Художник василий поленов биография. Запоздалая любовь «рыцаря красоты» Василия Поленова: Неизвестные страницы личной жизни русского гения


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0017.jpg" alt="Московский дворик.

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0016.jpg" alt="Василий Поленов" title="Василий Поленов" border="0" vspace="5">


Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415827.jpg" alt="Больная. (1886).

Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/40_4.jpg" alt=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." title=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." border="0" vspace="5">


Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…

Вторая любовь Василия Поленова

По истечению пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.



Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0003.jpg" alt=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов." title=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879).

И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0019.jpg" alt="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов." title="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0005.jpg" alt="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " title="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " border="0" vspace="5">



И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" alt=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" vspace="5">


Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она , чем и стала знаменита.

Заросший пруд

“Этот незаурядный русский человек,
как-то сумел распределить себя между российским
озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима,
горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники,
его Христос - как мог он совместить в своей душе
это острое и красочное величие с тишиной простого
русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и
над его тихими озерами веет дух божества?”
Федор Шаляпин

Поленов, Василий Дмитриевич.Портрет работы И.Репина

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем:

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.


Фильм 1. Живопись,пейзажи.

Фильм 2. Историческая и жанровая живопись

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье.

Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры.

"Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе
со своим братом Алексеем на физико-математический факультет
(естественный разряд) Петербургского университета.
Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает
Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах,
но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному
искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.
Не прекращает Поленов и занятий музыкой.
Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и
сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись
в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в
1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем
Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира".
Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный
характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила
черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины.
Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки,
тянущей худенькую руку к Христу.
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль,
а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу
«Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году,
Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии.
Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в
Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»,
обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Арест гугенотки, графини д"Этремон. 1875

Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства.
Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя
былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.),
картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Сказитель былин Никита Богданов. 1876
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны,
в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире
наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3).
По окончанию войны поселился в Москве.

После много путешествовал.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и
по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет,
откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница»,
а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой
для себя манере письма.


Христос и грешница

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим,
каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого,
что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его
еще в период обучения в Академии художеств.
С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.

Венеция

Венеция. Каналы и трубы

"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов,
- какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого
не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не
историческая живопись является его настоящей стихией.
Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей.

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин,
И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись.


Бабушкин сад

Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые,
песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически
сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.
Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем
естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни,
ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу,
Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не
рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое
показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского
дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой,
что сообщает их существованию смысл и поэзию.
Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке
Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину
«Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке.
А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная
у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.


Московский дворик.ГТ Г

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой
ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает
на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал
Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы -
с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти
провинциальным стилем жизни.
Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника).
Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим
теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито
роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки,
вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь...
Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового
жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит,
поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью
христианства.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в
Алексинском уезде, Тульской губернии, на высоком берегу над Окой.

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному
оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские.
Усадьба была названа Борок.
Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный
вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников»,
а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для
грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909.
Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала
центральном событием в мире живописи.


За Кого Меня Почитают Люди

Среди учителей

Привели Детей.1890-1900
В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»

Дмитриевича Поленова, особенно в той его части, где художник является создателем лирического, «интимного» пейзажа, оказало сильнейшее влияние на все последующее развитие русского искусства.

У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Головин, С. Иванов, А. Архипов, и много других русских художников.

В. Д. Поленов родился 1 июня 1844 года. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов поступил в Академию художеств, сначала вольноприходящим, а затем, с 1866 года, был зачислен уже в качестве студента в мастерскую одного из лучших академических профессоров, Чистякова. Занимаясь в академии, Поленов одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1871 году он окончил университет, а в 1872 году академию, получив высшие награды и заграничную командировку за картины «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира». За границей он посетил Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим и Париж.

В Париже , куда Поленов приехал из Италии, он прожил до 1876 года. Одновременно с ним там жили другие пенсионеры
Академии художеств: И. Репин, К. Савицкий, П. Ковалевский, составлявшие все вместе дружную семью. Здесь под влиянием мюнхенских исторических живописцев и отчасти таких французских художников, как Деларош и Реньо , Поленовым были написаны его первые картины на исторические сюжеты, взятые из европейской истории.

Это были картины «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875); за последнюю он получил звание академика. Оба эти произведения написаны в духе тогдашних образцов исторической ядавописи. Под изящной декорацией и театральной бутафорией не чувствуется ни подлинной драмы, ни подлинного проникновения в исторический дух изображаемой эпохи. Работы эти еще настолько академичны, что без всяких оговорок были одобрены и приняты тогдашней академией.

Но в то же время у Поленова пробуждалось стремление к красочности, яркости и чистоте тонов. Из художников особенно сильно влиял на Поленова испанец Фортуни . В письме к И. Н. Крамскому Поленов пишет: «Но меня лично охватил и поглотил один художник [Фортуни ], произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время... Он соединяет с строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным чувством цвета (его картины, если можно так выразиться, серебристо-перламутровые ) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только бывает, и поэтому до поразительности новое и своеобразное...»

Влияние Фортуни несомненно можно проследить в колорите Поленова, но не исключительно к нему присматривался в это время наш художник. По его нормандским этюдам, например «Рыбацкая лодка в Этрета» (1874), по колориту эскиза «Блудный сын» .(1874) совершенно определенно можно судить о его знакомстве с импрессионистами, хотя в его высказываниях нигде нет упоминания ни о них, ни о барбизонцах, с которыми он также знакомился. Нормандские этюды Поленова говорят о его увлечении пейзажами, о стремлении насытить их цветом, о колористических поисках серебристо-перламутрового тона.

С таким двойственным багажом - реалистического живописного ощущения природы и исполненных театральности исторических картин - возвращается Поленов в Россию.

Вернувшись в Россию в 1876 году, Поленов и здесь думал продолжать работу над историческими картинами, но в это время его отношение к задачам искусства сильно изменяется. В письме к Крамскому он пишет: «Начал работать в деревне, сфотографировал [так называет Поленов работу с натуры] мужичка и кое-что другое; Репин одобрил, говорил, что другой человек писал, что парижские вещи в сравнении с этими фотографиями - без натуры писаны». Судя по этому письму, можно заключить о пробуждении в художнике интереса к окружающей жизни, а следовательно, удалении от театрального историзма, об интересе к национальным мотивам и, наконец, о реалистическом подходе к действительности.

В это время Поленов задумывает серию картин из русской истории. Он переселяется из Петербурга в Москву и, ставя задачей реальную трактовку исторического сюжета, пишет серию блестящих по краскам этюдов кремлевских теремов. Но на этом работа обрывается. Началась сербско -турецкая война, а потом и русско -турецкая, и Поленов отправляется на фронт в качестве художника. Только после возвращения с фронта, в 1879 году, художник вступает в Товарищество передвижных выставок, с главными членами которого - Репиным, Крамским, Савицким-он был еще задолго до этого в самых близких отношениях. Поленов, в сущности, никогда не принадлежал к основному ядру «передвижников». Он медленно, с величайшей осторожностью подходил к вопросу о вступлении в члены товарищества. Вместе с тем он не очень охотно порывал и с академией. В одном из писем к Крамскому он пишет: «Окончательно разорвать с ней не приходится - пользы от этого выйдет мало, а себе навредишь; положение, как видите, не очень приятное. Конечно, можно было бы идти напролом, ну да на это, чувствую, сил не хватает; что делать - слаб, сам в том сознаюсь». Поленов точно чувствовал, что впереди в его творчестве скажутся еще академические влияния, что должен появиться его академический «Христос и грешница».

Но не в этой картине и не в других из цикла, посвященного христианским легендам, сила и значение поленовского творчества. Да передвижной выставке 1879 года он был представлен картинами «Бабушкин сад», «Московский дворик» и «Лето», составившими целую эру в развитии русского пейзажа и знаменовавшими поворот в его собственной художественной деятельности, Этими картинами Поленов создал новый вид пейзажа - пейзажа интимного и лирического. В этих своих пейзажах художник порывает с условностью, он выходит на солнце, тени приобретают богатство оттенков и мягкость отношений, воздух пронизывает пространство картины. Эти поленовские пейзажи, конечно, еще далеки от живописного понимания пленэра импрессионистами, но в то время они были так новы, что явились откровением для многих художников.

Световые отношения вообще увлекали Поленова. Об этом свидетельствует и созданная в 1886 году картина «Больная», где удачно разрешена задача передачи раннего, еще совсем синего утреннего света с искусственным освещением - желтым светом лампы под зеленым абажуром.

В начале 80-х годов Поленов задумывает серию картин на сюжеты библейских и евангельских легенд. Подобно тому как он начал с изучения обстановки для неосуществленных картин 1из русской истории, так и теперь он начал с изучения природы и обстановки, среди которой протекало действие. Для осуществления этой задачи с ноября 1881 года по апрель 1882 года Поленов путешествует по Востоку (Палестине, Сирии), Греции и Египту и привозит оттуда множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды произвели в художественной среде того времени потрясающее впечатление. Никогда еще до них не было такого вторжения солнца и воздуха, игры света в освещенных красочных тенях, такой тонкости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных тонов. Этюды разрешали задачу воздушной перспективы, то есть передачу впечатления большей или меньшей удаленности предметов при помощи этих оттенков.

В восточных этюдах Поленова чувствуется дальнейшее движение художника на пути к овладению пленэром, к обогащению живописи оттенками цвета. И вполне понятно, что только под руководством Поленова мог сложиться блестящий художник, первый русский импрессионист К. А. Коровин.

Результатом путешествия на Восток явилась большая картина «Христос и грешница» (1887). Несмотря на ее реализм, выразившийся в изучении типов и местности, в композиции картины, стремящейся передать правдоподобие всей сцены, она все же сохраняет много связи с традиционным академическим стилем. Тем новым, что содержится в ней по сравнению с академическими картинами, является пейзаж. Пейзаж у Поленова не только дополнительный фон, на котором разыгрывается сцена,-пейзаж играет здесь самостоятельную роль. Если в «Грешнице» это сказывается еще не столь ясно, хотя и здесь мы видим справа группу кипарисов и уходящие вдаль холмы, то в других картинах из цикла библейских легенд пейзаж играет еще более значительную роль, а зачастую преобладает над основным действием картины - психологическая драма отступает на второй план. В этом цикле картин Поленов ставит своей задачей показать человека среди природы, его слияние с ней.

По завершении в 1909 году цикла библейских картин Поленов окончательно обратился к пейзажу. Из неоднократных поездок за границу (1887-1896) и в Крым он вывозил много этюдов, в которых преследовал все те же задачи. Большого внимания заслуживают его окские пейзажи, писанные им в своем имении Бехово на Оке, близ Тарусы, где им после революции был создан музей и где он умер.

Если значительна роль Поленова как новатора, обогатившего русскую живопись новыми световыми и цветовыми отношениями, то не менее значительны его общественные заслуги как пропагандиста театрального искусства в толще рабочей массы еще задолго до революции.

Исконная любовь Поленова к красочной живописной стихии еще в молодости привлекла художника к театру. Его деятельность как театрального декоратора началась в Абрамцеве, в кружке молодых художников (Репин, братья Васнецовы, Серов, К. Коровин, Нестеров, Врубель и др .), (группировавшихся вокруг семейства мецената С, И. Мамонтова. В Абрамцеве Поленовым был написан ряд пейзажей и театральных декораций как для абрамцевского театра, так и для мамонтовского театра в Москве. Впоследствии из этого театра выросло большое оперное предприятие Мамонтова, имевшее в те годы Заслуженную известность. Поленов был приглашен декоратором в мамоитовскую оперу и внес много нового и интересного
по замыслам и краскам в область театрально-декоративного творчества. |

Любовь к театру привела его к пропаганде театрального искусства в широких трудовых массах старой России. В 1912 году при Союзе сценических деятелей была организована секция народного театра. После распада союза, как организации демократической, секция народного театра нашла себе приют в Русском техническом обществе, откуда перешла в Московское общество народных университетов. К этому времени председателем ее был избран В. Д. Поленов, сохранивший этот пост до 1920 года-времени своей болезни и окончательного переселения в Бехово . На собственные средства Поленовым был выстроен дом, в котором должна была работать секция. Впоследствии (1927-1928) отсюда выросла другая, уже гораздо более широкая организация - Центральный дом народного творчества им. Крупской.

За художественные и общественные заслуги Поленову в 1926 году было присвоено звание народного художника Республики.

Как мы уже говорили, значение Поленова как создателя лирического пейзажа, как предшественника и учителя Левитана, К. Коровина и многих других русских художников огромно. Во всех его произведениях, будь это чистый пейзаж или жанр па тему библейской легенды, всегда выступает на первый план одно главное действующее лицо - солнце, солнечный свет со всеми его бесконечно многообразными оттенками. Картины Поленова проникнуты бодростью и жизнерадостностью, они зовут к любованию природой и миром, являя нам образцы свежего реализма, и потому их значение велико.

Во второй половине 19 века начинается подъём русской пейзажной живописи, одним из ярких представителей данного направления живописи является выдающийся художник Поленов Василий Дмитриевич. Его кисти принадлежат такие работы как "Московский дворик", "Золотая осень", "Бабушкин сад" и др. Данная статья посвящена описанию биографии, творчества знаменитого художника.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

В. Д. Поленов в годы студенчества

В 1861 году Василий Поленов поступает учиться в мужскую гимназию, которая располагалась в Петрозаводске. После окончания обучения в гимназии будущий художник в 1863 году поступает в Санкт-Петербургский университет на факультет физико-математических наук. Но Поленов не оставил свое увлечение живописью, и после окончания занятий на факультете посещал художественную академию. Помимо занятий рисованием юноша увлекался пением, он часто посещал оперный театр и пел в студенческом хоре. Вскоре совмещать учебу в университете и занятия живописью стало довольно сложно, и Василий решает взять академический отпуск и полностью посвятить свое время рисованию. В 1867 году Василий Поленов оканчивает художественную академию с серебряной медалью. После этого юноша возвращается в университет, но переводится на другой факультет - юридический.

Взрослые годы

В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему "Воскрешение дочери Иара". В финал конкурса вышли два художника - Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.

Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной "Нормандский берег". В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.

После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи - интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.

В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений "Разлив на Оке", которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

Поленовский дом

Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала "Народный театр". Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.

Обзор творчества художника. Картина Василия Поленова "Московский дворик"

После возвращения Поленова в 1877 году из-за границы, где художник знакомился с полотнами выдающихся художников мира, он останавливается в Москве и снимает квартиру недалеко от храма Спаса на Песках. Именно вид из этого окна послужил для художника идеей написания картины. В 1878 году представляет Василий Дмитриевич Поленов "Московский дворик" на выставке передвижников. Это была его дебютная работа в этом обществе, и сам он называл её пробной. Но к его большому удивлению, картина имела оглушительный успех, а его самого сделала одним из самых узнаваемых художников своего времени. После окончания выставки полотно Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" было выкуплено Третьяковым для своей галереи.

Описание картины

На картине представлен обычный московский двор второй половины 19 века, с его стоящими по соседству особнячками и более простыми домами, сверкающими на солнце куполами храмов и заросший травой. На заднем плане крестьянская девушка, неся ведра, идет по тропинке к колодцу, а рядом с ней деловито пасутся куры. Недалеко от неё, греясь в лучах солнца, стоит запряженная лошадь, она ждет своего хозяина и в любую минуту готова отправиться в путь. На среднем плане можно увидеть трех маленьких детей, двое из них что-то рассматривают в траве, а третий находится от них отдельно и плачет, но никто не обращает на него внимания. На переднем крае изображена девочка чуть постарше тех трех, она очень увлеченно рассматривает сорванный цветок. В целом на полотне художник изобразил будничную суету, которая прекрасна своей повседневностью и безмятежностью.

Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Отличительной чертой творчества Василия Дмитриевича является то обстоятельство, что художник умел передавать в своих картинах настроение персонажей. «Бабушкин сад» является ярким доказательством этого. Полотно создавалась Поленовым в то же время, и в том же месте, что и «Московский дворик». Данная картина совмещает в себе пейзаж с жанровой сценой.

Описание картины

На переднем плане художник изобразил двух людей, внучку и ее престарелую бабушку, они вместе прогуливаются по дорожке, которая проходит через давно не ухоженный сад. Бабушка одета в старый наряд темного цвета, а внучка одета по моде того времени, в платье нежно-белого цвета. Фигуры бабушки и внучки являются противопоставлением старого и нового времени. Это еще подчеркивает старинный особняк на заднем плане, который был некогда величавым и ухоженным, но сейчас дом сильно обветшал и потерял свое былое величие. Но все же просмотр картины не вызывает чувство печали, а скорее, вызывает чувство ностальгии по ушедшему времени и вселяет надежду на светлое будущее.

Картина Василия Поленова "Золотая осень"

Данная картина была написана В. Д. Поленовым в 1893 году в своей усадьбе Борок, расположенной на берегу реки Оки. К пейзажной тематике Василий Дмитриевич пристрастился еще во время заграничной поездки с Ильей Репиным, и она стала занимать важное место в его творчестве. Отличительными чертами пейзажа Поленова являются чистота цвета, чёткость рисунка, скрупулезно выверенная композиция. Картина Василия Дмитриевича «Золотая осень» является ярким представителем подобного стиля художника.

Описание картины

На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра - интимный пейзаж.

Таким образом, Василий Поленов - это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /1 июня/ 1844 года в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец - Дмитрий Васильевич Поленов /1806–1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать - Мария Алексеевна Поленова /1816–1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова, была детской писательницей и талантливой художницей.

Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П. П. Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга - Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии.

За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой », - писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.

80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Иванова.

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил ».

Хроника жизни

1855
Постройка дома в имении Имоченцы Олонецкой губернии.

1858
Знакомство с картиной А. А. Иванова «Явление Христа народу», выставленной в Академии художеств в Петербурге.

1859
Начало уроков рисования и живописи у П. П. Чистякова. Посещение класса Ф. И. Иордана в Академии художеств.

1861–1863
Переезд в Петрозаводск. Окончание гимназии, экстерном получен аттестат для поступления в университет.

1863
Одновременное поступление на физико-математический (юридический) факультет Петербургского университета и в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Знакомство с И. Е. Репиным.

1864
Перевод в натурный класс Академии художеств.

1865–1871
Учеба в Академии художеств у А. Т. Маркова, П. В. Васина, П. М. Шамшина, А. Е. Бейдемана, К. В. Венига.

1868
Возобновление занятий в университете на юридическом факультете.

1869
Малая золотая медаль за программу «Иов и его друзья» в Академии художеств.

1871
Окончание Петербургского университета со званием кандидата прав. Окончание Академии художеств со званием «живописца портретного и исторического жанров». Большая золотая медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право от Академии на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

1872–1876
Пенсионерская командировка.

1872–1873
Путешествие по Германии и Швейцарии, Италии. Рим: первый живописный эскиз для картины «Христос и грешница». Знакомство с С. И. и Е. Г. Мамонтовыми.

1873–1876
Париж. Работа в мастерской Репина на Монмартре, затем – в своей мастерской.

1873
Первое посещение подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Поездка в Париж.

1874
Картина «Право господина» выставлена на Весеннем Салоне в Париже. Посещение вечеров в доме А. П. Боголюбова. Знакомство с А. К. Толстым, В. А. Серовым, И. С. Тургеневым; салон Полины Виардо, встречи с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном.

июль – август
Вёль в Нормандии: этюд «Белая лошадка».

1875
Создание картины «Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон». Поездка в Лондон. Работа над картинами "Заговор гёзов", "Блудный сын" (не закончены), «Семейное горе».

1876–1877
Участие в качестве добровольца Cербо-Черногорско-Турецкой войне, где находится до конца ноября. За участие в сражениях был награжден медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Во время пребывания на фронте выполняет этюды маслом и многочисленные рисунки.
Работа над картиной «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».
Выставка в Академии художеств картин и этюдов, выполненных в пенсионерский период. Звание академика.

1877–1878
Переезд в Москву. Создание картин «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка (художник-декоратор и актер).

1879
Создание картины «Заросший пруд». Жизнь летом в Абрамцеве.

1880–1881
Работа над картиной «Больная». Жизнь летом в Абрамцеве. Создание архитектурного проекта и эскизов внутреннего убранства церкви в Абрамцеве.

1881–1882
Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной «Христос и грешница»: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина и Сирия, Греция.

1882
Участие в создании интерьера церкви в Абрамцеве. Женитьба на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858–1931). Начало преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Ученики: А. Я Головин, К. А Коровин, И. И. Левитан, Л. О. Пастернак, Э. М. Татевосян и др. Создание эскизов декораций к спектаклю мамонтовского кружка «Алая роза» по пьесе С. И. Мамонтова.

1883–1884
Поездка в Италию. Работа над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница» в мастерской в Риме. Участие осенью 1884 года в создании Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Рисовальные вечера в доме Поленовых.

1885
Выставка этюдов из путешествия на Восток 1881–1882 годов (ТПХВ). Создание в размер полотна графического варианта (уголь) картины «Христос и грешница».

1886
Заканчивает картину «Больная». Работа над картиной «Христос и грешница» в московском доме С. И. Мамонтова.

1887
Картина «Христос и грешница» – на выставке ТПХВ.
Путешествие с К. А. Коровиным по Оке.

1888
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме. Совместная работа с К. А. Коровиным, И. С. Остроуховым, В. А. Серовым, И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым. Завершение работы над картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

1889
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме.

1890
Париж. Картина «На Генисаретском озере» («Мечты») – на выставке в Салоне Мейсонье.
Покупка имения Бёхово на Оке; обмен с местными крестьянами земли Бёхова на земли на берегу Оки.

1890–1910
Работает над картинами цикла «Из жизни Христа» и одновременно над рукописью «Иисус из Галилеи».

1891
Работа по реорганизации Академии художеств.
Начало строительства по собственному проекту усадебного дома в Борке. Создание картины «Ранний снег».

1892–1893
Обустройство дома в усадьбе Борок как музея.
Создание картин «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень». Работа над проектом церкви технического училища в городе Кологрив Костромской губернии.

1894
Окончание работы над картиной «Мечты».

ноябрь
Поездка в Рим.

1895
Рим: работа над картиной «Среди учителей». Строительство Адмиралтейства и Фахверка в усадьбе Борок.

май
Путешествие в Париж.

1896
Окончание работы над картиной «Среди учителей».

1897–1898
Эскизы декораций к «Орфею» Глюка в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Начало работы в Комитете по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве.

1899
Второе путешествие на Восток. Продолжение работы над циклом картин «Из жизни Христа».

1902
Работа над проектом стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

1903
Создание проекта церкви для села Бёхово.

1904
Строительство по своему проекту мастерской – Аббатства – в усадьбе Борок. Продолжение работы над евангельским циклом.

1906
Завершение строительства церкви в селе Бёхове.
«Мое художественное завещание». Постановка оперы Поленова «Призраки Эллады» в большом зале Московской консерватории.

1907
Освящение храма Святой Троицы в Бёхове.
Путешествие по городам Германии и Италии.

1909–1910
Выставки картин цикла «Из жизни Христа» (Петербург, Москва, Прага).

1910
Путешествие по городам Германии.

1911
Путешествие по городам Франции, Испании, Греции. На средства Поленова строится школа в селе Страхово, расположенном рядом с Бёховым.

1914
Выставка картин цикла «Из жизни Христа» в Москве в пользу раненых солдат Первой мировой войн.

1915
Строительство дома для Секции содействия фабричным и деревенским театрам (с 1921-го – Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова) по проекту Поленова в Москве на участке земли, купленном на его средства.

1918–1919
Жизнь в усадьбе Борок. Работа поленовского крестьянского театра.

1920–1921
Работа над световым театром-диорамой «Кругосветное путешествие»: создано 65 картин.

1924
Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к восьмидесятилетию со дня рождения художника.

1926
Присвоение Поленову звания Народного художника Республики.

1927
июль
18 июля - кончина художника в Борке: похоронен на кладбище в Бёхове.

1939
Дар государству от семьи Поленовых коллекций музея. Усадьба Борок переименована в музей В. Д. Поленова.


Top