Сравнение героев рассказа.

Цели урока: создавать условия для непосредственного общения с художественным произведением, для формирования целостного эмоционального впечатления от него; содействовать постижению образа- характера героя; воспитывать культуру эстетических, нравственных чувств, влияющих на поведение учащихся.






II. Учитель (на фоне мелодии возникает слайд-фотография В.М. Шукшина, звучат слова учителя) II. Учитель (на фоне мелодии возникает слайд-фотография В.М. Шукшина, звучат слова учителя) Сидит на крутом боку земли человек. Крестьянин. Труженик. Наш земляк. Актёр Василий Макарович Шукшин на склоне родного Пикета. Сложил натруженные руки, мудро и проницательно смотрит вдаль – а вокруг Россия, родной Алтай, родная земля, взрастившая его, давшая крылья, питавшая его своими соками.


Ученики: 1)Похож на алтайца обличьем. Скуласт и немного раскос, Он внутренним скромным обличьем Был русским до корня волос. 2)Он верен был жизненной правде, В ней видел, всего идеал, Какой-нибудь Насте и Клавде Земной он поклон отдавал. 3)Такая душевная слитность С народом – любого спроси, Такая во всём самобытность Великая радость Руси




« Грустит Катунь о Шукшине!» (вставить мелодию) Прямая связь крестьянских поколений Преемственности крепкая стена Всегда рождала много разных мнений И было мнение свое у Шукшина. Его герои – Не на лубочных картинках, А – На катунских вольных берегах Причем, Не в лакированных ботинках А – В кирзовых тяжелых сапогах Шагают образы – Размашисто и твердо – Как и положено хозяевам земли Их предки так –


Размеренно и гордо – На смерть за веру истинную шли. В любом рассказе – даже очень малом – Раскрыта чья – то трудная судьба. В своем течении - стремительном и яром – Она порой несправедлива и груба. Лишь человечек – равнодушный абсолютно Не сможет никогда того понять, О чем хотел – открыто и прилюдно – Писатель незатейливо сказать. Какой же силой – внутренней, огромной И тягой к жизни надо обладать, Чтоб о деревне, повествуя скромно, Суметь волнующее чувство передать.


Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами и поговорим о Человеке, его судьбе, его внутреннем мире, его переживаниях и радостях. Обратите внимание на тему урока. Какие вопросы вы можете к ней задать? Запишите их в тетради. Ученики: Какого героя изображает Шукшин? Кто такие «чудики»? Учитель: Подберите и запишите однокоренные слова к слову «чудик» (чудо, чудак, чудинка, чудесный, чудаковатый, чудной…)




Ученик: Усмехались: Ходит в сапогах На столичных чистых площадях. Удивлялись: Сам, мол, не сидел, А героев лагерных воспел. Поражались: Был из мужиков, А писал про разных чудаков. Восхищались: Вася - то Шукшин Озаренье разинской души! Да, всю жизнь питала его кровь К родине сыновняя любовь. А в его рассказах чудаки – Наши россияне-мужики.








Вы по группам работали над текстом, готовились по вопросам, составляли логико-смысловые модели. Итак, слово первой группе: Рассказ «Чудик» 1. Представьте главного героя рассказа, используя текст. 2. Почему с Чудиком всегда что-то случается? 3. От чего Чудик страдает и кого винит в своих неудачах? 4. Как относится к главному герою автор? Как к нему относитесь вы? (Ответы ребят.)


2 группа Рассказ «Микроскоп» (Ребята приготовили инсценировку фрагмента рассказа.) После исполнения инсценировки. 1. Каких героев вы узнали в сцене? 2. В каком мире живёт герой рассказа? Почему у него появляется мысль купить микроскоп? 3. Праздник души – как он представлен в рассказе? 4.Почему герою рассказа приходится идти на обман? 5. Как относится автор к герою? А вы?




« Чудик »« Микроскоп » Добрый, душевный, деликатный, всем хочет сделать приятное, наивный, не знает людей, жизнерадостный, сохранил детское восприятие жизни – праздничное (финал рассказа). Автор любит героя, от него идёт свет. Открытый, любознательный, искренний, удивляющийся, наивный, тревожащийся за других. Открытие мира – праздник. Автор с улыбкой любуется героем, переживает за него.


V. Какой же можно сделать вывод? Вывод делают ученики. (Предполагаемый вывод) Герой Шукшина открыт навстречу людям, новому; он добр и наивен, доверчив. Совершает необычные поступки, которые не вписываются в рамки общепринятых норм, поэтому он оказывается непонятным. Ему приходится подставляться под требования других, но герой этого не хочет, он самобытен, поэтому иногда ему приходится лгать. Но ложь героев Шукшина безвредна.











Итак, ребята, хочется закончить урок такими теплыми словами. Нам бы про душу не забыть, Нам бы чуточку добрее быть. С этим он жил, в это верил, Это завещал нам. Гора Пикет – поклонная гора По воле сердца и по зову слова Сюда народ идет без останову, Хоть и стоит июльская жара. Его слова – завет на каждый день, Гора Пикет – еще одна ступень К вершине человеческого духа. Спасибо, ребята, за работу на уроке.



▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всё этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Василий Шукшин
и его «чудик»
Презентация к уроку «Образ «чудика» в
рассказе «Микроскоп» в 7 классе»
Учитель русского языка
и литературы
МКОУ
Калачеевская СОШ №6
Дьяченко Е. В.
Эпиграф
Мне хочется
рассказать об
этих «странных»
людях, пример
которых учит
тому, как жить
интересно».
В. М. Шукшин
Алтай

родина
Шукшина
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась
светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьется в берег Катуни волна.
Знает каждый в России,
что Сростки
-
Это родина Шукшина.
«Душа меня волнует…»
«
Меня больше
интересует "история
души", и ради ее
выявления сознательно
и много опускаю из
внешней жизни того
человека, чья душа меня
волнует,

говорил
Шукшин.
-
Так
называемый простой,
средний, нормальный,
положительный
человек меня не
устраивает. Тошно.
Скучно... ».
Странный, непутёвый…
Любимому
шукшинскому
герою,
живущему в деревне и
занятому по
-
деревенски
монотонной работой,
страстно хочется хоть
ненадолго уйти от
обыденности, душа его
жаждет праздника.
Он
тоскует по жизни яркой,
исполненной смысла.
чудик!..
Сельского работягу
часто тянет за пределы
родной околицы, его
воображение занято
проблемами отнюдь не
районного масштаба…
Так в литературе ХХ века
появился новый тип
героя
-
«чудик»
(по
названию и персонажу
одного из рассказов
писателя).
Герои рассказов
«Чудик»,
«Микроскоп»,
«Мастер» и др.
в сборнике
« Характеры»
стремятся
сделать людям
«как лучше»,
но постоянно
натыкаются
на стену
непонимания,
отчужденности,
даже
враждебности.
Спектакль
«Микроскоп»
в Государственном
Театре Наций
в Москве.
Василий Шукшин
«Микроскоп»
Стиль Шукшина неповторим…
Шукшин
-
мастер короткого рассказа, выработавший
свой собственный неповторимый стиль. Рассказы
написаны по
-
разному͗ то динамично (рассказ «Волки», в
центре которого
-
захватывающий эпизод, экстремальная
ситуация)͖ то неторопливо (сказ «Мастер»,
описывающий хождения героя за правдой) . И все
-
таки
есть между ними что
-
то общее. Ведь за ними
-
за их
стилем, построением
-
стоит неповторимая личность их
автора, писателя Василия Шукшина. Сам Шукшин
говорил об искусстве рассказа͗
«Вот рассказы, какими они должны быть͗
Рассказ
-
судьба.
Рассказ
-
характер.
Рассказ
-
исповедь.
Самое мелкое, что может быть, это рассказ
-
анекдот».
Синквейн

1 строчка

одно слово

тема, обычно
существительное.

2 строчка

два слова (прилагательные или
причастия). Описание темы, слова можно
соединять союзами и предлогами.

3 строчка

три слова (глаголы). Действия,
относящиеся к теме.

4 строчка

четыре слова

предложение. Фраза,
которая показывает отношение к теме в 1
-
ой
строчке.

5 строчка

одно слово

ассоциация, синоним,
который повторяет суть темы в 1
-
ой строчке,
обычно существительное.
Спектакль «Микроскоп»
в Государственном Театре
Наций в Москве.
Сахалинский театральный центр
Сцены из спектакля «Крыша над головой»
по мотивам рассказов В. Шукшина
Враги под микроскопом
Капля воды
Пылинка
«Ну вот как с имя
бороться?»
Пыльца цветов под
микроскопом
Какой же он, чудик?

ЧУДик
=
ЧУДной
?
(совершает «странные»
поступки, не похож на
других, поэтому
окружающие его не
понимают).

ЧУДик
=
ЧУДный
?
обладает доброй
душой, тянется к
знаниям, хочет жить
интересно, приносить
пользу людям).
А может, жена права?

В.Шукшин
о своём любимом герое͗

«
Есть люди
,
в городе ли или на селе,
которые окружающим кажутся странными.
Их зовут «чудаками». А они не странные и не
чудаки. От обычных людей их отличает
разве только то, что талантливы они и
красивы. Красивы они тем, что их судьбы
слиты с народной судьбой, отдельно они не
живут. Их любят особой любовью за эту их
отзывчивость в радости и беде. Они
украшают жизнь, ибо с их появлением, где
бы то ни было, изгоняется скука.


Приложенные файлы

«Шукшин Василий Макарович» - Было очень интересно и познавательно, мы узнали много о быте и жизни семьи Шукшина. В 1954 году поступает на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии, который заканчивает в 1960. Первым местом работы Василия Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился к московской конторе.

«Жизнь Шукшина» - Вот взбегу я на холм поднебесный И, присвеченный радостью дня, Вскрикну: -Люди! У озера. Мария Сергеевна Шукшина с трехлетним Васей. Пришел солдат с фронта. Годы службы балтийский флот (1949-1953). Годы учебы во ВГИКе. Василию Шукшину 16 лет. Край сибирский. Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина.

«Произведения Шукшина» - Гипотеза. Актуальность. Заключение. Содержание работы: Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.». Структура работы: Гипотеза не является противоречивой и доказуема. Спасибо за внимание! Использование разговорно-просторечных номинаций и номинации ролевого типа как средства идентификации персонажа.

«Шукшин Алтай» - Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая. Тема: «Шукшин в нашем селе». Праздник, посвященный 80-летию В. М. Шукшина «Калина красная грустит о Шукшине». Ощепков Николай Еремеевич. Василий Макарович Шукшин. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина. Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин в кабинете-музее В. М. Шукшина.

«Писатель Шукшин» - Родина писателя – село Сростки. Школа в Сростках. Жена писателя – актриса Л.Федосеева-Шукшина. В доме писателя. Дом В.М.Шукшина в Сростках. В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель… Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина. Дочь Маша. Памятник на горе Пикет в Сростках, где любил бывать писатель. Дочь Маша и внучка Света.

«Шукшин уроки» - Что осталось непонятным? Что показалось забавным, странным, страшным? Шукшин – режиссер, актер. Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.). За прилавком продавщица Роза. Эпиграф к уроку. Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.). Виктор Астафьев. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано.

Всего в теме 10 презентаций

Урок литературы в 7 классе
ОБРАЗ «ЧУДИКА» В РАССКАЗЕ В. М. ШУКШИНА «МИКРОСКОП»
Учитель МКОУ Калачеевская СОШ №6 Дьяченко Е. В.

Цели урока:
- познакомить учащихся с одним из типов героев русской литературы середины XX века – «чудиком», проанализировать главного героя рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»; повторить понятия: «сюжет произведения», «кульминация», «развязка»;
- развивать навыки сопоставительного анализа поведения героя, составления синквейна на тему «Главный герой»;
- воспитывать интерес к творчеству В. Шукшина, бережное отношение друг к другу, доброту, душевную чуткость.
Материалы к уроку:
- мультимедийная презентация «Василий Шукшин и его «чудик»; - миниплакаты - высказывания В. Шукшина, портрет писателя (на доске); - распечатка-памятка «Как составлять синквейн» (на каждой парте); - тексты рассказа «Чудик» (в учебнике).
На доске записана тема урока: «Чудик» Андрей Ерин» и эпиграф: «Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно» (В.Шукшин).
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
(С миниплаката на доске): «Нет писателя без искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте». Эти слова замечательного русского писателя середины XX века Василия Макаровича Шукшина можно в полной мере отнести и к нему самому. В более широком объёме вы будете изучать творчество этого не только писателя, но и режиссёра, сценариста, актёра – в старших классах. А сегодня мы познакомимся с интереснейшим типом литературного героя, созданным Шукшиным, – так называемым «чудиком», «странным» человеком, чей пример, по словам Шукшина, должен научить нас тому, как жить интересно» (слайд №2). Эти слова писателя я выбрала в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку по рассказу «Микроскоп», который вы должны были прочитать внимательно с карандашом в руках. Задача сегодняшнего урока – с помощью нашего героя ответить на вопрос: «Что значит жить интересно?»
Начиная разговор о каком-либо писателе или поэте, нельзя не сказать о его родине, чей образ, конечно же, отражается на характере творчества.
Ученица читает стихотворение о Сростках со слайда №3.
Учитель: В отличие от природы, человек должен быть красив не столько внешне, сколько внутренне, душой. И Шукшина как писателя всю жизнь волновала именно человеческая душа (Слайд №4 – слова Шукшина). Причём близкими себе он считал тех людей, которые не хотели быть, как все.
Чтение учеником текстов слайдов №5, 6, 7 – об особенностях характера шукшинского героя – «чудика».
Учитель: Так случилось и с героем рассказа «Микроскоп», которого и критики, и сам Шукшин относили к типу «чудиков». (Слайд №8 с надписью: Василий Шукшин «Микроскоп»).
Беседа:
- Прежде чем говорить о главном герое, проследим обстоятельства, с ним связанные, т. е. сюжет. Вопрос классу: Что такое сюжет? (Ответ учащегося). Что составляет сюжет рассказа «Микроскоп»?
(Ученик рассказывает сюжет).
Учитель: Шукшин – мастер короткого рассказа, он даже определил несколько типов рассказов (Слайд №9): рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот.
Вопрос классу: На какой тип рассказа больше похоже данное произведение Шукшина? (Ответ ученика: рассказ-анекдот).
Учитель: Вот такая незатейливая история с неудавшимся обманом. Но это только на первый взгляд. На самом деле смысл истории гораздо глубже. Проследим, как же появление микроскопа изменило жизнь героя и его самого, сопоставим два периода в жизни героя с помощью двух синквейнов. Вспомните, как составляется синквейн. На слайде №10 и на ваших партах - схема синквейна. Первый синквейн - на тему «Герой в начале рассказа».
Ученики предлагают варианты 1-ой строки.
1. Столяр Андрей Ерин.
Учитель: Прослушаем отрывок и заполним 2-ю и 3-ю строчки синквейна.
Чтение по ролям начала рассказа.
Вопросы к классу: Какой Ерин с женой? Что обещает жене?
Заполняем 2-ю строку синквейна: 2. Безответный, покорный.
Какими глаголами можно описать жизнь Андрея до нашего знакомства с ним? Как дни проходили? Это 3-я строка синквейна: 3. Трудился, выпивал, подчинялся.
Как жилось Ерину? Было ли что-то интересное в его жизни? Ответ запишем в 4-ю строку.
4. Жизнь текла без радости, однообразно.
5-я строка – синоним к тогдашнему Ерину: Обыкновенный сельский житель.
Учитель: И вдруг этот простой сельский мужик учудил: принёс микроскоп.
Вопросы классу: Зачем плотнику микроскоп? И почему не мог принести открыто, без вранья? (Ответ учеников: он хорошо знает свою жену, которая не поняла бы такую растрату).
Что заботит Зою Ерину? (Ответы учеников).
Обобщение ответов учителем: Мир жены Ерина – это семья, дети, сельские заботы. Не более. А мужа волнует проблема мирового уровня, решая которую, он изменился. Двум ученикам было дано задание - составить синквейн на тему «Ерин – исследователь».
Оба ученика по очереди записывают синквейн на доске. Остальные готовят цитаты – иллюстрации из учебника к строкам синквейна: 1 ряд – с. 239, 2ряд – с. 240, 3 ряд – с. 241. На экране – слайды №11 - 16 – фото сцен спектаклей известных театров по мотивам рассказа и видеосъёмка микроорганизмов под микроскопом.
Проверка синквейна:
1. Андрей Ерин.
2. Радостный, переживающий. (Цитаты – иллюстрации учеников из текста).
3. Возмущался, рассматривал, обвинял. (Цитаты – иллюстрации учеников из текста).
4. Микроскоп сделал жизнь Ерина интересной, осмысленной.
5. Исследователь.
Вопросы классу: Как изменилось отношение к нему окружающих? Кто гордится знакомством с ним? (цитаты из текста). Кто ещё заинтересовался наукой? (Сын).
Учитель: Итак, мы видим, что изменения налицо. Вопрос к классу:
В чём странность поступка Ерина? В чём он всё-таки «чудик»? По силам ли ему уничтожить микробы? (Ответы учеников).
Обобщение ответов учеников: Отсутствие образования не делает Ерина плохим человеком. Главное – он нашёл область жизни, где, как ему кажется, он сможет принести пользу. Он стал жить интересно, с радостью. Слайд №17: Какой же он, чудик?
Вопросы классу: Ерин - чудной или чудный? Чего больше? Пример ли он того, как жить интересно?
Учитель: Конец рассказа не в пользу главного героя. Там находим и кульминацию, и развязку. Что такое кульминация произведения? Развязка? Что является кульминацией и развязкой рассказа «Микроскоп»? Почему такой конец? (Потому что герой всё-таки отличается от остальных; таких, как он, мало; он на самом деле «чудик»). И хотя вроде бы жена победила, Шукшин любит своего героя. Об этом – слайд №19: слова Шукшина о «чудиках».
Выводы по уроку. Вопрос классу:
Что значит - жить интересно? (Стремиться к знаниям, приносить пользу людям). Побольше бы таких чудиков и в наше время. Их всегда не хватает. Об этом песня современного автора в исполнении А. Пугачёвой «Чудаки». В ней есть прекрасные, полные глубокого смысла слова: «Мир чёрно-белый весь разрисуют чудаки».
Звучит песня «Чудаки».
Д/ з: Письменно ответить на вопрос (по выбору):
1. А может, жена права? (слайд №18).
2. Был ли другой выход у жены? (Придумать
другой конец рассказа).
3. Кого сейчас можно назвать «чудиком»?


Top