Деньги в русской литературе по курсу цб рф. "Небесная душа" Федора Долохова

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные «общие слова», попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку. Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние, знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.

Примерно по тому же сценарию, что и с Пьером, развивается «дружба» Долохова с Николаем Ростовым. Первоначальная идеализация и «не разлей вода» сменяется завистью и намеренным желанием разрушить его жизнь .

(на фото - Джей Джей Филд (?) в роли Долохова)

Пока Долохов отлеживается у матушки, его связь с Ростовым крепнет. И Долохов предстает перед ним совсем другим. «Настоящим», как ошибочно думает Ростов .

«Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге . У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины ».

Итак, Николаю внушается, что он - «особенный», «один из очень немногих». Часто нарцисс в фазе идеализации противопоставляет нас «истеричкам и меркантильным сукам, которых сейчас 95%». А как еще он может относиться к «сукам»? Как и Долохов - «обращать внимание, насколько они полезны или вредны».То есть, пользоваться.

«Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных...»

(перебью Долохова, мне очень хочется спросить: кто они, эти мужчины? Фамилии можно назвать?)

«...но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня ».

Этот период общения Николая и Долохова можно назвать Обольщением. На этом этапе Долохов бессознательно идеализирует Ростова, исподволь завидуя ему как человеку с совсем иным устройством, человеку счастливому . И эта зависть усиливается, когда Николай вводит Долохова в свой дом. Он видит радостных, дружных людей, тепло относящихся друг к другу, естественных в выражении своих чувств. От наблюдательного взгляда психопата не укрываются особые отношения Николая и Сони, которые также становятся предметом его зависти. Он бессознательно стремится «стать Николаем» - чтобы полюбить Соню и стать любимым ею. Но он не Николай...

«Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя никто и не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах y Иогеля, где всегда бывали Ростовы.

Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд ».

(что это за взгляд, знает каждый, кого идеализировал нарцисс)

«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой».

И вот Долохов делает Соне предложение. Обратите внимание: нарциссы очень любят соблазнять женщин своих друзей. Сценарий «была тебе любимая, а стала мне жена». Логика такая: идеализируемый друг, которому завидует нарцисс, всяко выбирает «саааамое лучшее». Значит, его женщина становится объектом идеализации и зависти нарцисса. Параллельно здесь действует подспудное или даже вполне осознанное желание разрушить чужой брак, союз, которые вызывают зависть нарцисса.

Но Соня отказывает Долохову. Причем, отказывает, невольно попадая в самое уязвимое место нарцисса. Она говорит, что любит другого. Другого! Значит, кто-то лучше, умнее, красивее, достойнее этого охренительного Долохова. А кто этот «более лучший», Долохов без труда узнает.

В припадке нарциссического стыда он перестает ездить к Ростовым. За эти дни разгорается его ненависть к Николаю, и он решает ему отомстить. За что? Почему? Вряд ли на это ответит даже сам социопат. По большому счету, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

«Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу».

Разумеется, Ростов не ожидает подвоха от человека, которого считает другом. Даже то, что Долохов втайне от него наводил мосты с его девушкой, почему-то не смущает его. Видимо, он рационализирует поведение Долохова , рассуждая примерно так: «А что такого? Это личное, и он не обязан мне докладываться о своих чувствах. Почему он сватается к моей девушке, не поговорив со мной? А, тут тоже все просто! Конечно же, он не знает, что это моя девушка, я же ему ничего про Соню не говорил. Иначе бы он так не поступил. Это все просто недоразумение, над которым мы сегодня же посмеемся за бутылкой-пятой бургундского!»

Пока Николай размышляет примерно в таком духе, Долохов ждет его, чтобы совершенно сознательно разорить. Он даже назначает себе символическую сумму, до которой доведет игру — 43 тысячи. 26 (возраст Долохова) +17 (возраст Сони).

«Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

Потрясающе точное наблюдение! Николай интуитивно понимает, что для Долохова, мающегося скукой, наступил момент «адреналинчика». Только он еще не догадывается, кто назначен в жертву.

«— Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее ».

Психопат почти открытым текстом предупреждает об опасности , но многие ли, не набив шишек, прислушиваются к подобным заявлениям? Наоборот, такие слова подстегивают нас. Как же, как же, разве можно бояться играть с другом? Ведь это ж друууг! Уж он-то не обидит! А если я откажусь, то что он подумает? Что я доверяю не ему, а гнусным слухам? Нет-нет, своим отказом я нанесу ему великую обиду. Да и себя выставлю трусом.

Только в процессе игры до Ростова начинает доходить чудовищный смыл поступка «друга». В голове у него каша, он, точно так же, как и Пьер перед вызовом на дуэль, задает себе вопросы: за что? Что я ему сделал, кроме хорошего?

«И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. - «Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил ... Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?»

(опять попытка рационализации)

«И я не виноват, — говорил он сам себе. — Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?»

Николай, не видя логики в поведении Долохова, силится понять, за какие грехи карма, Вселенная, провидение дает ему этот жестокий «урок». Разгадка, меж тем, проста: потому что. Потому что ты столкнулся с психопатом.

«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно — чувствовать себя так во власти этого человека», — думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

— Твоя кузина... — хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. — Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! — крикнул он с бешенством».

Долохов и его матушка

Как мы помним, после дуэли с Пьером Николай Ростов везет раненого Долохова в Москву. Он впервые видит друга «с восторженно-нежным выражением лица»:

«Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
— Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
— Кто? — спросил Ростов.
— Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать.
И Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат ».

"Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре" , - пишет в сочинении школьник.

Вот из-за чего не складывается паззл! Да, Долохов жесток, порочен, но как же в эту картину уложить его трепетную нежность к матери и сестре?.. А ведь все просто: любить мать и сестру — не то же самое, что говорить, что любишь мать и сестру.

И вот тут настало время развенчать миф о любви Долохова к матушке, и тем более — к сестре. Достаточно сказать, что сестра вообще существует в виде тени, у нее в романе нет даже имени. Скорее всего, это забитое бесправное существо, "неудавшийся" ребенок (мало того, что девочка, да еще и горбунья), находящийся в полном рабстве у нарциссической мамаши. А свет в окошке Феденька, похоже, растился как кумир семьи и воспитывался в атмосфере дифирамбов, всепрощения и полного потворства любым его прихотям и капризам.

Итак, сестра - тень. Но и матушка всплывает лишь тогда, когда раненый Долохов вынужден отлеживаться у нее. В остальное время судьба этих "обожаемых" женщин мало занимает Долохова . Их в его жизни попросту нет.

Наверно, вам интересно, у какой матери мог вырасти такой сын. Толстой вкладывает в уста Марьи Ивановны Долоховой всего один монолог, но он весьма информативен:

«— Да, граф, он слишком благороден и чист душою , — говаривала она Ростову, — для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!

Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас.

И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа..

Ну просто прелесть что такое. То ли апофигей загазлайченности собственным же сыночкой, то ли кривая перверзная логика нарциссихи. Как добродетелен и высок душой ее Федя — и как бессовестен граф Безухов, имевший наглость не понять шашней Долохова со своей женой! Ачотакова, «а у кого сейчас нет интриги».

А как вот такое может прийти в голову нормальному человеку: «И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость!»?

Мне видится, что очень кривые мозги у старушки Долоховой. Вот она, нарциссическая матушка в трех-пяти ярких мазках.

(В следующих постах я расскажу о прототипах Долохова. Среди современников, вдохновивших Толстого, выделяют троих таких людей).

Увидела на одном из видеохостингов мультипликационный ролик из ротации телеканала ProPoker сюжетом которого является игра в покер двух классических писателей - Пушкина и Достоевского.
И этот ролик заставил меня задуматься - а как все было на самом деле? Были ли эти писатели игроками на самом деле, или прославились как таковые благодаря образам из своих произведений? И насколько распространена была игра в то время в творческой среде?

Под катом факты об известных писателях и их отношении к игре.

Считается, что Федор Михайлович Достоевский в период написания своего знамнитого романа "Игрок" проживал в Висбадене, где находилось крупнейшее на тот момент казино во всей Германии. Регулярные посещения этого казино рождали в писателе волнующее чувство азарта, которое, в свою очередь, было мощным толчком для вдохновения писателя. Идя на поводу у этой слабости, Достоевский спускал все деньги до копейки. В тот момент, когда дела у писателя шли совсем уж плохо, работа над романом застопорилась, а карточные долги стали грозной реальностью, на помощь писателю пришла двадцатилетняя Анна Сниткина, невзирая на трудности характера и странные капризы, полюбившая писателя. Для поддержания вдохновленного настроя игрока-писателя она постепенно снесла в ломбард все свои вещи. Говорят, когда Достоевский узнал об этом, он бросил играть. По другим свидетельствам, он сам выпрашивал деньги у жены, оставляя ее голодать. Впрочем, некоторые его долги были оплачены только благодаря творческим гонорарам. Федору Михайловичу Достоевскому принадлежат слова: "Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы" . Но есть и другое мнение, полностью опровергающее все вышесказанное. Роман "Игрок", как известно, повествует о страсти к рулетке . Более того, первоначальное его название - "Рулетенбург". И именно рулетка, а не карты, было его страстью. Анна Достоевская в своих воспоминаниях говорит: "Кстати о картах: в том обществе (преимущественно литературном), где вращался Федор Михайлович, не было обыкновения играть в карты. За нашу 14-летнюю совместную жизнь муж всего один раз играл в преферанс у моих родственников, и, несмотря на то, что не брал в руки карт более 10 лет, играл превосходно, и даже обыграл партнеров на несколько рублей, чем был очень сконфужен." И уж совсем непонятным в свете всего сказанного звучит заявление доктора С.Д.Яновского, знающего писателя с 1846 года: "В карты Федор Михайлович не только не играл, но не имел понятия ни об одной игре и ненавидел игру." Более того, нашлось и такое безымянное утверждение: " Достоевский в одном из писем однажды признался - не раз испытывал во время карточных посиделок оргазм, особенно в моменты крупного проигрыша...". Рассматривать это не хочется вовсе.

Однажды на стол Бенкендорфу попал отчет одного из жандармов, досматривающих за Пушкиным , известным своими свободными взглядами. В своем отчете некий П.А.Ефремов пишет: "В полицейском списке московских картежных игроков за 1929 год в числе 93 номеров значится: "1. Граф Федор Толстой - тонкий игрок и планист. 22. Нащокин, отставной гвардии офицер.Игрок и буян.Всеизвестный по делам, об нем производившимся. 36 Пушкин, известный в Москве банкомет". По словам друга Пушкина, Ал.Н.Вульфа, Пушкин говорил: "Страсть к игре есть самая сильная из страстей" . Другому приятелю Александр Пушкин как-то сказал: "Я предпочел бы умереть, чем не играть". Князь Павел Петрович Вяземский, сын знаменитого поэта и страстного игрока, заметил как-то: «Пушкин до кончины своей был ребенком в игре и в последние дни жизни проигрывал даже таким людям, которых, кроме него самого, обыгрывали все» . Весной 1820 года Пушкин «полупродал, полупроиграл» Никите Всеволожскому рукописный сборник своих стихотворений. Вслед за стихами (в игре со штабс-капитаном Великопольским) чуть было «не съехала на тузе» вторая глава «Онегина», а за ней и пятая. Проигрывал он огромные суммы. При годовом жалованьи в 700 рублей он мог за ночь проиграть несколько тысяч. После смерти он оставил 60 тысяч рублей долга, не менее половины которого составлял карточный долг. Этот долг погасил из собственных средств император Николай I...

Страсть к карточным играм была семейной страстью Некрасовых . Дед Николая Некрасова, Сергей Некрасов, проиграл в карты почти все состояние. Николай Некрасов позже шутил о том, что судьба возвратила внуку втрое больше того, чем проиграл дед. "Певец народного горя" не отказывал себе ни в чем - сладко ел, играл, наслаждался всеми благами, которые позволяли ему средства, полученные порой не самыми порядочными путями, из-за которых друзья нередко были вынуждены отворачиваться от писателя. Во время игры он никогда не терял самообладания, для него была важна не нажива, а возможность почувствовать себя победителем, сломить "слепую фортуну". Играл Некрасов блестяще. Ему принадлежит даже особая система, благодаря которой писатель много выигрывал, что позволяло ему полностью обеспечивать все свои нужды. Это поистине уникальный случай. Когда и как Некрасов выиграл впервые - неизвестно, как и то, что он ставил на кон - у него ничего не было. Впоследствии, Некрасов поднялся настолько, что был приглашен в престижный Английский клуб, и играл не с безымянными сомнительными бродягами, а с представителями высшего общества своего времени. И даже тогда, когда гонорары позволяли ему не иметь дополнительных источников дохода, Некрасов продолжал играть, и этим не раз спасал свое детище - журнал "Современник" от банкротства и гибели.

Марк Твен играл в покер и писал о нем. Его сборник рассказов "Жизнь на Миссисипи" - это, своего рода, путевой журнал писателя. Тогда, в 19-м веке, когда покер был под запретом из-за процветания шулерства, игра оставалась актуальной благодаря так называемым "речным казино". В одном из рассказов из этого цикла, "Рассказе профессора", Твен рассказывает о шулерах, пытающихся обмануть простака-крестьянина, но в итоге, сами остаются ни с чем. Однажды Марк Твен отправился в компании друзей в яхтенный круиз по Карибам. Один из его приятелей, конгрессмен Рид выиграл 23 раза подряд. И тогда, если капитан объявлял о приближении к очередному порту, ему отвечали: "Плывем дальше, и не мешай играть!". Марк Твен прожил очень долгую, сложную и насыщенную жизнь. Но и до самой смерти в 1910 году сохранял жизнерадостный настрой и интерес к покеру.

Петр Андреевич Вяземский числился на службе в межевой канцелярии, но вел светскую жизнь, проматывая наследство в карты. Лидия Гинзбург пишет об этом: "Сознательно чуждаясь официальных, бюрократических кругов, юный Вяземский ведет рассеянную жизнь, азартно играет в карты, но в этот же период складываются прочные литературные связи, надолго определившие его творческий путь"

Из ряда вон выходящей кажется в сегодняшнем контексте характеристике Агапа Ивановича, крепостного крестьянина Псковской губернии, отпущенным барином "на оброк "служившего рассыльным у поэта Кондратия Федоровича Рылеева : "За работою он пил обыкновенно воду через сахар с лимоном. Кружка самая простая была. Вино вообще употреблял неохотно. В карты играл мало, я не видал его, чтоб играл (...)".

Любил играть и Афанасий Фет , постоянно находящийся в бедственном материальном положении. Рассказывают, что однажды во время игры, когда он наклонился, чтобы поднять упавшую десятирублевую купюру, Лев Николаевич Толстой, чтобы указать на низость такого поступка, поджег от свечи сторублевую купюру и посветил ему.

Друг Владимира Маяковского , Николай Асеев, вспоминал: "С Маяковским страшно было играть в карты". Маяковский играл агрессивно, каждый проигрыш воспринимая как личную драму, и тут же был крайне склонен к обвинениям в шулерстве в адрес партнеров по ломберному столу. Часто начинал драку, неудовлетворенный исходом партии.

Наверно, как и в случае с Достоевским, творческая личность всегда питает свое вдохновение и талант в азарте, в чем бы он ни проявлялся.

Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» - как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! - подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно настоящее...»
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л.Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Top