Язык айнов. Айны: история, происхождение и язык

"Вся человеческая культура, все достижения искусства,
науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся,
- плоды творчества арийцев…
Он [ариец] — Прометей человечества,
со светлого чела которого во все времена
слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний,
освещающий мглу мрачного невежества,
что позволило человеку возвыситься над другими
существами Земли."
А.Гитлер

Приступаю к самой сложной теме, в которой всё перепутано, дискредитировано и намеренно запутано - распространение потомков переселенцев с Марса по Евразии (и дальше).
Готовя эту статью в ин-те я нашла порядка 10 определений кто такие арии, арийцы, их соотношение со славянами и пр. У каждого автора свой взгляд на вопрос. Но никто не берёт широко и глубоко в тысячелетия. Самое глубокое - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, но это только II тыс. до н.э. При этом в легендах ирано-индийских ариев есть указания на то, что они пришли с севера, т.е. расширяется география и временной отрезок.
Повозможности я буду ссылаться на внешние данные и y-хромосому R1a1, но как показывают наблюдения это только "приблизительные" данные. За тысячелетия марсиане (арии) подмешали свою кровь многим народам на территории Евразии, а y-хромосома R1a1 (которую считают почему-то маркером истинных арийцев) появилась всего 4000 лет назад (правда уже видела, что 10000 лет назад, но это все равно пока ещё не бьется с 40 000 лет, когда появился первый кроманьёнец, он же марсианин-переселенец).
Самым верным остаются предания народов и их символы.
Начну с самого "затерянного" народа - с айнов.



А́йны (アイヌ айну , букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.


Группа айнов, фото 1904 года.

Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в ХVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии. (Эта теория в настоящее время не подтвердилась, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии).
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири— такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии, Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки— о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима— туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба— ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай mdash; Я ма та и — «место, где море рассекает сушу» (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках, было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в ин-те.

Историками было обнаружено, что айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом.

Вот еще ссылочка на тех кто украшал горшки узором, наматывая на него веревку, правда в этой статье их называют "шнуровиками".

Айны – загадочное племя, живущее на севере Японии. Внешность айнов достаточно необычна: они имеют черты европеоидов – необыкновенно густой волосяной покров, широкие глаза, светлую кожу. Их существование как бы отрицает привычные представления о схемах культурного развития наций.

Ныне есть основания полагать, что не только в Японии, но и на территории России имеется часть этого древнего коренного народа. По предварительным данным последней переписи населения, состоявшейся в октябре 2010 г., айнов в России насчитывается более 100 человек. Факт сам по себе необычный, ведь до недавнего времени считалось, что айны живут только в Японии.

Приветливость, ласковость и общительность маукинских айнов вызывали во мне сильное желание познакомиться ближе с этим интересным племенем…

Исследователь народов Тихоокеанского региона Б.О. Пилсудский в отчете о командировке 1903 -1905 гг.

Происхождение Aйнов

Ученые до сих пор спорят о происхождении айнов. Часть исследователей считает, что эти люди родственны индоевропейцам. Другие придерживаются мнения, что они пришли с юга, то есть имеют австронезийские корни. Сами же японцы уверены, что айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова из Сибири. Кроме того, в последнее время появились предположения о том, что они – родственники Мяо-яо, живущих в Южном Китае.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок.

Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и даже интеллигентный.

А.П. Чехов

Язык и Культура

Айнский язык по официальной версии был бесписьменным языком (грамотные айны использовали японский язык). При этом Пилсуцкий записал вот такие айнские символы:

Язык айнов — тоже загадка (он имеет латинские, славянские, англо-германские и даже санскритские корни). Этнографы также бьются над вопросом, откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда — платья-халаты, украшенные традиционным орнаментом, праздничная – белого цвета, материал сделан из волокон крапивы. Русских путешественников также поразило, что летом айны носили набедренную повязку.

Охотники и рыболовы, айны создали необычную и богатую культуру (дземон), которая характерна лишь для народностей с очень высоким уровнем развития. Например, у них есть деревянные изделия с необыкновенными спиральными орнаментами и резьбой, удивительной по красоте и выдумке. Древние айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом. Также этот народ поражает талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами и сказаниями.

Жилища

Легенды народа айнов свидетельствуют о несметных сокровищах, замках с крепостями. Однако, путешественники из Европы обнаружили представителей этого племени живущими в землянках и хижинах, где пол находился ниже уровня земли на 30-50 см.

Все они или почти все имеют форму круга или прямоугольника. Расположение столбов, подпиравших крышу, указывает на то, что она была конической, если основой постройки являлся круг, или пирамидальной – когда в основе располагался четырехугольник. Во время раскопок не найдены материалы, которыми могла бы покрываться крыша, поэтому можно лишь предполагать, что для этой цели использовались ветки или тростник. Очаг, как правило, располагался в самом доме (только в раннем периоде он находился снаружи) – вблизи стены или посредине. Дым выходил через дымовые отверстия, которые делались на двух противоположных сторонах крыши.

Верования

В общем и целом айнов можно назвать анимистами. Они одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, персонифицировали их, наделяя каждое из вымышленных сверхъестественных существ чертами такими же, какими обладали сами. Мир, созданный религиозным воображением айнов, был сложен, огромен и поэтичен. Это мир небожителей, обитателей гор, культурных героев, многочисленных хозяев ландшафта. Айны и теперь очень религиозны. Традиции анимизма у них по-прежнему главенствуют, и айнский пантеон состоит в основном из: «камуи» – духов различных животных, среди которых особое место занимают медведь и касатка. Айойна, культурный герой, создатель и учитель айнов.

Айны вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

В отличие от японской мифологии, в мифологии айнов имеется одно высшее божество. Верховный бог носит имя Пасе камуй («создатель и владетель неба») или Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй («божественный создатель миров и земель и владетель неба»). Он считается создателем мира и богов; через посредство добрых богов, своих помощников, он заботится о людях и помогает им.

Рядовые божества (яйян камуй – «ближние и дальние божества») воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определённую функциональную иерархию добрых и злых божеств (см. Пантеон айнов). Добрые божества преимущественно небесного происхождения.

Злые божества, как правило, земного происхождения. Функции последних чётко определены: они олицетворяют опасности, подстерегающие человека в горах (это основное место обитания злых божеств), и управляют атмосферными явлениями. Злые божества, в отличие от добрых, принимают определённый зримый облик. Иногда они нападают на добрых богов. Например, существует миф о том, как некое злое божество захотело проглотить Солнце, но Пасе камуй спас солнце тем, что послал ворону, которая залетела в рот злому богу. Считалось, что злые божества возникли от мотыг, при помощи которых Пасе камуй создал мир, а затем бросил. Возглавляет злые божества богиня болот и трясин Нитатунарабе. Большинство других злых божеств - её потомки, они носят общее название - Тоиекунра. Злые божества многочисленнее добрых, и мифы о них распространены больше.

Добрые и злые божества далеко не исчерпывают пантеон айнов. Божествами, причём наиболее древними, при помощи которых были созданы огонь и первый человек, считались деревья. Некоторые из них (например, ольха, вяз), в отличие от ивы, представлялись вредоносными. Особыми божествами представлялись и цорпок-куру («существа, обитающие внизу»). В мифах они имеют образ карликов и живут в землянках. Считалось, что цорпок-куру жили на земле ещё до появления первых айнов, именно у них айнские женщины заимствовали обычай нанесения татуировки на лицо.

Неотъемлемым атрибутом ритуальных действий служили так называемые «инау». Под этим названием понимаются самые разные предметы. Иногда это небольшая палочка,чаще ивовая, иногда длинный шест, увенчанный султаном кудрявых стружек. Иногда – просто плетение из стружек. Ученые рассматривают «инау» как посредников, которые помогают человеку общаться с богами. Инау ставили в раковины моллюсков духу дороги перед любым путешествием. Со временем по дорогам и в особо «одухотворённых» местах стали появляться места для инау.

Айны (айну) - загадочное племя, из-за которого учеными разных стран сломано великое множество копий. Они белолицые и прямоглазые (мужчины к тому же отличаются сильной волосатостью) и по своему внешнему облику разительно отличаются от других народов Восточной Азии. Они явно не монголоиды, скорее тяготеют к антропологическому типу Юго-Восточной Азии и Океании.

Айны в традиционных костюмах. 1904 год

Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. Их орнамент, резьба и деревянная скульптура удивительны по красоте и выдумке; их песни, танцы и сказания прекрасны, как всякие подлинные творения народа.

Каждому народу свойственна неповторимая история и самобытная культура. Науке в большей или меньшей степени известны этапы исторического развития того или иного этноса. Но в мире существуют народы, происхождение которых остается загадкой. И в наши дни они продолжают волновать умы ученых-этнографов. К числу таких этносов в первую очередь относятся айны - аборигены Дальневосточного региона.

Это был интереснейший, красивый и здоровый от природы народ, поселившийся на Японских островах, южном Сахалине и Курилах. Сами себя они называли различными племенными именами - «соя-унтара», «чувка-унтара». Слово «айну», которым их привыкли называть, - не самоназвание этого народа. Оно означает «человек». Эти аборигены выделены учеными в отдельную айнскую расу, сочетающую во внешнем облике европеоидные, австралоидные и монголоидные черты.

Историческая проблема, возникающая в связи с айнами, - это вопрос их расового и культурного происхождения. Следы существования этого народа обнаружены даже в местах неолитических стоянок на Японских островах. Айны - это древнейшая этническая общность. Их прародители - носители культуры «дземон» (дословно «веревочный орнамент»), насчитывающей почти 13 тысяч лет (на Курильских островах - 8 тысяч лет).

Начало научному изучению дзёмонских стоянок было положено немецкими археологами Ф. и Г. Зибольдами и американцем Морсом. Полученные ими результаты значительно разнились между собой. Если Зибольды со всей ответственностью утверждали, что дзёмонская культура - творение рук древних айнов, то Морс был осторожнее. Он не соглашался с точкой зрения своих немецких коллег, но в то же время подчеркивал, что дзёмонский период существенно отличается от японского.

А что же сами японцы, которые называли айнов словом «эби-су»? Большинство из них не соглашалось с выводами археологов. Для них аборигены были всегда только варварами, о чем свидетельствует, например, запись японского хрониста, сделанная в 712 году: «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».

Но как свидетельствуют археологические раскопки, предки этих «дикарей» задолго до появления на островах японцев создали там целую культуру, которой может гордиться любой народ! Именно поэтому официальная японская историография предпринимала попытки соотнести создателей дзёмонской культуры с предками современных японцев, но никак не с айнами.

И все же большинство ученых сходятся во мнении, что культура айнов была настолько жизнеспособна, что оказала влияние на культуру своих поработителей - японцев. Как указывает профессор С. А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии - синтоизма.

Так, например, айнский воин - джангин - имел два коротких меча, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и дрался ими, не признавая щитов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»). Первый был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» - ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав харакири, или сэппуку (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука).

Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: «Давным-давно, после того как эта страна была создана Богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу - деньги». Далее объясняется, почему у-айнов был культ мечей, а у японцев - жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство.

Шлемов айны не носили. От приироды они имели длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема. О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Считают, что праяпонцы переняли у них практически все. Вообще-то айны сражались не только с японцами.

Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» - низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами, завоевывали и вытесняли их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман.

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири - земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. На Курилы и Сахалин они пришли уже в XIII-XIV веках. Следы их пребывания находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае.

Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «Сахарэн Мосири» - «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»). Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался Эдзо) японцам потребовалось более двух тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 годом до н. э.).

Существует достаточно фактов культурной истории айнов, и, казалось бы, можно с высокой степенью точности вычислить их происхождение.

Во-первых, можно предположить, что в незапамятные времена всю северную половину главного японского острова Хонсю населяли племена, являющиеся или прямыми предками айнов или стоящие по своей материальной культуре очень близко к ним. Во-вторых, известны два элемента, которые составляли основу орнамента айнов, - спираль и зигзаг.

В-третьих, не подлежит сомнению, что исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существования души у любого существа или предмета. И наконец, достаточно хорошо изучены общественная организация айнов и способ их производства.

Но оказывается, что фактологический метод не всегда оправдывает себя. Например, доказано: спиральный орнамент никогда не был достоянием одних лишь айнов. Он широко использовался в искусстве жителей Новой Зеландии - маори, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура.

Что это - случайное совпадение или следы существования определенных контактов между племенами Восточной и Юго-Восточной Азии в какой-то отдаленный период? Но кто был первым, а кто перенял открытие? Также известно, что поклонение медведю и его культ были распространены на обширных территориях Европы и Азии. Но у айнов он резко отличен от ему подобных у других народов, ибо только они вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

Айны и культ медведя

Особняком стоит и язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в родстве ни с каким другим языком, но сейчас некоторые ученые сближают его с малайско-полинезийской группой. А языковеды обнаружили в языке айнов латинские, славянские, англогерманские и даже санскритские корни. К тому же этнографы до сих пор бьются над вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды.

Платье-халат, выделанное из волокон древесины и украшенное традиционным орнаментом, одинаково хорошо смотрелось на мужчинах и на женщинах. Праздничные белые халаты шились из крапивы. Летом айны носили набедренную повязку южного типа, зимой шили себе одежды из меха. Лососевые шкуры использовались ими для изготовления мокасин до самых колен.

Айнов поочередно причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже европейцам. Сами же айны считали себя прилетевшими с небес: «Было время, когда первые айны спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой, рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей» (из айнского предания). И действительно, жизнь этих удивительных людей была полностью связана с природой, морем, лесом, островами.

Они, занимаясь собирательством, охотой, рыбной ловлей, соединили знания, умения и навыки многих племен и народов. Например, как таежники, ходили на охоту; собирали дары моря, как южане; били морского зверя, как жители севера. Айны строго хранили секрет мумифицирования усопших и рецепт смертельного яда, добываемого из корня растения аконит, которым пропитывали наконечники своих стрел и гарпунов. Они знали, что этот яд быстро разлагается в теле убитого животного и мясо можно будет употреблять в пищу.

Орудия и оружие айнов были весьма походки на те, которыми пользовались и другие сообщества предисторических людей, живших в аналогичных климатических и географических условиях. Правда, они обладали одним существенным преимуществом - у них был обсидиан, которым богаты Японские острова. При обработке обсидиана грани получались более гладкими, чем у кремня, так что наконечники стрел и топоры дзёмонцев можно отнести к шедеврам неолитического производства.

Из оружия самыми главными были лук и стрелы. Высокого развития достигало производство гарпунов и удочек, изготовлявшихся из оленьих рогов. Словом, и орудия, и оружие дзёмонцев типичны для своего времени, и несколько неожиданно лишь то, что люди, не знавшие ни земледелия, ни скотоводства, жили довольно многочисленными сообществами.

А сколько загадочных вопросов породила культура этого народа! Древние айны создавали удивительную по красоте керамику ручным лепным способом (без какого-либо приспособления для верчения посуды, а тем более гончарного круга), украшая ее причудливым веревочным орнаментом, и загадочные статуэтки догу.

Керамика культуры дзёмон

Все делалось вручную! И все же керамике дзёмона отводится особое место в примитивной керамике вообще - нигде контраст между отполированностью ее орнамента и крайне низкой «технологией» не выглядит разительнее, чем здесь. К тому же айны были едва ли не самыми ранними земледельцами Дальнего Востока.

И вновь вопрос! Почему же они утратили эти навыки, став лишь охотниками и рыболовами, сделав по сути, тем самым в развитии шаг назад? Почему самым причудливым образом у айнов переплетаются черты разных народов, элементы высокой и примитивной культур?

Будучи от природы народом очень музыкальным, айны любили и умели веселиться. Тщательно готовились к праздникам, из которых самым главным был медвежий. Айны обожествляли все вокруг себя. Но особенно почитали они медведя, змея и собаку.

Ведя на первый взгляд примитивную жизнь, они дали миру неподражаемые образцы искусства, обогатили культуру человечества ни с чем не сравнимыми мифологией и фольклором. Всем своим видом и жизнью они как бы отрицали устоявшиеся представления и привычные схемы культурного развития.

У женщин айнов на лицах можно было увидеть татуировку-улыбку. Культурологи считают, что традиция рисовать «улыбку» — одна из старейших в мире, ей следовали представители народности айну долгое время. Несмотря на все запреты со стороны японского правительства, даже в ХХ веке айну делали татуаж, считается, что последняя «правильно» татуированная женщина умерла в 1998 году.

Наносили татуировки исключительно женщины, считалось, что этому обряду научила предков айну прародительница всего живого — Okikurumi Turesh Machi, младшая сестра Бога-творца Okikurumi. Передавалась традиция по женской линии, рисунок на тело девушки наносила ее мать или бабушка.

В процессе «японизации» народности айну в 1799 году был введен запрет на татуирование девочек, а в 1871 году в Хоккайдо провозглашен повторный строгий запрет, поскольку считалось, что процедура слишком болезненная и негуманная.

Для айну отказ от татуировок был неприемлемым, поскольку считалось, что в таком случае девушка не сможет выйти замуж, а после смерти обрести покой в загробной жизни. Стоит отметить, что обряд действительно был жестоким: впервые рисунок наносился девочкам в семилетнем возрасте, и позже «улыбку» дорисовывали на протяжении нескольких лет, завершающий этап – в день вступления в брак.

Помимо характерной татуировки-улыбки, на руках у айнов можно было увидеть геометрические узоры, они также наносились на тело в качестве оберега.

Одним словом, загадок с течением времени становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. Известно точно только одно, что их жизнь на Дальнем Востоке была исключительно трудной и трагической. Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», их взорам открылось безбрежное величественное море и многочисленные острова.

Но больше завораживающей природы изумлены они были обликом туземцев. Перед путешественниками предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на кого угодно: на мужиков из России, на жителей Кавказа, на цыган, но только не на монголоидов, которых казаки и служилые люди привыкли видеть всюду за Уральским хребтом. Землепроходцы окрестили их «мохнатыми курильцами».

Сведения о курильских айнах русские ученые почерпнули из «записки» казачьего атамана Данилы Анцыферова и есаула Ивана Козыревского, в которой они извещали Петра I об открытии Курильских островов и о первой встрече русских людей с аборигенами тамошних мест.

Это произошло в 1711 году.

«Оставив байдары сохнуть, пошли берегом на полдень и к вечеру увидели то ли дома, то ли чумы. Держа пищали наготове - кто знает, что там за люди, - направились к ним. Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного - волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы».

Несколько дней покорители Дальнего Востока через толмача пытались склонить «мохнатых курильцев» под государеву руку, но те отказались от такой чести, заявив, что никому ясак не платили и платить не будут. Только и узнали казаки, что земля, на которую они приплыли, остров, что на полдень за ним лежат другие острова, а еще дальше - Матмай, Япония.

Через 26 лет после Анцыферова и Козыревского Камчатку посетил Степан Крашенинников. Он оставил после себя классический труд «Описание земли Камчатки», где, помимо других сведений, дал подробную характеристику айнов как этнического типа. Это было первым научным описанием племени. Век спустя, в мае 1811 года, здесь побывал знаменитый мореплаватель Василий Головнин.

Будущий адмирал в течение нескольких месяцев изучал и описывал природу островов и быт их жителей; его правдивый и красочный рассказ об увиденном высоко оценили как любители словесности, так и ученые специалисты. Отметим и такую деталь: переводчиком у Головнина служил курилец, то есть айн, Алексей.

Нам неизвестно, какое имя носил он «в миру», но его судьба - один из многочисленных примеров контакта русских с курильцами, которые охотно обучались русской речи, принимали православие и вели с нашими пращурами оживленную торговлю.

Курильские айны, по свидетельству очевидцев, были очень добрыми, приветливыми и открытыми людьми. Европейцы, посещавшие в разные годы острова и обычно кичившиеся своей культурой, предъявляли высокие требования к этикету, однако они отмечали характерную для айнов галантность манер.

Голландский мореплаватель де Фриз писал:
«Их поведение в отношении иностранцев настолько просто и искренне, что лучше не могли бы вести себя образованные и вежливые люди. Являясь перед чужестранцами, они одеваются в свои лучшие платье, произносят простительно свои приветствия и пожелания, склоняют голову».

Возможно, именно это добродушие и открытость не позволили айнам противостоять пагубному влиянию людей с Большой земли. Регресс в их развитии наступил тогда, когда они оказались между двух огней: теснимые с юга японцами и с севера - россиянами.

Современные айны

Случилось так, что эта этническая ветвь - курильские айны - оказалась стерта с лица Земли. Ныне айны проживают в нескольких резервациях на юге и юго-востоке о. Хоккайдо, в долине реки Исикари. Чистокровные айны практически выродились или ассимилировались с японцами и нивхами. Сейчас их всего 16 тысяч, и численность продолжает резко сокращаться.

Жизнь современных айнов разительно напоминает картину жизни древних дзёмонцев. Их материальная культура на протяжении минувших столетий изменилась столь незначительно, что эти изменения могут не приниматься в расчет. Они уходят, но жгучие тайны минувшего продолжают волновать и тревожить, распалять воображение и питать неиссякаемый интерес к этому удивительному самобытному и ни на кого не похожему народу.

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Большой Энциклопедический словарь

    Айнский язык - (айну) один из языков Восточной Азии, родственные связи которого не выяснены. Был распространён на большей части Японских островов (остров Хоккайдо и восточная часть острова Хонсю), в южной части острова Сахалин, на Курильских островах, на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В XX в. вышел из живого употребления. * * * АЙНСКИЙ ЯЗЫК АЙНСКИЙ ЯЗЫК, язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Энциклопедический словарь

    Язык айнов (См. Айны), распространённый главным образом на острове Хоккайдо (Япония). В 18 19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских островах, Камчатке и острове Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я.… … Большая советская энциклопедия

    Изолированный язык (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают… … Википедия

    - (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают бурушаски, шумерский,… … Википедия

    Самоназвание: (яп. 上古日本語 дзё:ко нихонго?) … Википедия

Сер. 9. 2007. Вып. 2.

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю. Акулов

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА АЙНУ: ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

Айну - это древнейшее население Японских островов. Согласно многим антропологам, айну не имеют сходства ни с одной этнической группой в Азии и Океании, а сближаются только с людьми японской неолитической культуры или так называемой культуры Дзёмон. Скелеты современных айну очень близки скелетам людей культуры Дзёмон, поэтому можно утверждать, что именно айну были основателями этой культуры.

Язык айну рассматривается современной лингвистикой как язык изолированный: позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. По структурно-морфологическим параметрам айнский язык радикальным образом отличается от языков соседних народов, как-то: японского, корейского, нивхского, тунгусо-маньчжурских языков, ительменского, китайского, от австронезийских языков, а также от индоевропейских языков.

Различные исследователи пробовали доказывать родство айнского языка с австронезийскими языками (малайско-полинезийскими), с индоевропейскими и с алтайскими. Однако все эти «доказательства» строились на основе случайных лексических и фонологических совпадений, которые не составляли никакой системы. Кроме того, совсем никакого внимания не уделялось морфологическим структурам сравниваемых языков, хотя именно путем сравнения морфологических структур решается вопрос, являются ли данные языки родственными или нет, потому что неродственные языки могут иметь некоторые похожие черты, но языки, подозреваемые в родстве, обязательно должны быть похожи структурно. Установить сходство морфологических структур намного важнее, чем поймать отдельные лексические совпадения и сходства фонологических систем.

В эпоху Дзёмон на языке айну говорили от островов Рюкю до Хоккайдо. Данный факт подтверждается топонимами айнского происхождения: Фудзи хуци "бабушка", "камуй очага", Цусима tuyma "далекий". Древние айну были собирателями, охотниками и рыболовами и не практиковали земледелие. Для существования их культуры было совершенно необходимо обширное пространство дикой природы. Для айну было жизненно важно поддерживать естественное равновесие в природе и человеческой популяции, поэтому у них никогда не существовало больших поселений, а наибольшей социальной единицей была локальная группа, на языке айну утари.

Согласно Ока Macao, примерно в середине эпохи Дзёмон на южной части Японских островов появляются мигранты из Юго-Восточной Азии, говорящие на австронезийских языках. Основным хозяйственным занятием этих австронезийских мигрантов было земледелие1. Оно нарушило равновесие, существовавшее в природе, и айну, которые напрямую зависели от природных ресурсов, были вынуждены двинуться на север. Так началась айнская миграция на Сахалин, Курильские острова и Камчатку. Именно

© А.Ю. Акулов, 2007

тогда в среднедзёмонском языке айну начали складываться современные диалекты: диалекты Сахалина, Курильских островов и диалекты Японских островов. В дзёмонском айну также могли существовать некоторые диалекты, но крайне сложно утверждать что-либо достоверное о диалектах среднедзёмонского айну. Реконструкция самого собственно среднедзёмонского айнского языка - также весьма непростая задача. Однако, скорее всего, среднедзёмонский айнский язык был похож на современный язык айну, по крайней мере в структурно-морфологическом аспекте.

Существует достаточно распространенное мнение, что если мы хотим реконструировать древний айну, то мы должны опираться прежде всего на данные сахалинских диалектов, потому что здесь, якобы, сохранился более чистый айнский язык, чем в диалектах Хоккайдо, поскольку хоккайдоские диалекты подверглись более серьезному влиянию японского языка, вследствие чего они представляют собой искаженный айнский язык и не могут быть основой реконструкции.

Однако мы полагаем, что ни хоккайдоские, ни сахалинские диалекты не представляют собой так называемый чистый айну и что если мы хотим реконструировать среднедзёмонский язык айну, мы не должны основывать нашу реконструкцию на какой-то одной диалектной группе. Мы должны анализировать все диалекты и собирать все общие черты и тогда, быть может, нам удастся представить более-менее целостную картину среднедзёмонского айну.

Когда айну двигались на север, они оказали серьезное влияние на культуры нивхов, ительменов, орочей. Этот факт находит подтверждение и в языке, например айнское слово котан "поселение", "населенное место" существует в таких языках, как: старописьменный монгольский - gotan, в языке гольдов - hoton, в маньчжурском - hotan, в нивхском - hoton со значением "укрепленное поселение", "палисад"2. Айнское слово инау, обозначающее застуженную палочку, - один из наиболее важных атрибутов айнской религии, в том же значении существуют в нивхском языке наг/3, в языке орочей - илау4. Ительменское слово камуль "дух, живущий в вулканах и гейзерах", по всей видимости, происходит от айнского камуй "сверхчеловеческое существо".

Айну явно были более пассионарным и воинственным народом, чем нивхи, ительмены, орочи и др. Доказательством этого, на наш взгляд, служит исконно айнское слово эасирки - вспомогательный глагол, выражающий модальность "надо", "должно". В ительменском, нивхском, орочском, чукотском и прочих языках малых народностей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности "надо". Были только две модальности: "хочу" и "не могу" и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности "надо" слова не было и поэтому слова для выражения модальности "надо" заимствовались из других языков. В языке же айну имелось собственное айнское, исконное, не заимствованное из других языков слово для выражения модальности "надо", "должно".

Конечно, не имея в языке модальности "надо", можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке некоего народа исконного, не заимствованного слова для выражения модальности "надо" является знаком того, что такая модальность изначально присутствует в менталитете данного народа и этот факт выводит данный народ на совершенно иной уровень. Модальность "надо" чем-то подобна письменности: простым охотникам и собирателям она ни к чему, но в государстве не обойтись без письменности и без слова надо.

Несмотря на то, что у айну никогда не было государства, и на тот факт, что они с трудом воспринимали японские конфуцианские догматы о необходимости почитания

императора, социум айну был хорошо организованной структурой. Поэтому, наверное, можно говорить об айнской колонизации Нижнего Амура, Южного Сахалина, Курильских островов и Южной Камчатки.

В конце эпохи Дзёмон на Японские острова из Сибири прибывает группа мигрантов, говорящих на языке (языках), принадлежащем к алтайской языковой семье. Эти новые мигранты стали основной этнической группой формирующегося японского этноса и основателями государства Ямато5.

После основания государства Ямато начинается эпоха постоянной войны между айну и японцами. В течение достаточно долгого времени японцы значительно уступали айну в военном отношении, и только по прошествии нескольких веков постоянных столкновений японцы стали самураями. Причем многие элементы в самурайской технике ведения боя имеют айнское происхождение. Несколько веков граница между государством Ямато и айнскими землями проходила в районе современного города Сэндай. Только в середине XV в. Японцы смогли достичь южного Хоккайдо и основать поселение в местности Осима. С этого момента начинается эпоха колонизации и японизации айну.

Однако настоящая колонизация началась после реставрации Мэйдзи. Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так, в 1897 г. на остров переселились 64 350 чел., в 1898 - 63 630, а в 1901 г. - 50 100 чел. В 1903 г. население Хоккайдо состояло из 845 тыс. японцев и всего лишь 18 тыс. айну6. Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.

Ассимиляция началась со школьного образования, которое велось на японском языке. Лишь некоторые пытались создать систему образования для детей айну на их родном языке: Бэчелор, обучавший детей языку айну в латинской транскрипции, Фуру-кава и Пенриук, способствовавшие созданию частных школ для айну. Подобные частные школы просуществовали крайне недолго, ибо японцы с самого начала препятствовали этому.

Японизация привела к тому, что к середине XX в. большинство диалектов айну исчезло. «По выражению виднейшего японского лингвиста Хаттори Сиро, руководителя осуществленного в 50-е годы первого и, очевидно, последнего массового обследования айнских диалектов, его участники "попали на последний автобус", сейчас большинства описанных диалектов уже не существует».7 В настоящее время хоккайдоские диалекты, однако, являются самыми живыми айнскими диалектами, кроме того, они описаны наиболее подробно.

На Южном Сахалине, до того как стать губернаторством Карафуто, язык айну использовался в качестве языка межэтнического общения: «инородцы» Сахалина, как отмечено в Сахалинском календаре за 1898 г., «хорошо владеют и айнским, который является на острове общеразговорным для всех почти инородческих племен, между собою, с местной администрацией и японскими рыбопромышленниками».8

После окончания второй мировой войны большинство сахалинских айну оказались на Хоккайдо. До недавнего времени оставалось лишь несколько человек, весьма преклонного возраста, говоривших на сахалинском диалекте Райчишка, с ними работала Мурасаки Кёко.

Айну Южных Курил (Кунашир, Итуруп, Хабомаи) были достаточно рано ассимилированы, поэтому об их диалекте данных практически нет

Что касается так называемых северно-курильских айну, то их постигла самая тяжкая участь: после того как по Петербургскому договору 1875 г. все Курильские острова

отошли к Японии, все они были сорваны со своих мест и перевезены японцами на остров Шикотан, где находились на малой территории в условиях неестественной для них скученности. Японцы запретили им выходить в море без разрешения и вообще вести традиционный образ жизни.

К1941 г. имелись сведения лишь о нескольких северно-курильских айну. Диалект их изучен меньше всего, мало и данных по грамматике. Есть лишь несколько весьма кратких описаний (Мураяма Ситиро). Остались и названия Курильских островов, которые все без исключения являются словами курильского диалекта языка айну. В отличие от русских и японских, айнские названия Курильских островов очень точно отражают характер каждого острова: Шикотан Си котан "Большое населенное место" (в гряде Хабомаи Шикотан действительно самый большой остров); Кунашир <- Куннэ сири <- "Черная земля" (при подходе к острову он кажется черным из-за хвойных лесов); Итуруп Эторопа "Медуза"; Уруп Уруп "Лосось"; Симушир Си мосир "Большой остров"; Кетой <- Китой "Травяной"; Ушишир <- Уси сири "Остров бухты"; Рыпонкича <- Рэп ун "Морской"; Янкича <- Янкэ "Возвышающийся"; Райкоке Рахко кэ "Место, где водятся морские выдры (каланы)"; Шиашкотан Сиас котан "Остров сивучей"; Чирин-котан Чирин котан "Очень маленький остров"; Онекотан <- Оннэ котан "Старое поселение"; Харимкотан Хар ум котан "Саранный остров"/"Остров лилий"; Маканруши <- Макан ру сири "Остров на пути к северу", Парамушир Пара мосир "Широкий остров". Этимология таких названий, как Экарма, Шумушу, Матуа, не вполне ясна. Само название «Курильские» также, по всей видимости, происходит из языка айну. Мне здесь представляются возможными две этимологии:

1) от слова кур "человек", в таком случае «Курильские» - это просто «Острова, населенные людьми»;

2) от слова кури "облако", на Курильских островах туманы и низкая облачность -очень частое явление.

Камчатские и нижнеамурские айну смешались с местным населением еще до того, как начались серьезные научные исследования айнского языка, поэтому об этих диалектах языка айну данных практически нет; единственный источник сведений о языке южнокамчатских айну - небольшой словарь, составленный Б. Дыбовским.

В настоящее время айну остались только на острове Хоккайдо. Их численность составляет около 25 тыс. Большинство из них - члены организации «Утари» (здесь утари "люди", "народ"), и часто членство в организации «Утари» является маркером айну. Современные айну хорошо включены в контекст японской культуры, и многие из тех, кто идентифицирует себя как айну совершенно не отличаются от японцев по антропологическим показателям и не говорят на айнском языке. И возникает вполне закономерный вопрос: а что же такое айнскость? Как отличить айну от не-айну?

Можно сказать, что айну сохраняют свои традиционные ритуалы, которые они представляют в так называемых этнографических деревнях, как, например, Сираой. Но, в действительности, хорошо известно, что большинство из того, что называется «традиционные айнские ритуалы» (например, известный ритуал маримо на оз. Акан), было изобретено японцами исключительно для привлечения туристов и не имеет никакого отношения к сохранению культуры айну. Так называемая традиционная культура айну неоднократно подвергалась изменениям, и поэтому ритуальные практики не могут быть основанием для отнесения того или иного человека к айнскому этносу.

В наше время, когда процесс глобализации нарастает, когда антропологические различия все больше и больше стираются, когда технологии и материальные аспекты

жизни все больше стандартизируются, что может выступать в качестве критерия для отнесения людей к тому или иному этносу?

Только язык может сохранять и транслировать традиционную культуру. Согласно Уорфу, если люди используют определенный язык, то через язык они воспринимают определенные представления, определенный взгляд на мир, определенный тип мышления. Именно такие вещи, как взгляд на мир, тип мышления и т.п., являются в наше время наиболее надежными маркерами принадлежности человека к той или иной культуре или этносу. Тип мышления и взгляд на мир лучше всего выражаются в языке и поэтому в настоящее время именно язык - наиболее объективный критерий для отнесения ~ ело-века к той или иной этнической группе. Поэтому в случае с айну мы полагаем, что можно утверждать следующее: те, кто имеет айнскую кровь, но не говорит на языке айну, едва ли могут рассматриваться как айну. Только те, кто говорит на языке айну, могут рассматриваться как айну.

Но язык айну считается современной лингвистикой языком мертвым: например, если обратиться к последнему выпуску Этнологии, то можно узнать, что существуют 15 носителей языка айну. Нам представляется достаточно странным тот факт, что существуют только 15 носителей языка айну среди 25-тысячной популяции. Подобная точка зрения основывается на том, что японские лингвисты рассматривают как носителей языка айну только тех, кто говорил на языке айну в детстве или в юности. Эти носители языка айну помнят отдельные молитвы, песни, сказки, но они не могут произвести ни одного спонтанного высказывания и их коммуникативные способности равны нулю. Поэтому эти «оставшиеся в живых бабушки», к сожалению, едва ли могут рассматриваться как носители языка айну9. Таким образом, реальное число носителей языка айну неизвестно, но оно, вне всякого сомнения, больше, чем 15.

Чтобы определить число носителей языка айну нужно уделять внимание лишь способностям к коммуникации. Только тот может рассматриваться как носитель языка, кто может произвести спонтанные высказывания.

Никакой язык не может умереть в силу каких-либо внутренних причин. Это может произойти лишь тогда, если племя, которое говорит на этом языке, исчезло или более сильное племя навязало первому свой язык.10 Отсюда следует, что никакой язык не будет существовать без социума.

Поэтому хотя и принят Закон о сохранении и поддержке языка и культуры айну, но традиционный японский индифферентизм, туристический бизнес, а также тот факт, что японские правящие круги не собираются признавать за айну право быть айну, серьезным образом мешает нормальному существованию языка и культуры айну. Имеется множество фондов и обществ сохранения айнского языка и айнской культуры, но все это лишь полумеры, потому что единственное, что может дать айнскому языку возможность сохраниться, т.е. нормально функционировать, это автономия. Только автономия может сохранить язык айну, впрочем, как и любой другой.

В данной связи вопрос об островах Кунашир, Итуруп и архипелаге Хабомаи приобретает особое значение. Россия и Япония на протяжении последних 300 лет делили острова, неустанно доказывая друг другу, что эти спорные территории испокон веку являются русской/японской землей, и при этом и Россия и Япония всегда забывали спросить айну. Последние были одинаково неудобны как для русской колонизации, так и для японской. Но мы не должны забывать, что айну еще существуют и они имеют куда больше прав быть хозяевами так называемых «северных территорий». Мы полагаем, что передача так называемых северных территорий айну была бы первым реальным шагом к сохранению айнского языка.

■ Akulov A.Yu. On the typological characteristics of Ainu language in connection with its possible genetic relationship //J. China Univ. Eurasian Society, 2005. N 8. August. C. 141-149.

2 Тири M. Тимэй айну го сёдеитэн (Краткий словарь айнских топонимов). Саппоро, 2000. С. 50-51.

3 Островский A3. Мифология и верования нивхов. СПб., 1997.

4 Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999.

5 Мураяма С. Тисима айну го (Айнский язык Курильских островов). Токио, 1971.

6 Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск, 1981. С. Зо

7 Алпатов В.М. Япония, язык и общество. М., 1988. С. 29.

8 Таксами Ч.М., Косарев ВД. Кто вы айны? М., 1990. С. 251.

9 Majewicz A.F. Ajnu - ЬИ, jego jezyk i tradycja ustna. Poznan, 1984. С 84

10 Соссюр Ф., be Заметки по общей лингвистике. М., 2001. С. 43.


Top