Как решилась судьба жены пахоменко. Мария Пахоменко: биография, личная жизнь и фото певицы

Музыка - одно из самых прекрасных изобретений человечества. Она обладает удивительной способностью пробуждать самые потаенные чувства, менять настроение слушателя в мгновение ока. В былые столетия композиторы, писавшие прекрасные мелодии, пользовались огромным уважением и любовью слушателей. Однако сегодня о тех, кто сочиняет музыку, вспоминают реже, и весь успех чаще достается исполнителям.

Композитор Александр Колкер, подаривший миру немало прекрасных мелодий, к счастью не относится к числу недооцененных композиторов. Кроме необыкновенного таланта Александра Наумовича, в этом есть и заслуга его супруги - Марии Пархоменко, которая являлась исполнительницей большинства его прекрасных песен.

Александр Колкер: биография ранних лет

О своем детстве знаменитый композитор не очень любил распространяться. Известно, что родился он в Ленинграде в 1933 г. Музыкальные способности юного Александра довольно рано проявились, и родители отдали его в специализированную школу учиться игре на скрипке. Когда парню исполнилось 17 лет, он с успехом закончил обучение. Однако связать свое будущее с музыкой не рискнул, поэтому отправился изучать профессию инженера в Электротехнический институт.

Начало творческого пути

Несмотря на вполне успешную учебу в одном из самых престижных вузов Ленинграда, Александра Колкера не оставляло желание заниматься музыкой. Поэтому он в свободное время посещал композиторские курсы Иосифа Пустыльника при ленинградском Союзе композиторов. Использовать получаемые знания на практике талантливому юноше пришлось довольно скоро. Он начал писать музыку для студенческих театральных постановок в родном вузе. Кроме этого, парень был одним из инициаторов создания Молодежного эстрадного ансамбля в Ленинграде. В 1956 г. Колкер Александр Наумович закончил учебу в институте и был отправлен работать инженером в лабораторию при одном из заводов в Ленинграде. Однако пробыл он там недолго. Вскоре мужчина стал профессиональным композитором.

Александр Колкер и его муза и супруга Мария Пахоменко

К началу шестидесятых Александр Наумович был уже довольно известным композитором, популярным среди ленинградской интеллигенции. Вот только всесоюзная, а позже и всемирная известность пришла к нему благодаря его супруге - Марии Леонидовне Пахоменко. Познакомившись с этой скромной девушкой с удивительным голосом и абсолютным слухом, композитор влюбился в нее с первого взгляда. Несмотря на то, что у начинающей певицы было немало ухажеров, она ответила на чувства Александра Колкера, который, к слову, обладал не очень выразительной внешностью. Вскоре молодые люди поженились. Так возник музыкальный союз, который породил немало прекрасных и душевных песен.

Несмотря на то, что творения Колкера позже исполняли и такие звезды музыкального небосвода, как Лидия Клемент («День и ночь»), Иосиф Кобзон («Разве не бывает зависть - белая») и Муслим Магомаев («Пожалуйста, не плачь»), большинство хитов Александра Наумовича пела именно Мария Пахоменко. В 1964 г. первые песни Колкера в исполнении супруги были записаны на пластинку журнала «Кругозор». Среди них такой известный хит, как «Качает, качает…». Он моментально прославил супругов на весь СССР.

Через два года вышла первая сольная пластинка Марии Пахоменко под названием «Песни А. Колкера». Здесь певица исполнила наиболее полюбившиеся слушателям произведения своего супруга, в том числе обожаемую миллионами композицию «Стоят девчонки, стоят в сторонке». Наиболее известные песни Александра Колкера, которые спела его жена: «Если б не было в мире влюблённых», «Красивые слова», «Рябина», «Сила любви», «Утоли мои печали».

Сотрудничество с Кимом Рыжовым

Кроме Марии Пахоменко, был в творческой судьбе Александра Наумовича еще один важный человек. Это автор текстов к большинству песен композитора - Ким Иванович Рыжов. Сотрудничество началось в конце пятидесятых и продлилось всю жизнь. Кроме того, этих мужчин связывала крепкая дружба, которая не померкла с годами. Именно Рыжов написал тексты к большинству хитов Колкера. Самые популярные совместные работы творческого тандема - песни «Журавль в небе », «Красивые слова», «Мне выпало счастье», «Стоят девчонки, стоят в сторонке», «Не спеши», «Не ошибись», «Ночной трамвай», «Прощание с морем» и конечно же хит «Эй, ухнем». Кроме этого, Ким Иванович написал слова и к многим мюзиклам своего друга.

Мюзиклы Колкера

Кроме написания мелодий к отдельным песням, Александр Наумович всегда тяготел к созданию более масштабных произведений - оперетт, которые сегодня модно называть мюзиклами. Многие из таких произведений, музыку к которым написал этот композитор, до сих пор успешно ставятся не только в России, но и в Украине, Чехии, Польше, Болгарии и других странах. Наиболее популярные - «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Овод», «Гадюка». А также всегда актуальная трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

Наиболее популярные кинокартины, музыку к которым написал Александр Колкер

По мотивам некоторых мюзиклов композитора были сняты одноименные киноленты. Это «Труффальдино из Бергамо» с (озвучивал Михаил Боярский); «Трое в лодке, не считая собаки» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным; «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина». Помимо вышеперечисленных кинокартин, Александр Колкер песни писал и для других популярных лент. Его музыка использовалась более чем в тридцати художественных фильмах.

Первый кинопроект, в котором участвовал Александр Наумович, - это фильм-спектакль «Давайте знакомиться: месяц Май». Через два года композитор написал музыку к картине и Игоря Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина». Позже Александр Колкер работал с Масленниковым над еще одним проектом - «Завтра, третьего апреля…». Среди наиболее известных кинокартин, к которым написал музыку композитор, - «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Последние дни Помпеи», «Мелодия на два голоса» и «Идеалистка». Также Колкер является автором музыки к документальной ленте о его супруге.

Александр Колкер: семья

Александр Наумович и Мария Леонидовна смогли сохранить свой союз на протяжении многих лет. О супругах часто ходили неприятные сплетни, к которым они скоро привыкли, ничего н отрицая и не доказывая свою правоту. Кстати, у пары родился только один ребенок - дочка Наталья. К сожалению, в последние годы жизни Марии Пахоменко (умерла в 2013 г.) в семье Колкера не все было благополучно. Певица страдала от тяжелой формы болезни Альцгеймера. В связи с этим в прессе печаталось множество статей, в которых Александра Колкера обвиняли в том, что он бьет супругу. При этом никто из людей, знающих близко эту пару, не подтвердил этого факта.

Что касается дочери Натальи, то у нее сложились очень прохладные отношения с отцом. Она даже взяла фамилию матери. После смерти Марии Пахоменко Наташа активно поливает отца грязью в прессе и пытается отсудить у него некоторое имущество. Хотя те же самые издания одновременно трубят на весь мир, что Наталья сама сдала больную мать в богадельню. Кто в этой ситуации прав, а кто нет - неизвестно. А поклонникам творчества Колкера и Пахоменко остается просто наслаждаться их произведениями и стараться поменьше читать о личной жизни звезд.

Занимательные факты

О жизни композитора имеется и очень интересная информация, о которой вы, возможно, никогда не слышали:

  • Долгое время в СССР Александра Наумовича не пускали на гастроли вместе с супругой, так как боялись, что они сбегут из страны. Но позже этот запрет был снят.
  • Своим духовных учителем композитор называл Василия Соловьева-Седого.
  • Колкер является автором автобиографической книги «Лифт вниз не поднимает!».
  • Одной из первых песен композитора, на слова Рыжова, которую спела Мария Пахоменко, была «Карелия». За нее он был удостоен Республикой Карелией звания "Почетного гражданина".
  • Несмотря на кажущуюся легкость звучания мелодий композитора, сыграть их не так просто, как кажется, о чем можно судить, лишь взглянув в ноты.

Александр Колкер, кстати, недавно отпраздновал свой 83-й юбилей. И несмотря на все свои проблемы со здоровьем и слухи, которые ходят о нем, он старается сохранять позитивный настрой.

По словам супруга певицы - композитора Александра Колкера, его угрожают убить, чтобы завладеть имуществом

В этом году исполнилось 75 лет замечательной певице Марии ПАХОМЕНКО, снискавшей известность песнями «Качает, качает», «Стоят девчонки», «Чудо-кони», «Лучше нету того цвету», «Сладка ягода». В 1971 году она стала первой из наших артистов, удостоенной Гран-при конкурса «Золотой Орфей». К сожалению, вместо юбилейных публикаций и телепередач Мария Леонидовна стала героиней криминальной хроники. Сначала питерская полиция сообщила, что потерявшая память певица ушла из дома в неизвестном направлении и лишь спустя сутки нашлась с травмой головы в одном из супермаркетов. Потом появилась информация о нападении в подъезде на ее мужа - 79-летнего композитора Александра КОЛКЕРА. А недавно их 53-летняя дочь Наталья ПАХОМЕНКО шокировала всех заявлением, что Александр Наумович якобы зверски избивал больную Марию Леонидовну.

Я 54 года прожил с Марией Леонидовной, - говорит Александр Колкер, к которому я обратился за комментариями. - Написал ей десятки песен. Посылал письма в ленинградский обком Григорию Романову и замминистра культуры Косте Щербакову, чтобы пробить ей звание народной артистки. Я любил ее больше жизни и носил на руках. Когда ей поставили страшный диагноз - болезнь Альцгеймера, я был готов в лепешку расшибиться, чтобы продлить ей жизнь. А моя дочь рассказывает, будто я сломал Марии Леонидовне семь ребер и каждый день бил ее до крови. Мы же не в деревне живем, а в Санкт-Петербурге. Если я наносил такие побои, это должно быть где-то зафиксировано. Но дочка не смогла ничего показать. Заявила, что все документы потерялись в Институте мозга. Я позвонил туда, и директор института сказал мне, что Мария Леонидовна у них никогда не обследовалась. Таким образом, все, что говорит моя дочка, - клевета.
Да, зимой был случай, когда Мария Леонидовна пошла выносить мусор и потерялась. До этого она каждый день брала в туалете мусорное ведро и без проблем его выносила. Но, видимо, в тот день она плохо соображала. И вместо того чтобы пойти к мусоропроводу, спустилась на лифте. А внизу ее увидел сосед-ханыга и сказал: «Маруся! Что ты раздетая? Надень мой бушлат! А то простудишься». И она с мусорным ведром прошла чуть ли не пять километров.

Гражданин Израиля

На меня доченьке обижаться не за что, - продолжает Колкер. - Я всегда делал для нее все. В свое время она захотела поступить в театральный институт. А хрена два туда поступишь без блата. Тогда ее папа сел в жюри. И ее туда приняли. Потом она захотела учиться в Университете культуры. Папа снова пошел к руководству и просил за нее. В итоге доченька окончила этот университет и стала в нем преподавателем. На нашем дачном участке в эстонском городе Усть-Нарва я выстроил для нее отдельный дом. Купил ей японскую машину «Нисан-Микро». Она могла прийти и сказать: «Папочка! У нас вечер в университете. Мне нужно на прическу 100 тысяч рублей».
Проблемы у нас начались полгода назад, когда рядом с Наташей появился гражданин Израиля Александр Беляев, который якобы когда-то учился с ней в одной школе. Этот человек нашел нашу семью через Интернет и сразу смекнул, что народная артистка России Мария Пахоменко и известный композитор Александр Колкер, вероятно, башлевые ребята, у которых есть квартира, дача и много денег. «Наташа, я тебя люблю!» - сказал он моей дочке, примчался, влез в ее квартиру и лег с ней в кровать. Ну, раз дочка его приняла, мы посадили его за стол со всей семьей - со мной, Марией Леонидовной и внучкой Машей.

Он представился ученым-генетиком. Но когда во время разговора у него стали прорываться блатные выражения, я понял, что никакой он не ученый, а настоящий жиголо, который решил, что наша семья будет его кормить и поить. Вскоре я убедился в правильности своих предположений.
Чтобы не тесниться с дочкой на одной жилплощади, еще лет 30 назад наша семья приобрела в кооперативном доме на набережной Черной речки две квартирки на одном этаже. Мы с Марией Леонидовной жили в «однушке» площадью 17 квадратных метров. Туда не входила даже стиральная машина - стирали в тазике. А дочке мы отдали трехкомнатную квартиру- 34 квадратных метра. Там стоит мой роскошный кабинетный рояль «Roenisch». В нашу «однушку» он, естественно, не помещался. И для работы мне пришлось купить себе маленькое пианино. Потом выросла внучка. У нее появилась масса ухажеров. Одну ночь она проводила с одним, следующую - с другим. Им с Наташей стало тесно в «трешке». Тогда я обратился к губернаторуЯковлеву - он помог мне купить еще одну квартирку - очень хорошую «двушку» на Афонской улице.

Купил пистолет

А полгода назад Наташа подошла ко мне и к Маше и сказала: «Ну что ж, родные мои, вам осталось жить не так много. Давайте я оформлю на себя все наши три квартирки и дачу! Не волнуйтесь! Если вы захотите пожить в квартирке получше, неужели я вам не дам?!» При этом жиголо не скрывал, что уже считает трехкомнатную квартиру своей. Он мне сказал: «Если ты подойдешь к МОЕЙ квартире, я тебя сделаю!» Я был вынужден купить пистолет, чтобы не закончить жизнь от рук этого подонка, который угрожает мне смертью.
На этом жиголо не остановился. Он забрал у дочки машину. Три месяца жил за наш счет у нас на даче. После обеда я шел мыть посуду, а он шел отдыхать в кровать. Дочка подходила ко мне и говорила: «Папуленька, ты не дашь мне 2-3 тысячи долларов? У него скоро день рождения». А потом они с жиголо посчитали, что дача мне тоже не принадлежит и они имеют право меня с нее выгнать. «Вали отсюда!» - кричала они на всю Усть-Нарву. Я сел в машину и уехал. Мария Леонидовна осталась с ними на даче. Потом они перевезли ее к себе в квартиру. Меня к ней не пускали. Когда к ней приезжала «скорая помощь», я стоял перед врачами на коленях. Умолял: «Верните мне мою Машеньку!» Но они мне сказали: «Ваша дочка говорит, что вы ее избиваете. Мы не можем вам ее отдать».

У меня украли жену! А ей необходим постоянный уход. Я даже не знаю, пьет ли она лекарства. Внучки нет в городе. Она со своими этими… уехала в неизвестном направлении. Дочка в 9 утра уходит в свой университет. И в квартире остается беспомощная народная артистка с жиголо и собакой. Однажды я услышал за стеной душераздирающий крик жены. Испугавшись, что жиголо с ней что-то сделает, я вызвал полицию. Приехали два 18-летних мальчика с автоматами. Позвонили, но им никто не открыл.
Скоро жиголо собирается везти Наташу в тур по Европе. Предварительно они планируют спрятать Марию Леонидовну, чтобы я ее - не дай Бог! - не забрал. А у меня ей значительно лучше. Это рыночные продукты. Это лекарства, которые стоят по 10 тысяч упаковка. Да что там говорить! Она моя любовь. Она полвека моя жена. Если бы общественность узнала, что вот так заканчивается моя жизнь и жизнь Марии Леонидовны, может быть, нашлись бы люди, которые пришли и этого жиголо из России выкинули.

Трое детей

Ошарашенный рассказом Колкера, я обратился к подруге Александра Наумовича и Марии Леонидовны.
- Я не верю, что Саша Колкер избивал Машу, как об этом рассказывает их дочь, - заявила бывший редактор легендарной радиопередачи «С добрым утром!» Эра Куденко. - Еще в прошлом году он приглашал меня отдохнуть к ним на дачу. И ничто не предвещало такого поворота событий. Да, с дочерью и внучкой Саша вел себя жестче, чем Маша. Просто звездные дети нередко теряют ощущение реальности. И начинают воображать, мол, они тоже что-то из себя представляют. А Саша трезво смотрел на вещи и пытался вернуть их с небес на землю. Когда Наташа захотела стать певицей, он сразу сказал, что ей не нужно этого делать. Может быть, оттуда у нее и пошли обиды на отца.
Возможно, что на нынешний конфликт с отцом ее в своих целях спровоцировал этот непонятный мужик из Израиля. Наташа, можно сказать, и замужем никогда не была.

В свое время она вышла за какого-то прибалта. Уже будучи от него беременной, уехала в Сочи на гастроли. И так долго отсутствовала, что муж не выдержал и сбежал. А с появлением этого мужика у нее наконец возникла надежда устроить личную жизнь. Вот она и пошла у него на поводу.
Мне удалось кое-что узнать про любимого мужчину Натальи Пахоменко - 55-летнего Александра Беляева. Оказалось, что он имеет троих взрослых сыновей и вопреки предположениям Колкера действительно занимается наукой - заведует лабораторией молекулярной цитогенетики растений в Институте эволюции Университета Хайфы.
- Александр работает у нас в институте с 1998 года, - заверила меня старший научный сотрудник Института эволюции Елена Иваницкая. - Зарекомендовал себя как специалист самого высокого класса. Другое дело - его человеческие качества. Но я с ним не дружу, вам лучше обратиться кОльге Раскиной из его лаборатории. Она работала с ним еще в России. И до недавнего времени была его женой. Кажется, до нее у Беляева было еще две жены. Точно знаю, что Ольга была у него последняя. Она родила от него ребенка.
- К сожалению, я вряд ли могу быть вам чем-то полезной, - неохотно вступила в общение Ольга Раскина. - В Израиль он эмигрировал в 96 -м году, последнее место работы в Петербурге - Ботанический институт имени Комарова. А обстоятельства, касающиеся нашего с ним брака и развода, - это моя частная жизнь.
Естественно, после всего услышанного у меня возник целый ряд вопросов к Наталье Пахоменко и Александру Беляеву.
- Боюсь, пообщаться с нами не получится, - сразу же отшил меня Беляев. - Наталья Александровна неважно себя чувствует. И вообще мы не хотим больше давать никаких интервью.

Кулаком по голове

Из интервью Натальи ПАХОМЕНКО:
- На всеобщее обозрение много лет выставлялась байка насчет их безумной любви. Перед камерами Колкер всегда был комильфо и душка. А когда двери закрывались, он превращался в садиста… Летом мама уехала с ним на дачу, где потерялась уже в четвертый раз за полгода. Он нанес ей такие страшные побои, что мне позвонили соседи и попросили срочно приехать, чтобы застать ее в живых… На даче я услышала звериный вой и мамины крики. Колкер со всей силы лупил маму кулаком по голове. Так он наказывал ее за то, что она, попив чай, не поставила пустую чашку в мойку… После этого я забрала маму к себе. У него она просто могла погибнуть. В тот момент она весила 38 кг. Врачи обнаружили, что у нее всмятку сломана вся грудная клетка…

Автор букета шлягеров (их пели Мария Пахоменко, Андрей Миронов, Муслим Магомаев, Анна Герман и другие), мюзиклов, оперетт, опер (их поставили Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Александр Ширвиндт), музыки к фильмам («Трое в лодке, не считая собаки», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Труффальдино из Бергамо») впервые за последние полвека встречает день рождения без своей Музы, жены и соратника, народной артистки России, первой советской обладательницы Гран-при конкурса «Золотой Орфей» Марии Пахоменко... В этот красивый солнечный день в Петербурге не хочется вновь вспоминать , оставившей композитора в непрекращающихся судах с родственниками и, по сути, в одиночестве.

Александр Наумович назначил нашим питерским корреспондентам встречу на Австрийской площади, в книжном клубе, где они любили бывать и выступали с Марией Пахоменко. На стене их портрет, в центре зала фортепиано, а в портфеле у Колкера фотографии, афиши, с них смотритсемейная пара, которой 54 года восхищался весь Петербург… Рассказывая про свою жизнь, маэстро не мог сдержать слез – и боли, и радости.

Александр Наумович, Мария Пахоменко в 1971 году первой из советских эстрадных певиц (раньше Аллы Пугачевой) выиграла Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии… Расскажите, каким был тот звездный час?

Екатерина Алексеевна Фурцева (легендарный советский министр культуры. – Прим. Авт.) прислала в «Ленконцерт» телеграмму с приказом командировать артистку Пахоменко на «Золотой Орфей». Маша уже спела нашу первую песню «Качает, качает…» из музыки к спектаклю по роману Даниила Гранина «Иду на грозу», уже «качало» всю Россию, и министр Фурцева приказала директору «Ленконцерта» Григорию Коркину отправить Пахоменко на международный фестиваль песни в Болгарии… А где взять концертное платье? А кто сделает прическу – у Маши волосы до щиколоток? А кто займется макияжем? Кто напишет партитуру для большого симфоджаза в Болгарии?.. Но мы кое-как справились. «Ленфильм» сшил Маше роскошный костюм, который остался, как у Эдит Пиаф, на всю жизнь, Саша Колкер написал партитуры для большого оркестра, и Маша поехала на этот фестиваль...

А как вы, выпускник ЛЭТИ (электротехнического института имени Ульянова (Ленина), смогли написать партитуры для большого оркестра?

Саша Колкер окончил не только ЛЭТИ, но музыкальную школу по классу скрипки, а потом играл во всех танцбэндах в Мраморном зале (знаменитых на весь Ленинград танцевальных вечерах во Дворце имени Кирова, на Васильевском острове. – Прим. Авт.)

- И этого хватало, чтобы партитуры писать для международных конкурсов?

Для кого-то не хватало, но я постепенно стал профессионалом. Экстерном окончил Консерваторию, учился на семинарах начинающих композиторов в Союзе композиторов, проходил анализ формы, гармонию и так далее – все это изучил. И тут же применял знания на практике, зарабатывая по 20 копеек за партитурный такт, оркестровал песни Носова, Прицкера, Соловьева-Седого, Колмановского, Пахмутовой. Я приносил оркестровку Александру Александровичу Владимирцову (легенде ленинградской эстрады. – Прим. Авт.) в его эстрадно-симфонический оркестр, и мне платили 20-30 рублей. Это были большие деньги…

Но вернемся к «Орфею»... Советская артистка Мария Пахоменко приехала в Бургас, и кто-то ей посоветовал: «Маша, прекрати, никто тебе прическу здесь делать не будет, визажисты и гримеры заняты своим делом». А Маша была скромной женщиной, сама навязываться не хотела. «Распусти волосы водопадом, чтобы они увидели эту немыслимую вещь – волосы до щиколоток!» Она так и сделала и вышла на сцену. Перед ней выступала венгерка Катя Ковач, которая пел хулиганскую песню «Как я потеряла свою невинность»… А Маша пела чистую лирику Пахмутовой «Я тобой переболею, ненаглядный мой…», мою песню «Чудо-кони» и мелодию болгарского композитора Виктора Раевича «Дон-Кихот», неизвестную, но это было условием участия в конкурсе.

- Вы, конечно же, были рядом с женой!

Меня не выпустили в Болгарию. В те годы считалось нонсенсом: как это, мужа с женой вместе выпустить за границу? Никогда в жизни! Чтобы получать хоть какую-то информацию, я звонил в наше консульство в Варну, в посольство в Софию: «Скажите, как моя Марусечка, как она выступила? Я умираю!» Мне отвечала дама, и я по телефонному разговору и ее голосу понимал, что у нее на голове хала (модная в ту пору прическа. – Прим. Авт.): «Уважаемый Александр Наумович, у нас такая текучка, столько дел! Мы не могли в Бургас подъехать на конкурс «Золотой Орфей», но видели по телевидению, что всем по одному букету цветов дарили, а вашей Машеньке три букета»… Спасибо большое, что хоть это!

- «Золотой Орфей» был тогда престижнейший эстрадный конкурс! И теперь его уже лет десять нет…

Нет уже и конкурса песни в польском Сопоте, куда я ездил от Советского Союза членом жюри…

Так вот, на том «Золотом Орфее» 1971 года жюри под «все дела» и под кавиар просидело всю ночь, решая, кому второе место, кому первое, кому Гран-при. Утром, покачиваясь, они вышли и объявили: «Третье место - Кате Ковач, второе, первое - кому-то еще, а Гран-при присуждается молодой ленинградской певице Марии Пахоменко!» Она, извините, офигела, не понимала, что происходит, а к ней подошли и сказали: «Маша, ты завоевала Гран-при!» На радостях она побежала звонить Фурцевой, чтобы по телефону сообщить радостную новость. Екатерины Алексеевны не было, трубку взял Завен Гевондович Варданян, помощник Фурцевой по музыкальным вопросам. И Маша как заорала в трубку: «Ура, ура, ура, я везу Гран-при!» А он ей отвечает: «Маруся, чего орешь как зарезанная? Слышу, Гран-при… А где же первое место?!» Это был 1971 год… А в 1978-м Маша выступала в Каннах во Франции и получила главный приз «Нефритовую пластинку». А в 1982 году я ее свез в Песочное, потому что у нее обнаружили рак, и ее спасли, вовремя сделали операцию. Я тогда просидел, не отходя, неделю возле ее кровати…

В 70-х Мария Пахоменко стала не просто популярнейшей и любимейшей певицей, легко собирающей дворцы спорта… А как к ней относились власти?

Ее все любили. А она оставалась такой скромной… Мы выезжали на Белое море, на Баренцево море, мы выступали на Усть-Илимской, на Братской, на Ангарской, на Красноярской и два раза на Саяно-Шушенской ГЭС – везде был невероятно теплый прием. Она выступала даже на XXV съезде партии, где присутствовал весь коммунистический мир – Брежнев, Фидель Кастро, Густав Гусак и прочие. Мария Пахоменко вышла на сцену и покорила Кремль. Там, кстати, была смешная история с трубачом Витей Игнатьевым, который любил выпить, но здорово свистел на трубе – его не пустили на эту сцену, хотя он был абсолютно трезв - потому что у него был инструмент направленного звучания! Флейта «смотрела» в сторону, гитара – тоже, это, пожалуйста, но трубу направить в зал на съезде партии было никак нельзя! Чины из КГБ сказали: «А ты, мальчик, постой вот здесь!» А после выступления министр культуры нес Маше чемодан до гримерки…
Боже мой, разве все вспомнишь…

- Вы ведь автомобилист с полувекомым стажем… А сейчас за рулем?

Держусь, езжу.

- Помню, в советские годы у вас была шикарная по тем временам черная «Волга»...

А как же! Сейчас уже получше машина - «Мерседес». Но дело не в этом. Дело в том, что произошла ужасная и кошмарная история с композитором Колкером, который ничем не запятнал себя, который летал в Комсомольск-на-Амуре с Юрием Гагариным, когда Хрущев наградил этот героический город орденом Ленина… С Колкером, который выступал в Чехословакии, в Пардубице, на Дне авиации, вышел на сцену, сел к роялю и напел свою песню из «Хроники пикирующего бомбардировщика» («Туман, туман…»), после чего на сцену поднялся трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, увешенный орденами, примерно как Гагарин, от шеи до колен, и сказал мне: «Саня, ты написал правдивую песню, которая нравится моим военным друзьям, летчикам», снял со своей груди Орден Красной звезды и наградил меня… Вот такая моя жизнь… Я прожил ее для своей семьи и для государства, а когда со мной случилась беда и горе, то меня никто не услышал. Когда их моей квартиры «вдруг» пропали ноты, клавиры, партитуры моих лучших произведений, я написал во все инстанции, в ответ мои письма спускали все ниже и ниже, пока не пришел участковый, заявившей, что пропавшие документы не имеют ценности…

Но вот буквально вчера звонит мне Киевский театр и умоляет прислать партитуру «Труффальдино из Бергамо» (музыку к спектаклю «Труффальдино» Колкер написал в середине 70-х, эта музыкальная комедия была экранизирована, с Константином Райкиным и Натальей Гундаревой, и теперь идет в нескольких российских театрах, в мае 2013 была поставлена в Томске, в Северском музыкальном театре. – Прим. Авт.). В Украине ставят спектакль, а у меня нет авторской партитуты – все бесследно пропало из моего дома… «Кто-то» открыл дверь, не сломав, и вынес не драгоценности, не вещи, а мои ноты, прекрасно зная, что это для меня самое дорогое…

Вы ведь написали свои лучшие песни и лучшие спектакли вместе с постоянным соавтором, поэтом Кимом Рыжовым, которого тоже уже нет в живых…

Ким ушел из жизни 14 лет назад, тяжело болел, ему отняли ногу до основания… У меня в жизни было два родных человека: Машенька Пахоменко и Кимуша Рыжов. С Кимушей я все написал. Это был человек невероятного жизнелюбия и такого же юмора, неунывающий, он мне говорил: «Саня, а вот попробуй подойти к пивному ларьку и взять без очереди кружку пива? А я на лыжах (свои костыли он называл лыжами) подойду, и все расступаются. И мне наливают!»

А какой талант написать такие строчки: «Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» к песне «Карелия». Все мои мюзиклы написаны с ним, и фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»… Да все с ним! Он жил на восьмом этаже, а я на пятом, мы вместе кончали ЛЭТИ, попали в 303-й НИИ, почтовый ящик 128, и имели допуск к самой секретной работе.

Но тогда уже думали больше о песнях, о музыке и стихах, чем о работе. У меня стоял паяльник с канифолью, а у Кимуши, он рядом сидел на верстаке, был огромный шуруп. Когда входил завлаб в лабораторию, я совал паяльник так, что все дымилось, а Кимуша свой шуруп поворачивал отверткой в разные стороны – казалось, что мы работаем, а государству казалось, что нам платят, мы получали по 90 рублей в месяц. Такая жизнь, даже не жизнь, а песня…

Александр Наумович, семейный конфликт не рассорил вас с вашей любимицей, Машей Пахоменко-младшей? Внучка не забудет поздравить дедушку с юбилеем?

Маша вышла замуж, муж ленинградец, зовут его Александр. Внучка приезжает к дедуле, получает финансовую поддержку. На днях позвонила и сказала, что 28 июля не успевает, но через неделю приедет, поздравит. Живет в Тель-Авиве с мужем, говорит, что с мужем работает в оборонной промышленности Израиле, что-то связанное с компьютерами. Они строят свои планы, чтобы ехать на ПМЖ в Австралию, в Америку не хотят, в Европу тоже. Но я думаю, это еще тысячу раз поменяется, потому что ей 24 года, она красотка, с короткой стрижкой, она умница и все понимает, а я для нее по-прежнему «дедуля».

Биография Марии Пахоменко и подробности ее личной жизни не так известны широкой аудитории. В 70-х годах прошлого столетия она была одной из самых популярных певиц в стране. Родилась артистка в 1973 году (25 марта) в Белоруссии. Все детство девушки прошло в небольшом селении Лютня. Это говорящее название, возможно, и определило будущую судьбу и славу певицы.

Предисловие

Самые популярные песни в исполнении Пахоменко - «Лучше нету того цвету», «Стоят девчонки», «Ненаглядный мой», «Школьный вальс». Последняя композиция пережила исполнительницу и до сих пор пользуется огромной популярностью. После внезапно обрушившейся, но кратковременной славы певица на долгое время была предана забвению. Ей пришлось капитулировать перед эпохой, которая требовала смены имиджа и другого репертуара. Тем не менее ее вклад в классическую эстраду безграничен.

Детство

Юная Марина Пахоменко, биография которой существенно отличается от звезд эстрады той эпохи, вокалом увлеклась с самого раннего возраста. Она даже вела дневник, где отмечала свои успехи в исполнении или репетиции любимых песен. За свое увлечение она часто получала замечания в школе, поскольку могла запеть где и когда угодно.

Обладавшая прекрасными музыкальными способностями девушка без труда окончила среднюю школу и поступила учиться в радиотехнический техникум. Однако получить рабочую профессию ей удалось с большим трудом. У девушки было желание развивать свой певческий талант. В биографии Марии Пахоменко был период, когда она была солисткой квартета под руководством В. Акульшина. После окончания учебного заведения Мария устроилась на работу в один из цехов комбината «Красный треугольник». Там девушка продолжила реализовывать талант посредством участия в самодеятельном кружке и в составе ансамбля дворца культуры.

Старт карьеры

Дальнейшая биография, личная жизнь Марии Пахоменко связаны с музыкальной сферой. Начало ее карьеры обусловлено поступлением в музыкальное училище. Это событие сыграло ключевую роль в ее карьере на сцене. После окончания учебного заведения девушка устроилась на работу в школу, где проработала почти полгода. Вскоре после этого Мария стала ведущей солисткой знаменитого советского ансамбля.

Как показывает биография Марии Пархоменко, ее дебют стал настолько удачным, что вскоре начали поступать предложения от композиторов и авторов. Песни в ее исполнении быстро становились хитами. Среди них сингл «Качает песня». Композиция была написана еще в 1964 году и первоначально называлась «Качает, качает». Она использовалась в таких знаменитых постановках, как спектакль «Иди на грозу». Впоследствии этот шлягер стал популярным, его проигрывали на всех радиостанциях страны.

Мария Пахоменко: личная жизнь, биография, дети

Звезда Советского Союза в молодые годы была очень красива. Внешняя привлекательность вкупе с талантливым исполнением покорили сердце ее будущего мужа. Им оказался композитор (Заслуженный российский и советский деятель искусства).

Биография Марии Пахоменко свидетельствует о том, что ее первая встреча с будущим мужем состоялась в тот момент, когда оно только попала в новый музыкальный коллектив. Руководитель ансамбля был очарован девушкой с первого взгляда. Стоит отметить, что вокруг Маши вилось много почитателей, большинство из которых могли похвастаться влиятельностью и состоятельностью. Мария Пархоменко, фото которой представлено выше, предпочла простого композитора, который всячески проявлял знаки внимания. По словам Колкера, будущая жена не смогла устоять против красивых и чувственных мелодий, которыми он ее одаривал.

Биография, личная жизнь, фото Марии Пахоменко часто обсуждались и фигурировали в прессе. Несмотря на то что активной слежке и пропаганде подвергалась практически все выступления артистки, ее муж стойко переносил все пересуды и склоки. В ответ супруга по мере возможностей старалась посвящать часть песен супругу либо вкладывала в них контекст соответствующей темы.

Вскоре у пары родилась дочь, которую назвали Натальей. Она с детства была вовлечена во все, что связано с искусством, поэтому совершенно не удивительно, что выбрала для себя кино. Сейчас Наташа является известным режиссером и сценаристом.

Угасшая звезда

Певица Мария Пахоменко, биография которой полна взлетов и падений, в 1980-х годах работала на телевидении в качестве ведущей цикла передач «Мария Пахоменко приглашает». Кроме того, она гастролировала по стране и за ее пределами. Ее суждения о появляющихся хит-парадах и рок-музыке имели крайне негативный оттенок. В связи с этими факторами и консервативным отношением к эстрадной музыке, популярность певицы резко стала падать.

На смену пришли не менее талантливые, но более современные исполнительницы: Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару. Они к и репертуара относились не так категорично, идя в ногу со временем. Так и закончилась популярность Марии Пахоменко (биография и фото выше).

Несмотря на все неприятные моменты, в 1970-2000-х годах был выпущен не один миллион пластинок с хитами Марии. Композиции копировались на аудиокассеты и компакт-диски. За время своей деятельности артистка записала десять альбомов. В памяти поклонников навсегда останется ее неповторимый стиль исполнения и харизма. Ее песни часто перепевали звезды современной эстрады.

Певица имела звание Заслуженной артистки РСФСР и Народной артистки России. Она заняла первое место на международном конкурсе в Каннах в 1968 году, получив «Нефритовую пластинку», как исполнительница, имевшая рекордное количество дисков, выпущенных в 1968 г. (около 2,6 млн).

Смерть певицы

Мария Пахоменко, биография которой наполнена разными неоднозначными фактами, прошла трудный жизненный путь. Она умерла 8 марта 2013 г. в отделении реанимации, пробыв там чуть более суток, от воспаления легких. В последние годы жизни певица страдала болезнью Альцгеймера. До сих пор дочь Пахоменко не желает общаться со своим папой, обвиняя его в смерти матери. Многие родственники придерживаются аналогичного мнения.

Заключение

Биография и личная жизнь Марии Пахоменко (на фото ниже) часто обсуждались в средствах массовой информации. Эта женщина сердца миллионов слушателей завоевала благодаря уникальному голосу и неповторимой манере исполнения композиций. Ее личная жизнь, как и большинства звезд, была на поверхности, интерес к ней подогревался различными слухами и фактами.

Певицу Марию Пахоменко любили многие композиторы за душевность, непревзойденный вокал и уникальный тембр голоса. Практически каждая песня в ее исполнении становилась шлягером. Знаменитый Виктор Плешак назвал певицу последней яркой представительницей эстрадной российской песни. Среди композиторов, сотрудничавших с артисткой, А. Пахмутова, О. Туманов, Я. А. Френкель и другие.

8 марта 2013 года стало известно, что в Санкт-Петербурге на 76-м году жизни , исполнительница песен "Стоят девчонки" и "Школьный вальс". В последние годы Пахоменко страдала от болезни Альцгеймера.

Советская и российская эстрадная певица, народная артистка России Мария Леонидовна Пахоменко родилась 25 марта 1937 года в деревне Лютня Краснопольского района Белоруссии (ныне Могилевская область).

Музыкой Мария начала заниматься еще в школе. Позднее, учась в радиотехническом училище, организовала квартет, ставший впоследствии профессиональным (под руководством В. Акульшина). Окончила музыкальное училище им. М. П. Мусоргског о. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета.

В 1963 году Пахоменко записала песню композитора Александра Колкера "Качает, качает…" к спектаклю Театра им. Комиссаржевской "Иду на грозу", которая принесла певице известность. Песни в исполнении артистки стали звучать в программах многих радиостанций и на телевидении.

Сценический успех Марии Пахоменко был во многом связан с песнями ее супруга Александра Колкера. Первое исполнение своих сочинений певице доверяли и другие ведущие композиторы. Она по-новому исполнила многие песни прошлых лет.

В 1964 году Пахоменко стала солисткой Ленинградского музыкального эстрадного ансамбл я под руководством А. Бадхена и А. Колкера при Ленконцерте. В том же году в журнале "Кругозор" на гибких грампластинках были изданы первые записи певицы. За исполнение песни "Опять плывут куда-то корабли" она заняла 1-е место на конкурсе, проведенном в 1964 году радиостанцией "Юность".

В 1968 году артистка была удостоена "Большого приза" на конкурсе грамзаписей МИДЕМ во Франции (приз "Нефритовая пластинка"), а в 1971-м стала первой российской эстрадной певицей, завоевавшей Гран-при на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии.

В 1980-х годах работала ведущей на ленинградском телевидении в цикле программ "Приглашает Мария Пахоменко". Многие годы гастролировала по СССР и за рубежом.

Снялась в нескольких музыкальных фильмах: "Город и песня" (1968), "Адрес песен — молодость" (1968), "Бушует "Маргарита" (1970), "Москва в нотах" (1972), "Любовь останется" (1975) и других.

Из многочисленных произведений Пахоменко среди самых известных: "Стоят девчонки", "Школьный вальс", "Это не секрет" (с ансамблем "Поющие гитары"), "В день свадьбы", "Песня о добром человеке", "Яблочко румяное", "Тихие города", "Над рекою печальная звездочка повисла". В период с 1964 года по 2000 год записи выступлений Пахоменко были изданы миллионными тиражами на гибких грампластинках, дисках-гигантах, аудиокассетах и компакт-дисках.

Пахоменко была замужем за композитором Александром Колкером. У них есть дочь — Наталья, режиссер и сценарист.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Top