Биография и личная жизнь людмилы лядовой. Людмила Лядова: "О возрасте думать некогда" Дети и внуки людмилы лядовой

О том, что Дворовенко стал официальным обладателем квартиры композитора, стало известно в программе "Пусть говорят". К слову, примерная стоимость недвижимости – 70 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ

Близкая подруга композитора Элеонора Филина заявила, что Виктор Дворовенко ухаживает за семьей Лядовой из искренних побуждений. По ее словам, когда самочувствие Людмилы Алексеевны резко ухудшилось, мужчина отправил ее в лучшую клинику. "Ее мужа он также лечил от алкоголизма и продолжает обеспечивать их обоих… Она абсолютно счастлива и окружена заботой", – утверждает Филина.

В настоящее время супруг прославленного композитора Александр Кудряшов лечится от рака. В студию пришла его внучка Кристина Зиновьева. Она заявила, что ей запрещают общаться с дедом по телефону и не пускают в квартиру. Якобы, она приходила не раз, но дверь ей Людмила Лядова не открыла.

"Потом мне позвонил Дворовенко и сказал, чтобы я больше не беспокоила Людмилу Алексеевну и ее семью", – рассказала Зиновьева. Но в искренность намерений женщины ее подруги не верят. Они считают, что она мечтает завладеть дорогостоящей квартирой.

Появился в студии и сам Александр Кудряшов. Он подтвердил, что его супруга продала квартиру адвокату. "Мы с женой виделись в последний раз где-то месяц назад. После выхода из первой клиники я жил с ней, Дворовенко за нами ухаживал. Я знаю, что квартира сейчас принадлежит ему", – рассказал мужчина.

Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске. Является знаменитым советским и российским композитором, пианисткой, певицей.

Уникальная судьба талантливого композитора Людмилы Лядовой просто завораживает миллионы поклонников ее таланта. Народная артистка СССР, являясь композитором, пианисткой и певицей в почтенном возрасте до сих пор активно занимается творчеством, чем вызывает неподдельный интерес к своей персоне.

Краткая биография Людмилы Лядовой

В творческой семье 29 марта 1925 года появилась на свет уроженка Свердловска и будущая музыкальная звезда – Людмила Алексеевна Лядова. Отец девушки стал главным наставником в ее жизни, будучи солистом в оперном театре родного города и музыкальным исполнителем на многих инструментах, включая скрипку, мандолину и саксофон. Мать же будущей звезды мирового уровня была хормейстером, певицей и умела вышивать прекрасные картины, которые сегодня уже являются предметами антиквариата.

Начало музыкальной карьеры девочки началось после обучения азам у частного преподавателя музыки и окончания музыкальной школы. Уже в десятилетнем возрасте Людмила с легкостью выдержала конкурс десять человек на место и поступила в консерваторию Свердловска на детское отделение. Через год она уже принимала активное участие во всевозможных фестивалях и конкурсах, а еще через четыре года юное дарование уже смогло обеспечить себе место в симфоническом оркестре под управлением дирижера Марка Павермана.

Но безоблачное становление Лядовой в качестве популярного музыканта было омрачено началом войны. В этот трудный для всей страны период Людмила, как могла, вносила и свою лепту в патриотический настрой наших бойцов. В это время страна могла слышать песни в ее исполнении: «Темная ночь», «Давай закурим», репертуар Богославского, Покрасса и Каца. В возрасте восемнадцати лет она имела уже в своем репертуаре многочисленные песни, миниатюры и пьесы, а потому и была отправлена в Москву для участия в смотре юных дарований, где и была признана как начинающий композитор.

А дальше была судьбоносная встреча с Ниной Пантелеевой, в дуэте с которой в 1946 году Людмила Лядова смогла одержать победу на столичном конкурсе эстрадных исполнителей. Потом последовали многочисленные гастроли и концерты, включая ведущие музыкальные площадки в Москве и Ленинграде.

В 1948 году Лядова окончила консерваторию, и дуэт отправился во всесоюзный тур по всем большим городам страны. В 1951 году Людмила переезжает из родного Свердловска в Москву, где и входит в состав Союза композиторов. А уже через год устоявшийся популярный дуэт распадается, и она начинает свой творческий поиск самостоятельно.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, Людмила Алексеевна Лядова отмечает, что судьба всегда была к ней очень благосклонна, потому что во все периоды жизни ей встречались очень порядочные, сильные и талантливые люди, из-за которых стал возможен такой венценосный подъем на вершины славы и признания.

Личная жизнь известного композитора

Многочисленные браки Людмилы Лядовой очень красноречиво свидетельствуют о ее неуемном желании познать все аспекты жизни. Судьба обделила ее радостью материнства, зато с избытком дала мужей.

Первым супругом музыкальной звезды был Василий Коржов, который исполнял роль аккомпаниатора в цыганском ансамбле. Этот опыт семейных отношений ясно дал понять неуемной творческой натуре, что при ее амбициях у нее полностью отсутствует желание тянуть на себе посредственные таланты.

Второй супруг Людмилы – танцовщик балета Юрий Кузнецов – смог выдержать борьбу за лидерство в их семейно-творческом тандеме только в течение восьми лет. Далее свой жизненный путь пара решила продолжать порознь.

Третьим мужем кумира миллионов соотечественников стал инженер Кирилл Головин. В этом случае «за пять лет брака все остыло и перегорело». Итогом совместного «одиночества вдвоем» стал уже привычный разрыв.

Четвертую неудачную попытку найти семейное счастье разделил с Людмилой ее муж Игорь Сластенко. В данном случае его желание перевоспитать жену стало результатом очередного расставания.

Попытка «номер пять» в поиске вечной любви и семейного очага стала, по всей видимости, удачной. Ведь нынешний супруг Людмилы Алексеевны – саксофонист Александр – смог-таки соответствовать требованиям сильной женщины, не смотря на существенную разницу в возрасте. Муж младше жены на семнадцать лет.

Чтобы узнать об удивительной жизни и творчестве невероятно талантливой женщины-композитора Людмилы Лядовой, необходимо ознакомиться с ее биографией. В этой статье мы расскажем вам о самых скрытых и потаенных фактах из жизни уникальной женщины. Предлагаем вам познакомиться с талантливым исполнителем, узнать больше фактов о личной жизни и детях Людмилы Лядовой. Эта женщина смогла показать, на что способны сила воли, желание и сумасшедший труд над собой. Ее произведения покорили сердца большинства слушателей нашей страны и являются доказательством уникального музыкального таланта.

Людмила Лядова: биография композитора и знакомство с личностью

Имя героини нашей статьи с раннего детства связано с музыкой. Она выросла в творческой среде и сумела доказать, что у нее есть талант, заслуживающий всеобщего внимания и признания. Под большим секретом остается информация о национальности, росте, весе Людмилы Лядовой. В биографии родители стали важным звеном, особенно в деле становления ее таланта. Ведь именно они смогли разглядеть в раннем детстве талант дочери и направить его в нужное русло. Благодаря стараниям отца и матери из маленькой девочки выросла потрясающая женщина, которая стала великим композитором.

Людмила Алексеевна - известная артистка Советского Союза, композитор, пианистка, певица и просто красивая и великолепная женщина. Список ее успехов и талантов можно продолжать долго. Людмила прекрасно реализовала себя как творческая личность и добилась больших успехов в музыкальном мире.

На сегодняшний день она весьма популярна, известна, востребована и пользуется огромным уважением коллег. Кроме того, Лядова является лауреатом различных народных фестивалей и конкурсов. Творческие заслуги Людмилы Алексеевны отметили орденом Дружбы и орденом "За заслуги перед Отечеством". Ее имя давно вошло в историю музыки.

Но давайте начнем с детства Людмилы Алексеевны, которое было не менее интересным, чем последующая жизнь.

О семье

В биографии Людмилы Лядовой семья находится на первом месте, ведь отец и мать поддерживали ее изначально и на протяжении всей жизни.

Родилась известная артистка 29 марта 1925 года в городе Свердловске. В семье всегда ценили искусство и творчество в любом его направлении. Отец девочки, Алексей Иванович, стал главным помощником любимой дочурки. В молодости пел в оперном театре, затем играл на скрипке. Мама, Юлия Петровна, красиво пела, была хормейстером, красиво вышивала картины, многие из которых сохранились. С детства родители заметили творческие наклонности и всерьез задумались о музыкальной карьере талантливой дочурки. Для начала наняли ей учителя по музыке. Со временем Мила успешно поступила в музыкальную школу.

Старт творческой деятельности Людмилы Лядовой

В десятилетнем возрасте девочка сумела проявить твердость характера, когда приняла участие в конкурсе, где на одно место претендовали десять человек. Несмотря на такую большую конкуренцию, ей удалось легко поступить в детскую консерваторию в Свердловске. Спустя лишь год маленькая исполнительница уже участвовала в различных конкурсах, фестивалях и проектах. А в 14 лет даже смогла выступить с оркестром под руководством дирижера Марка Павермана. Казалось, что биография и личная жизнь Людмилы Лядовой будет яркой и насыщенной, но никто не догадывался, что скоро в обычную жизнь придет ужасная и безжалостная война.

Война

Военное время заставило пересмотреть жизненные устои и взгляды на многие вещи. Юная девочка в те страшные годы пыталась максимально помогать солдатам, которые отправлялись на фронт. Она участвовала в концертах, навещала госпитали и помогала ухаживать за больными и ранеными. Она пела всеми любимые и родные песни, такие, например, как: "Давай закурим", "Синенький платочек" и другие. В восемнадцатилетнем возрасте Милу отправили в Москву на смотр юных талантов, где ее признали подающим надежды молодым композитором. На тот момент Людмилой было написано много разных песен, миниатюр и пьес. В своем творчестве Людмила Лядова много внимания уделяла военному времени и данной тематике.

Первый путь к признанию

Спустя некоторое время судьба дарит Миле уникальный шанс реализовать себя в роли певицы. Происходит удивительное знакомство с подающей большие надежды певицей Ниной Пантелеевой. Их музыкальный дует был великолепен и принес девушкам в 1946 году победу на фестивале, который проходил в Москве. Такого головокружительного успеха молодые дарования совсем не ожидали, так к ним пришли первая слава и признание. Вскоре они получают многочисленные предложения о гастрольной деятельности и долгожданном участии в концерте в Ленинграде. От такого уникального предложения они, конечно же, не смогли отказаться, и вскоре начались многочисленные выступления.

Обработкой всех песен занималась непосредственно Людмила Лядова. Для нее это был чрезвычайно кропотливый и серьезный труд. Спустя год молодую группу радостно принимали в Москве в Эрмитаже. В 1948 году, когда Мила окончила музыкальную консерваторию, они отправились вместе с Пантелеевой в большой гастрольный тур по таким известным городам, как Омск, Харьков, Ленинград. И везде им были рады, люди с удовольствием приходили на их выступления. Недостатка в слушателях не было. Их непревзойденный талант дарил любовь зрителей и бурные овации.

Знаменательные события в биографии Лядовой Людмилы Алексеевны

В 1951 году у Людмилы Лядовой в биографии наблюдаются глобальные изменения. Во-первых, она решается оставить свой родной Свердловск и переехать в Москву. Вскоре ее принимают в Союз композиторов и у нее появляется шанс реализовать себя, работая со многими известными артистами того времени. К сожалению, в 1952 году по инициативе Людмилы их дуэт с Ниной распадается. Никто не знает истинной причины разрыва их творческой деятельности. Некоторые считают, что это была банальная зависть. Ни для кого не секрет, что Нина очень часто завидовала успехам свей партнерши. Но не все так плохо, как кажется. Данная ситуация дала Людмиле толчок к развитию с большей скоростью и увлеченностью. Вскоре появляется много новых и популярних музыкальных произведений.

Людмила Лядова: биография, личная жизнь

О романтической стороне жизни пианистки можно рассказать многое. Это своего рода удивительный роман с захватывающим сюжетом, со взлетами и падениями. Одним словом, это повесть об уникальной женщине, которая долгое время искала свое счастье и любовь и наконец-таки обрела его. Впервые Мила выскочила замуж в довольно молодом возрасте за Василия Коржова. На тот момент девушка еще не знала, на что она способна, поэтому она влюбилась и быстро связала себя узами брака. Немного позже оказалось, что у Людмилы много амбиций и что она натура творческая и утонченная, поэтому тянуть на себе ежедневные бытовые вопросы ей вовсе не хотелось.

Во второй раз она вышла замуж за Юрия Кузнецова, танцовщика балета. Их брак продлился восемь счастливых лет. За это время в их жизни произошло много хороших и знаменательных моментов. Они оба поднялись в творчестве, совершили множество совместных проектов и воплотили в жизнь немало уникальных идей. Совсем неудивительно, что вскоре она полюбила балет и написала большое количество музыкальных произведений в этом направлений. Биография Людмилы Лядовой, личная жизнь и дети интересны многим. Поэтому не удалось скрыть тот факт, что спустя какое-то время этот брак распался. Говорили, что два лидера просто не смогли ужиться под одной крышей. Они оба состоялись как самостоятельные творческие личности. Поэтому отношения дали трещину и супруги расстались.

В третий раз Людмила вышла замуж за инженера Кирила Головина. Этот союз был более расчетливым со стороны Людмилы. Однако, прожив вместе 5 лет, пара рассталась. Как писала Мила в письмах к своей матери: «Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем».

Спустя какое-то время был еще один брак, с Игорем Спастенко, но и он вскоре распался из-за необузданной ревности, недопонимания и постоянного желания супруга переделать жену под себя и сделать из нее типичную домохозяйку.

Долгожданное счастье Лядовой

Сегодня Людмила Алексеевна Лядова снова замужем. Ее супруг Александр - саксофонист. Он младше нее на 17 лет. Но такая разница в возрасте не мешает им быть счастливыми вместе вот уже не один год.

В своей жизни сильная, смелая и удивительная женщина привыкла всего достигать самостоятельно, несмотря ни на какие преграды и сложности. Зачастую ее амбиции были схожи с амбициями волевого и крепкого мужчины, а никак не хрупкой и творческой женщины. Скорее всего, именно по этой причине ей было непросто уживаться со всеми своими избранниками. Те, кому не безразлична судьба Людмилы Лядовой, ее биография, семья, дети, знают о том, что женщина всегда мечтала о ребенке, но по состоянию здоровья это оказалось невозможным. Поэтому всю свою любовь и заботу она отдает супругу и своим уникальным музыкальным творениям.

Вера в жизни композитора

Хотелось бы отметить особое отношение к религии Лядовой. Еще в раннем детстве по воле родителей Милу крестили. Девочка сумела пронести любовь к Господу через все жизненные тяготы и следовала всем канонам верующего человека. К слову, Людмила Лядова к биографии семьи, детям относится весьма интересно. По ее собственным словам, Бог подарил ей талант, а ее музыкальные творения — это и есть ее детки. Как утверждает Людмила, она постоянно благодарит Господа за ту жизнь, которую он ей подарил, за свои умения, здоровье и доброту.

Наши дни

Однозначно, Людмила Лядова своей биографией просто поражает и удивляет. Масса встреч, знакомств, расставаний, судьбоносных событий, гастролей, конкурсов было в ее жизни. Как говорит сама артистка, она безумно счастлива, что ее судьба сложилась именно так, и по-другому вряд ли она смогла бы ее прожить. Биография Лядовой Людмилы Алексеевны представляется нам как уникальное кино, которое хочется смотреть снова и снова. Эта женщина сумела сделать себя счастливой, даже не имея детей и столкнувшись с большим количеством разочарований. Нам остается лишь пожелать талантливой и красивой женщине крепкого здоровья, творческого вдохновения и всемирного признания.

Заслуженный деятель искусств и Народная артистка РСФСР Людмила Лядова родилась в Екатеринбурге 29 марта 1925 года. В ее семье царила музыкальная атмосфера, ведь в ее семье были музыкальные родители.

Алексей Иванович Лядов работал солистом Свердловского оперного театра, умел играть на скрипке, саксофоне и мандолине. Это умение помогло отцу Людмилы устроиться скрипачом в оркестр. Позже в Донецкой области мужчина занимал должность регента в церковном хоре Свято-Николаевского храма.

Юлия Петровна Лядова, мать Людмилы, имела образование хормейстера. На протяжении многих лет она была дирижером самодеятельных коллективов, а также пела в Свердловской филармонии.

Родители рано крестили Людмилу, это во многом укрепило ее и помогало на протяжении всего жизненного пути. Почти так же рано девочка стала заниматься музыкой и довольно быстро достигла больших успехов. Юная пианистка сперва училась на дому, позже поступила в музыкальную школу. Маленькой Миле повезло с наставницей, ведь ей стала Ванда Антоновна Бернгард-Тшаска, довольно известная в родном городе Людмилы и за его пределами.

В десятилетнем возрасте Людмила Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории. Она играла сложные классические произведения, принимала участие в конкурсах, смотрах и различных музыкальных фестивалях.

Для девочки знаковым событием детства стало выступление в Свердловской филармонии с оркестром под управлением прославленного советского дирижера и педагога Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии.

После училища Людмила стала студенткой фортепианного класса Свердловской консерватории. Кроме того, она осваивала вторую профессию: девушка училась на композиторском отделении той же консерватории.

В военные годы Людмила Лядова занималась музыкальной деятельностью на фронте. Она давала концерты, посещала военные госпитали, тогда в ее репертуарн были многие из известных военных композиций: «Давай закурим», «Темная ночь» и многие другие.

А в 1946 году познакомилась с талантливой певицей Ниной Пантелеевой. Они выступали вместе вплоть до 1951 года, успев получить звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1948 году она тала счастливой выпускницей учебного заведения. В то время дуэт молодых девушек был так популярен, что Нина и Людмила отправились с концертами по всей стране. В дальнейшем Лядова намекала, что ощущала завись со стороны певицы. Возможно, именно по этой причине девушки решили пойти своими путями.

В 1948 году Людмила закончила Свердловскую консерваторию , а в 1951 году была принята в Союз композиторов СССР.

Что касается сочинений композитора, стоит выделить произведения:

  • для фортепиано («Концертный вальс» (1950); «Карусель» (1960); «Концертная полька»(1965); «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор»(1965); интермеццо, рапсодии);
  • для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька»(1950); «Уральская рапсодия»(1951); «Волжская сюита»(1952); миниатюры);
  • для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге»(1957); «Праздник на стадионе»(1958); «Русский сувенир»(1961); «Кокосы», (1963));
  • камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду» (1961); пьеса для скрипки «Слепая девушка»(1962); фантазия для аккордеона(1962).).
  • вокально-инструментальные поэмы «Великая битва» (1967), «Комсомолу - пионерский наш салют!» (1970), «Тюмень - Сургут» (1972);
  • опера «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко(1958));
  • оперетты «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта (1960)), «Атаманша» (либретто Г. Павлова (1972)), «У опасной черты» (либретто И. Петровой (1976)), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой(1978)), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой (1983));
  • мюзиклы «Душа солдата» (1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (1977), «Графиня из Сан-Франциско» (1993);
  • Сборник детских песен «Почемучка» (2000).

На музыку Лядовой были поставлены балетные номера «Испанский танец», «Негритянские куклы» и «Слепая девушка».

За свою карьеру Лядова стала автором множества композиций, известных советскому и российскому слушателю. В разное время их исполняли настоящие звезды отечественной сцены: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Леонид Утёсов, Валентина Толкунова, Юрий Богатиков, Зара Долуханова Тамара Миансарова, Елена Образцова, Бэла Руденко, Людмила Зыкина, Нинель Ткаченко, Мария Биешу.

Сейчас Людмила Лядова является Членом Союза композиторов и Фонда мира, а также Народной артисткой РСФСР, Лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, а также премии Ленинского комсомола.

Интересные заметки:

Личную жизнь Людмилы Лядовой сложно назвать постоянной. В ее жизни было целых пять мужей, большинство из которых относятся к творческим профессиям. Первый супруг Василий Коржов работал аккомпаниатором цыганского ансамбля. Эти отношения быстро распались, в большей степени по инициативе амбициозной девушки.

Далее Лядова восемь лет была в браке с танцором балета Юрием Кузнецовым. После чего ее супругом стал Кирилл Головин, который никак не относился к миру искусства. Он работал инженером. Однако и с ним она не смогла построить крепкую семью. Пара рассталась, не оставив в браке общих детей.

Четвертым мужем Людмилы Лядовой стал певец Игорь Сластенко. Казалось бы, она наконец обрела гармонию и счастье. Но и этот брак распался. Пятым мужем Людмилы стал саксофонист Александр Кудряшов. С ним она до сих пор состоит в законном браке.

Однако сейчас пара не живет вместе. После пережитого в 2017 году инсульта стали ходить слухи о том, что народную артистку старается изолировать от общества ее адвокат Виктор Дворовенко.

В 2017 году в эфире «Пусть говорят» Людмила Лядова рассказала, что чувствует себя лучше, однако в эфире программы вновь стали обсуждать личную жизнь артистки. Ее нынешний муж живет один и часто болеет. Поклонников беспокоит тот факт, что Лядова даже не знает, что сейчас происходит с ее супругом.

Несмотря на множество поклонников, детей пианистка так и не завела.


Родилась 29 марта 1925 года в Свердловске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Лядов Алексей Иванович, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки прекрасно играл на саксофоне и мандолине). Мать – Лядова Юлия Петровна (1902–1980), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии. Супруг – Лядов Александр Федорович.

Родители, рано заметив музыкальную одаренность дочери, начали серьезно готовить ее к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, которая давала Людмиле частные уроки. Затем ее определили в музыкальную школу к прекрасному педагогу В.А. Бернгард. В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс (из 150 человек было зачислено только 15), Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б.С. Маранц – ученице знаменитого Г.Г. Нейгауза. С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, елках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для нее, 14-летней школьницы, выступление с оркестром под управлением замечательного дирижера Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла бемольный концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б.С. Маранц. В это же время она училась на композиторском отделении у профессора В.Н. Трамбицкого.

Во время Великой Отечественной войны Людмила вместе с мамой активно включилась в работу концертных бригад: они выступали в воинских частях, на заводах, в консерватории, на импровизированной эстраде в здании вокзала. Людмила играла классику, исполняла песни из репертуара своей любимой певицы Лидии Руслановой, а также новые, услышанные по радио военные песни Покрасса, Дунаевского, Мокроусова, Соловьева-Седого, Богословского, Каца, Блантера. Пела «Темную ночь», «Давай закурим», «Поет гармонь за Вологдой», очень любила песню Каца «Как у дуба старого». Много пели дуэтом с мамой. Их первое совместное выступление состоялось еще до войны, на концерте в Доме отдыха: 11-летняя Людмила сидела за роялем, и они в два голоса исполнили песню «И кто его знает». Спустя годы на своих сольных концертах уже известный композитор Людмила Лядова нередко вызывала из зала маму, чтобы спеть вместе. Памяти мамы посвящена ее песня «Дорога», написанная на стихи Л. Овсянниковой...

В ноябре 1943 года в числе 12 лучших студентов Свердловской консерватории Людмилу Лядову направили в Москву на смотр молодых дарований, где ее сразу заметили. В столицу приехала не просто талантливая студентка, а начинающий композитор. К тому времени она уже написала детские миниатюры на стихи А. Барто и В. Петровского («Спать пора», «Птенчики», «Уха», «Василек», «Бабочка», «Пастушок»), несколько хоров, фортепианных пьес, песен на военную тематику («Три Тани», «Маруся-партизанка» и др.) и сонату для фортепиано.

По возвращении в Свердловск Людмила Лядова организовала дуэт с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они стали обладателями первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. После этой блестящей победы появилось много предложений. Свои новые песни им приносили композиторы Фрадкин, Френкель, Жарковский, Богословский, Хренников, Дунаевский, Милютин, Мокроусов. Девушки поехали на гастроли в Ленинград, где пели в разрушенном войной Петергофе на построенной в развалинах Петровского дворца эстраде. А через год вновь была столица – последовало приглашение принять участие в эстрадных представлениях в летнем театре сада «Эрмитаж». Популярность дуэта росла с каждым годом. Все обработки песен Людмила Лядова делала сама. Ее аранжировки привлекали своей оригинальностью и свежестью звучания. В 1947 году на госэкзамене в консерватории с симфоническим оркестром филармонии она играла Третий концерт С. Рахманинова. Публика, прослушав все три части на едином дыхании, неожиданно встала, вновь и вновь вызывала счастливую дебютантку...

Весной 1948 года после окончания консерватории Л. Лядова и Н. Пантелеева отправились в длительное турне по стране: Томск, Оренбург, Орск, Харьков, Ставрополь, Дальний Восток, Ленинград, Архангельск. В феврале 1951 года Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР. В 1952 году дуэт распался. Л. Лядова начала много писать, за роялем исполняла свои песни и песни других композиторов.

Творчество Л. Лядовой многогранно. Оно сочетает в себе талант композитора, аккомпаниатора, певицы, пианиста-исполнителя.

Людмилой Лядовой создано около тысячи песен. Среди них есть как мажорные, так и проникнутые тонким лиризмом мелодии и романсы. При всем разнообразии их объединяет отсутствие пессимистических или жалобных интонаций, тоски или безысходности. По признанию композитора, у нее и «минор всегда звучит мажорно».

К.И. Шульженко, исполнявшая такие песни Л. Лядовой, как «Когда-нибудь», «Телефонный звонок», «Сердечная песня», «Женщина» и др., писала: «Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма...» Песни Людмилы Лядовой хором подхватывали огромные залы и целые стадионы. Огромную популярность приобрели «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Ай-люли», написанная для Т. Миансаровой и принесшая ей звание лауреата и золотую медаль на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), и др. «Чудо-песенку» на стихи Л. Давидович и В. Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Великанова, Дорда, Лазаренко, Миансарова и английская певица Джерри Скотт. Первым исполнителем «Старого марша» стал И. Кобзон, потом песня вошла в репертуар Ю. Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Э. Хиля. «Старый марш» и «Барабан» исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.

Особенно плодотворно Людмила Лядова сотрудничала с поэтом Георгием Ходосовым. Ими написано около 100 песен, среди которых популярные «Так легко», «Едем с нами», «В Колонном зале», «Полковой оркестр», «Вожатый наш» и др. Л. Лядова много работала с поэтом В.Я. Лазаревым. На его стихи написаны замечательные песни «Женщина», «Поздний поклон», «Зареченские ночи», «Без вины виноватый», «Сергею Есенину», «Сказка о любви», вальс «Земная красота», романс «Поздно», который включила в свой репертуар А. Баянова. Много произведений было создано в содружестве с поэтами С. Михалковым, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубковой, Б. Брянским, В. Петровым, Т. Пономаревой и многими другими.

Песни Л. Лядовой пели выдающиеся эстрадные исполнители: И. Кобзон, Э. Пьеха, Э. Хиль, Л. Зыкина, Т. Миансарова, Э. Жерздева, В. Толкунова, М. Лукач, Ю. Богатиков и др. Романс «Пленительные звуки», написанный Л. Лядовой на стихи Плещеева в 1951 году, исполняла великая Н.А. Обухова, а впоследствии – солистка Большого театра Л. Масленникова. Романс «Лунная ночь» звучал в исполнении народной артистки СССР Зары Долухановой. Песни Л. Лядовой исполняли также М. Биешу, И. Петров, Г. Писаренко, А. Эйзен, Н. Ткаченко, Б. Руденко, Л. Абрамова, Н. Васильева, Л. Полянская.

Первым крупным музыкальным произведением Л. Лядовой стала оперетта «Под черной маской». В основу либретто, написанного драматургом Яном Лельгантом, легли подлинные события из жизни легендарного русского борца Ивана Поддубного. Ее премьера состоялась в Московском театре оперетты в 1961 году. Постановку сделал А. Закс, в главных ролях были заняты А. Беседин, Н. Куралесина, О. Власова, М. Озолиня, В. Вольская, А. Котова, Э. Орловецкий, Я. Лельгант. Позднее оперетта «Под черной маской» с успехом шла во многих музыкальных театрах страны – в Одессе, Омске, Томске, Ростове-на-Дону, Краснодаре.

Людмила Лядова является автором оперы «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко, 1986); оперетт «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта, 1960), «Атаманша» (либретто Г. Павлова, 1972), «У опасной черты» (либретто И. Петровой, 1976), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой, 1978), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой, 1983); мюзиклов «Душа солдата» (либретто Е. Шатуновского, 1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (либретто И. Петровой, 1977), «Графиня из Сан-Франциско» (режиссер и драматург П. Градов, Ижевский академический оперный театр, 1993); вокально-инструментальных поэм «Великая битва» (слова В. Петрова, 1967), «Комсомолу – пионерский наш салют!» (слова Г. Ходосова, 1970), «Тюмень – Сургут» (слова В. Петрова, 1972). Среди сочинений Л. Лядовой – произведения для фортепиано («Концертный вальс», 1950; «Карусель», 1960; «Концертная полька», 1965; «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор», 1965; интермеццо, рапсодии), для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька», 1950; «Уральская рапсодия», 1951; «Волжская сюита», 1952; миниатюры), для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге», 1957; «Праздник на стадионе», 1958; «Русский сувенир», 1961; «Кокосы», 1963), камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду», 1961; пьеса для скрипки «Слепая девушка», 1962; фантазия для аккордеона, 1962 и др.). На музыку Л. Лядовой были поставлены балетные номера «Негритянские куклы», «Испанский танец», «Слепая девушка».

Судьба произведений Л. Лядовой не всегда складывалась легко. Еще учась в консерватории, она мечтала написать фортепианный концерт, первые наброски которого появились в начале 1950-х годов. Это произведение в трех частях – повествование о добре и зле, о родной земле, ее людях и мирном небе, которое надо охранять. Его услышал в авторском исполнении и высоко оценил Ван Клиберн. Удивительно светлый по мироощущению, насыщенный энергией и чисто русский по колориту фортепианный концерт Л. Лядовой оставался невостребованным более 30 лет... Только в 1997 году Людмила Алексеевна исполнила его с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии (дирижер В. Нестеров) на музыкальном фестивале в Кисловодске. Через год концерт прозвучал и в Москве, с Большим концертным оркестром Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания под управлением народного артиста СССР профессора М. Кажлаева. Л. Лядова продолжает творческий поиск в романсовой лирике, пишет произведения для духовного хора. Не оставляет она и военно-маршевую тематику. Например, в дни празднования 100-летия со дня рождения маршала Жукова ею на стихи В. Лазарева была написана песня «Скажи нам, маршал Жуков». Выдающемуся русскому оружейнику М.Т. Калашникову она посвятила балладу. Она не только исполняет за роялем свои песни, но, идя в ногу со временем, делает и современные аранжировки. Так записаны песни «Кони юности», «Что со мною», «Песенка о рыцарях», «Не верьте, что любимые стареют», «Мой марш», блюз «Звездные струны». В 1998 году написала «Мой марш», припев которого «Людмила Лядова, Людмила Лядова, Людмила Лядова всегда в строю!» обычно хором подхватывает весь зал.

Особое пристрастие Л. Лядовой – музыка для детей. Она создала целую серию замечательных детских песен. Ее детский мир – это жизнерадостный и удивительно чистый музыкальный остров, населенный ребятами, зверями, птицами, бабочками, игрушками... Вышел в свет сборник детских песен Л. Лядовой «Почемучка».

Людмила Алексеевна Лядова – народная артистка СССР (1985) и РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1975), лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России имени А.В. Александрова, премии Ленинского комсомола. Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) и Дружбы (1997), медалями «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель». С 1993 года является членом Фонда мира.

Людмила Алексеевна очень любит природу, тишину, может часами бродить по лесу или ловить рыбу. С удовольствием работает на земле на своей даче в Рузе. Много читает, отдавая предпочтение русской литературе, как классической так и современной.

Живет и работает в Москве.


Top