Музей эшера в гааге. Музей Эшера в Гааге - BZzzzz — LiveJournal

В музее Эшера нужно побывать, чтобы сделать три вещи… Посмотреть концептуальные метафорические полотна, восхищенно вздохнуть, глядя на единственные в своем роде хрустальные люстры необычных конструкций и побродить по бывшим покоям голландских королев.

Зимняя резиденция венценосных особ превратилась в музей известного голландского художника-графика Маурица Эшера в 2002 году. Дворец Ланге Ворхаут королева Эмма купила в 1896 году и использовала вплоть до своей смерти в марте 1934 года. С тех пор все голландские королевы зимой жили в этом особняке. Традицию нарушила Беатрикс, выбрав для своей зимней резиденции другой дворец.

Неуловимая атмосфера старины сохранилась в музее, несмотря на современную тематику основной экспозиции. На окнах висят шторы, которые сохранились со времен первой обитательницы дворца. На стенах фотографии Эммы, в главном зале есть несколько предметов обстановки которую королева подбирала для своих покоев в 1901 году. Творчество живописца можно оценить на двух этажах музея. На первом ранние работы, периода, когда Мауриц Эшер много времени уделял литографии.

Основа его сюжетов - геометрия, абстрактные фигуры. Литографии знаменитого голландца известны на весь мир. Многие идеи для своих картин художник черпал в статьях по математике. Его интересовали проекции трехмерных изображений, мозаичное сечение плоскости. Эшер писал картины, в основе которых «логика» трехмерного пространства. В его картинах взаимодействуют пространство и время. Основные творения Эшера размещены на втором этаже.

Это его классические произведения - «Дом с лестницей», «Рисующие руки», «Рептилии». Ко многим приложены оригинальные эскизы. Все это картины - парадоксы, которые производят на зрителя сильнейшее впечатление. Многие идеи Эшера использовали в своих работах художники-символисты. В музее можно увидеть вершину его творения картину «Метаморфозы», ее длина 7 метров. Художник изобразил плавный переход одной геометрической фигуры в другую путем незначительной трансформации очертаний.

Тема изменения характерна для большинства его творений. Птицы превращаются в рыб, неодушевленные предметы в живые существа. Пространство музея в основном свободно от мебели только картины и хрустальные люстры, которые сами по себе произведения искусства. Голландский скульптор Ханс ван Бентен вдохновился творениями Эшера и разработал дизайн удивительных люстр, которые были изготовлены по специальному заказу в Чехии.

15 светильников нестандартной формы освещают залы музея. Здесь есть огромные люстры в форме акулы, паука, мухи, морского конька. Третий этаж музея отведен под игры с пространством. Обман зрения, разных облик одинаковых по размеру предметов. Посетители оказываются в мире, где иллюзия реальней действительности, как и все в творчестве Маурица Эшера.

Музей Эшера – художественный музей в Гааге, где представлены работы знаменитого нидерландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера.

Наверное, Эшер – самый знаменитый график XX века. Он родился в Нидерландах в 1898 году, долгое время жил в Италии, затем в Швейцарии. Он отказался от занятий живописью и посвятил себя литографии. В его черно-белых работах цвет не отвлекает от игр с формой и исследования «невозможных фигур». Для его парадоксальных работ характерно своеобразное чувство юмора. У Эшера есть и реалистические пейзажи, выполненные в основном после его путешествий по Италии. Эшер умер в 1972 году.

В 2002 году в Гааге, в прекрасном старинном особняке XVIII века, был открыт его музей. На первом и втором этажах размещена постоянная экспозиция, которая знакомит посетителей с самыми известными работами Эшера разных периодов его творчества. Здесь представлены и литографии, и офорты, а также рисунки и наброски. Жемчужиной коллекции является семиметровая работа «Метаморфозы III». В музее представлены фотографии Эшера и его семьи, а также деревянные «доски» и литографические камни, с которых потом делались отпечатки гравюр и литографий. На третьем этаже картин нет, он посвящен различным оптическим иллюзиям, которые Эшер так мастерски изображал в своих работах и которые вдохновляли его творчество. Два зала музея посвящены тому времени, когда в этом дворце жила королева Эмма. В залах музея висят светильники, изготовленные специально для музея известным художником Хансом ван Бентемом, которые определенным образом перекликаются с мотивами творчества Эшера и играют немаловажную роль в создании особой атмосферы этого музея.

Музей Эшера в Гааге March 9th, 2010

Музей заслуживает внимания! И как я его до сих пор не включила в список обязательной программы при посещении Гааги? Музей стоит посетить по трем причинам:

1. посмотреть на удивительные творения гениального М. Эшера
2. побывать в бывшем королевском зимнем дворце (и удивиться скромности голландских королев)
3. посмотреть на затейливые люстры-скульптуры, которые насмешливо освещают бывшие королевские покои

Эшер вполне вольготно себя чувствует в королевских комнатах

Однако, этот пост не об Эшере, о нем напишу отдельно. Я хочу рассказать о здании музея, которе когда-то служило зимним дворцом королевы. Дворцом его называть неудобно, он представляет собой весьма скромный дом, стенка к стенке с соседскими домами. Даже фасад ничем особенным не выделяется. Королевская семья владела дворцом почти 100 лет.

В 1896 году его купила королева Эмма, прабабушка сегодняшней королевы Беатрикс. В некоторых залах висят фотографии из её жизни - совсем некоролевской внешности была Эмма.


На третьем фото Эмма с маленькой Вильгельминой. После 1891 года дворцом полозовались Вильгельмина, а затем Юлиана и позже - Беатрикс, но ни одна из них не жила во дворце постоянно.



Царствующая королева Беатрикс

Итак, до 1992 года во дворце жили королевы, потом здание превратили в музей. В последние дни дворец выглядел так

Гостиная королевы Эммы

Бальный зал


Сейчас бальный зал выглядит вот так.

В каждом зале висит фото "как это было". Очень умилила нас лампа в спальне королевы - обычная "лампочка ильича" под невыдающимся плафоном тарелкой. Скромно.

Сейчас от старинной обстановки почти ничего не осталось. Только во одном зале выставлены несколько столиков, шкафов и кресел. Вместо мебели залы оживили необыкновенными люстрами. Уже при входе невозможно не удивиться этому чуду

Театр начинается с вешалки, музей тоже. В подвале, рядом с гардеробом и локерами - кафе, где по потолку ползают такие очаровательные букашки. Других мух нет:)

Удивление не проходит. В каждом зале - своя причудливая хрустальная скульптура, свисающая с потолка и освещающая пространство. В 2003 году голландский скульптор Hans van Bentem сделал дизайн люстр, которые позже были сделаны в Чехии. Необычные формы, в основном, пришли из работ Эшера, которыми вдохновился скульптор.

Люстра в пролете главной лестницы. Интересный факт: во дворце две лестницы - главная и "для слуг". По главной лестнице могли ходить только трое: сама королева и её две самые важные придворные дамы. Остальные пользовались маленкой лесенкой "для слуг" - потолок там низкий, не для теперешних голландцев.

Полный комплект люстр можно увидеть

В ноябре, 16 числа 2002 году в Гааге открылся интересный музей Эшера . Он находится в здании, построенном еще в 18 веке. В этом здании жила королева Эмма. В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет из себя музей, приведем несколько исторических фактов и добавим фотографии экспонатов.

Само здание музея практически никак не выделяется на фоне окружающих его домов. Можно даже сказать, что выглядит оно, весьма скромно. Но зайдя внутрь все меняется. Здесь очень красивые залы с уникальными экспонатами, которых не найдешь ни в одном . Прежде чем начинать описание экспонатов, давайте разберемся вот в чем...

Кто такой Эшер и почему создали музей его имени?


Мауриц Корнелис Эшер нидерландский художник-график. Он был гением своего времени, но, как это часто бывает, его работы не признавались обществом. В первую очередь, он прославился тем, что создавал уникальные гравюры и литографии на дереве и металле. Кроме этого, он проводил психологические исследования по восприятию трехмерных объектов. Работы его по истине великолепны.


Экспонаты музея Эшера и описание здания музея


Здание трехэтажное. Во дворе музея находится две лестницы. Одна из лестниц предназначалась только для королевы Эммы, которая, как мы уже упомянули ранее, жила здесь. Можно сказать, что это была королевская лестница, по которой ходила императрицы и две ее придворные дамы. Другая лестница предназначалась для слуг, и выглядела намного скромнее.


На первом этаже в музее представлены ранние работы Эшера. Тогда художник еще толком не знал как и что рисовать. Это были его первые опытные работы, посвященные геометрическим формам и литографии. На втором этаже уже интереснее. Здесь огромное количество известных работ, а также предварительных набросков к ним. Помимо этого, в одном из залов на втором этаже можно посмотреть видеофильм о художнике. Третий этаж посвящен развлечениям. Здесь всегда царят улыбки и смех. Вот какие фотографии получаются на третьем этаже:

Хочется еще отметить, что в каждом зале музея находятся великолепные люстры. Чуть ниже можно увидеть их фото. Эти люстры были созданы спустя год после открытия музея, в 2003 году нидерландским скульптором Гансом Ван Бентемом (Hans van Bentem). Ему очень понравились причудливые работы Эшера, и он не задумываясь решил сделать соответствующие экспонатам музея люстры. Теперь и Вы можете оценить их красоту и загадочность.

) нидерландской королевы Эммы, прабабушки нынешней королевы Беатрикс . Это единственное общественное здание в Гааге, где оригинальная атмосфера королевского дворца была сохранена .

М.К.Эшер (1898 - 1972) является одним из наиболее известных художников-графиков в мире. Искусство Эшера вызывает чувство недоумения и удивления, завораживает человека и уводит его волшебный мир метаморфоз и иллюзий. Поражают воображение его фантастические структуры, которые не могут существовать в реальном мире, оптические иллюзии , игры с перспективой.

Рука с зеркальным шаром, 1935

Рифленая поверхность, 1950

В экспозиции демонстрируются не только знаменитые гравюры мастера, но и коллекция его ранних работ , таких как красивые итальянские пейзажи, исследования мавританских мозаик и причудливые натюрморты. Представлены также ф отографии семьи Эшера. П осетители музея в доступной форме могут познакомиться с методами работы Эшера, принять участие в создании собственных иллюзий.

Собор Святого Петра в Риме, 1935

Ниже литография "Галерея гравюр" сделанная в 1956 году. Видите белый круг в центре? Эшер написал, что не может закончить эту картину и оставляет ее. Поклонники и искусствоведы гадали, почему так? Среди версий были: предсказанная "черная дыра", инь и янь, дуализм волн и частиц, и масса всякого другого.

Загадку разгадал математик профессор Ленстра. Он понял, каким образом Эшер искажает пространство на картине. Если разделить картину на маленькие квадраты, то каждый квадрат изменяет свой размер и поворачивается по определенному закону, обратное искажение восстанавливает реалистический городской пейзаж. Получив формулу, Ленстра продолжил это преобразование, и обнаружил что на месте белого круга должна быть та же картина, но уменьшенная и повернутая.

На этом видео можно увидеть законченную картину в движении:

"Относительность", 1953

Фрагмент из фильма "Лабиринт", в котором использовались мотивы графики Эшера (песню исполняет Дэвид Боуи)

Интересны необычайные трансформации животных, пресмыкающихся и птиц.

Видеопрогулка по миру М.К.Эшера представленному в музею под музыку виртуоза гитары Ингви Мальмстина:

В музее можно создать собственную иллюзию или разгадать некоторые из тайн Эшера своими руками.

Можно попытаться сымитировать сюжеты литографий Эшера, используя свой фотоаппарат.

Или заглянуть в бесконечность.

В 2010 году в залах музея были повешены симпатичные люстры оригинальной формы (бутылка, акула, паук, морской конёк, череп, зонтик), которые были созданы в Роттердаме по рисункам художника Ханса ван Бентема.


Top