Айны язык. Айнский язык

Сер. 9. 2007. Вып. 2.

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю. Акулов

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА АЙНУ: ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

Айну - это древнейшее население Японских островов. Согласно многим антропологам, айну не имеют сходства ни с одной этнической группой в Азии и Океании, а сближаются только с людьми японской неолитической культуры или так называемой культуры Дзёмон. Скелеты современных айну очень близки скелетам людей культуры Дзёмон, поэтому можно утверждать, что именно айну были основателями этой культуры.

Язык айну рассматривается современной лингвистикой как язык изолированный: позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. По структурно-морфологическим параметрам айнский язык радикальным образом отличается от языков соседних народов, как-то: японского, корейского, нивхского, тунгусо-маньчжурских языков, ительменского, китайского, от австронезийских языков, а также от индоевропейских языков.

Различные исследователи пробовали доказывать родство айнского языка с австронезийскими языками (малайско-полинезийскими), с индоевропейскими и с алтайскими. Однако все эти «доказательства» строились на основе случайных лексических и фонологических совпадений, которые не составляли никакой системы. Кроме того, совсем никакого внимания не уделялось морфологическим структурам сравниваемых языков, хотя именно путем сравнения морфологических структур решается вопрос, являются ли данные языки родственными или нет, потому что неродственные языки могут иметь некоторые похожие черты, но языки, подозреваемые в родстве, обязательно должны быть похожи структурно. Установить сходство морфологических структур намного важнее, чем поймать отдельные лексические совпадения и сходства фонологических систем.

В эпоху Дзёмон на языке айну говорили от островов Рюкю до Хоккайдо. Данный факт подтверждается топонимами айнского происхождения: Фудзи хуци "бабушка", "камуй очага", Цусима tuyma "далекий". Древние айну были собирателями, охотниками и рыболовами и не практиковали земледелие. Для существования их культуры было совершенно необходимо обширное пространство дикой природы. Для айну было жизненно важно поддерживать естественное равновесие в природе и человеческой популяции, поэтому у них никогда не существовало больших поселений, а наибольшей социальной единицей была локальная группа, на языке айну утари.

Согласно Ока Macao, примерно в середине эпохи Дзёмон на южной части Японских островов появляются мигранты из Юго-Восточной Азии, говорящие на австронезийских языках. Основным хозяйственным занятием этих австронезийских мигрантов было земледелие1. Оно нарушило равновесие, существовавшее в природе, и айну, которые напрямую зависели от природных ресурсов, были вынуждены двинуться на север. Так началась айнская миграция на Сахалин, Курильские острова и Камчатку. Именно

© А.Ю. Акулов, 2007

тогда в среднедзёмонском языке айну начали складываться современные диалекты: диалекты Сахалина, Курильских островов и диалекты Японских островов. В дзёмонском айну также могли существовать некоторые диалекты, но крайне сложно утверждать что-либо достоверное о диалектах среднедзёмонского айну. Реконструкция самого собственно среднедзёмонского айнского языка - также весьма непростая задача. Однако, скорее всего, среднедзёмонский айнский язык был похож на современный язык айну, по крайней мере в структурно-морфологическом аспекте.

Существует достаточно распространенное мнение, что если мы хотим реконструировать древний айну, то мы должны опираться прежде всего на данные сахалинских диалектов, потому что здесь, якобы, сохранился более чистый айнский язык, чем в диалектах Хоккайдо, поскольку хоккайдоские диалекты подверглись более серьезному влиянию японского языка, вследствие чего они представляют собой искаженный айнский язык и не могут быть основой реконструкции.

Однако мы полагаем, что ни хоккайдоские, ни сахалинские диалекты не представляют собой так называемый чистый айну и что если мы хотим реконструировать среднедзёмонский язык айну, мы не должны основывать нашу реконструкцию на какой-то одной диалектной группе. Мы должны анализировать все диалекты и собирать все общие черты и тогда, быть может, нам удастся представить более-менее целостную картину среднедзёмонского айну.

Когда айну двигались на север, они оказали серьезное влияние на культуры нивхов, ительменов, орочей. Этот факт находит подтверждение и в языке, например айнское слово котан "поселение", "населенное место" существует в таких языках, как: старописьменный монгольский - gotan, в языке гольдов - hoton, в маньчжурском - hotan, в нивхском - hoton со значением "укрепленное поселение", "палисад"2. Айнское слово инау, обозначающее застуженную палочку, - один из наиболее важных атрибутов айнской религии, в том же значении существуют в нивхском языке наг/3, в языке орочей - илау4. Ительменское слово камуль "дух, живущий в вулканах и гейзерах", по всей видимости, происходит от айнского камуй "сверхчеловеческое существо".

Айну явно были более пассионарным и воинственным народом, чем нивхи, ительмены, орочи и др. Доказательством этого, на наш взгляд, служит исконно айнское слово эасирки - вспомогательный глагол, выражающий модальность "надо", "должно". В ительменском, нивхском, орочском, чукотском и прочих языках малых народностей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности "надо". Были только две модальности: "хочу" и "не могу" и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности "надо" слова не было и поэтому слова для выражения модальности "надо" заимствовались из других языков. В языке же айну имелось собственное айнское, исконное, не заимствованное из других языков слово для выражения модальности "надо", "должно".

Конечно, не имея в языке модальности "надо", можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке некоего народа исконного, не заимствованного слова для выражения модальности "надо" является знаком того, что такая модальность изначально присутствует в менталитете данного народа и этот факт выводит данный народ на совершенно иной уровень. Модальность "надо" чем-то подобна письменности: простым охотникам и собирателям она ни к чему, но в государстве не обойтись без письменности и без слова надо.

Несмотря на то, что у айну никогда не было государства, и на тот факт, что они с трудом воспринимали японские конфуцианские догматы о необходимости почитания

императора, социум айну был хорошо организованной структурой. Поэтому, наверное, можно говорить об айнской колонизации Нижнего Амура, Южного Сахалина, Курильских островов и Южной Камчатки.

В конце эпохи Дзёмон на Японские острова из Сибири прибывает группа мигрантов, говорящих на языке (языках), принадлежащем к алтайской языковой семье. Эти новые мигранты стали основной этнической группой формирующегося японского этноса и основателями государства Ямато5.

После основания государства Ямато начинается эпоха постоянной войны между айну и японцами. В течение достаточно долгого времени японцы значительно уступали айну в военном отношении, и только по прошествии нескольких веков постоянных столкновений японцы стали самураями. Причем многие элементы в самурайской технике ведения боя имеют айнское происхождение. Несколько веков граница между государством Ямато и айнскими землями проходила в районе современного города Сэндай. Только в середине XV в. Японцы смогли достичь южного Хоккайдо и основать поселение в местности Осима. С этого момента начинается эпоха колонизации и японизации айну.

Однако настоящая колонизация началась после реставрации Мэйдзи. Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так, в 1897 г. на остров переселились 64 350 чел., в 1898 - 63 630, а в 1901 г. - 50 100 чел. В 1903 г. население Хоккайдо состояло из 845 тыс. японцев и всего лишь 18 тыс. айну6. Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.

Ассимиляция началась со школьного образования, которое велось на японском языке. Лишь некоторые пытались создать систему образования для детей айну на их родном языке: Бэчелор, обучавший детей языку айну в латинской транскрипции, Фуру-кава и Пенриук, способствовавшие созданию частных школ для айну. Подобные частные школы просуществовали крайне недолго, ибо японцы с самого начала препятствовали этому.

Японизация привела к тому, что к середине XX в. большинство диалектов айну исчезло. «По выражению виднейшего японского лингвиста Хаттори Сиро, руководителя осуществленного в 50-е годы первого и, очевидно, последнего массового обследования айнских диалектов, его участники "попали на последний автобус", сейчас большинства описанных диалектов уже не существует».7 В настоящее время хоккайдоские диалекты, однако, являются самыми живыми айнскими диалектами, кроме того, они описаны наиболее подробно.

На Южном Сахалине, до того как стать губернаторством Карафуто, язык айну использовался в качестве языка межэтнического общения: «инородцы» Сахалина, как отмечено в Сахалинском календаре за 1898 г., «хорошо владеют и айнским, который является на острове общеразговорным для всех почти инородческих племен, между собою, с местной администрацией и японскими рыбопромышленниками».8

После окончания второй мировой войны большинство сахалинских айну оказались на Хоккайдо. До недавнего времени оставалось лишь несколько человек, весьма преклонного возраста, говоривших на сахалинском диалекте Райчишка, с ними работала Мурасаки Кёко.

Айну Южных Курил (Кунашир, Итуруп, Хабомаи) были достаточно рано ассимилированы, поэтому об их диалекте данных практически нет

Что касается так называемых северно-курильских айну, то их постигла самая тяжкая участь: после того как по Петербургскому договору 1875 г. все Курильские острова

отошли к Японии, все они были сорваны со своих мест и перевезены японцами на остров Шикотан, где находились на малой территории в условиях неестественной для них скученности. Японцы запретили им выходить в море без разрешения и вообще вести традиционный образ жизни.

К1941 г. имелись сведения лишь о нескольких северно-курильских айну. Диалект их изучен меньше всего, мало и данных по грамматике. Есть лишь несколько весьма кратких описаний (Мураяма Ситиро). Остались и названия Курильских островов, которые все без исключения являются словами курильского диалекта языка айну. В отличие от русских и японских, айнские названия Курильских островов очень точно отражают характер каждого острова: Шикотан Си котан "Большое населенное место" (в гряде Хабомаи Шикотан действительно самый большой остров); Кунашир <- Куннэ сири <- "Черная земля" (при подходе к острову он кажется черным из-за хвойных лесов); Итуруп Эторопа "Медуза"; Уруп Уруп "Лосось"; Симушир Си мосир "Большой остров"; Кетой <- Китой "Травяной"; Ушишир <- Уси сири "Остров бухты"; Рыпонкича <- Рэп ун "Морской"; Янкича <- Янкэ "Возвышающийся"; Райкоке Рахко кэ "Место, где водятся морские выдры (каланы)"; Шиашкотан Сиас котан "Остров сивучей"; Чирин-котан Чирин котан "Очень маленький остров"; Онекотан <- Оннэ котан "Старое поселение"; Харимкотан Хар ум котан "Саранный остров"/"Остров лилий"; Маканруши <- Макан ру сири "Остров на пути к северу", Парамушир Пара мосир "Широкий остров". Этимология таких названий, как Экарма, Шумушу, Матуа, не вполне ясна. Само название «Курильские» также, по всей видимости, происходит из языка айну. Мне здесь представляются возможными две этимологии:

1) от слова кур "человек", в таком случае «Курильские» - это просто «Острова, населенные людьми»;

2) от слова кури "облако", на Курильских островах туманы и низкая облачность -очень частое явление.

Камчатские и нижнеамурские айну смешались с местным населением еще до того, как начались серьезные научные исследования айнского языка, поэтому об этих диалектах языка айну данных практически нет; единственный источник сведений о языке южнокамчатских айну - небольшой словарь, составленный Б. Дыбовским.

В настоящее время айну остались только на острове Хоккайдо. Их численность составляет около 25 тыс. Большинство из них - члены организации «Утари» (здесь утари "люди", "народ"), и часто членство в организации «Утари» является маркером айну. Современные айну хорошо включены в контекст японской культуры, и многие из тех, кто идентифицирует себя как айну совершенно не отличаются от японцев по антропологическим показателям и не говорят на айнском языке. И возникает вполне закономерный вопрос: а что же такое айнскость? Как отличить айну от не-айну?

Можно сказать, что айну сохраняют свои традиционные ритуалы, которые они представляют в так называемых этнографических деревнях, как, например, Сираой. Но, в действительности, хорошо известно, что большинство из того, что называется «традиционные айнские ритуалы» (например, известный ритуал маримо на оз. Акан), было изобретено японцами исключительно для привлечения туристов и не имеет никакого отношения к сохранению культуры айну. Так называемая традиционная культура айну неоднократно подвергалась изменениям, и поэтому ритуальные практики не могут быть основанием для отнесения того или иного человека к айнскому этносу.

В наше время, когда процесс глобализации нарастает, когда антропологические различия все больше и больше стираются, когда технологии и материальные аспекты

жизни все больше стандартизируются, что может выступать в качестве критерия для отнесения людей к тому или иному этносу?

Только язык может сохранять и транслировать традиционную культуру. Согласно Уорфу, если люди используют определенный язык, то через язык они воспринимают определенные представления, определенный взгляд на мир, определенный тип мышления. Именно такие вещи, как взгляд на мир, тип мышления и т.п., являются в наше время наиболее надежными маркерами принадлежности человека к той или иной культуре или этносу. Тип мышления и взгляд на мир лучше всего выражаются в языке и поэтому в настоящее время именно язык - наиболее объективный критерий для отнесения ~ ело-века к той или иной этнической группе. Поэтому в случае с айну мы полагаем, что можно утверждать следующее: те, кто имеет айнскую кровь, но не говорит на языке айну, едва ли могут рассматриваться как айну. Только те, кто говорит на языке айну, могут рассматриваться как айну.

Но язык айну считается современной лингвистикой языком мертвым: например, если обратиться к последнему выпуску Этнологии, то можно узнать, что существуют 15 носителей языка айну. Нам представляется достаточно странным тот факт, что существуют только 15 носителей языка айну среди 25-тысячной популяции. Подобная точка зрения основывается на том, что японские лингвисты рассматривают как носителей языка айну только тех, кто говорил на языке айну в детстве или в юности. Эти носители языка айну помнят отдельные молитвы, песни, сказки, но они не могут произвести ни одного спонтанного высказывания и их коммуникативные способности равны нулю. Поэтому эти «оставшиеся в живых бабушки», к сожалению, едва ли могут рассматриваться как носители языка айну9. Таким образом, реальное число носителей языка айну неизвестно, но оно, вне всякого сомнения, больше, чем 15.

Чтобы определить число носителей языка айну нужно уделять внимание лишь способностям к коммуникации. Только тот может рассматриваться как носитель языка, кто может произвести спонтанные высказывания.

Никакой язык не может умереть в силу каких-либо внутренних причин. Это может произойти лишь тогда, если племя, которое говорит на этом языке, исчезло или более сильное племя навязало первому свой язык.10 Отсюда следует, что никакой язык не будет существовать без социума.

Поэтому хотя и принят Закон о сохранении и поддержке языка и культуры айну, но традиционный японский индифферентизм, туристический бизнес, а также тот факт, что японские правящие круги не собираются признавать за айну право быть айну, серьезным образом мешает нормальному существованию языка и культуры айну. Имеется множество фондов и обществ сохранения айнского языка и айнской культуры, но все это лишь полумеры, потому что единственное, что может дать айнскому языку возможность сохраниться, т.е. нормально функционировать, это автономия. Только автономия может сохранить язык айну, впрочем, как и любой другой.

В данной связи вопрос об островах Кунашир, Итуруп и архипелаге Хабомаи приобретает особое значение. Россия и Япония на протяжении последних 300 лет делили острова, неустанно доказывая друг другу, что эти спорные территории испокон веку являются русской/японской землей, и при этом и Россия и Япония всегда забывали спросить айну. Последние были одинаково неудобны как для русской колонизации, так и для японской. Но мы не должны забывать, что айну еще существуют и они имеют куда больше прав быть хозяевами так называемых «северных территорий». Мы полагаем, что передача так называемых северных территорий айну была бы первым реальным шагом к сохранению айнского языка.

■ Akulov A.Yu. On the typological characteristics of Ainu language in connection with its possible genetic relationship //J. China Univ. Eurasian Society, 2005. N 8. August. C. 141-149.

2 Тири M. Тимэй айну го сёдеитэн (Краткий словарь айнских топонимов). Саппоро, 2000. С. 50-51.

3 Островский A3. Мифология и верования нивхов. СПб., 1997.

4 Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999.

5 Мураяма С. Тисима айну го (Айнский язык Курильских островов). Токио, 1971.

6 Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск, 1981. С. Зо

7 Алпатов В.М. Япония, язык и общество. М., 1988. С. 29.

8 Таксами Ч.М., Косарев ВД. Кто вы айны? М., 1990. С. 251.

9 Majewicz A.F. Ajnu - ЬИ, jego jezyk i tradycja ustna. Poznan, 1984. С 84

10 Соссюр Ф., be Заметки по общей лингвистике. М., 2001. С. 43.

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Большой Энциклопедический словарь

    Айнский язык - (айну) один из языков Восточной Азии, родственные связи которого не выяснены. Был распространён на большей части Японских островов (остров Хоккайдо и восточная часть острова Хонсю), в южной части острова Сахалин, на Курильских островах, на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В XX в. вышел из живого употребления. * * * АЙНСКИЙ ЯЗЫК АЙНСКИЙ ЯЗЫК, язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Энциклопедический словарь

    Язык айнов (См. Айны), распространённый главным образом на острове Хоккайдо (Япония). В 18 19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских островах, Камчатке и острове Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я.… … Большая советская энциклопедия

    Изолированный язык (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают… … Википедия

    - (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают бурушаски, шумерский,… … Википедия

    Самоназвание: (яп. 上古日本語 дзё:ко нихонго?) … Википедия

Немного истории

Айны пришли на японские острова, а также на Курилы и Сахалин около 15 тысяч лет назад. Жил ли там кто-нибудь до них — тайна сокрытая мраком тысячелетий. В одном источнике мне попалось, что они были первыми людьми, заселившими Японию, а в другом - что археологические артефакты свидетельствуют о заселённости Японских островов людьми на протяжении последних 100 тысяч лет (ещё не факт, что человеческий вид, вообще, столько существует). Вот такой вот парадокс. Ну, как бы там ни было, 15 тыс лет - это возраст древнейших найденных айнских останков на территории Японии. На протяжении многих тысячелетий жили они в гармонии с природой небольшими распределёнными группами и добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей и собирательством. По крайней мере, никаких археологических находок, позволяющих заподозрить древних айнов в создании высокоразвитой цивилизации сделано не было. Никаких там древних развалин a-la Мохенджо-Даро, никаких образцов письменности, никаких признаков земледелия. Только керамика, оружие, ну и так ещё, всякая бытовая мелочёвка. Ну, как обычно. Но зато, айнская керамика — древнейшая найденная керамика в мире! А ещё, кстати, у них самый редуцированный зубной ряд из всех народов, ныне живущих на Земле — это значит, что они дольше, чем кто-либо ещё, жуют термически обработанную пищу.


Однако около 3 000 лет до н.э. айнская керамика стала гораздо прихотливей и гораздо эстетичней чем раньше. Произошли ли какие-то сдвиги в гончарном деле по внутренним социальным причинам или сказалось культурное влияние переселенцев с материка? А может быть именно переселенцы её и изготавливали, а айны только покупали? Ах да! Про переселенцев. Именно в это время японские острова захлестнула вторая волна иммиграции (или интервенции?), откуда-то с юго-запада, то есть из юго-восточной Азии. Пришельцы, видимо, были австралоидами по расовой принадлежности и рисоводами-земледельцами по образу жизни. Насколько мирно пришлые уживались с местными теперь уже не представляется возможным установить.

Наконец, за 1 000 лет до н. э. на японские острова из Средней Азии прибыла третья волна переселенцев — люди культуры Яёй, именно они-то, главным образом и являются предками современных японцев. Собственно, миграционный поток разделился — часть народа Яёй свернула на японские острова, а часть двинулась дальше, на корейский полуостров (в дальнейшем буду называть осевших в Японии Яёй просто японцами). По расовой принадлежности были они, естественно, монголоиды, а по образу жизни, опять-таки рисоводы-земледельцы. Изначально, японцы занимали только южную часть островов и продвижение их на север было долгим и тяжёлым — сдавать позиции без боя айны отнюдь не собирались. Вплоть до 20 века, на Хоккайдо — самый северный из трёх крупнейших японских островов — японцы практически не совались. И даже ещё в первой половине 20 века, айны отнюдь не были исчезающим этносом. И только во время Второй Мировой Войны японцам удалось их практически полностью уничтожить. Расчищенные территории, естественно, были заселены японцами и немногочисленные выжившие айны ассимилировались. В настоящее время чистокровных айнов, по сути, не существует, из нескольких десятков тысяч граждан имеющих айнское происхождение на языке предков умеют говорить всего пару сотен. Но айны отнюдь не исчезли бесследно. Они оставили свой вклад и в японской культуре, и в японском генофонде. Многие японские поверья, мифы, представления о мире, обычаи — праздничные и обыденные, религиозные и бытовые - , средневековое японское военное искусство, кодекс бусидо и даже само слово «бусидо», почти все географические названия в Японии на самом деле имеют айнское происхождение. Кроме того, почти у всех японцев, больше или меньше, есть примесь айнских генов...

Но... если совсем уж точно, утверждение, что японцы уничтожили айнов, не совсем соответствует истине. Линия раздела проходила несколько иначе... Не японцы - айны, а государство - «дикари».

Во-первых, представители власти в древней, средневековой и новой Японии, распространив своё влияние на новые территории, отнюдь не стремились физически уничтожить айнов - нет, они просто занималось тем же, чем занимаются представители власти в любой стране мира — пытались построить «цивилизованное» общество и приспособить местное население работать «на дядю» - на себя, то есть. Айны же такому «окультуриванию» всячески сопротивлялись.

Во-вторых, государство изначально было скорее айнским, чем японским. Ещё в первом тысячелетии до н. э. в китайских хрониках упоминается некое государство Я-ма-та-и, что на айнском языке означает «суша, рассечённая морем». Упоминания немногочисленны и туманны, но и значение названия и сам тот факт, что название имеет вообще хоть какое-нибудь значение на айнском языке, с достаточно высокой вероятностью указывает на географическое положение... А кстати, само слово «Я-ма-та-и» ничего не напоминает? Например, «Ямато»? А ведь это было ДО прихода японцев! Средневековую Японию, похоже, можно считать прямой правонаследницей дояпонского Я-ма-та-и, во времена средневековья большинство «японских» аристократов, начиная с императора, по-прежнему были айнами. И даже в наши дни, у потомков древней знати обнаруживается гораздо бОльшая примесь айнских генов, чем это встречается в среднем — в некоторых случаях свыше 50%! Как же так получилось, что айны правили японцами и уничтожали своих собратьев? Ну, очевидно, миролюбивые оседлые земледельцы-японцы оказались для государства гораздо удобней свободолюбивых «дикарей»-айнов. К тому же, иммигранты всегда более уязвимы, а, поэтому, и более зависимы от государства, чем местное население — ими легче манипулировать.

Антропология и генетика

Существует ровно три гипотезы происхождения айнов:
1) Айны произошли от древнего населения Сибири, ещё не обладавшего признаками современных рас, и, таким образом, они и сами, по сути, являются отдельной расой.

Ну это, в той или иной степени, точно правда, т. к. 15 тысяч лет изоляции — срок нешуточный, вполне достаточно, чтобы выделиться в очень обособленную группу, и можно ли считать такую группу расой — вопрос чисто терминологический. Но это не мешает нам ставить вопрос о родстве айнов с другими расами.

2) Айны — европеоиды. Особенность русской национальной рыбалки антропологии — навязчивое стремление доказать именно эту гипотезу. Причина этого очевидна и комична одновременно. Русские ура-патриоты почему-то думают, что если им удастся найти (или сфальсифицировать) доказательства принадлежности айнов к европеоидной расе, то это даст им основания претендовать если не на японские острова, то на Курилы и Сахалин так уж точно. Японскую антропологию, напротив, отличает стремление данную гипотезу опровергнуть. Видимо, ура-патриоты везде одинаковы... Эту гипотезу обычно аргументируют тем, что у айнов светлая кожа, волнистые волосы и обильное оволоснение лица и тела. Но это всё очень несерьезно. Интенсивность пигментации — всего лишь экологическая адаптация, она не отражает реального родства; волнистые волосы — не эксклюзивный признак европеоидной расы, для австралоидов он тоже характерен; степень оволоснения — очень нестабильный параметр, даже в пределах одной расы, он может очень сильно различаться. В действительности, надёжных антропологических доказательств родства (или отсутствия родства) айнов с европеоидной расой нет.

3) Айны — австралоиды. Примесь австралоидных генов у айнов есть — это факт, да это и в чертах лица угадывается. Можно сказать даже точнее: они находятся в некотором родстве с народами мяо, яо и т.д. (мяо и яо, проживают на территории Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Тайланда, и имеют австралоидное происхождение). Но является ли это доказательством, общего происхождения айнов и австралоидной расы или же примесь была попросту внесена теми самыми переселенцами из Юго-восточной Азии? Скорей уж второе.

Есть и ещё кое-что интересное. В одном недавнем исследовании обнаружилось некоторое генетическое родство между айнами и... индейцами. Вопрос в том, не является ли это спекуляцией, ведь чистокровных айнов уже просто не существует — у всех есть примесь японской крови. Ну а то, что японцы в родстве с индейцами, и еноту понятно, соответственно, общими между айнами и индейцами могли оказаться именно эти примесные монголоидные гены.

Язык

Так на каком же языке говорят айны? Представьте себе, на айнском. И к какой же языковой семье он относится, с какими ещё языками находится в родстве? А ни к какой не относится — единственный он такой и неповторимый. И это, на самом деле, абсолютно не удивительно — 15 тысячелетий изоляции — не шутка! Для сравнения, индоевропейские языки разделились около 6000 лет назад. Всего лишь. Однако, лингвисты всего мира не оставляют попыток вы сосать из пальца явить родство айнского языка с каким нибудь ещё — начиная, естественно, с японского и заканчивая... да каким угодно. Например, особенность русской национальной охоты лингвистики — навязчивое желание вписать айнский язык в гипотетическую ностратическую языковую макросемью (причина здесь та же, что и у попыток доказать европеоидное происхождение айнов), существование которой и само по себе крайне сомнительно.

Между тем, японский язык и сам очень особенный. Он мало похож на любые другие языки мира. Причина этого в том, что он ведёт своё происхождение одновременно от двух предковых языков, причём грамматические конструкции обоих при слиянии, разумеется, сильно исказились. Один предковый язык — это, очевидно, тот древний язык, на котором говорили люди культуры Яёй: японский язык обнаруживает некоторое сходство с корейским, и они оба находятся в дальнем-дальнем родстве с алтайской языковой семьёй. Второй предковый язык родственен австро-азиатской языковой семье, а точнее языковой группе мяо-яо. Откуда взялся этот австроазиатский корень? Объяснение одно — на этом языке говорила вторая волна мигрантов. Получается, что к моменту прихода Яёй на острова, они всё ещё сохраняли свою национальную идентичность и язык, и, более того, были достаточно сильны, раз уж ухитрились внести такой вклад. Непонятно только, куда подевались потом. Нет, не ассимилировались. Потому что, сколь-нибудь существенной примеси австралоидных генов у японцев нет. Или их самих к первому тысячелетию до н. э. уже не существовало, а были айны говорившие на их языке?

(ай. Utari, яп. アイヌ - айну) - туземный этнос Севера Хонсю, Хоккайдо, Курильских островов, большей части Сахалина и юга Камчатки.

Японское название - Эдзо и эмиссии (虾夷- «варвары»). Наиболее известные под именем Айну («человек», «товарищ»), которое распространили этнические . В западных исследованиях 19 века называются Курильца. Точное количество айнов неизвестна, поскольку невозможно провести подсчет их населения. Многие из айнов скрывают свое происхождение, боясь дискриминации. В нескольких источниках озвучивается цифра в 50,000 человек айнского происхождения (включая метисов первых поколений) 150,000 человек с примесью крови айну.

Краткие сведения

Пока что, точно не известно, что следуя антропологическим основным показателям, айны действительно сильно разнятся с японцами, нивхами, корейцами, полинезийцами, ительменами, индонезийцами, аборигенами Австралии, и, в общем, со всеми популяциями на Дальнем Востоке и Тихом океане, они сближаются лишь с людьми из эпохи Дзёмон, которые, в свою очередь, считаются непосредственными родственниками исторических айнов.

На японских островах айны появились практически тринадцать тысяч лет до нашей эры, они же создали неолитическую культуру Дзёмон. В действительности неизвестно откуда айны проникли на японские острова, но понятно, что в эпоху Дзёмон - айны заселяли все японские острова, начиная с Рюкю и до , а еще Южную часть Сахалина, Курильские острова и третью часть Южной Камчатки. Доказательством этого считаются раскопки археологов и данные топонимики, к примеру: Цусима – Туйма – это «далекий», Цукуба – это ту ку па, то есть «голова двух луков» либо «двухлуковая гора», – хуци – это «бабушка», а именно камуй очага, Яматай – Ямата и – «место, где море разделяет сушу » (легендарное государство Яматай, про которое пишут в китайских хрониках считают древнеайнским государством). При этом много сведений осталось и о топонимах айнского происхождения на Хонсю, их можно найти в писаниях Киндаити Кёсукэ.

Айны не владели земледелием , их основная отрасль хозяйства – это собирательство, охота и рыболовство, исходя из чего, для айнов жизненно необходимо сохранить равновесие в сфере природы, а также человеческой популяции – не допустить демографических взрывов. Вот поэтому у айну никогда не было огромных поселений, а еще основной социальной единицей считалась локальная группа, на айнском языке звучала как утар либо утари, то есть «люди, которые живут в одном поселке либо на одной реке ». Так как для поддержания жизни этой культуре требовалось большое пространство на природе, поселения неолитических айнов были действительно удалены друг от друга, из-за этого еще в очень раннее время, айны поселились дисперсно по всем островам на японском архипелаге.

Борьба с захватчиками

Где-то с средины периода Дзёмон на острова Японии начали приезжать иные этнические группы. Изначально, прибыли мигранты из юго-восточной Азии и южного Китая. Мигранты из ЮВА, большая их часть, говорила на австронезийском языке. Они поселялись в основном на южных островах японского архипелага, начинали практиковать земледелие, в частности, рисоводство. Ведь рис действительно продуктивная культура, он дает возможность выжить большому количеству людей на маленькой территории. Со временем, число земледельцев увеличивалось, и они начинали давить на окружающую природную среду, исходя из чего, появилась угроза для природного равновесия, которое очень важно для нормального пребывания культуры неолитических айнов. Миграция айнов перешла на Сахалин, Приморье, Нижний Амур и Курильские острова. Потом, в окончании эпохи Дзёмон – начале Яёй на японские острова прибыло несколько этнических групп из Центральной Азии. Они практиковали охоту и скотоводство, умели разговаривать на алтайских языках, именно эти этнические группы положили начало японскому и корейскому этносу. Следуя японскому антропологу Ока Масао, самый серьезный клан тех алтайских мигрантов, которые поселились на островах Японии, развился в то, что немного позже стало называться «род Тэнно».

Когда формировалось государство Ямато, началась эпоха постоянной войны между айнами и государством Ямато. В данный период времени, есть общие основания считать, что государство Ямато – это развитое древнеайнинское государство Яматай. То есть, к примеру, исследования японских ДНК показало, что преобладающая Y хромосома у японцев считается D2, а именно, та Y хромосома, которая была найдена у 80% айнов, практически отсутствует у корейцев. Такой факт гласит о том, что правителями были люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Особенно важно отметить, что различали разнообразные группы айнов: одни из них отдавали предпочтение собирательству, рыболовству и охоте, а другие предпочитали организовывать более сложные социальные понятия. И даже может быть, что те айны, с которыми позже воевало государство Ямато, рассматривались государством Яматай, как «дикари».

Противостояние государство Ямато и айнов длилось практически полторы тысячи лет. Очень много времени, начиная с восьмого и до пятнадцатого века, граница государства Ямато лежала в районе современного городка Сэндай и северной части острова Хонсю, в тоже время была плохо осознана японцами. В военном отношении, довольно долго, уступали айнам. Вот таким образом, айны охарактеризованы в японской хронике – «Нихон сёки», то есть они фигурируют там под обозначением эмиси либо эбису, слово эмиси, скорее всего, происходит от айнского слова «меч»: «среди дикарей с Востока – самые сильные это эмиси ». Мужчины и женщины совокуплялись абсолютно беспорядочно, кто являлся отцом, а кто сыном – не имело значения. Зимой все жили в пещерах, а летом в гнездах, оборудованных на деревьях. Эти люди носили звериные шкуры, пили сырую кровь, старший и младший брат не доверяли друг другу. В горы они поднимались как птицы, а по траве бежали как дикие звери. Добра никогда не помнили, но, если их обидеть – обязательно отомстят. Еще они прятали стрелы в волосах, привязывали клинки под одежду, собирались кучей соплеменников, и шли нарушать границы либо, если разведали, где есть поля и шелковица, грабили народ страны Ямато. Если же на них нападали, люди прятались в траве, а если шло преследование, то взбирались на горы. С самой древности и до нашего времени, они не подчиняются правителям Ямато. Если даже учитывать, что большая часть этой информации из « » считается обычной характеристикой любого варвара, позаимствованная японцами из хроник древнего Китая «Лицзи» и «Вэньсюань», то все же айну описаны практически точно. Только через несколько столетий постоянных сор из японских отрядов военных, охранявших северные границы Ямато, получилось то, что в итоговом результате, начали называть «самурайством». Культура самураев, их техника ведения боя, в большей степени, превосходит к айнским боевым примерам и несет в себе массу айнских элементов, а одни из самурайских кланов, по своему происхождению, считаются айнскими, самый популярный из них – клан Абэ.

Лишь в средине 15 века маленькой группе , которую возглавил некий Такэда Нобухиро, удалось попасть на Хоккайдо, который в то время именовали Эдзо, важно отметить, что японцы, в свою очередь, называли айнов Эдзо, то есть 蝦夷 или 夷 – эмису либо эбису, что обозначало «варвары» и «дикари», он основал в южной части оконечности острова, точнее на полуострове Осима, первое японское поселение. Такэда Нобухиро считают основателем клана Мацумаэ, который управлял островом Хоккайдо до 1798 года, а потом правления отошло к центральному правительству. По ходу колонизации острова, самураем из клана Мацумаэ практически постоянно пришлось сталкиваться с вооруженным отпором со стороны айнов. Из самых серьезных выступлений нужно вспомнить – борьбу айнов, под руководством Косямаина (1457 год), выступление айнов в 1512-1515 годах, потом еще в 1525 году, руководителем был вождь Танасягаси (1529 год), Тариконны (1536 год), Мэннаукэи (1643 год), а также под руководством Сягусяина (1669 год), но, в общем, были еще и мелкие выступления. Важно отметить, что данные выступления, по сути, не считались лишь «айнской войной против японцев», ведь среди повстанцев были и японцы. Это была как бы не война айнов против японцев, а именно борьба проживающих на острове Эдзо за независимость от центрального управления. Пытались бороться за контроль над выгодными путями торговли – через остров Эдзо шел торговый путь в Маньчжурию.

Современные айну

В данный период времени, в японском государстве, живет практически 30 тысяч айну, на самом деле, это личности, которые решили сами себя считать айнами, из них практически 25 тысяч живут на Хоккайдо, все остальные в других уголках Японии. 6 июня 2008 года парламент Японии признал айнов самостоятельным меньшинством нации, что, несомненно, никак не поменяло ситуацию и не привело к возрастанию самосознания, так как все айну полностью ассимилированы и ничем, почти, не разнятся с японцами, они помнят свою культуру, иногда даже меньше, нежели антропологи в Японии, но не стремятся ее поддерживать, и это понятно в связи с длительной дискриминацией айнов и классическим бытовым шовинизмом японских обывателей. При этом всем, культура айнов практически полностью сосредоточена на службу туризму, и, в общем-то, являет собой своеобразную разновидность театра. Японцы и сами же айну практикуют экзотику по просьбе туристов. Самый яркий пример – это логотип «айны и медведи»: на Хоккайдо практически в каждой лавке сувениров можно разыскать маленькие фигурки медведей, вырезанные из древесины. Не считая расхожих мнений, у айнов было табу на вырезание статуэток медведей, а ремесло, упомянутое выше, относилось к Эмико Онуки – Тирни, его привезли японцы из Швейцарии, еще в 1920 годы, и лишь со временем оно смогло внедриться среди айнов.

Язык Айнов

Айнский язык , современная лингвистика считает изолированным. Расположение айнского языка в генеалогической классификации языков пока не установлено. В таком отношении ситуация в лингвистики схожа с ситуацией в антропологии. Айнский язык серьезным образом, разниться с японским языком, и еще первый из них считают мертвым. В 2006 году практически 200 человек из 30 тысяч айнов знали айнский язык. Разнообразные диалекты хорошо понимаются между собой. В историческое время, айны не имели своего письма, но может быть, оно существовало в конце эпохи Дзёмон – начале Яёй. В данный период времени, чтобы записать айнский язык, используют почти всю латиницу либо катакан. Еще у айнов была личная мифология и богатые традиции устного творчества, к этому относили песню, эпическую поему и сказания в прозе и стихах.

3 теории происхождения

Генезис айнов является одним из самых спорных вопросов для историков, этнологов и генетиков. На сегодня учеными были представлены три теории происхождения айнов.

Европейская теория

Старейшей концепцией, которая толкует происхождение айнов, так называемая европеоидная теория. Она была предложена английскими учеными в середине 19 века. Ее доказательная база основывалась на результатах краниологических и соматологических анализов «белых» и айнов, которые указывали на сходство обеих популяций. Эта теория была развита немецким ученым, врачом Э. фон Бельцы (1849 ~ 1913), который предполагал, что айны это часть так называемой «альпийской белой расы», которая первоначально проживала в Средней Азии, но впоследствии расселилась в Европе и Японии. Ближайшими до айнов ученый считал жителей Южной России и Украины. Причины упадка айнов объяснялись их «деградацией», которая была «естественно присуща» представителям не-арийской альпийской расы. Данная теория была господствующей в научных кругах Японии и Запада до середине 20 века. На сегоднешний день, она не достататно подтверждена результатами этнологии и генетики. Ее сторонники сегодня - это ряд физических антропологов Европы и США.

Австралийская теория

Эта теория была предложена французскими учеными в 19 веке, и развитая русскими в 20 веке. В частности, для разработки этой концепции приложили много сил антропологи СССР. Она базируется на результатах морфологических анализов. Согласно этой теории, айны - это представители австралоидных расы, занимавшей азиатские просторы в палеолите, но была расколота вторжением монголоидов на северную (айны) и южную (аборигены Австралии, Океании, Меланезии) группы.

Монголоидная теория

Монголоидная концепция является самой новой. Она была предложена в 1960-х годах японскими учеными. Сегодня эта теория является наиболее аргументированной и поддерживается большинством ученых мира. Результаты сравнительных анализов генетических маркеров народов Восточной и Юго-Восточной Азии указывают, что айны близки к южно-азиатским монглоидам. Согласно этой концепции, реконструкция генезиса айнов следующая: Во времена палеолита часть представителей прото-монголоидной (палеоазийской) популяции ЮВА заселила Японские острова. Они были ново-монголоидной популяцией северо-азиатского похода на север острова Хонсю и Хоккайдо. Палеоазийская популяция имела черты всех трех больших рас, поэтому ее можно с легкостью классифицировать к любой из них. Поскольку вопрос айнов был всегда политизированным, ученые Европы, США и Японии по-разному определяют их генезис.

В пылу непрекращающегося спора между Россией и Японией за право обладания Курильскими островами как-то забывается, что истинными хозяевами этих земель являются айны Немногие знают, что этот загадочный народ создал одну из самых древних в нашем мире культур. Как утверждают некоторые ученые, культура айнов древнее египетской. Среднему обывателю известно, что айны являются притесняемым меньшинством Японии. Но мало кому известно, что айны есть и в России, где они также не чувствуют себя уютно. Кто такие айны, что это за народ? В чем их отличие от других народов, кому они родственны на этой Земле по происхождению, культуре и языку.

Древнейшее население японского архипелага

Айны, или айну, означает буквально «человек». Названия многих других народов, таких как, например, «нанай», «манси», «хун», «нивх», «тюрк» также означают «человек», «люди», «народ». Айны это древнейшее население японских островов Хоккайдо и ряда ближайших островов. Некогда они жили и на землях, принадлежащих ныне России: в низовьях Амура, т.е. на материке, на юге Камчатки, на Сахалине и на Курилах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии, где их по официальной статистике около 25 000 человек, а по неофициальным данным более 200 000. Там они в основном заняты в туристском бизнесе, обслуживая, развлекая туристов, жаждущих экзотики. В России по итогам переписи 2010 г. было отмечено лишь 109 айнов, из них 94 айна в Камчатском крае.

Загадки происхождения

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII в., были удивлены их внешностью. В отличие от азиатов-монголоидов, т.е. с монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны были очень «волосаты и косматы», имели густые чёрные волосы, большие бороды, высокие, но широкие носы. Их австралоидные черты лица по ряду признаков были схожи с европейскими. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили набедренные повязки, как экваториальные южане. Существующие гипотезы ученых о происхождении айнов в целом могут быть объединены в три группы.

Айны родственны индоевропейцам/кавкасионной расе - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма и др. Но последние исследования ДНК решительно сняли эту концепцию с повестки дня ученых. Они показали, что никакого генетического сходства с индоевропейцами и кавказскими популяциями у айнов не обнаружено. Разве что «волосатое» сходство с армянами: мировой максимум волосатости у армян и айн – под 6 баллов. Сравнить фото – очень похожи. Мировой же минимум роста бороды и усов, к слову, принадлежит нивхам. Кроме того, армян и айну сближает другая внешняя схожесть: созвучие этнонимов Ай – Айн (армяне – Ай, Армения - Айастан).

Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эта теория выдвинута советской этнографией (автор Л.Я. Штернберг). Но и эта теория не нашла подтверждения, ибо ныне ясно доказано, что культура айнов в Японии намного древнее культуры австронезийцев. Тем не менее, вторая часть гипотезы – о южном этногенезе айнов – устояла благодаря тому, что последние лингвистические, генетические и этнографические данные позволяют предполагать, что айны вполне могут быть дальними родственниками народа мяо-яо, живущего в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.

Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и/или из Сибири - такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи. Как известно, теория происхождения самих японцев также отталкивается от материка, от тунгусо-манчжурских племён алтайской семьи Южной Сибири. «Палеоазиатские» означает «древнейшие азиатские». Термин этот предложил русский исследователь народов Дальнего Востока академик Л. И. Шренк. В 1883 г. в монографии «Об инородцах Амурского края» Шренк изложил интересную гипотезу: когда-то в древности почти вся Азия была населена народами, отличавшимися от представителей монголоидной расы (монголов, тюрков и др.) и говорившими на своих особых языках.

Затем палеоазиаты были вытеснены азиатами-монголоидами. И только на Крайнем Востоке и Северо-Востоке Азии остались потомки палеоазиатов: юкагиры Колымы, чукчи Чукотки, коряки и ительмены Камчатки, нивхи в устье Амура и на Сахалине, айны на севере Японии и на Сахалине, эскимосы и алеуты Командор и Алеут и других областей Арктики. Японцы считают айну метисами австралоидов и палеоазиатов.

Древние насельники Японии

По основным антропологическим признакам айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, китайцев, монголов-бурят-калмыков, нивхов-камчадалов-ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, в целом, Дальнего Востока. Известно также и то, что айны близки только к людям эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками айнов. Хотя неизвестно, откуда айны пришли на Японские острова, но доказано, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, южную треть Камчатки и Курильские острова.

Это доказали археологические раскопки и айнские названия мест: Цусима - «далекий», Фудзи - божество очага у айн, Цукуба (ту ку па) - «голова двух луков», Яматай - «место, где море рассекает сушу», Парамушир – «широкий остров», Уруп - лосось, Итуруп - медуза, Сахалин (Сахарэн) – волнообразная земля по-айнски. Установлено также, что на японских островах айны появились около 13 тысяч лет до н.э. и создали весьма высокоразвитую неолитическую культуру Дзёмон (12-3 тыс. лет до н.э.). Так, керамика айну считается самой древней в мире – 12 тысяч лет.

Некоторые полагают, что легендарное государство Яматай китайских хроник и есть древнеайнское государство. Но айны бесписьменный народ, их культура – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя, живших дисперсно маленькими поселениями на большом удалении друг от друга, не знавших земледелия и скотоводства, правда, имевших уже лук и керамику. Они практически не занимались земледелием и кочевым скотоводством. Айны создали удивительную систему жизнедеятельности: чтобы сохранить гармонию, равновесие в природной среде, они регулировали рождаемость, не допуская демографических взрывов.

Благодаря этому они никогда не создавали крупных сел, и основными их единицами были маленькие поселения (по-айнски - утар/утари - «люди, живущие в одном месте у одной реки»). Им, собирателям, рыболовам и охотникам, для выживания была необходима весьма большая территория, поэтому маленькие села неолитических первобытных айнов были далеко удалены друг от друга. Такой тип хозяйства ещё в древнее время вынудил айнов расселиться разбросанно.

Айны как объект колонизации

С середины эпохи Дзёмон (8-7 тыс. лет до н.э.) на японские острова начинают прибывать группы из юго-восточной Азии, говорившие на австронезийских языках. Затем к ним присоединились колонисты из южного Китая, принесшие культуру земледелия, прежде всего, рис – весьма продуктивную культуру, позволяющую жить очень большому количеству людей на малой территории. В конце Дзёмон (3 тыс. до н.э.) на Японские острова прибывают уже алтаеязычные скотоводы, которые дали начало корейским и японским этносам. Сложившееся государство Ямато теснит айнов, Известно, что и Яматай, и Ямато рассматривали айнов как дикарей, варваров. Трагическая борьба айнов за выживание шла 1500 лет. Айны вынуждены были мигрировать на Сахалин, Амур, Приморье и Курилы.


Айны – первые самураи

В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Путешественники XVII-XIX вв. отмечали потрясающую скромность, тактичность и честность айнов. И.Ф. Крузенштерн писал: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». Но эта характеристика дана айнам тогда, когда они потеряли всякий боевой дух после всего лишь трех веков русской колонизации. Между тем, айны в прошлом были весьма воинственным народом. 1,5-2 тысячи лет они героически боролись за свободу и независимость свой родины – Эдзо (Хоккайдо).

Их воинские отряды возглавляли вожди, в мирное время бывшие главами сел - "утар". Утар имел полувоенную организацию, как у казаков. Из оружий айны любили мечи и луки. В бою они использовали как бронебойные стрелы, так и наконечники с шипами (для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в теле). Были и наконечники Z-образного сечения, видимо, перенятые у маньчжуров/джурдженей. Японцы переняли у воинственных, а потому непобедимых, айнов искусство боя, кодекс чести самурая, культ меча, ритуал харакири. Мечи у айнов были короткие, 50 см длиной, перенятые у тонци, тоже воинственных аборигенов Сахалина, покоренных айнами. Айнский воин – джангин – лихо дрался двумя мечами, не признавая щитов. Интересно, что кроме мечей, айны носили на правом бедре два кинжала ("чейки-макири" и "са-макири"). Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек "инау" и совершения обряда ритуального самоубийства – харакири. Японцы, лишь переняв у айнов многие приёмы войны и дух воина, изобретя, наконец, пушки, переломили ситуацию и установили свое господство.

О том, что японское господство в Эдзо (Хоккайдо), несмотря на несправедливость любого колониального управления, всё же не было столь диким и жестоким, как на северных островах, подвластных России, отмечают почти все исследователи, в том числе русские, указывая на волны бегств айнов с Сахалина, Курил и других земель России в Японию, на Хоккайдо-Эдзо.

Айны в России

Миграции айнов на данные территории начались, по некоторым данным, в XIII в. Как они жили до прихода русских – вопрос практически не исследованный. Русская колонизация айнов ничем не отличалась от сибирской конкисты: погром, покорение, обложение ясаком. Однотипными были и злоупотребления: многократное наложение и выбивание ясака все новыми отрядами казаков и так далее. Айны, гордый народ, наотрез отказывались платить ясак и принимать русское подданство. К концу XVIII в. ожесточенное сопротивление айнов было сломлено.

Врач Добротворский писал, что в середине XIX в. в Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не было ни одного села. Такой исход был не редок в русском ареале айнских селений. Причины исчезновения Добротворский видел в опустошительных войнах, незначительной рождаемости «из-за неплодовитости айнок» и в болезнях: сифилис, цинга, оспа, «косивших» именно малые народы. При Советской власти айну подверглись политическим преследованиям – до и после войны они объявлялись «японскими шпионами». Самые «умные» айны переписывались в нивхов. Тем не менее, их ловили, переселяли на Командоры и другие места, где они ассимилировались, например, с алеутами и другими народами.

«В настоящее время айно, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он все еще не сделал себе карьеры», - так с великой горечью писал гуманист А.П. Чехов в своем «Острове Сахалин». Ныне в России айнов осталось 109 чел. Из них чистокровных – практически нет. Чехов, Крузенштерн, да и польский ссыльный Бронислав Пилсудский, добровольный этнограф и патриот айну и других малых народов края, вот малая горсточка тех, кто поднимал голос в защиту этого народа в России.

Айны в Японии

В Японии, по неофициальным данным, 200 000 айну. 6 июня 2008 г. японский парламент признал айну отдельным национальным меньшинством. Теперь здесь проводятся разные мероприятия, оказывается государственная помощь этому народу. Жизнь айнов в материальном отношении практически ничем не отличается от жизни японцев. Но оригинальная культура айнов практически служит лишь туризму и, можно сказать, выступает в роли своеобразного этнотеатра. Японцы и сами айны эксплуатируют этноэкзотику на потребу туристам. Есть ли у них будущее, если нет языка, древнего, гортанного, но родного, тысячелетнего, и если утерян дух? Некогда воинственный и гордый. Единый язык как код нации, и гордый дух самодостаточных единоплеменников, - вот два фундаментальных базиса нации-народа, два крыла, поднимающих в полет.


Top