Сосновая шишка как символ. Татуировка шишка Символом чего могут быть шишки

Татуировка шишка означает здоровье, жизнь, плодородие, любовь, огонь, везение, плодовитость, творческую силу, новое начало, мужество, надежность, движение, равновесие, связь с природой.

Значение татуировки шишка

Татуировки с изображением шишки встречаются не так часто. Это связано с тем, что мало кто знает её смысл. Зря, ведь шишка с древних времён несла образы таких символов, как небо, огонь, солнце и даже самой Вселенной.

Шишку принято ассоциировать со здоровьем, жизнью и мужеством. Много лет тому назад её посвятили богу Ваалу-Хададу и его жене Ашерах: богу плодородия и богине любви. Идущие по спирали слои-ячейки шишки, в которых спрятаны семена растения, указывают на плодовитость.

Татуировка связана с ещё одним божеством - богом вдохновения, растительности и сил природы Дионисом. Часто в его руках можно заметить шишку. В подобном случае она олицетворяет бесконечный круговорот жизни в природе и постоянное возрождение.

Тату шишка может выступать, как амулет от сглаза, а также для усиления мужской силы. Таким образом, татуировка не только сохраняет и уберегает физическое состояние мужчин, но и увеличивает его.

Имеет особое значение разновидность шишки. Например, шишки хвойного дерева с давних времён ассоциируются с богами плодородия и любви. Шишка ели означает улучшение здоровья и увеличение жизненных сил. Также она выступает символом огня и нового начала.

В это же время шишка сосны обозначает фаллический символ, отражающий везение, плодовитость и творческую силу мужчины. Именно сосновая шишка венчала тирс Диониса.

Ещё один интересный факт, который вносит своё влияние на ассоциации, связанные с шишкой, - в Индии полагали, что именно она стала прообразом для свастики.

Особый смысл несёт расположение рисунка на теле. Если шишка стоит на толстом конце, то это означает надёжность и равновесие. Если же она стоит на противоположном остром конце, то обозначает постоянное движение.

Если верхушка сосновой шишки не только указывает вверх, но и имеет спиралевидное направление, то это показатель высокой творческой силы. Она будет указывать либо на уже открывшийся внутренний потенциал, либо на ещё скрытую силу, которую предстоит открыть в будущем.

Как мужчины, так и женщины могут наносить татуировку на своё тело, но смысл будет отличаться. Для сильной половины данная татуировка говорит о плодородии, значении силы, полноты жизни и привлекательности. Неразрывная связь с Природой – это, то что означает татуировка для женщин. Также для слабого пола шишка символизирует любовь.

Наносят рисунок на спину, запястье, плечо или предплечье.

Шишка может изображаться как одна, так и с другими элементами, имеющими непосредственную связь с природой: животными или растениями (в особенности с деревьями).

Цветовая гамма также разная. Татуировка может быть чёрно-белой или иметь яркие цвета. Стиль рисунка ограничивается только фантазией человека. Очень часто татуировку выполняют в реализме, который является беспроигрышным вариантом.

Сегодня я продолжу, правда не очень подробно, серию рассказов о ватиканских музеях.

Не хотелось бы вас расстраивать, но объективно говоря никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Иной раз, кажется, что вовсе не человек это все создавал! Но, тем не менее, этот набор античного искусства, шедевров эпохи Возрождения и современных работ были сотворены человеческими руками. Это к вопросу, кто во вселенной был величайшим из Творцов…

Довольно сухих измышлений! Покинем же папский гараж и отправимся для начала на площадь сосновой шишки.

Площадь сосновой шишки образовалось после объединения Бельведерского дворца с Ватиканским, которое выполнил господин Браманте. Вовсе не будет лишним упомянуть, что именно он начал строительство Собора Святого Петра в его нынешнем виде. Но поскольку собор строился 150 лет, то Браманте, как и положено нормальному человеку не дожил до церемонии, когда торжественно перерезанные ленточки упали на мостовую у входа в свеженький собор. Свое название площадь получила от античного фонтана, который увенчан гигантской сосновой шишкой – символом источника жизни по античным понятиям:

Помимо шишки фонтан украшен фигурами львов, судя по высеченным знакам привезенных из Египта и фигурами людей, привезенных не знамо откуда.

Кроме этого площадь хранит в своем центре шедевр современного скульптуростроения под названием “Сфера в сфере” или же чаще этот образец творчества обзывают “Земным шаром”. Создал его господин Арнольдо Помоддоро и символизирует это все пагубное влияние человека на природу. Полированный шар диаметром 4 метра вращается вокруг своей оси (если как следует раскрутить).

Но как я уже говорил, с восприятием современного искусства у меня довольно все нескладно выходит. Поэтому я пошел знакомиться с вывешенными на площади репродукциями работ Микеланджело из Сикстинской капеллы.

Размещены они тут неспроста. Поскольку внутри сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры (там даже работает специальный человек, который, раз в 5-7 минут поднимает палец к губам и громко произносит Ш-ш-ш-ш-ш-шш!) то гиды перед тем, как отправить в нее своих подопечных туристов подробнейшим образом описывают все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок. Конечно же, центральной работой в капелле является “Страшный суд”, о героях которого я сейчас хочу сказать несколько слов.

Всю переднюю стену занимает упомянутый “Страшный суд”. В центре, разумеется Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше: ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых: терновый венец, крест, столб для бичевания.

Многие святые и апостолы изображены же с теми предметами средневекового обихода, при помощи которых были в свое время умерщвлены. Так мы можем наблюдать святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу, которую с него содрали поганцы-язычники. Микеланджело был большой шутник. На этой коже он поместил свой автопортрет. Хорошо, хоть в храме не плясал…

Святая Екатерина держит устрашающего вида зубастое колесико. Именно такими милыми штучками она была разорвана на части добрыми людьми. Святого Симона, что рядом с ней, на Кавказе заживо распилили пилой. Святого Лаврентия в Риме заживо изжарили на металлической решетке, отсюда он имеет ее в руках. Творческий подход к казням в те времена поражает своей чудовищной изобретательностью и какой-то невероятной жестокостью. Хотя вот святого Себастьяна просто и без привычной смекалки утыкали стрелами. Проявили, так сказать гуманность. Слева спиной к нам святой Андрей с крестом, на котором был распят. Петр изображен стандартно с ключами от царствия небесного. Остальных Микеланджело не снабдил ярко выраженными атрибутами, хотя были там и сваренные заживо, и прочими пикантными способами отправленные на тот свет люди, милые сердцу верующих.

Но не эти жестокие подробности меня лично поразили. Я не могу понять одного: пускай Христос изображен в виде карающего судии, но почему все его окружение несказанно радуется тому, что они удостоились царствия небесного, а между тем на их глазах большая часть людей отправляется прямиком в ад. И господин Харон приветливо “отоваривает” их веслом по горбу.

Я не могу идентифицировать каждого персонажа, да и невозможно это, пожалуй. Но в целом фреска эта гигантская оставляет скорее гнетущее впечатление.

Более чем библейские мотивы меня привлекла техника и мастерство, с которой выполнены фрески. Например, стоя даже в 1-2 метре от стены, на которых нарисованы занавеси, вы никогда не скажете, что это рисунок на плоской стене. Вы видите перед собой объемную драпировку, которую хочется взять и, протянув руку немедленно открыть.

Кроме этого, фигуры, рассаженные вдоль окон в том месте, где стена переходит в потолок, видятся как объемные фигуры в нишах. И с какой стороны на них не посмотри, восприятие их объема не утрачивается. Настолько мастерски они исполнены.

В общем сикстинская капелла это тот самый мировой шедевр, не увидев который своими глазами нельзя спокойно умереть. А описать всю мощь и красоту этого помещения никак не возможно. Даже и пробовать не буду. Не зря она используется кардиналами для проведения тут конклава суть которого избрание нового папы…

А сейчас я вынужден прервать дальнейший по залам и галереям ватиканских музеев, поскольку возникла масса неотложных дел. Но позволю себе сделать небольшой анонс всего того богатства, которое планирую представить вам в ближайшее время:

Бельведерский зал со знаменитым Аполлоном:

Галерею карт:

А так же: античные саркофаги, покои знаменитого папы Борджиа, фрески Рафаэля, зал современного искусства и разумеется виды с купола собора Святого Петра и внутреннее убранство этого великого храма.

Спасибо за внимание!
Увидимся!

Boris Gotman, Ph.D

Итак, экскурсия по Ватикану окончилась, а вопросы о бронзовой шишке и бронзовом шаре остались.

Это знаменитый итальянский скульптор Арнальдо Помодоро, увлёкшийся ещё в шестидесятых годах прошлого века созданием сложных сферических композиций, в которых он изображает взаимосвязь нашей планеты с вселенной, с человеком и с обществом, а также взаимное влияние этих составляющих друг на друга во времени и пространстве.

И, хотя и этого достаточно, чтобы понять, почему Ватикан решил приобрести для себя его "Золотой Шар", который называется в итальянском оригинале "Sfera con Sfera", в переводе - "Сфера со Сферой", или, как перевели на английский, а затем на русский, "Sphere within a Sphere" -"Сфера в Сфере", мне показалось, что есть ещё какой-то скрытый смысл в том, что "Sfera con Sfera" установлена во Дворе "Сосновой Шишки".

Есть ли разница в названии между оригиналом и переводом, а если есть, то, как правильнее, читатель сможет решить, прочитав эту заметку до конца.

Но вернёмся сначала к "Сосновой Шишке". Почему именно её установили в самом, можно сказать, центре Ватикана?

Если, как говорят гиды, эта шишка – символ плодородия, то ведь здесь же не роддом и не сельскохозяйственная академия! Что-то не то в этом объяснении!

В первой части уже писал, что когда фотографировал "Сосновую Шишку", у меня мелькнули воспоминания из анатомии о шишковидном теле, какой-то важной "детали" головного мозга.

С этого и начал. И не напрасно! В Википедии прочёл:

"Эпифиз, пинеальная железа, или шишковидное тело (corpus pineale, epiphysis cerebri) - небольшой орган, выполняющий эндокринную функцию, считающийся составной частью фотоэндокринной системы; прикреплён поводками к обоим зрительным буграм промежуточного мозга."

"В течение десятков столетий эпифиз рассматривался в связи с душой. Рене Декарт назвал эпифиз «вместилищем души», будучи убеждённым в его уникальном месте в анатомии человеческого мозга как структуры, которая является непарной. Данное наблюдение, однако, нельзя считать истинным, ибо под микроскопом можно наблюдать, что эпифиз всё же разделён на два полушария."

Стало куда понятнее!

"Душа" это уж точно не просто в ведении Ватикана, а прямо-таки в центре его интересов!

Теперь о "Sfera con Sfera".

Что могло бы её связывать, с точки зрения Ватикана, с "Сосновой Шишкой", олицетворяющей душу?

Путешествуя по интернету, я случайно увидел мнение неизвестного мне Максима Терио (Maxime Theriault) по интересующему меня вопросу.

Он пишет, что намерения скульптора довольно очевидны.

Его творение предназначается для установки во Дворе "Сосновой Шишки", а она символизирует представление о шишковидной железе, находящейся в человеческом мозге.

Это небольшое тело размером с горошину часто упоминают как "третий глаз". А "Sfera con Sfera", установленная против "Сосновой Шишки", является ещё одним явным представлением "третьего глаза".

"Опять же, - продолжает Терио, - это экспонируется в Ватикане, для которого важен религиозный смысл в любом произведении искусства, которое он хотел бы иметь у себя… Matthew 6:22: "…глаз Светильник для тела. Если ваши глаза здоровы, все тело твое будет светло ". Это то, что сказал Иисус Сананда давая свое учение о шишковидной железе, которая является центром сознания".

Вот такое мнение, мне кажется, ближе к возможному объяснению мотивов Ватикана.

А кого интересует, почему Иисус получил ещё одно имя "Сананда", пусть поищет ответ в многочисленных статьях в интернете.

В дебрях интернета моё внимание привлекла и публикация одного из авторов "Проза.ру", пишущего под псевдонимом Ностр Адамус. Эта статья называется "Апофис в текстах Шумера и символах Ватикана" ().

В ней предпринята попытка расшифровать связь символов, оставленных великой цивилизацией Шумеров, с современными символами – теми самыми "Сосновой Шишкой" и "Sfera con Sfera". Предположения автора станут понятными даже при взгляде на коллаж, приведенный Ностр Адамусом перед статьёй.

Одним из выводов упомянутой статьи Ностр Адамуса является то, что и символика посланий шумеров, и символика "Sfera con Sfera" предупреждают человечество о грозящей опасности космической катастрофы – столкновения Земли с гигантским астероидом.

Именно это видит Ностр Адамус в "Sfera con Sfera". Он пишет, что Ватикану даны ключи к пониманию истории, но он ими не воспользовался.

А если перейти к строгой науке, нужно отметить, что ряд учёных считают Луну бывшей частью Земли, отколовшейся при её катастрофическом столкновении с неизвестным космическим телом. Об этом можно прочесть в ряде публикаций, в частности, в статьях Джонатана Уэбба, научного корреспондента Би-би-си от 10 апреля 2015 и Паллаба Гоша из отдела науки Би-би-си от 6 июня 2014 (там же).

Именно фотографии, иллюстрирующие эти статьи, приведены в коллаже вместе с моими снимками из Ватикана.

Лично я воспринимаю "Сферу в Сфере" как очень простые символы человеческих возможностей – либо зубчики и рычажки используются обществом во благо, либо терзают и убивают и Вселенную, и Землю, и жизнь на ней …

Ну понятно, что вряд ли папы просто настолько любят ходить в лес, дабы посвятить шишке целую площадь просто ради приятных воспоминаний.

И вот, что думает по данному поводу народ:

Шишковидная железа и третий глаз

Многие разные древние традиции говорят о том, что глубоко в центре нашего мозга гнездится физическая железа, которая осуществляет телепатические передачи мыслей и получение визуальных образов. Эта крошечная железа размером с горошину и формой сосновой шишки известна как эпифиз или шишковидная железа. По существу, слово “шишковидная” (pineal) происходит от латинского слова pinea, что значит “сосновая шишка”. Древние культуры всего мира были зачарованы сосновой шишкой, изображениями шишковидной железы в форме сосновой шишки и пользовались ими в самых высоких формах духовного искусства. Пифагор, Платон, Ямвлих, Декарт и другие писали об этой железе с большим благоговением. Ее называли вместилищем души. Очевидно, если такой “третий глаз” получает непосредственные образы из Поля Источника, мы еще не поняли, как может работать этот механизм. Но это не обязательно означает, что древние ошибались.

Шишковидная железа, эндокринная железа размером с горошину,

расположенная в геометрическом центре мозга, очаровавшая многие древние культуры. Заметьте форму сосновой шишки.

Технически, шишковидная железа не является частью мозга и не защищена барьером кровь-мозг. Она расположена приблизительно в геометрическом центре массы мозга, полая внутри, заполнена жидкостью, напоминающей воду, и получает больше крови, чем любая другая часть тела за исключением почек. Не защищенная барьером кровь-мозг, жидкость внутри шишковидной железы со временем набирает все больше и больше минеральных отложений или “мозгового песка”, которые обладают оптическими и химическими свойствами, аналогичными эмали зубов. На рентгеновских снимках и на снимках MRI кальцификация выглядит как костная масса в центре мозга. Врачи пользуются твердым белым кластером, чтобы сказать, имеется ли у вас опухоль в мозге. Если на снимке белое пятно смещается в сторону, они знают, что опухоль изменила форму мозга

Как я подробно рассказывал в документальном фильме Загадка 2012 года , сосновые шишки бросаются в глаза в сакральном искусстве и архитектуре всего мира в знак уважения шишковидной железы. Этот поистине потрясающий феномен никогда адекватно не объяснялся. Христианская статья, озаглавленная Язычники любят сосновые шишки и пользуются ими в своем искусстве, демонстрирует множество изображений, подтверждающих это положение:

Бронзовая скульптура из культа мистерий Диониса в поздней Римской Империи демонстрирует сосновую шишку на большом пальце руки, наряду с другими странными символами;

Статуэтка мексиканского бога держит сосновые шишки и елочные пазы;

В регалии египетского бога Солнца Озириса из музея в Турине, Италия, входят две “змеи-кундалини”; они обвиваются вокруг друг друга, поднимаясь к сосновой шишке на верху;

Ассиро-вавилонский крылатый бог Таммуз изображается держащим сосновую шишку;

Греческий бог Дионис держит регалию с сосновой шишкой на верху,
символизирующей плодородие;

Бахус, римский бог пьянства и шумного веселья, тоже держит регалию в виде сосновой шишки;

Католический Папа несет регалию с сосновой шишкой чуть выше руки, затем шишка расширяется в стилизованный ствол дерева;

Многие римские католические подсвечники, орнаменты, сакральные украшения и архитектурные сооружения с сосновой шишкой в качестве ключевого элемента дизайна;

Самая большая скульптура сосновой шишки в мире бросается в глаза на Площади Ватикана - во Дворе Сосновой Шишки.

Папа Бенедикт XVI держит папскую регалию, по-видимому,

символизирующую способность вступать в контакт

с высшим разумом посредством шишковидной железы.

Мы вернемся к этим потрясающим католическим примерам через минуту. В фильме Загадка 2012 года я указывал и на то, что золотая погребальная маска Фараона Тутанхамона изображает урей или змея кундалини, появляющегося на лбу из области шишковидной железы. Статуи Будды часто изображаются с третьим глазом между бровями в виде возвышающейся круглой области. Представляется, что волосы Будды тоже стилизованы в форме шишковидной железы. Почти все индуистские боги и богини имеют бинди или третий глаз между бровями. Многие индусы носят такой символ и по сей день. Волосы индуистского бога Шивы тоже выглядят как стилизованная шишковидная железа, а змеи-кундалини обвиваются вокруг шеи.

Уже после выпуска фильма Загадка 2012 года я обнаружил статуэтку мезо-американского бога Кетцалькоатля, появляющегося изо рта змея, а тело змея сворачивается в точную форму шишковидной железы. В той же самой скульптуре Кетцалькоатль носит ожерелье, сделанное из сосновых шишек. И еще лучше: снизу в сосновые шишки втекают энергетические волны. Рот змея обрамляет лицо Кетцалькоатля так же, как можно видеть на шлеме современного астронавта. Также, если вы посмотрите на изображения “Крылатого Змея” в Храме Кетцалькоатля в Теотиуакане, вы легко увидите множественные изображения сосновых шишек, вырезанных вдоль голов змея.

В Ватикане есть много разных монументов и скульптур. Один из них это четырёхметровая сосновая шишка отлитая из бронзы и покрытая позолотой.

Весь огромный двор в котором находится монумент назван двором Шишки. Вокруг шишки устроена довольно интересная композиция. Во первых сама шишка не имеет ничего общего с христианской символикой. Шишку символично снизу на мраморном пьедестале держит много людей. Сосновая шишка символично стоит на людях, давя их своим весом.

По бокам шишки стоят два павлина, а из под шишки вытекает источник с водой, который охраняют два льва.

В малом дворике сзади шишки расположены восемь статуй древнеегипетской богини Сахмет. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст.

Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому на её голове изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Если кто-то не в курсе, око Ра символизирует Шишковидную железу.

Вот со львами совсем интересно. Львы не простые, а древнеегипетские, на каждом львином монументе написаны древнеегипетские ероглифы.

Ещё есть такая статуэтка с левой стороны от шишки. Она напоминает мужские гениталии. Ничего христианского, сплош языческая символика.

Конечно вся древняя история Ватикана это выдумка. Говорят что Шишка отлита в І-ІІ в. н.э. Публием Цинцием Сальвием, это значится на ее основании. Всё как обычно, Шишка появляется во дворе вследствии некой перестановки и переустройства. Говорят изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году.

Это так говорят, но в реальности Шишка была отлита в 1608 году. Ватикан полон фальсификаций, которые выдаются за древности. Без этого нельзя, ведь если поставить правдивые даты изготовления многих скульптур Ватикана, тогда возникнет много неприятных вопросов к Ватикану - для чего созданы монументы с языческой символикой? Поэтому фальсификаторы выдают свои культовые сооружения за памятники древности.

Сосновая шишка символизирует Шиковидную железу(Эпифиз) при помощи которой управляют огромными человеческими массами. Выдавая операции по изменению работы Шишковидной железы за религиозные обычаи, исскуственно создаются группы людей с разными типами биологического поведения.

Например членам еврейской группы искуственно при помощи операционного вмешательства меняют работу Шишковидной железы. Группа используется для управления колониями. При помощи этой группы создаётся искусственно иллюзия мнения большинства.

Но самое главное, при помощи этой группы распространяют ДНК прошедшее мутацию головного мозга. Простыми словами людям снижают вес мозга, а это интеллект.

Элита при помощи операций на Шишковидной железе снижает тайно людям интеллект, делает их глупыми. Потом оглуплённым людям навязывают веру в придуманного бога при помощи которого элита даёт народам выгодные ей правила поведения.

Людей у которых изменена работа Шишковидной железы выдают за отдельный народ. Им не говорят правды, их дурят, рассказывают придуманную библейскую сказку. Им говорят: Видите, вы не такие как все остальные люди, это потому что вы божий народ. Им дают читать выдуманные библейские басни. Обман зашел так далеко и весь мир так охотно в него верит, что большинство людей даже мысли не могут допустить что их всех обманывают.


Top