Дьердь Циффра – виртуоз наперекор судьбе. Под волчьим солнышком Взлеты и падения

Известный, одаренный Дьердь Цифра под чутким руководством своего отца уже в возрасте пяти лет импровизировал игрой на фортепиано в общественных местах. Родился он в бедной , которая выживала за счет выступлений в цирке. Дьердь научился играть наблюдая за занятиями сестры. Уже в пять лет слабый, болезненный мальчик стал сенсацией баров и цирков, где исполнял импровизации на популярные музыкальные мелодии. Кроме того, он на слух подбирал и аранжировал любую мелодию, которую напевал клиент. Заработки малыша помогали нищенствующей семье выживать, но впоследствии эти выступления стали объектом насмешек со стороны критиков.

Ежедневно работая над собой, уже в возрасте девяти лет он вошел в помещение Академии Ференца Листа в Будапеште в качестве ученика и таким образом стал самым молодым студентом за всю ее историю. В возрасте двенадцати лет Цифра продолжает выступать для больших аудиторий, давая концерты во многих главных городах Венгрии. В 1937 году он играл в Голландии и Скандинавии. Но осенью 1942 года его призвали в армию. Венгрия воевала на стороне национал-социалистической Германии; несмотря на идеи национал-социализма, все страны-союзники Германии, в том числе сама Венгрия, активно использовали евреев и ромов на поле боя, оставляя в качестве заложников их семьи. В Дьёрдь была жена и маленький сын. Сначала он был пехотинцем, затем — танкистом, но при случае дезертировал и в результате стал единственным выжившим из своего батальона.

Его переживания, этого времени, зафиксированные в его автобиографии «Пушки и цветы» . Труднее всего читать его заметки во времена, когда его взяли в плен. В этот период он писал: «Оглядываясь назад, я смотрю на этот период моей жизни; я стараюсь занять более сбалансированную позицию, чтобы нарисовать картину моей жизни: жизнь опустошения этим отвратительным раком ума, который вел пагубную и позорную жизнь, пока не превратил меня в живой труп» . Его переживания были невыносимы. Но хуже всего было то, что он не видел пианино.

Вернулся в Венгрию в 1947 г., и играл на фортепиано в барах и клубах, чтобы содержать семью. В 1950 году он был арестован по политическим мотивам. В тюрьме его подвергали издевательствам: зная, что Цифра музыкант, надзиратели били его по рукам, по пальцам, при выполнении работ подбирали такую, которая давала большую нагрузку на кисти. Но он пережил три года тяжелого ручного труда, отделенный как от его семьи так и от фортепиано. В 1953 году он был освобожден и снова начал играть. Два года спустя он выиграл международный конкурс пианистов Франца Листа в Будапеште и в следующем году Цифра и его семья бежали в Вену, где он дал концерт в ноябре 1956 года. Через несколько недель он вызвал сенсацию в Париже и Лондоне, почти сразу став знаменитостью.


Дьёрдь Цифра in 1965 with his son at the concert.

Цифра поселился со своей семьей во Франции, где в конце концов принимает французское гражданство и меняет свое имя на Жорж. Он начал восстановление органа аббатства Ла-Шез-Дье в Оверни, позже основав там фестиваль, и создав фонд, основной целью которого было поддерживать молодых художников. Ближе к концу своей карьеры он дал несколько концертов, возможно только шесть или семь в год, посвящая все свое время фонд. Большой трагедией в жизни Цифры была смерть его сына Дердя (1942-1981), погибшего в результате пожара. После этой трагедии Цифра никогда больше не работал с оркестрами.

Основу его репертуара составляли произведения Листа. Выполнял также концерты с оркестром Шопена, Грига, Рахманинова, Чайковского, миниатюры Моцарта, Бетховена, собственные переложения и транскрипции оперных фрагментов Россини, Гуно, Штрауса, Чайковского и др. Уникальность пианизма Д.Цифры заключалась в сочетании виртуозной техники с вспыльчивостью и внутренней энергией.


Интересен факт, что в документальном фильме «The Art of Piano — Great Pianists of 20th Century» (1999) один из эпизодов посвящен Цифре. Именем Д.Цифры назван фортепианный конкурс в Вене.

Перевод Ирины Миронюк с следующих источников.

Дьердь Циффра – человек удивительной судьбы.

Виртуозный пианист, который начинал с игры в цирках и кабаках. Солдат, который один выжил из своего батальона. Политический заключенный, который никогда не был близок к политике. Нищий мальчишка, бедствовавший во взрослом возрасте, а ближе к старости только своим трудом сумевший стать одним из известнейших музыкантов в мире.

Сын, потерявший отца, отец, потерявший сына, и педагог, сумевший воспитать сотни талантливых музыкантов, ставших ему почти родными.

Наконец, человек, прошедший через множество страданий, но сохранивший силы, чтобы исполнять музыку, наполнявшую человеческие сердца радостью и удивительно светлой энергией.

Голод, холод и нищета

Дьердь Циффра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.

Мать и сестер Циффра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь нищету и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.

Дьердь не видел ужасов войны, он родился осенью (5 ноября) 1921 года, однако от ужасов личных его это не уберегло.

Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта

Маленький Дьердь видел, как его родные пытаются хоть как-то заработать на пропитание, выживая в небольшом городке в окрестностях Будапешта. Он и сам познал голод и нищету в полной мере. Это подстегнуло способности вундеркинда – Циффра с пяти лет начал играть по ресторанам, кабакам и цирковым представлениям, зарабатывая деньги для семьи.


Только задумайтесь – мальчик пяти лет, еле дотягивающийся до клавиш и педалей старенького, расстроенного пианино, играет залихватские мелодии среди дыма, чада, запаха алкоголя и пьяных лиц. Он делал все необходимое, чтобы выжить.

Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта: мальчика никто не учил игре, он просто смотрел за уроками, которые давали его сестре, а потом повторял за ней. Это умение очень помогло ребенку, игравшему в барах и цирках, он мог на слух подбирать любую мелодию, напетую пьяными клиентами и достаточно свободно импровизировать на потеху толпе.

Взлеты и падения

Многими годами позже критики будут насмехаться над пианистом, который в детстве играл по кабакам и не получил никакого начального музыкального образования кроме «уличного».

Вряд ли это так уж задевало Дьердя Циффру – ведь уже в девять лет, когда многие дети того времени только шли в школу и все еще играли с куклами, маленький виртуоз поступил в академию Ференца Листа в Венгрии. Стоит ли упоминать, что он стал самым юным студентом этого высшего музыкального заведения, куда обычно шли в возрасте от 14 до 17 лет.

Как и в случае с многими виртуозами, для Дьердя тоже нашелся гениальный преподаватель, сумевший раскрыть весь его потенциал. Циффру обучал Эрнест фон Донаньи, считавшийся в те времена чуть ли не лучшим преподавателем музыки в Европе, или, по крайней мере, лучшим в Венгрии. Также Циффра брал уроки у известного пианиста Дьердя Ференци, а для оплаты обучения играл в ночных клубах.

Пожалуй, Циффра один из немногих виртуозов XX века, который мог похвастаться не только знанием классики, но и великолепным исполнением джазовых композиций.

Молодой виртуоз был готов прикоснуться к славе, начав концертную деятельность, что сулило известность и большие гонорары, способные прервать его полуголодное существование (его отец и сестра к тому времени уже умерли от голода), но тут в планы пианиста вмешалась война.

Фактически взяв в заложники молодую жену Дьердя Зулейку и их малолетнего сына, венгерские власти в 1942 году отправили Циффру на фронт. Поначалу молодой виртуоз бился в составе пехотного подразделения, позже – был переведен в танкисты.

Воспользовавшись счастливым случаем, музыкант дезертировал, не желая проливать кровь за чужие ценности. И так, благодаря судьбе, или даже музыке, избравшей виртуоза из тысяч других, Циффра выжил – единственный из всего батальона.

Тюрьма и мировая слава

По завершении войны, когда нацистов в Венгрии сменили коммунисты, Циффра попытался вернуться к карьере пианиста. Но в дело вновь вмешался случай: совсем недавно защитив его от пуль и снарядов, судьба сохранила музыканту жизнь только чтобы бросить, как и его отца, в тюремные застенки.

Мотивы, по которым арестовали музыканта, принято называть политическими, так это или нет – судить сейчас уже сложно. Тюрьма навсегда могла прекратить жизненный путь Циффры как музыканта.

Тюремщики, зная, что Дьердь - пианист, из-за каких-то собственных побуждений превратили жизнь заключенного в ад. Циффру били по рукам, нагружали работой, максимально опасной для пальцев и кистей, будто пытались сделать все, чтобы больше никогда не притронулся к клавишам фортепиано.

И вновь, вопреки всему, Дьердь Циффра выжил. Посаженный в тюрьму в 1950 году, он вышел в 1953 году. После освобождения Циффре пришлось потратить не один год на восстановление нормальной работоспособности пианистического аппарата.

В 1956 году Циффра с семьей бежал в Вену. Страдания и унижения на долгие годы закончились для него - в том же году музыкант дал свой первый концерт. К Циффре пришли слава и известность, его приняли концертные залы Вены, Парижа, Лондона.

Немало времени он уделял и педагогике. К нему съезжались молодые музыканты со всего света.

Ближе к концу жизни виртуоза приютила Франция. Дьердь отплатил этой стране добром – создал музыкальный фестиваль своего имени, открыл школу, выкупил и открыл для прихожан любых конфессий ранее захиревшую церковь, стал основателем нескольких престижных французских музыкальных конкурсов.

С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа.

Вряд ли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора. Лучшие его достижения - этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, полонезы. Он блестящий исполнитель Моцарта и Бетховена, музыки старинных композиторов, помимо этого в его репертуаре были фортепианные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Чайковского.


Ещё одна область, в которой он был непревзойденным интерпретатором - собственные переложения и транскрипции различных музыкальных произведений. Среди них оперные фрагменты Россини, Гуно, Штрауса, Чайковского, Брамса, Листа, Римский-Корсакова, Хачатуряна и многих других.

Но судьба вновь напомнила Циффре о своей двоякой природе. В 1981 году погибает во время пожара его сын, Дьердь-младший, который подавал огромные надежды как дирижер.

После этого несчастного случая пианист отказался выступать с симфоническими оркестрами, слишком напоминавшими ему о сыне.

Виртуоз продолжал гастролировать до 1988 года, неизменно предоставляя слушателям возможность прикоснуться к его светлой и удивительно радостной игре.

Работать со звукозаписывающими компаниями Дьердь прекратил в 1986 году, а концертировать – после назначения послом Франции по делам культуры в Венгрии, которая с радостью приняла именитого пианиста.

Свет музыки

До самого конца жизни пианист Дьердь Циффра не прощался с музыкой, продолжая играть для себя, на камерных выступлениях и в кругу друзей, преподавать молодым пианистам и давать благотворительные концерты.

Он умер в 1994 году, ведя тяжелую борьбу с раком легких. Но своим последним «подарком» судьба позволила Циффре умереть быстро – от инфаркта.

Несмотря на все испытания и удары Дьердь Циффра до самого конца оставался добрым гением, дарившим миру музыку помогавшую жить, радоваться и творить. Пианист играл с невероятной силой и энергией, достигая темпов и ритма, просто недоступных другим виртуозам. Пожалуй, в XX веке с ним мог сравниться только Алексей Султанов, тоже умевший поражать зрителя динамикой и напором.

Невероятная светлая, чистая и благородная энергия выступлений Циффры, даже в записи, до сих пор способная дарить слушателям мгновения, помогающие жить дальше, как музыка всегда помогавшая жить самому Циффре.

скачать

Реферат на тему:

Цифра, Дьердь



Дьёрдь Ци́фра (венг. György Cziffra ; 5 ноября 1921 - 17 января 1994) - венгерский пианист-виртуоз, знаменитый оригинальными трактовками классических произведений.

Биография

Дьердь Цифра родился в Будапеште в семье бедных венгерских цыган. Его отец, также Дьердь, играл на цимбалах в кабаре-холлах и ресторанах Парижа в 1910-х годах. Однако с началом Первой мировой войны он был заключён в тюрьму как гражданин враждебного государства, а его жена и две дочери депортированы в Венгрию с пятью килограммами багажа. Семья воссоединилась только после войны.

Дьердь-младший научился играть, наблюдая за занятиями своей сестры. Уже в пять лет хрупкий болезненный мальчик стал сенсацией баров и цирков, где исполнял импровизации на популярные музыкальные мелодии. Кроме того, он на слух подбирал и аранжировал любую мелодию, напеваемую клиентом. Заработки малыша помогали нищенствующей семье выживать, но впоследствии эти выступления стали объектом насмешки со стороны критиков. В девять лет Цифра поступил в Академию Ференца Листа и таким образом стал самым младшим студентом за всю её историю. Среди его учителей был Эрнест фон Донаньи.

В 1942 году Цифра был призван на фронт. Венгрия воевала на стороне национал-социалистической Германии; несмотря на идеи национал-социализма, все страны-союзники Германии, в том числе сама Венгрия, активно использовали евреев и цыган на поле боя, оставляя в качестве заложников их семьи. У Дьердя были жена и маленький сын. Сначала он был пехотинцем, потом - танкистом, но при удобном случае дезертировал и в результате стал единственным выжившим человеком из своего батальона.

После войны Дьердь вернулся к карьере пианиста. Но в 1950 году он был арестован по политическим мотивам. В тюрьме его подвергали издевательствам: зная, что Цифра музыкант, надзиратели били его по рукам, по пальцам, во время исполнения работ подбирали такую, которая давала большую нагрузку на кисть.

После освобождения в 1953 году Дьердю пришлось затратить немало усилий, чтобы восстановить нормальную работу кистей и пальцев. В 1956 году пианист сбежал с семьёй в Вену. Вскоре он стал широко известным музыкантом, разъезжал с гастролями по всей Европе.

Сын виртуоза, Дьердь Цифра-младший, стал профессиональным дирижёром. Несколько раз он выступал и записывался с отцом. Его карьеру называли обещающей, но в 1981 году он умер во время пожара. После этой трагедии Цифра-пианист никогда больше не работал с оркестрами.

Дьердь Цифра умер в возрасте 72 лет, мучимый раком лёгких, от сердечного приступа.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 00:11:52
Похожие рефераты: 9 (цифра) , 5 (цифра) , 6 (цифра) , 7 (цифра) , 8 (цифра) , 0 (цифра) , Цифра , 4 (цифра) .

Категории: Персоналии по алфавиту ,

Дьердь Циффра – человек удивительной судьбы.

Виртуозный пианист, который начинал с игры в цирках и кабаках. Солдат, который один выжил из своего батальона. Политический заключенный, который никогда не был близок к политике. Нищий мальчишка, бедствовавший во взрослом возрасте, а ближе к старости только своим трудом сумевший стать одним из известнейших музыкантов в мире.

Сын, потерявший отца, отец, потерявший сына, и педагог, сумевший воспитать сотни талантливых музыкантов, ставших ему почти родными.

Наконец, человек, прошедший через множество страданий, но сохранивший силы, чтобы исполнять музыку, наполнявшую человеческие сердца радостью и удивительно светлой энергией.

Голод, холод и нищета

Дьердь Циффра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.

Мать и сестер Циффра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь нищету и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.

Дьердь не видел ужасов войны, он родился осенью (5 ноября) 1921 года, однако от ужасов личных его это не уберегло.

Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта

Маленький Дьердь видел, как его родные пытаются хоть как-то заработать на пропитание, выживая в небольшом городке в окрестностях Будапешта. Он и сам познал голод и нищету в полной мере. Это подстегнуло способности вундеркинда – Циффра с пяти лет начал играть по ресторанам, кабакам и цирковым представлениям, зарабатывая деньги для семьи.


Только задумайтесь – мальчик пяти лет, еле дотягивающийся до клавиш и педалей старенького, расстроенного пианино, играет залихватские мелодии среди дыма, чада, запаха алкоголя и пьяных лиц. Он делал все необходимое, чтобы выжить.

Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта: мальчика никто не учил игре, он просто смотрел за уроками, которые давали его сестре, а потом повторял за ней. Это умение очень помогло ребенку, игравшему в барах и цирках, он мог на слух подбирать любую мелодию, напетую пьяными клиентами и достаточно свободно импровизировать на потеху толпе.

Взлеты и падения

Многими годами позже критики будут насмехаться над пианистом, который в детстве играл по кабакам и не получил никакого начального музыкального образования кроме «уличного».

Вряд ли это так уж задевало Дьердя Циффру – ведь уже в девять лет, когда многие дети того времени только шли в школу и все еще играли с куклами, маленький виртуоз поступил в академию Ференца Листа в Венгрии. Стоит ли упоминать, что он стал самым юным студентом этого высшего музыкального заведения, куда обычно шли в возрасте от 14 до 17 лет.

Как и в случае с многими виртуозами, для Дьердя тоже нашелся гениальный преподаватель, сумевший раскрыть весь его потенциал. Циффру обучал Эрнест фон Донаньи, считавшийся в те времена чуть ли не лучшим преподавателем музыки в Европе, или, по крайней мере, лучшим в Венгрии. Также Циффра брал уроки у известного пианиста Дьердя Ференци, а для оплаты обучения играл в ночных клубах.

Пожалуй, Циффра один из немногих виртуозов XX века, который мог похвастаться не только знанием классики, но и великолепным исполнением джазовых композиций.

Молодой виртуоз был готов прикоснуться к славе, начав концертную деятельность, что сулило известность и большие гонорары, способные прервать его полуголодное существование (его отец и сестра к тому времени уже умерли от голода), но тут в планы пианиста вмешалась война.

Фактически взяв в заложники молодую жену Дьердя Зулейку и их малолетнего сына, венгерские власти в 1942 году отправили Циффру на фронт. Поначалу молодой виртуоз бился в составе пехотного подразделения, позже – был переведен в танкисты.

Воспользовавшись счастливым случаем, музыкант дезертировал, не желая проливать кровь за чужие ценности. И так, благодаря судьбе, или даже музыке, избравшей виртуоза из тысяч других, Циффра выжил – единственный из всего батальона.

Тюрьма и мировая слава

По завершении войны, когда нацистов в Венгрии сменили коммунисты, Циффра попытался вернуться к карьере пианиста. Но в дело вновь вмешался случай: совсем недавно защитив его от пуль и снарядов, судьба сохранила музыканту жизнь только чтобы бросить, как и его отца, в тюремные застенки.

Мотивы, по которым арестовали музыканта, принято называть политическими, так это или нет – судить сейчас уже сложно. Тюрьма навсегда могла прекратить жизненный путь Циффры как музыканта.

Тюремщики, зная, что Дьердь - пианист, из-за каких-то собственных побуждений превратили жизнь заключенного в ад. Циффру били по рукам, нагружали работой, максимально опасной для пальцев и кистей, будто пытались сделать все, чтобы больше никогда не притронулся к клавишам фортепиано.

И вновь, вопреки всему, Дьердь Циффра выжил. Посаженный в тюрьму в 1950 году, он вышел в 1953 году. После освобождения Циффре пришлось потратить не один год на восстановление нормальной работоспособности пианистического аппарата.

В 1956 году Циффра с семьей бежал в Вену. Страдания и унижения на долгие годы закончились для него - в том же году музыкант дал свой первый концерт. К Циффре пришли слава и известность, его приняли концертные залы Вены, Парижа, Лондона.

Немало времени он уделял и педагогике. К нему съезжались молодые музыканты со всего света.

Ближе к концу жизни виртуоза приютила Франция. Дьердь отплатил этой стране добром – создал музыкальный фестиваль своего имени, открыл школу, выкупил и открыл для прихожан любых конфессий ранее захиревшую церковь, стал основателем нескольких престижных французских музыкальных конкурсов.

С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа.

Вряд ли можно найти более эмоционально напряженных, стремительных, полетных и феерических интерпретаций этого композитора. Лучшие его достижения - этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, полонезы. Он блестящий исполнитель Моцарта и Бетховена, музыки старинных композиторов, помимо этого в его репертуаре были фортепианные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Чайковского.


Ещё одна область, в которой он был непревзойденным интерпретатором - собственные переложения и транскрипции различных музыкальных произведений. Среди них оперные фрагменты Россини, Гуно, Штрауса, Чайковского, Брамса, Листа, Римский-Корсакова, Хачатуряна и многих других.

Но судьба вновь напомнила Циффре о своей двоякой природе. В 1981 году погибает во время пожара его сын, Дьердь-младший, который подавал огромные надежды как дирижер.

После этого несчастного случая пианист отказался выступать с симфоническими оркестрами, слишком напоминавшими ему о сыне.

Виртуоз продолжал гастролировать до 1988 года, неизменно предоставляя слушателям возможность прикоснуться к его светлой и удивительно радостной игре.

Работать со звукозаписывающими компаниями Дьердь прекратил в 1986 году, а концертировать – после назначения послом Франции по делам культуры в Венгрии, которая с радостью приняла именитого пианиста.

Свет музыки

До самого конца жизни пианист Дьердь Циффра не прощался с музыкой, продолжая играть для себя, на камерных выступлениях и в кругу друзей, преподавать молодым пианистам и давать благотворительные концерты.

Он умер в 1994 году, ведя тяжелую борьбу с раком легких. Но своим последним «подарком» судьба позволила Циффре умереть быстро – от инфаркта.

Несмотря на все испытания и удары Дьердь Циффра до самого конца оставался добрым гением, дарившим миру музыку помогавшую жить, радоваться и творить. Пианист играл с невероятной силой и энергией, достигая темпов и ритма, просто недоступных другим виртуозам. Пожалуй, в XX веке с ним мог сравниться только Алексей Султанов, тоже умевший поражать зрителя динамикой и напором.

Невероятная светлая, чистая и благородная энергия выступлений Циффры, даже в записи, до сих пор способная дарить слушателям мгновения, помогающие жить дальше, как музыка всегда помогавшая жить самому Циффре.

Дата: 21-08-2014 16:42

Итак, предлагаю продолжить тему «Великие пианисты 20го столетия»!

Дьёрдь Ци́фра! Венгерский пианист. Больше всего прославился исполнением произведений Ференца Листа!

Если уже говорить о виртуозности, то, на мой взгляд, Цифру смело можно назвать одним из лучших. Тут природа сыграла свою роль, и с этим сложно поспорить. Я никогда не ставил беглость пальцев на первое место, но есть пианисты, которые просто ошарашивают зрителя своей феноменальной техникой..! И виртуозы эти, зачастую, прекрасные музыканты, потому и техника такая.

У всех пяти пианистов, о которых я писал до этого, и у всех остальных, о которых обязательно еще напишу — ШИКАРНАЯ техника! Но… Все это тяжкий труд. Труд на протяжении всей жизни. Трудился и Цифра, но лично я не думаю, что он проводил за инструментом больше времени, чем другие Великие пианисты. Его этим наградила природа, а он умело воспользовался. На единый уровень с Цифрой по виртуозности я бы поставил одного Рихтера.

Есть один современный пианист, у которого похожая природа, и мы обязательно поговорим о нем, когда будем собирать ТОП лучших современных исполнителей. Также, обещаю опубликовать на форуме афишу его предстоящего концерта, он переодически выступает в Киеве. А пока слушаем «Большой хроматический галоп» Ф. Листа в исполнении Дьёрда Ци́фры.


Top