Каким цветом был кот бегемот. День музеев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Путинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

«Семья»

Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

Путино, 2014

План – конспект урока

1. Тема урока: Семья

2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,

Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,

Воспитание уважения к членам своей семьи.

7. Используемые учебники и учебные пособия:

Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».

9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».

10. План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

4) Как составить семейный герб?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

2. Осмысление учебной задачи

3. Целеполагание

4.Открытие нового знания

5. Физминутка

6.Домашнее задание

7. Закрепление

8. Рефлексия

Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится.

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.

О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)

Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?

Мы также ответим на вопросы:

1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?

3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Как вы понимаете слово «семья»?

Давайте узнаем о происхождении этого слова.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».

Напишите качества дружной семьи.

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?

Каждая группа получает задание.

Проверяем.

Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

Как называются люди, объединённые одной семьёй?

Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?

А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?

Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?

Что же такое семья?

Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.

Каким может быть герб?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть изображено на гербе?

Дома вы нарисуете ваш семейный герб.

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я доверяю свои тайны …

3. Я люблю бабушку за то …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …)

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья».

Я приготовила вам подарок.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом».

Выходят к доске и выбирают «смайлики».

Ученица читает:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

О семье.

Что такое «семья»?

Для чего люди создают семью?

Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Как традиционные религии относятся к семье?

Выстраивают ассоциативный ряд.

Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».

2-3 ученика рассказывают о своих семьях.

Называют признаки дружной семьи.

Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Дети пишут качества дружной семьи.

Как должны жить люди в браке?

(Групповая работа)

Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Ответы учащихся 1-4 групп.

Родственники, родные.

Родителей: маму и папу.

Дети, ребёнок, сын, дочь.

Бабушки и дедушки.

Дядями и тётями.

На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм построить.

Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья».

Возможные ответы учащихся

Продолжают предложения.

Регулятивные УУД (оценка)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУДП

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.

Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»

Семья

Основы мировых религиозных культур

Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»



У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.




Понимание Любовь

Уважение Доверие

Доброта Забота

Помощь Дружба


  • 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


  • Счастлив тот, кто у себя дома.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • При солнышке - тепло, при матери – добро.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.





  • 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
  • 2. http://yandex.ru/images

Петриенко Ольга Михайловна

2012
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня, особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:


  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:


  • ориентации содержания модуля «основы мировых религиозных кльтур»на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного модуля, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - это введение в религиозно-культурную традицию России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для учеников 4 класса.
Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам, и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. При этом каждый ребенок вправе выбрать один из 6 предложенных модулей.

В МБОУ «Гимназия №22» г. Майкопа родителями учащихся был выбран учебный модуль Основы мировых религиозных культур». Этому выбору предшествовал целый ряд мероприятий, предпринятый администрацией гимназии. В связи с предстоящим введением в школьную программу учебного курса «Основы мировых религиозных культур» была разработана так называемая дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».


№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Изучение нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Адыгея по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

2011-2012 гг.

Администрация

2.

Проведение педагогического совета по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

февраль 2012

Администрация

3.

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь-февраль 2012



4.

Проведение родительских собраний по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

5.

Похождение курсовой подготовки на курсах повышения квалификации педагогических работников, которые будут преподавать комплексный учебный курс ОРКСЭ и формирование заявки на январь 2012приобретение учебников по комплексному курсу ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Швецова Н.Н..

6.

Проведение административного совещания по внесению изменений в учебный план гимназии в связи с введением в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года

январь 2012

Директор Андреева И.В.

7.

Формирование нормативной правовой базы (локального акта) по обеспечению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

сентябрь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

8.

Изучение методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2011-2013 гг.

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

9.

Организация встречи родителей с преподавателями комплексного учебного курса ОРКСЭ для ознакомления с особенностями содержания, формами и методами педагогической работы

сентябрь - октябрь 2012

Администрация

10.

Создание для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ необходимых условий, включающих: -организационно-управленческие; -организационно-педагогиеские; -информационное сопровождение; -нормативное правовое обеспечение; -учебно-методическое обеспечение;

март – сентябрь 2012

Администрация

11.

Участие в работе семинаров-совещаний по обмену опытом работы по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

2012-2013 гг.

Администрация

12.

Подготовка и размещение информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте гимназии

сентябрь 2012

Петриенко О.М. Портненко Л.В.

Согласно данному плану мероприятий на первом общешкольном родительском собрании было представлено содержание и краткая характеристика двух основных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На втором собрании родителями был сделан выбор в пользу учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Результаты выбора родителей 3-х классов на 12.03.2012г.



Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

118

99%

1-против


6. Основы светской этики

0

0

Всего:

118

99%

После представленного материала родители заполнили заявления.

Директору


МБОУ «Гимназия №22» Андреевой И.В.

от родителей учащегося (йся)_______ класса

____________________________

Домашний адрес и контактный номер телефона:

_________________________________

Заявление.

Основываясь на наших конституционно закрепленных и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка, в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку ____________________________, возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль_______________________________________________________________________

В рамках изучения данного модуля ______________________ против ознакомительных экскурсий в храмовые сооружения мировых религий.

Родители:

______________________________________________________________ (ФИО, подпись)

Дата _____________________

Кроме того, достаточно убедительным доводом в пользу введения именно данного модуля в нашей школе может являться и тот факт, что с 5 класса учащиеся начинают изучать предмет «Мировая художественная культура». Программа 5-6 классов этого предмета построена на основе изучения мифологических и библейских сюжетов в искусстве, а в 7-8 классах на основе традиций мировых религий. Таким образом, введение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» в МБОУ «Гимназия №22» является логическим предшествующим этапом для изучения и остальных предметов школьной программы.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.В. Данилюк.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» ,должно обеспечить:


  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Приоритетные направления и перспективы

преподавания курса ОРКСЭ по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

высшей квалификационной категории

Петриенко Ольга Михайловна

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» вобрал в себя множество ярких образов и персонажей. Одним из интересных героев является кот Бегемот - прислужник Воланда, шут и задира. Яркая характеристика персонажа позволяет образу быть нестандартным и запоминающимся.

Внешность Бегемота

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума. Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек. Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом. Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать - он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Перевоплощение

В сцене последнего полета Бегемот предстает перед читателем в образе юного мальчика, любимого пажа самого Дьявола. Печальный паж обречен на вечные скитания рядом со своим темным господином.

Прототип образа

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот - вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии. Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ. Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот - персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты.

Тест по произведению


Top