Анализ комедии Островского «Доходное место. Портал образования Анализ пьесы островского доходное место

ДОХОДНОЕ МЕСТО

История создания

В 1942 году Николаем I утверждается особый негласный орган - «Комитет, высочайше утверждённый в 2-й день апреля», известный как «бутурлинский комитет» по имени своего председателя Д. П. Бутурлина. «На сцену выступает Бутурлин с ненавистью к слову, мысли и свободе, проповедью безграничного послушания, молчания, дисциплины».
Драматическая цензура, ведавшая разрешением пьес к постановке, была, как и всегда, ещё придирчивее, чем общая цензура, ведавшая их опубликованием.

По представлению «Комитета 2 апреля» Николай I подтверждает в 1850 году запрет для сцены комедии Островского «Свои люди - сочтёмся!». Ещё раньше, 28 августа 1847 года, запрещается к представлению его же одноактная «Картина семейного счастья». Отметим, что цензурой запрещается в сентябре 1850 года и сделанный Островским перевод комедии Шекспира «Укрощение злой жены» («Укрощение строптивой»).

14 февраля 1856 года Некрасов даёт обед в редакции «Современника» в честь приехавшего в Петербург московского драматурга, который назван им на страницах «Современника» «нашим, бесспорно, первейшим драматическим писателем». Островский соглашается «на постоянное исключительное сотрудничество» в «Современнике», и в апрельской книжке этого журнала, как бы в залог достигнутого согласия, перепечатывается первая одноактная комедия Островского «Картина семейного счастья».

Между Островским и редакторами «Современника» Некрасовым и Панаевым завязывается оживлённая переписка. «Поверьте, что я всею душою предан «Современнику», - заверяет драматург Панаева.

«Пишите смелей - цензура пока шалит», - советует драматургу Некрасов

Первая же пьеса Островского, «Доходное место», написанная летом 1856 г. во время неудачного путешествия к истокам Волги (с лучилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся, несколько месяцев драматург лежал со сложными переломами), подтверждает, что драматург внял этому совету, хотя «шалости» цензуры попортили немало крови автору этой замечательной и действительно смелой комедии.

История постановок

Veto накладывается почти на каждое новое драматическое произведение, касающееся насущных проблем современности. «Доходное место» Островского, первоначально разрешённое к постановке с некоторыми купюрами (с амая первая постановка - 1857 в Казанском театре ) , неожиданно запрещается в день премьеры.

Представление «Доходного места» в Малом театре было назначено на 20 декабря 1857 г. Билеты были распроданы на несколько представлений вперёд. Премьера, однако, не состоялась. Режиссёр Малого театра С. А. Черневский в этот день эпически занёс в репертуарный гроссбух: «Объявленную комедию «Доходное место» по запрещению отменили».

«Доходное место» было под цензурой 6 лет.

Вторично ее разрешили в 1863 и 27 сентября она была поставлена в Александринском театре, в бенефис Левкеевой.

С этой поры пьеса вошла в постоянный репертуар Александринского театра и пользовалась неизменным успехом у зрителей.

Но, что интересно, «Доходное место» часто вызывало неудовольствие представителей самых разных режимов. Даже после «перемен» пьеса часто оказывалась «неудобной». Например, в 1967 году «Доходное место» Марка Захарова в Московском театре Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли было снято с репертуара.

В наше время пьеса также не теряет своей актуальности, к ней обращаются многие молодые режиссёры. Так что сегодня «Доходное место» для многих становится наваждением, знаком эпохи Денег.

Проблематика пьесы

«Доходное место» А.Островского - о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность - порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов. В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно - Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе.
Пьеса ставит вопросы актуальные для любого общества и любого времени:

Надо ли быть честным человеком и верить в любовь? Надо ли говорить правду или необходимо все время лгать? Надо ли воровать, чтобы разбогатеть? Можно ли усердно работать и заработать много денег, или коррупция неистребима и вечна? С одной стороны, быть бедным и гордым - стыдно, а с другой - быть честным богатым не получается. Мужчина не имеет право быть бедным, иначе его и за мужчину считать-то не будут; богатый - благороден, и не важно, каким способом это богатство нажито, а любовь к бедному - юродство и от нее нужно избавляться. Деньги правят миром и определяют место человека в этом мире. И снова люди, как Илья Муромец в русской сказке, стоят перед выбором - какую дорогу выбрать, какую часть души выгоднее продать.

Источники информации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: «Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор «Доходного места» мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы.

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии - английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека, где можно было найти первые издания «Руслана и Людмилы», «Цыган», «Горе от ума» и многих других образцовых произведений отечественной литературы.

1835 -1 840 гг . - Островский учится в Первой Московской гимназии. Уже в это время Островский становится завсегдатаем Малого театра.

1840 г. - зачислен на юридический факультет Московского университета. Там Островскому посещает лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору «Минина» и «Воеводы» впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. 1843 г. - Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен.

1843 г. - поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 -1 851 ). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

1847 г. - в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди - сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя». «С амый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля 1847 года С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание » .

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди - сочтёмся» (первоначальное название - «Банкрут», закончена в конце 1849 г.). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др.

«Он начал необыкновенно…» - свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса «Свои люди - сочтемся» произвела громадное впечатление. Ее называли русским «Тартюфом», «Бригадиром» XIX столетия, купеческим «Горем от ума», сравнивали с «Ревизором»; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось рядом с именами величайших комедиаграфов - Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.

После комедии «Свои люди - сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров - от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами - С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.).

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра.

1856 г . - Островский - постоянный сотрудник журнала «Современник» - сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859).

1865 г . - Островский создал Московский артистический кружок , основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные «Записки», «Проекты», «Соображения», предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства.

1860 -1 875 гг . - В это время Островский пишет пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863 г., «Шутники», 1864 г., «Пучина», 1865 г.), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин - Сухорук» (1861 г.; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864 г.; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866 г.), «Тушино» (1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868 г.), «Бешеные деньги» (1869 г.), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875 г.). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873 г.) - «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев занимает особое место в наследии Островского. В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра, и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». В «Снегурочке» поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А.Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.). Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

* театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

* неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

* ставка на всю труппу, а не на одного актёра;

* «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии «Не в свои сани не садись» в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского.

1853 г . - драматург вступил в гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

К этому периоду жизни драматурга относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции («Свои люди - сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами»), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины («Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.

1863 г . - Член-корреспондент Императорской Санкт - Петербургской Академии Наук.

1869 г . - после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

1875 -1886 гг . - Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878 г., «Последняя жертва», 1878 г., «Таланты и поклонники», 1882 г., и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии».

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник - это своего рода исследователь - «физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857 году, - «Не сошлись характерами»).

В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь - экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865 г.) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края.

Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником - после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично).

«Без вины виноватые» - последний из шедевров Островского. В августе 1883 года, как раз в пору работы над этой пьесой, драматург писал своему брату: «Забота писательская: есть много начатого, есть хорошие сюжеты, но…они неудобны, нужно выбирать что-нибудь помельче. Я уж доживаю свой век; когда же я успею высказаться? Так и сойти в могилу, не сделав всего, что бы я мог сделать?»

В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.

Островский не только учил, он и учился. Многочисленные опыты Островского в области перевода античной, английской, испанской, итальянской и французской драматической литературы не только свидетельствовали о его прекрасном знакомстве с драматической литературой всех времен и народов, но и по справедливости рассматривались исследователями его творчества как своеобразная школа драматургического мастерства, которую Островский проходил всю свою жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии «Укрощение строптивой»).

Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра») 2 (14) июня 1886 года в имении Щелыково, Костромской области, от наследственной болезни - стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав всего, что он мог сделать, но сделал он чрезвычайно много.

После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов «Диво» как «самый плодовитый драматург» (1993). Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены - это примета истинно народного писателя. В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.

2. Из истории постановки

Самая первая постановка прошла 1857 в Казанском театре (антреприза Милославского; Жадов - Дудукин, Юсов - Виноградов, Кукушкина - Стрелкова 1-я)

16 декабря 1857 , накануне премьеры в Малом театре, цензура отменила разрешение на постановку, и пьеса была снята с репертуара. Вторичное разрешение поступило в 1863 г .

27 сентября 1863 года - постановка в Александринском театре в бенефис Е.М. Левкеевой. (Вышневский - Григорьев 1-й, Вышневская - Е.М. Левкеева, Жадов - А.А. Нильский, Мыкин - П.И. Зубров, Юсов - Васильев 2-й, Белогубов - Ф.А. Бурдин, Кукушкина - Ю.Н. Линская, Полина - Подобедова 2-я, Юлинька - М.А. Спорова, Досужев - И.Ф. Горбунов, Стеша - В.В. Стрельская). Из последующих дореволюционных постановок Александринки: 1870 (Юсов - Виноградов), 1890 (Жадов - Дальский), 1893 , 1899 (Жадов - Самойлов, Полина - Домашева), 1913 (Вышневский - Корвин-Круковский, Жадов - Ходотов, Юсов - Варламов, Кукушкина - Стрельская, Досужев - Судьбинин).

14 октября 1863 - в Малом театре поставлена в бенефис Е.Н. Васильевой (режиссер Богданов, Вышневский - Дмитревский, Вышневская - Васильева, Жадов - Шумский, Мыкин - Колосов, Юсов - П. Садовский, Белогубов - Рассказов, Кукушкина - Акимова, Юлинька - А.П. Савина, Полина - Колосова, Досужев - В. Ленский) (1907 ; реж. Н. Попов, Вышневский - Айдаров, Вышневская - Яблочкина, Жадов - Остужев, Юсов - К. Рыбаков, Белогубов - Н. Яковлев, Кукушкина - О. Садовская, Досужев - М. Садовский).

Из последующих постановок:

· Оренбург, антреприза Рассказова (1876);

· Иркутск (1877);

· Екатеринбург, антреприза П.М. Медведева (1879);

· Армянская драматическая труппа (1880; Вышневский - Мнакян, Жадов - Адамян, Юлинька - Сирануш),

· театр Корша (1884 , Жадов - Солонин; 1901 , Жадов - Остужев, Кукушкина - Блюменталь-Тамарина; 1902 , Жадов - Чарин, Юсов - Петровский, Белогубов - Кригер, Полина - Мартынова, Досужев - Светлов); 1918 .

· Ярославль (1895, 1896);

· т-р «Драматического общества», Рига (1899),

· Харьков (1901);

· укр. т-р «Русская беседа», Львов (1906);

· театр «Соловцов», Киев (1909),

· укр. труппа под рук. Н.К. Садовского, Киев (1909; Вышневский - Садовский, Вышневская - Линицкая, Жадов - Марьяненко);

· театр Суворина, Петербург (1913 , реж. Гловацкий; Жадов - Самойлов, Юсов - В.А. Зубов, Белогубов - Топорков, Кукушкина - Корчагина-Александровская).

· Малый театр 13 марта 1917 . Отдельные сцены из спектакля; доход от спектакля поступил в распоряжение Московского совета рабочих депутатов.

· Губернский показательный т-р, Омск (1921),

· театр Революции, Москва (1923, 1932, реж. Мейерхольд; Вышневский - Лишин, Щагин, Вышневская - Богданова, Жадов - Бодров, Соловьёв, Мыкин - Лукьянов, Юсов - Дм. Орлов, Белогубов - Белокуров, Кукушкина - Васильева, Марченко, Юлинька - Деткова, Полина - Бабанова, Досужев - Старковский.

· Саратовский театр драмы (в роли Юлиньки - Дора Фёдоровна Степурина)

· Омский ТЮЗ (в роли Жадова - Вацлав Янович Дворжецкий)

· Малый театр (Николай Александрович Анненков исполнял роли Жадова и Белогубова )

· 1929 - Армянский театр имени Сундукяна в постановке Рубена Симонова (Вышневский - Вартанян, Кочарян, Жадов - Г. Нерсесян, Юсов - Манвелян, Белогубов - Вагаршян, Кукушкина - Гулазян, Юлинька - Гарагаш, Полина - Р. Вартанян)

· 1944 - Саратовский ТЮЗ

· 1967 - Московский театр Сатиры в постановке Марка Захарова (в роли Жадова - Андрей Александрович Миронов, Юленька - Татьяна Николаевна Егорова). (Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль «Доходное место» А. Островского (1967). Режиссер и художник В. Левенталь поместили Жадова (А. Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода. «Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве». … После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые) Энциклопедия Кругосвет об этой постановке:

· 2003 - Театр «Сатирикон» в постановке Константина Райкина.

Экранизации

1981 - «Вакансия» - фильм режиссёра Маргариты Микаэлян

2008 - «Взятки гладки» - фильм режиссёра Игоря Масленникова

3. Событийный анализ пьесы

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - в обществе правит власть денег.

Исходное предлагаемое обстоятельство исходного события - пора платить по счетам

· Исходное событие - Протест жены Вышневского

· Основное событие - Жадов решает жить по-своему

· Центральное событие - «Компромисс с собой»

· Финальное событие - «Расплата»

· Главное событие - «На перепутье»

островский пьеса писатель

4. Идейно-тематический анализ

Под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема -это проблема, раскрываемая автором на определенном материале . Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах - любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т.д. В зависимости от этической и эстетической позиции автора, предлагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художественного таланта тема произведения получает соответствующее решение. Понятие темы не такое простое, как кажется на первый взгляд, потому что оно часто смыкается, с одной стороны, с понятием художественного материала, с другой - с художественной идеей. Материал произведения - это бытовой и социальный фон, на котором разворачивается действие произведения. Так, тема любви и предательства может разворачиваться на любом фоне - деревенском, городском, историческом, космическом и т.д. Но среда, в которой происходит действие, будет накладывать свой отпечаток на специфику отношений между героями. Тема часто бывает тесно связана с художественной идеей произведения . Конечно, речь идет не об умозрительной идее, а о воплощении этой идеи в образах и сюжетной конструкции. В отличие от ученого, который свою идею, гипотезу доказывает опытами или формулами, писатель и драматург, используя художественные средства, показывают нам сотворенную ими реальность или фантазию.

Возвращаясь к пьесе «Доходное место», мы выделили следующий круг проблем, поднятых автором в пьесе: тема бедности, «неравный брак», коррупция власти, тема семьи, выбор жизненного пути, становление личности. В результате размышлений мы делаем следующие акцентировки:

Тема (как материал) - «бунтарство интеллигенции» как способ исправить общество

Тема (как проблема) - урок жизни;

Идея: за свои принципы нужно бороться до конца

Сверхзадача: пробудить личное желание участвовать в излечении старых язв современного общества

Конфликт: жить по совести или выгодно продаться

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы. Тематическое планирование по пьесе. Конспекты уроков по изучению произведения.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы "Гроза". Конспекты уроков по изучению пьесы "Гроза".

    курсовая работа , добавлен 04.12.2006

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного российского писателя Н.Г. Чернышевского. Начало и этапы литературной деятельности данного автора, анализ тематики и содержания выдающихся произведений, место в мировой литературе.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Театр в России до А.Н. Островского. От раннего творчества к зрелому (пьесы). Идеи, темы и социальные характеры в драматических произведениях автора. Творческое начало (демократизм и новаторство Островского), направления социально-этической драматургии.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2012

    Идейный пафос пьес А.Н. Островского. Определение места, которое занимают пьесы "Гроза" и "Бесприданница" в его литературном творчестве. Героини Кабанова и Огудалова как отражение русского женского национального характера. Сравнительный анализ образов.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления российского писателя Антона Чехова, место драматических произведений в его наследии. Новаторство Чехова в драматургии и анализ внутреннего мира его героев, тема любви в последних пьесах писателя.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Краткий биографический очерк А. Куприна как известного российского писателя, этапы его личностного и творческого становления. Жанры, в которых работал данный автор, его место и значение в мировой и отечественной литературе. Тематика произведений.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Краткий биографический очерк, этапы личностного и творческого становления известного российского литератора И.А. Гончарова. Основы периоды жизни Гончарова, его учеба и карьерное развитие. Анализ некоторых произведений писателя: "Обломов", "Обрыв".

    презентация , добавлен 06.11.2011

    "Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского - история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.

    анализ книги , добавлен 10.01.2008

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского писателя М.А. Осоргина. Этапы его обучения и первые издания. Политические устремления данного автора, основные причины его притеснений со стороны большевистских властей.

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - в обществе правит власть денег.

Исходное предлагаемое обстоятельство исходного события - пора платить по счетам

  • · Исходное событие - Протест жены Вышневского
  • · Основное событие - Жадов решает жить по-своему
  • · Центральное событие - «Компромисс с собой»
  • · Финальное событие - «Расплата»
  • · Главное событие - «На перепутье»

островский пьеса писатель

Идейно-тематический анализ

Под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема - это проблема, раскрываемая автором на определенном материале . Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах - любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т.д. В зависимости от этической и эстетической позиции автора, предлагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художественного таланта тема произведения получает соответствующее решение. Понятие темы не такое простое, как кажется на первый взгляд, потому что оно часто смыкается, с одной стороны, с понятием художественного материала, с другой - с художественной идеей. Материал произведения - это бытовой и социальный фон, на котором разворачивается действие произведения. Так, тема любви и предательства может разворачиваться на любом фоне - деревенском, городском, историческом, космическом и т.д. Но среда, в которой происходит действие, будет накладывать свой отпечаток на специфику отношений между героями. Тема часто бывает тесно связана с художественной идеей произведения . Конечно, речь идет не об умозрительной идее, а о воплощении этой идеи в образах и сюжетной конструкции. В отличие от ученого, который свою идею, гипотезу доказывает опытами или формулами, писатель и драматург, используя художественные средства, показывают нам сотворенную ими реальность или фантазию.

Возвращаясь к пьесе «Доходное место», мы выделили следующий круг проблем, поднятых автором в пьесе: тема бедности, «неравный брак», коррупция власти, тема семьи, выбор жизненного пути, становление личности. В результате размышлений мы делаем следующие акцентировки:

Тема (как материал) - «бунтарство интеллигенции» как способ исправить общество

Тема (как проблема) - урок жизни;

Идея: за свои принципы нужно бороться до конца

Сверхзадача: пробудить личное желание участвовать в излечении старых язв современного общества

Конфликт: жить по совести или выгодно продаться

Нам остается дать отчет о последнем из больших произведений Островского, о комедии его "Доходное место" . <...> Что сказать об этом загадочном, замечательном, неконченном и нестройном произведении — единственном нестройном произведении между всеми трудами Островского. <...> Если б комедия "Доходное место" казалась нам произведением, исполненным одних резких и легко подмечаемых недостатков, мы бы указали эти грехи без всякого затруднения, — но беда в том, что сказанная комедия с ее недостатками и достоинствами нелегко поддается критическому анализу.

Это хаос из странных красок, блистательных начинаний, драматических идей, самых безукоризненных, и дидактических тирад, самых необъяснимых. Все лица новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных, будто испорчены нарочно. В незначительных подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии — небывалое дело! — язык выходит книжным. Жадов, увлекающий нас драматизмом своей постановки, местами говорит тирады, будто взятые из журнала сороковых годов; Вышневский — московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей. Другие лица наполовину отделаны, наполовину испорчены непонятным произволом. Так, вдова Кукушкина, прямо взятая с натуры, однообразным тоном речей только и делает, что силится выдать скверную сторону своей личности, как будто бы она и без того не была ясна как нельзя более. В довершение всего, самый конец пьесы, резко прихотливый, все-таки оставляет интригу незаконченною и фокус света, ярко брошенного автором в этой части произведения, словно усиливает тьму, разлитую повсюду.

Где же именно, для довершения начатого нами сравнения, заключается тот уголок картины, который разителен по своему исполнению, где та удивительная подробность, из-за которой сильнейшие художники должны с почтением останавливаться пред комедиею "Доходное место"? <...> нас поражает не мелкая частность картины, выполненная художественно, но целая большая сцена, закончено выдающаяся вперед из всего, что есть в комедии неудавшегося исключением первого и последнего явлений. Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь сумрачным гостем; чиновники веселятся и по душе говорят между собою. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Может быть, Жадов улыбнулся при этом, но даже и тут Юсов не рассердился очень. "Мне можно плясать, — говорит старый чиновник, во всей ясности своего духа, — мне можно плясать. Я все в жизни сделал, что предписано человеку. У меня душа спокойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил; мне теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на Божий мир. Птичку увижу, и на ту радуюсь, цветок увижу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу. Помня свою бедность, нищую братию не забываю. Других не осуждаю, как некоторые молокососы из ученых. Кого мы можем осуждать? Мы не знаем, что еще сами-то будем... Вот ты нынче посмеялся, что я плясал, а завтра, может быть, хуже меня запляшешь. Может быть, и за подаянием пойдешь и руку протянешь. Вот гордость-то до чего доводит! Гордость, гордость! Я никого не боюсь! Я хоть на площади перед всем народом буду плясать. Мимоходящие скажут: "Сей человек пляшет, должно быть, душу имеет чисту!" — и пойдет всякий по своем делу!"

Речь эта вызывает громкое, неподготовленное "ура!" у Белогубова и других чиновников.

Нужно ли разъяснять силу и глубокое значение переданной нами сцены, нужно ли указывать ее важность в ряду всех положений комедии, нужно ли истолковывать значение этой непоколебимой самоуверенной веселости безнравственных членов общества перед единственным честным зрителем ее, зрителем, бедным по кар- ману, заподозренным по службе, горьким по семейной жизни и уже глубоко потрясенным в глубине своего со-знания? Изобразить подобный контраст невозможно из одной головы своей, как бы она умна ни была, тут действует сила истинного, непосредственного художника, хотя, по-видимому, пляска под машину и тирада старого взяточника — предметы далеко не говорящие вдохновенно. Таков результат истинно драматического призвания в писателе. Сцена Юсова, очевидно, вылилась сама, без подготовки, без остроумных соображений, и, вылившись, подавила собою всю комедию с ее достоинствами и грехами, со всем, что даже не должно бы быть в ней подавленным. Сцена, переданная сейчас, обозначает собой одну из высших точек, до которых когда-либо поднималось дарование Островского. Она менее поэтична, чем, например, пятый акт "Бедной невесты", менее потрясет вас, чем катастрофа комедии "Свои люди — сочтемся", но в ней есть своя особая перед ними сила, особая глубина житейской мудрости, способная удивить всякого, сколько-нибудь развитого ценителя.

Статья наша давно уже вышла из пределов обыкновенной журнальной рецензии, а мы еще не успели слова сказать о драматических сценах и отдельных драматических очерках г. Островского, которые и по достоинству, и по разнообразию своему одни могут служить поводом к статье весьма серьезного содержания. Только теперь, перечитавши эти небольшие произведения, одно за другим в общей связи и в общем сборе, достойно их оцениваешь и радуешься тому, что разбросанные сочинения нашего автора наконец собраны и изданы достойным образом. О том, что между разбираемыми нами вещами нет ни одной не заслуживающей внимания в каком бы то ни было отношении, что почти все из них отличаются первоклассными красотами, конечно, знает всякий любитель литературы, но еще не все читатели и даже далеко не все ценители отдали полную справедливость бесконечной многосторонности очерков, набросанных рукою г. Островского. Каким удивительным языком они написаны! <...> Сколько лиц, живых, истинных, очень часто типических, в высшем смысле этого выражения, восстает перед нами, чуть только мы захотим припомнить один за другим эти драматические очерки. Иные из лиц, нам представляющихся, годны для самой обширной и правильной комедии — к ним уже не добавишь ни одной дополнительной черты, ни одного лишнего штриха. Таковы Пузатов и Ширялов в "Семейной картине", старик Брусков в сценах "В чужом пиру похмелье", несравненная Серафима Карповна в пьесе "Не сошлись характерами", Надя и Василиса Перегриновна в "Воспитаннице".

Сколько других лиц, намеченных и обрисованных так, что их можно развивать по авторскому произволу, возводить в типы, делать действующими лицами новых, стройных произведений! Вспомним Поля Прежнева и Мишу Бальзаминова, которых жизнь, конечно, не исчерпана вся неудачным браком или изгнанием из дома богатой невесты, назовем Андрея Титыча Брускова, едва мелькнувшего перед нами, но имеющего все залоги замечательных положений в будущем. Но как перечислить все собрание побочных, второстепенных лиц, лиц, едва произносящих по нескольку фраз, лиц, не имеющих важного влияния на ход действия и, при всем том, новых, правдивых, верных действительности, умных и глупых, серьезных и забавных. Практическая и бойкая на язык Матрена, набитая дура Ничкина, так страдающая от жаркой погоды ("Праздничный сон до обеда"), купеческий сын Капитоша, декламирующий по-театральному, курящий махорку и обладающий басом, таким, что "словно кто из пушки выпалил" ("В чужом пиру похмелье"), глубокомысленные кучера, беседующие о военных предметах, сентиментальная m-me Прежнева и болтливая Улита Савишна ("Не сошлись характерами"), политик Потапыч и подьячий Неглинтов ("Воспитанница") — все эти лица едва составляют половину того, что следует быть замеченным. В разбираемых нами сценах, во всех без исключения, сама жизнь кипит и поминутно высказывается нам разнохарактерными сторонами, очень часто важными и печальными, еще чаще смешными и веселыми.

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

Урок по творчеству А.Н. Островского. А.Н. Островский. «Доходное место». Анализ конфликтных ситуаций в пьесе.

Цель урока:

    научить учащихся воспринимать и анализировать драматические произведения, выявлять противоречия и приемы их преодоления в сюжете литературного произведения;

    научить применять алгоритм решения противоречий в структурировании анализа драматического произведения;

    прививать любовь к изучению художественной литературы.

Задачи урока:

    Используя анализ внесистемных ресурсов, рассмотреть историю создания пьесы, смысл названия, значимые имена и фамилии героев пьесы.

    Научить учащихся рассматривать конфликт в драматическом произведение, используя методику ТРИЗ.

Оборудование: текст пьесы, таблица «Алгоритм решений противоречий».

Учащиеся побывали в «Чехов – центре» на премьере комедии в пяти действиях «Доходное место» А.Н. Островского.

Ход урока.

    Беседа. Вопросы к учащимся:

    Какие биографические сведения А.Н. Островского нашли отражение в пьесе «Доходное место».

Ответы учащихся:

    Служба в московском Совестном (1843 -1845), а потом в Коммерческом (1845 – 1851) суде. «Не будь я в такой передряге, не написал бы «Доходного места». (А.Н. Островский).

    Кто стал прототипом Акима Акимыча Юсова? (Чиновник Замухрышкин).

    Кем служил Островский в суде? (Писарем. Поэтому хорошо знал дела, рассматриваемые в суде).

    Какое получил образование? (Два курса Московского университета).

Учащиеся говорят о христианском мировоззрении драматурга, о

событиях, связанных с его женитьбой. Эти все данные о писателе сыграли особую роль в создании пьесы «Доходное место».

    Сообщение учащихся об истории написания пьесы.

писал в дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». Л.Н. Толстой оценил появление пьесы так: «Комедия Островского, по-моему, есть лучшее его произведение, та же мрачная глубина, которая слышится в «Банкруте», после него в первый раз, после него в первый раз слышится тут о мире взяточников – чиновников».

19 сентября 1857 года пьеса была разрешена драматической цензурой. Однако, накануне премьеры, которая должна была состояться в Малом театре 20 декабря 1857 года, стало известно о запрещении пьесы. Только через шесть лет, в 1863 году 27 сентября, в присутствии автора пьеса была сыграна в Александринском театре. Пьеса была восторженна принята публикой. В Малом театре впервые была поставлена 14 октября 1863 года.

    Ученикам предлагается высказать мнение по поводу смысла названия пьесы «Доходное место».

    Словарная работа.

Учащиеся в словаре находят объяснение слов «столоначальник» -

чиновник, заведующий «столом», небольшим отделом канцелярии; «Коллежский асессор» - гражданский чин VIII класса, дававший право на потомственное дворянство.

    Знакомство с действующими лицами пьесы и объяснение их значимых имен и фамилий:

    Аристарх Владимирович Вышневский – Аристарх – от греческого «лучший начальник». Фамилия от слова «В вышних» - усиливает значимый смысл фамилии чиновника высокого ранга.

    Василий Николаевич Жадов (племянник) - фамилия образована от глагола «жадать» - страстно стремиться, жадно желать.

    Аким Акимыч Юсов (старый чиновник, служащий под начальством Вышневского. От буквы ЮС – исчезнувшей буквы церковно-славянской азбуки. «Юсами» называли старых подьячих, бумажных крючкотворов, знатоков судейских ловушек.

    Онисим Панфилыч Белогубов (молодой чиновник, подчиненный Юсову). Онисим (греческое) – «полезный», Панфил (греческое) – «общий друг». Белогубый – безбородый и безусый, у кого молоко на губах не обсохло.

    Фелисата Герасимовна Кукушкина (вдова коллежского асессора). Фелиста (латинское) – «счастливая», Герасим (греческое) – «почтенный», Кукушкина – фигурально: беззаботная мать, покидающая детей.

    Досужев – Досужий – умелый, хороший знаток своего дела. Досужливый – свободный от дел, обязательных занятий. Оба этих оттенка в фамилии.

    Мыкин (приятель, учитель Жадова) – «мыкать горе», «мыкаться по свету».

    Рассмотрим тематику произведения.

Учащиеся составляют системный оператор тематики и зачитывают

экран «подсистема»:

    показан мир чиновников-взяточников II половины XIX века, их отношение к нравственным ценностям;

    моральные ценности построения семьи;

    отношения в семье между мужем и женой, матерью и дочерьми;

    жить честно? или «практично»?

О каких «гражданских слезах» говорил А.Н. Островский, о

«мрачной глубине мира взяточников – чиновников» говорил Л.Н. Толстой, давая характеристику пьесе?

«Смеются над чиновником, который жил на одну зарплату и уважают взяточника» (Жадов). Итак, какой аспект темы преобладает? Показан мир чиновников – взяточников II половины XIX века. (Жить честно? или «практично»?). Учащиеся отмечают, что тема актуальна сегодня, в XXI веке, только называется «мир коррупции».

    Конфликт в драматическом произведении – это двигатель сюжета.

Для того, чтобы проанализировать конфликт пьесы, необходимо

использовать алгоритм решения противоречий – элемент системы ТРИЗ.

Первый шаг называется: фиксация проблемной ситуации.

Задание: Определите минимальное количество действующих лиц, образующих систему, в которой возникла проблема. Сколько таких систем в пьесе? Составьте композицию конфликтующих образов. Составьте композицию проблематики.

    Композиция образов

(система, в которой возникла проблема)

Аристарх Вышневский – Анна Павловна, его жена.

Досужев

Жадов - Вышневский

Полина - Юсов

Кукушкин

Белогубов - Жадов

Юсов – Мыкин

Вышневский –

Юлинька - Досужев

Кукушкина – Юлинька

Полина

семьи: Вышневский – жена

Жадов - Полина

антиподы: Белогубов - Юлинька

Кукушкина - коллекционный асессор Кукушкин

(жена)

Учащиеся по группам составляют, объясняя причины конфликтной ситуации в каждой группе (системе). Каждую систему можно рассматривать отдельно.

    Композиция проблематики (можно использовать цитаты).

Определяется центральная. Нравоописательная:

1. Жить с чистой совестью и испытывать презрение общества или «жить практически взяточником и иметь уважение в обществе.

2. Любовь, супружеская верность, гармония отношений или расчет, «любовь за дары…». «Сердце жаждет другой любви – деньги».

3. Отношение «матери и дочери»:

а) «Они у меня не так воспитаны, к работе не приучены». «Я их готовила замуж за благородных людей».

б) образованность или безграмотность, мещанство, вещизм (критерии Кукушкиной). «Что нужно для образованной женщины?»: «чтобы хорошо была одета»; «чтобы прислуга была»; «спокойствие, отдалена от всего по своему благородству». «В нас благородство врожденное».

4. Бессовестная лесть, чинопочитание, прислуживание или честное служение. «Приятное искательство к начальству». «Я вас боялся, а теперь презираю». «Вы завидуете людям с чистой совестью. Это не купите не за какие деньги».

Второй шаг:

Задача: составьте системный оператор для элементов одной из проблем и запишите выявленное противоречие. (Проблемы по одной распределены между учениками).

Пример СО по проблеме: любовь, супружеская верность, гармония.

НС

1. Благословение.

2. Душа.

3. Семья Жадова.

«Благословение потомства».

«Слава для избранных» (Жадов)

С

Любовь (в семье)

Функция: духовное единство

«Детей будем в строгих правилах воспитывать».

«Правила, которые они знают, лучше, честнее тех правил, которыми руководствуется общество» (Жадов)

ПС

    Потребность в общении.

    Альтруизм(жертвенность)

    Понимание друг друга.

    Сочувствие и сострадание.

    «Одна душа».

    «Потребность в защите».

В какой части подсистемы возникла проблема между Жадовым и Полиной? Учащиеся по парам составляют системный оператор проблем и находят задачу, основной конфликт, причину возникновения конфликта. Составляют противоречие по формуле:

«Если (внести изменения), то (что будет хорошо), но (что будет плохо).

Пример. Если не жить с чистой совестью , как живут все, то будет доход, уважение в обществе. («Взяточником быть выгоднее» (Юсов)), но жизнь будет безнравственна, грешна, будет мучить совесть, и, соответственно, ответишь перед Богом за все, что делаешь. («Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда» Жадов).

Третий шаг.

Идеальный конечный результат, по которому сверяется решение конфликта. Система сама хочет изменений.

«Слава для избранных» (Жадов).

«Взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» (Жадов).

«Я вас боялся, а теперь презираю» (Жадов).

Четвертый шаг.

Анализ ресурсов. Учащиеся определяют, что для решения проблемной ситуации: жить честно? или «практично»? автор использует внутрисистемные, надсистемные ресурсы и ресурсы времени. Жадов говорит: «Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать… Одного утешения буду просить я у Бога : я буду ждать того времени , когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». « Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда ».

Пятый шаг.

Составление противоречия. Душа человека (изменяемый элемент должна стремиться к святости, праведности (требование 1) для того, чтобы не распространялись и не росли ложь, зло, насилие, и должна признавать себя греховной (антитребование 1) для того, чтобы знать, от чего избавляться, с чем бороться всю жизнь.

Шестой шаг.

Решение противоречия. А. Н. Островский имел христианское мировоззрение, поэтому решение в пьесе выглядит так: нравственное совершенствование возможно только в союзе с Творцом, который является источником любви, гармонии, света, святости. Жадов говорит: «Однако утешения буду просить я у Бога…» «Борьба трудна и часть пагубна; но тем больше славы для избранных; на них благословение потомства; без них ложь, зло, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный…».

Учащиеся подводят итог: к сожалению, пока растут ложь и зло, и не выросло еще то поколение, которое будет бояться суда общественного… Нам остается только, кА Жадову, просит утешения у Бога и трудиться над своею душой, чтобы в ней не побеждало зло, ведь по словам Достоевского, в душе ежедневно идет борьба между Богом и сатаною, между добром и злом. А человек всегда стоит перед выбором: с кем быть?... Так стоял и Жадов в пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Домашнее задание.

Используя алгоритм решения противоречий, сделать анализ проблемной ситуации в семье (на примере семей, показанных Н.А. Островским в пьесах «Гроза» и «Доходное место». Сравнительный анализ).

Цитатный материал (по пьесе «Доходное место»).

    «В его лета любовь еще не покупают» (Анна Павловна).

    «Любить даром?» (Кукушкина).

    «Пилите мужа» (Кукушкина).

    «У всех принято жить в роскоши» (Юлинька).

    «Все решительно холодны к мужьям» (Кукушкина).

    «У вас есть знакомые купцы, чтобы дарили материал на платья?» (Полина).

    «За глупость Бог счастье дал» (Полина).


Top