Опера Г. Доницетти «Дочь полка

; либретто написано Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем и Жаном-Франсуа Байяром.
Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 11 февраля 1840 г.

Действующие лица:

  • Мария, молодая маркитантка (сопрано)
  • Тонио, молодой тиролец (тенор)
  • Маркиза Беркенфильд (сопрано)
  • Ортензиус, ее дворецкий (бас)
  • Сюльпис, сержант (бас)
  • Герцогиня Кракенторп (без пения)
  • Солдаты и капрал 21-го полка, крестьяне, нотариус, гости, слуги

Действие происходит в Тироле в 1805 году.


История создания

В мае 1838 года директор первого театра Франции Grand Opera предложил Доницетти контракт на постановку его опер в Париже. Композитор уже пользовался всеитальянской славой, а во Франции за полгода до того с шумным успехом прошла одна из лучших его опер — «Лючия ди Ламмермур». 21 октября Доницетти прибыл в Париж и за год с небольшим переработал, дописал и создал 7 опер. Они шли в разных парижских театрах, и Берлиоз утверждал, что это настоящее нашествие: «Теперь уже нельзя сказать «оперные театры Парижа», но «оперные театры господина Доницетти». Для театра Комической оперы была написана «Дочь полка» на французское либретто. Его авторы — два парижских либреттиста: весьма известный Жюль Сен-Жорж (1799—1875), сотрудничавший со многими французскими композиторами не только в опере, но и в балете («Жизель» Адана), и Альфред Байяр (1796—1853). Приступая к созданию оперы, Доницетти тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Ибо французская комическая опера, в отличие от итальянской буффа (и аналогично ранней русской, немецкой и австрийской), не является непрерывно развивающимся музыкальным произведением: пение в ней чередуется с разговорными диалогами. Премьера «Дочери полка» состоялась 11 февраля 1840 года в парижском театре Комической оперы с грандиозным успехом. До конца сезона опера прошла 44 раза. Возобновленная в том же театре в 1848 году, она за полвека выдержала около 1000 представлений и не сходила со сцены в течение почти ста лет, причем обычно ставилась в праздничный день 14 июля, посвященный взятию Бастилии. Лишь падение Парижа в 1940 году и фашистская оккупация положили конец ее французским триумфам.

Сюжет

Сельская местность. Тирольцы наблюдают за сражением, женщины молятся перед изваянием Мадонны. Маркизе Беркенфильд становится дурно, когда она слышит пушечные залпы, дворецкий протягивает ей нюхательную соль. Маркиза считает французов разбойниками, но они одержали победу, и все, успокоившись, радуются миру. Появившийся сержант Сюльпис обещает защиту в особенности хорошеньким женщинам. С военной песней приближается маркитантка Мария, дочь 21-го полка, выросшая среди солдат и всему на свете предпочитающая барабанную дробь. Солдаты приводят молодого тирольца, которого схватили как шпиона, и грозят ему расстрелом. Но вскоре выясняется, что это влюбленный в Марию Тонио, который спас ее, когда она упала со скалы в пропасть. Все пьют за Францию и новых друзей. Слышен барабанный бой, полк снова отправляется в поход, и Тонио спешит признаться Марии в любви. Дворецкий представляет маркизе Сюльписа, и та рассказывает сержанту, что в буре войны потеряла свою маленькую племянницу, дочь сестры и умершего на ее руках французского капитана Робера. Сюльпис открывает ей, что потерянная девочка — маркитантка Мария, вполне достойная славного имени. Потрясенные маркиза и Ортензиус решают немедленно увезти наследницу в замок. С воинственной песней появляется полк, в который вступил Тонио. Он просит руки Марии, но его надежды на счастье разрушает Сюльпис, сообщающий, что тетка увозит ее. Мария в слезах прощается с полком.

Замок маркизы Беркенфильд. Она счастлива, устроив брак Марии с герцогом Кракенторпом — одним из знатнейших аристократов Германии. Маркиза просит Сюльписа, который теперь служит в замке, повлиять на Марию, с трудом расстающуюся с привычками прежней жизни маркитантки. Мария поет чувствительный романс, маркиза ей неловко аккомпанирует, а Сюльпис перебивает звуками солдатской песни, которую Мария с восторгом подхватывает. Оставшись одна, она с тоской размышляет об ожидающей ее судьбе герцогини. Внезапно раздается знакомая песня, и в замок вступает 21-й полк во главе с Тонио, дослужившимся до офицера. Влюбленные повторяют прежние клятвы. Тонио просит у маркизы руки Марии, но та объявляет, что племянница уже просватана. Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза рассказывает ему грустную историю своей жизни. Семья долго подыскивала ей знатного жениха, достойного древнего рода, а она, влюбившись в капитана Робера, тайком последовала за ним в Швейцарию. Их разлучила война, маркиза скрыла рождение дочери и теперь, едва обретя ее вновь, не в силах с ней расстаться; задуманный брак даст Марии имя и состояние. Растроганный Сюльпис обещает уговорить Марию. Тем временем в замке собирается знатное общество во главе с герцогиней Кракенторп, нотариус приносит брачный контракт. Сюльпис открывает Марии тайну ее рождения, и она бросается в объятья матери, готовая повиноваться ей. Внезапно раздается шум, в комнату вваливаются солдаты во главе с Тонио, пришедшие на выручку дочери полка. Они объявляют, что невеста герцога — полковая маркитантка, чем приводят в ужас аристократических гостей. Мария благодарит полк, которому обязана всем, и берет в руки контракт, хотя подписать его — значит умереть. Маркиза, тронутая ее благородством, отказывается от этой жертвы, от ложной гордости и отдает дочь тому, кого выбрало ее сердце. Оскорбленная герцогиня удаляется, за ней уходят гости, а счастливые солдаты, Тонио и Сюльпис подхватывают песню Марии, воспевающую славу, победу, Францию.


Музыка

«Дочь полка» — одна из лучших комических опер Доницетти. Однако она отлична от «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». В ней композитор воплотил истинно французский дух: в мелодиях и ритмах, в построении номеров, где преобладают куплеты, в использовании хора, который эти куплеты подхватывает, в звучании оркестра с важной ролью ударных.Бойкая увертюра, основанная на темах оперы (барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши, марши, танцы) вводит в обстановку действия. Первая характеристика Марии — песня с энергичным пунктирным ритмом «При звуках военных я родилась на свет», составляющая часть дуэта с Сюльписом, содержит и виртуозные каденции, и обороты швейцарских напевов — йодлеров, и подражание барабанному бою («ратаплан»). Еще одна ее песня «Знают везде, знают наш полк», шутливая и задорная, подхватываемая хором, сочетает темы маршевые и вальсовые. Необычен любовный дуэт Марии и Тонио «Как, любишь ты?», построенный на кратких репликах, речевых интонациях, плясовых оборотах. Финал, открывающийся дробью малого барабана и хором солдат со звонкими подражаниями трубным сигналам «Ратаплан», продолжается каватиной Тонио «Друзья мои, вот это праздник» — совсем не распевной, в подвижном темпе и бойком ритме. Ее увенчивает знаменитый трюк — 9 предельно высоких нот. Резкий контраст образует романс Марии с хором «Пора идти, друзья мои, прощайте» с трогательной печальной мелодией. Во II акте томный романс Марии с аккомпанементом арфы «Родился в роще новый день» открывает ее терцет с Сюльписом и маркизой. Однако изысканная мелодия вскоре прерывается звукоподражанием «ратаплан» из ее первой песни и вальсовым припевом второй, а в заключение звучит тема хора солдат из финала I акта, что придает всему терцету неповторимый колорит. Ария Марии «Все богатство и знатность не в силах» — один из немногих меланхоличных номеров оперы в духе Беллини, но и она кончается энергичной, броской мелодией «Привет, о отчизна, дни детства, дни счастья», подхватываемой хором солдат (она же венчает оперу). Терцет Марии, Тонио и Сюльписа «Все втроем мы опять» незамысловатой унисонной мелодией предвосхищает мотивы оперетты. Номер, обозначенный как романс Тонио «Затем, чтоб сравниться с Марией, завербовался в солдаты я», является, по существу, квартетом.

Был известен не только в родной стране. Во Франции с успехом была поставлена его опера «Лючия де Ламмермур», и это побудило директора театра Гранд-Опера начать сотрудничество с итальянским композитором. В других парижских театрах в последующие годы тоже ставились его произведения: «Теперь уже нельзя сказать «оперные театры Парижа», но «оперные театры господина Доницетти», – иронизировал Г. Берлиоз.

Для французских театров композитор переработал некоторые из своих старых опер, но создавал и новые, и одной из них стала «Дочь полка». Это произведение Г. Доницетти написал для театра «Опера-комик». Либретто для нее создали два французских драматурга – Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж, тот самый, который впоследствии стал одним из авторов либретто балета «Жизель», и Жан-Франсуа Байяр. Сюжет подходил для комической оперы идеально, и в то же время он перекликался с популярной во Франции идеей о равенстве людей независимо от их сословной принадлежности. Юная маркитантка Мария – истинная «дочь полка», девушка росла и воспитывалась среди гренадеров, обожает звук военных барабанов и не желает себе никакого жениха, кроме солдата, да и ее опекун – старый сержант – не хочет выдавать свою подопечную за штатского. Но волею судьбы Мария влюбляется в юношу-тирольца, спасшего ее от смерти, а затем схваченного солдатами, принявшими его за шпиона. Дело осложняется появлением маркизы, которая опознает в девушке свою потерянную когда-то дочь и безуспешно пытается научить ее светским манерам и выдать замуж за герцога. Но все заканчивается благополучно: жених-аристократ сам отказывается от Марии, узнав, что она была полковой маркитанткой, и девушка счастливо воссоединяется со своим возлюбленным Тонио, который стал военным.

Создание оперы на французское либретто для парижской публики было для Гаэтано Доницетти делом новым – и не только потому, что композитору пришлось вникнуть в особенности французского языка и стихосложения. Французская комическая опера отличается от итальянской оперы-буффа по своей структуре: музыкальные номера в ней не соединяются речитативами, а разделяются разговорными диалогами – присутствуют даже такие персонажи, у которых вокальных партий нет вообще. Композитор справился с задачей блестяще – его «Дочь полка» стала истинно французской оперой. Характерные черты этого жанра проявляются в преимущественно куплетном построении музыкальных номеров, причем куплеты солиста очень часто подхватывает хор. В то же время, в опере много бравурных мелодий и виртуозных каденций, характерных для опер Г. Доницетти в целом. Поскольку в сюжете заметную роль играют военные, композитор широко использует энергичные маршевые и пунктирные ритмы, а в оркестровке большое значение приобретают духовые и ударные инструменты – здесь можно услышать и барабанную дробь, и военные сигналы трубы. Не забывает композитор и о том, что действие разворачивается в Тироле – в вокальных партиях встречаются обороты, напоминающие йодль.

Как и все произведения Г. Доницетти, опера «Дочь полка» предоставляет певцам возможность продемонстрировать во всей красе свои блестящие вокальные данные, и в особенности это относится к тенору – исполнителю партии Тонио. Этого героя композитор щедро «одарил» каватиной «Друзья мои, вот это праздник», которая содержит предельно высокую для тенора ноту – до второй октавы, причем взять ее певцу надлежит девять раз! Арию называют «вокальным Эверестом» – не всякому исполнителю по душе такой «вокальный трюк» – поэтому некоторые при исполнении этой арии транспонируют ее в другую тональность. В ХХ веке одним из лучших исполнителей партии Тонио был Лучано Паваротти, заслуживший славу «короля верхнего до».

Опера «Дочь полка» была впервые поставлена 11 февраля 1849 года в Париже, в театре «Опера-комик», для которого Г. Доницетти ее и написал. Успех был поистине грандиозным – в том сезоне опера представлялась сорок четыре раза. Правда, театр возобновил оперу «Дочь полка» лишь по прошествии восьми лет – но после этого она была поставлена тысячу раз и около столетия не сходила со сцены. Во Франции сложилась своеобразная традиция – отмечать постановкой оперы «Дочь полка» главный национальный праздник этой страны – День взятия Бастилии, который отмечается 14 июля. Такой обычай неукоснительно соблюдался до Второй мировой войны.

Опера «Дочь полка» имела успех не только во Франции. В марте 1843 года ее по достоинству оценила американская публика в Нью-Орлеане, а четыре года спустя опера была поставлена в Лондоне. В России оперу впервые исполнила – причем в переводе на русский язык, под названием «Дочь второго полка» – Московская императорская труппа в 1847 году в бенефис певицы Э. А. Лилеевой.

Музыкальные Сезоны

mikrus72 писал(а):

Ладно! Сворую свой стиль письма у себя. У себя то
можно? Че.. Россини можно, а мне нельзя. ???? ДА! Нет! Сворую! Да и Ричард Бонинг не
подкачал! Темпы отличные. Стиль угадал. Дух передал!

«Дочь полка!»

Я всегда избегал говорить о Доницетти. Но видимо придется. Вся его жизнь так и осталась
для меня загадкой. Особенно его смерть. Он принадлежит к тем личностям, которые ушли
оставив после себя больше вопросов, чем ответов. Подобно Джиму Морисону или Элвису Пресли
у Доницетти почти похожая ситуация по уходу их жизни. Все эти бесконечные головные боли,
приливы крови! Тошнота и все такое..всю жизнь преследовали маэстро. Это отразилось и на
творчестве. Хотя с первого взгляда так не скажешь.
Наш маэстро оказался в ситуации когда Беллини умер! Великий Джоаккино Россини отошел
от дел и преспокойно обжирался и толстел, попутно преподавая во французской
консерватории. А у Доницетти все дороги открыты. Нет конкурентов. Он счастлив, женат;
есть дочери.. Работает, и удачно. Его называют «Второй Россини». Великий мелодист. Он
поет! Творит! Кажется, что вот оно счастье. Но увы!
Конечно все это потом. Все «прелести» еще впереди. Потом наступит непонятные явления в
жизни Доницетти. Неожиданно умрет его жена Вирджиния. Потом еще один удар прибьет его
сознание-смерть дочери. Потом он оправившись, превозмогая жуткую энцелофопатию и
бесконечные головокружения уйдет от общества и сочинит своего великого и смешного «Дона
Паскуале», Потом в пред инсультном состоянии начнет разрушаться его мозг. Он перестанет
узнавать близких. Получитудар! Станет куском мяса. Но богатым куском мяса! Еще впереди
волнения по всей Италии и Франции по поводу странного заточения Доницетти. Итальянцы
начнут переговоры по поводу его переезда в из Парижа в Милан. И когда договоренность
будет получена произойдет странное нападение французской полиции на дом Доницетти, на
авеню Шатобриан! В эту ночь его не отправят в Милан. Его отвезут в дурдом. Кто не был
милости прошу! Не надо в Ла Скала, Большой театр!! Только дурдом. Там такие сюжеты!! Это
что-то!!? Непонятное перемещение его в психушку!!! Эти бесконечные попытки вытащить уже
угасающий разум ни к чему не приводят. Почему? Вот вопрос! Все странно…
Ужасающие условия. Наконец его вызволят усилиями друзей: графа Эппони и графа
Дитрихштейном! А так же поможет очаровательная графиня Лёвенштейн, которой приходилось
терпеть чудовищные унижения, чтобы просто увидеть маэстро в психушке.
Все эти странные слухи о врачах и родственниках... Какие то непонятные операции на
голове Доницетти. ?? Все это странно…
В конце концов маэстро отвезут в Милан. Но все! Разум почти покинул его. Еще великий
тенор Рубини будет пытаться петь возле маэстро его любимую из Лучии! Возносится чистая
яркая мелодия: `Verranno a te sull`aure...` Но увы!. Сознание маэстро лишь чуть зацепится
за знакомые и столь любимые ноты и снова пропадет, но уже безвозвратно. Рубини в шоке. Он
не мог петь после этого месяц. Петь вообще ничего не мог!!.
И вот 1 апреля за обедом почти механическое поглощение пиши. Доницетти ест! Вдруг
наступает конвульсия И тут же прекращается. Кровоизлияние в мозг а потом……
А потом семь дней ужасных страданий, безнадежного сопротивления организма и все сердце
маэстро остановилось.
Но все это будет потом. Но теперь, то маэстро здоров. Он пишет оперы. Он идет по стопа
Россини. Берет все лучшее. Все те же нарастания звука, убирает речитативы и заменят их
простыми диалогами без музыки, от чего опера становится потрясающей крепкой по рисунку.
«Дочь полка» становится не просто оперой buffo.. нет! Это уже маленькая лирическая
ситуация. Наполненная юмором, смехом и чувством. Удивительный шарм, проницательные
мелодии. Увлекательные дуэты, он может открыть увертюру выстрелом из пушки или закончить
всю оперу как В «Рите» звуком разбитой чашки. Или начать представление звоном колоколов.
Это новое. Но он ценит все, что создал Россини. Ничего не убирает. Наоборот сохраняет и
преумножает. Он строит на «фундаменте» .
«Дочь полка». Как ты жива!!. Сколько в этом интима. Доницетти интимен. Он не так
величественен и силен как Россини, зато… зато вместо «Силы» он дает лиризм, вместо
голого смеха- азарт! Он не справляется с объем, зато бросаетт столько чувств, сколько
может. Опера на французском. Чего стоит потрясающий терцет «Le joir naissait dans le
bocage!» Вся опера словно сплошной танец. Очень напевная кантилена! После увертюры оперу
открывает выстрел пушки. А «Pour une femme de mon nom?- ее хочется слушать бесконечно!
Динамичный хоровой «Rataplan!» B «Le jorir naissait»-очень весело поставлена сценка с
пением, с хлопками, фальшивым пением, вернее почти фальшивым. Мазок маэстро живой,
стремительной, чувственный хотя и не мощный. Лучшая партия Tonio на мой взгляд из всех
теноров, взята Лучиано Паваротти!

Я бы сказал что душа маэстро точно отражается в в Арии «Leonora! Ei del suo cor la
brama», конечно это из другой оперы- «Фаворитка». Но это потом.

А теперь о РОССИНИ.:)))))))))) Что испугались? Да! Шутю я, шутю!

Поздравляю,
дорогой Mikrus! Вы растете с каждым опусом!
Замечательно по форме, экспрессии и стилю. Получил огромное удовольствие от Вашего
сочинения!
Всегда мучила загадка двойных стандартов. С одной стороны Россини, Беллини, Доницетти
входят в число великих композиторов. С другой - их творчество почти не известно.
Произведения их записываются редко, а ставятся еще реже. Очень надеюсь, что Ваши эссе
окажут свое воздействие на популярность этих композиторов!

Комическая опера в 2 действиях. Либретто написано Ж. Сен-Жоржем и Ж. Байяром.
Первое представление состоялось 11 февраля 1840 года в Париже.

Действующие лица:
Мари, маркитантка, сопрано
Сюльпис, сержант, бас
Тонио, молодой тиролец, тенор
Маркиза Маджоривольо, меццо-сопрано
Герцогиня Краквиторпи, сопрано
Гортензио, управляющий маркизы, баритон
Капрал, бас
Нотариус, баритон

Первое действие. Маркиза Маджоривольо вместе со своим трусоватым управляющим Гортензио убегает от приближающихся вражеских войск. Маркиза и ее спутник в отчаянии: они стремились укрыться от войны, а угодили в самое ее пекло. Внезапно шум битвы стихает, раздаются ликующие возгласы. К недоумевающей маркизе приближается коренастый, плотный старик в военном мундире. Это сержант второго гренадерского полка Сюльпис. Суровый и неприветливый с виду воин принес радостное известие - враг разбит и отброшен далеко назад. Неожиданно угрюмое лицо старого сержанта проясняется, глаза светятся нежной улыбкой. Следя за его взглядом, устремленным вдаль, маркиза замечает молоденькую, красивую маркитантку. Смело перепрыгивая со скалы на скалу, она весело напевает военную песенку. Юная Мари - дочь полка восемнадцать лет назад маленьким ребенком была подобрана на поле боя и с тех пор стала любимицей всех гренадеров. Солдаты души не чают в своей воспитаннице - каждый заменил ей отца. Вместе с полком делит Мари все тяготы и радости походной жизни. С детства привыкла она к опасностям войны, недаром гренадерская каска была ее колыбелью, а барабанная дробь - любимой музыкой. От внимательных глаз Сюльписа не ускользнуло, что Мари чем-то озабочена. Уступив настояниям старика, девушка признается, что полюбила юного тирольца, который недавно спас ее от смерти в горах. Если бы не он, Мари погибла бы, свалившись в пропасть, Сюльпис не очень обрадован, узнав о чувствах девушки. Брак невозможен - ведь сама Мари обещала выйти замуж только за гренадера. Препирательства девушки и сержанта прерываются появлением патруля. Солдаты задержали подозрительного человека, который бродил вокруг лагеря. Шпион должен быть расстрелян. Мари узнает в арестованном своего спасителя Тонио. Гренадеры вынуждены немедленно освободить крестьянина, в противном случае их избалованная дочь грозит покинуть полк. Однако свадьбе не бывать: отцы выдадут свое дитя только за гренадера. Решительного Тонио не смущает неожиданно возникшее препятствие - чтобы завоевать руку любимой, он вступит в армию и станет гренадером.

Опасность встречи с неприятелем миновала, и маркиза хочет отправиться в свой родовой замок Маджоривольо, расположенный неподалеку. Она просит солдат проводить ее. Название замка знакомо Сюльпису. Сержант припоминает, что в свое время прочел его в записке, найденной у маленькой Мари. Если маркиза так этого желает, он может дать ей прочесть записку. С волнением узнает маркиза, что Мари - ее внебрачная дочь. Восемьнадцать лет назад, во время войны, так же, как сейчас, спасаясь от неприятеля, она потеряла ее в горах. Выдав девушку за свою пропавшую без вести племянницу, она требует, чтобы солдаты возвратили ей Мари. Делать нечего - как ни жаль, а гренадерам приходится расставаться с дочерью полка. Тонио напрасно стал солдатом - и его ожидает разлука с любимой. Опечаленная и расстроенная, удаляется Мари вслед за маркизой.

Второе действие. Прошел год. Усилиями маркизы за это время маркитантка Мари превратилась в благовоспитанную девушку высшего света. Но пребывание в замке тяготит ее. Она то и дело вспоминает прежнюю походную жизнь и, прерывая пение чувствительных романсов, весело марширует под звуки барабана. Старина Сюльпис, ставший на войне инвалидом, теперь служит в замке. Он - единственный человек, которого беспрекословно слушается своенравная дочь полка. Его и выбрала маркиза как помощника в осуществлении задуманного ею плана. Раскрыв Сюльпису тайну происхождения Мари, она упросила старика убедить девушку выйти замуж за герцога Краквиторпи. Только этот брак вернет любимице сержанта дворянство и упрочит ее положение в обществе. Сюльпис, для которого счастье девушки дороже всего на свете, уговорил Мари не думать больше о Тонио, а стать герцогиней. Сегодня должно состояться подписание брачного контракта. Собираются высокопоставленные гости. Вдруг слышатся звуки военной музыки. Мари бросается к окну и видит, что к замку приближаются солдаты второго гренадерского полка. Ими командует произведенный в офицеры Тонио. Тщетно упрашивает он маркизу разрешить ему жениться на Мари. Отчаявшись, молодой офицер использует крайность. Он во всеуслышание объявляет собравшимся гостям, что невеста герцога была маркитанткой. Спесивая знать с возмущением покидает замок, а маркизе ничего другого не остается, как согласиться на брак. Дочь полка, став женой офицера, вновь возвращается в родную часть.

La figlia del reggimento ) - комическая опера в двух действиях итальянского композитора Гаэтано Доницетти . Французское либретто написано Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем и Жаном-Франсуа Байяром . Премьера состоялась 11 февраля 1840 года в Париже в театре Опера-комик .

В 1847 году текст оперы был переведён на итальянский язык Каллисто Басси, а либретто (особенно разговорная часть) было существенно переделано в соответствии со вкусами местной публики.

Действующие лица

Действие первое. В тирольских горах

Маркиза ди Беркенфилд вместе со своим управляющим Гортензио убегает от вражеских войск . Они в отчаянии: стремившись укрыться от войны, угодили в самое пекло. Внезапно шум и паника стихают. Приближается сержант второго гренадерского полка Сюльпис. Он успокаивает маркизу: враг разбит и отброшен далеко назад. Издалека доносится веселое пение. Это приближается маркитантка Мари. Сюльпис расспрашивает девушку, чем она озабочена. Мари рассказывает, что влюбилась в молодого тирольца, который спас ей жизнь: если бы не он, она бы упала в горах в пропасть. Сюльпис недоволен. Восемнадцать лет назад Мари была младенцем найдена на поле боя . С тех пор она стала дочерью полка - любимицей гренадеров - каждый заменил ей отца. Давно было решено, что, когда Мари вырастет, она выйдет замуж только за гренадера. Появляется солдатский патруль . Он задержал подозрительного человека, который бродил вокруг. Если это вражеский шпион , он должен быть расстрелян. Но Мари узнает в незнакомце своего спасителя Тонио и требует немедленно освободить тирольца. Мари объясняет Тонио, что дала обещание выйти замуж за гренадера. Тонио это не смущает - чтобы завоевать руку любимой, он вступит в полк и станет гренадером. Маркиза просит Сюльписа дать ей солдат, чтобы проводить до замка Беркенфилд. Название замка кажется Сюльпису знакомым - именно оно упоминалось в записке, найденной вместе с Мари восемнадцать лет назад. Сюльпис показывает маркизе записку, которую всегда носит с собой. Маркиза потрясена: Мари её внебрачная дочь, пропавшая в горах восемнадцать лет назад. Вместе с Гортензио они решают выдать Мари за племянницу маркизы. Маркиза требует, чтобы полк возвратил ей давно пропавшую без вести родственницу. Сюльпис вынужден согласиться. Мари обнимает свою найденную тетушку. В это время Тонио находит капрала и просит записать его в полк гренадеров. Капрал охотно вербует нового гренадера. Возвращаются Сюльпис с Мари. Мари рассказывает Тонио о том, что она нашла богатую и знатную родственницу и покидает полк. Увидятся они теперь или нет - неизвестно, но девушка будет любить только его. Тонио, несмотря на разлуку с Мари, остается в полку и решает заслужить воинскую славу.

Действие второе. В замке Беркенфилд

Прошел год. Вышедший в отставку Сюльпис приехал проведать Мари. Его встречает маркиза. Она хочет привлечь старика на свою сторону для осуществления планов замужества Мари. Маркиза открывает Сюльпису правду - Мари её внебрачная дочь, и единственная возможность для неё получить дворянство и войти в высший свет - это выйти замуж за знатного человека. Такого жениха маркиза нашла: это герцог Краквиторп. Сегодня он приедет с матерью, и должно состояться подписание брачного контракта. Маркиза просит Сюльписа уговорить Мари согласиться. Появляется Мари. Под внешним покровом благовоспитанной барышни скрывается все та же простая девушка - дочь полка. Мари прерывает пение чувствительного романса, чтобы исполнить военный марш. Сюльпис уговаривает её не думать больше о Тонио и выйти замуж за герцога. Оставшись одна, Мари горько размышляет о своей судьбе, обретя дом и имя, она должна забыть о своих друзьях и любимом человека. Внезапно с улицы доносится пение солдат. Это гренадерский полк приближается к замку. Мари в восторге приветствует своих старых друзей. Вбегает Тонио. Он радостно здоровается с Мари и Сюльписом. За год он достиг большого успеха - стал офицером и теперь командует гренадерским полком. Маркиза категорически отказывает Тонио в руке Мари. Гортензио объявляет о приезде герцога и герцогини Краквиторп, с ними прибыл и нотариус. Начинается оглашение брачного контракта. Тонио, решаясь на крайнюю меру, объявляет герцогу и герцогине, что невеста была в прошлом полковой маркитанткой. Знать с возмущением покидает замок. Маркиза вынуждена согласиться на брак Мари с Тонио. Мари счастлива. Дочь полка, став женой офицера, возвращается в родную часть .

Дискография

  • Доницетти. Дочь полка (ит.). А. Моффо, И. Гардино, Дж. Кампора, Дж. Фьораванти. Дирижёр Франко Маннино / Милан RAI 11.12.1960 / GALA
  • Доницетти. Дочь полка (фр.). Дж. Сазерленд, Л. Паваротти, М. Синклер, С. Малас. Дирижёр Р. Бонинг / DECCA 1968
  • Доницетти. Дочь полка (ит.). М. Френи, Л. Паваротти, А. ди Стазио, М. Г. Аллегри, В. Ганцаролли, В. Монакези. Дирижёр Н. Сандзоньо / Ла Скала 11.2.1969 Live / MELODRAM
  • Доницетти. Дочь полка (фр.). Н. Дессей, Ж. Бийль, М. Кабалье, Х. Д. Флорес, К. Альварес. Дирижёр И. Абель / Вена 1.4.2007

Видеография

  • Доницетти. Дочь полка (фр.). Э. Груберова, Х. Бегг, Д. ван дер Вельт, М. Пиккони. Дирижёр Р. Бонинг, режиссёр Джанкарло дель Монако (постановка Цюрихской оперы) / Барселона Liceu, декабрь 1993 (TV)
  • Доницетти. Дочь полка (фр.). М. Девиа, Э. Подлещ, П. О. Келли, Б. Пратико, Н. Ривенк, А. Браманте, Э. Гавацци. Дирижёр Д.Ренцетти, сцена и костюмы - Ф. Дзеффирелли, мизансцены - Ф. Кривелли / Ла Скала, июнь 1996 / TDK
  • Доницетти. Дочь полка (фр.). Н. Дессей, Ф. Палмер, Х. Д. Флорес, А. Корбелли. Дирижёр Б. Кампанелла / Ковент Гарден, январь 2007 (TV)

Напишите отзыв о статье "Дочь полка"

Литература

  • Оперные либретто. - М., 1954.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дочь полка

– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.


Top