Где родился эдвард григ. Жизненный и творческий путь эдварда грига

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) – норвежский музыкальный деятель и композитор, дирижёр и пианист. Грига всегда считали композитором национального типа, так как огромное влияние на его творчество оказала норвежская народная культура. Свои произведения он творил в период романтизма, написал более 600 романсов и песен, скрипичные сонаты, концерты для фортепиано с оркестром. Самые известные его сочинения – сюиты к драме «Пер Гюнт».

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Обучение

Знаменитую консерваторию в Лейпциге основал Мендельсон. Примечательно то, что консерватория начала свою работу в тот же год, когда появился на свет Эдвард Григ. В 1858 году пятнадцатилетний юноша приехал в Лейпциг и поступил в одно из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Он начал обучаться здесь по классу фортепиано и композиции.

Однако вскоре стали не совпадать его интересы и вкусы с первым педагогом по фортепиано Луи Плайди. К тому же парня угнетали консерватизм и строгая дисциплина в консерватории. Эдвард попросил перевести его в другой класс к преподавателю Эрнсту Фердинанду Венцелю. А ещё больше молодой человек стал черпать вдохновение за стенами учебного заведения. Он ходил на репетиции в концертный зал «Гевандхауз», где с вдохновением слушал великолепную музыку Шумана и Себастьяна Баха, Шопена и Моцарта, Бетховена и Вагнера. Среди всех композиторов юному Григу наиболее полюбился Шуман, он до конца жизни остался его любимым музыкантом. И даже в ранних произведениях Эдварда можно уловить нотки влияния великого немца Роберта Шумана.

В 1860 году Эдвард тяжело заболел и приехал к родителям. Однако осенью этого же года, несмотря на запреты медиков, принял решение вернуться в Лейпциг и окончить обучение в консерватории. Он хоть и относился к этому учебному заведению пренебрежительно, но окончил его с отличием весной 1862 года. За время учёбы Григ сочинил четыре пьесы для фортепиано и несколько романсов на стихи немецких поэтов.

Творческий путь

Окончив учёбу, Григ вернулся в родной Берген. Однако в городе музыкальная культура была настолько слабо развита, что талант молодого композитора и музыканта не имел абсолютно никаких условий для развития и совершенствования. В 1863 году Эдвард принял решение переехать в Копенгаген, в то время он являлся центром музыкальной жизни Скандинавии.

В Копенгагене Григ задержался на три года. Здесь произошло его знакомство с композиторами из Дании Гаде и Хартманном, и Норвегии – Рикардом Нурдроком. Они оказали ему содействие в поиске творческой идентичности и помогли немного отойти от сильного влияния немецких классиков и Мендельсона.

В первый год жизни в Копенгагене Григ написал шесть фортепианных пьес, они были выпущены как опус 3 и назывались «Поэтические картинки». В них впервые музыка Эдварда сопровождалась национальными мотивами.

В 1865 году Григ заболел туберкулёзом, ему пришлось покинуть Копенгаген, он уехал в Италию. В Риме композитор оправился от болезни, однако в последующей жизни крепким здоровьем не отличался.

Из Италии Григ поехал в Христианию (так в то время назывался город Осло). Здесь он организовал концерт в 1866 году, в результате был приглашён на должность дирижёра в филармоническое сообщество.

Период проживания в Христиании был самым счастливым в жизни Эдварда. Он был с любимой женщиной, своей супругой Ниной, и на этот же период приходился расцвет его творчества:

  • 1867 – публикация первой тетради «Лирических пьес», выход Второй скрипичной сонаты (критики нашли её гораздо богаче и разнообразнее Первой);
  • 1868 – выход фортепианного концерта, нескольких сборников песен и романсов на стихи скандинавских поэтов;
  • 1869 – «25 норвежских народных песен и танцев» (в него вошли крестьянские шуточные, лирические и трудовые песни);
  • 1871 – основал «Музыкальную ассоциацию Христиании» (сейчас это Филармоническое общество в Осло);
  • 1872 – публикация пьесы «Сигурд крестоносец».

С 1874 года композитору Эдварду Григу норвежским правительством была назначена пожизненная государственная стипендия. Также он получил гонорары за свои произведения и с этого времени приобрёл материальную независимость.

В этом же году известный норвежский поэт Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Над этой увертюрой композитор трудился с особым вдохновением, потому что фанатически любил произведения Ибсена, а больше всего «Пер Гюнта». Увертюра была представлена в конце зимы 1876 года, пьеса прошла с громким успехом. Отныне музыка Грига была популярна не только в Норвегии, но и вышла на просторы Европы. С женой Ниной они осуществляли много концертных поездок, произведения Грига печатали солидные немецкие издательства.

Эдвард получил широкое признание, к тому же он был материально обеспечен, поэтому принял решение оставить музыкальную деятельность в столице и вернуться в родной город Берген.

Личная жизнь

Во время проживания в Копенгагене Григ встретил свою кузину Нину Хагеруп. Она была младше Эдварда на два года, в детстве они росли вместе в Бергене, а когда Нине было восемь лет, её семья переехала в Копенгаген. Григ не видел её с детства, а при встрече влюбился. Нина к этому времени стала взрослой девушкой, у неё был чудесный голос, что взволновало молодого композитора. Причём так сильно, что он посвятил ей пять песен подряд, одна из которых носила название «Я тебя люблю».

В 1864 году на Рождество Григ сделал Нине предложение стать его супругой. Девушка ответила двоюродному брату взаимностью, однако к перспективе свадьбы Нины и Эдварда скептически отнеслись родственники. Мать Нины была «против» категорически, она убеждала дочь, что Григ – никто и ничто, создаёт музыку, которую не хотят слушать.

Но молодые люди решили слушать не родню, а свои сердца и обвенчались в 1867 году. Родственников на торжество они не позвали.

Весной 1868 года у Григов родилась девочка, ей дали имя Александра. Эдвард был на седьмом небе от счастья и в радостном порыве написал гениальный концерт ля минор для фортепиано. Однако счастье было недолгим. В 1869 году малышка заболела менингитом и умерла.

Смерть девочки поставила крест на счастливой жизни супругов. Нина замкнулась в себе. Но до конца жизни они остались партнёрами в музыке, давали концерты и вместе ездили в гастрольные туры.

Был период, когда Нина настолько отдалилась от мужа, что решила уйти. Около трёх месяцев Григ жил один. Но потом они помирились с женой, в знак этого примирения решили уехать из города в предместье, где выстроили чудесную виллу.

Последние годы жизни

Сырость в Бергене вызвала обострение плеврита, которым Эдвард тяжело переболел ещё во время обучения в консерватории. Медики опасались, что на этой почве снова может прогрессировать туберкулёз.

В 1885 году он переехал в загородную виллу в пригороде Бергена «Тролльхауген». Несмотря на то, что весь проект виллы принадлежал известному норвежскому архитектору, троюродному брату Грига, сам композитор принимал в её создании не меньшее участие. Он даже называл виллу своим лучшим произведением в жизни.

Здание было построено в викторианском стиле, имелась просторная веранда и башня, на которой всегда развевался флаг Норвегии, если Григ был дома. Окна сделали большими, чтобы можно было впускать в комнаты много воздуха и света. Неподалёку от дома Григ построил маленький флигель и назвал его «Хижина Композитора». Здесь он уединялся и создавал прекрасные музыкальные произведения: балладу для фортепиано, Первый струнный квартет, песни, посвящённые норвежской природе.

Эдвард обожал подолгу бывать в горах, находиться в самой деревенской глуши среди обычных лесорубов, крестьян и рыбаков. Здесь он пропитывался духом народной музыки. Это чудесное место Григ покидал, только когда уезжал с концертами. Его выступлений всегда ждали как в родной Норвегии, так и за рубежом – в Польше, Франции, Голландии, Англии, Венгрии, Швеции, Германии.

В 1898 году в Бергене прошёл первый фестиваль норвежской музыки, основателем которого был Григ. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Несмотря на то, что здоровье композитора ухудшалось, концертную деятельность он не прекращал.

Весной 1907 года состоялась большая гастрольная поездка по городам Германии, Дании и родной Норвегии. Осенью этого же года Григ собирался посетить фестиваль в Англии. Вместе с супругой они приехали со своей уютной виллы в Берген, где остановились в маленьком отеле, чтобы подождать отправления корабля в Лондон. Здесь Эдварду стало плохо, его положили в больницу, и поездка отменилась.

4 сентября 1907 года композитора не стало. Григ завещал, чтобы его похоронили в скале над фьордом, неподалёку от любимой виллы.

Нина Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Спустя сто лет после того, как был выстроен домик норвежского композитора (в 1985 году), неподалёку от него построили концертный зал «Тролльзален». Возле самого входа в концертный зал возвели памятник Эдварду Григу, каждый год здесь проводят около 300 концертов классической музыки.

Дом «Тролльхауген», рабочая избушка, где любил уединяться и сочинять музыку композитор, усадьба и прилегающая местность теперь являются действующим открытым музеем Эдварда Грига.

Эдвард Григ (1843-1907) - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Жизненный и творческий путь Грига совпал с периодом необычайно яркого расцвета норвежской культуры, связанного с пробуждением национального самосознания. В 60-70е годы XIX века передовые норвежские художники обратились к изучению национального эпоса, народных сказок, музыкального фольклора. В Бергене, на родине Грига, открылся Национальный норвежский театр, работу которого возглавил Генрик Ибсен (виднейший норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт»). Выдающийся скрипач-импровизатор Уле Булль стал пропагандировать норвежскую народную музыку, исполняя собственные концертные фантазии на фольклорные темы. Автор национального норвежского гимна Нурдрок вместе с Григом создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В качестве автора многочисленных романсов выдвинулся Хьерульф . И все же именно Григу удалось вывести музыкальную школу Норвегии на мировой уровень. Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов обрели лирические образы матери Пера, старой Озе, и его невесты Сольвейг.

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках ), в норвежских танцах и маршах.

Григовские мелодии вобрали наиболее характерные особенности норвежских народных песен, такие, например, как сочетание пентатонных ходов с тритоновыми, или мелодический оборот T - вводный тон - D. Эта интонация, ставшая своеобразным музыкальным символом Норвегии, встречается в музыке Грига очень часто (например, во многих темах , в «Ноктюрне» из «Лирических пьес»). Нередко она «перемещается» на другие ступени лада, как, например, в песне Сольвейг , где этот мелодический ход идет от D (через повышенную IV ступень), а затем от S.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

  • обилие органных пунктов;
  • частое использование лидийского и дорийского ладов;
  • повышение IV ступени лада и в мажоре, и в миноре - излюбленная григовская альтерация;
  • гибкая ладовая переменность, как своеобразная игра «света и тени» (минорная d в мажоре, мажорная S в миноре и пр.) т. медленной части фп. концерта

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Наиболее непосредственно с норвежским фольклором связаны многочисленные танцы Грига. Они опираются на своеобразную ритмику норвежских халлингов, спрингдансов, гангаров. Гангар - это норвежский крестьянский марш. Халлинг - сольный мужской танец с очень сложными, почти акробатическими движениями. Спрингданс (или спрингар) - задорный «танец вприпрыжку». Григ часто подчеркивает типичные ритмические детали всех этих танцев - сочетание триольного и пунктирного рисунка, неожиданные акценты на слабых долях, всевозможные синкопы.

В творческом наследии Грига представлены почти все музыкальные жанры - фортепианные, вокальные, симфонические (увертюра «Осенью», сюита «Из времен Хольберга» для струнного оркестра) и вокально-симфонические (театральная музыка), камерно-инструментальные (струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 1 соната для виолончели и фортепиано). И всё же наиболее ярко он проявил себя в области миниатюры - фортепианной и вокальной. Современники называли его гениальным миниатюристом, мастером малых форм.

Где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве (кроме него - «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Григ посвятил фортепиано также 3 крупных произведения: сонату e-moll, балладу в форме вариаций и фортепианный концерт, один из лучших в концертной литературе.

Наряду с фортепианной музыкой, (около 150 песен и романсов, в т.ч. вокальные циклы «Мелодии сердца» на слова Г.Х Андерсена, «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Дитя гор»). Показательно, что основу григовских вокальных сочинений составила норвежская поэзия (стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони.

В основном это музыка к драматическим спектаклям. Опера «Улаф Трюгвасон» осталась незавершенной.

В произведениях искусства сохраняются особенности менталитета, отражается культура народа, представитель которого выступает автором шедевра. Сказанное относится и к музыкальному искусству. На творчество композитора влияют география местности, климат, жизнь и быт людей, фольклорные мелодии, легенды, предания. Увиденное и услышанное пропускается через душу гения, и мир получает новые симфонии, кантаты, пьесы, прочие бессмертные творения.

Отличительные черты есть и у музыки Скандинавии. Композиторы северной Европы, изучив мировое музыкальное наследие, создали уникальный ритмичный такт. Один из наиболее известных скандинавских композиторов - Эдвард Григ. Биография, краткое содержание жизни и творчества гения представлены в этой статье.

Детские годы

Будущий композитор родился 15 июня 1943 года в провинциальном норвежском городке Бергене. Отец мальчика Александр Григ трудился в британском консульстве, а мать Гесина Григ (Хагеруп) играла на фортепиано.

Маленький Эдвард обучался музыке с шести лет. Первым учителем была мама. У ребёнка обнаружились музыкальные способности, но о серьёзных занятиях музыкой речь ещё не шла.

Однажды к Григам приехал друг семьи - известный в то время скрипач и композитор Улле Булль. Услышав музицирование Эдварда, Булль посоветовал родителям отправить парня в Лейпцигскую консерваторию. Музыкант уже тогда понимал, какую известность приобретёт Эдвард Григ: биография (краткое содержание которой представлено в этой статье), а также созданные им произведения спустя годы станут достоянием всего мира.

Студенчество

Годы учёбы приносили не только радость, но и разочарования. Григ брал уроки у выдающихся музыкальных педагогов Эрнста Вентцеля и Игнаца Мошелеса. Музыканты с удовольствием раскрывали секреты своего мастерства ученикам, но и требования к юным дарованиям были высоки.

Как и другие студенты, Григ репетировал с утра до вечера, прерываясь только для того, чтобы поесть. Нагрузки оказались непосильными, и в 1860 году юноша тяжело заболел. Из-за болезни занятия пришлось прервать и вернуться к родным. биография (краткое содержание) которого впоследствии будет изучаться в музыкальных школах, не состоялся бы как композитор, если бы не помощь близких.

Борьба с недугом оказалась нелёгкой, но благодаря тщательному уходу, молодой человек встал на ноги. Родители хотели, чтобы их сын остался дома, но парень вернулся в Лейпциг и продолжил обучение.

По завершении обучения Эдвард получил диплом пианиста и композитора. Вниманию публики и профессорско-преподавательского состава выпускник предложил миниатюры собственного сочинения, получившие высокую оценку и профессионалов, и любителей музыки.

Музыкальное общество

После окончания консерватории Эдвард Григ вернулся на родину. Молодого композитора и пианиста интересовала и он загорелся идеей создания самобытной музыки Скандинавии.

С группой единомышленников Эдвард организует музыкальное общество, члены которого пишут, исполняют и пропагандируют свои произведения. В этот период Григ сочиняет фортепианную сонату, сонату для скрипки и фортепиано, романсы, увертюру «Осенью» и «Юморески».

Талант композитора высоко оценивают современники. Спустя какое-то время Эдвард Григ, биография (краткое содержание) которого включает и личные отношения, становится семейным человеком. Любимая супруга Нина Хагеруп принимает участие в концертах, исполняет романсы мужа.

Биография Эдварда Грига (краткое содержание) была бы неполной без описания просветительской деятельности композитора. Переехав в Осло, Григ приступает к созданию музыкального учебного заведения Норвегии, Музыкального общества. Композитора поддерживают писатели, другие представители интеллигенции. В результате сотрудничества с Б. Бьёрнсоном появились музыкальные драмы по скандинавскому эпосу «Эдды». Также в этот период были написаны фортепианный концерт и лирические пьесы.

Мировая известность

Вскоре Эдвард Григ становится известным за пределами Скандинавии. Большую роль в этом сыграл Ф. Лист. Государство предоставило Григу пожизненную стипендию, что позволило композитору вернуться в родной город и посвятить себя творчеству.

Эдвард много путешествует, изучает быт норвежских крестьян, наслаждается красотами природы. Полученные впечатления отражены в одном из наиболее известных произведений - сюите «Пер Гюнт».

Пик славы Эдварда Грига - 80-е и 90-е годы позапрошлого века. Его приглашают выступать в Данию, Германию, Голландию, Англию и другие страны Европы. В 1889 году Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 - почётным доктором Кембриджского университета.

На родине композитор занимается общественной деятельностью: организует фестиваль норвежской музыки (проводится и сегодня), интересуется работой концертных и хоровых обществ, пишет очерки и статьи о творчестве коллег, издаёт сборники народных песен и танцев. Таков был Эдвард Григ. Краткая биография композитора известна не только музыкантам, а созданные Григом произведения пополнили фонд классической музыки.

При жизни композитор дружил с П.И. Чайковским, мечтал поехать в Россию, дать концерты в Англии, но творческие планы нарушила болезнь. Композитора не стало 4 сентября 1907 года. Позже на вилле Трольхауген, где прошли последние годы гения, открыли мемориальный дом-музей.

Формировалось в годы общественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в течение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и культурном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосознания и расцвета национально-культурных сил страны. Развивается национальная культура, живопись, музыка. Литература Норвегии, представленная прежде всего творчеством Г. Ибсена, переживает во второй половине века «такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России». Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в качестве официального государственного языка. В это время закладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Работу театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норвегии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано искусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который «первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки» (Григ), были очень значительными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка богатейшей народной музыки Норвегии становится делом многих музыкантов. Выдвигается ряд национальных композиторов, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815-1868) - создатель норвежской песни, романса, Р. Нурдрок (1842-1866) - автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840-1911) - известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамблями, концертами.

Григ - первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы. Содержание творчества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ «искренне и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норвегии» (Б. Асафьев).

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство».

Жизненный и творческий путь

Детство и годы учения. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке.

Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыками фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига источником радости и высоким образном глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая веегда соединялась у него с непосредственностью вдохновения.

К детским годам относятся первые опыты сочинения музыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение - вариации на немецкую тему для фортепиано.

В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, «норвежский Паганини» - Уле Булль. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование. В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерватории.

В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основателя Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерваторского преподавания - о рутине, бессистемности занятий.

Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики, и особенно Бетховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: «...он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то самодовлеющим, но являлось выражением законов самой природы».

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига - города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была интенсивной. «Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки»,- вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкальной классики.

В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя как «в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции», а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения».

Жизнь в Копенгагене. Европейски образованный музыкант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными ее представителями, например со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений - певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те творческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления как норвежского национального композитора.

Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвежскую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру».

Стремление молодых композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской музыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальнее общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительной деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал много музыки: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.

В тонких, лирических «Поэтических картинках » (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из народных песен:

В сочных жанровых зарисовках «Юморесок » (1865) гораздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания; встречается лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако в «Юморесках» еще чувствуется влияние Шопена (его мазурок) - композитора, которого Григ, по собственному признанию, «обожал».

В одно время с «Юморесками» появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.

Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866-1874). Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях норвежских композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьёрнсона и других). Результатом этого концерта было приглашение Грига на пост дирижера Кристианийского филармонического общества.

Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напряженной работы и огромных творческих побед Грига. Дирижерская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах, иногда впервые в Норвегии, звучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Как пропагандист новой норвежской музыки, Григ выступал и в печати (статьи о Свенсене, Хьерульфе).

В борьбе за музыкальную культуру Норвегии Григ нашел союзников в лице Свенсена, Хьерульфа. В 1871 году вместе со Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполнителей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музыкантов. Значительным для Грига было его сближение с передовыми представителями норвежской поэзии, художественной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру.

Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь «Лирических пьес », ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьёрнсона, Ибсена (ор. 15, 18, 21. Известный ибсеновский цикл, ор. 25 был создан несколько позже, в 1876 году).

Живя в Норвегии, Григ непосредственно соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его собственного творчества. В 1869 году композитор впервые познакомился с классическим сборником норвежского музыкального фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом (1812-1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано » (ор. 17). Мир образов, представленный здесь, очень широк: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные шуточные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Академик Б. В. Асафьев удачно назвал эти обработки «зарисовками песен». И действительно: танцевальные мелодии словно передают картину танца, а в обработках песенных мелодий чувствуется исключительное внимание к их поэтическому содержанию. Цикл этот задуман как ряд несложных фортепианных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. Вместе с тем для Грига он явился творческой лабораторией: соприкасаясь с народной песней, композитор находил те методы музыкального письма, которые коренились в самом народном творчестве.

Всего два года отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Но как более зрело, самобытно, национально ярко зазвучала музыка Грига! Вторая соната (ор. 13, G-dur) отличается богатством и разнообразием тем, свободой их развития. Необычное своей импровизационной свободой вступление и последующая за ним танцевальная главная тема словно воспроизводят спрингданс с медленным вступлением, как это было принято у народных скрипачей (Подобный тип сопоставления свободной импровизационной и четкой танцевальной мелодии можно встретить в сборнике обработок Грига для фортепиано «Норвежские крестьянские танцы» («Slatter», op. 72)).

Вдохновенная импровизация, энергичный танец и мягкий лирический образ (темы первой части), покойная и торжественная песня (вторая часть), огненный, стремительный пляс (финал) - таковы образы этого произведения.

Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа , ставшего одним из первых пропагандистов концерта. В письме к Григу Лист писал о второй сонате: «Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретательном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства». Для композитора, прокладывавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые представлявшего музыку Норвегии на европейской арене, поддержка Листа была крепкой опорой.

В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере. Его привлекала свойственная театральным жанрам сила, широта художественного воздействия, перспектива создания народно-героической музыкальной драмы. Замыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной культуры. К тому же либретто, обещанные Григу, не были написаны. Наконец, монументальный оперный жанр вряд ли соответствовал дарованию Грига, лирическому и камерному по преимуществу. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьёрнсона «Улаф Трюгвасон» (1873, по легенде о короле Улафе, насаждавшем в X веке христианство среди жителей Норвегии).

Сремление к театральному искусству нашло иной выход. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьёрнсона «Берглиот» (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора «Сигурд Юрсальфар» (сюжет староисландской саги).

В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт ». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности «Пера Гюнта». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.

Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора. Постановка «Пера Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала композитору широчайшую популярность в Европе.

Начинается новый период в жизни композитора. Он оставляет систематическую работу дирижера в Кристиании, с тем чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Именно поэтому Григ перебирается в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс, на берегу одного из фиордов, а затем - знаменитый Трольхауген («холм троллей», название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 года и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства композитора.

Григ страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. В горах приходят «исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек». В письмах Грига то и дело встречаются упоминания о путешествиях в горы, и замечательна та свежесть, новизна чувств, с которой Григ всегда воспринимает поэзию природы. Вот как пишет он в 1897 году: «...я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления... Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Эт было неповторимо!».

Преклонение перед величием и красотой природы, тонкое чувство природы сказалось в творчестве Грига., Вспомним его песни («В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром»), «Пера Гюнта» («Утро»), многие страницы «Лирических пьес» («Ноктюрн», «Птичка»), фортепианного концерта, скрипичных сонат.

Не только природа, но и близость к жизни народа привлекала Грига в его «сельском уединении», возможность слышать песни и народные предания из уст крестьян, наблюдать быт норвежского народа.

Начиная с 1878 года Григ выступает не только в Норвегии, но и в разных странах Европы как исполнитель собственных произведений. Европейская слава Грига растет. Концертные поездки принимают систематический характер, они приносят композитору огромное удовлетворение. Григ концертирует в городах Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции. Он выступает как дирижер и пианист, как ансамблист, аккомпанируя Нине Григ. Скромнейший человек, Григ в своих письмах отмечает «гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы», «колоссальный фурор», «гигантский успех» концертов и т. д. Григ не оставлял концертной деятельности до конца дней; в 1907 году (в год смерти) он писал: «Со всего света сыплются приглашения дирижировать!».

Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с музыкантами других стран. В 1888 году в Лейпциге состоялась встреча Грига с П. И. Чайковским . Композиторы, родственные по удивительной задушевности и простоте своей музыки, Григ и Чайковский прониклись чувством глубокой симпатии друг к другу. В своем «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Чайковский оставил живой портрет Грига и редкое по проникновенности и глубине определение характера его творчества.

Мысль о посещении России много лет занимала Грига. Однако, получив приглашение в тот год, когда Россия находилась в состоянии войны с Японией, Григ не счел для себя возможным принять его: «Для меня загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где почти в каждой семье оплакивают павших на войне». И далее: «Досадно, что так должно было случиться. Прежде всего надо быть человеком. Все истинное искусство вырастает только из человека».

Высокая принципиальность, честность отличали Грига всегда и во всем. Он отказался от концерта во Франции, не желая выступать в стране, в которой было спровоцировано «дело Дрейфуса». Демократ по убеждению, Григ не раз отклонял предложения и заказы, исходившие от коронованных особ. Вся деятельность Грига в Норвегии - пример чистого и бескорыстного служения своему народу.

Уединение в Трольхаугене, с одной стороны, и интенсивная концертная деятельность - с другой, не означали отказа от музыкально-просветительной деятельности у себя на родине. В 1880-1882 годах Григ руководит музыкальным обществом в Бергене. «Оркестровые силы... были ужасны... Но я желал бы, чтобы оценили, чего мы добились в шубертовской симфонии C-dur и одной из ораторий Генделя. Из хора я действительно сделал нечто...». Таково было состояние профессиональной музыкальной культуры в Норвегии и те результаты, к которым приводили старания Грига.

В 1898 году Григ организует в Бергене первый музыкальный фестиваль. Был приглашен амстердамский симфонический оркестр, исполнивший произведения норвежских композиторов. Фестиваль сыграл огромную роль в жизни Норвегии. «Теперь люди в Бергене, как и в Кристиании, говорят: мы должны иметь лучший оркестр! Это для меня большой триумф», - писал Григ.

Произведения второй половины 70-80-х годов. После создания «Пера Гюнта» внимание Грига распределяется между разными жанрами фортепианной, камерной инструментальной, оркестровой музыки. В произведениях второй половины 70-х и 80-х годов открывается много нового. Шире становится жанровый охват творчества Грига, разнообразнее тематика и стилистические приемы.

В 1875 году была создана Баллада для фортепиано , самое крупное из сольных фортепианных произведений Грига. Замечательный мастер вариационного развития, Григ очень редко пользовался формой вариаций. Темой для Баллады, написанной в форме вариаций, послужила народная песня. Скорбные интонации и мерная поступь придают теме сосредоточенность траурной мелодии:

Это произведение, с образами тревожными и скорбными, мужественными и волевыми, воспринимается как повесть о жизненной драме человека. Отдельные светлые блики лишь оттеняют драматизм повествования. Баллада - одно из самых сумрачных, скорбных произведений Грига - была написана в тяжелый для композитора год (год смерти его родителей).

В конце 70-х годов Григ был увлечен замыслами крупных инструментальных форм. Были задуманы фортепианное трио, фортепианный квинтет, фортепианный концерт. Однако закончен был только струнный квартет соль минор (1878). Квартет написан на тему одной из ибсеновских песен Грига («Песня музыканта» ор. 25, № 1), в которой говорится о красоте и силе искусства. Как лейттема, она объединяет части произведения и венчает его светлым гимном:

В 1881 году были созданы знаменитые «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки (ор. 35). В творчестве предшественников Грига - Шуберта, Мендельсона - оригинальные четырехручные произведения были распространены в качестве музыкального жанра, доступного для широкого круга любителей. Отсюда несложность замысла и стиля этих пьес. В «Норвежских танцах» Грига заметны иные тенденции. Количество и соотношение частей этой сюиты - лирика и скерцозность в двух средних частях, драматизм в первой и стремительный пляс в финале, динамичность развития первой части, тематические контрасты внутри частей, «тембровые» контрасты, насыщенная фактура - все это приближает «Норвежские танцы» к типу симфонического произведения. Не случайно популярной стала именно оркестровая редакция этого сочинения.

В 1884 году Григ написал сюиту для фортепиано «Из времен Хольберга ». Созданная в дни юбилея как музыкальный памятник писателю-просветителю XVIII века Людвигу Хольбергу, сюита выдержана в стиле музыки XVIII века. Части сюиты (прелюдия, сарабанда, гавот, ария, ригодон), приемы фактурного изложения, орнаментика, форма каждой части, гармонический строй - все это, как тонкая стилизация, воспроизводит характер эпохи. Но местами Григ чуть заметным тонким штрихом вводит свои гармонические краски или интонационные обороты, свойственные норвежской музыке, что придает особое очарование сюите (через год после создания сюиты Григ оркестровал ее).

В 80-е годы Григом были созданы камерные инструментальные произведения крупной формы: соната для виолончели и фортепиано (1883), третья соната для скрипки и фортепиано (1887).

После большого перерыва композитор вновь обращается к «Лирическим пьесам». В 80-е годы были написаны вторая (1883), третья и четвертая (1886) тетради «Лирических пьес». Много написал Григ в эти годы песен. Как живые слова о Норвегии, ее природе и людях, прозвучали они.

Склонность Грига к камерным лирическим жанрам нашла в эти годы новое, своеобразное проявление. Возникают два цикла фортепианных транскрипций собственных песен. Григ дает новую жизнь своим излюбленным музыкально-поэтическим образам, таким, как «Песня Сольвейг», «Первая встреча», «Сердце поэта», «Принцесса» и другие.

Последний период творчества. В 1890-е годы и в начале 900-х годов внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год Григ написал шесть тетрадей «Лирических пьес». К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига. В 1894 году он писал в одном из писем: «Я... настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и, я думаю, они - лучшие из когда-либо созданных мною». Эти слова могут быть отнесены к песням на тексты норвежского поэта Вильгельма Крага (ор. 60). Живопись яркой, радостной природы и полнота жизнеощущения («Море в ярких лучах сияет»), поэзия юности и душевной чистоты («Маргарита»), красота материнства («Песня матери») - вот образы цикла, которые так часто и разнообразно варьировал Григ в своем творчестве.

Автор многочисленных обработок народных песен, композитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой, Григ в конце своего творческого пути с новым интересом обращается к народной песне. «Я раздобыл этим летом в горах множество еще не опубликовнных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлинным наслаждением изложить их для фортепиано». Так возник в 1896 году цикл «Норвежские народные мелодии» (ор. 66) - девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэтических картинок природы и лирических высказываний.

Последнее крупное оркестровое произведение Грига, «Симфонические танцы » (1898), написано на народные темы, частично уже обработанные композитором ранее (в ор. 17 и 66). По характеру использования народных танцев, цельности общей композиции «Симфонические танцы» продолжают цикл «Норвежских танцев» ор. 35.

В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев (слоттов) для фортепиано (ор. 72). В отличие от своих прежних свободных поэтических обработок Григ в этом цикле стремится к сохранению тех особенностей звучания, какие эти танцы получают в исполнении народных скрипачей. Стремление к этнографической точности выразилось и в том, что отдельные танцы Григ предваряет изложением народных легенд, с которыми связывается их возникновение.

В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них ярко выразилось творческое credo композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке («... поиски, неустанные поиски, в надежде открыть когда-либо ту крошечную частицу нового, которая означает высшую радость художника») и верность высоким идеалам классического искусства, реалистического и художественно совершенного.

Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поезду по городам Норвегии, Дании, Германии.

Характеристика творчества

Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепианный концерт и Баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют о постоянном тяготении Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был интерес композитора к инструментальной миниатюре: циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы». В той же мере, как фортепианная, композитора постоянно привлекала и камерная вокальная миниатюра - романс, песня. Не будучи основной у Грига, область симфонического творчества отмечена такими шедеврами, как сюиты «Пер Гюнт», «Из времен Хольберга». Один из характерных видов творчества Грига - обработки народных песен и танцев: в виде несложных фортепианных пьес (ор. 17), сюитного цикла для фортепиано в четыре руки («Норвежские танцы» ор. 35) и для оркестра (оркестровая редакция «Норвежских танцев» ор. 35, «Симфонические танцы» на народные норвежские мотивы).

Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообразно и по тематике. Картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения - таков мир музыки Грига. Произведения Грига, о чем бы он ни писал, овеяны лиризмом, живым и любовным отношением композитора к темам своего творчества. «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры» (Чайковский).

Григ тяготеет к конкретности музыкальных образов. Поэтому большое значение в его музыке приобретает программность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта.

Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. В его произведениях лирико-драматического плана, казалось бы далеких от жанрово-бытовых образов, слышны характерные ритмы халлинга и спрингданса (Спрингданс (springe - прыгать, «танец вприпрыжку») - один из распространенных в Норвегии танцев, легкий и подвижный, трехдольный, с живыми и разнообразными ритмическими узорами, с переменами ритмических фигур, смещением сильной доли такта (см «Лирические пьесы»Трига ор. 12, № 6). Халлинг - сольный мужской танец. Четный размер, четкие упругие ритмы, подвижность и энергия движения передают характер танца, демонстрирующего силу, ловкость, мужественность.).

Мелодии Грига пронизаны интонациями, типичными для норвежской музыки, такими, например, как ход от первой ступени лада через вводный тон к квинте:

мелодические обороты со звучанием большой септимы:

Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные инструментальные наигрыши. Так, прообразом вступления ко второй скрипичной сонате являются импровизации народных скрипачей (см. пример 109). Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструментальной музыки.

Замечательное мастерство вариационного и вариантного развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повтора мелодии с изменениями ее. «Я записал народную музыку моей страны». За этими словами скрывается благоговейное отношение Грига к народному искусству и признание его определяющей роли для собственного творчества.

Публикация подготовлена на основе статьи Р. Ширинян

В истории музыкальных культур народов севера Европы - Дании, Норвегии, Швеции - есть общие черты, обусловленные общностью в их экономическом и социально - политическом развитии.

В частности, для них характерно позднее, по сравнению с европейскими странами, становление композиторских школ. Во второй половине 19 века среди этих школ особенно выдвинулась норвежская. Её возглавил Эдвард Григ - композитор мирового значения, оказавший влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на всю европейскую музыку в целом.

Норвегия в это время переживала трудный период развития. Более слабая в экономическом отношении, она находилась в подчинении то у Дании (16 – 19 вв), то у Швеции (19в). И лишь 1905 году Норвегия окончательно освободилась от политического диктата.

Знаменательный расцвет в это время переживает норвежская культура в целом, и музыкальная культура - в частности. Например - Людвиг Матиас Линнеман, начиная с 50 - г., проводит большую работу по собиранию музыкального фольклора, знаменитый скрипач Уле Булл, прозванный "северным Паганини", по выражению Грига, был "первым, кто подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки", в качестве автора многочисленных романсов выдвигается Хальфдан Кьерульф, патриотизмом отличается деятельность одарённого, к сожалению, рано умершего Рикарда Нурдрока - он является автором музыки национального гимна Норвегии.

Григ, однако, резко выделяется среди своих предшественников и современников. Подобно Глинке в России или Сметане в Чехии, он с необыкновенной отчётливостью воплотил в своей музыке народный колорит. "Я почерпнул, - говорил он, - богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада пытался сделать национальное искусство". Создав такое искусство, Григ стал основоположником норвежской музыкальной классики, а творения его - достоянием мировой художественной культуры.

Эдвард Хагеруп Григ

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Оле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе….. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

К сожалению, с возрастом здоровье Грига сильно пошатнулось, лёгочные заболевания всё чаще и чаще одолевают его… Умер Григ 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии национальным трауром.

Список произведений Э. Грига

Фортепианные произведения
Множество небольших пьес (ор.1, издан в 1862 году);70 содержаться в 10 "Лирический тетрадях" (изданы с 1879 - х годов по 1901)
Соната e - moll ор.7 (1865)
Баллады в форме вариаций ор.24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор.14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы - каприсы (2 пьесы) ор.37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (емть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для двух фортепиано в 4 руки (F - dur, c - moll, C - dur, G - dur.)

Песни и романсы
Всего - с посмертно изданными - свыше 140.

Камерно-инструментальные произведения
Три скрипичных сонаты (F - dur, G - dur, c - moll)
Виолончельная соната a - moll ор.36 (1883)
Струнный квартет ор. 27 (1877 - 1878)

Симфонические произведения
"Осенью", увертюра ор. 11 (1865 - 1866)
Фортепианный концерт a - moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор.34
"Из времени Хольберга", сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор.40
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из "Сигурда Йорсальфара" ор.56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор.64

Вокально-симфонические произведения
"У врат монастыря" для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
"Возвращение на родину" для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872)
"Одинокий" для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор.32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" ор.23 (1874 - 1975)
"Берглиот" для декламации с оркестром ор. 42 (1870 - 1871)
Сцены из "Улафа Трюгвасона" для солистов, хора и оркестра ор. 50(1889)

Хоры
Альбом для мужского пения (12 хоров) ор. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии для смешанного хора a cappella с баритоном или басом ор. 34 (1096)

Литературные сочинения
Среди опубликованных статей главные:"Вагнеровские спектакли в Байрейте" (1876), "Роберт Шуман" (1893), "Моцарт" (1896), "Верди" (1901), автобиографический очерк "Мой первый успех" (1905).


Top