Звёздный мальчик Сергей Парамонов - взлёт и падение! Парамонов сергей владимирович Сережа парамонов биография.

Парамонов Сергей Владимирович (25.06.1961г.

– 17.05.1998г.) в 1972 – 1975 гг. солист Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Виктора Попова.

Сергей Владимирович Парамонов (25 июня 1961, Москва - 15 мая 1998, Москва) - русский советский певец, получивший известность в СССР в 1972-1975 гг. как солист Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Виктора Попова, «советский Робертино Лоретти». Песни, которые он первым исполнил («Антошка», «Голубой вагон», «День рождения», «Улыбка» и др.), продолжают пользоваться огромной популярностью.

Родился Сережа 25 июня 1961 года в Москве, в Перовском районе. Отец - Парамонов Владимир Сергеевич (1936−2003). Мать - Парамонова Людмила Сергеевна (1935-2005).

Семья была самой простой: мать в то время работала уборщицей, отец - слесарем.

Учился в Московской общеобразовательной школе № 681.

В 1972 году семья Парамоновых из коммуналки переехала в двухкомнатную квартиру в этом же районе, на 2-ю Владимирскую улицу. Родители, выйдя на пенсию и купив себе дом, уехали жить в деревню.

Любовь к музыке и пению у Сергея Парамонова проявилась очень рано. Дедушка Сережи, выводя трёхлетнего внука на прогулку, нередко устраивал концерты будущей звезды для собравшихся на лавочках бабушек во дворе их сталинского дома на Бауманке. Охотно Сережа выступал и в детском саду на праздниках - воспитательница, у которой было пианино, жила в одном доме с Сергеем и часто брала его к себе.

Музработник пионерского лагеря, где отдыхал Сережа после 2-го класса, видя его необычайную одаренность, купила для Сережи аккордеон. Для обучения игре на аккордеоне в 3-м классе его записали в кружок при заводе «Серп и молот».

В 4-м классе (1971) бабушка Сережи - Кудинова Нина Александровна - привела его в Большой детский хор Гостелерадио СССР под управлением В. С. Попова. Он прошёл конкурсный отбор, спев песню: «Мы шли под грохот канонады, Мы смерти смотрели в лицо…», был принят в младшую группу хора, и на фоне остальных ребят выделялся тем, что пел с удовольствием, без видимых усилий, а через год, несмотря на то, что, по воспоминаниям Виктора Попова, имел слабое здоровье, стал солистом.

В 1975 году Сергей ушёл из хора и поступил в вечернюю музыкальную школу по классу фортепиано, где за год закончил три класса, поступил на подготовительное отделение музыкального училища Ипполитова-Иванова, проучился там год, после чего поступил на дирижёрско-хоровое отделение этого училища.

У Сергея было два брака.

Первый раз он женился в 30 лет - на Ольге Боборыкиной, певице, поэтессе, авторе-исполнителе (дуэт «БиС» - начала девяностых), свадьба состоялась 8 июня 1991 года. Через год, 15 мая 1992 года, они развелись. Спустя два года, в 1994 году Сергей женится снова. Его второй женой стала солистка саратовской группы «Шахерезада» Маша Порох (фамилия по первому мужу), теперь - Мария Парамонова. Вместе они прожили четыре года. В 1995 году у них родился сын Александр. Саша занимается в высшем эстрадном джазовом училище.

Солист Большого детского хора

Первой записью Серёжи Парамонова стала песня «Антошка».

Его первое публичное выступление в качестве солиста Большого детского хора состоялось 16 декабря 1972 года на главном эстрадном концерте года - «Песня-72». Там Серёжа исполнял песенку крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка» (автор музыки - Владимир Шаинский). Песня произвела настоящий фурор - кричали «Бис!», режиссёры решились на повторение песни второй раз. Это был редчайший случай в истории «Песен года», так как за все время существования этой передачи всего лишь 3 артиста исполняли свои песни на бис: Анна Герман, Сергей Парамонов и Муслим Магомаев.

Вместе с хором Серёжа Парамонов выходил на сцену Колонного зала и других престижных концертных площадок страны, выступал вместе с такими мэтрами эстрады, как Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Майя Кристалинская, Леонид Утесов. Гастроли по Союзу, по зарубежью, охапки цветов, мешки писем, поклонницы, признание именитых коллег-эстрадников, телесъемки, радиовыступления… У Серёжи была огромная популярность - он был ребёнком-легендой тех лет, всеми любим. Члены правительства аплодировали ему и жали руку, однажды ему доверили вручить букет от пионеров Леониду Брежневу. Сережа рассказывал, что ему всё время приходилось «держать марку» примерного пионера. Хорошо учиться, уступать бабушкам место в автобусе, не хулиганить на переменах. Шутка ли - на него равнялась вся страна!

Голос Серёжи Парамонова - звонкий прозрачный дискант. Серёжа очень удачно дополнял задорную и непринуждённую манеру пения лучистой, обаятельной улыбкой, правильной артистической интонацией. Он обладал редким для ребёнка качеством - не боялся сцены, не зажимался и не фальшивил, не пасовал перед многолюдным залом, был очень органичен как артист. По словам руководителя хора Виктора Попова, Серёжа практически моментально чувствовал характер песни, самостоятельно и удачно воспроизводил все нужные интонационные нюансы, с ним не нужно было долго репетировать, его природный, какой-то нутряной артистизм, пожалуй, так и остался непревзойдённым.

Расхожее в 1970-е годы сравнение Серёжи с популярным итальянским мальчиком-певцом 1960-х годов Робертино Лоретти было фигуральным, неточным. В отличие от Серёжи, Робертино никогда не пел с хором, он был сразу ориентирован на сольное исполнение неаполитанских песен. Судьбы двух юных дарований схожи в том, что, повзрослев, Робертино также не стал выдающимся певцом, однако счастливо избежал ранней смерти и продолжает петь по сию пору (2012 год), тратит миллионные гонорары, заработанные в детстве. Серёжа за свою работу ничего не получал - хор был самодеятельным.

Многие песни из репертуара Серёжи Парамонова были специально написаны авторами для него. Виктор Попов говорил Сергею, что Александра Пахмутова специально для него написала песню «Просьба» на стихи Роберта Рождественского. Композитор Владимир Шаинский, автор музыки ко многим советским мультфильмам, назвал его «веховым певцом в своей жизни». «Песенка крокодила Гены» в исполнении Парамонова обрела популярность и за рубежом: её пели даже в Японии. Виктор Попов вспоминал про Парамонова, что, «когда он начинал петь, то сразу же песня начинала звучать так естественно и просто, словно так и написал её композитор». По его выражению, именно Серёжа «дал жизнь многим песням». Среди песен в репертуаре Парамонова были не только детские, но и вполне «взрослые» песни, которые также пользуются огромной популярностью.

Многие помнят, как исполнял Сережа военную песню «Прощайте, скалистые горы!». До него эту песню пели: Евгений Кибкало, Георг Отс, Николай Кондратюк, флотские ансамбли и самодеятельные коллективы. Но так трогательно и вдохновенно спеть песню не удавалось никому - по воспоминаниям свидетелей, слушая, как её поёт Серёжа, композитор Евгений Жарковский не мог сдержать слёз.

Виктор Попов:

Вспоминать Серёжу Парамонова и просто, и трудно одновременно. Хотя он и немного лет у нас пропел в хоре, но то, что он за это время сделал, можно с полной уверенностью назвать маленьким музыкальным событием… Особенно это проявилось на той «Песне года», где Серёжа как солист исполнял свою первую песню - «Крокодил Гена». В мультфильме её достаточно неплохо поёт взрослый актёр. Но, на мой взгляд, она не стала бы такой популярной, если бы её не спел мальчишка, и такой мальчишка, как Серёжа. Он сделал её кристально чистой. Через пение душа ребёнка раскрывалась удивительнейшим образом. Даже лёгкая картавость ему шла, и казалось органичной. Да, Серёжка в этом смысле был парень уникальный, он пел как ангел.

Сережа появился на свет 25 июня 1961 года в семье москвичей. Отец трудился слесарем, мать работала уборщицей. Единственный ребенок в семье рос слабым и болезненным. Свое десятилетие мальчик отпраздновал в коммунальной квартире, где жила семья Парамоновых, но уже следующий день рождения встретил с родителями в новой двухкомнатной квартире в Перово.

С раннего детства в мальчике проснулось желание петь. Он с большой охотой выступал на детсадовских праздниках. Воспитательница, жившая неподалеку, часто брала Сережу на домашние репетиции. Она аккомпанировала на фортепиано, он исполнял детские песни. Во время школьных каникул мальчик поехал в летний лагерь, там его способности отметила музыкальный работник. После смены она лично приехала к Парамоновым и подарила аккордеон. Сергей начал занятия в музыкальном кружке.

Начало пути

В 1971 году бабушка отвела внука четвероклассника в детский хор Гостелерадио СССР под руководством В.С. Попова. В недавно созданный коллектив проходил набор талантливых детей. Приставку Большой к своему названию хор получил уже позже, когда стало понятно, как много ребят мечтают попасть в его состав. На прослушивании все испытания начинающий певец прошел легко и был зачислен в младшую группу. В отличие от других детей, он занимался с удовольствием, поэтому несмотря на слабое здоровье, его выбрали в солисты. Дебютной записью стала песня «Антошка», после нее начался успех Парамонова.

Момент славы

За время работы в коллективе Сергей был ведущим исполнителем в трех десятках музыкальных композиций. Хор приглашали для выступлений в лучших концертных залах столицы. Коллектив много гастролировал по стране, выезжал за границу. Ребят тепло встречали на ежегодных песенных фестивалях в «Артеке» и «Орленке». Солиста Парамонова слушали, любили, им восхищались. Кроме песенок из популярных мультфильмов и кинокартин для детей в его репертуаре были серьезные взрослые произведения: «Прощайте, скалистые горы», «Товарищ песня», «Старый барабанщик». Юному певцу композитор Александра Пахмутова доверила исполнять новую песню «Просьба». Во время премьеры в 1975 году Сережа понял, что не в состоянии управлять собственным голосом. Произошло то, чего так боялся каждый солист - пятнадцатилетний ребенок стал взрослеть, началась мутация голоса. Место солиста в хоре занял новый мальчик, подростка перевели на другие партии, а вскоре он вовсе покинул коллектив. Пока голос ломался, петь было нельзя. Этим перерывом воспользовались педагоги и посоветовали Парамонову получить музыкальное образование, которого у него не было.


Музыкальное образование

В музыкальной школе именитому юноше предложили создать свой ансамбль. Предложение ему польстило, он с радостью откликнулся, забыв о запрете на вокальную деятельность. Все лето ВИА гастролировал по пионерским лагерям, давал по несколько концертов в день. Слишком большие нагрузки на голосовые связки не прошли даром, хороший взрослый голос не получился.

После трех классов отделения фортепиано Сережа окончил подготовительное отделение музучилища имени Ипполитова-Иванова. Совсем скоро его зачислили первокурсником дирижерско-хорового отделения. Учеба давалась тяжело, трудиться Парамонов не привык. Популярность и успех, так неожиданно возникшие, доставались ему все это время довольно легко. Через год неуспевающий студент покинул стены учебного заведения.

Взрослая жизнь

Началась тяжелая взрослая жизнь. Сергей продолжил деятельность музыканта. Играл на клавишах в составе разных групп, вел программу на радиостанции «Юность», делал фольклорные аранжировки для ансамбля «Русичи» и даже сочинял. В столичном парке «Сокольники» проводил вечера для пожилых людей. Это была самая благодарная публика, пионера Сережу Парамонова они помнили и любили.

Сольно артист почти не выступал. Он помнил времена, когда был первым, и теперь на роль второго плана не соглашался. В маленькой московской квартире собирались единомышленники и друзья. Вместе с ними Парамонов выпустил аудиокассету с записями детских песен, где вместо настоящего имени стоял псевдоним «Сергей Бидонов».

В эти годы началось сотрудничество с поэтом Александром Шагановым и работа над проектом Сергея Чумакова. Частью сольного альбома Владимира Асимова стала песня «Матушка», написанная музыкантом, вместе с Андреем Борисовым он выпустил сборник композиций команды «77». Помогал своему однокурснику Игорю Матвиенко делать аранжировки для групп «Любэ» и «Иванушки International». Их сотрудничество продолжалось пять лет.

Семья

Оставшийся в тени собственной славы, артист часто впадал в депрессию, а недовольство собственной судьбой топил в бутылке. Многие желали выпить с хоть и сошедшей с небосклона, но звездой. Периоды творчества чередовались с приступами жуткой апатии. Даже большая любовь не смогла артисту помочь найти свое место в жизни. Впервые он женился в 30 лет на певице Ольге Боборыкиной. Спустя год брак распался. В 1994-м Парамонов сделал новую попытку создать семью. Избранницей музыканта стала саратовская певица Мария Порох. Свидетелем на их венчании был Шаганов. Вскоре у пары появился сын, крестным отцом согласился быть Матвиенко. Но личная жизнь не складывалась. Жена с трудом переносила перепады настроения мужа. После нескольких лет трезвой жизни он снова вернулся к своей пагубной привычке. Переболев туберкулезом, получил инвалидность, а вслед за этим последовала новая болезнь – пневмония. Последние полгода он провел очень одиноко в столичной квартире, все отвернулись от него. Сергей Парамонов тихо ушел из жизни 15 мая 1998 года от остановки сердца, ему было 36 лет.

Биография Сергея Владимировича Парамонова оказалась непростой и трагичной. Ему предрекали большое будущее, но жизнь распорядилась иначе. В других обстоятельства, возможно, слава юного талантливого мальчика была бы не столь мимолетной, и знаменитый солист мог сделать большую музыкальную карьеру. Сегодня память о нем хранят только старые записи и любовь преданных поклонников.

Сергей Владимирович Парамонов (25 июня 1961, Москва - 15 мая 1998, Москва) - юный советский певец, получивший известность в СССР в 1972-1975 гг. как солист Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Виктора Попова,так называемый «советский Робертино Лоретти». Впоследствии его имя оказалось фактически забыто широкой аудиторией, несмотря на то что песни, которые он первым исполнил («Антошка», «Голубой вагон», «День рождения», «Улыбка» и др.), продолжают пользоваться огромной популярностью.
Биография

Родился Сережа 25 июня 1961 года в Москве, в Перовском районе. Отец - Парамонов Владимир Сергеевич (1936 −2003). Мать - Парамонова Людмила Сергеевна (1935-2005).
Семья была самой простой: мама в то время работала уборщицей, папа - слесарем.
Учился в Московской общеобразовательной школе № 681.
В 1972 году семья Парамоновых из коммуналки переехала в двухкомнатную квартиру в этом же районе, на 2-ю Владимирскую ул., где и прожил Сергей свою, необычайно насыщенную и трагически короткую, жизнь. Родители, выйдя на пенсию и купив себе дом, уехали жить в деревню.
Любовь к музыке и пению у Сергея Парамонова проявилась очень рано. Дедушка Сережи, выводя трёхлетнего внука на прогулку, нередко устраивал концерты будущей звезды для собравшихся на лавочках бабушек во дворе их сталинского дома на Бауманке. Охотно Сережа выступал и в детском саду на праздниках - воспитательница, у которой было пианино, жила в одном доме с Сергеем и часто брала его к себе.
Музработник пионерского лагеря, где отдыхал Сережа после 2-го класса, видя его необычайную одаренность, купила для Сережи аккордеон. Для обучения игре на аккордеоне в 3-м классе его записали в кружок при заводе «Серп и молот».
В 4-м классе (1971 год) бабушка Сережи - Кудинова Нина Александровна - привела его в Большой детский хор Гостелерадио СССР под управлением В. С. Попова. Он прошел конкурсный отбор, спев песенку: «Мы шли под грохот канонады, Мы смерти смотрели в лицо…», был принят, в младшую группу хора, и на фоне остальных ребят выделялся тем, что пел с удовольствием, без видимых усилий, а через год, несмотря на то, что по воспоминаниям Виктора Попова, имел слабое здоровье, стал солистом.
В 1975 году Сергей ушел из хора и поступил в вечернюю музыкальную школу по классу фортепиано, где за год закончил три класса, поступил на подготовительное отделение музыкального училища Ипполитова-Иванова, проучился там год, после чего поступил на дирижёрско-хоровое отделение этого училища.

Солист Большого детского хора

Первой записью Сережи Парамонова стала песня «Антошка».
Его первое публичное выступление в качестве солиста Большого детского хора состоялось 16 декабря 1972 года на главном эстрадном концерте года - «Песня-72». Там Сережа исполнял песенку крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка» (автор музыки - Владимир Шаинский). Песня произвела настоящий фурор - кричали «Бис!», режиссеры решились на повторение песни второй раз. Это был редчайший случай в истории «Песен года», так как за все время существования этой передачи всего лишь 3 артиста исполняли свои песни на бис: Анна Герман, Сергей Парамонов и Муслим Магомаев.
Вместе с хором Сережа Парамонов выходил на сцену Колонного зала и других престижных концертных площадок страны, выступал вместе с такими мэтрами эстрады, как Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Майя Кристалинская, Леонид Утесов. Гастроли по Союзу, по зарубежью, охапки цветов, мешки писем, поклонницы, признание именитых коллег-эстрадников, телесъемки, радиовыступления… У Сережи была огромная популярность - он был ребенком-легендой тех лет, всеми любим. Члены правительства аплодировали ему и жали руку, однажды ему доверили вручить букет от пионеров Леониду Брежневу. Сережа рассказывал, что ему все время приходилось «держать марку» примерного пионера. Хорошо учиться, уступать бабушкам место в автобусе, не хулиганить на переменах. Шутка ли - на него равнялась вся страна!
Голос Серёжи Парамонова - звонкий прозрачный дискант. Серёжа очень удачно дополнял задорную и непринуждённую манеру пения лучистой, обаятельной улыбкой, правильной артистической интонацией. Он обладал редким для ребёнка качеством - не боялся сцены, не зажимался и не фальшивил, не пасовал перед многолюдным залом, был очень органичен как артист. По словам руководителя хора Виктора Попова, Серёжа практически моментально чувствовал характер песни, самостоятельно и удачно воспроизводил все нужные интонационные нюансы, с ним не нужно было долго репетировать, его природный, какой-то нутряной артистизм, пожалуй, так и остался непревзойденным.
Расхожее в 1970-е годы сравнение Серёжи с популярным итальянским мальчиком-певцом 1960-х годов Робертино Лоретти было фигуральным, неточным. В отличие от Серёжи, Робертино никогда не пел с хором, он был сразу ориентирован на сольное исполнение неаполитанских песен. Судьбы двух юных дарований схожи в том, что, повзрослев, Робертино также не стал выдающимся певцом, однако счастливо избежал ранней смерти и продолжает петь по сию пору, тратит миллионные гонорары, заработанные в детстве. Сережа за свою работу ничего не получал - хор был самодеятельным.
Многие песни из репертуара Серёжи Парамонова были специально написаны авторами для него. Виктор Попов говорил Сергею, что Александра Пахмутова специально для него написала песню «Просьба» на стихи Роберта Рождественского. Композитор Владимир Шаинский, автор музыки ко многим советским мультфильмам, назвал его «веховым певцом в своей жизни». «Песенка крокодила Гены» в исполнении Парамонова обрела популярность и за рубежом: её пели даже в Японии. Виктор Попов вспоминал про Парамонова, что, «когда он начинал петь, то сразу же песня начинала звучать так естественно и просто, словно так и написал её композитор». По его выражению, именно Серёжа «дал жизнь многим песням». Среди песен в репертуаре Парамонова были не только детские, но и вполне «взрослые» песни, которые также пользуются огромной популярностью.

Уход из хора

17 мая 1975 года на творческом вечере поэта Роберта Рождественского в Колонном зале Дома Союзов, исполняя песню «Просьба», Сергей впервые публично «дал петуха» - у него началась голосовая мутация. В такой период очень легко получить травму формирующихся мужских голосовых связок, что может сказаться на тембре голоса на всю жизнь. Петь во время полового созревания мальчику вообще нельзя, но Серёжа продолжал выступать. Как и следовало ожидать, он начал «киксовать» на высоких нотах, что сильно огорчало его. Песни, в свое время написанные специально для него, с 1975 года стали исполняться другими солистами, и Парамонову пришлось покинуть хор.
Виктор Попов впоследствии вспоминал: «Началась мутация. И это естественно у мальчиков, когда происходит переход с детского голоса на взрослый. В тот момент ему петь было нельзя. А он пошел в музыкальную школу - я хотел, чтобы он получил хоть какое-то образование, и там взрослые заставили его организовать вокально-инструментальный ансамбль. Ещё не окрепшим голосом Сережа начал петь. Из-за этого он так и не получил хорошего взрослого голоса».
Серёжа очень тяжело переживал уход из хора и последующую невостребованность, продолжал ходить на репетиции в качестве зрителя.Сам он так вспоминал тот период: « Когда я сидел в зале, меня каждый раз душили слезы. Однажды услышав, как Николаев поет „Просьбу“ Пахмутовой и Рождественского, я расплакался. Что же получается? Эти великие люди специально для меня написали песню, а теперь ее исполняет кто-то другой».
Понять и осознать такие серьезные изменения, особенно если они происходят так стремительно, да еще в таком возрасте без последствий практически невозможно. Из воспоминаний Сергея: «В 15 лет трудно перенести это забвение. Как же так! Дарили цветы, писали письма, превозносили до небес - и вдруг забыли, будто ты вообще не существовал. И тот, кто посильнее, проходит этот период нормально. Другие - срываются, начинают, скажем, выпивать. Не скрою, было и у меня такое. Я не завидую молодым ребятам, которые сейчас популярны. Они не представляют, что у них дальше».
Парамонов поступил в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровое отделение, но не закончил его.
Став взрослым,Сергей не оставил музыкальное творчество. Работал в составе труппы «Росконцерта» - вел эстрадные концерты и выступал отдельными номерами, пел песни В. Я. Шаинского, вел свою программу. Играл в многочисленных ВИА - в группе музыкального училища «Вдохновение», руководил группой «Молодые голоса», был клавишником и музыкальным руководителем в рок-группе «Кинематограф», где в то время художественным руководителем был Борис Рычков, написавший Алле Пугачевой песню «Всё могут короли», и работал Валерий Ободзинский. Работал с балетом «СТС», с цыганскими ансамблями, выступал в ресторанах. Периодически выступал на детских концертах в различных районах Москвы, пел свои попурри. Работал на радиостанции «Юность», вёл рубрику «Музыканты вчера и сегодня» и сделал много передач о музыкантах. Впоследствии организовал компанию по организации и проведению праздников «Кастальский ключ», выпустил аудиокассету со своими детскими песнями, дополнив подборку исполнением попурри тех же вещей в современной манере. Вышла эта подборка под псевдонимом «Сергей Бидонов». Псевдоним связан с историей, когда после одной из вечеринок на даче у Ады Якушевой, Сергей попросил с утра бидон и решил отправиться за пивом. В песне группы «Любэ» «Ребята с нашего двора» этот эпизод упоминают несколько строчек, посвящённые Парамонову.Работал музыкальным редактором в московском парке «Сокольники» - организовывал дискотеки для пенсионеров, параллельно писал музыку, аранжировал старые песни.
В 1992 году Сергей Парамонов записал с помощью хористов БДХ новый трек под названием «Журавлиной песней улетаем вместе».
Сергей сотрудничал с Александром Шагановым, писал музыку на его слова (Альбом «Пой, братишка» 1995 г. - «Баржа», «Кошка», «Пьяница», «Розовые годы»). В последние годы Сергей Парамонов принимал участие в проектах «Любэ» и «Иванушки International» своего бывшего сокурсника Игоря Матвиенко. С его помощью была записана песня «Матушка» на новом сольном альбоме Владимира Асимова, одного из «на-найцев».
Крепкая дружба связывала Парамонова с Михаилом Коротковым, участником фольклорного ансамбля «Русичи». В этой группе он выступал в качестве мелодиста, аранжировщика и бэк-вокалиста.
Совместно с Андреем Борисовым Сергей выпустил диск группы «77» «Ненародные сказки». В записи приняли участие Сергей Мазаев, Николай Девлет-Кильдеев и другие.
В альбоме Андрея Сиденко «Горькая вода», он является композитором и аранжировщиком почти половины треков.
Сергей Парамонов написал музыку к песням «Рота подъём - всем отбой» (Азиза), «Александра» (Оскар Акчурин), «Школа» (группа «Любовные истории»).
Его музыка звучала в телесериалах «Эксперты», «Срочно в номер», в фильмах из телесериала «Судебная колонка» («Второй шанс», «Квартира для ветерана»), в мелодрамах «Жаркий лёд», «Спящий и красавица», в документальном фильме «Пытка золотом», в ток-шоу «Вечер с Тиграном Кеосаяном».
Сергей не бедствовал, но и душевного равновесия не находил.
Он много работал, а незадолго до своей кончины 23 февраля 1998 года подписал договор с «Продюсерским центром Игоря Матвиенко» сроком на пять лет. Сергей Парамонов снова был полон сил и творческих планов, но трагическая случайность оборвала его жизнь.

В последнее время, - вспоминает поэт-песенник Александр Шаганов, - у Сергея как-то все стало выравниваться. В глазах заиграли огоньки, создавалось впечатление, что он преодолел какой-то внутренний надлом. Он готовил новые концерты, всерьез подумывал над новыми музыкальными проектами и очень боялся какого-то очередного жизненного удара.
Казалось, жизнь стала налаживаться, Сергей несколько лет не пил. Однако после рождения сына Саши он опять начал временами срываться. В конце 1997 года жена ушла от Сергея, который очень страдал от разлуки с сыном.
Друзья Парамонова отмечали, что в последнее перед смертью время он постоянно находился в депрессии.
Он был верующим человеком, и это ему помогало удержаться, не скатиться в пропасть отчаяния. В Сокольниках где в последнее время работал Сергей, есть старая церковь, куда он любил заходить.
В 32 года он заболел закрытой формой туберкулеза и получил вторую группу инвалидности. Незадолго до смерти Парамонов заболел пневмонией, поэтому часто его смерть объясняют этим заболеванием,однако друг Парамонова Виталий Николаев говорит о смерти от острой сердечной недостаточности как об основной версии произошедшего. Хормейстер БДХ, заслуженная артистка России Татьяна Анофриева также говорит, что «умер он дома,от сердечного приступа, а не потому, что спился, как писали в газетах»!
Скончался Сергей 15 мая 1998 года. Диагноз - ишемия сердца, левосторонняя плевропневмония.
По воспоминаниям друзей, Сергей безумно любил жизнь, и этим жизнелюбием заражал всех, кто находится рядом. Он всегда был лидером и умел объединять людей, его дом был открыт для друзей, он был душой компании - контактный, душевный, остроумный. В работе - дотошный и доскональный, качество его работы ценили многие. Сережа был не равнодушным к чужим проблемам - он очень много помогал другим по самым различным вопросам, не афишируя свою добродетель, и искренне радовался успехам своих друзей.
В 11 лет этот необыкновенно обаятельный, абсолютно естественный и искренний мальчик с лучезарной улыбкой - Сережа Парамонов, влюбил в себя миллионы граждан Страны Советов. За успехом стояла напряженная и серьезная работа, и он, заведомо бескорыстно, ездил по стране, даря людям данное ему природой - свой талант.
В одной из своих песен Серёжа Парамонов пел: «Ты только не взорвись на полдороге, товарищ Сердце».Сердце самого талантливого солиста БДХ не выдержало, когда тому не исполнилось и 37 лет.
Парамонов предчувствовал, что скоро умрет, и незадолго до этого сказал: «Если я умру, похороните меня на Красногорском кладбище в Митино. Там похоронен мой друг».Просьбу Парамонова его друзья исполнили.

Похоронен на Митинском кладбище (коммерческом, участок № 7, могила 3254).


Детей, которые рано стали популярными, взрослыми на сцене или в кино увидишь редко. Их называют хрустальными звёздочками – уж очень легко разбить. Серёжу Парамонова – советского Робертино Лоретти – знала и любила вся страна, но это не принесло ему счастья.

В мае 1998 года газеты жадно смаковали новость: не стало советского Робертино Лоретти. Звёздный мальчик Сергей Парамонов, в прошлом солист известного в советские годы Большого хора, умер – то ли от сердечного приступа, то ли от пневмонии. Журналисты собирали жареные факты: как не ладил с женой, как не мог устроиться в жизни, как не хотел жить. Но никто и ни на йоту не заглянул в ту бездну, которая поглотила Сергея задолго до смерти. Вот тогда бы выяснилось, что жить на самом деле он хотел, только не знал как.

Как всё начиналось



В Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения Серёжу Парамонова привела бабушка. Коллектив, который впоследствии станет одним из самых известных и заслуженных, появился незадолго до этого – в 1970 году. Со всей Москвы мамы и бабушки повели детей на прослушивание. Сначала никто не называл хор «большим», но когда выяснилось, сколько детей хотят в нём петь, название это прикрепилось к коллективу само собой. И конечно, хору нужны были солисты – яркие звёздочки со своей индивидуальностью.

На прослушивании Серёжу и ещё 2 мальчиков попросили спеть перед всем хором песенку крокодила Гены. Серёжа, несмотря на то, что он немного шепелявил, спел задорно и раскрепощённо. Впрочем, впоследствии этот дефект речи стал изюминкой юного исполнителя, придавая ему особый детский шарм. Стало ясно – конкурентов у Серёжи Парамонова нет!

Жизнь в хоре



Звезда Серёжи вспыхнула внезапно, в первую очередь для него самого. Он рос в самой обычной семье на окраине города. Отец – рабочий, мама – уборщица. Некоторые считали, что у мальчика даже не было музыкального слуха и особого голоса.

Серёжа рос мальчиком болезненным, а таким особенно тяжело в хоре, ведь занятия длятся по несколько часов, а график репетиций и выступлений изматывающий. Всё это влечёт за собой пропуски уроков, плохие оценки, но кто из ребят и родителей обращает на них внимание, когда на кону такой успех. Маленький солист порой не выдерживал нагрузок, прогуливая то школу, то хор. Но тут выручала бабушка – она всегда возвращала внука в хор.


Несмотря на слабое здоровье солиста, руководитель хора в 1973 году всё же взял его на первые зарубежные гастроли в Чехословакию.


Такой головокружительной карьере мог позавидовать любой взрослый. «Песенка Корокодила Гены» в исполнении Сергея Парамонова мгновенно стала популярна за рубежом. Её пели даже в Японии. Хор побывал во многих странах, много гастролировал по стране, принимал участие в различного ранга фестивалях, выступал в Артеке, а ЦК комсомола постоянно организовывал выступления детей на комсомольских стройках – БАМ, Норильск, Узбекистан. Серёжа был окружён восхищёнными взрослыми. Сам Муслим Магомаев после одного правительственного концерта угощал его чаем с пирожными.

Тревожный «звоночек»

Солистам завидовали, но и сами солисты зазнавались. Ведь им прощали то, что не прощали остальным. Со временем Серёжа Парамонов стал «звёздным мальчиком», а ему никто не объяснял, что его слава временная, что рано или поздно придётся переместиться за спины своих товарищей, а возможно и вовсе уйти в зрительный зал.


В середине 1970-х Серёжа Парамонов был на пике славы. Сам Генсек Брежнев умилительно улыбался, принимая на открытии очередного съезда КПСС букет из рук пионера Серёжи Парамонова. Пахмутова специально для Парамонова написала песню «Просьба». На премьере этой песни в Колонном доме союзов в мае 1975 года Серёжа впервые почувствовал, что не может владеть своим голосом. Мальчик хотел убежать со сцены, но дирижёр подтолкнул его поближе к зрителям - кланяться. Никто и не заметил, что солист «дал петуха».


Песня прошла на ура, но в душе 15-летнее подростка аплодисменты отдавались тяжёлым стуком сердца. Он понял, что то, чего бояться все ребята, началось. Постепенно он лишился своего репертуара, начал петь чужие песни, а потом и вовсе ушёл из солистов, а потом и из хора. Но часто он приходил на репетиции, садился в зале на последний ряд и просто слушал.

Жизнь после хора

Когда исчез Робертино Лоретти, говорили, что он потерял голос и влачит жалкое существование. Но на самом деле гонорары этого мальчика позволили его родителям купить два ресторана в Италии, когда голос у мальчика начал мутировать. Родителям советского Лоретти не удалось сколотить капитал на успехах сына – ведь в советском хоре дети пели бесплатно. 500 эскимо на палочке, которые вынесли в зал, был, пожалуй, самый крупный гонорар хора.


После ухода из хора по стране прошёл слух, что он погиб в катастрофе. Но на самом деле Серёжу определили в музыкальную школу, ведь специального образования у него не было. Директор музыкальной школы решил заработать дешёвую славу и предложил мальчику, у которого ещё не закончилась голосовая мутация, создать ВИА. И Серёжа, конечно, не устоял. Группа колесила по пионерским лагерям, давая по несколько концертов в день. А вечером взрослые дяди и тёти стремились выпить со своим кумиром. Музыкальную школу он так и не закончил. Поступил в училище Ипполитова-Иванова. Но поскольку работать был не приучен, учиться не смог и был отчислен.

Звезда, сгоревшая слишком рано



Серёжа не мог быть не звездой! Но тут от понял, что петь он не может, а больше ничего Сергей Парамонов делать не захотел. Единственным способом расслабиться и забыться стал алкоголь. Выбраться на какое-то время из страшных лап «зелёного змия» он смог, когда женился. Новый этап жизни словно придал ему новые силы. Начались новые проекты. Он открыл клуб по организации праздников, становился организатором закрытых и уличных мероприятий, активно гастролировал по стране с новой группой, а написанная им композиция даже прозвучала на 850-летии Москвы. Он не пил несколько лет, но потом сорвался и потерял интерес к жизни. Жена постоянно поддерживала его, пытаясь вывести из депрессии. Ничего не помогало. В результате супруга забрала сына и ушла.


Последние полгода жизни Сергей Парамонов провёл в полном одиночестве. 15 мая 1998 года он умер в своей квартире от приступа удушья во время пневмонии. Ему было 36 лет.

В продолжение темы звёздные детей мы собрали для наших читателей .

Юным мальчиком его знала вся страна. Не один человек подпевал солисту Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Серёже Парамонову, когда его звонкий голос начинал запевать знакомую песню. Тогда его называли «русским Робертино Лоретти» и восхищались все от мала до велика. Прошли годы и никому в голову не приходило искать черты того солнечного мальчика в мужчине под 40, понемногу пропивающему и свою неудавшуюся жизнь. Причиной смерти Сергея Парамонова стало сердечное заболевание.

Он родился в 1961 году и был единственным ребёнком в семье. Серёжа с самого детства проявлял способности к пению: выступал в детском саду, потом – в пионерском лагере, музыкальный работник которого посоветовал его родителям заняться образованием одарённого мальчика. Серёжу записали в кружок игры на аккордеоне. В 4 классе бабушка отвела внука на конкурсный отбор в Большой детский хор и его приняли. Несмотря на слабое здоровье, он через год стал солистом, потому что имел красивый по силе и звучанию дискант. Он часто выступал на крупных «государственных» мероприятиях, наряду с маститыми мастерами сцены.

В 1975 году Сергей ушёл из хора: у него началась мутация голоса. В этот сложный для вокалиста период, нужна особая осторожность. Пение необходимо сокращать до минимума или, в особых случаях, временно прекращать. Но у Парамонова не было постоянного наставника, который настоял бы на этом условии. Он, тогда учился в вечерней музыкальной школе, где мог получить необходимое образование и там пел в вокально-инструментальном ансамбле. Юноша окончательно испортил своё будущее, так и не получив хорошего взрослого голоса.

Парамонов тяжело переживал эту потерю. Попробовал учиться в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, но бросил. Он не ушёл совсем: кроме пения Сергей не видел другого поприща для себя и стал петь или играть клавишником в разных музыкальных группах. Его пригласили на радиостанцию «Юность» вести рубрику «Музыканты вчера и сегодня». В это время Парамонов уже прикладывался к спиртному. Потом перешёл на наркотики, от которых, кстати, у него хватило сил отказаться. Но выпивать Сергей не бросил и из-за этого распались два его брака.

Слишком деликатный и не рвач по натуре, он делал то, что мог: принимал участие в создании песен для других певцов и сотрудничал со многими знаменитостями. Крёстным отцом его сына был сокурсник Игорь Матвиенко, а соавторами– музыканты группы «Любэ» и «Иванушки Интернейшел», другие известные певцы. Ему даже удалось записать новую песню, но депрессии и нездоровье, подстёгиваемые спиртным, его подтачивали. Парамонов заболел пневмонией, начался туберкулёз, когда ему было 32 года. Он ещё продолжал работать и был полон планов, но слишком ослаб и переутомился. Сергей умер один, в своей квартире в мае 1998 года и ему было в это время лишь 37 лет. Патологоанатом, определявший, почему умер Сергей Парамонов, настоял на версии острой сердечной недостаточности.

Он похоронен на Красногорском кладбище в Митино.


Top