Эссе «Что такое чувство родины. Что для тебя значит выражение"Любовь к Родине"? Что такое чувство родной страны

Чувство Родины…

Какшарова Л.Д

МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в Губкине, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех;

Везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

Люди берегут и охраняют природу;

Есть общие национальные и общественные праздники.

Эту истину знаю от роду.

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в парк, поле, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Любить свой город – значит и любить природу в нем.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Список использованной литературы:

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  2. Бударина, Г.А. Рукотворная краса земли Белгородской/ Г.А. Бударина, Т.А.Приставкина. Белгород, 2002. – 138с.
  3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М.Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. – 96с.
  4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.


Именно над этим вопросом размышляет К.Г. Паустовский.

Поднимая данную проблему, автор пишет про художника, который усмехался, услышав слово «Родина». Герой не понимал и не замечал красоту родной земли, «поэтому ему и не удавались пейзажи», - подчёркивает К.Г. Паустовский. Отправившись в мурманские леса по приглашению друга, он неожиданно для себя открыл «ясное и радостное чувство Родины». Автор отмечает, что на первом пейзаже Берг запечатлел «всё то, что дрожало где-то на сердце». К.Г. Паустовский обращает внимание читателя на то, что теперь художник считал журавлей, улетающих на юг, и своего друга, собравшегося уезжать, предателями.

Эти примеры показывают, что чувство Родины может пробудиться от созерцания красоты родной земли.

Я согласна с К.Г. Паустовским и думаю, что каждый понимает, что для него есть Родина. Некоторые понимают это быстро, другим нужно время. Многие люди понимали свои чувства к родной земле, когда оказывались вдали от неё. Так, например, С.В. Рахманинов в своих письмах друзьям писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя».

В заключение хочется сказать, что чувство Родины к человеку может прийти через познание красоты родных земель или через тоску по родным землям.

Обновлено: 2019-07-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема определения роли Родины в жизни человека. Роль Родины для человека (проблемы: любовь к Родине, насколько важна человеку Родина?)

Почему так часто родину отождествляют с матерью, самым родным человеком на свете? Наверное, не случайно. Даже корень слова “родина” – “родить” связан с мамой. Мать родила тебя человеком. Родина родила тебя гражданином.

Человек получает при рождении жизнь,

Мать и родину. Так странно и так просто. Ведь это все, что нужно человеку для осознания счастья. Мы можем что угодно говорить о России: ругать ее, сравнивать с другими странами. Но это на словах. А сердце не обманешь. Мы искренне любим нашу страну, нашу великую державу и гордимся ею. Родина – не просто огромная страна, в которой мы живем. Это все то, что мы любим и ценим, по чему скучаем, когда уезжаем далеко. Родной дом, речка у леса, бабушки на завалинке, родные лица, покореженные заборы соседних домов.

Спроси сто человек, что для них родина. Они будут много перечислять, стараясь назвать что-нибудь оригинальное. Но все сойдутся

На том, что это родной дом и близкие люди. Это детские воспоминания: зимние городи, снежная баба, застывшие от холода варежки и счастливые лица друзей вокруг. А дома ждут горячие пирожки и “Спокойной ночи, малыши!”

Чувство любви по родине, щемящей тоски по ней острее воспринимается в минуты горькие и страшные и тогда, когда ты находишься далеко от нее. На земле есть много прекрасных мест, но где бы ты ни был, что бы не делал, душой ты остаешься дома. Как дерево, человек прирастает корнями к своей земле. Оторванный от нее, он теряет силы и радость жизни.

И все же родина – не просто край, где ты родился. Это то место, к которому человек прикипел, частью которого он себя считает. Родина представляет собой место, где чувствуешь себя спокойно, счастливо. Где всегда тебя ждут и любят.

О родине написаны песни и рассказы. А сколько красивых стихотворений посвящены родной стране!

Любить свою родину – значит, заботиться о ней, беречь ее наследие. Любить – значит, жить ради своей родины, ради того, чтобы не было войны, чтобы наши дети росли в цветущем государстве, чтобы их глаза светились счастьем.

Но патриотизм надо воспитывать с детства.

С детского сада и со школы. Это очень просто и естественно. Читать стихи о родине, рисовать российский флаг, писать сочинения.

Но истинному патриотизму научить ребенка можно лишь на собственном примере. Так давайте ценить свой дом, свой край и свою страну за то, что нам посчастливилось на ней родиться

Сочинения по темам:

  1. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя...
  2. Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо...

Родина – это там, где ты вырос. Когда закрываешь глаза и видишь речку своего детства, ягодные поляны. Можно выбрать страну для проживания, но нельзя себе выбрать другую Родину, как нельзя выбрать родную мать. «Что для вас чувство Родины?» – спросили мы респондентов .

Н. Ерофеева, служащая:

– Чувство Родины для меня – ощущение теплоты, которая заполняет изнутри и не даёт душе стать пустой. Это то, что делает меня сильнее. Я больше десяти лет живу в Тюмени, но родилась и выросла в селе Голышманово. Когда подолгу не бываю здесь, появляется потребность побродить в тихом зимнем лесу, обнять берёзы в знакомой с детства роще, летом «пошептаться» с их листвой, послушать пение птиц, походить босиком по родным полям – трава на них мягче, чем где бы ни было, полежать, раскинув руки, на лугу, когда над тобой – бездонное голубое небо без единого облачка, посидеть на берегу Емца и полюбоваться игрой солнечных бликов на его поверхности. И чтобы рядом – ни души: один на один со всем тем, что с детства стало до боли родным. Уходят все печали, тревоги, заботы. Всегда проезжаю мимо домика, где жили мои бабушка и дедушка. Радуюсь, что он перешёл к хорошим хозяевам – не покосился, ухоженный, возле ограды чисто. Обязательно захожу на деревенское кладбище «проведать своих». Если мы чтим предков и помним о них, значит, у нас есть будущее, а если оно есть у нас, то есть и у нашей Родины.

М. Иванов, студент:

– Давайте, я вам анекдот в тему расскажу. Папа-червяк и сын-червяк греются на солнце. Сын спрашивает у папы: «Почему другие червяки живут кто в яблоках, кто в персиках, жизнь, наверное, у них сладкая». Папа-червяк, прячась в кучу земли, отвечает: «Родину, сынок, не выбирают». Как бы ни было несладко жить в том краю, где родился, но Родину любят, потому что она Родина. Можно, в зависимости от величины кошелька, выбрать для проживания другую страну. В период развала нашего государства уезжали за рубеж многие известные актёры, спортсмены, некоторые вернулись: или ностальгия замучила, или жизнь в России стала понемногу налаживаться. Точнее на этот вопрос могут ответить именно те, кто жил за границей. Они могут сравнивать. Большинству людей не приходит в голову мысль: «За что я люблю свою мать?» Точно так же и с Родиной.

И. Андриянов, начальник Управления пенсионного фонда:

– Чувство Родины для меня – это, прежде всего, чувство долга. Многие из нас в своё время прошли хорошую жизненную школу комсомольской, партийной, хозяйственной работы. Занимали и продолжают занимать активную жизненную позицию. Изменилось государственное устройство страны, немало трудностей пришлось нам пережить в период различных реорганизаций, но чувство гордости за Россию было и остаётся непоколебимым.

Т. Скареднова, сотрудник библиотеки:

– Чувство родины воспитывается с самого детства. Я родилась в Малышенке, но сразу после окончания школы уехала в посёлок Голышманово и давно его считаю своей родиной: здесь моя семья, дети, любимая работа. Но, когда приезжаю в Малышенку, подхожу к маминому дому, становится так спокойно, все проблемы отходят на второй план, вспоминается детство... В сентябре моей маме исполнится 90 лет, она не хочет переезжать к нам, всё делает сама. С детства нас воспитывала своим примером, учила, что на своём месте человек должен работать так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми. Когда мы с ребятишками проводим беседы на патриотическую тему, многие говорят, что не хотели бы умереть за Родину. Объясняем им, что такой жертвы не нужно, можно любить Родину, приносить ей пользу каждый день своими добрыми поступками, хорошей учёбой. Вспоминаю слова из одной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Сейчас почему-то наоборот, прежде заботятся о своих благах. Но мне кажется, что в последнее время чувство родины начинает к людям возвращаться. Сколько жителей и старых и молодых собрались в Голышманово на митинге 9 Мая. Радость нас объединяет общая. Большое всегда начинается с малого...

Л. Пуртов, ветеран труда:

– Чувство Родины связываю с первозданной красотой наших лесов, озёр, полей. У меня душа радуется, когда вокруг всё расцветает. В моём представлении любить свою малую родину – это помогать односельчанам. В жизни всегда руководствовался девизом: «Если что-то сделал полезное, значит, не зря прожил день». Около тридцати лет возглавлял местную власть, за это время удалось внести свой вклад в развитие Среднечирковской территории. Зачастую испытывал сложности в решении тех или иных вопросов, но в конце концов удавалось находить понимание и поддержку как со стороны земляков, так и районной власти. Помню, что пришлось много убеждать, чтобы внесли изменение в проект новой школы. Добился, и сейчас в Средних Чирках функционируют два спортивных зала, где наши ребята занимаются спортом.

М. Сарсенбаев, выпускник агропедколледжа:

– Родина – это местечко, которое ты любишь. Я живу в Казахстане, а учился несколько лет в Голышманово. Мне одинаково они дороги, потому что в Петропавловске моя семья и близкие, а здесь – друзья, наставники. Трудно сказать, что важнее, я в одинаковой бы мере встал на защиту своего родного государства и России. Настоящий гражданин непременно испытывает чувство долга перед Родиной. Для мужчин это, в первую очередь, служба в армии. Чувство родины в наших делах и поступках. Хочу построить дом на любимой земле, постараться реализовать себя так, чтобы сыскать уважение людей, достойно воспитать детей.

Фото Евгения ДЕРИГЛАЗОВА

Мои «исторические корни» (не знаю, бывают ли у человека «исторические корни») находятся именно здесь, и именно здесь я ощущаю себя на месте – уверенно и отчетливо.

В России я себя чувствую «в России», а здесь – «дома». Поведение людей, черты их лиц, устройство городской жизни, природный колорит, музыка, национальный дизайн – всё это моё, моё, моё. Не зная ни одного финского слова, кроме «спасибо», я понимаю и чувствую эти места, воспринимая их как часть своего личного прошлого – того, которое началось задолго до моего появления на свет. Только здесь словосочетание «национальная гордость» обретает для меня осязаемый смысл.

Сидя на ступенях Кафедрального Собора, я наконец начинаю понимать, что такое «любовь к родине» - чувство бескорыстное и глубоко личное.

Я не могу сказать, что «мне здесь нравится». «Мне нравится» - это не те слова! Чувство теплого восхищения и безграничного принятия всего , что здесь есть, превышает границы слова «нравится» и, возможно, вообще не может быть определено одним словом.

Моя любовь к финской земле совершенно лишена эгоизма и в ней нет стремления к обладанию тем, что мне так дорого. Например, я не хочу, чтобы Хельсинки стал российским городом (даже если бы эта фантазия была осуществима), и чтобы таким образом «моё» стало «моим» на самом деле. Мне важнее, чтобы здесь все было благополучно; важнее, чем иметь право беспрепятственно ходить по этим улицам 365 дней в году.

Я не живу здесь, но осознание того, что всё это существует , согревает и вселяет надежду. Здесь мне приятно всё: от мелодики языка до солоноватого ветра, и все, что я вижу, я не могу и не хочу подвергать критическому анализу. Я ощущаю сложно формулируемое словами чувство нерасторжимого единства с этой землей, с ее ландшафтом, запахом. Финляндия – это моя духовная реальность ; духовная – в противовес реальности реальной. Я духовно привязана к этим местам и именно они ассоциируются у меня с родным краем.

Я, очевидно, не отчизнолюб, но это отнюдь не означает, что мне чуждо чувство любви к родине. Просто пространственный участок, воспринимаемый мной как близкий и родной, находится чуть западнее, чем границы нашей страны. Так бывает.


Top