Сердцем не увидишь. Смотреть что такое "Главного глазами не увидишь" в других словарях
— Здравствуй, - сказал он.
— Я — Лис.
— Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
— Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
— А как это - приручить?
— Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. -
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете…
— Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. -
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, - сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, - возразил Лис, он умолк, потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили.
— Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… - сказал он.
— Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Главного глазами не увидишь
Главного глазами не увидишь
см.
Самого главного тазами не увидишь.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Главного глазами не увидишь" в других словарях:
С французского: L essentiel est invisible pour les yeux. Из повести «Маленький принц» (1943) французского военного летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери (1900 1944). Слова Лиса, обращенные к Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце.… … Словарь крылатых слов и выражений
- (Saint Exupery) Сент Экзюпери (Saint Exupery) Антуан де (1900 1944) Французский летчик, писатель. Афоризмы, цитаты Сент Экзюпери Антуан биография (Saint Exupery) Маленький Принц, 1943 *) Перевод: Нора Галь Ты навсегда в ответе за всех,… … Сводная энциклопедия афоризмов
- (Надежда Николаевна) (31 января 1952, Улан Батор 6 марта 1969, Ленинград), российская художница, прожившая всего 17 лет и оставившая заметный след в истории изобразительного искусства России более десяти тысяч рисунков, в основном иллюстраций к… … Энциклопедический словарь
- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия
Воронкова, Любовь Фёдоровна Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман … Википедия
Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия
Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия
Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия
Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия
Книги
- Маленький принц , Сент-Экзюпери Антуан де. Эту книгу можно читать в любом возрасте и любое количество раз, открывая для себя что-то новое. Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери - это мудрая философская причта о самом…
- Маленький принц , Антуан де Сент-Экзюпери. Эту книгу можно читать в любом возрасте и любое количество раз, открывая для себя что-то новое. Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери - это мудрая философская причта о самом…
Цель:
- Знать особенности творчества А. Сент-Экзюпери, содержание философской сказки “Маленький принц”.
- Уметь анализировать поступки героев, применяя философские категории.
Оборудование:
- Иллюстрации сказки.
- Музыкальное оформление: “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева) “Нежность” (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).
Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери.
- “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…”
- “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
- “Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все”.
- “Ищите меня в том, что я пишу….Чтобы писать, надо прежде всего жить”.
- “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
- “Я родом из моего детства… Детство – это огромный край, откуда приходит каждый”.
- Жанр – Философская сказка
мир взрослых мир детей
- Приручить (создать узы).
- “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?” (Л.Н. Толстой. )
I. Слово учителя:
Вся мысль моя – тоска по тайне звездной…
Вся жизнь моя – стояние над бездной…
За мигом миг в таинственную нить
Власть Вечности, бесстрастная, свивает,
И горько слеп, кто сумрачно дерзает,
Кто хочет смерть от жизни отличить…
Какая боль, что грозный храм вселенной
Сокрыт от нас великой пеленой,
Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,
Стоим, века, у двери роковой.
Вся наша мысль – тоска по тайне звездной….
Вся наша жизнь – стояние над бездной…
… Жизнь и смерть…, добро и зло…, любовь и ненависть… - вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа.
– Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?
Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!
“Вечные” вопросы: – Для чего мы живем? - Что есть счастье?… – Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда “вечных” вопросов много веет духом ритори-
ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин )
Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?”
Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном…
Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери .
(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)
“Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.
Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки…
И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов…
Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.
Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.
После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.
Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по … литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. “Прежде, чем писать, нужно жить”, - наметит он позже.
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”.
В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”, … “нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”.
Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.
“Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”.
31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.
… Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.
А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда…
Полет прерван, жизнь закончена. Смерть!
Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?
Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные
рецепты:
И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.
Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца?
Пророчески звучат строки:
Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.
Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.
И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц
Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”.
Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)
Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие
Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.
Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину , ведь детский взгляд неподкупен.
(Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет)
… Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”.
Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”…
Рассказ – иллюстрация:
– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?
Кто самый внимательный читатель:
- Что представляет собой попавшая на планету Роза? Какой у нее характер?
- Почему Маленький Принц отправился в путешествие? (он еще не умел любить)
- Как Роза отнеслась в решению Маленького Принца? Почему?
- Как путешествовал Маленький Принц?
- Зачем он летит? Что он ищет?
Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!
Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.
И о каждом из них у малыша сложились особые представления:
1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?
(Странный народ – эти взрослые)
II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Деловогочеловека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд
(Чтение по ролям)
– Почему Делец не может быть человеком , он гриб?
Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).
Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.
– Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)
– Чем мир взрослых отличается от мира детей?
Цитата (Почему взрослые любят цифры?)
Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой?
– Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.
Картина 2 . Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)
– Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943).
Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.
Человек должен отвечать за тех, кого приручил!
Все просто – и сложно!
Путешествие продолжается!
III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!)
На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?
(Именно Географ, размышляющий о вечном , заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)
Он советует Маленькому Принцу посетить землю , у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.)
IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка .) Пустыня встретила героя. Почему?
Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”.
– Почему змея считает себя могущественнее людей?
– В чем мудрость простого цветка на земле?
– Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?
– Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?
– Чему Лис учит Малыша?
- Каждое чувство надо заслужить работой души. Любовь – труд души!
- Зорко одно лишь сердце. Искать надо сердцем!
- Ты в ответе за тех, кого приручил!
- Узнать можно только те вещи, которые приручить, которым отдаешь самое ценное – время! Познать что-либо можно лишь приручая
Что значит приручить?(Создать узы.)
Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.
– Почему принц решает вернуться к Розе?
– Что в дружбе самое главное? (Верность.)
– Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?
Маленький Принц возвращается к своей Розе.
– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)
Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.
Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.
Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери.
Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”.
За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.)
Сент-Экзюпери (любовь к людям).
Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.)
Учитель:
Любовь готова все прощать. Когда она – любовь.
Умеет беспредельно ждать. Когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть. Когда она - любовь.
Ее немыслимо забыть. Когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать. Когда она любовь.
Она – спасенье, благодать. Когда она – любовь.
Э.Рязанов
В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.
Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!
Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов)
Дополнительные вопросы:
- Понравился ли этот взрослый поиск?
- Чему вас научил Антуан де Сент-Экзюпери.
- Приручил ли вас Маленький Принц?
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»
Города Рославля Смоленской области
ЭССЕ
Выполнил: ученик 5 класса Б
Каширин Алексей
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Базаркина Ю.Н.
г. Рославль, 2014
«Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь»
Эссе
Есть люди, которые кормят котов,
А есть, которые их ласкают.
Есть люди, которые ахают при виде цветов,
А есть те, которые их поливают…
Жан Ансельм
Одним солнечным морозным днем я стоял на автобусной остановке. День был изумительный: искрящийся, сверкающий. Так хорошо!
Возле остановки стайка голубей. Какая-то девочка лет десяти крошила им хлеб. Птицы клевали и доверчиво приближались к ней. Она присела на корточки, захотела погладить птиц. Один, видимо уже наголодавшийся за эту короткую зиму, доверчиво жался к ней. Наверное, он думал, что руки, которые только что давали хлеб, не могут причинить зла. Но девочка думала иначе… В какой-то момент, я даже не понял, как это произошло, она сжала его в своих руках. Голубь рванулся, осознав опасность, и …хвост птицы остался у девочки в руках. Раненый голубь кое-как примостился на карнизе соседнего здания, а его обидчица ревела во весь голос, оттого что «птичка улетела». Её бабушка, наблюдавшая за происходящим, утешала «обиженную» внучку. Всех стоявших поразило случившееся. Люди гневно комментировали поступок девочки и реакцию её бабушки. Но меня поразила бабушка, которая утешала свою внучку, ни словом не укорив её и не вспомнив про несчастную птицу.
День как-то сразу померк…
Наверное, многие скажут: « Ну что такого страшного произошло?!» В этом-то весь и ужас! Мы привыкли относиться к окружающему нас миру как к нашей собственности.
Вспомнились слова Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: « Не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Этими словами можно обратиться и к девочке, и к её бабушке. Ведь если сейчас ребенку не объяснить весь ужас её поступка, чем это может обернуться в будущем?!
Мы все хотим, чтобы нас любили. Но я только сейчас понял, что эта любовь должна быть разумной, иначе она приносит зло. Мать, бабушка так добра, так всепрощающа к ребенку, что он вырастет бездушным эгоистом.
Наверное, это имел в виду Лис из сказки А. де Сент-Экзюпери, открыв на прощанье Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазам не увидишь».
Слова мудрого Лиса вошли в сердце мальчика, и оно стало зорким. Маленький принц научился видеть то, что глазами не увидишь.
Вот бы каждому из нас на пути встретился такой мудрый Лис…
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери - сказка. Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Детская интонация нужна автору для того, чтобы воплотить свой философский замысел. Дети мудро простодушны, их человечность еще не надела «искривляющих очков». Детское отношение к природе и человеку противоположно серьезности взрослых, которая является всего лишь привычным способом извращать мир и человека.
Взрослый летчик, которому пришлось сделать вынужденную посадку в пустыне Сахара, оказался полностью изолированным от других людей, вокруг на тысячи миль не было никакого жилья, ему не с кем было поговорить. Но каково же было его удивление, когда на рассвете его разбудил чей-то тоненький голосок... Так летчик познакомился с необыкновенным малышом - Маленьким принцем. Каждый день он узнавал «что-нибудь новое о его планете, о том, как он покинул ее и как странствовал», и человеку заново открывались истины, на которые взрослые давно перестали обращать внимание.
Решив путешествовать, Маленький принц встретился со многими совершенно непонятными ему вещами и людьми: королем, который не терпел непокорства, любил власть. Но короли ничем не владеют, они только царствуют, поэтому власть бессмысленна. Как и тщеславие, и честолюбие, которые Маленький принц увидел у честолюбца. Глупо хвалить и уважать человека ни за что. Горький пьяница пьет для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Тоже бессмысленно. У делового человека неисчислимое количество звезд, которые ему не могут пригодиться. Бездушный географ фиксирует все постоянное и не считает важным то, что исчезает. Фонарщик вроде бы занят делом, но облегчить себе работу почему-то не хочет.
Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей нехорошо, и с людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно. У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, - нежность, отзывчивость, правдивость, искренность, способность дружить делает человека слабым. Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.
Лис открыл Маленькому принцу свой секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Маленький принц запомнил: «Кто-то бывает дорог потому, что ты отдавал ему все дни», «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил». Отношения привязанности или любви Лис называет «прирученностью». И эти отношения открывают дорогу к познанию настоящей правды: только любя познаешь верно. Только любящее сердце может отличить фальшивое и ненастоящее в человеке от истинного и естественного. Но, с другой стороны, сердце никогда не сможет ответить, почему злая бессмыслица преобладает в человеке и откуда берется ее сила и могущество. Сердце подсказывает Маленькому принцу: то, что видят глаза, - неправда, но оно немного ошибается. Все-таки глаза - опыт и разум человека - могут помочь объяснить то, что сердцу кажется бессмысленным.
Сказка о Маленьком принце заканчивается грустно. Герой печалится о потерянной гармонии в жизни и любви, но пути назад уже нет. Невозможно вернуться в детство, оно остается в прошлом навсегда. Но у Маленького принца нет и пути вперед, он не может только с помощью своего душевного тепла и света одержать победу над злом и бесчеловечностью, и ему остается только умереть.
В своей сказке автор стремится объяснить нам, что самого главного глазами не увидишь, но сердцем и разумом - обязательно. Сент-Экзюпери говорил: «Истина - это простота. К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же».