Композиция произведения мцыри. Конспект урока по литературе на тему: «Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо­настырь, он был оставлен на попечение монахам рус­ским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монаше­ский обет», как вдруг решился на побег в одну из не­настных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни глав­ного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма со­стоит из вступления, краткого рассказа автора о жиз­ни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступле­ния, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

Немного лет тому назад,

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой...

В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блажен­ных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внут­ренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик без­молвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, по­павшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не пред­назначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и со­жгла. Она мечты» его «звала От келий душных и мо­литв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единст­венное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контра­стирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой на­столько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

С 8-й главы начинается повествование о трехднев­ном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказы­вает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его заве­щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле­да не проложить уж никогда», послушник готов уме­реть. Те три дня, которые он провел на воле, стали са­мым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холод­ный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой

С лица кончины хладный пот,

Он мне про милую страну...

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читате­ля на характере главного героя.

Поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо-го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо-настырь, он был оставлен на попечение монахам рус-ским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монаше-ский обет», как вдруг решился на побег в одну из не-настных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни глав-ного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма со-стоит из вступления, краткого рассказа автора о жиз-ни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступле-ния, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

Немного лет тому назад,

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой...

В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блажен-ных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внут-ренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик без-молвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы — образ несчастного юноши, по-павшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не пред-назначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и со-жгла. Она мечты» его «звала От келий душных и мо-литв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря-чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единст-венное его желание — быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контра-стирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой на-столько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

...Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

С 8-й главы начинается повествование о трехднев-ном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказы-вает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его заве-щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле-да не проложить уж никогда», послушник готов уме-реть. Те три дня, которые он провел на воле, стали са-мым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Един-ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холод-ный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни-манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой

С лица кончины хладный пот,

Он мне про милую страну...

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читате-ля на характере главного героя.

«Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме»

Планирование урока литературы в 8 классе.

1. Учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, 8 класс

    Тема урока: Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме.

    Тип урока:

    Цель: Разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы.

    Задачи:

- обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;

- развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.

- воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.

6. Оборудование: текст поэмы «Мцыри», демонстрационный материал с иллюстрациями к поэме, виды горного пейзажа картин М.Ю.Лермонтова, портрет М.Ю.Лермонтова.

План урока

    Орг.момент

    Вступительное слово учителя

    Беседа с классом

    Слово учителя

    Заключительное слово учителя

    Объяснение домашнего задания

Ход урока

I. Орг.момент (3мин.)

    приветствие

    проверка рабочих мест

    Постановка основного вопроса

Здравствуйте, ребята!

Проверка присутствующих на занятии, текстов, оборудования.

На прошлом уроке мы с вами писали тест по «Капитанской дочке». (Озвучиваю оценки)

Мы с вами уже читали поэму « Мцыри», и вы даже учили отрывок наизусть. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и роль описаний природы.

«Могучий дух, огненная душа, сосредоточенное чувство».

В.Г.Белинский

.

Дети здороваются, и помогают учителю в проверке посещаемости.

II .Вступительное слово учителя (5- мин.)

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, надеюсь вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»

III .Беседа с классом. (10-20мин.)

Давайте вспомним текст поэмы.

- Какова тема поэмы «Мцыри»? (Тема «Мцыри» изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

- Какова идея произведения? (Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

- Каков сюжет поэмы? (Сюжет прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского житья, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри вновь попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.

- Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?

- Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?

- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

- Что составляет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

- Как показаны события в поэме?

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

- Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?

Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.

- Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? (картины пейзажа родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам из монастыря. Мцыри убегает «в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле»)

Ученики отвечают на вопросы

IV .Слово учителя (3мин.)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встречаемся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пушкинские герои рвут связи со своим привычным миром, а лермонтовский герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный.. Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец». Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.

V . Заключительное слово учителя (3 мин.)

В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

- Давайте подведем маленький итог.

Выставление оценок за работу на уроке.

Итог подводят ученики

VI . Объяснение домашнего задания. (1мин.)

Ученики записывают задание в дневники

Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы. А вот композиция и сюжет имеют свои особенности.

Произведение разделено на две части, которые неравны между собой. В первую часть входят две первых главы, которые повествуют о месте, где происходили события и жил герой до момента событий, которые с ним происходят. В второй главе вырисовывается сюжет. Главным персонажем является мальчик с Кавказа, которого привезли в монастырь. Он так и остался там после своей длительной болезни. Тут он воспитывается, учит язык и готовится к обряду пострига, но как-то ночью, в грозу он исчез. Его искали в течение трех дней, но когда находят, то он почти без чувств. Но из последних сил он смог произнести исповедь.

Как раз во второй главе показана вся судьба Мцыри. Автор предоставляет возможность своему герою самостоятельно раскрыть свою душу. Все о чем он переживал, поиск свободы, а также отчаяние от неудач, которые его постигли, были вложены в двадцать четыре главы произведения. И чтобы раскрыть внутренний мир героя как он есть, автор выбирает исповедь.

В композиции произведения присутствуют все элементы, в правильном порядке. К экспозиции относится повествование о его жизни в монастыре, завязка - его побег, ну а развязкой - смерть героя. Композиционной особенностью произведения является соотношение временных планов. Лермонтов делает основной акцент на тех днях, которые Мцыри провел на свободе. Он подчеркивает их важное значение.

Основным элементом любого произведения - кульминация и здесь ей является борьба героя и барса. Он помимо одержанной победы еще сливается с природой. Но его торжество омрачает ненависть, которая есть к сопернику. Он восторгается красотой битвы.

Природа также является персонажем, и все ее проявления. Это происходит, потому что сам мальчик говорит о себе, как о дите неволи, «цветок», выращенный за стенами. А луч солнца является метафорой и означает в данном случае свободную жизнь, которую вполне можно загубить, что и происходит. Но «три блаженных дня», которые он провел на природе.

Главным врагом можно считать общество и войну, которые искалечили его судьбу. Но общество всего лишь подтекст в поэме. Мцыри говорит о том, что он умрет сиротой и рабом, но, тем не менее, он не обвиняет никого. Выращенный чужими людьми он теперь не знает своей культуры, она ему чужда и не знакома. И единственный выход – это смерть, которая навязана не сюжетом, а разрешением конфликта.

Действие начато в монастыре, там же оно и заканчивается. Поэтому композиция у произведения замкнутая. И только благодаря этому сильно звучат любимый мотив автора – мотив рока. Грамотно построенная композиция помогает как нельзя точно и полно раскрыть трагедию Мцыри и даже поднять произведение до романтических вершин.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Важность книг (важность чтения для человека)

    Книги являются неоспоримым источником знаний. Человек, который читает книги совершенствуется, развивает свой кругозор, логику, мышление, улучшает свою память.

  • Главные герои произведения Лесной царь Жуковского

    Главными героями баллады являются мужчина и его сын. Сюжет же данного произведения был взят из одной легенды.

  • Анализ произведения Быкова Журавлиный крик

    Василь Быков знаменитый литератор из республики Беларусь. Подавляющее большинство его творений изображают трудные боевые годы, а также время после окончания войны. Все эти нелегкие времена писатель пережил сам

  • Образ и характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Герой М. Ю. Лермонтова Грушницкий, в первый раз появляется в эпизоде под названием «Княжна Мэри». В общем-то, этот эпизод является последним, в котором вообще упоминается этот персонаж, так как в этой части он погибает от руки Печорина.

  • Основные мотивы лирики Пушкина 9, 10 класс сочинение

Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» М. Лермонтова

Поэма "Мцыри- романтическое произведение. Сюжет Ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно "к плену он привык, "был окрещен святым отцоми "уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет, как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами "в степи без чувстви возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

Немного лет тому назад,

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой...

В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех "трех блаженных днях, которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он "знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь, в нем жила, "Изгрызла душу и сожгла. Она мечтыего "звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел "на воле. Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что "на родину следа не проложить уж никогда, послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его "труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мукего "не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье на имя темно


Top