Известные произведения искусства скифов история. История скифов и их искусства

Ясность замысла, чистота форм, сбалансированность и ритмичность рисунка и -- что немаловажно -- понимание материала, из которого сделана вещь, -- все это было характерными особенностями стиля евразийских кочевников.

Экономика этих общин в силу необходимости базировалась на скотоводстве, поэтому в членах племени развился проницательный взгляд на мир животных и значительно более глубокое его понимание, чем многие из нас могут сейчас осознать. Этот интерес сформировал их художественный взгляд на вещи, приведший к развитию искусства, связанного в основном с анималистическими формами.

Большинство животных, которые появляются в искусстве скифов, играли важную роль в искусстве цивилизаций, процветавших в Египте и на Древнем Востоке начиная с 4-го тысячелетия до н. э. Разные животные, реально существующие или придуманные, таким образом, изображались художниками всех рас, но в стиле, характерном для каждого региона. На Ближнем Востоке изображения оставались сильно натуралистичными вплоть до шумерской эпохи, когда начали появляться геральдические композиции. Сцены охоты стали выступать на первый план в Центральной Азии почти в это же самое время. Сказочные звери появились постепенно, но приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э. их необычные формы бросаются в глаза в искусстве Месопотамии. Во 2-м тысячелетии агрессивные львы со свирепыми мордами стали охранять входы в крепости, дворцы и храмы Хеттской империи. На юго-восточных окраинах Евразии грифоны с головами львов и орлов продолжали стоять на страже драгоценных золотых кладов Сибири и Тибета.

К этому времени северная Сирия, Верхняя Месопотамия, большая часть Анатолии, весь район Армении и Кавказа и большая часть Персии образовали единый культурный союз. Попытки проследить источник анималистического стиля в искусстве скифов оказались бесплодными, так как следы многочисленны и ведут во многих направлениях.

Курганы - главные источники скифских произведений искусства

Три из самых ранних захоронений -- курганы в станице Костромской, в станице Келермесской на Кубани и Мельгуновский курган на юге России, а также клад, открытый сравнительно недавно в Сакизе в Урарту, на месте вероятного расположения первой столицы скифов, имеют особое значение.

Персидское влияние отражено в изделиях из золота, найденных в станице Келермесской. Ножны от меча из этого захоронения почти идентичны находке из Мельгуновского кургана. Совершенно потрясающе выглядит фигурка леопарда в центре круглого щита, имеющего эмалевую инкрустацию персидского типа.

Курган в станице Костромской отличается некоторыми необычными деталями конструкции, но он известен главным образом значимостью своего содержимого. Среди других великолепных предметов в нем были найдены железная чешуйчатая кольчуга с плечевыми чешуйками из меди и -- это самая очаровательная находка -- золотая фигурка лежащего оленя, являющаяся одним из великолепнейших достижений скифского искусства.

Использование разноцветной эмали было тем средством, к которому прибегали еще в далекие времена расцвета Ура, в Персии времен династии Ахеме-нидов. Должно быть, скифы научились этой тонкой технике у персов, так как предметы несколько более раннего периода из Сибири обычно еще украшены вставленными камнями, а не эмалью. Прекрасный ранний образец эмали представлен золотым леопардом, найденным в станице Келермесской, чьи формы полны той же самой изящной силы, что и практически современный ему олень из станицы Костромской.

Одиночные фигурки животных, такие,

как эти, -- это шедевры скифского искусства, но композиции, в которых животные изображены в схватке, едва ли менее характерны для него или менее прекрасны. Сюжет, сам по себе очень древний, стал весьма популярен в Скифии. Одна из таких находок обнаружена в кургане Семи Братьев на Кубани - это деревянный ритон начала V в. до н. э., украшенный четырьмя золотыми пластинками. На каждой из них изображена хищная птица или животное, нападающие на травоядное животное.

Резьба по кости, наверное, отражает национальный стиль более ясно, чем изделия из металла. Голова барана из станицы Келермесской и голова хищного зверя, вероятно волка, из Черных Гор Оренбургской области показывают, как мало нужно было внести изменений, чтобы адаптировать технику резьбы по кости или дереву к такому материалу, как металл. Жители Пазырыка любили покрывать свои резные изделия из дерева чеканным золотом или свинцовой фольгой, но даже при работе с простым деревом они делали вещи, которые являются настоящими шедеврами в своем роде, такие, например, как голова горного козла или голова каменного козла. Какова бы ни была их величина, фигурки остаются великолепно соразмерными, а менее дорогой материал обработан искусно и продуманно, словно самый драгоценный, так что изделия из бронзы с художественной точки зрения ничуть не хуже сделанных из золота, да и узоры из войлока не менее хороши, чем вырезанные из дерева.

Вклад скифов в мировую сокровищницу искусства весьма значительный. Скифы перекинули мост между Древним миром и славянской Россией и оставили после себя стиль, который оказал влияние на развитие некоторых видов европейского искусства. Помимо прочего, им удалось создать достоверное народное искусство. Лишь небольшому количеству человеческих общин было дано развить искусство такого типа. То, что скифам и родственным племенам удалось достичь этого, показывают предметы, которые они забирали с собой в могилы.

Скифские древности Северного Кавказа
в собрании Эрмитажа.

Келермесские курганы.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2006. 80 с. (Коллекции Эрмитажа)
ISBN 5-93572-185-6

Искусство скифов.

Скифское искусство - это, безусловно, ярчайший и во многом ещё загадочный художественный феномен Древнего мира. Уже в раннескифский период звериный стиль являл собой органичный сплав самобытной изобразительной традиции и отдельных чужеземных влияний, преимущественно древневосточных. Количество сюжетов скифского искусства невелико. Это фигуры стоящих или свернувшихся кольцом кошачьих хищников, лежащих оленей, горных козлов, летящих птиц и таинственных грифонов. Мотивом изображения служили также головы пантер, козлов, баранов, грифо-баранов, коней, конские копыта, звериные уши, птичьи когти и клювы (ил. 93, 94).

Основные сюжетно-стилистические особенности раннескифского искусства нам уже знакомы по серии высокохудожественных уздечных украшений из резной кости (ил. --73) и предметам воинского снаряжения, выполненным в технике выколотки и тиснения по золоту (ил. , ).

Не менее ярко художественный талант скифов проявился в литье из бронзы с утратой восковой модели.

Богатейшее разнообразие пластики и стройность композиционных решений демонстрирует группа типичных для скифской культуры бронзовых наверший. Они насаживались на древки и служили ритуальным целям. Помещённые внутрь прорезного тулова бронзовые шарики издавали звон, отгонявший, по представлениям скифов, злых духов. Иногда навершием служила голова молодого безрогого оленя или мула с острыми торчащими ушами, как бы насторожившегося, застывшего в состоянии ожидания (ил. ). В других случаях ажурное тулово увенчивала голова длинноклювой птицы, фантастического греко-восточного грифона или порождённого собственным мифотворчеством фантастического зверя с тупой мордой и высунутым, как у хеттских львов, языком (ил. ).

Замечательное композиционное мастерство проявляется в оформлении литых скифских котлов со стилизованными фигурками козлов на венчике, служившими ручками и одновременно апотропеями (ил. ).

Оформление бронзового круглого зеркала также продиктовано классической концепцией скифского искусства, в соответствии с которой предмет или наиболее его значимые части преобразовывались в фигуру зверя, а не просто покрывались изображениями. Ручку в центре зеркала украшает фигурка свернувшегося клубком хищника кошачьей породы, которая принадлежит к числу сюжетно-композиционных схем, неизменно использовавшихся при орнаментации округлых поверхностей (ил. 99, 100).

Ил. 93, 94.

Изображения зверей в скифском искусстве подчинялись строгим правилам. Каноничны не только позы животных. Даже в трактовке деталей применялись стандартные стилистические приёмы: глаза, уши, ноздри, концы лап и хвостов хищников условно обозначались кружками. Уши оленей имели, как правило, листовидные очертания, а губы - форму овалов.

Нельзя не отдать должное остроте взгляда древних художников, умевших, не копируя природу, верно передать сущность каждого зверя. Бросается в глаза полное пренебрежение к мелким анатомическим подробностям, предельно упрощённая моделировка форм тела крупными, резкими плоскостями - приём, по-видимому, зародившийся в технике резьбы по дереву и кости, который был затем перенесён на изделия из металлов. Мастера сознательно подчёркивали и даже преувеличивали наиболее типичные черты, свойственные тому или иному виду животных. Акцент делался обычно на одном-двух отличительных признаках.

В абрисе птичьих голов выделялся большой круглый глаз и хищно загнутый книзу клюв, а у оленей - стелющийся вдоль спины преувеличенно длинный ветвистый рог, трактованный чисто орнаментально (ил. ).

Лаконизм и ясность рисунка, компактность композиций, обобщённо-пластичная трактовка форм, условная стилизация деталей с умеренным использованием орнаментальных элементов и вместе с тем жизненная достоверность изображений составляют особенность художественного метода раннескифского звериного стиля. Всё это особенно ярко воплотилось в знаменитом золотом олене из Костромского кургана на Кубани, заслуженно считающемся шедевром скифского искусства (ил. ). В коллекции Эрмитажа хранится и не менее яркий образец искусства этой эпохи - фигурка оленя из Келермесского кургана (ил. ).

Скифское искусство было явлением одновременно социальным, духовным и эстетическим. Удовлетворяя потребности кочевнической знати в богато отделанном оружии, конской сбруе и других престижных атрибутах, это мифологическое по своему содержанию декоративно-прикладное искусство отражало мировоззрение и этические идеалы всего общества.

Очевидно, образы зверей были изобразительными эквивалентами таких важных для воинской среды понятий и качеств, как сила, храбрость, быстрота движения, зоркость глаза. Именно в этих категориях воплощалось представление скифов о прекрасном. Не менее важную роль играла вера в защитную функцию зооморфных изображений, наделявшихся магическими свойствами ограждения человека от действия враждебных сил.

Ил. 95. Ил. 96.

Однако возникает вопрос, чем объясняется строго ограниченный набор мотивов скифского искусства? Почему в нём наряду с животными исключительно диких видов фигурируют и странные фантастические существа? Но раскрыть суть зооморфных знаков-символов не так-то просто. Причина кроется и в недостатке сведений о скифском фольклоре, и в специфике скифского художественного метода, творцы которого воспроизводили, как правило, один персонаж, а не сцены повествовательного характера.

Большинство исследователей склоняется к мысли о связи зооморфных образов с божествами скифского религиозного пантеона, олицетворявшими, судя по данным Геродота, космические и природные явления. Как известно, у египтян, шумеров, греков и других народов Древнего мира почитаемых божеств символизировали дикие звери. Те же воззрения были свойственны и родственным скифам индоиранским племенам. Причём, по их представлениям, одно и то же животное могло замещать разных богов и, наоборот, каждое божество обладало способностью перевоплощаться в разных зверей. Так, к примеру, в «Ведах» - сборниках индоарийских религиозных гимнов - солнечный бог Сурья принимает облик то парящей в небе птицы, то коня. Особенно многочисленным метаморфозам был подвержен древнеиранский бог грома и победы Веретрагна, с лёгкостью превращавшийся из белого коня, быка или барана в козла, кабана, верблюда и хищную птицу.

Допуская способность к подобному перевоплощению скифских божеств, мы, тем не менее, лишены возможности подтвердить это предположение данными собственно скифской мифологии.

Существует также мнение, что скифское искусство было призвано отразить посредством зооморфных знаков, т.е. на изобразительном языке своей эпохи, целостную панораму мироздания. В основе этой гипотезы лежит представление об универсальной роли трёхчастных структур в мифологической картине Вселенной, созданной конкретно-образным мышлением индоиранцев. Космос представлялся им в образе мирового дерева, основные части которого - крона, ствол и корни - символизировали небесную, земную и подземную сферы. Именно с ними, по наблюдению исследователей, устойчиво соотносятся три ведущих мотива скифского искусства - птица, копытные и хищные животные.

Учёным, конечно, ещё предстоят работы по раскрытию содержания этого своеобразного искусства. По-разному также решается и вопрос о

Ил. 97. Ил. 98.

происхождении скифского звериного стиля, не имеющего корней в местных культурах предшествующего времени и возникающего как бы внезапно.

Некоторые исследователи полагают, что скифское искусство сложилось на основе ассирийской, урартской и североиранской изобразительных традиций в период пребывания евразийских кочевников на Ближнем Востоке. Однако эту точку зрения опровергают памятники звериного стиля, созданные на территории Евразии в 8 - начале 7 века до н.э., т.е. до начала скифской экспансии в Закавказье и Переднюю Азию. Поэтому не приходится сомневаться в том, что скифы появились в этом регионе с уже развитой художественной культурой, которая, однако, окончательно оформилась и обогатилась под воздействием переднеазиатского искусства.

Особый интерес в этом отношении представляют келермесские древности, проливающие свет на ту художественную среду и атмосферу, в которой происходило развитие скифского искусства на почве Передней Азии.

О многом говорит уже то обстоятельство, что художественное оформление большинства изделий торевтики, в том числе и предметов переднеазиатского типа, ориентировано на вкусы ираноязычных кочевников. Причём скифская знать в равной степени охотно пользовалась услугами не только своих соплеменников, но также ассирийцев, урартов, ионийских греков и других искуснейших торевтов ближневосточного мира. Наиболее вероятно, что и скифы, и специально приглашённые или взятые в плен иноземные ремесленники трудились вместе в одной мастерской, находившейся при царской ставке скифов в районе озера Урмия. В условиях тесного общения происходил обмен творческим опытом среди разноязычных торевтов, предпринимались новые поиски и эксперименты для выполнения стоящих перед ними общих задач. Разумеется, способности мастеров были разными, поэтому одни из них предпочитали делать вещи

Ил. 99, 100.

эклектичного стиля, другие более умело комбинировали восточные и скифские формы, третьи стремились строго следовать скифским канонам. Но были и те, кто, не изменяя своему художественному методу, ограничивались только подбором сюжетов, отвечавших запросам и вкусам своих заказчиков.

Келермесские древности раскрывают перед нами не только те процессы, которые стимулировали окончательное становление скифского звериного стиля архаической поры. Они знакомят нас с многообразными проявлениями и высшими достижениями раннескифского искусства, отличавшегося яркой выразительностью и благородной простотой звериных образов.

Это удивительное искусство, зародившееся на просторах евразийских степей, проникло и к осёдлым племенам, с которыми контактировали скифы. Обитатели Днепровской лесостепи и меоты Кубани, издревле славившиеся разнообразными ремёслами, внесли немалый вклад в развитие скифской материальной и художественной культуры.

С появлением скифов в бассейне реки Кубани расцвела деятельность меотских мастеров, связанных с обработкой железа и бронзы. Опытные ремесленники выковывали из стали мечи и копья скифского типа, отливали из бронзы всевозможные предметы кочевнического обихода - от миниатюрных наконечников стрел до громадных котлов и ажурных наверший с зооморфными изображениями.

На рубеже 7-6 веков до н.э., по-видимому, изменилась общая политическая ситуация на Северо-Западном Кавказе, что и привело к переселению или распаду меото-скифского союза, существовавшего в округе нынешней станицы Келермесской. Древний могильник был заброшен, и только в наши дни на одном из старинных курганов появилось несколько могил. Вероятно, часть кочевников, осевших на кубанских

Ил. 101. Ил. 102. Ил. 103. Ил. 104. Ил. 105.

землях после завершения переднеазиатских походов, ушла в северопонтийские степи, где впоследствии возникло Скифское царство, просуществовавшее до начала 3 века до н.э. Оставшиеся же скифы постепенно всё более и более ассимилировались и в конце концов растворились в меотской среде. Но они оставили весьма заметный след в культуре и искусстве меотских племён, создавших своеобразный вариант скифского звериного стиля.

Заложенная в самой основе этого искусства тенденция к орнаментально-декоративной трактовке деталей звериных образов постепенно усиливалась (ил. --). Особенно яркое развитие получил орнаментализм в произведениях второй половины 6-го и, главным образом, 5 века до н.э., названного веком скифского барокко. С этого времени звериный стиль Северного Причерноморья и Прикубанья начинает испытывать влияние греческой культуры, исходившее из соседних со скифами и меотами северопонтийских античных городов-колоний.

Греческое искусство, так же как в своё время и переднеазиатское, несомненно, обогатило художественное творчество скифов новыми сюжетами и композиционными решениями, но оно не изменило его природы, его основных критериев.

Развитие скифского звериного стиля в Северном Причерноморье и на Кубани было прервано в начале 3 века до н.э. нашествием родственных скифам по языку сарматских кочевых племён, продвинувшихся в эти районы из задонских степей. Отныне владения скифов стали ограничиваться только степным Крымом. Постепенно бывшие кочевники переходят к осёдлому образу жизни, а их культура приобретает характер городской цивилизации. В этот период получают распространение скульптурные надгробия, создаются памятники архитектуры, настенные фрески, в которых наряду с явственно ощутимым влиянием греческого искусства прослеживаются и элементы древнейшей скифской традиции.

С течением столетий отдельные мотивы и изобразительные приёмы скифского звериного стиля возрождались неведомыми нам путями в художественном творчестве разных племён и народов. Мы находим их в сарматском зверином стиле первых веков нашей эры, в пермском и даже скандинавском зооморфном искусстве эпохи раннего Средневековья. Не менее удивительно, что скифские орлиноголовые грифоны, кошачьи хищники, козлы с повёрнутыми назад головами и даже Змееногая богиня - прародительница скифов - нашли своеобразное претворение в русских вышивках, эмалях, архитектурном декоре и других видах искусства домонгольской Руси.

Поистине, не военные достижения, а творческая созидательная деятельность увековечивает имя любого народа.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


Самыми яркими образцами искусства скифов, меотов, сарматов были предметы, выполненные в так называемом скифском зверином стиле.
Изображения животных подчинялись форме той или иной вещи (сосуда, доспеха), с нарочитым выделением отдельных деталей. Изображаться могли и части тел животных.

К высокохудожественным произведениям скифского звериного стиля относятся предметы, найденные на Кубани в Костромском, Келермесских и других курганах.
Классическим образцом раннего искусства звериного стиля считается золотой олень из Костромского кургана. С подогнутыми ногами, вытянутой вперёд головой, закинутыми ветвистыми рогами, полный жизни, движения, внутренней силы, он стал прообразом для многочисленных изображений этого самого популярного мотива скифского искусства.
В Келермесском кургане была найдена большая золотая бляха, когда-то украшавшая щит, в виде приготовившейся к прыжку пантеры. Миндалевидное ухо хищника разделено треугольными вставками, глаз украшен белой и серой эмалью, а зрачок - коричневой, ноздри заполнены белой пастой. На концах лап и по хвосту даны дополнительные изображения свернувшегося хищника. Эта пантера - один из самых замечательных шедевров скифского звериного стиля.

Среди других келермесских находок можно выделить прямоугольную золотую пластину - обкладку горита - и золотую чашу с изображениями животных.
Популярен был в искусстве скифов и образ грифона - крылатого фантастического существа, совмещавшего в себе части тела льва и хищной птицы. На Кубани его изображали присевшим на задние лапы, с раскрытой пастью. Голову грифона часто помещали на деталях упряжи, оружии. Такие изображения были найдены в Ульском кургане в Адыгее. Популярностью у скифских мастеров пользовались и сцены борьбы животных.
Позже, в V веке до нашей эры, в искусстве скифского звериного стиля появляются новые изображения зверей, вводятся геометрические и растительные узоры. Завитки рогов, лап, хвостов превращаются в орлиные головы, в контуры плеча или бедра вписываются головки орла, лося, а иногда целая фигурка животного.
В IV-III веках до нашей эры изображения снова меняются, становятся плоскими, схематичными, ажурными. Искусство этого периода называют греко-скифским из-за усилившегося греческого влияния. Украшения конской упряжи, найденные в Елизаветинских курганах (вблизи Краснодара), выполнены в этом стиле. При изготовлении предметов мастера использовали самые разнообразные техники - литьё, штамповку, чеканку, резьбу и гравировку. Элементы звериного стиля служили для декоративных целей: украсить оружие, доспехи, конскую сбрую, культовую утварь, одежду, украшения - гривны, серьги, пекторали, браслеты, перстни. Все эти вещи подчёркивали престиж, социальную значимость воинов - владельцев украшенных предметов.
Но изображениям животных с древнейших времен придавался и другой смысл - религиозно-магический. Звери олицетворяли природные
стихии. Мифы повествовали о превращениях человека, животных и растений, отражая представления скифов о «мировом древе», соединяющем собой три мира - подземный, земной и небесный.
Важное значение придавалось и магической сущности изображений, которые должны были ограждать людей от беды, придавать им качества, свойственные определённым животным: силу, ловкость, быстроту. Изображения были своего рода талисманами-оберегами.

Ноя 17 2011

Бронзовый век. Искусство скифов.

Бронзовый век

Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Древнейшие бронзовые орудия найдены в Южном Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тысячелетию до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с конца 4-го тысячелетия до н. э.), Индии (конец 3-го тысячелетия. до н. э.), Китае (с середина 2-го тысячелетия до н. э.) и в Европе (со 2-го тысячелетия до н. э.). В Америке Б. в. имел самостоятельную историю, здесь металлургическим центром явились территория Перу и Боливии (т. н. культура позднего тиуанаку, 6-10 вв. н. э.). Вопрос о бронзовом веке в Африке ещё не решен из-за недостаточной археологической изученности, но несомненным считается возникновение здесь ряда самостоятельных очагов бронзолитейного производства не позднее 1-го тысячелетия до н. э. Расцвет искусство бронзового литья Африки получило в 11-17 вв. в странах Гвинейского побережья.

Неравномерность исторического развития, наметившаяся в предшествующие периоды, в бронзовом веке проявляется весьма резко. В передовых центрах с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы складываются раннеклассовые общества и формируются древнейшие государства (в странах Переднего Востока). Производящее хозяйство распространялось в ряде обширных областей (например, Восточное Средиземноморье) и вне этих центров, обусловив их быстрый экономический прогресс, возникновение крупных этнических объединений, начало разложения родового строя. Вместе с тем на значительных территориях, удалённых от передовых центров, сохранялся старый, неолитический уклад жизни, архаичной культуры охотников-рыболовов, но и сюда проникали металлические орудия и оружие, в известной мере влиявшие на общее развитие населения этих районов. Большую роль в ускорении темпа хозяйственного и общественного развития отдельных областей сыграло в бронзовом веке установление прочных меновых связей, особенно между районами месторождений металлов (например, Кавказа и Восточной Европы). Для Европы большое значение имел т.так называемый Янтарный путь, по которому из Прибалтики вывозился на юг янтарь, а на север проникали оружие, украшения и т.д.

В Азии бронзовый век был временем дальнейшего развития ранее сложившихся городских цивилизаций (Месопотамия, Элам, Египет, Сирия) и формирования новых (Хараппа в Индии, Иньский Китай). Вне этой зоны древнейших классовых обществ и государств развиваются культуры, в которых распространяются металлические, в том числе бронзовые, изделия, происходит интенсивное разложение первобытного строя (в Иране, Афганистане).

Сходную картину в эпоху бронзового века можно наблюдать и в Европе. На Крите (Кнос, Фест и др.) бронзовый век (кон. 3-2-е тыс. до н. э.) - время сложения раннеклассового общества. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление местной письменности (21-13 вв. до н. э.). В материковой Греции аналогичный процесс происходит несколько позже, но и здесь в 16-13 вв. до н. э. уже существует раннеклассовое общество (царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность так называемой системы Б, которую считают древнейшим греческим письмом ахейцев). Эгейский мир был в эпоху бронзового века своеобразным культурным центром Европы, на территории которой существовал целый ряд культур земледельцев и скотоводов, не вышедших ещё в своём развитии за рамки первобытного строя. Вместе с тем в их среде также происходят накопление внутриобщинных богатств и процесс имущественной и социальной дифференциации. Об этом свидетельствуют находки кладов общинных бронзолитейщиков и кладов драгоценностей, принадлежавших родовой знати.

Искусство скифов

За исключением пазырыкских войлочных полотнищ, имеющих иногда весьма внушительные размеры, искусство кочевников, работавших в скифском стиле, было невелико по объему. И все же практически каждый предмет, который можно как-то связать с этой группой людей, обладает многими неотъемлемыми чертами настоящего произведения искусства. Ясность замысла, чистота форм, сбалансированность и ритмичность рисунка и - что немаловажно - понимание материала, из которого сделана вещь, - все это было характерными особенностями стиля евразийских кочевников. Возможно, масштаб их деятельности был ограничен. Щелка, через которую они смотрели на мир, возможно, не давала полного обзора, и все же внутри этих возложенных на них судьбой ограничений открывались широкие перспективы; их глаз видел с необыкновенной ясностью и проницательностью, острый ум работал четко, а рука создавала форму с безошибочным и непринужденным мастерством.

Экономика этих общин в силу необходимости базировалась на скотоводстве, поэтому в членах племени развился проницательный взгляд на мир животных и значительно более глубокое его понимание, чем многие из нас могут сейчас осознать. Этот интерес сформировал их художественный взгляд на вещи, приведший к развитию искусства, связанного в основном с анималистическими формами. Общий уровень развития, которого они сами достигли, не позволял производить предметы, чьим единственным назначением было доставлять удовольствие. Такой подход не мог быть стимулом для первобытных народов, и в действительности большинство великих цивилизаций прошлого создавало свои самые великолепные вещи не только из чисто эстетических побуждений. У кочевников было мало причин для создания каких-либо предметов в честь богов или людей, но они инстинктивно чувствовали красоту и хотели окружить себя «звериными» формами, которые доставляли им радость. Этим формам нужно было придать декор, так как кочевник не любит искусство, которое обязано стимулировать его воображение. И без этого слишком много ужасных звуков нарушают тишину ночей, проводимых на степных просторах, слишком много странных видений появляются для того, чтобы ввести в заблуждение соплеменников, ищущих ускользающий след, слишком много неясных фантазий овладевают кочевником в часы одиночества. В кочевом сообществе воображение склонно идти по мрачному пути, в то время как память часто выбирает себе в попутчики самообман и может приукрашивать все страшное и неприятное, чтобы вместо этого останавливаться на радостных и ободряющих мыслях.

Звериный стиль — исторический художественный стиль, сложившийся в VII-IV вв. до н. э. на огромных территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая.
Истоки этого стиля следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в «натуральном стиле» искусства первобытных охотников.

В то же время «звериный стиль» отличается от абстрактного звериного орнамента VI-XIII вв., распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов. Более широкое понятие — зооморфные мотивы. Чаще определение «звериного стиля» сужают до «скифского звериного стиля» народов Северного Причерноморья VI-IV вв. до н. э. Схожие геометризованные и стилизованные изображения реальных и фантастических зверей украшают изделия из металла халыитаттской и латенской культур раннего железного и бронзового веков.
Произведения, отличающиеся своеобразием и целостностью стилистических признаков, позволяющие говорить именно о стиле, находят в раскопках курганов степных районов от Кубани до Алтая. При этом оказывается, что «скифская культура и культура скифов — совсем не одно и то же».

В VII-VI вв. до н. э. предприимчивые и энергичные греки основали множество колоний по берегам Черного и Азовского морей: Олъвию, Херсонес, Кафу, Пантикапею, Фанагорию, Танаис. Древнегреческий историк Геродот (484 — ок. 430гг. до н. э.) составил описание южной части Восточно-Европейской равнины. Ее коренное население, состоявшее из разных этнических групп, он назвал скифами. Во II в. до н. э. в южные степи вторглись племена иранского происхождения — сарматы. С севера проникали готы. Кочевой образ жизни, скотоводство, охота, контакты с оседлыми жителями выработали у этих племен своеобразный стиль изделий из дерева, золота, кости, аппликаций из кожи и войлока.

Какая-то часть этих изделий, вероятно, выполнялась иранскими мастерами. Известно, что персидские торговцы добирались до славянских земель и Скандинавии. Они везли с собой золотые и серебряные сосуды, которые во множестве находят в уральских кладах. Местные племена предпочитали в обмен на свои товары получать не монеты, а золотые чаши и кубки.

В курганах Центральной Азии находят предметы, соединяющие в своем стиле черты эллинистического, сасанидского и китайского искусства. Так, по одной из версий, на сложение уникального «скифского звериного стиля» оказали влияние бронзовые изделия из провинции Ордос в Северо-Западном Китае, так называемые ордосские бронзы. Другой возможный источник — Луристан на юго-западе Иранского нагорья, персидский звериный стиль, блестяще развитый мастерами эпохи Ахеменидов (VII-V вв. до н. э.) и Сасанидов (III-VII вв. н. э.). Элементы того же стиля присутствуют в искусстве ионийцев периода архаики, населявших острова Восточного Средиземноморья и находившихся под явным персидским влиянием.

Через посредство греческих колонистов это искусство затем ассимилировалось со «скифским». Высказывались версии о местном, сибирском происхождении «звериного стиля» и о влиянии на его формирование традиционной резьбы по дереву. Самые ранние находки датируются IX в. до н. э. , но черты оригинального стиля складываются к VII в. до н. э. Мастера евразийских степей ковали оружие — акинаки (короткие скифские мечи), щиты, делали конскую сбрую, бляхи, пряжки, псалии (удила) — стержни, увенчанные головой зверя, котлы, зеркала, ритуальные навершия жезлов. Изображения зверей в эпоху, предшествующую появлению отдельных родов декоративного и прикладного искусства, не украшали, а выявляли, обозначали и «усиливали» функцию предмета. Персонажей «звериного стиля» немного, они повторяются и ясно подразделяются на три группы соответственно трем «зонам» мифологического «Мирового Дерева»: небесной (птицы), земной (копытные) и подземной (хищники). Среди птиц выделяются грифоны греческого типа с архаическими серповидными крыльями, грифо-бараны, фантастические крылатые звери, имеющие аналоги в персидском искусстве. Среди копытных изображаются олени, козы, быки, бараны, кони. К «медиаторам» (лат. mediator — посредник) относится кабан, свободно «передвигающийся» по стволу «Мирового Дерева» из одной зоны в другую (поскольку имеет двойственную природу: он и копытный, и плотоядный, хищник).
Одной из главных особенностей «звериного стиля» является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей, с гипертрофированной фактурой деталей. Эта особенность отчасти объясняется оригинальной технологией: скифские мастера предпочитали не лепить, а вырезать ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей отливки из металла. Отсюда характер трактовки формы тела животного — крупными плоскостями с резкими гранями, а также аналогии изделий из золота с резными из дерева. Головы, глаза, уши, рога, копыта зверей геометризуются, увеличиваются в размере и, вопреки правдоподобию, произвольно переносятся с места на место. Так, на лапах пантеры и на ее хвосте можно разглядеть миниатюрные изображения свернувшихся хищников Вместо когтей лапы зверя заканчиваются птичьими головами.

Аналогичный прием «зооморфных превращений», интерполяций характерен для многих архаических культур, древнеамериканского, египетского искусства, изделий американских индейцев и аборигенов Полинезии.
Позы животных также своеобразно условны, они не выражают движение или действие. Определение «летящий галоп» в отношении знаменитого золотого оленя из станицы Костромской на Кубани (VI в. до н. э.), по заключению специалистов, не соответствует действительности, поскольку ноги оленя сложены совершенно неправдоподобно.

Изображаются также протомы (передние части животных) в персидской традиции и даже отдельно головы, например, голова хищника, в пасти которой видна вторая, его жертвы. Бронзовые псалии с одной стороны венчаются головой зверя, с другой — его копытом. Многие изобразительные детали являются «кочующими», независимо от породы животного они переходят с одного изображения на другое. Все эти необычные композиционные приемы свидетельствуют о воздействии каких-то особых факторов. Можно также заметить, что во всех случаях причудливые позы зверей, их фрагментирование и гиперболизация деталей следуют принципу замкнутого, компактного силуэта.

Исследователь скифского искусства М. Артамонов определяет эту главную особенность следующим образом: «Это стиль искусства, органически связанного с вещами практического назначения — оружием, конским снаряжением, одеждой… поражающий своей приспособленностью к ограниченным, заранее данным формам этих вещей изумительной изобретательностью и использованием пространства, компактностью и экономной четкостью контуров. Замечательно умение передавать характерные черты животного в конечном счете условными формами. Замкнутое построение фигуры, несмотря на жизненность образа, приводит к упрощению и деформации, соответствующим ее декоративному назначению. Другой характерной чертой скифского стиля является расчлененность изображения на большие, резко очерченные поверхности или грани.

Все изображение строится на нескольких гладких, но резко отделенных одна от другой поверхностей». Вписывая изображение в замкнутый формат бляхи, пряжки, бутероли, мастер стремится максимально заполнить поверхность — это принцип декоративного искусства, ярко проявившийся еще в одном восточном «ковровом», или ориентализирующим, стиле античности. Стремление к максимальной плотности приводило к интересному явлению: «загадочным картинкам», в которых контур одного зверя вписывается в другой и продолжается в третьем. В подобных изображениях несколько «сросшихся» зверей могут иметь общие детали — головы, рога, копыта. Разгадать такие изображения довольно трудно. Декоративное обобщение масс и акцентирование деталей приводит к типизации, а стилизация объединяет разные формы в один декоративный образ зверя.

К приему орнаментализации можно отнести особенно часто встречающееся в золотых накладках на щиты и конскую сбрую обыгрывание отверстий, пустот в изображении, усиливающих его компактность. Этот прием явно рассчитан на восприятие издали, с расстояния, когда такая накладка выделяется на темном либо на ярком цветном фоне войлока. Круглые выемки — глаза, ноздри животного, — так же, как и орнаментальные углубления, заполнялись цветной эмалью, ценившейся в то время наравне с драгоценными камнями и эффектно выделявшейся на фоне золота. Этот прием входит в общее понятие «полихромного стиля».

В искусстве скифов, как и в персидском, встречается прием симметричного удвоения изображения, условно называемый «геральдическим», или антитетическим (от греч. antithesis — противоположение). Он связан с явлением симулътанизма. В V в. до н. э. под влиянием греко-персидского искусства в произведениях скифских мастеров появляется мотив «когтящих хищников», терзающих копытных. Искусство скифов V в. до н. э. иногда называют «скифским барокко» из-за его вычурности и пышной орнаментализации деталей. К концу IV в. до н. э. уникальный «звериный стиль» исчез так же внезапно и загадочно, как и появился. Причину этого явления видят в изменении общей культурной ситуации.

Среди иных историко-региональных модификаций «звериного стиля», безусловно связанных общими корнями со «скифским», надо назвать орнаментику западноевропейских романских соборов и владимиросуздальскую школу белокаменной резьбы. Эти проявления «звериного стиля» в более широком понимании иногда рассматривают как результат взаимодействия местных этнических традиций с христианством. Однако именно в скифском искусстве произошло взаимодействие форм и приемов композиционных построений, выработанных в разных культурах. В частности, предполагается, что некоторые изделия выполнялись греческими мастерами, пародировавшими, стилизовавшими необычный облик варваров, другие — оседлыми скифами в эллинских мастерских, третьи — пришлыми принцами. Этим может быть объяснено интернациональное распространение стиля и множество его локальных вариантов. Так в собственно скифском выделяют «скифо-сибирский» и «пермский» звериный стиль. Постоянными, неизменными признаками этих стилей являются:

— уподобление формы формату;
— симультанность изображения;
— симметричное удвоение форм;
— транспонирование деталей;
— гипертрофированность от дельных элементов.

Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 — 350 до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым

Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло Государственный исторический музей Киев Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов

Бляшка «Олень» 6 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы»

Ножны. Фрагмент Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото, чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя

Скифский гребень с изображением батальной сцены Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найден в кургане Солоха

Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань. Государственный исторический музей Киев Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)

Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Электрум — природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба

Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба

Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э. Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка Государственный Исторический музей Москва Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине

Сосуд со сценами охоты 400 — 375 до н. э. Серебро; позолота Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)

Бляшки с изображением лежащего оленя 400 — 375 до н. э. Золото Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)

Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской Около 350 до н. э. Золото Курган Куль-Оба, Крым

Подвески и фибула 2 — 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник Краснодар Из станицы Динской

Браслет Вторая половина 1 века н. э. Золото, бирюза, коралл, стекло

Височный фалар от банданы 1 век Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло Азовский краеведческий музей Из могильника «Дачи»

Браслет 4 — 5 век Золото, стекла; литье Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва

Шейная гривна 4 — 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва Найдено в Северном Причерноморье

Бляшка в виде фигурки кабана Золото Государственный исторический музей Киев Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи

Бляшка в виде фигурки льва Золото Государственный музей искусств народов Востока Москва


Top