Синявская Тамара Ильинична: дети от первого брака. Оперная царица тамара синявская Т синявская биография личная жизнь

Со знаменитой певицей Большого театра, вдовой Муслима Магомаева Тамарой Синявской мы встретились в ГИТИСе, где Тамара Ильинична заведует кафедрой вокала...

«Отдай мою куклу»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы ведь в своё время гастролировали по всему миру и Союзу. Если бы сейчас вас с учениками-певцами позвали выступить в Киев, поехали бы?

Думаю, навряд ли. Чтобы услышать какое-то слово вслед?.. Кто меня там ждёт? Вы знаете, это приблизительно то же самое, что взаимоотношения мужчины и женщины. Если ты желанная - иди. А если нежеланна, зачем идёшь-то к нему? (Пауза.) Наверное, если бы я там выступила, меня бы с моими взглядами либо осудили в прессе, либо сказали: «Давайте жить дружно»... Всё, что происходит сейчас, похоже на скандал на общей кухне, где делят кастрюли и конфорки... Зачем вообще ругаться на весь мир? Для меня лично это о-о-очень низкий уровень... Люди думают, две жизни будут жить? Друзья мои, вспомните, есть Любовь, Искусство, есть Чувства... Родные же мы народы! Первое время из-за известий об Украине я не спала - так сердце колотилось... Я свою сознательную жизнь прожила в Советском Союзе, мне и в голову не приходило, что Украина - это «соседнее государство»...

Певица Тамара Ильинична Синявская получает первую премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. 2-25 июня 1970 года. Фото: РИА Новости / Олег Макаров

- А некоторые украинские политики считают - Америка им ближе, чем Россия...

Каждый человек имеет право на своё мнение. А также право иметь мозги. Ну ты сам-то с собой поговори, что тебе лучше - дружить с вечным ближайшим соседом или с далёкой Америкой? Ради бога, если тебе так нравится уклад американской жизни - бери визу, билет и поезжай, будет твоя родина там. Я не очень понимаю, о каком духовном родст-ве с Америкой они говорят?!

Но, глядя на сегодняшнее противостояние между бывшими советскими республиками, невольно возникает сомнение в былой дружбе народов... Была она?

- (С нажимом.) Была! Я вспоминаю правительственные концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех 15 республик. Молдавия - Мария Биешу . Эстония - Георг Отс . Украина - Дмитро Гнатюк , Юрий Гуляев , Анатолий Соловьяненко , Евгения Мирошниченко . Азербайд-жан - догадываетесь, кто был? (Муслим Магомаев. - Ред. ) Литва - Виргилиус Норейка . И, конечно же, Большой театр выставлял всю свою мощнейшую обойму: Тамара Милашкина , Евгений Нестеренко , Владимир Атлантов , Елена Образцова , Юрий Мазурок , ну и ваша покорная слуга. Мы, артисты, дружили между собой, мы друг другом восхищались. К примеру, приезжал Виргилиус из Литвы - и чтобы он не позвонил? (Говорит с литовским акцентом.) «Муслимчик, я здесь, в Москве, может быть, встретимся?» А как же иначе? У дружбы на уровне искусства предела нет. Или, допустим, приезжаю я в Киев и знаю, что у меня там очень много друзей и многие из них придут на моё выступление. Как правило, в конце сольного концерта я пою песню на языке той страны, в которой гастролирую. Естественно, спела и на украинском. На следующий день газеты написали: «Она - украинка, просто скрывает». Должна сказать, что я очень любила Украину, да и сейчас её люблю… Кстати, вся Украина Муслима обожала!

Участники благотворительного вечера «Премьера премьер» народная артистка СССР Екатерина Максимова, народная артистка РСФСР Тамара Синявская, народный артист РСФСР Владимир Спиваков на сцене Государственного киноконцертного зала «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Мы и не думали тогда о национальностях! Честно говоря, я и сейчас о них не думаю... Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви и с бесконечным восхищением человеком, которого так щедро одарил Господь Бог. Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Действительно, если тебе человек приятен, если ты его в буквальном смысле «пьёшь», ты что, будешь думать, сколько в нём течёт кровей? Да никогда в жизни! Видимо, мы так были воспитаны. (Поёт.) Ещё в далёком 1957 г. я услышала замечательную песню - это был гимн демократической молодёжи, который звучал на всех улицах Москвы во время Первого фестиваля молодёжи и студентов Москве. «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём, в эти грозные годы мы за счастье бороться идём...» Конечно, это песня из детства...

«Мы гордились СССР»

Елена Образцова с большой болью говорила: сегодняшние певцы, отучившись в России, разъезжаются по всему миру...

Полностью согласна с Еленой Васильевной, царствие ей небесное. В своё время нас воспитывали в любви к своему дому, к Ро-ди-не, не стесняясь этого слова! Да, мы ездили на гастроли. Да, у тебя есть дом родной, и ты можешь ездить «по гостям» сколько угодно. А если у тебя нет дома, ты кто? Вечный кочевник! Вечный пилигрим. Выезжая за рубеж на гастроли, я всегда знала, кто я. И кого я представляю. (Повышает голос.) И попробуй кто-нибудь при мне сказать что-то плохое о моей стране! Каким-то необъяснимым образом я сразу становилась человеком-трибуном! И доказывала я свою правоту, будучи на сцене. И те люди, которые 15 минут тому назад скептически кривились: «А, Советский Союз», мне хлопали! Заметьте - не я им! Вот в чём была задача. Гордились мы своей Родиной! И не просто так пели на конкурсах международных, а отвоёвывали честь своей страны!

Cолистка ГАБТ России, народная артистка СССР Тамара Синявская и её супруг, народный артист СССР Муслим Магомаев во время выступления на концерте. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

К сожалению, сейчас я мысленно не могу ухватиться ни за одного певца или певицу, для которых Россия, что называется, была бы «основным местом работы», базой. Получается, что ты и за границей, и на родине - «гость дорогой». И как это понимать?.. Я крайне болезненно отношусь к тому, что сейчас многие себе позволяют говорить что угодно о России. (Вздыхает.) Не означает ли это, что, глядя на себя в зеркало, ты плюёшь в лицо сам себе?! А я как любила свою Родину, так и буду любить до конца. И знаете, когда я чисто физически это ощутила? По телевизору показали первую встречу Путина с нынешним крымским руководством... Это событие всколыхнуло всю мою детскую память, когда от пионерского ансамбля имени Локтева меня отправили в качестве поощрения в «Артек» в зимний период, я там училась в школе... Тогда Крым был ещё в составе Российской Федерации... У меня мурашки побежали от мысли, что Крым возвращается! Мура-а-ашки! Объяснение здесь одно: я исконно коренной русский человек. И нутро в этом смысле у меня ого-го какое. (Смеётся.)

Тамара Синявская и Муслим Магомаев Фото: www.russianlook.com

«Всё бежим, бежим»

Тамара Ильинична, глядя на сегодняшних исполнителей, возникает вопрос: а где глыбы-то? Почему не рождаются личности уровня Муслима Магомаева?

Дело не только в голосе. Конечно же, есть молодые голосистые ребята. Но! Мы же всё время бежим, бежим куда-то… Мы даже не успеваем оглянуться. К примеру, появился какой-то замечательный голос - вы что, думаете, его второй раз покажут по телевизору? Нет! Бежим дальше! Ищем новых, делаем из них звёзд в кавычках. Эти «звёзды» мелькнут два раза на экране и либо угасают, либо с турами по стране... А с Муслимом, я думаю, даже и сравнивать не надо... Он был отмечен Господом Богом. И это моё твёрдое убеждение. До самого последнего дня пребывания на этой земле он вызывал к себе интерес. Не делая для этого ни-че-го. Просто раз и навсегда захватив в плен своим талантом.











Народная артистка Советского Союза, которая 34 года была женой великого советского певца Муслима МАГОМАЕВА, Тамара СИНЯВСКАЯ: «Муслим был сюда послан - за его достоинство, деликатность, щедрость, заботу, огромное чувство ответственности и умение дружить можно было, как говорится, и жизнь отдать»

Часть II




«КНИГУ ПЛИСЕЦКОЙ ПРОЧЕСТЬ ДО КОНЦА НЕ СМОГЛА - ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦ ОТЛОЖИЛА В СТОРОНУ»

Тамара Ильинична, все, кто вас знают, говорили мне, что вы никогда не занимались интригами и подковерной борьбой, тем не менее Большой театр, по слухам, интриговал всегда, и книги Майи Плисецкой и Галины Вишневской, в общем-то, ярко эту сторону жизни Большого отображают. Вам нелегко было удерживаться в стороне?

Очень легко, потому что мне всяческие козни были неинтересны. Я не знала, кто с кем «дружит», у кого с кем, так сказать, роман - это и до сих пор не волнует. У меня была своя жизнь и любимая сцена, и этим было заполнено все, - ну какое мне дело, что, к примеру, в среду кто-то с кем-то повздорил?

- Талантливый человек, иными словами, в интригах может и не участвовать?

Это как Бог даст - вот мне он это дал. Во мне ни зависти нет, ни злости - ну ничего!

- Вы книги Вишневской и Плисецкой читали?

- Там правда или вольная интерпретация событий?

Плисецкую, если честно, прочесть до конца не смогла - после нескольких страниц отложила в сторону. Мне трудно было во все это погружаться...

- По моральным соображениям?

Естественно, а книгу Вишневской проглотила, потому что Галина Павловна подарила мне ее персонально в тот момент, когда они с мужем, будучи отлученными от России и не имея гражданства, жили в Париже. Она даже сомневалась, удастся ли мне перевезти эту книгу через границу, боялась за меня, поскольку за ввоз подобной литературы в Советский Союз по головке, в общем-то, не погладили бы, но я тогда была депутатом Верховного Совета СССР, и меня, слава Богу, не трогали, поэтому книгу благополучно провезла. Она даже побоялась ее надписать, чтобы меня, так сказать...

- ...не скомпрометировать...

Да, мало ли на чьи глаза это попадется! Потом, когда мы здесь, в Москве, встретились, я спросила: «Галина Павловна, а вы помните..?». Она (басовито): «Помню, помню».

- Вишневская хорошей певицей была?

Хорошей. Я бы сказала: профессиональной. У нее комплекс всего был. Да-да, не удивляйтесь: вы думаете, комплекс - недостаток какой-то? Нет, это синтез: и актриса, и певица, и очень целеустремленный человек. Как знаете кто? Как зверь в профессии - я безумно таких людей уважаю.

Евгения Семеновна Мирошниченко сетовала не раз: «Ах, почему у меня не было такого мужа, как у Гали Вишневской?!»...

Ну, чтобы его иметь, надо самой быть Вишневской.

- Наличие всемирно известного мужа имеет значение?

Не знаю.

- Сегодня, когда Галина Вишневская подолгу в России живет, вы встречаетесь?

Очень редко, но видимся - совсем недавно были на открытии Конкурса имени Чайковского здесь, в Москве.

- О чем такие большие певицы, как правило, говорят?

- (Напевает из дуэта Лариной и няни): «Как я любила Ричардсона!». - «Вы были молоды тогда». Понимаете? Начинаются воспоминания, и сразу она оживает. Вишневская до сих пор красавица номер один, до сих пор за собой следит, и я ее очень люблю.

Вы очень быстро перешли от концертов «парадных», как называли свое детские вокальные экзерсисы в подъездах старых московских домов с высокими потолками, мраморными полами и великолепной акустикой, к правительственным, в которых любили исполнять романсы...

И не только...

Ну, я сейчас еще до песен советских композиторов - Блантера, например, дойду. У меня это на пластинках было: «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Полюбила я парнишку», «У крыльца высокого», «Лучше нету того свету»...

Свету не надо (смеется) - цвету.

«ДЛЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА, - СКАЗАЛ МУСЛИМ, - ВЫ СЛИШКОМ СКРОМНАЯ»

Это я просто Войновича вспомнил - историю, описанную в его «Чонкине», как некий бдительный товарищ донос на поэта Исаковского накатал - мол, его слова в песне «Лучше нету того свету...» звучат с пластинок и разносятся с помощью радио на весь Советский Союз, в том числе и известная строчка «Как увижу, как услышу...», но прислушайтесь внимательно и уловите нечто другое: «Каку вижу, каку слышу»... Тамара Ильинична, романсы и песни советских композиторов - это все-таки немножко другое, нежели оперные партии...

Да, безусловно. Романсы относятся больше к классике, и они были предусмотрены в классических концертах, которые я довольно часто и в Большом зале Московской консерватории давала, и в Зале имени Чайковского. Имею в виду городской романс типа тех, что писали Балакирев, Гурилев, Варламов, плюс романсы не старинные. Старинных я никогда на сцене не исполняла - только в компании, а песни мне заказывали на правительственных концертах, потому что кто-то как-то услышал, как я пою ту же «Казачку» или «Катюшу»...

- «Чернобровая казачка подковала мне коня...».

Черноглазая - все почему-то говорят «чернобровая», но она с глазами была, а не с бровями. В общем, как правительственный концерт, так эта песня в программе, и я возмущалась безумно: «Что, кроме «Казачки», я никогда ничего не пела?». Предлагала им песню Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь» - они ее не понимали, «Силы потайные» из «Хованщины» - это якобы очень тяжело...

- ...мимо, а вот «Казачка» - то, что нужно, что близко...

Действительно, от нее они удовольствие получали.

- Нужно было для исполнения песен как-то голосовой аппарат перестраивать?

Нет, что вы - я пела их на таком же дыхании. Блантер на полторы-две октавы писал - что там перестраивать-то? Или взять пахмутовскую «Прощай, любимый!» - две октавы.

- Вы мне можете не поверить...

Не поверю!..

- ...но песня «Прощай, любимый!» уже три года у меня в машине находится...

Сегодня три года, как ушел Муслим.

Мы обязательно еще этой песни коснемся, а сейчас я хочу спросить: как, при каких обстоятельствах вы встретились со звездой Советского Союза номер один Муслимом Магомаевым?

По-настоящему, в третий раз, как я говорила, мы познакомились в Баку на Декаде русской литературы и искусства - это было 2 октября 72-го года.

- Вы даже запомнили день?

Ну, пока еще с памятью у меня тьфу-тьфу!

- Что значит «по-настоящему в третий раз» - а первый, второй?

Дело в том, что ни первый, ни второй он не запомнил (смеется).

- Тогда это не считается...

Для вас, может, и не считается, для него не считалось, а о себе этого сказать не могу.

- При первой встрече Муслим Магометович вам понравился?

Ну что значит «понравился»? - я просто по достоинству его оценила. Сразу все поняла, потому что было это в ВТО 2 января 65-го - я тогда прослужила в Большом всего полгода. Он, по его словам, прилетел в Москву и с самолета сразу на сцену отправился, а я стояла в кулисах, потом тоже выступала. Муслим спросил: «Неужели вы в Большом театре работаете?». - «Да, - я ответила, - а что, не похоже?». - «Нет - для Большого вы слишком скромная».

- Вы уже его слышали?

Конечно, просто не знала, кому он принадлежит.

- Что в его вокале было особенного?

Очень красивый тембр, который вот из этого места (кладет руку на сердце) шел.

- Главное...

Причем он не просто пел. Муслим не звучкодуй, как говорят вокалисты, он не звуковедением занимался, а музыку пел и текст - это я запомнила хорошо.

- Плюс в отличие от многих солистов оперы умел исполнять какие-то вещи тихо, правда?

Ну, это когда уже стал, так сказать, интересоваться эстрадой. В первые годы Муслим пел (у меня же записи есть), как настоящий оперный певец, - с нюансами, но не с такими, которые появились потом. Я спрашивала: «Не трудно было к другой манере исполнения перейти?». Он пояснял: «Это называется субтон», то есть все остается, но исполняется как бы под сурдиночку. Такой вокал требует большого мастерства и для оперного артиста чреват потерей голоса - это называется «снять с дыхания», и вопрос в том, как потом вернуться? Очень сложно, а как Муслим этим управлял, я потом только поняла - просто ему дано было то, чего не было у других.

«МНЕ ПОЧТИ 30 ЛЕТ, А ОН: «ВЫ ОЧЕНЬ ХАРОШАЯ ДЕВАЧКА»

- Вы помните свои ощущения от третьей встречи, когда познакомились по-настоящему?

Конечно - она нас на 34 года связала. С тех пор - все!

- Пропали?

Не то что пропала, но все стало ясно. Там не надо было ничего расшифровывать: ходили-ходили по этой земле, и пришли.

По слухам, после официального знакомства Муслим Магометович написал вам в ресторане игривую записку: «Вы очень хорошая девочка и очень мне нравитесь, я хочу с вами дружить»...

В каких анналах вы это нашли?

- Неважно, но да или нет?

Да, но это было с улыбкой - «дружить». Мне почти 30 лет, а он: «Вы очень харошая девачка» (смеется).

- Девачка?

Да, нарочно так написал на салфетке, которую я до сих пор храню.

- Как Муслим Магометович ухаживал?

Красиво. Русские мужчины так не умеют...

- Вы уверены?

Да, к сожалению. Они это очень шумно делают - понимаете?

- И временно...

Не знаю, но Муслим ухаживал всю жизнь.

- Все, кто его знали, отмечали, что это был удивительно щедрый и благородный человек...

И щедрый, и интеллигентный, и элегантный, поэтому и ухаживал соответственно. Благородство - оно же в крови, ему научиться нельзя.

Ухаживания его воплотились в какие-то сюрпризы, подарки, трогательные слова или серенады, может быть, под балконом?

Нет-нет, последнее для меня чересчур. Если бы я не была певицей и такой человек запел бы мне под балконом, конечно, была бы уже в горизонтальном положении вследствие обморока, а так для меня это пошлость немножко...

- Что из каких-то трогательных моментов запомнилось вам особенно?

То, как он прилетел ко второму действию «Царской невесты» в Казань (к началу не успел) и мне вынесли на сцену 153 гвоздики. Охапка была такая, что я удержать не могла. Сразу же посмотрела в «царскую ложу»: он там стоял в глубине и тихонько хлопал - на авансцену, так сказать, не выходил, но все в зале сразу проследили за моим взглядом, да еще и осветители догадались направить туда луч. На этом представление остановилось.

- Порой, таким образом, он «срывал» вам спектакли?

Да, и в Большом театре тоже, причем неоднократно.

- Он никогда не хотел петь в Большом?

Его приглашали дважды - отказывался.

- Почему?

Потому что умный. Вот мы и пришли (смеется) к тому, с чего начали.

- Хорошо быть умным?

Ну, как сказать... Умным по-любому быть хорошо, но бывают, сами понимаете, ситуации... Нет, Муслим через себя никогда бы не переступил - он не хотел стоять в очереди, а у нас в театре в очередь пели.

«С ПЕРВЫМ МУЖЕМ МЫ НИ РАЗУ ПОСЛЕ РАЗВОДА НЕ ВИДЕЛИСЬ, НО КОГДА МУСЛИМА НЕ СТАЛО, ОН ПРИСЛАЛ SMS И ПРЕДЛОЖИЛ ПОМОЩЬ»

- Как вы считаете, оперой ваш супруг тяготился?

Нет, он ее очень любил - даже когда увлекся эстрадой. Собственно, интересовала его только опера.

- Все-таки... Несмотря на такой оглушительный эстрадный успех...

Да, а тут еще я с утра до вечера (распевается): «А-а-а-а, о-о-о-о».

- Ему нравилось, как вы поете?

Не знаю.

- Неужели никогда об этом даже не говорил?

Ну, иногда. Изредка...

- Я видел записи ваших совместных выступлений - у вас очень красиво сочетались голоса...

Угу. Тембры сливались...

- Почему же никто из режиссеров не предложил снять специально под вас какой-нибудь фильм?

Извините за выражение, дураки.

- Так все-таки хорошо быть умным и плохо - дураком...

Дураки! Они потеряли самые золотые, продуктивные наши годы, когда мы могли если не все, то многое. Сколько сюжетов можно было бы написать... Все недосуг было: мол, ничего, они еще есть.

- В бывшей нашей стране так ко всем относились...

Да-да-да!

- Когда с Муслимом Магометовичем познакомились, вы были замужем...

Когда в третий раз познакомились? Да.

Для вас это была, похоже, трагедия, драма? Вас эта раздвоенность мучила или предыдущий брак был обречен уже изначально?

Ну что значит обречен? Я человек порядочный и не могла бы, чувствуя обреченность, выходить замуж. Мой супруг очень хорошим был, замечательным...

- Вы любили его?

Ну, если подвести итоги, то, наверное, нет - просто он окружил меня заботой, теплом и любовью, когда (так уж сложилось) умирала моя мама... Когда умерла... Просто оказался рядом, подставил плечо.

- Вы испытывали к нему благодарность?

Она до сих пор присутствует, между прочим, - мало того, и Муслим знал об этом и признавал, что так и должно быть.

- Ваш первый муж жив?

- А сейчас вы общаетесь?

Нет, ни разу с тех пор не виделись, но когда случилась беда - не стало Муслима, он прислал мне на мобильный sms и потом подруге моей, с которой общается, передал: «Готов прийти, знаю, что смогу Тамаре помочь», потому что у него был опыт. Она ответила: «Ты ее лучше сейчас не трогай» - вот и все.

- Кто он по профессии?

Был артистом балета, а потом, по моему настоянию...

- ...стал певцом?

Нет, ну что вы! - никогда такой глупости бы не сделала. Когда уезжала учиться в Италию, сказала ему: «Ты, пожалуйста, на юридический факультет поступай», и он стал юристом.

Насколько я знаю, хотя все у вас с Муслимом Магометовичем начиналось вроде бы хорошо, вы на два года расстались...

Да нет, как расстались? Познакомились мы в 72-м, а в 73-м я благополучно уехала на год в Италию.

- Но что-то вроде разладилось?

Как? По телефонной линии? Нет, хотя во мне шла большая борьба, потому что к первому супругу я очень хорошо относилась - и Муслим, кстати, тоже. Он вхож был в наш дом, мы дружили втроем, а потом...

Когда еще до свадьбы, на пике отношений, вы с Муслимом Магометовичем решили расстаться, Пахмутова и Добронравов написали две песни, которые, я считаю, стали у них едва ли не лучшими. Это гениальная, на мой взгляд, «Мелодия» («Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей...») и «Прощай, любимый!», которую я слушаю, как уже вам признался, три года...

Мне эта песня была подарена как раз в момент ссоры...

- ...вот об этом и говорю! «Весь мир наполнен песней лебединой»...

И я в нее вложила все, что чувствовала, а потом уже она фактически стала прощальной...

- Сегодня вы иногда эти песни слушаете?

Ни его, ни себя. У меня ассоциативная память, ассоциативный слух, поэтому (горько) пока нет...

«СВАДЬБУ МЫ ОТМЕЧАЛИ В РЕСТОРАНЕ «БАКУ», И ДАМ ПОД ЕГО ОКНАМИ СОБРАЛОСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА СВАДЬБЕ ГОСТЕЙ»

- У вас была пышная свадьба?

Ну, по сравнению с теперешними - студенческая (смеется), но по тем временам для Москвы 100 человек - это было много.

- Где торжество проходило?

В ресторане «Баку», который был не на Горького, не на Тверской теперешней (там в это время капитальный ремонт шел), а на Профсоюзной.

- Это правда, что под его стенами в огромном количестве поклонницы Муслима Магометовича собрались?

- (Смеется). Подготовились, вижу, вы, Дима.

- Ну, вы же меня обвинили в том, что нет...

Обвинила...

- ...я шучу...

И поражаюсь: вы еще партию мою не вспомнили?

- Вспоминаю. Мучительно...

Ой, друзья мои, те, кто это интервью читает: вы-то уж, наверное, давно поняли? Была ведь подсказка...

- Ну, до этого мы еще дойдем, а много дам у ресторана «Баку» собралось?

Больше, чем на свадьбе гостей (смеется).

- Это правда, что Муслим Магометович 40 минут пел им из раскрытого настежь окна?

Было дело.

- И что исполнял?

Весь свой репертуар, который, естественно, о любви.

- Как к этому отнеслись гости?

Ну, его так любили, что, даже если бы он, скажем, в папуаса нарядился и пел так в окне, все равно всем бы понравилось, но Муслим все делал с достоинством - понимаете? Это не значит, что он задвинул гостей куда-то на задний план, просто попросил - в декабре! - открыть окна, потому что поклонницы там умирали.

- Неистовствовали...

Ну, наверное, а мороз стоял такой, что он потом три месяца с бронхитом ходил.

Муслима Магометовича обожали миллионы женщин, и я хорошо помню, хотя тогда еще был ребенком, какой женский крик стоял в телевизоре, когда он выступал. Так и на рок-концертах-то не кричали...

Это потому, что сам на сцене он не кричал, а - слово такое красивое есть! - пел, а между пением и криком, согласитесь, все-таки небольшая разница есть.

- Чего многие, увы, не понимают...

И не поймут.

«ИЛИ ОН МЕНЯ РЕВНОВАЛ? А ЧТО, Я ПОВОД ДАВАЛА?»

Певица Ирина Масленникова, супруга патриарха оперной режиссуры Бориса Покровского, предупреждала вас: «Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое...». Как в воду глядела?

Трудно сказать... Жизнь у меня прошла, была разнообразная, а тяжелая ли? Я так не думаю, во всяком случае, серной кислоты, слава тебе Господи, не было. Только девушки, которые дежурили, спали под дверью - они до сих пор приходят.

- Вы, значит, все это прошли?

Прошла, но убедилась, что с поклонницами надо в нормальных быть отношениях: не заискивать перед ними, а принимать как должное. Я их не гоняла, и они это, видимо, оценили. Муслим принимать цветы не любил...

- ...не царское это дело!..

Да, на такие случаи у царя была я. Выходила, принимала, извинялась, что он не может это сделать лично. Они говорили: «Вот передайте, пожалуйста». Сначала со стеклянными глазами, потом с более мягкими, и, в конце концов, когда я в очередной раз сказала: «Сейчас передам», услышала: «А это вам». Я их таким образом воспитала.

- Муслим Магометович вас ревновал?

Не знаю.

- Никогда-никогда?

А что, я повод давала?

- Ну, когда жена - такая красивая, яркая женщина, и повода, по-моему, не надо...

Он ко мне по-другому, наверное, относился, во всяком случае, в ярости Отелло из него - из какого-то закоулка души - ни разу не вылез.

- Ну а вас не терзала моментами ревность? Все-таки такая сумасшедшая популярность у женщин...

Муслим тоже повода не давал, а что касается поклонниц, они артисту необходимы.

- Работа такая...

Да, хотя... Когда мне приносили букеты, он меня не ревновал, но... напрягался. Все-таки Муслим - кавказский человек, и я это понимала, поэтому своих поклонников тихо-тихо спроваживала: «Спокойнее, ребята!», то есть около театра - пожалуйста, но чтобы не на его глазах. Я же сама артистка, все понимала и просто щадила нервы Муслима...

- ...потому что его любили...

А что, были сомнения?

- То, что Муслим Магометович - уроженец Кавказа, в быту как-то проявлялось?

- Он был вспыльчивым?

Очень вспыльчивым, но безумно отходчивым - вот улыбнется детской улыбкой, и все. Я в такие моменты себе говорила: «Ты-то чего закипела? Чайник, что ли?».

- Вообще, удивительно, что вы так ладили: обычно два актера в одной семье не уживаются...

Трудно, трудно...

А когда две суперзвезды, два равновеликих таланта... Как же вы прожили столько лет вместе? Нужен особый дар, наверное, чтобы так притереться друг к другу?

Это второе - все-таки первое и главное слово...

- ...любовь. И точка...

Все правильно.

Иосиф Кобзон не раз говорил мне, что никогда в истории Советского Союза артиста популярнее Муслима Магомаева не было...

И не будет!

- Той же Алле Пугачевой, утверждал он, до Муслима Магометовича далеко, как до неба...

Не надо сравнивать: она женщина, у нее другой, что называется, электорат.

Дима, он был сюда послан. На Землю...

Как хорошо вы сказали, а вот Муслим Магометович это, по-вашему, ощущал - свое предназначение, свою, если хотите, миссию?

Я не думаю, чтобы он до конца это осознавал...

- ...поскольку был удивительно скромным...

Вот за это, собственно, можно было, как говорится, и жизнь отдать. Не за скромность, а за достоинство, деликатность, щедрость, заботу, огромное чувство ответственности, умение дружить. К людям он относился с открытым сердцем, но, как показала жизнь, в одностороннем порядке.

- Не все это поняли?

Нет, они прекрасно все понимают и отлично себя чувствуют... (С горечью). В одностороннем порядке!

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ МУСЛИМ МНЕ СДЕЛАЛ, - ТО, ЧТО ОН ПОЯВИЛСЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

- Муслим Магометович был удивительно щедрым...

Это правда...

Дарил бесконечные подарки, накрывал столы на сумасшедшее количество персон. В его номерах люкс распахивались обычно двери, вокруг всегда толпились друзья. Не сомневаюсь: супруг впечатляющие подарки делал вам - какие?

Вы знаете, самый большой подарок - то, что он появился в моей жизни.

Интересно, а какие на вашей памяти были самые яркие по отношению к Муслиму Магометовичу проявления народной любви?

Ну, диаграмму всплесков я не выстраивала, но всегда, даже в последнее время, вниманием он обделен не был.

- Ну хорошо: конная милиция на его концертах дежурила...

Это само собой...

- ...машину с ним поклонники как-то подняли и несли - он сам мне рассказывал, на руках...

- (Смеется). Я при этом присутствовала, но Муслим очень забавно, с юмором к этому относился.

- А иначе-то как?

Не скажите. Сейчас некоторые прихвастнуть любят: у меня, дескать, то-то и то-то, - а на самом деле об этом даже смешно говорить. Ну так вот его любили!

- Приходилось убегать через черный ход, прыгать из окон?

Да-да-да, где бы ни появлялся, даже когда на сцену уже в серьезном возрасте выходил... В последнее время Муслим не мог уже даже гулять, но однажды я все-таки вывела его за ворота - пройтись вокруг нашего дома. Люди его увидели (восторженно): «Это вы? Ах, как мы рады! Дай Бог вам здоровья!». Он удивился: «Что, меня еще помнят?». - «Котенька, - я воскликнула, - а как тебя можно забыть?!».

Насколько я знаю, особую роль в том, что вы таки стали парой, сыграл первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиевич Алиев, который Магомаева очень любил. Он действительно образумил его немножко, действительно сказал свое веское слово, когда у Муслима Магометовича были какие-то метания, сомнения, переживания?

Если так было, спасибо Гейдару Алиевичу (царствие ему небесное!), но конкретно такого разговора не помню. Просто Муслим как-то привык жить свободно, а его возраст уже к 30 годам подходил, и Гейдар Алиевич сказал: «Тебе жениться пора». Ну а уж когда я появилась, сразу отреагировал...

- Есть и кандидатура!

Нет, он меня не как кандидатуру принял, а, по его словам, как сестру. Я, правда, обиделась, потому что Муслим для него был, как сын. «Значит, - спросила, - я старше его?» (смеется).

- Алиев добрым словом, мудрым советом помогал вам?

Только своим присутствием в нашей жизни - мы никогда к нему особенно не обращались. Из-за этого он ценил, очень любил Муслима, который хлопотал перед ним только...

- ...за других...

Всегда! «Гейдар Алиевич, мне нужно с вами поговорить!»... Тот сначала не понимал, в чем, собственно, дело, думал, когда эта фраза звучала, что у его названного сына проблемы, а потом оказывалось, что кому-то звание нужно пробить, кому-то квартиру, кому-то помочь с больницей. Вот по этим вопросам Муслим его, можно сказать, напрягал, а для себя никогда ни у кого не просил: «А ну, давайте!». Он просто делал так головой (опускает ее) - и все.

«БРЕЖНЕВ ВСЕГДА ОБО МНЕ СПРАШИВАЛ: «ЭТО КТО?», НО КОГДА ЕМУ ДЕМИЧЕВ ПОЯСНИЛ: «СУПРУГА МАГОМАЕВА», ЗАПОМНИЛ НАВСЕГДА»

Муслим Магометович рассказывал мне, что песню итальянских партизан «Белла, чао!» особенно любил Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, который в такт ей притопывал и прихлопывал, а вам приходилось когда-нибудь лично с Леонидом Ильичом общаться?

Нет, но он всегда обо мне спрашивал: «Это кто?».

- Серьезно?

На всех концертах! Муслима любил, он для него был «Белла, чао!», а кто я такая, не помнил. Это мне Демичев, в то время министр культуры СССР, рассказывал (царствие ему небесное!), что Брежнев всегда один и тот же вопрос задавал: «Это кто?». Тот: «Молодая певица Большого». - «А сколько ей лет?». Потом уже Петру Ниловичу надоело каждый год, каждый концерт отвечать одно и то же, и он пояснил: «Это супруга Магомаева». Все, запомнил навсегда!

- Муслим Магометович пел перед ним, в том числе и на последнем, насколько я знаю, дне рождения, а вы?

Да-да, и я была приглашена, и мы пели - и дуэтом, и сольно.

- Не жалеете, что с Леонидом Ильичом даже словом не перекинулись?

Нет, но мне, в общем-то, и не надо было, я не по этой части. Жила как-то без этого - спасибо, Боженька подарил голос...

Среди власть предержащих есть, безусловно, и приятные люди, поэтому почему бы и не пообщаться, но только если они инициативу проявят - сама не подойду никогда.

О вас с Муслимом Магометовичем регулярно сочиняли разные байки - однажды даже слух пустили, будто вы в автокатастрофе разбились...

Было такое.

- И что, из приемной Косыгина звонили, чтобы узнать, когда похороны?

Нет, уточняли, правда ли это и на каком кладбище все состоится.

Что касается баек, я никогда ими не интересовалась. Мы вели очень закрытый образ жизни - это сейчас, если кто-то поцарапал руку, сразу бегут в газеты, а там уже пишут, что у имярек не царапина, а паралич (потом, правда, оказывается, что это шутка, - не знаю, как такие вещи теперь называются). Мы же поступали наоборот и свои проблемы на люди старались не выносить: кому, мол, наши подробности интересны?

Муслим Магометович был всесторонне талантлив: и рисовал прекрасно, и музыку писал, и интернетом так здорово овладел. О таких говорят: Господь поцеловал в темечко...

Я вам уже сказала: его прислали, прислали таким, почти идеальным. Утверждать, что он был совершенством, не стану, но Муслим понимал, в чем оно состоит, чувствовал его и к нему стремился.

- Он знал себе цену?

Знал, поэтому с большим достоинством вел себя абсолютно везде. Он тоже креслам не очень-то кланялся.

До сих пор для меня - и не только! - остается загадкой: почему он все-таки перестал выходить в сборных концертах - я уж не говорю о сольниках?

Устал. Муслим пел с 14 лет, причем по-настоящему, и к этому возрасту уже напелся.

Звучал отлично - последнюю песню «Прощай, Баку!» он написал уже совсем больным и записывал себя сам.

- Своя же студия была, правильно?

Ну а куда без нее? Я ему: «Котенька, а голос-то у тебя звучит». Просто уже сил не было петь, а голос, тембр прежними оставались.

- Я вам задам вопрос очень ранящий, и если не захотите отвечать, не надо: как Муслим Магометович умер?

Нет, только не это!

- У вас был домашний любимец - прекрасный пудель Чарлик...

Его тоже нет - они ушли один за другим (смахивает слезы)...

- Другую собаку взять не хотите?

У меня уже сил нет, и потом, с ней некому оставаться.

- Чарлик же был фактически членом вашей семьи...

Ну вы же помните: с рук не сходил. Даже на гастроли с нами ездил, а если Муслим был занят, я его в театр брала, и он сидел там с гримершами.

- Я помню ваши постоянные заботы: Чарлик покушал? Чарлик пописал?

Смотря еще что покушал. (Оживляется). У него были чувствительные, нежные лапки, и Муслим всегда переживал: «Ты его пускаешь, не посмотрев, что на земле, а может, там, во дворе, стекла» (смеется).

- Он же с вами и спал, правда?

Ну а где же еще? Конечно! Сказка такая маленькая...

- Я, с вашего позволения, от грустных вопросов уйду...

Да, Дима, не надо...

Киев - Москва - Киев

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

18.

Тамара Синявская: "Все самые лучшие голоса всегда идут из России. А лучшая вокальная школа - это итальянская".

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ – ОПЕРНАЯ ЦАРИЦА

Когда-то призналась, что всегда любила сложные задачи, и судьба щедро одаривала ее ими на протяжении всей творческой жизни – каждая новая оперная партия как новая вершина, требующая покорения. И таких вершин хватает не на одну горную гряду.

Тамаре Ильиничне удалось сделать головокружительную карьеру оперной певицы, заслужить признание ценителей вокального мастерства во всем мире, навсегда вписать свое имя в историю искусства, став великой солисткой второй половины XX века.

Концерты в подъездах

Коренная москвичка появилась на свет 1943 года. Можно только представить, как сложно было ее матери прокормить ребенка в голодные военные годы. Ни в одном интервью Тамары Ильиничны не удалось отыскать сведений об ее отце, известно только, что росла она без него. Зато она любит рассказывать о маме, которая посвятила дочери всю свою жизнь, одарила вокальным талантом и вовремя привела в Дом пионеров, чтобы дочь там демонстрировала свои способности в Ансамбле песни и пляски под руководством Владимира Локтева.

В детстве Тамара любила заходить в подъезды старых московских домов, где была великолепная акустика, и устраивать настоящие концерты, прислушиваясь к звучанию своего голоса. Особенно ей нравилось подражать знаменитой аргентинской певице Лолите Торрес, слава которой гремела тогда на весь мир.

Руководитель ансамбля по достоинству оценил дарование ученицы Синявской и посоветовал ей после школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Параллельно она пела в хоре Малого театра, где постигала азы драматического искусства. Тамара старательно училась, впитывала в себя по крупицам оперное мастерство и не просто заслужила похвалы педагогов, а получила на выпускном экзамене оценку 5+, что случалось в училище крайне редко.

Смущенная дебютантка

После училища судьба привела 20-летнюю девушку в группу стажеров Большого театра. Вокальные данные молодой певицы так поразили приемную комиссию, что ее взяли даже без консерваторского образования. Юная стажерка всем доказала свое право выступать на сцене выдающегося театра и уже через год была зачислена в основной состав. Тогда все именитые певцы, при виде которых у Тамары перехватывало дух, в одночасье стали ее коллегами по сцене – , Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев.

Первое время ей даже было неловко вместе с ними репетировать, испытывала перед мастерами смущение. Тамара с упоением наблюдала за работой великих артистов, запоминала жесты, движения, мимику, каждый звук и изменение интонации, а дома повторяла и повторяла услышанное, чтобы найти свое звучание. Преодолеть себя и раскрыться ей помог знаменитый оперный режиссер и наставник Борис Покровский.

Однажды, в то время, когда основная труппа театра гастролировала в Милане, в Москве срочно нужно было найти исполнительницу партии Ольги из оперы . Это был настоящий серьезный дебют Тамары, который прошел превосходно. Это принесло ей признание коллег и даже более – ее назвали лучшей исполнительницей этой партии. После одного из выступлений выдающийся Сергей Лемешев сказал, что наконец-то встретил настоящую Ольгу.

Блистательная Тамара Синявская

Достигнув первого успеха не стала спокойно почивать на лаврах. Ежедневно она совершенствовала свое мастерство, расширяла голосовой диапазон и тем самым преумножала репертуарные возможности. За несколько первых лет работы в Большом театре она исполнила не один десяток партий, которые стали лучшими в истории оперного искусства (Кончаковна в «Князе Игоре» и Оберон в опере «Сон в летнюю ночь»). Эти партии принесли ей и зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Канаду, Францию и Японию.

За три следующих года она получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей – в Софии, Вервье и Москве. Кстати, на IV Международном конкурсе имени в Москве мнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свои голоса Елене Образцовой, а иностранные (в том числе и великая ) столь же категорично выступили за Тамару Синявскую , поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.

Любовь с восточным акцентом

После такого триумфа восходящую оперную диву заприметил один известный импресарио, который завалил театр телеграммами с просьбой отпустить Синявскую на гастроли в Америку. Как известно, у КГБ на это счет всегда имелось свое мнение, и ответ был тоже стандартным: «Певица занята в репертуарных постановках». А значит, что ни о каких приглашениях ей и слышать не положено.

Кто знает, чем бы могли обернуться для нее зарубежные гастроли, а вот поездка в Баку на Декаду русской культуры стала для певицы знаковой. Там она познакомилась с . Естественно, «всесоюзного Орфея» она знала, но заочно. Между двумя несвободными людьми вспыхнули чувства, но роман прервала поездка Тамары на стажировку в итальянский «Ла Скала». В то время Синявская была замужем. Своего супруга – артиста балета – она очень уважала и была благодарна за то, что помог пережить ей потерю мамы.

Магомаев был настойчив, звонил возлюбленной каждый день, рассказывал о творчестве, обсуждал новую музыку. И, как говорится, надежный брак, не прошел проверку на прочность. После возвращения Тамары Синявской они решили соединить свои судьбы навсегда.

К сожалению, детей у пары не было, но осталось богатейшее творческое наследие – кроме сольных выступлений Муслима и работы в опере Тамары они часто пели совместно, организовывали концерты и творческие вечера.

40 лет жизни в Большом

За многие годы своего служения искусству и 40 лет работы в Большом театре Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. Ее заслуженно называют выдающейся русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр и обволакивающее звучание голоса, чувственность и обаяние на сцене сделали дивой не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих зарубежных государствах.

С Зурабом Соткилавой (Хозе) в «Кармен»

Русскую душу и женский характер народная артистка СССР воплощала во множестве оперных постановок родного театра, но самой любимой считает партию Любаши в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы.

Для роли в одноименной опере Синявская полгода занималась хореографией со знаменитой балериной Мариной Семеновой. Зрители оценили созданный на сцене яркий образ и выразительную пластику певицы. Тамара первая в Советском Союзе исполнила партию мадемуазель Бланш в опере «Игрок» . В ее репертуаре – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.

Горькая утрата

В 2002 году Тамара Ильинична закончила выступления на сцене Большого театра и признается, что нисколько об этом не жалеет. Она считает, что лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Через 5 лет Муслим Магомаев и закончили и совместную концертную деятельность. В то время Муслима Магометовича стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Тамара Ильинична очень тяжело пережила этот период. Она на три года «закрылась» от общества, почти не появлялась на публике и не давала ни одного интервью.

Время не вылечило, но принесло новые идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Также Тамара Ильинична нашла себя в преподавательской деятельности и возглавила кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть не приемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не думала. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества.

Безутешная Тамара Синявская

Чтобы держать себя в форме перед студентами, она каждое утро дома распевается, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Тамаре Ильиничне до сих пор поступают предложения возобновить выступления, но она не чувствует в себе сил так же искренне любить, страдать, жить и творить на сцене, как это было когда-то. Она пела только на высочайшем уровне и не может сейчас себе позволить опуститься хотя бы на ступеньку.

Наверное, с уходом Муслима Магомаева творческая рана Тамары Синявской уже не заживет. Тамара Ильинична почти каждый месяц приезжает на родину мужа в Азербайджан, где он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Она с грустью признается, что раньше по будням занималась любимой работой, а выходные посвящала обожаемому мужу, а теперь у нее остались только рабочие будни в институте. Кроме этого, она организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева.

ФАКТЫ

Самой первой ролью Тамары в Большом театре был Паж в опере «Риголетто» . Так принято, что пажа исполняет певица, у которой амплуа «травести». Постановщик оперы, услышав Синявскую, решил, что с такой певицей за мужские роли теперь можно не переживать. Сложность этих партий состоит в том, что зритель не должен догадываться о том, кто на самом деле поет. Это был конек Тамары Синявской . «Мужские» роли у нее получались великолепно.

Всегда стремилась повысить свое актерское мастерство. Для этого она поступила в ГИТИС на факультет музыкальной комедии. Там у нее появилась возможность учиться у профессора Доры Белявской, которая единственная из всех преподавателей не захваливала Тамару , а сказала, что ей есть над чем работать. Это как раз и мечтала услышать Синявская .

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

«Оперная царица Тамара» - такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), - вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.

Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.

Гораздо скромнее была международная карьера Синявской, чего немного жаль: при таком редком по красоте, великолепном голосе и яркой внешности, эта карьера должна была быть более значимой и громкой. Трудно сказать, что не позволило этому состояться, но сцены и партии, в которых выступала Синявская в Европе и в мире, были явно не того масштаба, что заслуживал талант Синявской.

Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.

Сегодня Синявская - педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.

"Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве. "


Top