Кто придумал гитару? К истокам – краткая история гитары Как появилась гитара история появления.

Говоря о современной гитарной музыке невозможно обойти стороной одну из разновидностей гитар - электрогитару. Можно с уверенностью сказать, что это если и не самый популярный инструмент, то один из наиболее распространенных. Инструмент уникален тем, что является синтезом искусства и достижений человеческого прогресса. Но мало кто знает, что история инструмента началась почти 100 лет назад. В 20-х годах в Америке зарождается новое новаторское музыкальное течение-джаз. Возникают джазовые оркестры, состоящие из духовой секции, фортепиано, барабанов и контрабаса. К этому времени гитара зарекомендовала себя как инструмент с богатыми возможностями - имена виртуозов Джулиани, Сора, Пухоля, Тарреги и Каркасси навсегда вошли в гитарную историю. Не обошло гитару и новое течение. Однако интегрировать ее в оркестр оказалось занятием нелегким. Гитара не обладала достаточной громкостью и терялась в оркестре. Тогда возникла идея добавить громкость гитаре электрическим способом. В 1924 году инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр (Lloyd Loar), который в частности спроектировал гитары с вырезами в деке в виде латинской буквы f, начал экспериментировать с сенсором, преобразовывающим вибрации корпуса в электрические сигналы. Но практического применения этот способ не нашел, поскольку результат был далек от совершенства. По другой версии Лоэр на тот момент уже не являлся сотрудником Gibson, следовательно, не мог внедрить свои разработки в массовое производство. Поэтому первыми электрогитарами, появившимися на рынке в 1931 году считаются гитары производства Electro String Company, образованной Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбекером, позднее названная Rickenbacker по имени одного из создателей. Гитарами Rickenbacker пользовались в частности легендарные Битлз. Однако первая выпущенная ими гитара не имела ничего общего с более поздними моделями. У нее был круглый корпус, выполненный из алюминия (утверждается также, что первые модели были деревянные), и внешне была похожа на банджо. Музыканты в шутку называли ее «сковородка» (frying pan).

Rickenbacker frying pan- гитара-сковородка. На сегодняшний день является коллекционной редкостью.

Несмотря на растущую популярность запатентовать новый инструмент удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей. К моменту получения патента на рынке появились электрогитары других производителей. Однако на гитаре Rickenbacker был применен звукосниматель, принцип действия которого используется по сей день. Вокруг магнита намотана катушка из медной проволоки. Попадая в магнитное поле, колеблющиеся струны вырабатывают индукционный ток в катушке, который можно подать на вход усилителя звука. Для работоспособности звукоснимателей применяются стальные или никелевые струны. Популярность электрогитар в 30 годы растет. Наибольшим спросом пользуются инструменты фирмы Gibson: Gibson L-5, Gibson ES-150 и Gibson Super 400 (названая так из за своей высокой цены-400 долларов).

Гитары, популярные в 30 е годы, некоторые выпускаются и сегодня.

Некоторые современные гитары имеют ту же конструкцию, что и гитары 30-х годов, с несущественными изменениями. Гитара становится слышимой в оркестре, постепенно ее переводят из аккомпанирующих в солирующие инструменты. Мадди Уотерс (Muddy Waters) в начале 40-х годов перевернул представление о возможностях электрогитары в блюзе. Но с усиленным звуком появляются и проблемы обратной связи (feedback). Наверняка многие знают характерный неприятный свист, если поднести микрофон к динамику, на который подается усиленный сигнал с этого же микрофона. Такой же эффект наблюдается и с гитарами. Кроме того корпус гитары резонировал от звука других инструментов, что при усилении создавало нежелательные призвуки. Для устранения этого применяются несколько способов. Первое - прикрыть вырез в деке пластиковой панелью, чтобы снизить влияние звуков извне. Второе – сделать резонансный корпус меньшего размера (в частности выпущенная в 1958 году гитара Gibson ES-335 имеет корпус шириной около 4 см).

Эти два способа широко практиковались до 50-х годов. В пятидесятые наступила новая эра электрогитар - эра «доски». Трудно однозначно ответить, кому принадлежит авторство делать электрогитары из цельного куска дерева, то есть исключить резонирующий корпус вообще. Первым кандидатом считается Лестер Уильям Полфусс (Lester William Polfuss), более известный как Лес Пол (Les Paul). В молодости Лес Пол увлекался электроникой, работал на радиостанции и занимался музыкой. Свою первую гитару с цельным корпусом он сконструировал сам в 1941 году. По одной из версий, он предложил фирме Gibson начать серийное производство его модели, но руководство фирмы имело более консервативные взгляды на конструкцию гитары. Во время второй мировой войны Лес Пол был призван на службу радистом, поэтому на какое-то время отошел от музыки. В 1948 году он начал экспериментировать с наложением звука на ранее записанную фонограмму, дав определенный толчок в области звукорежиссуры. В начале 50-х руководство фирмы Gibson обратилось к нему с просьбой помочь создать гитару из цельного куска дерева. Дело в том, что в 1950 году на рынке появилась новое имя – Fender. Фирма Fender существует с 1946 года. Ее создатель-Лео Фендер (Leo Fender) был инженером электротехником, проектирующим гитарные усилители. В 1950 году его фирмой была выпущена первая гитара, получившая название Esquire, которая после ряда переименований (в частности из за запатентованного имени за легендарной моделью барабанов, выпускаемой фирмой Gretsch) стала называться Telecaster. Лео Фендер отказался от идеи производства полуакустических гитар – так в то время называли электрогитары с резонирующим корпусом. Сегодня это формулировка является не совсем точной, поскольку на рынке появились акустические гитары со звукоснимателем. Наиболее точная английская формулировка звучит как Hollow body electric guitar – электрогитара с пустотелым корпусом. В обиходе ее называют джазовая модель. Будучи прагматичным человеком, Лео Фендер решил сконцентрироваться исключительно на «электрическом» звуке гитар. Во-первых - проблема обратной связи была частично решена, во-вторых - у гитар из цельного куска дерева была более жесткая атака звука и лучший сустейн. Изначально английское слово сустейн с развитием электрогитар вошло практически во все языки. В обиходе под этим словом гитаристы подразумевают время звучания ноты, (звука или струны) от момента звукоизвлечения до момента полного затухания. В гитарах с цельным корпусом сустейн значительно выше, поскольку жесткая конструкция в меньшей степени глушит колебания струн, чем резонирующий корпус, который отнимает значительную часть их механической энергии. В пятидесятые годы нашлись как сторонники, так и противники таких гитар, но, несомненно, к новому инструменту был проявлен интерес. Лео Фендер решил не останавливаться на достигнутом. Следующие его шаги были поистине революционными. Во-первых, его детищем стала самая удачная и часто копируемая электрогитара в истории - Stratocaster. Во-вторых, он создал принципиально новый инструмент – бас гитару. В обоих случаях Фендер пытался создать более современные инструменты, исключающие недостатки выпускаемых до этого моделей. Если стратокастер был как бы продолжением истории электрогитар, то бас гитара не имела до этого аналогов. Лео Фендер шел навстречу новым течениям в музыке. Эпоха джазовых оркестров шла на убыль, наступала эра рок-н-ролла. Зачастую у многочисленных ритм и блюзовых квартетов вставал острый вопрос, – каким инструментом заполнить нижний регистр. Часто одному из гитаристов приходилось брать в руки контрабас, который требовал определенных навыков, а еще был тяжелым и громоздким. Так появилась идея создания легкого компактного инструмента, легко умещающегося на заднем сидении автомобиля. Стратокастер в свою очередь был образцом комфорта – он имел необычную форму. Вырез снизу позволял пальцам добраться до самых верхних ладов, вырез вверху был всего лишь способом сбалансировать центр тяжести так, чтобы при игре стоя гриф не перевешивал. Углы гитары были сточены и не впивались в ребра. У стратокастера было еще одно нововведение, названное Лео Фендером как «синхронизированное тремоло», о котором речь пойдет позже.

Гитары с цельным корпусом, ставшие классикой, до сих пор пользуются огромной популярностью.

Однако первые лет 10 стратокастер не пользовался той триумфальной популярностью, какую он приобрел в 70-е. Причин тут может быть несколько. Во-первых – музыканты, издавна славившиеся своей консервативностью часто предпочитали в пятидесятых «джазовые» гитары. В 60-е началась эра британской музыки. Первая половина шестидесятых принадлежит легендарным Битлз (The Beatles), Роллинг Стоунз (Rolling Stones) и Энималз (Animals). Зародившаяся в Америке музыка достигла Европы, и прежде всего Великобритании. Американские пластинки попадали с моряками в портовые города (одними из которых были Ливерпуль и Гамбург) и зарождали в них эпидемию Биг бита. Английские музыканты внесли в новое течение некий академизм, музыка, считавшаяся до этого дешевым развлечением для молодежи, стала восприниматься людьми старшего поколения. Однако рынок электрогитар в Британии отличался от американского. Крупные фирмы вроде Gibson и Rickenbacker сумели наладить поставку инструментов в Европу, Fender был не в состоянии закрепиться на этом рынке. Кроме того, европейские компании по производству гитар не могли обойти своим вниманием ажиотаж вокруг электрогитар. Многие фирмы пытались производить свои модели, в частности ранние Битлз пользовались инструментами немецкой фабрики Hofner, а Пол МакKартни (Paul McCartney) до сих пор играет на бас гитаре Hofner violin bass, купленной в начале 60-х в Гамбурге. Английский музыкант Крис Ри (Chris Rea) увековечил значение инструментов этой фабрики для британского блюза в альбомах Hofner Blue Notes и Return Of The Fabulous Hofner Bluenotes (несмотря на этот факт, фирма не смогла удержать передовые позиции на рынке).

Сэр Пол МакКартни и его знаменитый Bass Violin фирмы Hofner

Вторая половина 60-х прошла под знаменем экспериментов в области звука. Многие искажения, считавшиеся ранее помехами теперь стали художественным элементом, электрический звук начал преобразовываться при помощи эффектов до неузнаваемости. Прежде всего, музыканты начали применять перегруз, дающий характерный «жужжащий» звук. Этим в частности так же можно объяснить малый интерес к стратокастерам. Дело в том, что на них в качестве звукоснимателей стояли три сингла, дававшие более слабый сигнал по сравнению с хамбакерами, стоявшими на многих других гитарах (о типах датчиков речь пойдет позже). Более мощный выходной сигнал хамбакеров вел себя интереснее на перегруженном звуке. Это привело к зарождению нового стиля - тяжелого рока. Яркими представителями «нового звука» конца 60-х является группа Ярдбердз (Yardbirds), в составе которых успели поиграть Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck) и Джимми Пейдж (Jimmy Page). Большой популярности стратокастеров способствовал легендарный гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), изменивший представление о возможностях гитары в рок музыке. После его выступления на фестивале Вудсток к стратокастерам проявился повышенный интерес. Многие гитаристы перешли на эту модель. Перечислять всех музыкантов, использующих стратокастер бессмысленно - список получится очень длинным. Достаточно назвать самых ярких из них - Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Ричи Блэкмора (Richie Blackmore), Рори Галлагхера (Rory Gallagher), Дэвида Гилмора (David Gilmore), Марка Нопфлера (Mark Knopfler) и Стиви Рэй Вогана (Stivie Ray Vaughan). Каждый из этих гитаристов мастер своего дела, у каждого индивидуальная манера игры и каждый работал в своем жанре. Видимо это и родило легенду об универсальности стратокастеров, гитарах, на которых можно сыграть любую музыку, от джаза до тяжелого металла. На этом, пожалуй, можно закончить историю развития электрогитар. Как инструмент электрогитара сформировалась окончательно в 70-х. В восьмидесятые в США появились несколько новых корпораций по выпуску гитар - Jackson, Hamer, Kramer, B C Rich. На этих фабриках за основу брались инструменты, предложенные в свое время более старыми фирмами, и совершенствовались. Так, к примеру, на рынке появился «суперстрат» - гитара по форме напоминающая стратокастер, но зачастую имеющая более удобный доступ к последним ладам, количество ладов на гитарах увеличилось до 24 (в отдельных случаях и до 30-например у Ульриха Рота, бывшего участника Scorpions), применялись различные конфигурации включения звукоснимателей.

Гитару Ibanez SA вполне можно отнести к разряду усовершенствованных стратокастеров-Superstrat.

Иногда гитарам придавалась своеобразная форма, которая никак не влияла на звук, но эффектно смотрелась на сцене - например Gibson Explorer или Gibson Flying V. Порой гитары делали на заказ, с корпусом в виде американского флага, дракона, или топора викингов. Удобство игры на таких гитарах не всегда принималось во внимание и было понятием субъективным.

Форма гитары стала художественным элементом для концертного шоу.


Jay Turser "SHARK" гитара, купленная Владимиром Холстининым (Ария) для коллекции ради шутки.

Нередко встречаются семи и восьмиструнные гитары. В это же время на мировой рынок вышли японские предприятия. Джек Брюс (Jack Bruce), работавший с Эриком Клэптоном в трио Cream, вспоминает, как впервые взял в руки японскую бас гитару в конце 60-х: «Это был самый ужасный инструмент, который никак не звучал». Сегодня продукцией японских фирм ESP и Ibanez с удовольствием пользуются профессиональные музыканты. Трудно предположить тенденцию развития инструмента на ближайшее будущее, но в настоящем электрогитара уже стала вполне классическим инструментом.

Иногда гитаристам не хватает диапазона. Семи и восьмиструнные гитары Ibanez RG Prestige.

Статью подготовил Леонид Рейнгардт (Германия)

Гитара – это уникальный инструмент. Он используется практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент также имеет множество видов – электрогитара, аккустическая гитара. Человек, играющий на гитаре зовется гитаристом.

Итак, история происхождения современной гитары , которую мы видим в данный момент, восходит из глубочайшей древности. Ее прародителями считаются инструменты, болие известные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько 1000-летий назад. Одними из главных представителей которых являются киннора, египетская гитара, вина, набла и многие другие античные инструменты с резонирующим корпусом и шейкой. Данные приборы имели пустотелый округлый корпус, который в свою очередь традиционно изготавливался из высушенной тыквы, панцерей черепах или целых кусочков древесины. Появление нижней, верхней деки и обечайки было закреплено намного позднее.

В самом начале новейшей эры более известен был инструмент лютня ближний родственник гитары. Само заглавие лютня происходит от арабского эль-дау деревянный, а само слово гитара произошло от слияния 2-ух слов: санскритского слова сангита, что в переводе значит музыка и древнеперсидского тар струна До шестнадцатого века гитара была 4-ех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором костяной пластинкой нечто похожее на медиатор. И только в уже в семнадцатом веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая и получила название испанская гитара На нее ставились двойные струны, а первая стр на певунья нередко была одинарной.

Появление шестиструнной гитары принято относить к 2-ой половине восемнадцатого века, может быть также в Испании. С появлением 6-ой струны, все двойные были изменены на одинарные, собственно В таком облике гитара и предстает перед нами в данный момент. В этот период наступает триумфальное путешествие гитары по странам и континентам. А за счет собственных качеств и музыкальных способностей она приобретает мировое признание.

Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад.
Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары.

На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках встречаются иероглифы, изображающие инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающие гитару. Интересно, что таким же иероглифом у древних египтян обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво".
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный гитаре.

В Древней Греции самыми популярными музыкальными инструментами были китара (китарра), лира, арфа, пандора.
В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный".
Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы - через завоёванную ими и VIII веке Испанию. Скорее всего, однако, эти инструменты распространились в Европе через Древнюю Грецию - благодаря её культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока.

До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой).
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.
С появлением пятой струны и увеличением её художественно-исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из музыкального обихода.
Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620-1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе (1650-1725), придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (1686-1748), Г. Санз (1640-1710) и многие другие.
Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые открытия гитары" Ф. Кампиона (1705) и многие другие.

В них печатались старинные испанские танцы - пасскальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.
Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов.
Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849) и итальянских Ф. Карулли (1770-1871), М. Джулиани (1781-1829), М. Каркасси (1792-1853).

Исполнители

Испания

СОР Хосе Фернандо (Fernando Sor 1778 - 1839)

Испанский гитарист, композитор и педагог. В раннем детстве проявил исключительные способности и получил музыкальное образование в одном из католических монастырей, совершенствуясь в игре на гитаре самостоятельно. Игра Сора на гитаре произвела подлинную сенсацию в Лондоне, куда он отправился после недолгого пребывания в Париже. Осенью 1823 года Сор со своей женой, французской балериной, отправляется в Россию, где его выступления имели большой успех. В Москве в Большом театре был поставлен балет Сора "Сандрильона". В 1826 году Сор возвращается в Париж и остается там до конца своих дней. Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.
Сор родился в Барселоне. В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католическом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет он уже сочинял сложную музыку. Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.
Закончив музыкальное образование и найдя себе покровителей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы, и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.
После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.
Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.

Италия

Джулиани Мауро (GIULIANI, Giuseppe Sergio Pantaleo 1781-1829)

Выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста. С 1800 года началась его концертная деятельность, первоначально проходившая в Италии и Франции. В 1807 году он приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом мира.
Поселившись в Вене, Джулиани занялся концертной и педагогической деятельностью. Среди его друзей - Л. Бетховен и Й. Гайдн, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.
В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролирует в Германии. В 1819 году выступает в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.
Блистательные выступления Джулиани и исполнение им собственных концертов для гитары с оркестром доказали равноправие гитары как концертного инструмента со скрипкой, виолончелью и фортепиано. "Маленький оркестр" - так характеризовал звучание гитары Джулиани Л. Бетховен.
В 1821 году Джулиани возвращается в Италию и поселяется в Риме. В последние годы жизни он гастролировал в Германии, Польше, России и Англии, всюду вызывая восторг и изумление своим искусством.
Умер М. Джулиани в 1829 году в Неаполе.

Карулли Фердинанд (Фернандо 1770-1841)

Итальянский гитарист, педагог и композитор. Первоначально учился игре на виолончели. Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал профессиональным гитаристом. Красивый тон, чистота и беглость в игре на гитаре обеспечили ему успех в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов. Карулли обосновался в Париже в 1818 г. Приобретя славу лучшего гитариста своего времени, он делил первенство с Маттео Каркасси и удерживал его вплоть до возвращения Фернандо Сора.
Видный педагог и блестящий исполнитель, Карулли опубликовал около трехсот своих сочинений: пьесы для гитары соло, концерты для гитары с оркестром, камерные произведения, которые отличаются высоким инструментальным и техническим мастерством. Два его теоретических труда получили широкое признание; это "Школа игры на лире или гитаре" (1810) и исследование, посвященное аккомпанементу "Гармония в применении к гитаре" (1825). "Школа" Карулли получила особую популярность: она выдержала сразу пять изданий и многократно издавалась после смерти автора.

Каркасси Маттео (1792 -1853)

Один из наиболее знаменитых итальянских гитаристов своего времени, композитор и педагог, последователь Ф. Карулли. В истории гитары известен как автор "Школы игры на гитаре" (1836) и педагогических сочинений. Его этюды для гитары сохранились до наших дней, составляя тренировочный материал любого современного гитариста и считаясь классическими.
Маттео Каркасси учился игре на гитаре с ранних лет в родной для него Италии. Ему не было еще и двадцати, когда он уже обрел в Италии репутацию виртуоза гитары. В 1815 г. он занялся в Париже преподаванием гитары и пианино. Во время концертной поездки в Германию в 1819 г. Каркасси познакомился с французским гитаристом Месонье (Meissonier), который в 1812 г. основал в Париже свое издательство. Два гитариста стали близкими друзьями, и Месонье опубликовал большинство работ Каркасси.
В 1822 г. в Лондоне, всего лишь после нескольких концертов, о Каркасси заговорили как об исключительном гитаристе и учителе. Вскоре он вернулся в Париж, но ежегодно посещал Лондон, где его гитарный талант был высоко оценен, и где его всегда ждали и почитали.
Когда Каркасси впервые появился в Париже, его талант некоторое время находился в тени другого, более старшего итальянского гитариста-виртуоза Фердинандо Карулли, но уже по прошествии нескольких лет Каркасси добился признания и огромного успеха. Он ежегодно давал концерты в большинстве главных городов Европы. В 1836 г. Каркасси ненадолго вернулся в Италию, но местом его постоянного жительства, вплоть до самой смерти в 1853 г., остался Париж.

Франция

Кост Наполеон (NapolИon Coste / Claude Antoine Jean George NapolИon Coste 1805 - 1883

Французский гитарист и композитор. Родился во Франш-Комтэ. Будучи совсем молодым, он уже начинает деятельность исполнителя и педагога. В 1830 году переехал в Париж, где подружился с, жившими там одновременно с ним, Ф. Сором, Д. Агуадо, Ф. Карулли и М. Каркасси, оказавшими большое влияние на его творчество. В 1856 году на международном конкурсе на лучшее сочинение и лучший инструмент, организованном в Брюсселе русским гитаристом Н. Макаровым, за свое сочинение "Большая серенада" получил вторую премию.
Кост - один из лучших французских исполнителей XIX века, его часто сравнивают с Сором. Из-за травмы руки в результате несчастного случая вынужден был прервать концертную деятельность. Собственное творчество Коста относительно невелико, но свидетельствует о незаурядном композиторском таланте. Им написано около 70 произведений для гитары: вальсы, вариации, "Концертное рондо", "Большая серенада", цикл "Осенние листья", "25 этюдов" (соч. 38), пьесы для гобоя и гитары и др. В его даже небольших пьесах всегда чувствуется гармоническая стройность и оркестровая полифоничность.
С именем Коста связано также новое, исправленное и дополненное издание "Школы для гитары" Сора, в которое Кост включил транскрипцию сюиты Робера де Визе. Умер в Париже.

Гитара в России

Интересна и очень самобытна история гитары в России.
В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях, не расставаясь с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырехструнной гитаре.
В 1769 году академик Штелин писал о появлении в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара . Вскоре она становится популярной во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда. Вышла она в начале XIX века на русском и немецком языках.
В тот же период в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты" для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, "Новый журнал для шестиструнной гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитары в сопровождении оркестра" композитора Ашанина (1815).
В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

Высотский Михаил Тимофеевич (ок. 1791-1837)

Русский гитарист-виртуоз и гитарный композитор. Игре на гитаре учился у С. Н. Аксенова. Увлекался классиками, особенно Бахом, фуги которого пытался перекладывать для гитары. Это отразилось на серьезном и благородном стиле его гитарных сочинений: большей частью фантазии и вариации на русские народные темы (циклы из 4--5 вариаций, обрамлённые "заставками" и "концовками"), есть и переложения для гитары пьес В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. Из них напечатано 83; издана также его "Практическая и теоретическая школа для гитары" (1836).

Макаров Николай Петрович (1810-1890)

Русский гитарист-виртуоз, активный пропагандист гитарного искусства.
Родился в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М.П. Волконской. Служил офицером в армии.
С детства играл на скрипке. В двадцать восемь лет увлекся гитарой и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов.
Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта Джулиани.
В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани де Ферранти, Каркасси, Костом, Мертцем, гитарным мастером Шерцером. В 1856 году организует в Брюсселе I Международный конкурс на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент, на котором с большим успехом выступил как солист. 1-ю премию за лучшее сочинение получил Й. К. Мертц, 2-ю - Н. Кост, 1-ю премию за лучший инструмент - австрийский мастер И. Шерцер, 2-ю - русский мастер И. Архузен. Умер Н. Макаров в селе Фунтиково-Рождественское Тульской области.

Соколовский Марк Данилович (1818-1883)

Родился на Украине близ Житомира. На гитаре научился играть самостоятельно, по Школам Джулиани, Лениани и Мертца.
В 1841 году дал свой первый сольный концерт в Житомире, в котором исполнил Концерт ми минор Ф. Карулли. В 1846 году выступил с сольным концертом в зале Благородного собрания. Концерт прошел с большим успехом, и на нем присутствовало более тысячи человек.
В1858 году Соколовский едет за границу. С огромным успехом проходят его концерты в Вене. В 1863-1868 годах он совершает триумфальное турне по крупным городам Европы: Париж, Лондон, Берлин, Брюссель, Дрезден, Милан, Краков, Варшава. "Великим артистом" называют его в Германии, "Паганини гитары" - в Англии, "Костюшко гитаристов" - в Польше.
25 января 1869 года состоялся концерт Соколовского в переполненном зале Большого театра. Прощальный его концерт (в связи с болезнью) состоялся в 1877 году в Петербурге, в зале Придворной певческой капеллы.
Последние годы жизни Соколовский провел в Вильно (Вильнюсе), занимаясь педагогической деятельностью. Большим ударом для него был отказ Н. Рубинштейна открыть класс гитары в Московской консерватории.
Умер Марк Соколовский в 1883 году в Вильно и похоронен на Виленском кладбище Расу; недалеко от него впоследствии был погребен знаменитый литовский художник и композитор Микаэлюс Констинтинис Чюрленис.

Лебедев Василий Петрович (1867-1907)

Родился в Самарской губернии. Ученик известного русского гитариста И. Деккер-Шенка.
Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева в Париже, на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем партии гитары в "Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели" Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в Педагогическом музее и в частях военного округа. Умер в Петербурге.

Упадок

Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. По образному выражению Сеговии, крупнейшего гитариста XX столетия, "гитару повесили на стены парикмахерских", основным ее назначением стал примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали считать гитару серьезным инструментом. Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство.
Упадок распространился на все европейские страны, но менее других он коснулся Испании, в которой и началось новое возрождение гитары.
Музыкантом, вернувшим доброе имя гитаре и поднявшим ее искусство на новую, невиданную до того времени высоту, был Франсиско Эшеа Таррега, выдающийся испанский гитарист-виртуоз, композитор, основоположник современной школы игры на гитаре.

Возрождение

Таррега-Эшеа Франсиско (1852 - 1909)

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Родился 21 ноября 1852 года, умер 5 декабря 1909 года. Игрой на гитаре занимался с раннего детства. Музыкальные способности Тарреги обратили на себя внимание, и при поддержке одного состоятельного, семейства ему удалось поехать в Мадрид и в октябре 1874 года поступить в консерваторию, которую он закончил блестяще по двум специальностям - фортепиано и композиции. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопровождавший это выступление, решил вопрос окончательно - Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-современниками - скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

Барриос (Мангори) Августин (Agustin Barrios Mangore 23.05.1885-7.08.1944)

Гениальный парагвайский гитарист виртуоз, значение которого в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти. Родился в семье музыкантов, в которой помимо Августина было еще семеро детей. Очень рано начал играть на гитаре. Первым учителем был Густаво Эскальда, который ввел юного гитариста в мир музыки Сора, Тарреги, Агуадо и других композиторов, чьи произведения составляли основу традиционного гитарного репертуара. В 13 лет, отмечая замечательную одаренность ребенка, уже проявившуюся во многих областях (он прекрасно рисовал, обладал удивительными математическими способностями и литературным талантом), его направили на учебу в Национальный колледж в Асунсьоне.
В 1910 г. Барриос, ставший к тому времени уже известен как виртуозный гитарист, покинул Парагвай и уехал в Аргентину. Все последующие 34 года он гастролировал по южно-американскому континенту, выступая с концертами в городах Аргентины, Уругвая, Бразилии, Венесуэлы, Коста-Рики и Сальвадора. Он побывал также в Чили, Мексике, Гватемале, Гондурасе, Панаме, Колумбии, Кубе и Гавайях. Между 1934 и 1936 гг. состоялась его поездка в Европу - он играл в Испании, Германии и Бельгии.
В 1932 г. сам Барриос стал называть себя "Нитсуга Мангори - Паганини гитары" (Нитсуга - обратное прочтение Августин, а Мангори - имя легендарного вождя индейцев гуарани). Примерно в середине 30-х годов у Барриоса появились проблемы со здоровьем - больное сердце больше не позволяло ему совершать длительные и напряженные концертные поездки. Последние годы жизни он провел в Сан - Сальвадоре, столице маленького центрально-американского государства Сальвадор, занимаясь преподаванием и сочинением музыки, лишь иногда выступая с сольными гитарными концертами.
Мангори был не только выдающимся исполнителем, но и композитором, которому принадлежит свыше 300 работ для гитары, многие из которых причисляются сегодня к числу лучших произведений из когда-либо написанных для сольной гитары.

Вила-Лобос Эйтор (Heitor Villa-Lobos 1887 - 1959)

Выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Родился 5 марта 1887 года, умер 17 ноября 1959 года. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.
В 1923-30гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий ("Практическое руководство", "Хоровое пение", "Сольфеджио" и др.), теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шорос" (1920-29), "Бразильские бахианы" (1944) для инструментальных ансамблей, неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки фольклорных образцов и др. - всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.

Сеговия Андрес (1893-1987)

Выдающийся испанский гитарист и педагог. Родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.
В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованный его друзьями.
В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.
Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.
Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.
20-е годы XX-го столетия стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие чего-то нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропагандистом своего инструмента.

Гитара в России 2

Агафошин Петр (1874-1950)

Замечательный русский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре. П.С. Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоятельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых был В. Русанов - редактор московского журнала "Гитарист. Значительную роль в художественном развитии Агафошина сыграла его дружба с художниками В. И. Суриковым и Д. Э. Мартеном, страстными поклонниками гитары. Участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину.
Встреча в 1926 году с Сеговией окрылила Агафошина. Он не пропускал ни одного концерта испанского артиста, лично встречался с ним. "После отъезда Сеговии, - писал Агафошин, - я немедленно перестроился, внес необходимые коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной 1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в процессе моего изучения".
П.С. Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930-1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).

Александр Иванов-Крамской (1912 - 1973)

Выдающийся русский советский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Родился 26 июля 1912 года в Москве. Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина (шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.
Выступал как солист и в ансамбле с певцами (Н. А. Обуховой, И. С. Козловским). С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939-45 гг. дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-52 годах дирижер Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.
Автор пьес и школы для шестиструнной гитары. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов.
Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов. Затем преподавал в Институте культуры.
Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны. Умер А.М. Иванов-Крамской в Минске во время гастролей. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Комолятов Николай (р. 1945)

Один из лучших современных российский гитаристов-исполнителей, педагог. Родился в 1945 г. в городе Саранске, в 1962-70 гг. учился в училище, а затем в институте им. Гнесиных в классе прославленного русского гитариста А. М. Иванова-Крамского. Закончил Уральскую Государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского. С момента открытия класса гитары в РАМ им. Гнесиных работает преподавателем, подготовив за эти годы немало лауреатов различных конкурсов. В настоящее время является профессором класса гитары Российской академии музыки им. Гнесиных.
В 1996 году стал лауреатом международного конкурса на фестивале искусств стран Латинской Америки. Является первым исполнителем многих произведений современных композиторов. Фирма "Мелодия" выпустила два сольных диска исполнителя. Первую пластинку составили этюды и прелюдии Э. Вила-Лобоса, а во вторую вошли произведения П. Панина (Два этюда, Две прелюдии, Танец шамана и Юмореска) и сюита И. Рехина "Памяти Э. Вила-Лобоса".
В отзывах на концерты Н. Комолятова пресса отмечает тембровое богатство его инструмента и виртуозную технику, изящество и тонкость художественного вкуса музыканта.
За выдающиеся успехи в области гитарного искусства Н. Комолятову было присвоено звание заслуженного артиста России. Более 25 лет являлся солистом Московской Государственной филармонии.

ЕрзуновВ Виктор (р. 1945)

Гитарист, композитор, музыкальный педагог. Родился в 1945 г. в г. Саранске. Отец погиб на фронте. Музыкальные способности проявились рано, но возможности учиться не было.
Учиться играть начал только в 17 лет, во дворе. Довольствовались тремя основными аккордами... Поворотным моментом стало знакомство с Николаем Комолятовым, единственным человеком в Саранске, который поступил учиться к Александру Михайловичу Иванову-Крамскому. До сих пор помню первую прелюдию Вила-Лобоса, которую он сыграл во время нашей первой встречи.
А дальше обучение шло с помощью самоучителя игры на гитаре и "по переписке". Николай Комолятов, служивший тогда матросом и игравший в ансамбле Тихоокеанского флота, записывал на магнитофон в собственном исполнении те произведения, ноты которых были у Виктора, и посылал по почте из Владивостока. Так, "на слух", он и разбирался в нотах, играя по образцу своего далекого учителя. В 1963 году после окончания школы пошел работать слесарем-сборщиком на завод "Электровыпрямитель". На гитаре ухитрялся играть даже во время обеденного перерыва, а после работы -- до темной ночи. Программу для поступления в музыкальное училище подготовил самостоятельно. В училище при Московской консерватории не попал, так как по разнарядке Министерства культуры в тот год шел набор студентов из Казахстана и Узбекистана. Но в том же году в училище имени Гнесиных на отделении народных инструментов открылся небольшой класс шестиструнной гитары. Из тридцати претендентов были приняты двое. Один из них -- Виктор Ерзунов. После 3,5 месяцев учебы Виктор был призван в ряды Советской Армии, где и прослужил в строевой части три года. По возвращении в училище занимался по десять часов в день, чтобы наверстать упущенное. Тогда же начал приобретать первый педагогический опыт. Сам подбирал репертуар для учеников, чтобы привить им хороший музыкальный вкус.
Учитель В. Ерзунова Борис Хлоповский ушел играть в Москонцерт и рекомендовал своего лучшего ученика на преподавательскую работу. Вакантное место педагога по классу гитары полгода "держали" для Виктора Алексеевича, пока он заканчивал обучение. В 1971 году начал работать в Музыкальном училище им. Гнесиных. Одновременно по приглашению Марины Давыдовны Хидекель он открыл класс гитары в Черноголовской школе искусств.
Первые пьесы, принадлежащие уже зрелому мастеру, отобранные после многолетней проверки временем, вышли в 1989 году в "Сборнике педагогического репертуара для гитары" вместе с произведениями классиков. Вышел также полностью авторский сборник собственных сочинений Виктора Ерзунова "Альбом гитариста" для детских музыкальных школ.

Виницкий Александр
(р. 1950)

Российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер-классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.


Фраучи Александр (р. 1954)

Один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей. Родился в г. Ростове в 1954 году. Первые шаги в музыке начал делать под руководством отца - Камилла Артуровича Фраучи - известного скрипача и, как говорят, чудесного гитариста и педагога. Учился в Центральной музыкальной школе при Консерватории им. Чайковского в Москве в классе Н. А. Ивановой-Крамской и в Консерватории им. Мусоргского в Свердловске у Г. Минеева. В 1979 году завоевал первый приз на национальном музыкальном конкурсе исполнителей в Ленинграде, а в 1986 г. - первый приз на Международном конкурсе гитаристов в Гаване (Куба). Выступал с сольными концертами и вел мастер-классы в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, США, Австрии, Италии, Югославии, Польше, Кубе, Венгрии, Чехии, Болгарии, Турции и Греции. Александр Фраучи неоднократно приглашался как член жюри на международные конкурсы гитаристов. Вышла пластинка на фирме "Мелодия" а также CD-диск (1994) с записью произведений Никиты Кошкина.
Заслуженный артист России, музыкальный педагог, профессор Российской академии музыки (бывшего Музыкально-педагогического института им. Гнесиных) в Москве.

Один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми » первой октавы (e1)
2-я струна - нота «си » малой октавы (h)
3-я струна - нота «соль » малой октавы (g)
4-я струна - нота «ре » малой октавы (d)
5-я струна - нота «ля » большой октавы (A)
6-я струна - нота «ми » большой октавы (E)

Техника игры на гитаре

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо.

Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо - с опорой на соседнюю струну и тирандо - без опоры.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется удар. Также распространено название «бой».

Медиатор

Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на .

Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение может осуществляться обеими руками.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Большое баррэ

Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом, одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу (однако существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем). Исключением является указательный палец (а иногда и другие пальцы), который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ».

Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах.

Приёмы

Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

Арпеджио (перебор) - последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.

Арпеджиато - очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.

Тремоло - очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Восходящее легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.

Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.

Бенд (подтяжка) - повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.

Глиссандо - плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Стаккато - Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.

Тамбурин - перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.

Гольпе - еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке , во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко.

Флажолет - заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

История

Происхождение

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. - семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: « » в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название « ».

В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Видео: Гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Акустическая гитара:

Классическая гитара:

Семиструнная (русская) гитара:

Электрогитара:

Бас-гитара:

Баритон-гитара:

Гитара Уорра:

Стик Чапмена:

Гитара – это один из древнейших музыкальных инструментов, который продолжает пользоваться популярностью в наши дни. Первые упоминания о ней относятся ко временам правления египетских фараонов. На многих изображениях можно увидеть необычный струнный инструмент, внешне напоминающий гитару. Возможно, она была придумана тем, кто заметил, что тетива лука при натяжении и ослаблении способна издавать различные по высоте звуки, которые могут быть приятны на слух.

Древние гитары делали с двумя или тремя струнами из самых разных материалов, например, из панциря черепахи, высушенной тыквы или дерева. В разных странах такие инструменты получали разные названия, которые со временем претерпевали изменения и от древнегреческого «кифара» перешли в 18 веке к современному «гитара».

Еще немножко истории

К 12 веку первые появились в Европе. Они представляли собой устройства с тремя или четырьмя струнами и внешне были непохожи на современный инструмент. Появились и первые обучающие пособия с табулатурами танцев, песен, романсов, в основном испанских композиторов-гитаристов. В конце 18 века гитара наконец приобрела привычный для наших современников внешний вид – она стала шестиструнной и начала конкурировать с лютней. В результате этого соперничества стало ясно, что у гитары более широкий диапазон звучания и больше возможностей для воспроизведения музыкальных композиций. Гитара начала свое победное шествие по странам.

Всемирно известные композиторы сочиняли произведения специально для гитарных партий. Среди них были Г. Берлиоз, Ф Шуберт, Н. Паганини. Знаменитый скрипач сам с удовольствием играл на гитаре, виртуозно владея этим инструментом. Считается, что некоторые приемы маэстро перенес на свою скрипку, создавая неповторимые шедевры на сцене.

В России первые музыкальные училища по обучению игре на гитаре были открыты только в 1931 году в Москве и Киеве.

Кто придумал электрогитару

В 20 веке, в связи с появлением новых направлений в музыке, потребовалось немного изменить звук обычной акустической гитары – усилить его и сделать более сочным. Первые пробы и эксперименты проводились Ллойдом Лоаром (Lloyd Loar), который положил начало созданию систем звукоусиления. Продолжил эти работы музыкант Джордж Бьюшам (George Beauchamp). Он же и усовершенствовал данное устройство.

Первые электрогитары имели круглую форму и очень напоминали обычную железную сковородку. Звуки инструмента были далеки от идеальных, создавались постоянные помехи и посторонние шумы. В результате многочисленных «скрещиваний» разных вариантов появилась модель Les Paul с корпусом из сплошной древесины. Эта идея в дальнейшем была подхвачена музыкальными компаниями, благодаря разработкам которых сегодня всем известны такие громкие гитарные бренды как Fender, Jackson, Epiphone и другие.

Электрика и акустика

Современная электрогитара – уникальный инструмент как Fender, способный воспроизводить множество различных тембров для создания музыкальных произведений от классики до тяжелого рока. Появление новых музыкальных направлений связано именно с использованием этих свойств электрического инструмента. Внешний вид деки не влияет на качество звука, поэтому производители представляют на рынке серии различных форм и размеров. Для изменения звучания на записях или концертах были созданы специальные педали эффектов и другие «примочки», добавляющие объем и насыщенность композициям.

При всех своих возможностях электрика все-таки уступает акустике. Она не может работать без усилителей и колонок. Акустическая гитара – самодостаточное устройство, которое не требует использования дополнительных приспособлений – достаточно только руки мастера.


Top