Шишковидная железа введение в суть. Татуировка шишка Древние символы свастики

Ну понятно, что вряд ли папы просто настолько любят ходить в лес, дабы посвятить шишке целую площадь просто ради приятных воспоминаний.

И вот, что думает по данному поводу народ:

Шишковидная железа и третий глаз

Многие разные древние традиции говорят о том, что глубоко в центре нашего мозга гнездится физическая железа, которая осуществляет телепатические передачи мыслей и получение визуальных образов. Эта крошечная железа размером с горошину и формой сосновой шишки известна как эпифиз или шишковидная железа. По существу, слово “шишковидная” (pineal) происходит от латинского слова pinea, что значит “сосновая шишка”. Древние культуры всего мира были зачарованы сосновой шишкой, изображениями шишковидной железы в форме сосновой шишки и пользовались ими в самых высоких формах духовного искусства. Пифагор, Платон, Ямвлих, Декарт и другие писали об этой железе с большим благоговением. Ее называли вместилищем души. Очевидно, если такой “третий глаз” получает непосредственные образы из Поля Источника, мы еще не поняли, как может работать этот механизм. Но это не обязательно означает, что древние ошибались.

Шишковидная железа, эндокринная железа размером с горошину,

расположенная в геометрическом центре мозга, очаровавшая многие древние культуры. Заметьте форму сосновой шишки.

Технически, шишковидная железа не является частью мозга и не защищена барьером кровь-мозг. Она расположена приблизительно в геометрическом центре массы мозга, полая внутри, заполнена жидкостью, напоминающей воду, и получает больше крови, чем любая другая часть тела за исключением почек. Не защищенная барьером кровь-мозг, жидкость внутри шишковидной железы со временем набирает все больше и больше минеральных отложений или “мозгового песка”, которые обладают оптическими и химическими свойствами, аналогичными эмали зубов. На рентгеновских снимках и на снимках MRI кальцификация выглядит как костная масса в центре мозга. Врачи пользуются твердым белым кластером, чтобы сказать, имеется ли у вас опухоль в мозге. Если на снимке белое пятно смещается в сторону, они знают, что опухоль изменила форму мозга

Как я подробно рассказывал в документальном фильме Загадка 2012 года , сосновые шишки бросаются в глаза в сакральном искусстве и архитектуре всего мира в знак уважения шишковидной железы. Этот поистине потрясающий феномен никогда адекватно не объяснялся. Христианская статья, озаглавленная Язычники любят сосновые шишки и пользуются ими в своем искусстве, демонстрирует множество изображений, подтверждающих это положение:

Бронзовая скульптура из культа мистерий Диониса в поздней Римской Империи демонстрирует сосновую шишку на большом пальце руки, наряду с другими странными символами;

Статуэтка мексиканского бога держит сосновые шишки и елочные пазы;

В регалии египетского бога Солнца Озириса из музея в Турине, Италия, входят две “змеи-кундалини”; они обвиваются вокруг друг друга, поднимаясь к сосновой шишке на верху;

Ассиро-вавилонский крылатый бог Таммуз изображается держащим сосновую шишку;

Греческий бог Дионис держит регалию с сосновой шишкой на верху,
символизирующей плодородие;

Бахус, римский бог пьянства и шумного веселья, тоже держит регалию в виде сосновой шишки;

Католический Папа несет регалию с сосновой шишкой чуть выше руки, затем шишка расширяется в стилизованный ствол дерева;

Многие римские католические подсвечники, орнаменты, сакральные украшения и архитектурные сооружения с сосновой шишкой в качестве ключевого элемента дизайна;

Самая большая скульптура сосновой шишки в мире бросается в глаза на Площади Ватикана - во Дворе Сосновой Шишки.

Папа Бенедикт XVI держит папскую регалию, по-видимому,

символизирующую способность вступать в контакт

с высшим разумом посредством шишковидной железы.

Мы вернемся к этим потрясающим католическим примерам через минуту. В фильме Загадка 2012 года я указывал и на то, что золотая погребальная маска Фараона Тутанхамона изображает урей или змея кундалини, появляющегося на лбу из области шишковидной железы. Статуи Будды часто изображаются с третьим глазом между бровями в виде возвышающейся круглой области. Представляется, что волосы Будды тоже стилизованы в форме шишковидной железы. Почти все индуистские боги и богини имеют бинди или третий глаз между бровями. Многие индусы носят такой символ и по сей день. Волосы индуистского бога Шивы тоже выглядят как стилизованная шишковидная железа, а змеи-кундалини обвиваются вокруг шеи.

Уже после выпуска фильма Загадка 2012 года я обнаружил статуэтку мезо-американского бога Кетцалькоатля, появляющегося изо рта змея, а тело змея сворачивается в точную форму шишковидной железы. В той же самой скульптуре Кетцалькоатль носит ожерелье, сделанное из сосновых шишек. И еще лучше: снизу в сосновые шишки втекают энергетические волны. Рот змея обрамляет лицо Кетцалькоатля так же, как можно видеть на шлеме современного астронавта. Также, если вы посмотрите на изображения “Крылатого Змея” в Храме Кетцалькоатля в Теотиуакане, вы легко увидите множественные изображения сосновых шишек, вырезанных вдоль голов змея.

Сегодня я продолжу, правда не очень подробно, серию рассказов о ватиканских музеях.

Не хотелось бы вас расстраивать, но объективно говоря никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Иной раз, кажется, что вовсе не человек это все создавал! Но, тем не менее, этот набор античного искусства, шедевров эпохи Возрождения и современных работ были сотворены человеческими руками. Это к вопросу, кто во вселенной был величайшим из Творцов…

Довольно сухих измышлений! Покинем же папский гараж и отправимся для начала на площадь сосновой шишки.

Площадь сосновой шишки образовалось после объединения Бельведерского дворца с Ватиканским, которое выполнил господин Браманте. Вовсе не будет лишним упомянуть, что именно он начал строительство Собора Святого Петра в его нынешнем виде. Но поскольку собор строился 150 лет, то Браманте, как и положено нормальному человеку не дожил до церемонии, когда торжественно перерезанные ленточки упали на мостовую у входа в свеженький собор. Свое название площадь получила от античного фонтана, который увенчан гигантской сосновой шишкой – символом источника жизни по античным понятиям:

Помимо шишки фонтан украшен фигурами львов, судя по высеченным знакам привезенных из Египта и фигурами людей, привезенных не знамо откуда.

Кроме этого площадь хранит в своем центре шедевр современного скульптуростроения под названием “Сфера в сфере” или же чаще этот образец творчества обзывают “Земным шаром”. Создал его господин Арнольдо Помоддоро и символизирует это все пагубное влияние человека на природу. Полированный шар диаметром 4 метра вращается вокруг своей оси (если как следует раскрутить).

Но как я уже говорил, с восприятием современного искусства у меня довольно все нескладно выходит. Поэтому я пошел знакомиться с вывешенными на площади репродукциями работ Микеланджело из Сикстинской капеллы.

Размещены они тут неспроста. Поскольку внутри сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры (там даже работает специальный человек, который, раз в 5-7 минут поднимает палец к губам и громко произносит Ш-ш-ш-ш-ш-шш!) то гиды перед тем, как отправить в нее своих подопечных туристов подробнейшим образом описывают все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок. Конечно же, центральной работой в капелле является “Страшный суд”, о героях которого я сейчас хочу сказать несколько слов.

Всю переднюю стену занимает упомянутый “Страшный суд”. В центре, разумеется Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше: ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых: терновый венец, крест, столб для бичевания.

Многие святые и апостолы изображены же с теми предметами средневекового обихода, при помощи которых были в свое время умерщвлены. Так мы можем наблюдать святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу, которую с него содрали поганцы-язычники. Микеланджело был большой шутник. На этой коже он поместил свой автопортрет. Хорошо, хоть в храме не плясал…

Святая Екатерина держит устрашающего вида зубастое колесико. Именно такими милыми штучками она была разорвана на части добрыми людьми. Святого Симона, что рядом с ней, на Кавказе заживо распилили пилой. Святого Лаврентия в Риме заживо изжарили на металлической решетке, отсюда он имеет ее в руках. Творческий подход к казням в те времена поражает своей чудовищной изобретательностью и какой-то невероятной жестокостью. Хотя вот святого Себастьяна просто и без привычной смекалки утыкали стрелами. Проявили, так сказать гуманность. Слева спиной к нам святой Андрей с крестом, на котором был распят. Петр изображен стандартно с ключами от царствия небесного. Остальных Микеланджело не снабдил ярко выраженными атрибутами, хотя были там и сваренные заживо, и прочими пикантными способами отправленные на тот свет люди, милые сердцу верующих.

Но не эти жестокие подробности меня лично поразили. Я не могу понять одного: пускай Христос изображен в виде карающего судии, но почему все его окружение несказанно радуется тому, что они удостоились царствия небесного, а между тем на их глазах большая часть людей отправляется прямиком в ад. И господин Харон приветливо “отоваривает” их веслом по горбу.

Я не могу идентифицировать каждого персонажа, да и невозможно это, пожалуй. Но в целом фреска эта гигантская оставляет скорее гнетущее впечатление.

Более чем библейские мотивы меня привлекла техника и мастерство, с которой выполнены фрески. Например, стоя даже в 1-2 метре от стены, на которых нарисованы занавеси, вы никогда не скажете, что это рисунок на плоской стене. Вы видите перед собой объемную драпировку, которую хочется взять и, протянув руку немедленно открыть.

Кроме этого, фигуры, рассаженные вдоль окон в том месте, где стена переходит в потолок, видятся как объемные фигуры в нишах. И с какой стороны на них не посмотри, восприятие их объема не утрачивается. Настолько мастерски они исполнены.

В общем сикстинская капелла это тот самый мировой шедевр, не увидев который своими глазами нельзя спокойно умереть. А описать всю мощь и красоту этого помещения никак не возможно. Даже и пробовать не буду. Не зря она используется кардиналами для проведения тут конклава суть которого избрание нового папы…

А сейчас я вынужден прервать дальнейший по залам и галереям ватиканских музеев, поскольку возникла масса неотложных дел. Но позволю себе сделать небольшой анонс всего того богатства, которое планирую представить вам в ближайшее время:

Бельведерский зал со знаменитым Аполлоном:

Галерею карт:

А так же: античные саркофаги, покои знаменитого папы Борджиа, фрески Рафаэля, зал современного искусства и разумеется виды с купола собора Святого Петра и внутреннее убранство этого великого храма.

Спасибо за внимание!
Увидимся!

На одной из площадей Ватикана с давних времён установлен один интересный монумент..
На постаменте двухметровой высоты красуется.. шишка!Обыкновенная с виду еловая шишка.
С чего-бы это вдруг в краях где ели даже не растут- такая почесть шишке,как это объяснить?

Не все люди знают что Ватикан является скрытой конторой и хранителем самых больших секретов нашей цивиллизации.

В тамошних библиотеках хранится не доступная обыкновеным людям информация.

Но самый большой секрет оказывается выведен на площадь,на всеобщее обозрение,потому что кому-то хочется пошутить над людьми.

Они уверены что никто не догадается что тот памятник означает.

Это памятник шишковидной железе человека!Она похожа на шишку.

Когда-то очень давно кто-то переделал её,вывел из строя и теперь центр управления мозгом человека не работает.Они заблокировали его!

У раннего человека при нормально работающей гланде были сказочные способности.Он мог общаться на расстоянии без телефона,мог ориентироваться на местности без приборов и имел богатырское здоровье.Всё это нужно-было срочно сократить и оставить лишь минимальные функции достаточные для работы на шахтах.Какой-то части людей изменили гены,ДНК и начали их размножать и расселять вместо всех перебитых самым безжалостным образом оригиналов.

Для постоянного контроля над умами несчастных стали всячески работать,ввели религии.В церквях им проповедовали необходимые установки на послушание и смирение с ролью рабов(божьих).

Немалый вред для шишковидной железы приносили постоянные стрессы от невыносимых жизненных условий и таким образом она была выведена из строя.

В настоящее время её кальцинирование продолжается другими методами и она практически забетонирована.

Шутники от Ватикана,выставили нам тот памятник чтобы показать какие мы недотёпы.Специально подняли на два метра,показать его недоступность и покрасили в зелёный цвет чтобы подчеркнуть недоразвитость её.

Стерегут его две феникс птицы,что известны как сатанинские атрибуты.Это ещё одна подсказка..об авторе идеи.

Ниже приведён текст дополняющий картину/памятник:

Фтор вреден для шишковидной железы (3-го глаза или органа интуиции)? Американским Фармацевтическим Министерством (ФДА) фторид натрия зарегистрирован как крысиный яд!

До 1990 года не проводились тесты по влиянию фтора на шишковидную железу. Шишковидная железа или эпифиз – это маленькая железка , расположенная между двумя мозговыми полушариями.

Древние философы, а также Святые Востока считали, что шишковидная железа является местом обитания Души. Эпифиз являетсяцентральной точкой взаимодействия между правым и левым полушариями мозга. Это центр всего, что мы осуществляем между духовным и физическим планом. Пробуждение, или активация, этой клетки позволяет вернуться к оптимальному здоровью на всех уровнях.

Шишковидная железа регулирует выделение мелатонина – гормона «молодости», который помогает регулировать достижение половой и духовной зрелости. В свою очередь, мелатонин вырабатывается шишковидной железой из серотонина — вещества, явно связанного с высшей мыслительной функцией человека. Видимо, не случайно просветление сознания требует активизации шишковидной железы; дерево Бо, под которым сидел Будда, было богато серотонином.

Но что не менее важно, так это то, что шишковидная железа отвечает за иммунитет, она при правильной работе защищает тело от вредоносных эффектов, которые свободные радикалы оказывают на мозг.

Одним из инициаторов этого исследования была врач Дженифер Люк из Университета Surrey в Англии. Она доказала, что шишковидная железа первая попадает под удар фтора. Также, согласно исследованию, избыточное количество этого элемента на уровне шишковидной железы приводит к серьезным дисфункциям, провоцируя раннее половое созревание и уменьшая способность организма бороться со свободными радикалами.

Фтор может спровоцировать генетическое изменение плода во время беременности, увеличивая риск заболевания раком. Ряд исследований показали, что фтор способен вызвать костный рак.

Самое плохое заключается в том, что на это почти никто не обращает внимания. Подумайте, что случилось бы с промышленностью, если бы широко опубликовали исследования о том, что фтор – токсичен!

Наиболее значительное влияние соединения фтора оказывают на щитовидку. Фтор, как и Йод, является галогеном. Со школы мы знаем «Правило замещения галогенов», в котором говорится, что любой галоген с меньшим атомным весом замещает в соединениях галогены с большим атомным весом, в пределах своей группы. Как известно из таблицы Менделеева, Йод имеет больший атомный вес, чем Фтор. Он заменяет йод в усвояемых соединениях, тем самым вызывая его дефицит. Хлор, который широко используется для очистки воды, обладает теми же свойствами, однако он менее активен, чем фтор в химическом плане.

По данным исследований «смелых» ученых, случаи заболеваний щитовидной железы стали увеличиваться именно с начала пропаганды пользы «фтора». Щитовидная железа управляет в организме многими процессами обмена веществ, нарушения ее работы могут иметь серьезные последствия для человека, среди которых полнота – далеко не самый страшный. После популяризации фтора в США, население стало усиленно полнеть, взаимосвязь между этими процессами также прослежена учеными отступниками.

Нейтрализацию шишковидной железы чисто теоретически можно провести путем очень сильного воздействия фтора на нее. Фтор может разрушить кости, зубы и эту самую шишковидную железу. Он ее словно бетонирует.

Среди последствий длительного применения фтора встречаются: рак, генетические нарушения ДНК, ожирение, понижение IQ, летаргия, болезнь Альцгеймера и несколько других.

Если кто не знает, фтор содержится практически во всех зубных пастах. И если кто не помнит, то по рекомендациям врачей зубы нужно чистить два раза в день. Кстати, утверждают, что именно фтор использовался для массового контроля сознания в Германии и Советском Союзе в середине XX века.

Но влияние на щитовидную железу – не самый страшный вред, который может нанести фтор. Этот элемент активно вступает в реакцию с алюминием,который до сих пор широко используется визготовлении кухонной утвари. Реагируя, фтор и алюминий образуют фторид алюминия, который способен преодолевать гематоэнцефалический барьер. Гематоэнцефалический барьер служит защитой для мозга, проникая через него, фторид алюминия откладывается в нервных клетках. Последствия влияния фторида алюминия на мозг могут быть катастрофическими, он способен вызвать слабоумие, широкий ряд нервных и психических расстройств. Согласно тем же запретным исследованиям, с момента популяризации фтора число случаев болезни

Альцгеймера значительно увеличились. Неудивительно, что США, где фторирование применяется особо широко, является одним из лидеров по заболеваемости этим недугом.

Нигде не отмечается ещё один аспект чистки зубов.

Насколько оправдано наличие абразивов во всех зубных пастах? Ведь драить эмаль песком означает сдирать её за самое короткое время.

Стараясь отбеливать зубы мы оставляем их беззащитными(жёлтыми),чувствительными ко всему и малопригодными.

Где-то была информация что Шишковидная железа вырабатывает эмаль,пока она здорова..

Тут уже полный круг получается..

В Ватикане есть много разных монументов и скульптур. Один из них это четырёхметровая сосновая шишка отлитая из бронзы и покрытая позолотой.

Весь огромный двор в котором находится монумент назван двором Шишки. Вокруг шишки устроена довольно интересная композиция. Во первых сама шишка не имеет ничего общего с христианской символикой. Шишку символично снизу на мраморном пьедестале держит много людей. Сосновая шишка символично стоит на людях, давя их своим весом.

По бокам шишки стоят два павлина, а из под шишки вытекает источник с водой, который охраняют два льва.

В малом дворике сзади шишки расположены восемь статуй древнеегипетской богини Сахмет. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст.

Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, и поэтому на её голове изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Если кто-то не в курсе, око Ра символизирует Шишковидную железу.

Вот со львами совсем интересно. Львы не простые, а древнеегипетские, на каждом львином монументе написаны древнеегипетские ероглифы.

Ещё есть такая статуэтка с левой стороны от шишки. Она напоминает мужские гениталии. Ничего христианского, сплош языческая символика.

Конечно вся древняя история Ватикана это выдумка. Говорят что Шишка отлита в І-ІІ в. н.э. Публием Цинцием Сальвием, это значится на ее основании. Всё как обычно, Шишка появляется во дворе вследствии некой перестановки и переустройства. Говорят изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году.

Это так говорят, но в реальности Шишка была отлита в 1608 году. Ватикан полон фальсификаций, которые выдаются за древности. Без этого нельзя, ведь если поставить правдивые даты изготовления многих скульптур Ватикана, тогда возникнет много неприятных вопросов к Ватикану - для чего созданы монументы с языческой символикой? Поэтому фальсификаторы выдают свои культовые сооружения за памятники древности.

Сосновая шишка символизирует Шиковидную железу(Эпифиз) при помощи которой управляют огромными человеческими массами. Выдавая операции по изменению работы Шишковидной железы за религиозные обычаи, исскуственно создаются группы людей с разными типами биологического поведения.

Например членам еврейской группы искуственно при помощи операционного вмешательства меняют работу Шишковидной железы. Группа используется для управления колониями. При помощи этой группы создаётся искусственно иллюзия мнения большинства.

Но самое главное, при помощи этой группы распространяют ДНК прошедшее мутацию головного мозга. Простыми словами людям снижают вес мозга, а это интеллект.

Элита при помощи операций на Шишковидной железе снижает тайно людям интеллект, делает их глупыми. Потом оглуплённым людям навязывают веру в придуманного бога при помощи которого элита даёт народам выгодные ей правила поведения.

Людей у которых изменена работа Шишковидной железы выдают за отдельный народ. Им не говорят правды, их дурят, рассказывают придуманную библейскую сказку. Им говорят: Видите, вы не такие как все остальные люди, это потому что вы божий народ. Им дают читать выдуманные библейские басни. Обман зашел так далеко и весь мир так охотно в него верит, что большинство людей даже мысли не могут допустить что их всех обманывают.

Двор Сосновой Шишки, или Двор Пинии, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду.

Ещё одним архитектурным шедевром дворика является грандиозный крутящийся золотой шар, имеющий диаметр 4 метра и находящийся в самом центре площади. Его автором стал итальянский скульптор Арнальдо Помодоро в 1990 году. Замысел мастера состоял в том, чтобы отразить тот сегодняшний негатив, который несёт человечество окружающему миру. В конструкции большого шара, символизирующего вселенную с зияющими разломами и имеющего зеркальную поверхность, находится маленький шар, изображающий нашу планету. В этом образе зафиксированы глобальные процессы, сопутствующие течению бытия планетарного масштаба на данный момент времени. Величина композиции показывает объём вселенной, а отражающиеся в шаре люди, неотрывно связаны с жизнью в ней. Дополняют внешний облик площади 4 зелёных лужайки, раскинувшиеся друг напротив друга вдоль дворцовых стен.

Автором ландшафтного дизайна дворика стал основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения – Донато Браманте. Он связал Ватиканский дворец с маленьким дворцом Бельведер, возвышающимся на холме, при помощи обширного садового дворика, а к вилле пристроил здание с центральной нишей, что в итоге преобразовалась в Двор Пинии. Сейчас, это место считается одним из самых очаровательных в Ватикане, привлекая внимание многих посетителей, завороженно взирающих на необычные скульптурные композиции.

А


Б


красным цветом выделил арку


Top