Нарбут иллюстрации. Георгий Нарбут: Волшебные линии книжного мастера

Георгий Нарбут - украинский художник-график, иллюстратор, ректор и соучредитель Украинской академии искусств. Он создал проект герба и печати УНР, а также художественно оформил первые украинские банкноты и почтовые марки.

19 декабря 1917 года напечатана купюра достоинством 100 рублей - первый денежный знак УНР. И оформил её как раз Георгий Нарбут - большой знаток древнего украинского искусства и геральдики. Георгий Иванович применил декоративные шрифты и орнаменты в стиле украинского барокко XVII-XVIII вв., воспроизвёл самострел (как тот, что на гербе Киевского магистрата XVI-XVIII вв.), а также изобразил трезубец святого Владимира (сегодня государственный герб Украины).

1 марта 1918 года начинается новая страница украинской гривны. По решению Центральной Рады напечатаны гривны номиналом 2, 10, 100, 500, 1000 и 2000 (проекты двух последних выполнены уже после провозглашения гетманата). Георгий Нарбут выполнил эскизы банкнот: 10, 100 и 500 гривен. Купюра в 10 гривен украшена орнаментами из украинских книжных гравюр XVII в., на 100-гривневой - на фоне венка из цветов и плодов изображён рабочий с молотом и крестьянка с серпом; 500-гривневая украшена девичьей головкой в венке (эта купюра получила ироническое народное название «горпинка»).

Гетман Павел Скоропадский, придя к власти (1918 г.), восстановил рубль как денежную единицу Украинского государства. Эскиз купюры в 100 рублей также сделал Георгий Нарбут. На нем художник изобразил герб Украинского государства, индустриальные мотивы, портрет Богдана Хмельницкого (на водяных знаках). Скоропадский также утвердил спроектированную Нарбутом малую Государственную печать - на восьмиугольном фоне изображён казак с пищалем на плече, и сверху владимирский трезубец.

Будучи прекрасным знатоком украинской геральдики и древнего искусства, Нарбут выполнил множество гербов. Он был главным иллюстратором и оформителем книг-собраний «Малороссийский гербовник», «Гербы гетманов Малороссии», «Старинная архитектура Галиции», «Старинные усадьбы Харьковской губернии» и др. Нарбут каждое лето посещал Глухов - город казацкой славы. Художник создал и собственный герб, который подписал так: «Мазепинец полка Черниговского, Глуховской сотни, офицерский сын, гербов и эмблем живописец».

Один из известных исследователей творчества Нарбута Ф. Эрнст писал о художнике: «Он был украинцем не только по крови, языку, убеждениям - украинской стихией насыщенны и все его произведения, и формальный источник его гения бьёт неизменно из родного чернозёма Черниговщины».

Георгий Нарбут родился 26 февраля 1886 года на хуторе Нарбутовка Есманской волости Глуховского уезда Черниговской губернии, в семье обедневшего дворянина, выпускника физико-математического факультета Киевского университета. Среди предков Нарбута были и запорожские казаки. Мать будущего художника - дочь священника. В семье Нарбутов имелось семеро детей. Рос будущий художник на природе, с детства его окружали памятники архитектуры, старинные книги и картины.

Георгий Нарбут вспоминал: «С малых лет, сколько себя помню, манила меня живопись. При отсутствии красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей, я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем».

Именно это детское увлечение и способствовало формированию у будущего художника «силуэтного мышления».

А в украинских сёлах в то время пользовались популярностью вырезки из бумаги, так называемые «вытынанки». Георгий всё больше и больше совершенствовал своё мастерство. Учился он в Глуховской гимназии. Первыми его попытками в графике, как сам позже вспоминал, стали написанные готическим шрифтом с орнаментированными большими буквами «Поучение Владимира Мономаха своим детям» и «Евангелие от Матфея».

Переехав в столицу - Петербург, Нарбут поселился у известного русского графика Ивана Билибина, у которого непосредственно учился мастерству. А через несколько лет и сам вошёл в круг художников, которые восстановили в России искусство книги и назвали свою группу «Мир искусства». Так художник начинает поиски своего особого и неповторимого стиля. В 1912 году в оформлении сказки Андерсена «Соловей» и басен Крылова художник применяет силуэтную манеру. Особенностью его графики является декоративность и чёткость контурного рисунка.

Книгу «Соловей» он больше украшает, чем иллюстрирует, перенося зрителя в Китай, но не в настоящий, а в тот, который существовал на фарфоровых изделиях. Нарбут создавал свой собственный изысканный мир в книге, так как делал не только обложку, но и заставки, концовки, заглавные буквы.

Когда началась революция, Георгий Иванович вернулся в Украину и резко демократизировался: в его произведениях появились новые мотивы и новая техника исполнения. Он не подражал слепо старым образцам, как часто делали другие, а свободно творил, продолжая хорошую и сильную традицию национального искусства.

Главный шедевр киевского периода «Украинская азбука» Георгия Нарбута стал знаковым для всех последующих поколений украинских художников. Листы «Азбуки», как и вышитые национальные полотенца, имеют схематические изображения, где чёткая орнаментальная композиция сочетается с забавными изображениями героев украинского фольклора.

В 1920 году перед Нарбутом открылись новые возможности: Академия получила просторное помещение на Крещатике, графический факультет - печатные станки, возрождалось издательское дело. Георгий Иванович, несмотря на тяжёлую болезнь, упорно работал.

В последних своих произведениях Георгий Нарбут разрабатывал в графике идею культурного бессмертия народа, которая высоко подняла украинское искусство в яркую эпоху возрождения.

Георгий Иванович Нарбут – русский и украинский художник-график и иллюстратор. Родился он 28 февраля 1886 г. на хуторе Нарбутовка, неподалеку от города Глухова (Сумская область) в семье, которая принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Его отец, Иван Яковлевич, выпускник физико-математического факультета Киевского университета. Мать художника, Неонила Николаевна, была дочерью священника. В семье Нарбутов было семеро детей. Члены семьи не имели отношения к изобразительному искусству, но Георгий Иванович все же стал художником, а именно графиком.

Семья была небогата, в детстве красок у художника не было, все свое жалованье отец вкладывал в разведение фруктового сада. Рос будущий художник среди природы, мог часами разглядывать травы и цветы, бабочек и кузнечиков, зачитывался русскими народными сказками. Все это потом нашло отражение в творчестве художника. Творческие наклонности у Георгия Ивановича проявились рано. Позже он вспоминал: "С малых лет, сколько себя помню, влекла меня живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем". Получался силуэт-аппликация. Именно это детское увлечение и способствовало формированию у будущего художника "силуэтного мышления".

С 1896 года он учился в Глуховской гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, увлёкся геральдикой. Как сам художник позже вспоминал, первыми его пробами в графике были переписанные готическим шрифтом с орнаментированными заглавными буквами «Поучения Владимира Мономаха своим детям», «Евангелия от Матфея», «Песнь о Роланде». Огромное влияние на юного Нарбута оказал журнал "Мир искусства", где ему особенно нравились иллюстрации Билибина. Он стал рисовать иллюстрации, подражая "мирискусникам». В 1906 году, в Глухове, проходила большая художественная выставка, на которой экспонировались иллюстрации Нарбута к сказке Е. Д. Поленовой "Война грибов". Эти рисунки имели огромный успех и принесли художнику значительный гонорар. В это же время он проиллюстрировал сказки "Снегурочка" и "Горшеня". К ранним работам художника также относятся иллюстрации к сказкам «Деревянный орел» и «Медведь». По окончании гимназии в 1906 году Георгий с братом Владимиром переезжают в Санкт-Петербург и в конце августа поступают в Петербургский университет. Но Георгий Иванович занятия практически не посещал. В Петербурге он познакомился с Билибиным, и тот взял его под свое покровительство, ввел в круг "мирискусников», предложил ему комнату в своем доме. Тот период, что Георгий прожил у Ивана Яковлевича, был для начинающего художника настоящей школой мастерства. Сам Билибин называл своего нового ученика «талантом необъятных размеров».

Нарбут пробовал себя в самых разных жанрах, но его главной страстью была книжная иллюстрация. Очень скоро художник стал одним из самых популярных оформителей книг и журналов в Петербурге, а издательства соревновались за право сотрудничать с ним. В 1910-е годы начали появляться станковые работы "Пейзаж с кометой", "Кабинет ученого" и др. В этом же году оформил книгу, состоящую из двух сказок: «Теремок» и «Мизгирь». Первыми значительными работами молодого студента стали две детские книжки для малышей: "Пляши, Матвей, не жалей лаптей"(1910) и "Игрушки" (1911). В этих книгах он использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Иллюстрировал книги: «Басни Крылова» (1912); Г. Х. Андерсен «Соловей» (1912), «Стойкий оловянный солдатик» (1913), «Старый уличный фонарь» (1913). В 1913-1914 годах он оформил изданные С. Маковским сборники "Русская икона", издания по античной культуре для Брокгауза и Ефрона, делал лубочные картинки на военную тему, выполнял иллюстрации для литературно-художественного журнала "Лукоморье". Особенно интересны выполненные им в это время "военные аллегории". После Октябрьской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. В Киеве он занимался созданием эскизов военных мундиров армии Украины. Георгий Иванович оформлял многие украинские журналы, сборники стихов. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к "Украинской азбуке". Все листы были выполнены в классической технике рисунка пером и тушью. Иллюстратор книг Крылова, Достоевского, Гоголя, Андерсена и других писателей, он увлекался театром, автор первых украинских банкнот, грамот, открыток, почтовых марок и проекта герба Украинской державы. Осенью 1917 г. он стал профессором только что образованной Украинской Академии художеств, через полгода ее ректором. В конце 1919 г. Нарбут начал писать воспоминания. Прожил он всего тридцать четыре года. Его не стало в мае 1920 года в Киеве. Георгий Иванович был не просто интересным художником - он был в числе тех, кто положил начало украинской советской графике и высшему графическому образованию в Украине.

Детские книги издательства И. Н. Кнебель: Факсимильное воспроизведение двенадцати книг, выпущенных издательством в 1909-1914 годах. / [ред. В. И. Синюков; худож.: Г. И. Нарбут, Н. П. Ульянов, Д. И. Митрохин].- М.: Книга, 1989 г.

Сказки: Теремок. Мизгирь . изд. Кнебель, Москва, 1910 г.

Жуковский В. Как мыши кота хоронили : изд. Кнебель, Москва, 1910 г.

Журавль и цапля. Медведь. изд. Кнебель, Москва, 1907 г.

Пляши, Матвей, не жалей лаптей. изд. Кнебель, Москва, 1910 г.

И.А. Крылов. Три басни : /Лжец, Крестьянин и Смерть, Фортуна и нищий/. изд. Кнебель, 1911 г.

Г. Х. Андерсен. Прыгун . изд. Кнебель, Москва, 1913 г.

Г. Х. Андерсен. Соловей . изд. Кнебель, Москева, 1912 г.

И. А. Крылов. 1812 год в баснях Крылова . СПБ: Издание Общины Святой Евгении, 1912 г.

Работы художника:


Андерсен Г. Х. Соловей. Г. Нарбут


Деревянный орел. Г. Нарбут


Крылов И. А. Кукушка и петух. Г. нарбут

Георгий Нарбут - художник и иллюстратор. Он занимался оформлением детских книг, журналов. Стал автором первых банкнот и почтовых марок Украинской державы. О подробностях его профессиональной и личной жизни мы и поговорим.

Георгий Нарбут: биография

Художник родился в 1886 году на территории современной в Украине. Его отец был мелким служащим, хоть и принадлежал к литовскому дворянскому роду. Мать была дочерью священника. Кроме Георгия, в семье было ещё восемь детей.

Вместе с младшим братом он поступил в Глуховскую гимназию, потом на филологический факультет в Петербургском университете. Очень скоро Георгий Нарбут познакомился с иллюстратором и художником Иваном Билибиным, который стал первым его наставником. Он также обучался у Мстислава Добужинского и Леона Бакста, в 1910 посещал графическую студию в Мюнхене.

Нарбут стал членом объединения «Мир искусств», работал в журнале «Апполон» и «Гербовед», служил в департаменте геральдики. В 1915 году его призвали в армию, где он устроился в Красный Крест. В 1917 году график переезжает в Киев.

В столице Георгий Нарбут становится профессором и соучредителем Украинской академии искусств. Преподает Лозовскому, Могилевскому, Хижинскому, Кирнарскому. В 1919 году одна должность сменяет другую. Нарбут входит в профессиональный союз художников, затем в комиссариат по делам искусств и культуры. Позже занимает должность начальника отдела искусств в Наркомпросе, контролируя печатные издания.

Любитель-самоучка

Георгий Нарбут увлекался живописью с самого детства, в особенности его завораживали орнаменты. Художественные навыки он начал формировать сам, без чьей-либо помощи. Когда денег на краску не хватало, юный Нарбут вырезал узоры и силуэты из цветной бумаги, расклеивая их по всему дому.

Позже увлекся перерисовками. Он постоянно копировал рамки, шрифты, буквицы старинных книг, повторял зарисовки из книжек И. Билибина. В университете он нашел своих единомышленников. По вечерам они собирались для совместного рисования. А однажды устроили выставку, пригласив на неё опытных мастеров.

Билибин сразу же отметил потенциал Нарбута и даже порекомендовал его для школы Рериха. Его несомненный талант подкреплялся настойчивой практикой. Георгий Нарбут занимался с утра до позднего вечера. Признание и уважение он получил ещё при жизни. Его называли «необъятных размеров талантом», а Георгий Лукомский окрестил его «лучшим графиком в мире».

Георгий Нарбут: иллюстрации к сказкам

Самую первую иллюстрацию к книге Нарбут создал ещё в школе. Это было изображение к поэме «Песнь о Роланде». Следующими работами стали сказка «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Рассказы» Шолома Аша, «Ограда» В. Пяста. Поначалу художника обвиняли в отсутствии индивидуальности и подражании Билибину. Однако совсем скоро ему удалось выработать собственную индивидуальную манеру.

В Германии он работает над книжками В. Жуковского, издает серию книг под названием «Игрушки». Наиболее известными работами являются иллюстрации Георгия к басням Крылова и сказкам Андерсена. Здесь ярче всего представлен авторский стиль Нарбута.

Его перу принадлежит оформление книги «Три басни Крылова», «Крылов: басни» и «1812 год в баснях Крылова», а обложка к книге Андерсена «Соловей» считается одной из лучших работ мастера. Он также оформил обложку к «Стойкому оловянному солдатику» и книжке «Прыгун». Последней книгой Нарбута стала «Сказка о любви прекрасной королевы и верного принца», изданная в 1916 году.

Украинский период

Творчество Георгия Нарбута не ограничивалось оформлением детских книг. Художник углубляется в изучение украинского искусства и геральдики. В 1913 году он участвует в составлении «Малороссийского гербовника», где оформляет обложку книги и около 160 гербов. В 1915 году выходит книга «Гербы гетманов Малороссии».

Переехав в Киев, он берется за оформление различных упаковок, марок, игральных карт в национальном стиле. Увлеченность шрифтами и орнаментами находит отражение в разработке Украинской азбуки, которую художник так и не успел доделать. Буквы алфавита совместили в себе отечественные и зарубежные книжные традиции, их стиль часто называют «нарбутовским».

Чем ещё занимался Георгий Нарбут? Иллюстрации художника публиковались в десятке журналов, таких как «Зоря», «Мистецтво», «Наше минуле». В основе его работ лежали украинские фольклорные мотивы. В последние годы жизни он оформил книгу Зайцева «Оксана, первая любовь Шевченка» и начал работу над «Енеидой» Котляревского, которую так и не закончил.

Национальная символика

В 1918 году Георгий Нарбут занимается проектированием национальных символов Украины. Он создает Государственную печать, на которой изображает казака с мушкетом в обрамлении барочного картуша. Сверху над казаком находился трезубец. Изображение поместили на 1000 карбованцев.

Кроме того, Нарбут оформил первую банкноту УНР - 100 карбованцев, где он использовал элементы украинского барокко, трезубец и герб Киевского магистрата XVIII века. После введения гривны, художник выполнил зарисовки для купюр 10, 100 и 500 гривен.

Он также участвовал в конкурсе на лучшее оформление почтовых марок, по завершении которого Георгий стал автором первых в УНР марок на 30, 40, 50 шагов. На одной из них была изображена «Молодая Украина» - аллегория в виде девушки с венком на голове. Она же присутствовала на купюре в 500 гривен.

Личная жизнь

За свою жизнь Георгий Нарбут был женат дважды. Ещё в школьные годы он влюбился в одноклассницу младшего брата Марию Беловскую. Они часто общались, а, будучи студентом, художник сделал предложение девушке. Но предложение было отвергнуто, так как она была влюблена в его брата Владимира.

Георгий не терял времени и в тот же год влюбился в Веру Кирьякову. Она была дочкой помещика в родном селе художника - Нарбутовке. В 1913 году они обвенчались. В браке у них родились двое детей. Дочь Марина Березовская стала хореографом и исполнительницей классического танца. Сын Даниил стал известным художником.

В 1918 году Нарбут женился на Наталье Модзалевской. Ранее она была женой его близкого друга Вадима Модзалевского. В 1920 году Георгий Нарбут скончался после операции по удалению камней в почках. Его похоронили на

Нарбут Г. И.

(1886-1920), русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Учился у Л. С. Бакста, К. А. Сомова. Как художник сформировался под влиянием мастеров "Мира искусства", главным образом И. Я. Билибина. Работы Нарбута (иллюстрации, оформление книг) отличаются чёткостью контурного рисунка и острой декоративностью композиций, использованием сплошных чёрных силуэтов (иллюстрации к басням И. А. Крылова, изданные в 1911-12), а также орнаментики и геральдики старинных украинских гравюр (иллюстрации к книге Г. К. Лукомского "Галиция в её старине", издана в 1915).

Поэзия". Заставка к журналу "Мистецтво". Тушь, перо. 1919. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.
Литература: (П. Белецкий), Г. Нарбут. Альбом репродукций, К., 1983.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - , русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Учился у Л. С. Бакста, К. А. Сомова. Как художник сформировался под влиянием мастеров "Мира искусства", главным образом И. Я. Билибина...

    Художественная энциклопедия

  • - Казимир - представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице...

    Новейший философский словарь

  • - 1. , Людвик - польск. революционер, один из руководителей восстания 1863 на терр. Зап. Белоруссии и Литвы. Сын историка Т. Нарбута...

    Советская историческая энциклопедия

  • - авт. "Походного дневника", р. 17 авг. 1822, ген. от инф., почетн. чл. люблинск. собр., † 3 сент. 1894...
  • - д-р мед., р. 1871, клин. проф. Ник. воен....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - поэт и беллетрист, р. 2 апр. 1888 на хут. Нарбутовке, Глуховск. у., Черниг. губ., с. помещика...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1762 г., умер в 1837 г., сын Тадеуша Н., Лидского подкоможего...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - лингвист, препод. кутаисск. гимн., † 1894...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - контр-адмир., сотр. "Морского сборника", р. 1831, с. двор. Тверск. губ., † в Севастополе 18 апр. 1897...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дворянский род герба Трубы, литовского происхождения, восходящий к XV в. Войцех Н. был хорунжим надворным литовским и маршалом королевским, Петр - подкоморием великим литовским...
  • - автор двух капитальных исследований по истории польско-литовского государства: "Rys perwiastk ó w narodu litewskiego" и "Dzieje wewnę trzne naroda litew. z czasów Jana Sobieskiego i Augusta II, króló w polskich ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - польский писатель, принадлежал к ордену пиаров, был преподавателем математики в Вильно, писал стихотворения, много переводил; составил, между прочим, первую логику на польском языке: "Logika, czyli rozważania i rozsadzania rzeczy nauka" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный историк Литвы, воспитанник виленского университета, был военным инженером русской службы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I На́рбут Георгий Иванович, русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Как художник формировался под влиянием мастеров «Мира искусства» , главным образом И. Я. Билибина, у которого учился...
  • - литовский историк и публицист, писал на польском языке. В 1803 окончил Виленский университет. Автор истории Литвы в 9 тт. , написанной с феодально-монархических позиций. Собиратель литовских древностей и фольклора...

    Большая Советская энциклопедия

"Нарбут Г. И." в книгах

НАРБУТ Владимир Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).4.1888 – 14.4.1938Поэт, прозаик, критик, журналист, редактор. Член «Цеха поэтов» (с 1911). Стихотворные сборники «Стихи (Год творчества первый)» (СПб., 1910), «Аллилуйя» (СПб., 1912), «Любовь и любовь» (СПб., 1913), «Вий» (Пг., 1915), «Веретено» (Киев, 1919), «Стихи о войне»

НАРБУТ Егор (Георгий) Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

НАРБУТ Егор (Георгий) Иванович 14(26).2.1886 – 23.5.1920Художник, график. Ученик И. Билибина. Член объединения «Мир искусства». Ректор украинской Академии художеств (с 1918). Автор серий «Игрушки» (1910–1911), «Спасенная Россия по басням Крылова» (1912) и др. Брат В. Нарбута.«Спокойный, с

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960 Те, кто читал роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», конечно, помнят впечатляющую трагическую фигуру Колченогого и его соперника – Ключика, влюбленных в одну женщину – Ольгу Суок. Под именем Колченогого выведен Владимир Нарбут, под

Красный партизан Багрицкий. Петлюровец Владимир Сосюра. Большевистский акмеист Владимир Нарбут. 1919–1920

Из книги Эдуард Багрицкий автора Загребельный Михаил Павлович

Красный партизан Багрицкий. Петлюровец Владимир Сосюра. Большевистский акмеист Владимир Нарбут. 1919–1920 Во время интервенции, после ухода австрияков и германцев, Одессу поделили на четыре зоны: французскую, греческую, петлюровскую и деникинскую. Границами служили ряды

Владимир Иванович Нарбут

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Владимир Иванович Нарбут – Жизнь моя, как летопись загублена, Киноварь не вьется по письму. Ну, скажи, не знаешь, почему Мне рука вторая не отрублена? – Эх, Володя, что твоя рука! До руки ли, до соленой влаги ли, Если жизнь прошел ты от Цека По этапам топким до концлагеря! М.

Нарбут Георгий Иванович

БСЭ

Нарбут Теодор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

НАРБУТ Казимир (1738-1807)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

НАРБУТ Казимир (1738-1807) - представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице. С 1759 - в Виленскои пиарском коллегиуме, около четырех лет

Владимир НАРБУТ*

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

Владимир НАРБУТ* ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный модерн, - такое

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).IV.1886, хутор Нарбутовка Черниговской губернии - 14.IV.1938, погиб в заключении

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).IV.1886, хутор Нарбутовка Черниговской губернии - 14.IV.1938, погиб в заключении Нарбута считают акмеистом. Однако на фоне блестящей триады (Гумилев, Ахматова, Мандельштам) Нарбут всего лишь «спутник акмеизма», как выразилась Надежда Мандельштам. До

В. Нарбут Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913; Мариэтта Шагинян. Orientalia. М., 1913{18}

Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

В. Нарбут Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913; Мариэтта Шагинян. Orientalia. М., 1913{18} Из всех русских поэтесс, когда-либо выступавших на литературном поприще, пожалуй, лишь одна Каролина Павлова оправдала долгий и основательный успех, который неизменно сопровождал ее. Ее

«Хотели добыть серых волов, чтобы везли, по старому украинскому обычаю, его гроб, — но не нашли».

Георгия Нарбута хоронили в козацком жупане с серебряной пуговицей...

— Я Московщину не люблю. Люблю Украину, и ей отдам все силы, — говорит художник Георгий Нарбут архивисту Якову Ждановичу в конце 1917-го.

Уроженец хутора Нарбутовка под Глуховом — нынешняя Сумщина — он 10 лет прожил в Петербурге. Стал одним из самых популярных оформителей книг и журналов. Издательства соревнуются за право сотрудничать с ним. Но после Февральской революции решает перебраться на родину. Власть в Киеве принадлежит Центральной Раде, создают Украинскую академию искусств. Нарбуту предлагают стать ее профессором — самым молодым из восьми.

Академию открывают 5 декабря 1917-го. Накануне в Педагогическом музее, где заседал Совет, проходит выставка ее преподавателей. Нарбут представляет 11 своих произведений. В частности, семь рисунков из серии «Украинская азбука» и свой ​​силуэтный портрет. Среди украинских художников, которые до этого мало знали Нарбута, работы произвели фурор. Не менее яркое впечатление производит и автор. «Нас всех этот веселый, полный человек с живыми проницательными глазами, в одежде „земгусара“ сразу покорил привлекательностью», — вспоминает его коллега-профессор Василий Кричевский.

Георгий Нарбут родился 9 марта 1886 года. Его предком был родовитый казак Моисей Нарбут. В конце XVII века он имел мельницу неподалеку от Глухова — теперь Сумская область — вокруг которого впоследствии и образовался семейный хутор Нарбутовка.

После отмены Гетманщины Нарбуты стали помещиками. Родители Георгия имели девять детей. «С малых лет, сколько себя помню, меня тянуло к рисованию, — вспоминал он. — Из-за отсутствия красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандаша, я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил ее тестом». По окончании Глуховской гимназии вместе с братом Владимиром — тот позже станет русскоязычным поэтом — поступил в Петербургский университет.

Изучал восточные языки, затем перевелся на филологический факультет. Частным образом учился у художников Ивана Билибина и Мстислава Добужинского. В 1909-м совершенствовал мастерство у венгерского живописца Шимона Голлоши в Мюнхене. «Нарбут садился за рисунок утром, работал весь день, всю ночь, не ложась спать, а только выкуривая горы сигарет, работал еще утром и до обеда сдавал рисунок, — пишет художник Дмитрий Матрохин.

— Выносливость, усидчивость и упрямство его были чрезвычайные. Такая невероятная работоспособность, не русская какая-то, быстро сделала его мастером, выдающимся исполнителем и изобразителеем шрифтов, виньеток, оберток и чудесных своей изобретательностью, остроумием и едва заметной улыбкой иллюстраций к детским книгам. Овладев техникой, Нарбут с необычайной легкостью и скоростью рисовал черные бесконечные комбинации штрихов и пятен из неисчерпаемой сокровищницы воображения и памяти».

С женой Верой Кирьяковой и двумя детьми — 3-летней Мариной и 12-месячным Даниилом — сначала живут у друзей на Владимирской. В Киеве еще ​​продолжаются столкновения — за город сражаются войска Центральной Рады, большевиков и Временного правительства. Гремят взрывы, часто отключают электроэнергию. Не хватает самого необходимого — в дороге потерялась часть багажа семьи. Нарбут работает целыми днями, часто ночует в типографии — ходить по улицам вечером опасно.

«Перед Нарбутом стояла задача огромного масштаба. Когда-то графика, искусство, книгопечатание в Украине процветали. Позже из-за обескровливания и нивелирования украинской культуры российским правительством искусство книгопечатания пришло упадок и лишилось своих национальных черт, традиция прервалась.

Издательства, которые печатали книги на украинском языке, выпускали нечто страшное на такой бумаге и с такими рисунками, которые были больше рассадниками мещанского безвкусия, и скорее компрометировали украинскую культуру, чем агитировали за нее.

Таким образом задачей новой графической школы было не ограничиться рисованием отдельных картинок к тексту, а возрождение искусства книги в целом, поднять умение самых печатников, создать не только художественную, но и национально-украинскую книгу, выработать свой, новый шрифт, перевоспитать в художественном смысле и все общество», - пишет искусствовед Федор Эрнст во вступительной статье к каталогу посмертной выставки произведений Георгия Нарбута в 1926 году.

«Жизнь в Киеве в то время было ужасной во всех отношениях, — пишет в воспоминаниях жена Нарбута. — Город имел жалкий вид и был настоящей провинцией. Улицы не убирали и во многих местах они заросли травой, во дворах — сплошное болото и мусор. Движение на улицах быстро прекращалось, окна домов закрывали шторами, от чего плохо освещенные улицы казались еще темнее и безлюднее».

Через полтора месяца семья арендует квартиру на втором этаже деревянного домика в Георгиевском переулке — возле Софии Киевской. Чтобы из окон лучше было видно собор, Нарбут просит срубить сухое дерево в саду. Весной к ним подселяется его приятель — историк Вадим Модзалевский, который переехал из Чернигова, получив должность в Главном управлении искусства при Министерстве образования УНР. Вместе с Модзалевским — жена Наталья, родная сестра его первой супруги Александры, с которой он расстался в январе 1907-го.

«Они были очень нужны друг другу, — описывает приятелей историк Александр Оглоблин. — Бурный, неудержимый, вечно ищущий дух Нарбута искал тихой и преданной, глубокой и умной дружбы. Он ставил большие требования к ней. И вряд ли во всем обычном окружении Нарбута нашелся бы другой человек, который больше, или даже так же, отвечал этим требованиям, чем Вадим Модзалевский».

И Нарбут, и Модзалевский — ярые поклонники украинской старины. Регулярно ездят на Подол — скупают на рынке раритетные вещи. Нарбут шутит, что даже вино пить не может, если оно не налито в расписанную цветами бутылку. «Квартира постепенно начала приобретать черты музея. Здесь у Григория Ивановича все отражало тот высокий артистический вкус, которым так щедро одарила его природа», — вспоминает член Академии художеств, художник Николай Бурачек.

«Со светло-синих стен мастерской Нарбута и серых с черным столового покоя смотрят десятки старинных портретов из собрания Модзалевского и странный nature morte с полочкой книг, народные ковры, рисунки Нарбута, миниатюры, и у стены — редкая гарнитура из карельской березы с колоссальной длины диваном, — описывает помещение Федор Эрнст. — На столе — из художественного стекла мишки, бочонки, штофы, кружки, старая межигорская посуда, „миклашон“ — ни одной новой посудины».

Здесь часто бывают историки, искусствоведы, издатели, литераторы. Нарбут встречает гостей в необычном наряде: то в темно-синем казацком кафтане с серебряными пуговицами, то в персидском халате и феске, то в широкой блузе с множеством складок и желтых сапогах. Развлекает смешными и мистическими историями. Вот однажды рассказывает, что якобы видел чертей — воочию, в поле.

Георгий Нарбут. Заставка к журналу «Мистецтво», 1919 год. Тушь, гуашь. Национальный художественный музей Украины

— Такие, как маленькие дети, а не то — как крупные птицы. Только мы подъехали к плотине, а они один за другим с корней в воду и попрыгали. Я сам видел!

— А много перед тем было выпито? — допытываются гости.

— Ну, выпито было немало! Но где же ночью в поле возьмутся маленькие дети?..

Академия не имеет постоянного помещения — арендует то один, то другой дом. Нарбут же со своими учениками занимается преимущественно дома. «Если работы удовлетворяли профессора, он добродушно мурлыкал, улыбался, шутил, — пишет Бурачек.

— Но когда „произведения“ были сделаны плохо, „не для себя“, а „для профессора“, Георгий Иванович краснел, фыркал, как кот, и будто под влиянием личной обиды, начинал кричать. И сидят после корректуры ученики потупившись, окутаны печальным настроением. А еще хуже бывало, когда Георгий Иванович посмотрит на „произведение“, покраснеет, заложит руки за пояс и выйдет молча за дверь, а то еще и хлопнет дверью».

Зимой дети заболели коклюшем. Врачи советуют им чаще бывать на свежем воздухе. Нарбут отвозит семью под Киев — на дачу своего приятеля, искусствоведа Николая Биляшивского. Сам возвращается к работе. Не ходит к семье несколько месяцев, на письма не отвечает. Вера не выдерживает и едет домой. «Я совсем не узнала своей квартиры, — пишет.

— Модзалевские перевезли из Чернигова все свои вещи. Без моего ведома, но, очевидно, с согласия Георгия Ивановича, по-своему меблировали всю нашу квартиру, ликвидировали мою и детей комнату. Все говорило без слов, что полновластной хозяйкой стала Модзалевская Наталья Лаврентьевна».

Ссора. Вера оставляет квартиру навсегда. Разрыв и официальный развод. В январе 1919-го узнает, что Нарбут женился на Натальей Модзалевской. До последних своих дней он живет в одной квартире с новой женой и ее бывшим мужем.

После короткой власти Директории УНР Киев вдруг оккупируют большевики. Вскоре их меняют деникинцы. У академии — а Нарбута уже выбрали ее ректором — отбирают статус государственной, финансирование и даже слово «украинская» из названия. За спасением Григорий Иванович обращается в Днепросоюз — объединение украинских кооперативных организаций. На пожертвованные средства покупает две квартиры в доме в Георгиевском переулке. Сюда переезжают библиотека, мастерские, музей и канцелярия академии. В своей гостиной обустраивает мастерскую графики, в другой — комнату для совета профессоров и приемную ректора.

В проекте марки времен Гетманщины Павла Скоропадского Георгий Нарбут использовал символ Войска Запорожского — казака с мушкетом. Национальный художественный музей Украины

«Это был настоящий курятник, на чердаке которого потолок устилали фанерой, чтобы во время дождя не так хлестала вода, — пишет Федор Эрнст. — Мастерские отделялась от прохода большими полотнами — произведениями профессоров. Над высокими дверями, которые при открытиигромко скрипели, повисла желтая с черным вывеска со знакомыми формами нарбутовского шрифта — «Українська Академія Мистецтв».

Художник Михаил Бойчук в июне 1919-го устраивает прием у себя на Татарке. «На столе террасы расставлены блюда — галушки с творогом, пшеничная каша с картофелем и салом, вареники — вареникам несть числа, и все с крупными розовыми вишнями, и сметаны кувшины, — вспоминает тот день художник Георгий Лукомский. — Весело было. Радовались всему. Забыли о печали, заботах. Темнело.

Неспокойно было на улицах ночью: недавно забили Мурашко. Все поспешили домой. Напиться воды захотели. Не все. Только Нарбут и еще один художник. Яд пили: холодная вода из колодца была полна бацилл тифа. Вскоре оба заболели. Одинаково. И долго Нарбут мучился в тифу». Федор Эрнст подает другую версию этого момента: «В перерыве между двумя блюдами Нарбут выпил сырой воды из ванны — где запасливые киевляне держали в то время воду на случай, если ее не станет в водопроводе. В результате — брюшной тиф».

Болезнь дает осложнение — возвратный тиф. За ним — воспаление печени и желтуха. Не хватает денег — заказов почти нет. Вместе с Модзалевским должны распродавать предметы, которые еще ​​год назад скупали. Но спрос на них невелик — безденежье повсюду.

В декабре 1919-го Киев в третий раз займут большевики. Нарбут выпрашивает для академии большой дом на углу Крещатика и Думской площади — нынешний Майдан Независимости. От должности ректора отказывается. Передвигаться ему становится все труднее. Крепит к своей кровати доску и рисует полулежа. Когда в доме в Георгиевском переулке устраивают выставку профессоров и учеников УАМ, экспонирует одну из последних своих работ — рисунок «Фортуна». Однако не решается появиться на открытии — слишком плохо выглядит и чувствует себя.

27 марта 1920-го проходит последняя вечеринка в жилище Нарбута. «Бдініє бенкетноє всенощноє одправуючи рач, пане добродію, вдома добре виспатися: куняти-бо й позіхати незвиклою єсть річчю в товаристві персон зацних. Утікання ж до схід сонця з бесіди товариської господарі превратно витлумачити можуть: якоби шлунку хворобу якую од страв бенкетних зазнаную», — говорится в приглашении на вечеринку, которое Нарбут с Модзалевским составили на языке, стилизованном под книжный времен Гетманщины.

Собирается около 30 человек. Пьют «спотыкач грабуздовський», «водку никовськую», «солодуху ректорскую» — из коллекционных бутылок хозяина. «Нарбут сидел в торжественном кафтане на широченном диване из карельской березы и весь сиял, весь дрожал от счастья, — вспоминает тот вечер Федор Эрнст. Ставили пародию на постановку Малого театра, при чем актеры ломали руки и завывали загробными голосами. Меня Нарбут заставил одеться в женское платье и танцевать какой-то дикий вальса. В 3 часа Нарбута положили спать, но гости не разошлись до утра».

Процессия с гробом художника Георгия Нарбута проходит мимо Думской площади — нынешний Майдан Независимости, 25 мая 1920 года. Национальный художественный музей Украины

Его здоровье продолжает ухудшаться. Хирург вырезает камни из желчного пузыря.

— Печень ни к чему — хоть выбрось, — говорит, когда все закончилось.

Под Киевом в это время идут бои: армия УНР наступает на большевиков.

Последний разговор с Нарбутом его ученик из академии Роберт Лисовский опишет через 10 лет в «Воспоминаниях»: «Доносилась сильная орудийная стрельба, наступали наши, а мы здесь сидели втроем с его закадычным приятелем Модзалевским. Нарбут будто ожил и с полной радостной надеждой прислушивался к выстрелам и говорил, что никак не может дождаться наших».

умирает. «Чудесный весенний день, солнце заливает улицы, зеленые сады и широкие площади приветливого Киева, — описывает его похороны Федор Эрнст. — Отправился траурный ход. Хотели добыть серых волов, чтобы везли, по старому украинскому обычаю, его гроб — но не нашли. Пришлось нанять ломового извозчика, укрыли телегу старыми украинскими коврами, покрыли гроб красной китайкой. Впереди шел военный оркестр, студентки академии в светлых нарядах несли цветы. Вся художественная семья Киева — за гробом. На зеленой Байковой горе лежит его тело. Похоронен Нарбут в своем кафтане».

38-летний Вадим Модзалевский пережил товарища менее чем на три месяца — слег от дизентерии. Его похоронили на Байковом кладбище рядом с Нарбутом.

Сын стал театральным художником, а дочь — танцовщицей

Первая жена Георгия Нарбута — Вера Кирьякова — была членом Комиссии по подготовке посмертной выставки его произведений во Всеукраинском историческом музее им. Тараса Шевченко в 1926 году. Вскоре вышла замуж за Бронислава Линкевича — бывшего секретаря председателя Директории УНР Владимира Винниченко. Вместе с ним переехала жить в Россию. Там в 1962 году написала воспоминания о Георгии Нарбуте. Умерла в 1981-м в Черкассах — там жил сын Даниил.

Он стал театральным художником. Во время Большого террора Даниил Нарбут получил три года исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую деятельность». Участвовал в финско-советской войне 1939 года, в обороне Киева 1941-го. При независимости получил звание народного художника Украины и Шевченковскую премию. Умер в 1998 году.

Дочь Марина сделала карьеру танцовщицы и хореографа. Работала в театрах Киева, Нижнего Новгорода, Берлина. В 1949-м переехала в Австралию, преподавала в высших художественных заведениях. Соучредитель Балетной компании Западной Австралии. Умерла четыре года назад.

Дальнейшая судьба Натальи Модзалевской неизвестна.

Нарбут разработал проект кресла для государственногo сената

«Государственные знаки в исполнении Нарбута — это наше наглядное свидетельство государственной спелости, наша гордость и слава, — пишет искусствовед Владимир Сочинский. — В денежных знаках и марках Нарбут, кроме большой финезии исполнения, графического совершенства и оригинальности содержания достиг большого творческого синтеза украинского национального стиля, и собственно этим они для нас очень ценны».

Национальный художественный музей Украины

В декабре 1917-го вводят в обращение первый денежный знак УНР — купюру номиналом 100 рублей. Ее разрабатывает Георгий Нарбут. Изображает здесь трезубец — родовой знак князя Владимира Великого, — и самострел — старый герб Киева. Орнаменты — в стиле украинского барокко.

Нарбут создал 13 украинских банкнот из 24, выпущенных в 1917-1920 годах — при Центральной Раде, Гетманщине и Директории. Разрабатывает и первые украинские почтовые марки, номиналами в 30, 40 и 50 шагов. Первая — в ​​синих тонах. В восьмиугольнике, на сетчатом фоне — профиль женской головки в венке из колосьев пшеницы — «украинизированная античность». В 1920-х французский журнал l’Amour de l’Art рекомендует брать за образец марки Нарбута при изготовлении государственных символов.

В апреле 1918-го к власти приходит гетман . Нарбут рисует эскизы новых денег. Разрабатывает проекты формы для гетманского двора, правительственных учреждений и армии. И даже кресла для государственного сената (на рисунке). В грамотах и приглашениях, дипломах профессоров УАМ использует им самим разработанный шрифт, навеянный письмом Пересопницкого Евангелия XVI в.

Нарбут проектирует герб Украинской Державы. Считает, что главным его элементом должен быть символ Войска Запорожского — казак с мушкетом, а трезубец следует разместить сверху, над щитом. Входит в комиссию по разработке украинских орденов. Настаивает, чтобы в их оформлении использовали трезубец на фоне сине-желтой ленты. Когда председатель комиссии Георгий Гончаренко выступает против и советует ориентироваться на российские императорские награды, называет того «кацапом».

Марта Гавришко, кандидат исторических наук; иллюстрации: Национальный художественный музей Украины; опубликовано в журнале КРАЇНА

Еще в разделе читайте:


Top