Скачать презентацию на тему шолохов. Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А

Михаил
Александрович
Шолохов родился в
1905 г. в хуторе
Кружилином
станицы Вёшенской
Донецкого округа в
трудовой семье.

Родители.

Отец – Александр
Шолохов с родителями (1912)
Михайлович Шолохов
был приказчиком,
управляющим паровой
мельницы. Мать –
Анастасия Даниловна
Черникова – дочь
крепостного
крестьянина,
пришедшего на Дон с
Черниговщины.

15 ноября 1923

Годы
учёбы в
гимназии
Учился Шолохов
сначала в
церковноприходской
школе, а затем до 1918 г.
в гимназии. В связи с
началом Первой
Мировой, а затем и
Гражданской войны,
получил лишь четыре
класса образования. В 15
лет записался
добровольцем в ряды
Красной Армии.
15 ноября 1923

М. Шолохову 20 лет

С 1920 г. служил и мыкался
по донской земле. Чтобы
прокормиться работал
грузчиком, разнорабочим,
каменщиком. Долго был
продработником. Гонялся за
бандами. Так будущий
писатель познавал жизнь,
участвуя в борьбе народа,
накапливая огромный запас
наблюдений, щедро
обогативший его
творчество.
М. Шолохову 20 лет

Западный фронт, 1941

В годы Великой
Отечественной
войны Шолохов -
деятельный
участник борьбы
советского народа
против фашистских
захватчиков.
Западный фронт, 1941

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941

Всю Великую
Отечественную
войну писатель был
военным
корреспондентом.
Он видел разгром
фашистов под
Сталинградом.
Шолохов военный
корреспондент «Правды». 1941

К тому времени он
женился и стал жить в
семье своего тестя,
редактора областной
газеты. Там с 1926 по
1938 годы у него
родились старшая дочь
Светлана, старший сын
Александр, сын Михаил
и дочь Мария.

Михаил Александрович и Мария Петровна

Шолохов с внуками

Общественная жизнь

Шолохов и
первый
секретарь
Вёшенского
райкома КПСС
Н.А. Булавин
Шолохов
среди
земляков
Писатель – частый гость хлеборобов

Шолохов - писатель

Начало творческого пути.

Литературная деятельность писателя началась в 1923 году,
с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в
журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые
впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война
на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в
социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые
рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета
республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина»
(1926). После войны Шолохов опубликовал ряд
публицистических произведений: «Слово о Родине»,
«Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949),
Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся
люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью
и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно
интересуют художника. Писатель написал немало
замечательных произведений.

Повесть «Судьба человека».

В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята
тема военнопленных в Великой Отечественной войне.
Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в
доброе, человеческое, социально-прогрессивное,
утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы
напомнить о тех ужасах, которые больше не должны
повториться. В небольшом по объему произведении
перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в
себя судьбу страны

Образ главного героя.

Андрей Соколов - советский
человек, мирный труженик,
ненавидящий войну, отнявшую у
него всю семью, счастье, надежду
на лучшее. Оставшись одиноким,
Соколов не утратил человечность,
он смог разглядеть и пригреть около
себя бездомного мальчика.
Писатель заканчивает рассказ
уверенностью в том, что около
плеча Андрея Соколова поднимется
новый человек, готовый преодолеть
любые испытания судьбы.
Творчество Шолохова оценено по
достоинству

Роман «Они сражались за Родину».

В 1943 году Шолохов начал
работу над романом «Они
сражались за Родину».
Произведение повествует о
тяжелых днях отступления
под натиском мощной
военной машины Германии,
о смертельной схватке под
Сталинградом,
переломившей весь ход
войны. Шолохов поставил
целью изобразить подвиг
народа в Отечественной
войне.

«… вся фронтовая жизнь –подвиг».

«… вся фронтовая жизнь –
подвиг».
В романе «Они сражались за
Родину» глубоко раскрыт русский
национальный характер, ярко
проявившийся в дни тяжелых
испытаний. Героизм русских
людей в романе лишен внешне
блестящего проявления и
предстает перед нами в ратных
буднях трагически, а порой и
комически. Такое изображение
войны приводит читателя к
выводу, что героическое не в
отдельных подвигах советских
солдат, а что вся фронтовая жизнь
- подвиг.

Роман «Поднятая целина».

Роман посвящён великому
перелому, который
произошёл в деревне в годы
коллективизации с/х.
Основа романа –
изображение процесса
идейной переделки и
воспитания трудящихся в
духе социализма под
руководством
Коммунистической партии.

Первая книга романа (1932)

Здесь во всю силу звучал пафос
социальных преобразований,
крушения старых форм
собственности, трудного
становления новых общественных
отношений. Типичные образы
коммунистов Давыдова,
Размётнова и Нагульнова, их
яркие, глубоко
индивидуализированные
характеры помогли раскрыть
смысл важнейших исторических
событий, участниками и творцами
которых являются герои романа,
осознавшие цель своей жизни в
служении великому народному
делу.

Вторая книга романа (1959)

В ней с захватывающим
лиризмом звучит "поэзия
чувств». Отсюда и своеобразие
сюжетных решений: внешняя
замедленность действия, обилие
рассказов героев о себе,
пространные беседы,
повышенное внимание к
отношениям, в которых
раскрываются интимные
чувства. Умение видеть в жизни
и ярко воссоздавать в искусстве
не только трагическое, но и
смешное составляет одну из
самых драгоценных черт таланта
Шолохова.

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь,
переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего,
сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже
время Шолохов показывает переживания героя.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Российскую и мировую
Дом в Вешенской,
где Шолохов работал
над «Тихим Доном»
известность Шолохову
принёс роман «Тихий
Дон» (тт. 1-3, 1927-
1928, т. 4 1940 г.) о
донском казачестве в
Первой мировой и
Гражданской войнах.
Героем романа стал
народ.

Образ Григория Мелехова.

Григорий – центральная
личность в семье
Мелеховых, и трагедия его
судьбы переплетается с
трагедией его близких,
родных. На войне он видит
кровь, насилие, жестокость.
Постоянные политические
метания, душевные муки и
любовные испытания
изранили душу героя.

Образ Аксиньи Астаховой.

Аксинья пронесла
любовь к Григорию
через всю свою
трудную,
исковерканную жизнь.
Жизнь без Григория, без
любви была для
Аксиньи невыносима.
Яркая, порывистая,
самоотверженная
Аксинья остаётся
надолго в памяти
читателя.

Во время Второй мировой войны
«Тихий Дон» был переведён на
европейские языки и приобрёл
популярность на Западе, а после войны
переведён на восточные языки и нашёл
широкого читателя также и на востоке, в
том числе в Японии.

Заслуги М.А. Шолохова.

Шолохов - депутат Верховного
Совета СССР 1-9-го созывов. С
1934 он член правления СП
СССР. Член Всемирного Совета
Мира. Почётный доктор
филологических наук
Ростовского и Лейпцигского
университетов, почётный доктор
права Сент-Андрусского
университета. Награжден 4
орденами Ленина, 2 другими
орденами, а также медалями,
иностранным орденом. Лауреат
Нобелевской премии (1965).

По мотивам
произведений
Шолохова сняты
фильмы. За первую и
вторую книги
«Поднятой целины»
писатель был
удостоен в
1960 году
Ленинской премии.

В 1965 г. в
Стокгольме Михаилу
Александровичу
Шолохову была
вручена Нобелевская
премия за роман
«Тихий Дон».

Памятник Михаилу
Шолохову на
набережной реки
Дон в городе
Ростове-на-Дону.

1 слайд

Михаил Александрович Шолохов Биография писателя Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 51» Кировского района г. Саратова Тумановой Татьяны Александровны

2 слайд

11 июня (24 мая) 1905 года у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. Мать – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы.

3 слайд

В годы Первой мировой, гражданской войны (1914 – 1918)Шолохов учился в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Карагинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения.

4 слайд

В октябре 1922 года Шолохов уезжает в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в литературном труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, чернорабочим, каменщиком, занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году – первый рассказ «Родинка».

5 слайд

В 1924 году Шолохов женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые обвенчались в Букановской церкви. С этой женщиной писатель проживёт до конца своей жизни.

6 слайд

В 1925 году Шолохов возвращается на родину и публикует свой первый сборник «Донские рассказы», который сразу привлекает внимание к творчеству молодого писателя. В том же году он приступает к созданию своего главного произведения, романа «Тихий Дон».

7 слайд

Публикация романа «Тихий Дон» 1928 год – в журнале «Октябрь» выходят две первые книги «Тихого Дона». Третья книга издана не сразу, цензура указывает на слишком сочувственное изображение Верхнедонского казачьего восстания. В это время Шолохов принимается за роман «Поднятая целина». 1932 год – издана «Поднятая целина», на роман «Тихий Дон» обращает внимание Сталин. По его приказу публикация возобновляется. 1940 год – выходит последняя книга «Тихого Дона».

8 слайд

23-летний дебютант создал произведение на материале, превышающем свой жизненный опыт и уровень образованности… Юный продкомиссар, затем московский чернорабочий и делопроизводитель на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного казачества. А.И. Солженицын.

9 слайд

В 1941 году Шолохов награждён за роман «Тихий Дон» орденом Ленина, ему присуждена Сталинская премия в области литературы, которую он отдал в фонд обороны. В годы Великой Отечественной войны Шолохов служит военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Писатель побывал на 5 фронтах.

10 слайд

В конце 1942 года, сразу после Сталинградской битвы, был начат роман «Они сражались за родину». Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах.

11 слайд

В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. В 1957 году написан рассказ «Судьба человека». В 1960 году Шолохов за вторую книгу «Поднятой целины» получает Ленинскую премию и отдаёт её на восстановление школы, в которой он учился.

12 слайд

В 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия в области литературы за роман «Тихий Дон».

13 слайд

Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. На машине они объездили Англию, Францию и Италию.

Слайд 1

МОУ «Иваново-Эсинская общеобразовательная школа» Ковровского района Владимирской области

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: «Шолохов – человек и писатель». Выполнила: учитель русского языка и литературы Бырко Наталья Анатольевна. 2007 год.

Слайд 2

Биография

Слайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.

Слайд 4

Родители.

Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

Шолохов с родителями (1912)

Слайд 5

Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.

Годы учёбы в гимназии

Слайд 6

М. Шолохову 20 лет

С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Слайд 7

Западный фронт, 1941

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков.

Слайд 8

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941

Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Слайд 9

К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938 годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария.

Слайд 10

Михаил Александрович и Мария Петровна

Слайд 11

Шолохов с внуками

Слайд 12

Общественная жизнь

Шолохов среди земляков

Шолохов и первый секретарь Вёшенского райкома КПСС Н.А. Булавин

Писатель – частый гость хлеборобов

Слайд 13

Шолохов - писатель

Слайд 14

Начало творческого пути.

Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений.

Слайд 15

Повесть «Судьба человека».

В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны

Слайд 16

Образ главного героя.

Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы. Творчество Шолохова оценено по достоинству

Слайд 17

Роман «Они сражались за Родину».

В 1943 году Шолохов начал работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

Слайд 18

«… вся фронтовая жизнь –подвиг».

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

Слайд 19

Роман «Поднятая целина».

Роман посвящён великому перелому, который произошёл в деревне в годы коллективизации с/х. Основа романа – изображение процесса идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма под руководством Коммунистической партии.

Слайд 20

Первая книга романа (1932)

Здесь во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу.

Слайд 21

Вторая книга романа (1959)

В ней с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств». Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова.

Слайд 22

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже время Шолохов показывает переживания героя.

Слайд 23

Роман-эпопея «Тихий Дон».


Биография Биография Шолохов Михаил Александрович (), прозаик. Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Его отец был иногородним станицы Вёшенской, мать казачка. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и Гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. Гражданская война Гражданская война




Во время Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом "Правды", "Красной звезды", часто выезжал на фронт.




В 1965 году Шолохов получает Нобелевскую премию за роман "Тихий Дон". В 1965 году Шолохов получает Нобелевскую премию за роман "Тихий Дон". За роман "Поднятая целина" Шолохов был удостоен Ленинской премии.




Основные даты творчества М. А. Шолохова В 1923 году был опубликован первый фельетон «Испытание». В следующем году увидел свет его первый рассказ "Родинка". Появляются сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (1926).


В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон" В 1929 выходит вторая книга "Тихого Дона". В 1930-е продолжает работу над романом "Поднятая целина", завершает третью и четвертую книги "Тихого Дона"


Во время войны начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину" В 1950-е работает над продолжением романа "Они сражались за Родину", публикует рассказ "Судьба человека". В 1960 выходит вторая книга "Поднятой целины".

Михаил Александрович Шолохов

Презентация к уроку

литературы в 11 классе.

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Майская СОШ» Красноштанова О.В.


„ Чем еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу..., Родине все свои силы и способности „.

М.А. Шолохов



Из семейного альбома

Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище.


Творчество писателя

  • В середине 1920 года Шолохов работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
  • В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.
  • В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание».В следующем году- рассказ «Родинка».



  • 1926 год - начало работы над романом „Дихий Дон“.
  • 1928 год – первая публикация „Тихого Дона“.



  • 1941г. Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию.
  • 1943-1944гг. печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.


  • 21 февраля 1984 года М.А. Шолохов умер в станице Вешенской.
  • На Родине писателя открыт Государственный музей-заповедник.

«Громадная заслуга

М. Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».


Top