Значение слова холл. Что такое холл? Примеры употребления слова холл в литературе

ВЕСТИБЮЛЬ, ФОЙЕ И ХОЛЛ

Какие помещения внутри здания называют этими словами? Их следует различать, хотя значения этих слов в какой-то мере близки.

Слово вестибюль означает «большое помещение перед входом во внутренние части какого-нибудь здания». Чаще всего вестибюлем называют помещение при входе в общественное здание или в большой жилой дом. Например: вестибюль метро; В новой школе просторный и светлый вестибюль; Ежедневно, приходя на работу, я встречал своего приятеля в вестибюле и т. д. Слово это по происхождению латинское: vestibulum означало «преддверие, портик при входе».

У слова фойе значение, может быть, более узкое и специальное. Это особое помещение, зал, предназначенный для зрителей. Зрители находятся в фойе или перед началом представлений, сеансов, или во время антрактов, перерывов. Фойе бывает только в таких зданиях, которые специально предназначены для зрелищ. Например, фойе театра или фойе клуба, кинотеатра, фойе концертного зала. В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» читаем: «Приехав во французский театр, Вронский удалился с полковым командиром в фойе и рассказал ему свой успех или неуспех ». Слово фойе в своем современном значении заимствовано русским языком из французского.

В последнее время в русском языке стало в какой-то мере популярным английское по происхождению слово холл . Холлом называют нежилую комнату, просторное помещение, которое предназначается для отдыха или для ожидания. Обычно холлы бывают в общественных зданиях - в гостиницах, санаториях или в больших квартирах, особняках.

Грэнвилл Стэнли Холл (Granville Stanley Hall ; 1844-1924) – американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США. Его интересы сосредоточены на развитии детей () и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Американский психолог Г.С. Холл был учеником , в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет. В Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам . С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагогической психологии». основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary » (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education » (после 1904 г.) и «Journal of Race Development » (после 1910 г.).

Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.

Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы имен но эта задача, еще не существовало. , который впервые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им на писаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии и положившие начало плодотворному развитию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904 г.) и «Проблемы воспитания» (1911 г.).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание рас ширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рас сказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Мате риалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также со ставить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии про ходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

  • от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  • от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  • от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
  • от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана c интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
  • от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяс нялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практи ческой психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комп лексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла имен но психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х годов нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название «педология», введенное учеником Холла О. Кристиеном, было заменено новым – child study («исследование ребенка»).

Библиография .

  • G.S. Hall. «Aspects of German Culture » (1881 г.)
  • G.S. Hall, J.M. Mansfield. «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education » (1886 г.)
  • G.S. Hall. «The Contents of Children’s Minds on Entering School » (1894 г.)
  • G.S. Hall. «Adolescence » (два тома, 1904 г.)
  • G.S. Hall. «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene » (1906 г.)
  • G.S. Hall. «Educational Problems » (два тома, 1911 г.)

Источники и литература

  • Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.
  • Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
  • Кербиков О.В. Эмиль Крепелин и проблемы нозологии и психиатрии. - Журнал невропатологии и психиатрии, т. 56, 1956.

В общественных зданиях, предназначенное для ожидания, отдыха, встреч.

  • В великолепном холле гостиницы, устланном драгоценными коврами, близ стеклянных крутящихся дверей, важно прохаживался высокий человек, с седой головой и энергичным бритым лицом, напоминающим героическое прошлое Франции.
  • большая в квартире, доме.
    • Между гостиной и передней, в проходном холле , где было светло и пустовато, где среди плетеной мебели тепличной тишиной дышали цветущие растения, где за решеткой искусственного камина пылал мандариновый жар, Драйер, в ожидании гостей, читал английскую книжку.
  • "Предбанник" отеля
  • "Приемная" солидного здания
  • "Прогулочный" зал в театре
  • "Сени" отеля
  • Эдвин Герберт (1855-1938) американский физик
  • американский астроном, определивший период вращения Сатурна, открывший спутники Марса
  • американский физик, получивший в 2005 году Нобелевскую премию за вклад в развитие лазерного высокоточного спектроскопирования и техники прецизионного расчета светового сдвига в оптических стандартах частоты
  • большая передняя
  • вестибюль
  • зал в кинотеатре
  • зал ожидания
  • зал ожидания в гостинице
  • зал ожидания в отеле
  • зал ожидания в театре
  • кто открыл спутники Марса
  • мюзик-... (вид эстрадного театра)
  • озеро в Канаде, Северо-Западные территории, полуостров Мелвилл
  • передняя в доме
  • помещение в гостинице
  • приемный зал и зал ожидания
  • приемный зал с лестницей наверх
  • прихожая, в которой достаточно места
  • приемный зал
  • пятизвездочные "сени"
  • фильм Вуди Аллена "Энни..."
  • фойе, большая передняя, вестибюль
  • фойе, передняя
  • эдвин, открывший эффект
  • эстрадный театр мюзик-...
  • Питер Реджиналд Фредерик (родился в 1930) англавный режиссер, работал в «Артстиэтр» (Лондон)
  • Асаф (Эсаф) (1829-1907) американский астроном
  • Джеймс (1811-1898) американский геолог и палеонтолог
  • архитектурная редкость: прихожая, в которой есть где развернуться
  • большое помещение в общественных зданиях, предназначенное для отдыха, ожидания
  • небольшой зал для отдыха, ожидания, встреч и т. п.
  • помещение для ожидания, отдыха в гостинице
  • приемный зал с лестницей на верхний этаж
  • прихожая, на зал похожая
  • род большой передней в квартире, в доме
  • концертный зал «Карнеги-...»
  • прихожая, в которой есть где развернуться
  • гостиничный зал
  • зал в гостинице
  • гостеприемник в отеле
  • «сени» отеля
  • гостиничный зал, вестибюль
  • фильм Вуди Аллена «Энни...»
  • кто открыл спутники Марса?
  • «приемная» солидного здания
  • «предбанник» отеля
  • «прогулочный» зал в театре
  • пятизвездочные «сени»
  • "Сени" театра
  • «сени» театра
  • карнеги-... (концертн. зал в Нью-Йорке)
  • самое просторн. помещен. в англ. доме
  • Асаф (Эсаф) (1829-1907) амер. астроном
  • большое помещение в общ. зданиях, предназначенное для отдыха, ожидания
  • Джеймс (1811-1898) амер. геолог и палеонтолог
  • небольшой зал для отдыха, ожидания, встреч и т.п
  • озеро в Канаде, Северо-Западные территории, п-ов Мелвилл
  • Питер Реджиналд Фредерик (р. 1930) англ. режиссер, работал в "Артстиэтр" (Лондон)
  • Эдвин Герберт (1855-1938) амер. физик
  • Американский физик, получивший в 2005 году Нобелевскую премию за вклад в развитие лазерного высокоточного спектроскопирования и техники прецизионного расчета светового сдвига в оптических стандартах частоты.
  • Американский астроном, определивший период вращения Сатурна, открывший спутники Марса.
  • Приемный зал с лестницей на верхний этаж.
  • Концертный зал «Карнеги-...».
  • Прихожая, в которой есть где развернуться.
  • Приемный зал.
  • концертный зал «Карнеги-ХОЛЛ »
  • эстрадный театр мюзик-ХОЛЛ
  • фильм Вуди Аллена «Энни ХОЛЛ »
  • мюзик-ХОЛЛ (вид эстрадного театра)
  • карнеги-ХОЛЛ (концертн. зал в Нью-Йорке)
  • Синонимы к слову холл

      • вестибюль
      • передняя

    Слово "холл" происходит от английского hall, что в переводе означает "зал". В русском языке значение этого слова сохранилось: если говорить в общем, то можно определять холл как зал, просторное помещение.

    Однако можно выделить более конкретные значения этого слова - о них и поговорим.

    Что такое холл: значения

    • Помещение для ожидания, встреч и отдыха в общественном здании (это могут быть гостиницы, отели, университеты, библиотеки и т. д.). Так, наиболее часто холл располагается на первом этаже. Входя в помещение, человек попадает сразу в холл. В таком холле у стен могут стоять диваны и кресла, также там могут располагаться вешалки или гардеробная.
    • Также холлом можно назвать большую переднюю в доме или квартире.
    • В раннем средневековье холлом называли большое помещение под высокой крышей; это помещение было предназначено для встреч членов англосаксонского рода. Позднее холлом в традиционном английском доме стали называть приемный зал с лестницей, ведущей на верхний этаж.

    Вместо слова "холл" в качестве синонимов часто используют слова "вестибюль", "передняя".

    Также это слово используется как топоним, то есть название географического объекта. Так, в США есть три округа Холл, расположены они в штатах Техас, Джорджия и Небраска. Кроме того, Холл - достаточно распространенная американская фамилия.

    Если вы хотите узнать значения других неизвестных вам слов, загляните в наш раздел - в алфавитном порядке там указаны значения различных терминов и незнакомых слов.

    Холл закончил обучение и занимался, главным образом, молекулярной биологией. Холл внёс ценный вклад в рентгеновские методы изучения биологических объектов с использованием электронного микроскопа, что считал высшим достижением жизни. Метод, изобретённый Холлом в 1968 году , позволяет узнать химический состав образца, находящимся под электронным микроскопом , по спектру испускаемого образцом рентгеновского излучения . С 1962 года проживал в Англии, где работал в Кавендишской лаборатории в Кембридже .

    В связи с публикацией результатов Веноны в 1995 году , Холл стал известен как шпион, и почти признался в этом в 1997 году . После смерти Холла, его жена Джоан Холл выпустила мемуары, где объясняла мотивы мужа с его слов. Холл боялся, что по окончании войны США станет реакционной силой, и опасно оставлять их монополистом на атомную бомбу. Особенно он боялся возвращения экономической депрессии и прихода к власти крайне правых антисемитов . Сыграла роль и симпатия к первому социалистическому государству СССР, к тому же жертве нацистского нападения - симпатия, прошедшая через кризисы во время сталинских показательных процессов и заключения пакта о ненападении с Гитлером . В собственном полу-признании Холл упоминает, что передача секретов СССР, возможно, предотвратила использование американской бомбы против Китая в -1950 годах . Холл признал также, что разоблачения советского режима заставили его задуматься над правильностью его поступка. По словам Холла в интервью: «я действовал как девятнадцатилетний юноша - незрелый, неопытный и слишком самоуверенный. Я - уже не та личность, но и не стыжусь её».

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Холл, Теодор"

    Примечания

    Ссылки

    • Robert L. Benson. = The Venona Story / NSA. - 1 edition. - Fort George G. Meade, MD 20755-6886: Center for Cryptologic History, NSA, 2001. - С. 61.
    • Herbert Romerstein, Eric Breindel. = The Venona Secrets, Exposing Soviet Espionage and America"s Traitors. - 1 edition. - Washington, DC: Regnery Publishing, Inc, 2001. - 608 p. - ISBN 0-89526-225-8 .

    Отрывок, характеризующий Холл, Теодор

    «О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
    – Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
    – Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
    – Так когда получить? – спросил Долохов.
    – Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

    Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
    Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
    Волшебница, скажи, какая сила
    Влечет меня к покинутым струнам;
    Какой огонь ты в сердце заронила,
    Какой восторг разлился по перстам!
    Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
    – Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
    «У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
    – А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
    – Папенька дома? – спросил он.
    – Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
    – Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
    – Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
    – Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
    Графиня оглянулась на молчаливого сына.
    – Что с тобой? – спросила мать у Николая.
    – Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
    – Папенька скоро приедет?
    – Я думаю.
    «У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
    Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
    Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
    «И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
    Соня взяла первый аккорд прелюдии.
    «Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
    Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
    «Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
    Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
    «Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
    «Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
    «И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

    
    Top