Белый бим черное ухо тема и идея. "Белый Бим Черное ухо": анализ произведения Троепольского Г.Н

Нина Шилова
Отзыв о прочитанной повести Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо» для учеников 5–6 классов

Я прочитала грустную повесть Г . Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо » .Эта книга не только о верном и до конца преданном сеттере Биме,но и о добрых и злых людях,о взаимоотношении человека и природы.

Главным героем является охотничий пёс Бим,он белый с чёрным ухом и чёрной лапой ,другое ухо у него –рыжее,добрые и умные глаза. Его хозяином стал добрый Иван Иванович-участник войны,жил он с осколком в груди. Когда ему ему стало очень плохо,он попал в больницу. С этого времени у Бима начались все беды.

Очень жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Бим не знал,куда уехал добрый друг,ему оставалось только ждать его. Но от расставания он очень скучал и решил пойти на поиски любимого хозяина. Это было опасное путешествие,в котором пёс узнал,что на свете бывают не только хорошие люди,но и плохие. Плохие -Тётка,Клим, Серый,Семён Петрович и другие. Добрые и отзывчивые люди – Толик , Степановна,Люся,Даша,Петровна,Алёша; они в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, хотя не нашли хозяина собаки. Бим продолжал искать Ивана Ивановича. Во время поисков пёс стал инвалидом : ему прищемило лапу на стрелке. Стараниями добрых людей Бим поправился. Его новый друг Толик выгуливал его,но его родители были против такого общения. Злой дядька ударил собаку по голове и развесил объявление, что Бим- бешеный. От Клима он получил травму, даже охнул,как человек. .Противная тётка отправила доброго пса на живодёрню. В свои последние минуты жизни он царапался в дверь фургона долго-долго, до последнего дыхания. Бим умер от долгих мучений и тоски по любимому Ивану Ивановичу.

Но жизнь Бима не была бессмысленной,она отразилась добром на многих судьбах- сдружила Толика и Алёшу,родители Толика изменили своё отношение к Биму и разрешили сыну держать дома собаку,помогла Ивану Ивановичу найти новых знакомых.

В своей повести автор показывает большую дружбу и взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброту, преданность и человечность. Человек всегда должен оставаться человеком добрым, способным к состраданию. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает людей, которые утеряли в себе человечность. .Писатель открыл мне внутренний мир собаки со всеми её переживаниями,радостями и заставил меня задуматься о многом, о друге человека- собаке, которая готова служить верой и правдой, проходя через беды и несчастья. Он призывает меня и всех людей любить, беречь, не предавать их. Вот этим и привлекло меня это произведение.

Мне очень понравилась повесть Г . Троепольского ,она глубоко затронула мою душу-было грустно и печально,а в глазах моих стояли слёзы. Я поняла, что в жизни надо быть добрым, справедливым и милосердным человеком, как Иван Иванович. Люди, пожалуйста, будьте же такими!

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Троепольский Гавриил Николаевич – русский писатель. Годы жизни: 1905 – 1995 гг. «Он прожил долгую жизнь и оставил добрый след на земле». Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю - 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время - Грибановский район Воронежской области) в семье священника. Начальное образование было домашним. В 1924 окончил сельскохозяйственное училище. Работал сельским учителем, а с 1931 - агрономом. В 1937 в периодической печати появились его первые произведения. В 1976 работал в редколлегии журнала "Наш современник" - являлся одним из лучших авторов публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Умер Троепольский 30 июня 1995 в Воронеже.

3 слайд

Описание слайда:

Творчество Г.Н.Троепольского Среди его произведений - рассказы, повести, пьесы, публицистика: «Из записок агронома» (1953) «Прохор семнадцатый и другие»; сценарий фильма «Земля и люди» (1955) «Кандидат наук» (1958; повесть) «Чернозем» (1958–1961; роман) «В камышах» (1963; повесть) «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк) статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966) «Постояльцы» (1971; пьеса) «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Г.Н. Троепольский «Белый Бим черное ухо» «В моей книге единственная цель- говорить о доброте, доверии, искренности» Мировую известность принесла Г.Н.Троепольскому книга о Белом Биме, которую прочитали люди и в Европе, и в Японии, и в Китае. Автор назвал её «трагическим романом о собачьей жизни» Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Награды и премии: Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971) орден Трудового Красного Знамени.

9 слайд

Описание слайда:

В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо» Режиссёр: Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий- советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и двух Государственный премий СССР. Сценарий Станислава Ростоцкого Операторы: Вячеслав Шумский и Вера Шолина Композитор: Андрей Петров Производство: киностудия имени Максима Горького Актёры: Вячеслав Тихонов, Геннадий Кочкожаров, Василий Воробьев, Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Любовь Соколова, Валентина Владимирова, Иван Рыжов, Раиса Рязанова, Алексей Миронов, Георгий Светлани, Мария Скворцова, Родион Александров, Светлана Харитонова, Анатолий Баранцев, Виталий Леонов, Михаил Зимин

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Белый Бим черное ухо Это щенок- альбинос («Признак вырождения!»), родившийся от породистых родителей охотничьих сеттеров. . Хозяин, увидев это генетическое безобразие, уже собрался было топить щенка, однако зашедший за потомством интеллигент и писатель Иван Иванович решил забрать Бима себе. Попав к доброму и одинокому Ивану Ивановичу, Бим обретает настоящего хозяина, узнает что такое любовь и дружба, тепло и ласка.

13 слайд

Описание слайда:

Иван Иванович - хозяин Бима Хозяин Бима – Иван Иванович (актёр Вячеслав Тихонов) – интеллигент, писатель, ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Сын его погиб, жена умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим.

14 слайд

Описание слайда:

Дружба У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.

15 слайд

Описание слайда:

«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Л. Толстой.

16 слайд

Описание слайда:

“Лучшие минуты Бима и его хозяина” «Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Разлука. Щенок растет, хозяин пытается выдрессировать Бима, однако в его планы вмешивается безжалостная судьба: пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Бим остался один в большом городе. Он не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать…

19 слайд

Описание слайда:

Ожидание хозяина «С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет… Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет… Друг почему-то не идет, а Бим все ждет… Пусть год пройдет, и век пройдет, а Бим все ждет…»

20 слайд

Описание слайда:

Поиски хозяина Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он решил на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению, плохие. Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы.

21 слайд

Описание слайда:

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. Степановна (Мария Скворцова)- соседка Ивана Ивановича по дому, которая следит за Бимом в отсутствии хозяина. Люся (Анна Рыбникова)- внучка Степановны, которая вместе с бабушкой ухаживает за Бимом.

22 слайд

Описание слайда:

Толик (Василий Воробьев) - мальчик, который однажды познакомился с Бимом и стал его другом. Алёша (Сергей Шевляков) - деревенский мальчишка, который ненадолго становится хозяином Бима. Друзья Бима

23 слайд

Описание слайда:

Друзья Бима Даша (Ирина Шевчук) – студентка из Москвы, которая тоже не осталась равнодушной к истории Бима и приложила все усилия, чтобы Бим встретился с хозяином.

24 слайд

Описание слайда:

Неравнодушные люди Пал (Павел) Титыч (Иван Рыжов) – домоуправ Андрей Леонидович (Андрей Мартынов) - милиционер

25 слайд

Описание слайда:

Неравнодушные люди Стрелочница (Любовь Соколова) Ветеринар (Баранцев Анатолий) Родители Алёши (Геннадий Кочкожаров, Раиса Рязанова)

26 слайд

Описание слайда:

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями. Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди, потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички. Серый (Михаил Дадыко) - подлый, лживый человек. Он снимает с бездомных или потерявшихся собак ошейники и именные таблички для своей коллекции. Пойдёт на всё ради наживы и собственной выгоды. Тётка, злая соседка, мнимая укушенная (Валентина Владимирова)- злая и жестокая женщина, сплетница, скандалистка. Она думает только о себе, о своей выгоде, равнодушна к чужому горю.

27 слайд

Описание слайда:

Равнодушные люди – это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе. продавец щенков судьи на выставке собак водитель автобуса прохожий в шляпе жена Серого родители Толика Клим

28 слайд

Описание слайда:

«Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру… Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча». Г. Н. Троепольский

29 слайд

Описание слайда:

Смерть Бима Преодолевая все преграды на своём пути, переживая все трудности, Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что…

30 слайд

Описание слайда:

Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом!!!

31 слайд

Описание слайда:

Памятник Биму – символ преданности и верности В городе Воронеже в 1998 году около театра кукол был установлен памятник знаменитому Биму.

Описание слайда:

Фильмы о собаках – о наших верных и преданных друзьях. «Хатико» пёс породы акита-ину, являющийся символом верности и преданности в Японии.

36 слайд

Описание слайда:

История Хатико Хатико появился на свет 10 ноября 1923 года в японской префектуре Акита. Фермер решил подарить щенка профессору Хидэсабуро Уэно, работавшему в Токийском университете. Профессор дал щенку кличку Хатико (восьмой). Когда Хатико подрос, он везде непременно следовал за своим хозяином. Тот ежедневно уезжал в город на работу, поэтому пёс сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить хозяина. 21 мая 1925 года у профессора в университете случился инфаркт. Врачи не смогли спасти ему жизнь, и домой он уже не вернулся. Хатико на тот момент было восемнадцать месяцев. В тот день он так и не дождался хозяина, но стал приходить на станцию ежедневно, терпеливо ожидая его до позднего вечера. Ночевал он на крыльце профессорского дома. Несмотря на то, что пса пытались пристроить в дома друзей и родственников профессора, он неизменно продолжал возвращаться на станцию. Местные торговцы и железнодорожники прикармливали Хатико, восхищаясь его настойчивостью. Пёс стал известен на всю Японию в 1932 году после публикации в одной из крупнейших газет Токио статьи «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад». История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие с целью посмотреть на пса.

37 слайд

Описание слайда:

Хатико – символ любви, верности и преданности Хатико приходил на станцию в течение девяти лет вплоть до своей смерти 8 марта 1935 года. Мёртвого Хатико нашли на улице недалеко от станции. У него был рак в последней стадии и филярии сердца. В желудке Хатико было найдено четыре палочки от якитори, однако они не повредили желудок и не были причиной смерти. После его смерти, ввиду широкого резонанса, в стране был объявлен день траура. 21 апреля 1934 года Хатико был воздвигнут памятник, на открытии которого он лично присутствовал. Во время Второй мировой войны памятник был уничтожен - металл памятника пошёл на военные нужды. После окончания войны, в августе 1948 года, памятник был восстановлен. Сегодня статуя Хатико у станции Сибуя является местом встречи влюблённых, а сам образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Останки Хатико хранятся в виде чучела в Национальном Музее Науки, Уэно, Токио, Япония.Часть останков Хатико кремирована и захоронена на кладбище Аояма, район Минато-ку, Токио. Также Хатико отведено почётное место на японском виртуальном кладбище домашних животных.

38 слайд

Описание слайда:

Высказывание Льва Толстого: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.

«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание

По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.

Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.

Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.

Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.

«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».

Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.

Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:

  1. «Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Тютчев). –

  1. «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».

(Белинский)

  1. «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».

(Никитин)

До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:

  1. Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
  2. Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
  3. Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
  4. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
  5. Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
  6. Чем больше всего покорил вас Бим?
  7. Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
  8. Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
  9. Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?

ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ

Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»

Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).

Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.

Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.

Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.

Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.

И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?

Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».



Top