чаще всего юмористического эффекта, Киплинг мастерски переплетает повествование, которое ведётся в простой разговорной манере со словами, которые придумывает сам по образцу детской лексики, и словами-терминами, книжными словами и оборотами, даже архаизмами. В обращении «хитренькой Рыбки» к Киту “ Noble and generous Cetacean” (благородное и великодушное животное из семейства Китовых), Киплинг намеренно использует слово-термин Cetacean, чтобы придать важность и напыщенность речи. Сказка “How the Whale got his throat” стр. 30

Архаизмами изобилует речь Питона и Крокодила из сказки про Слонёнка: “ Come hither, Little One”, said the Crocodile” («Подойди сюда, моя крошка», “ yonder limped stream” (тот прозрачный поток), так Питон говорит о реке Лимпопо. Слова hither (совр. here) и yonder (совр. that) являются архаизмами.

Для придания сказкам особой звуковой и интонационной выразительности автор активно пользуется приёмом аллитерации (повторение однородных согласных звуков), синонимическим рифмованным повтором, эпитетами (образное определение предмета) Учебник литературы для 8 класса, часть 2. М., «Просвещение» 2008, стр. 390, 394.. Наибольшее количество приёмов аллитерации я нашёл в сказке «The Elephant"s Child», причём аллитерация сопровождается эпитетами и синонимическими рифмованными повторами. Например: “ the great grey-green,greasy Limpopo River” (сонная, зловонная, мутно-зелёная река Лимпопо), “scalesome, flailsome tail”, “musky,tusky mouth”, “ sloshy -slushy”, “slushy -squshy”. Таким образом, образовались неологизмы, которые впоследствии вошли в словарный фонд английского языка как устойчивые словосочетания: “ a man of infinite-resource-and-sagacity” (человек безграничной мудрости и изобретательности), Сказка “How the Whale got his throat” стр.32 “black and blue” (1. иссиня-чёрный, 2. дурное настроение) Сказка “How the Camel got his hump” стр. 45, “ In the High and Far-Of Times” (в давние-предавние времена), “crocodile tears” (крокодиловы слёзы) Сказка “ The Elephant"s child” стр. 80.

С точки зрения грамматики Киплинг чаще всего употребляет глаголы прошедшего времени, которые также оформляет в рифмованный ряд. Например в сказке «How the Whale got his throat» читаем “ He stumped and he jumped and he thumped and he bumped…and he stepped and he lepped”… Слово lepped (неправильная форма прошедшего времени глагола to leap (leapt) - «прыгать» образовано Киплингом, чтобы составить рифму со словом stepped - «делать па». В предложении “ I have stopped your ating” -я заткнул тебе глотку, неологизм ating образован при помощи продуктивного суффикса -ing от формы прошедшего времени (ate) глагола to eat для образования рифмы со словом grating. “By means of a grating, I have stopped your ating”. Сказка “How the Whale got his throat” стр.35

Заключение

Британская сказочная традиция представляет собой богатую копилку ярких образов, народного юмора, необыкновенных приключений, волшебных событий. Британские сказки являются носителями национального самосознания, своеобразным обобщением британского духа и образа мысли. Вбирая фольклорный и литературный материал, обогащенные заимствованиями из культуры других народов (как это делал Киплинг), сказки представляет собой уникальный синтез образов, сюжетов, идей. Именно в сказочных произведениях автор выражает многие свои взгляды на мир, искусство, общественные отношения; именно в сказках проявляются в полной мере особенности художественного метода, любовь к красочным, богатым описаниям. В этом я убедился, прочитав и проанализировав сказки Редьярда Киплинга. Таинственность и доверительность повествованию придаёт восточное обращение автора к читателю, а также указание на давние-давние времена, когда происходит событие, что в свою очередь завораживает и вызывает живой интерес к сказке. Многократность повторяющихся действий или описаний сначала вызывает протест, но потом ты понимаешь, что Киплинг «ведёт» с тобой беседу, «хочет», чтобы ты до конца понял то, что он хочет сказать.

Поэтику сказок я увидел через аллитерацию, синонимический рифмованный повтор, эпитеты. Особую эмоциональность и экспрессию придают сказкам детские слова, оригинальные неологизмы Киплинга, выполняющие в тексте экспрессивно-эмоциональную роль, устойчивые словосочетания. Уверен, что у Киплинга ещё масса интересных слов, которые развивают, обогащают язык, масса приёмов и методов, при помощи которых из обычных букв, слов и предложений создаётся настоящее чудо - сказка.

Литература

Rudyard Kipling. Just so Stories.-M.: Raduga, 2000.- 254

Англо-русский словарь. / Составители: В.Д. Аракин, З.С. Выгодская- М.: Русский язык, 1998.- 848 стр.

Великобритания: Лингвострановедческий справочник/ А.Р.У. Рум, Г.А. Пасечник-М.: Русский язык, 1978.- 480 стр.

Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я. Коровина.-М.: Просвещение, 2008.-339 стр.

Р.Д. Киплинг Сказки [Текст] / Р.Д. Киплинг М.: Детская литература, 1991.- 59стр.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10" Vвида

Внеклассное чтение

Сказка Редьярда Киплинга

«Откуда взялись броненосцы?»

Подготовила и провела:

Новокузнецкий городской округ

Цель занятия: познакомить воспитанников с творчеством Р. Киплинга; расширить читательский кругозор; развить выразительное чтение, улучшить технику чтения, чувство юмора; привить интерес и любовь к книге; воспитать бережное отношение к книгам.

Материал для воспитателя

Редьярд Киплинг - поэт и прозаик большого дарования. Неистощимое богатство изобразительных средств, точный и смелый язык, яркое воображе­ние, острая наблюдательность, обширные и разносторонние знания - все эти замечательные свойства, соединенные вместе, делают Киплинга писателем, принадлежащим всему человечеству.

Шутливо-иронические «сказки» Киплинга привлекают юных читателей своеобразной выдумкой, яркостью красок и живым разговорным языком. Словно отвечая на бесчисленные детские вопросы «почему» и «отчего», автор рассказывает с лукавым юмором, откуда взялся у слона хобот, отчего леопард стал пятнистым, как появился у верблюда горб, почему у носорога шершавая шкура в складках, почему у кита узкая глотка, как было составлено первое письмо и как придумали первую азбуку, как появились домашние животные. Отвечая на все эти вопросы, Киплинг дает волю творческой фантазии и вмес­те с тем заставляет детей задуматься над многими вешами.


Сказки Киплинга насыщены забавными шутками и прибаутками. Его сказки неожиданно прерываются обращениями к маленьким слушателям. Основной текст дополняют веселые стихи и выразительные авторские иллюс­трации с остроумными пояснениями. Все это части единого замысла.

«Откуда взялись броненосцы» Расшифруйте название сказки

1620122151 393313101930 218161561516192429

Ответ: «Откуда взялись броненосцы».

Вопросы по содержанию

Понравилась ли вам сказка?

Какое впечатление она на вас произвела?

Что особенно запомнилось?

Где происходят события, описываемые в сказке? (На Амазонке.)

Назовите главных героев сказки?

Расскажите, как жили еж и черепаха?

Как проводил время ягуар?

Кто объяснил ягуару, как нужно ловить черепах и ежей?

Какое наставление дала мать сыну?

Расскажите, как произошла первая встреча ягуара с черепахой и ежом?

Почему ягуару не удалось никого поймать?

Расскажите, как животные запутали ягуара?

Делал ли ягуар попытки снова поймать ежика и черепаху?

Как ежу с черепахой удалось обмануть ягуара?

Чему научился еж?

Чему научилась черепаха?

Какой вопрос задает нам сказка?

В каких животных превратились черепаха и еж?

Киплинг написал занимательную, интересную сказку, но приз­нать научным фактом ее нельзя. Почему?

Где мы сможет получить достоверную информацию и научные ответы на вопросы: кто такие броненосцы? Что известно о жизни ежа и черепах? (Энциклопедии, справочные издания.)

Найдите в таблице героев сказки

По горизонтали: ежик, черепаха, броненосец . По вертикали: ягуар.

Цифровой диктант

Воспитатель читает детям утверждения, если дети согласны с утвержде­нием, ставят 1 (единицу), если не согласны - 0 (ноль).

1. События в сказке происходят на реке Амазонка.

2. Черепаха ела лягушек. (Зеленый салат.)

3. Еж питался улитками.

4. Ежа называли Злючка-Колючка.

5. Черепаху называли Спешная. (Неспешная.)

6. Ягуара называли Расписной.

7. Еж не боится воды. (Боится.)

8. Мать учила ягуара ловить черепах и ежей.

9. Черепаха уколола ягуара. (Еж.)


10.Еж учился сворачиваться клубком. (Черепаха.)

11.Еж с черепахой превратились в броненосцев.
Ответы: 101 101 010 01.

Тест

2. На какой реке происходили события?
а) На Волге б) На Амазонке

3. Какая вода была в реке?

а) Мутная б) Чистая

4. Кто охотился за черепахой и ежом?
а) Леопард б) Ягуар

5. Как называли ежа?

а) Злючка-колючка б) Колючий бок

6. Как называли черепаху?

а) Торопышка б) Медлянка

7. Как называли Ягуара?

а) Расписной б) Заводной

8. Чему научилась черепаха?

а) Плавать б) Бегать

9. Чему научился еж?

а) Плавать б) Бегать в) Прыгать

10. Что появилось у черепахи и ежа после купания?

а) Чешуя б) Колючки в) Панцирь

11. В каких животных превратились еж и черепаха?

а) В ягуаров б) В черепах в) В броненосцев

Ответ: 1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - 6; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - а И - в.

Расшифруйте персонажей сказки

I. Зачеркните все повторяющиеся буквы и прочитайте слово.

Ответ: ягуар.

Ответ: ежик.

2. Соотнесите цифры из правого столбика с буквами левого столбика и прочитайте слово.

Ответ: черепаха.

3. Читайте только русские буквы.

DБFWRPYOLHNEZQHWOSCYEUЦIW

Ответ: броненосец.

Игра: «Отгадайте, кто сказал?»

1. «Если, сынок, ты найдешь Ежа, скорее швырни его в воду. Еж
сам собою развернется в воде. А если найдешь Черепаху, выцара­пай ее лапой из панциря.»

2. «В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я еене видел. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно пере­селиться отсюда в другие места. Здесь в мутной воде Амазонки, все звери такие умные. Мне бедному с ними не справиться.»

3.«Ведь если, как ты говоришь, я говорила, что она говорила, то, что я говорила, то и выходит, что я говорила то, что она говорила. А если ты думаешь, что она говорила, будто ты должен развернуть меня лапой, а не бросать вместе с моим панцирем в воду, я здесь на при чем, не правда ли?»

4.«Ты сворачиваешься так хорошо - ну совсем как мои братья и сестры. Две дырочки, ты говоришь? Ладно, только не нужно так громко пыхтеть, а то услышит Расписной Ягуар. Смелее! Когда ты закончишь, я попробую нырнуть и подольше продержаться под во­ дою. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлен Распис­ной Ягуар! Но как сдвинулись щитки у тебя на панцире! Прежде они были рядом, а теперь один на другом.»

Ответы: 1. Мама ягуара. 2. Ягуар. 3. Черепаха. 4. Еж.

Восстановите деформированный текст. Вставьте пропущенные слова

«Милый.., я опять расскажу тебе... о Далеких и Старинных Време­нах. Жил тогда Злючка-... Еж. Жил он на... реке.... ел улиток и разные разности. И была у него..., Черепаха.... которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и... салат. Все шло.... не правда ли, милый мальчик?»

Слова для справок: мальчик, сказку, Колючка, мутной, Амазонке, подруга, Неспешная, зеленый, хорошо.

Ответ: «Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далеких и Ста­ринных Временах. Жил тогда Злючка-Колючка Еж. Жил он на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности. И была у него подруга, Черепаха Нес­пешная, которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и зеленый салат. Все шло хорошо, не правда ли, милый мальчик?»

Английский писатель, прозаик и поэт Редьярд Джозефа Киплинга Джозеф Киплинг (1865-1936) вошел в детскую литературу как автор знаменитой повести о Маугли и шутливо-иронических «Сказок», хотя у писателя были и другие произведения, предназначенные для детей и юношества.

У Киплинга очень своеобразные, необычные сказки, и необычны они, прежде всего тем, что их главные герои - люди и животные - сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля. Эти сказки называют анималистическими. Животные в анималистической сказке изображаются такими, какие они в жизни, рисуются их характер, повадки, привычки, и ни в коем случае под ними не подразумеваются люди – в этом главное отличие данных сказок от фольклорных сказок о животных.

Кроме того, эти сказки необычны еще и тем, что в них поднимаются очень важные, философские, совсем не сказочные вопросы. Например, может ли выжить человек в обществе животных, лишенный человеческого общества, (не зря же детей, которых вырастили животные, с легкой руки Киплинга, ученые всего мира называют “Маугли”) или вопрос о том, как появилась письменность на земле, как было написано первое письмо.

Настоящую известность ему как детскому писателю принес сборник «Просто сказки» или «Маленькие сказки». Это не «просто» сказки, а невероятно домашняя книга, написанная любящим отцом для любимого ребенка, и дети не могут не заметить и не оценить этого. Писатель обдумывал их как ответы на вопросы собственных детей.

Как шутливо-иронический ответ на бесчисленные где, как, почему его дочери Элси и написаны сказки. Они и названы: «Откуда взялись броненосцы», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у кита такая узкая глотка», «Откуда у носорога шкура в складках» и др.

Сказки Киплинга следуют за традицией так называемых «этиологических сказок» («этиологический» от греческих слов «причина», «понятие, учение»), то есть, как раз таких, которые объясняют нечто, например, почему у гиены задние ноги короче передних, почему заяц труслив. Этиологические сказки известны всем народам мира - немало их в африканском и австралийском фольклоре. Но Киплинг не обрабатывал уже существующие сказки, а создавал свои, усвоив общие принципы фольклорных сказок.

Сказки его начинаются с любовного обращения к ребенку («Слоненок»): «Это только теперь, милый мой мальчик, у слона есть хобот». Но дело, конечно, не только в самом обращении. Вся художественная структура сказки несет на себе отпечаток живого общения рассказчика с внимающим ему ребенком. Как показано исследователями, Киплинг использовал даже специфическую детскую лексику, до конца понятную именно детворе. Тут уместно будет заметить, что Киплинг продолжил традицию детской английской литературы - сам проиллюстрировал свои сказки и дал пояснения к иллюстрациям.



Общение с ребенком всего более заметно в особой интонации Киплинга-сказочника («Почему у кита такая глотка»): «Это было давно, мой милый мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селедку, и шустрого, быстрого вьюна-угря. Какая рыба попадется ему, ту он и съест. Откроет рот, ам - и готово!».

Сказочное повествование перебивается вставными репликами, специально предназначенными для маленьких слушателей, чтобы они запомнили какую-нибудь деталь, обратили внимание на нечто в особенности важное для себя.
О Моряке, побывавшем в чреве у Кита, Киплинг говорит: «На Моряке синие холщовые штаны да подтяжки (смотри же, мой милый, не забудь про подтяжки!), да сбоку у пояса охотничий нож. Сидит Моряк на плоту, а ноги свесил в воду (его мама позволила ему болтать голыми ногами в воде, иначе он не стал бы болтать, потому что был очень умный и храбрый)».

И всякий раз, когда заходит речь о Моряке и его синих штанах, Киплинг не преминет еще и еще раз напомнить: «Пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!» Эта манера Киплинга-сказочника объясняется не только желанием обыграть существенную деталь в развитии действия: подтяжками Моряк перевязал тонкие лучинки, которые вставил в горло Киту - «Теперь ты понимаешь, почему тебе следовало не забывать про подтяжки!» Но и после того как все рассказано, в самом конце сказки Киплинг снова заговорит о пригодившихся Моряку подтяжках: «Синие холщовые брюки были по-прежнему у него на ногах, когда он шагал по камушкам у самого моря. Но подтяжек на нем уже не было. Они остались в горле у Кита. Ими были связаны лучинки, из которых Моряк сделал решетку».



Сказкам придает особую прелесть веселое воодушевление Киплинга-рассказчика. Вот почему он обыгрывает какую-нибудь понравившуюся ему деталь, много раз повторяя ее. Писатель по этой же причине дарит ребенку фантастические картины, пронизанные бытовым юмором. Кит, плывущий к Англии, словно кондуктор выкрикивает названия станций: «Пора выходить! Пересадка! Ближайшие станции: Винчестер, Ашуэлот, Нашуа, Кини и Фичборо».
Поэтическая детализация действия выдает шутливо-иронический замысел сказки, сближая ее с веселыми юморесками английской народной детской поэзии. В сказке «Кошка, которая гуляла сама по себе» многократно обыгрывается слово «дикий» - действие происходит в далекую пору, когда ручные животные были еще дикими: «Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Овца была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким лесам. Но самая дикая была Дикая Кошка - « она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе». Все в мире было еще дико - и о людях говорится: «В этот вечер, мой милый мальчик, они ужинали дикой овцой, зажаренной на раскаленных каменьях, приправленной диким чесноком и диким перцем. Потом они съели дикую утку, начиненную диким рисом, дикой травой и дикими яблоками; потом хрящики диких быков; потом дикие вишни и дикие гранаты». И даже ноги у Дикого Коня, Дикого Пса дикие, и сами они «дико» говорят. Многообразное обыгрывание одного и того же слова сближает повествование с юмористической прибауткой.

Искусным приемом повторения писатель добивается замечательного комического эффекта («Откуда взялись броненосцы»). Глупого Ягуара, решившегося следовать советам Ягуарихи-матери, окончательно запутали умная Черепаха и хитрый Еж. «Ты говоришь, что я говорю, что она говорила другое,- сказала Черепаха.- Что ж из этого? Ведь если, как ты говорила, что она говорила то, что я говорила, то и выходит, что я говорила, что она говорила». От таких запутанных речей расписной Ягуар чувствует, что «даже пятна на спине заболели».

В сказках Киплинга многократно повторяются одни и те же обороты, слова, выражения, фразы и даже целые абзацы: мамаша Ягуариха изящно помахивает грациозным хвостом, Амазонка именуется «мутной рекой», а Лимпопо - «грязной, мутно-зеленой, широкой», Черепаха всюду «неспешная», а Еж - «злючка-колючка», Ягуар - «расписной» и пр.

Вся совокупность этих образно-стилистических приемов придает сказкам необычайно яркое художественное своеобразие - они превращаются в веселую игру словом. Киплинг открыл своим маленьким слушателям поэзию далеких странствий, диковинной жизни на далеких континентах. Она зовет в мир неизведанного, таинственно – прекрасного.

Поэзией узнавания мира, духовным здоровьем, иронией и шуткой Киплинг как писатель снискал всеобщее признание педагогов. Лучшие свойства его художественного дарования раскрылись именно в сказках.

Очень полюбилась детям сказка из «Книги Джунглей» про славного мангуста, объявившего беспощадную войну кобрам Нагу и Нагайне («Рикки-Тикки-Тави»). От него веет поэзией тропических приключений, опасностей и побед. Небольшим стихотворением предваряется история, в которой мангуст Рикки-Тикки-Тави победит огромных змей Нага и Нагайну, не даст вылупиться змеиным детенышам и спасет семью кормящих его людей от лютой смерти.

Дети всего мира зачитываются рассказами про мальчика Маугли. Надо сказать, что у Киплинга не было отдельного произведения «Маугли» - эти рассказы - части «Книги джунглей». «Книги джунглей» созданы по мозаичному принципу. Они состоят из пятнадцати фрагментов, из которых лишь восемь связаны с историей Маугли, но и те не расположены в логической последовательности, а чередуются с рассказами о Белом Котике и маленьком мангусте Рикки-Тикки-Тави, а также другими историями.

Эти фрагменты являются самостоятельными, но образуют единый художественный мир. Основные персонажи сборника - мальчик Маугли, предводитель волчьей стаи Акело, медведь Балу, пантера Багира, мудрый питон Каа, жестокий и одинокий тигр Шерхан, его неизменный спутник, коварный и лицемерный шакал Табаки, слон Хатхи, смелый мангуст Рикки-Тикки-Тави, его враги - кобры Наг и Нагайна, настойчивый и любознательный Белый Котик, который искал наилучший остров для своих родственников.

Почти во всех сказочных сборниках Киплинга текст построен по следующему принципу: каждую сказку предваряет небольшое (и лишь изредка, на несколько страниц) стихотворение, которое и создает «настроение» последующей прозы. В «Книгах джунглей» автор также соединил поэзию и прозу. Идея каждого фрагмента представлена в форме поэтического эпиграфа, а прозаический текст раскрывает ее.

Джунгли у Киплинга возникают как мир борьбы за существование, противостояние двух инстинктов - создания и разрушения, жизни и смерти. Мир джунглей состоит из подчиненных друг другу сообществ: семья, стая, народ. Стая всегда имеет своего предводителя, который обеспечивает порядок, а порядок является условием жизни. Общество без предводителя (как Бандерлоги) движется к самоуничтожению. Закон джунглей разрешает охоту как убийство ради жизни, но запрещает убийство ради развлечения.

«Книга Джунглей» чем-то подобна басне, сказке и мифу. Тем не менее, это произведение не принадлежит ни к одному из этих жанров. В басне в образах зверей изображаются люди, а в «Книге Джунглей» звери, хотя и разговаривают, все равно остаются зверьми. В сказках благодаря чуду сюжет двигается от несчастья к счастью. А в «Книге Джунглей» счастье и несчастья закономерно чередуются. Рассказ построен скорее на законах природы, чем сказки.

В книге Киплинга под необычным углом зрения, показаны реальные законы природы. Вся книга подчинена правильному ритму: нарушение закона - возобновление законов. Если тигр Шерхан посягает на один из важнейших законов джунглей - не охотиться на человека, он должен быть наказан, и вскоре его побеждает человеческий детеныш Маугли. Если серые обезьяны нарушают запрет (им нельзя вмешиваться в дела джунглей), то как наказание им является Страх - огромный питон Каа.

«Книги джунглей» основываются на богатом индийском фольклоре. Сказки наполнены экзотическими экстремальными ситуациями, держат в постоянном напряжении.

Но есть у Редъярда Киплинга и совсем другие сказки, написанные на основе событий далекого прошлого Англии, на материале ее фольклора и легенд. Именно они и собраны в книжке «Сказки старой Англии»

Эти сказки многие литературоведы относят к жанру фантастической сказки. Киплинг, по сути, был одним из родоначальников жанра «фэнтези», создав сказочную эпопею в двух томах - «Пак с Волшебгых холмов» и «Подарки фей».

Своего главного персонажа, Пака, или Робина Доброго Малого, Киплинг заимствовал у Шекспира. Этот лесной дух, часто озорной, но добрый и участливый к незаслуженно обиженным, встречается во многих народных сказаниях, откуда он и был взят Шекспиром. По стечению случайных обстоятельств Пак появляется перед детьми Юной и её братом Данном. Пак рассказывает им историю Англии и веселит их своими проделками и волшебством. Дилогия Киплинга - это классика жанра «фэнтези» - волшебных историй про эльфов и духов.

Завязка сказок тоже была подсказана жизнью. Киплинг вместе со своими детьми Джоном и Элси разыгрывал сценки из "Сна в летнюю ночь" Шекспира. Сценой им служил заброшенный, поросший травой карьер. Джон играл Пака, Элси - Титанию, а сам Киплинг - ткача Основу, причем для своей роли он достал бумажную ослиную голову. Примерно так и завязывается первая сказка. Сказки старой Англии - особые сказки. Их и называли по-разному: исторические рассказы, поучительные притчи, романтические сказки, ставя на первое место те или иные их черты. Поучительность в них, конечно, есть, но подана она скрытно и незаметно под внешним действием, так что ее не всегда и видно.

Автор и сам признавал, что в своих сказках он кое-что "спрятал": "Я расположил материал в три-четыре наложенных друг на друга слоя, которые могут открываться читателю, а то и нет, в зависимости от его возраста и жизненного опыта". Поэтому не всегда легко определить, о чем та или иная сказка: одним кажется об одном, другим - о другом. Многое в этих сказках может показаться необычным и, следовательно, непонятным, особенно при первом чтении. Обрывочные образы, туманные описания и сравнения, необычная психологическая мотивировка некоторых реплик - все это может показаться сначала трудным. Но, только с начала. Эти сказки продуманы и выверены автором до последнего слова. Они рассчитаны на то, чтобы их читали (именно читали, а не воспринимали на слух, как, например, "Сказки просто так").

Причем читать их лучше не один раз, и тогда с каждым новым чтением вам будут открываться новые, незамеченные прежде детали, становиться понятными неясные фразы. У Киплинга все детали очень важны. Киплинг призывает внимательней всматриваться в окружающую землю. Устами Пака он говорит, что она заключает в себе много больше, чем думают живущие на ней люди. Земля, впитавшая в себя пот тысяч безвестных тружеников и кровь защитников, земля, на которой выковался дух народа, земля, слившаяся с историей и сама ставшая историей, - именно она является подлинным героем сказок Киплинга, именно она помогает современным людям правильно осознать свое место в жизни.

Двухтомник состоит из двадцати одной новеллы, ни в одной из которых нигде конкретно не указывается дата или век. Читатель должен сам догадаться об этом, чему способствуют щедро рассыпанные по всему тексту книг подсказки.

Заключение

«Беззаконной кометой», ворвавшейся в английскую литературу, называли Редьярда Киплинга. И для этого были основания: в эпоху литературного безвременья, его произведения привлекали стройностью и ясностью, силой и мужеством, жизнестойкостью и здоровым оптимизмом персонажей.

Богатый язык произведений Киплинга, полный метафор, внёс большой вклад в сокровищницу английского языка.

Сокровищнице мировой культуры принадлежат те создания Киплинга, которые отмечены духом гуманизма, тонким мастерством, наблюдательностью, поэтической смелостью и оригинальностью, близостью к демократическим традициям фольклора английского и других народов.

Кроме того, Киплинг в английской литературе отмечается наличием четырех прижизненных собраний сочинений, фактом необычайным для Англии, почти не знающей прижизненных собраний сочинений.

Английский писатель, прозаик и поэт Редьярд Джозефа Киплинга Джозеф Киплинг (1865-1936) вошел в детскую литературу как автор знаменитой повести о Маугли и шутливо-иронических «Сказок», хотя у писателя были и другие произведения, предназначенные для детей и юношества. Сказки его тесно объединили традиции английского народного юмора и фольклора тех стран и континентов, которые знал писатель: Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Книги создавались в тесном общении Киплинга с детьми. Писатель обдумывал их как ответы на вопросы собственных детей. Это об одной из дочерей- Элси - Киплинг поведал в стихах, завершая сказку о слоненке. Любознательность Элси не идет ни в какое сравнение с собственной, киплинговской: У каждого слуги свое имя: «Как», «Почему», «Кто», «Что», «Когда», «Где». А вот у дочери писателя - «особы юных лет» - не шесть, а «сотни тысяч слуг» - «и всем покоя нет»: это «пять тысяч где, семь тысяч как, сто тысяч почему». Как шутливо-иронический ответ на эти бесчисленные где, как, почему и написаны сказки. Они и названы: «Откуда взялись броненосцы», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у кита такая узкая глотка», «Откуда у носорога шкура в складках» и пр. Сказки Киплинга следуют за традицией так называемых «этиологических сказок» («этиологический» от греческих слов «причина», «понятие, учение»), т. е. как раз таких, которые объясняют нечто, например, почему у гиены задние ноги короче передних, почему заяц труслив. Этиологические сказки известны всем народам мира - немало их в африканском и австралийском фольклоре. Разумеется, это не означает, что писатель ориентировался на воспроизведение какого-либо определенного народнопоэтического сюжета из сказочного фольклора Африки и Австралии. Киплинг не обрабатывал уже существующие сказки, а создавал свои, усвоив общие принципы фольклорных сказок. Сказки его начинаются с любовного обращения к ребенку: «Это только теперь, милый мой мальчик, у слона есть хобот». Но дело, конечно, не только в самом обращении. Вся художественная структура сказки несет на себе отпечаток живого общения рассказчика с внимающим ему ребенком. Как показано исследователями, Киплинг использовал даже специфическую детскую лексику, до конца понятную именно детворе. Общение с ребенком всего более заметно в особой интонации Киплинга-сказочника: «Это было давно, мой милый мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селедку, и шустрого, быстрого вьюна-угря. Какая рыба попадется ему, ту он и съест. Откроет рот, ам - и готово!» Сказочное повествование перебивается вставными репликами, специально предназначенными для маленьких слушателей, чтобы они запомнили какую-нибудь деталь, обратили внимание на нечто в особенности важное для себя. О Моряке, побывавшем в чреве у Кита, Киплинг говорит: «На Моряке синие холщовые штаны да подтяжки (смотри же, мой милый, не забудь про подтяжки!), да сбоку у пояса охотничий нож. Сидит Моряк на плоту, а ноги свесил в воду (его мама позволила ему болтать голыми ногами в воде, иначе он не стал бы болтать, потому что был очень умный и храбрый)». И всякий раз, когда заходит речь о Моряке и его синих штанах, Киплинг не преминет еще и еще раз напомнить: «Пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!» Эта манера Киплинга-сказочника объясняется не только желанием обыграть существенную деталь в развитии действия: подтяжками Моряк перевязал тонкие лучинки, которые вставил в горло Киту - «Теперь ты понимаешь, почему тебе следовало не забывать про подтяжки!» Но и после того как все рассказано, в самом конце сказки Киплинг снова заговорит о пригодившихся Моряку подтяжках: «Синие холщовые брюки были по-прежнему у него на ногах, когда он шагал по камушкам у самого моря. Но подтяжек на нем уже не было. Они остались в горле у Кита. Ими были связаны лучинки, из которых Моряк сделал решетку». Сказкам придает особую прелесть веселое воодушевление Киплинга-рассказчика. Вот почему он обыгрывает какую-нибудь понравившуюся ему деталь, много раз повторяя ее. Писатель по этой же причине дарит ребенку фантастические картины, пронизанные бытовым юмором. Кит, плывущий к Англии, уподоблен кондуктору и выкрикивает названия станций: «Пора выходить! Пересадка! Ближайшие станции: Винчестер, Ашуэлот, Нашуа, Кини и Фичборо». Поэтическая детализация действия выдает шутливо-иронический замысел сказки, сближая ее с веселыми юморесками английской народной детской поэзии. В сказке о кошке многократно обыгрывается слово «дикий» - действие происходит в далекую пору, когда ручные животные были еще дикими: «Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Овца была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким лесам. Но самая дикая была Дикая Кошка - она бродила где вздумается и гуляла сама по себе». Все в мире было еще дико - и о людях говорится: «В этот вечер, мой милый мальчик, они ужинали дикой овцой, зажаренной на раскаленных каменьях, приправленной диким чесноком и диким перцем. Потом они съели дикую утку, начиненную диким рисом, дикой травой и дикими яблоками; потом хрящики диких быков; потом дикие вишни и дикие гранаты». И даже ноги у Дикого Коня, Дикого Пса дикие, и сами они «дико» говорят. Многообразное обыгрывание одного и того же слова сближает повествование с юмористической прибауткой. Искусным приемом повторения писатель добивается замечательного комического эффекта. Глупого Ягуара, решившегося следовать советам Ягуарихи-матери, окончательно запутали умная Черепаха и хитрый Еж. «Ты говоришь, что я говорю, что она говорила другое,- сказала Черепаха.- Что ж из этого? Ведь если, как ты говорила, что она говорила то, что я говорила, то и выходит, что я говорила, что она говорила». От таких запутанных речей расписной Ягуар чувствует, что «даже пятна на спине заболели». В сказках Киплинга многократно повторяются одни и те же обороты, слова, выражения, фразы и даже целые абзацы: мамаша Ягуариха изящно помахивает грациозным хвостом, Амазонка именуется «мутной рекой», а Лимпопо - «грязной, мутно-зеленой, широкой», Черепаха всюду «неспешная», а Еж - «злючка-колючка», Ягуар - «расписной» и пр. Вся совокупность этих образно-стилистических приемов придает сказкам необычайно яркое художественное своеобразие - они превращаются в веселую игру словом. Киплинг открыл своим маленьким слушателям поэзию далеких странствий, диковинной жизни на далеких континентах. Сказки зовут в мир неизведанного, таинственно прекрасного: * Из Ливерпульской гавани * Всегда по четвергам С * уда уходят в плаванье * К далеким берегам. * Плывут они в Бразилию, * Бразилию, Бразилию, * И я хочу в Бразилию - К далеким берегам. Поэзией узнавания мира, духовным здоровьем, иронией и шуткой Киплинг как писатель снискал всеобщее признание педагогов. Лучшие свойства его художественного дарования раскрылись именно в сказках. Очень полюбился детям рассказ из «Книги Джунглей» - об истребителе кобр смелой мангусте («Рикки-Тикки-Тави»). От него веет поэзией тропических приключений, опасностей и побед. В остальных произведениях, в особенности предназначенных для взрослого читателя, обнаружили себя и отрицательные стороны личности писателя. В них Киплинг предстает воинственным идеологом английских колонизаторов, славящим в стихах и прозе «цивилизаторскую» роль Британской империи среди «отсталых» народов. Русские писатели еще до революции указывали на эту черту мировоззрения Киплинга. А. И. Куприн писал: «И как бы ни был читатель очарован этим волшебником, он видит из-за его строчек настоящего культурного сына жестокой, алчной, купеческой, современной Англии, поэта, вдохновляющего английских наемных солдат на грабеж, кровопролитие и насилие своими патриотическими песнями…». Сокровищнице мировой культуры принадлежат те создания Киплинга, которые отмечены духом гуманизма, тонким мастерством, наблюдательностью, поэтической смелостью и оригинальностью, близостью к демократическим традициям фольклора английского и других народов. Наряду со сказками зарубежных писателей в читательском обиходе детей дошкольного возраста широко распространены фольклорные сказки разных народов мира. Это и сказки славянских народов (чешская сказка «Златовласка»; польская «Чудесная яблонька»; болгарские «Пепелюшка», «Мальчик и злая медведица»; сербская «Почему у месяца нет платья» и др.); сказки других европейских народов (венгерская «Два жадных медвежонка», французская «Козочка и волк», английская «Сказка про трех поросят», итальянская «Котята» и др.); сказки народов Азии (корейская сказка «Ласточка», японская «Воробей», китайская «Желтый аист», индийская «Тигр, крестьянин и лиса» и др.). Сказки народов разных континентов существенно дополнили круг детских книг. Вместе с писательскими сказками они вошли в «золотой фонд» литературы для дошкольников.

Творчество Киплинга - одно из самых ярких явлений неоромантического направления в английской литературе. В его произведениях показан суровый быт и экзотика колоний. Он развеял расхожий миф о волшебном, роскошном Востоке и создал свою сказку - о Востоке суровом, жестоком по отношению к слабым; он рассказал европейцам о могучей природе, требующей от каждого существа напряжения всех физических и духовных сил.

В течение восемнадцати лет Киплинг писал сказки, новеллы, баллады для своих детей и племянников. Мировую известность получили два его цикла: двухтомная «Книга джунглей» (1894-1895) и сборник «Просто так» (1902). Произведения Киплинга зовут маленьких читателей к размышлениям и самовоспитанию. До сих пор английские мальчики заучивают наизусть его стихотворение «Если...» - заповедь мужества.

В названии «Книги джунглей»отразилось стремление автора создать жанр, близкий древнейшим памятникам литературы. Философская идея двух «Книг джунглей» сводится к утверждению, что жизнь дикой природы и человека подчиняется общему закону - борьбе за жизнь. Великий Закон джунглей определяет Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Веру и Неверие. Сама природа, а не человек, является творцом нравственных заповедей (именно поэтому в произведениях Киплинга нет и намека на христианскую мораль). Главные слова в джунглях: «Мы с тобой одной крови...».

Единственная правда, существующая для писателя, - живая жизнь, не скованная условностями и ложью цивилизации. Природа имеет в глазах писателя уже то преимущество, что она бессмертна, тогда как даже прекраснейшие человеческие творения рано или поздно обращаются в прах (на развалинах некогда роскошного города резвятся обезьяны и ползают змеи). Только огонь и оружие могут сделать Маугли сильнее всех в джунглях.

Двухтомная «Книга джунглей» представляет собой цикл новелл, перемежающихся стихотворными вставками. Не все новеллы повествуют о Маугли, часть из них имеет самостоятельные сюжеты, например новелла-сказка «Рикки-Тикки-Тави».

Своих многочисленных героев Киплинг поселил в дебрях Центральной Индии. Авторский вымысел опирается на множество достоверных научных фактов, изучению которых писатель посвятил много времени. Реализм изображения природы согласуется с ее романтической идеализацией.

Другая «детская» книга писателя, получившая широкую известность, - сборник коротких сказок, названный им «Просто так» (можно перевести и «Просто сказки», «Простые истории»): "Откуда у Кита такая глотка", "Отчего у Верблюда горб", "Откуда у Носорога шкура", "Откуда взялись Броненосцы", "Слонёнок, «Как леопард получил свои пятна», «Кошка, которая гуляла сама по себе» и др.

Киплинга увлекало народное искусство Индии, и в его сказках органично сочетаются литературное мастерство «белого» писателя и мощная выразительность индийского фольклора. В этих сказках есть нечто от древних легенд - от тех сказаний, в которые верили и взрослые на заре человечества. Основные герои - животные, со своими характерами, причудами, слабостями и достоинствами; они похожи не на людей, а на самих себя - еще не прирученных, не расписанных по классам и видам.

«В самые первые годы, давно-давно, вся земля была новенькая, только что сделанная» (здесь и далее перевод К. Чуковского). В первозданном мире звери, как и люди, делают первые шаги, от которых всегда будет зависеть их дальнейшая жизнь. Правила поведения только-только устанавливаются; добро и зло, разум и глупость только определяют свои полюса, а звери и люди уже живут на свете. Каждое живое существо вынуждено находить собственное место в не устроенном пока мире, искать свой образ жизни и свою этику. Например, Лошадь, Собака, Кошка, Женщина и Мужчина имеют разные представления о добре. Мудрость человека состоит в том, чтобы «договориться» на веки вечные со зверями.

В ходе повествования автор не раз обращается к ребенку («Раз как-то жил, мой бесценный, в море Кит, который поедал рыб»), чтобы сложно заплетенная нить сюжета не была утеряна. В действии всегда много неожиданного - такого, что разгадывается лишь в финале. Герои демонстрируют чудеса находчивости и изобретательности, выбираясь из сложных ситуаций. Маленькому читателю как будто предлагается подумать, что еще можно было бы предпринять, чтобы избежать дурных последствий. Слоненок из-за своего любопытства навсегда остался с длинным носом. У Носорога шкура оказалась в складках - из-за того, что он съел пирог человека. За маленькой оплошностью или виной - непоправимое большое следствие. Впрочем, оно не портит жизнь в дальнейшем, если не унывать.

Каждый зверь и человек существуют в сказках в единственном числе (ведь они еще не представители видов), поэтому их поведение объясняется особенностями личности каждого. А иерархия зверей и людей выстраивается согласно их сообразительности и уму.

Сказочник повествует о древних временах с юмором. Нет-нет да и появляются на его первобытной земле детали современности. Так, глава первобытной семьи делает замечание дочке: «Сколько раз я тебе говорил, что нельзя говорить простонародным языком! "Ужасть" - нехорошее слово...» Сами сюжеты остроумно-поучительны.


Top