Значение слова недоросль в комедии фонвизина. "Недоросль"

Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье­сы? Аргументируйте свое мнение.
Несомненно, «Недоросль» — класси­цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав­шимся сватовством Митрофана и Скоти­нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза­мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона­жей сочетается с обличительной сатирой.

Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко­медией и если да, то почему?

В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж­данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.

Назовите сюжетные линии пьесы.

Внешне комедия строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.

Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро­фаном. От весьма драматического завер­шения «сватовства» Софью спасает вме­шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци­онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле­ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име­ние взято в опеку.

Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по­хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере­вень Простаковой в опеку — узловые сце­ны сюжетной линии комедии.

Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

В чем вы видите конфликт комедии «Недо­росль»?

Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на­строенного дворянства и жестоких поме­щиков-крепостников по проблемам отно­шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж­данина отечества.

Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?

Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен­ные сюжетные функции.

Какие сцены и лица не имеют прямого отно­шения к развитию сюжета, но связаны с проблема­тикой комедии? Какова их роль?

Комические сцены: примерка Митрофа­ном нового платья и обсуждение Тришки­ной работы, уроки Митрофана, ссора сест­ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда­ют представление о бытовой, повседнев­ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей­ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя­щего на сцене.

Диалоги положительных героев о про­свещенном монархе, о достоинстве дворя­нина, браке и семье, о воспитании моло­дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про­граммы Фонвизина.

Выпишите из текста комедии пословицы, по­говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе­ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы­ражений в речь персонажей?

Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

Нашел деньги, ни с кем не делись (Про­стакова).

Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

  1. Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
  2. Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

  3. Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
  4. В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
  5. Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

  6. Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
  7. Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

  8. В чем проявился реализм комедии?
    1. В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
    2. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
    3. Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
  9. Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
  10. Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
  11. Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
  12. С какой целью в имении Простаковой нахо-дится Правдин? Что можно сказать о его обществен-ных взглядах?
  13. Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети-тельской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязан-ности по убеждению, «по подвигу собст-венного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения по-мещиков с крепостными и имеет возмож-ность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простако-вой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

  14. Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто по-может ему осуществить замысел?
  15. Правдин надеется осуществить это доб-рое дело, пользуясь полномочиями, данны-ми ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды выс-шей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в рус-ской действительности той поры. Они от-ражали лишь настроения, чаяния извест-ной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринима-лись как предложения правительству воз-можного способа регулирования отноше-ний между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реаль-ный, а условный, идеальный характер.

  16. Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
  17. Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

  18. Какие общественно-политические и нравст-венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо-дума и Правдина?
  19. Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли-тических и нравственных проблем, диску-тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе-ние государству, истинные и мнимые за-слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

  20. Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо-дум?
  21. Как во многих драматических произве-дениях, Стародум наделен условным име-нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре-мени, времени петровских преобразова-ний России, откуда он с молодости по-черпнул свои взгляды, убеждения и нрав-ственные правила.

  22. О каком времени вспоминает Стародум и по-чему? Что привлекает его в прошлом?
  23. Характерными признаками того време-ни, по мнению Стародума, было почита-ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво-ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело-век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум-ница — жалкая тварь. Невежда без ду-ши — зверь».

  24. Как относится Стародум к современному ему обществу?
  25. К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль-зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца-ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово-рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав-ляет искаженные представления о жиз-ненных ценностях в современной ему дей-ствительности.

  26. Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из-вестных вам произведениях.
  27. Комедия Фонвизина продолжает просве-тительские традиции русских классицис-тов Ломоносова и Державина. Утвержде-ние роли сильного государства в благополу-чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб-разованиям Петра I, стремление к беско-рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за-конов, резкая критика тирании, мздоим-ства мы находим в переложении Держа-виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

  28. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
  29. Не понимая значения образования и бу-дучи полной «невеждой без души», Про-стакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает до-статочное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не про-живешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Проста-ковой страдает, что дитя может измучить-ся от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придрав-шись к какой-либо неугодной фразе учи-теля. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.

  30. Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глу-пость или наглость?
  31. Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена-висть к образованию и образованным лю-дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви-тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб-разителен в житейском плане: предпочи-тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.

  32. Почему Митрофан отталкивает мать и покор-но ведет себя с Правдиным?
  33. У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привя-занностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакаю-щая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она те-ряет власть над людьми, она теряет и цен-ность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до-стойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой соб-ственного сына.

    Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув-ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос-лушаться.

  34. Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
  35. Тема воспитания является одной из ос-новных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения ни-когда не оставляла Фонвизина как пи-сателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу же-ниться», но и показать трагические по-следствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без ду-ши», жестокий крепостник, деспот, отно-сящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».

  36. Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье-сы? Аргументируйте свое мнение.
  37. Несомненно, «Недоросль» — класси-цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав-шимся сватовством Митрофана и Скоти-нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза-мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона-жей сочетается с обличительной сатирой.

  38. Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко-медией и если да, то почему?
  39. В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж-данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.

  40. Назовите сюжетные линии пьесы.
  41. Внешне комедия строится на традици-онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю-дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро-ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна-комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен-ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис-ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает-ся в одни сутки и составляет заключи-тельный этап сюжета. Простакова реша-ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес-та для ее сына. Завязка наступает с по-лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни-цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра-том.

    Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро-фаном. От весьма драматического завер-шения «сватовства» Софью спасает вме-шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци-онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле-ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име-ние взято в опеку.

    Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по-хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере-вень Простаковой в опеку — узловые сце-ны сюжетной линии комедии. Материал с сайта

    Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза-имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде-лялась Стародумом и Простаковой; вто-рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы-тиях этой развязки раскрывались общест-венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на-правленность комедии в целом.

  42. В чем вы видите конфликт комедии «Недо-росль»?
  43. Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на-строенного дворянства и жестоких поме-щиков-крепостников по проблемам отно-шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж-данина отечества.

  44. Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
  45. Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен-ные сюжетные функции.

  46. Какие сцены и лица не имеют прямого отно-шения к развитию сюжета, но связаны с проблема-тикой комедии? Какова их роль?
  47. Комические сцены: примерка Митрофа-ном нового платья и обсуждение Тришки-ной работы, уроки Митрофана, ссора сест-ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда-ют представление о бытовой, повседнев-ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей-ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя-щего на сцене.

    Диалоги положительных героев о про-свещенном монархе, о достоинстве дворя-нина, браке и семье, о воспитании моло-дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про-граммы Фонвизина.

  48. Выпишите из текста комедии пословицы, по-говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе-ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы-ражений в речь персонажей?
  49. Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

    Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

    Нашел деньги, ни с кем не делись (Про-стакова).

    Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

    Ни за что, ни про что (Митрофан).

    Повинную голову меч не сечет (Проста-кова, оправдываясь перед Стародумом).

    По пяти рублей на год, да по пяти поще-чин на день (Еремеевна).

    У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).

    Себе на уме (Простакова).

    Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

    Здесь выписана часть пословиц, погово-рок и афоризмов, которые п

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

  • граник вопросы по комедии недоросль
  • недоросль современна ли.доказать
  • цель написания комедии фонвизина недоросль
  • сочинение на тему биография стародума
  • какие были учебные успехи фонвизина?

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Комедия называется «Недоросль». Что это за слово? Явно не из лексикона XXI века … Обратимся к словарю. В словаре Ефремовой даётся такое толкование этого слова: «1. Молодой человек, не достигший совершеннолетия. / / Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. перен. глуповатый, малоразвитый юноша; недоучившийся, неразвитый человек».

Второе значение слово недоросль получило благодаря комедии Фонвизина. Если название комедии «Недоросль», следовательно, он и есть её главный герой. Так
или не так? Кто ещё находится в центре внимания зрителей и читателей? (Простаковы, Скотинин, Стародум, Софья.)

Внимательно перечитаем афишу произведения. Судя по пометкам автора, которые он делает рядом с именем персонажа, что для него важно? Где, в какой среде будет разворачиваться действие?

Фонвизин обращает внимание на родственные связи и на социальное положение героев.

Действие разворачивается в помещичьем доме, в дворянской семье, которую окружают люди разных сословий. Следовательно, для автора важны семейные и социальные отношения, и в пьесе будут подниматься вопросы, связанные с
этими сферами.

Обратим также внимание на то, какие имена и фамилии даёт драматург своим перcонажам: Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья, Милан, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман. Такие имена и фамилии называются говорящими. Что они нам рассказывают об их носителях?

Простаковы, видимо, крайне примитивны в своём развитии, в Скотинине сильно животное начало, Правдин — поборник правды, Стародум — человек, верный традициям, Софья — мудрая, Милан — милый, обходительный человек, Цыфиркин связан с цифрами (арифметикой), Кутейкин — бывший семинарист (об этом напоминает слово кутья, от которого, видимо, и образована фамилия), Вральман — лживый человек.

За многими фамилиями кроются не только характеры героев, но и важные для автора моральные понятия. Подумайте, какие и с какими персонажами они связаны.

Справедливость, честность, честь, верность традициям, мудрость, любовь связаны со Стародумам, Правдиным, Софьей, Миланом. Животное начало в человеке, корыстолюбие, невежество, гордыня представлены в семействе Простаковых и Скотинине. Благодаря говорящим фамилиям, мы выходим также и на проблемы, поднимаемые в произведении: нравственности и безнравственности (порочности), просвещения и невежества, духовности и бездуховности.

Вспомним слова, которыми заканчивается пьеса: «Вот злонравия достойные плоды». К кому они относятся? О ком и кем сказаны?

Это слова Стародума о Митрофане и о судьбе семьи Простаковых. Значит, всё-таки акцент сделан не на одном Митрофане, а на всём семействе Простаковых.

Какое место занимает в семье Простаковых Митрофан?

Он — сын четы Простаковых и племянник Скотинина. Посмотрим, как, судя по высказываниям, члены семьи оценивают своё чадо: «То-то умное дитя, то-то разумное. Забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын … » (Простаков).
«Митрофан по мне» (Скотинин).
«Малый острый, проворный»; «жених хоть кому. (Простакова).

Они гордятся им и считают, что сделали всё возможное, чтобы вывести своё чадо в люди. «Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть», — говорит Простакова.

И каким же он стал?

Грубым, высокомерным, ленивым, невежественным, неблагодарным, корыстным.
Софья говорит: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дальше не пойдёт». Как это понимать?

Каким предстаёт здесь Митрофан?

Он бесконечно ленив и невежественен: не умеет произвести самых простых арифметических действий, не понимает, что читает и пишет. А ко всему этому ещё неуважителен и груб со своими учителями. Но родители уверены: он обучен как нельзя лучше, и решают похвастаться знаниями сына перед Стародумам.

Как расширяет эта сцена наше представление об «образованности» Митрофана?
Недоросль даже не знает, что такое география, не понимает, в чём суть предмета история, не знаком с частями речи, но умеет весьма остроумно выпутаться из щекотливой ситуации (определяет часть речи не по грамматике, а по применению предмета: дверь, которая «приложена к своему месту», — прилагательное, а та,
что «у чулана шеста неделя … стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Вот это и есть для него «последняя степень … совершенства», по словам Софьи.
Почему он так плохо учится? Это от глупости? Почему не хочет учиться, не ценит образование?

Нет, он далеко не глуп, даже достаточно сметлив, когда дело касается какой-то выгоды. У него просто нет никакой охоты и мотивации к учению: зачем ему учиться, если он обеспечен, за него всё решает мать. Для забав и затей на
голубятне и в других местах образование не требуется, а Митрофану от жизни больше ничего и не надо.

Почему у него такое отношение к ученью?

Так ведь и мать с отцом, и дядя гордятся своей необразованностью:
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить» (Простакова).

«Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалалеича.
О грамоте никто от него не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел». (Скотинин.)

«Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил от этой скуки!» (Он же.)
От этой гордости и отношение к ученью. Простакова говорит сыну: «Ты хоть для виду поучись ….» или «Митрофанушка … коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Так откуда же у Митрофана будет желание учиться, если в его семье постоянно говорят, что ученье — это вынужденное, необязательное занятие, если родители сами потакают его безделью («порезвись, Митрофанушка»). Можно сказать, что семья целенаправленно закладывает в своего отпрыска отношение к образованию и науке: «Не учись этой дурацкой науке». И без того «то-то умное дитя, то-то разумное».

А что же, по мнению родителей, является достоинствами Митрофана?

Он — «забавник, затейник». (Это оценка отца.) А вот оценки матери: «Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник … »; « Ты … столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек»; «Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залетать далеко, да и Боже избави». Выхолит, они гордятся его неразвитостью, пристрастием к свиньям и праздностью. Можно ли этим гордиться?

Вопрос риторический. Конечно, нет! Гордиться этим могут лишь те, кто сам невежественен, кто не привык работать, кто смысл жизни находит только в удовлетворении своих потребностей.

Имя Митрофан в переводе с греческого означает «являющий свою мать». Чем же похожи мать и сын?

Оба грубы, невежественны, корыстны, эгоистичны, высокомерны. Митрофан точно
повторяет манеру поведения матери с окружающими (и даже с отцом), её лексикон. Поистине яблоко от яблони недалеко падает…

Сын впитывает всё, как губка, и становится достойным воплощением фамильных черт рода Простаковых — Скотининых. Назовите эти фамильные черты. (Гордыня, эгоизм, алчность, леность, грубость, невежество.)

Можно ли назвать эти черты основой злонравия? Какие ещё черты вы бы назвали злонравными?

Безусловно. Ведь главным истоком злонравия можно назвать гордыню, которая и порождает высокомерие, эгоизм, стремление к власти, корыстолюбие, жестокость, грубость по отношению к другим (раз я выше остальных, мне всё позволено!), убеждение, что образование не нужно тому, кто и так лучше других.
Простакова не только груба в обращении с окружающими — она может быть лицемерной, если ей нужно достичь своей цели: узнав о наследстве, которое должно достаться Софье от дядюшки, она тут же меняет отношение к ней, становится ласковой и даже подобострастной.

В её голове мгновенно рождается план женитьбы Митрофана на внезапно разбогатевшей родственнице, а когда этот план не удаётся, госпожа Простакова готова применить насилие и обман.

Простаковы жестоки к своим крепостным и бессовестно обирают их. «С тех пор, как всё, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется брату Простакова. Её муж абсолютно бесхребетный человек, и поэтому он ещё более опасен, так как бездумно разделяет все планы и взгляды жены.

Их сын грубо обращается не только со слугами, но и с родителями, легко соглашается на вероломный план матери женить его.

Когда, на ваш взгляд, наступает кульминация злонравия? Какую сцену, на ваш взгляд, можно назвать кульминационной в проявлении злонравия?

Это финал комедии, когда Митрофан отталкивает мать со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась … » черная неблагодарность в ответ на любовь, пусть на слепую, но любовь, никакого сострадания — вот и всё, что заслужила мать от сынa. «Вот злонравия достойные плоды … » Есть ли ему альтернатива?

Есть. Это Стародум, Правдин, Софья, Милан. В чём проявляется их добронравие? Что вы отнесёте к добронравию?

Восьмиклассники называют честность, совестливость, порядочность, милосердие, доброту, трудолюбие, верность, ответственность.

К сожалению, среди этих качеств почти не звучит любовь к Отечеству, хотя положительные герои Фонвизина не раз говорят о ней. Это издержки воспитания последних 20 лет…

Попробуйте узнать героев по репликам.

«Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны». «Прямое достоинство в человеке есть душа … » (Правдин).

«Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».
«Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения
достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (Стародум).

«Всё моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
«Да мне это непонятно .. как можно человеку всё помнить одного себя?» (Софья).

Каковы же жизненные ценности злонравных и добронравных героев?

Для Простаковых и Скотинина на первом месте стоят богатство, которое позволяет удовлетворять любые потребности, приобретать чины и положение в обществе, власть, дающая право управлять своей и чужими жизнями.

Для Стародума, Софьи, Милона, Правдина жизненными приоритетами являются честь, честность, служение Отечеству, добродетель, любовь, образование.

Эти жизненные приоритеты добронравных героев вступают в естественное противоречие с приоритетами героев злонравных, и их столкновение становится главным конфликтом пьесы, или, образно говоря, его «двигателем».

Что же стало плодами злонравия?

Развращённость героев, которая выразилась в деградации личности, высокомерии, грубости, лени, лицемерии; утрата родственных уз (в финале комедии сын опал кивает мать, а мать отрекается от сына); потеря чести и достоинства (попытка добиться своих целей через насилие и обман).

А принесла ли свои плоды добронравие? Какие?

Принесла! Добронравные герои остались верны своим принципам, не поступились честью и достоинством, следовали в жизни правилам добродетели и в результате обрели счастье …

Вернёмся к названию комедии. Вспомним значения слова недоросль, их два: историческое, обозначающее определённый статус молодого дворянина, и переносное: глуповатый, малоразвитый юноша, недоучившийся, неразвитый человек. Какое значение используется в названии комедии?

Безусловно, ведущим является второе, оно и появилось вместе с комедией Фонвизина.

Называя комедию «Недоросль», Фонвизин акцентирует внимание на молодом дворянине, который ещё не поступил на государственную службу, но скоро поступит. Каким же он должен быть? Таким, как Митрофан Простаков?

Если государственные служащие будут такими, как он, каким будет государство, что ждёт его? Есть ли в комедии ответ на вопрос, каким должен быть дворянин? Кто даёт этот ответ?

«Дворянин, не достойный быть дворянином, — подлее его ничего на свете не знаю»,- говорит Стародум. То есть, по мнению Фонвизина, дворянин должен быть образцом служения Отечеству, государству, бескорыстным и самоотверженным, честным и образованным.

Такими мы видим самого Стародума, Правдина, Милона.

Но если государственные служащие будут подобны Митрофану, которому в жизни ничего, кроме удовольствий, не надо, необразованными, грубыми, недалёкими, то государство, без сомнения, придёт в упадок И народ его будет бедствовать.

Слово недоросль формально давно вышло из употребления, но фактически оно широко используется и сегодня в своём втором значении. Почему? Чем это объяснить?

К сожалению, молодых людей, которые не понимают ценности образования, не хотят трудиться, а мечтают только о развлечениях и сидят на родительской шее, у нас предостаточно.

Хватает недоучек и во всех эшелонах власти. Как они туда попадают и куда ведут государство, мы видим в ежедневных сводках новостей. А значит, фонвизинский герой продолжает жить в нашем обществе …

0 / 5. 0


Top