Правила которые нужно знать для диктанта. Как научить писать диктанты без ошибок

Как подготовиться к диктанту.

Диктанты бывают разные. Наиболее популярен в начальной школе слуховой диктант, когда учитель диктует, а дети пишут.

Часто приходится слышать возмущенные возгласы: «И чему их учат? Прихожу с работы, сажаю писать диктант, он ничего не знает! Ошибка на ошибке! За что ему «3» («4») ставят?» Или: «Дома десять раз писали этот диктант, ошибок не было! А в классе опять на «2» написал!»

Прежде всего, надо помнить о том, что к вечеру ребенок утомляется, нет смысла (в большинстве случаев) по вечерам писать дома диктанты. Да и немаловажно правильно диктант давать. Существует специальная методика. «Учитель начальных классов » - это профессия, на получение которой уходит не один год. Не стоит родителям дома пытаться подменять учителя. Лучше работать вместе.

Ну, а когда текст диктанта ребенку хорошо знаком, несколько раз написан дома, то редкий ученик не теряет самоконтроля на уроке, ведь он все знает, у него все получалось! В таких случаях обычно ребенок написал одно, а читает именно то, что должен был написать, не видит своих ошибок.

Более того, был проведен эксперимент несколько лет назад, когда учитель диктовал незнакомый довольно простой текст, проговаривая каждое слово почти по слогам. В результате оказалось, что количество ошибок резко возросло даже у хорошо успевающих учащихся. А уж у тех, кто испытывает трудности по русскому языку , кому и был адресован такой способ написания диктанта, ошибки увеличились почти вдвое.

Для того чтобы написать слуховой диктант с минимальным количеством ошибок, ребенок должен овладеть рациональным способом написания диктанта.

В учебниках довольно часто встречается задание подготовиться к диктанту по данному материалу и предлагается самый различный материал:

    отдельные слова, словосочетания, отдельные предложения, тексты.

Ребенку, испытывающему трудности в обучении русскому языку, необходима помощь родителей. Подготовка к диктанту должна быть рациональной.

Если ребенок знает, что часто диктанты пишет неудовлетворительно и заранее переживает, необходимо успокоить его, убедить, что у него все получится прежде, чем готовиться к диктанту: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» Утром в день написания диктанта обязательно приободрите ребенка: « У тебя все получится!» Иногда именно психологическое состояние, боязнь того или иного вида работы не позволяет ребенку максимально реализовать свои возможности. Важно, чтобы ребенок шел в школу спокойным, не переживал и не боялся предстоящей работы.

Как подготовиться к диктанту по данному материалу, не перегружая ребенка.

Важно, чтобы подготовка не пошла во вред .

Способы подготовки зависят от того материала, который предлагается.

Отдельные слова.

Это могут быть:

    только словарные слова, слова на изученные правила, словарные слова и слова на изученные правила.

Только словарные слова.

Словарные слова изучаются в классе, дома постепенно ребенок их заучивает. Бывает, что пока слово встречается часто, ребенок помнит, как оно пишется. А вот когда проходит время, подходит этот словарный диктант, все забывается.

Подготовка к диктанту по данным словарным словам несколько специфична. Безусловно, для каждого ребенка подходят разные способы. Предлагаемые помогали в самых сложных случаях.

Записать (ребенку) все словарные слова в столбик. Прежде, чем писать слово, необходимо его прочитать по слогам и повторить по слогам 2 – 3 раза. Устно составить словосочетание с каждым словом. Заштриховать все гласные (буквы не должны просвечиваться). Над заштрихованными гласными другим цветом (не красным и не черным) написать пропущенные гласные. Если в слове допускается ошибка, ребенок ищет его в учебнике и записывает рядом.

* Такой вид работы детям очень нравится. С одной стороны подобные задания позволяют удерживать интерес и внимание ребенка, с другой стороны помогают формировать орфографическую зоркость, прогноз чтения, уточнять и расширять словарный запас. Заштриховать согласные. Восстановить согласные. Повторить все еще раз со словами, в которых были допущены ошибки.

Желательно подготовку начинать за 2-3 дня.

Слова на изученные правила.

Прежде всего, анализируем, на какие правила встретились слова. По возможности подбираем проверочные слова, вспоминаем схемы правил. Группируем слова по правилам. Записываем группы слов. В каждой группе исключаем, а затем восстанавливаем гласные, потом согласные.

Аналогично работаем с материалом, содержащим словарные слова и слова на изученные правила . Но в данном случае необходимо разделить слова на эти две группы.

Словосочетания.

Составить с каждым словосочетанием предложение. Выделить главное слово, поставить вопрос к зависимому, обозначить окончание в вопросе и в каждом слове словосочетания. Проговорить словосочетания по слогам. Взрослый читает бегло, а ребенок медленно повторят по слогам 2 – 3 раза. Выписать слова, в которых при проговаривании были допущены ошибки и проанализировать их написание (почему так, а не иначе). Проговорить только те слова, в которых были допущены ошибки. Выборочно записать под диктовку словосочетания, в которых не были допущены ошибки, и те, в которых ошибки были допущены. Лучше брать словосочетания не в том порядке, в котором они расположены в учебнике. Для данного задания лучше отксерокопировать текст учебника. Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные.

Необходимо учитывать, что подготовка к диктанту – часть домашнего задания и обычно приходится на вторую половину дня. Лучше свести до минимума письмо ребенка. Нельзя несколько раз писать одно и то же .

Глубоко заблуждаются те взрослые, которые считают, что если ребенок допустил в слове ошибку, он должен писать это слово как минимум несколько строчек. Ребенок пишет вначале слово правильно, а потом опять ошибается, пишет неправильно, но с каждым новым написанием ошибка эта закрепляется.

Если же есть возможность подготовиться к диктанту в выходные, то необходимо это делать в утренние часы.

Предложения и текст.

Прочитать предложение целиком. Проанализировать знаки препинания. Составить схему предложения, используя знаки препинания.
Например: С деревьев летели желтые, красные, бурые листья.
__ ______ _____ ______ , ______ , _______ ______. Выделить те слова, в написании которых ребенок не сомневается. Отдельно выписать те слова, написание которых вызывает трудности. Проанализировать трудные слова. Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные. Записать в произвольном порядке (не как в учебнике) те предложения, в которых встретились трудные слова.

Для успешного написания диктанта в классе желательно:

    настроить ребенка на успех, успокоить, ребенок не должен знать текст диктанта наизусть, не стоит писать дома текст целиком, подготовка должна идти в спокойной, доброжелательной обстановке.

Очень может быть, что с первого раза успех не будет достигнут. В этом случае необходимо проанализировать количество ошибок. Их обычно бывает чуть меньше. Несколько дней повторять те слова, словосочетания и предложения, в которых ребенок допустил ошибки.

Такая работа по подготовке к диктанту должна вестись систематически. Постепенно у ребенка сформируются необходимые навыки, он будет внимательнее анализировать написание тех или иных слов, будет развиваться орфографическая зоркость ребенка, его языковое чутье.

Диктант - какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.

Диктант - не самая приятная работа, но без нее никак. Уже начиная с первого класса школьники пишут диктанты. Сначала буквенные, затем слоговые, а потом появляется много разных видов диктантов: и выборочные, и объяснительные, и обучающие, и контрольные. Как подготовить ребенка к диктанту и помочь ему справиться со страхом перед этой работой?

К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант - это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Для начала, надо отметить, что чем больше , тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и , которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.
Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: "Первое слово - Наступила". Когда ребенок написал, - "Следующее слово - холодная". "Следующее слово - зима. Предложение закончилось". Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и "напоминаете", что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: "КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ."

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 класса уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.
Важно, что при написании диктанта . Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Не все слова русского языка можно проверить правилами. есть словарные слова, написание которых надо просто запомнить. И таких слов немало. Как запоминать словарные слова, расскажу в следующий раз.
А пока попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

В статье поговорим о том, как подготовиться к диктанту по русскому языку . Дадим полезные практические советы по тому, как хорошо написать диктант !

Диктанты, как правило, кошмар для школьников, и не только. Но на самом деле в диктантах ничего страшного нет, если уметь их писать. И потом, существуют ведь не только контрольные диктанты , а еще и обучающие диктанты . Учителя обязаны проводить время от времени обучающие диктанты, так чтобы ученики чему-то научились, а только потом проверять их контрольными диктантами. Но если учитель такого не делает, то можно и самому подготовиться к диктанту.

Как подготовиться к диктанту? Для этого можно купить специальные аудио записи, на котором диктанты записаны в формате mp3. И все что вам нужно будет это тренироваться. Или же, попросите кого-то, чтобы сыграл роль учителя.

На самом деле, для того чтобы писать хорошо диктанты, нужно хорошо знать русский язык и знать правописание. Как научиться правильно, писать? Для того чтобы уметь правильно писать надо много читать, читая, правильное написание записывается в памяти, и потом меньше вероятности, что вы будете писать с ошибками. А еще один хороший способ запомнить правильное написание слов, это читать слова по слогам, сосредотачиваясь на каждый слог, и желательно делать это хотя бы раз в неделю, сосредотачиваясь на сложные слова. Правда раньше советовали как-то попроще, просто переписывать текст, то есть читаете вслух и пишите, тоже помогает.

А еще важно! вовремя диктанта это не волноваться, сосредоточиться и писать. Это вторая причина, по которой организуют предварительные обучающие диктанты, так чтобы и знания закрепились в процессе образования (http://ob-uchebe.ru), но чтобы при этом выработалась привычка писать в условиях стресса. Потому что в любом случае, диктант это стресс. И репетиция позволит преодолеть это состояние и избавить учеников от ошибок, которых они могут делать на фоне стресса.

Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант:

  1. Не отвлекайтесь во время диктанта. Уберите все лишнее со стола, выключите телефон, попросите соседей по парте вас не беспокоить. 90% всех ошибок в диктантах допускает по невнимательности, а не по тому, что вы что то не знаете или забыли.
  2. Слушаете текст с первого раза и пытаетесь определить стиль, общую структуру и т.д., это поможет вам потом правильно распределять знаки препинания. Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего и это вам поможет.
  3. Когда вы слышите текст, вы автоматически должны себе представить, как он пишется. С первого раза, как вы его слышите, вы должны думать об этом.
  4. Когда вам дают время на проверку, вы должны сначала проверить орографию, а потом пунктуацию, желательно двигаясь от конца к началу, так чтобы смысл самого текста вас не отвлекал.
  5. Попробуйте при проверке читать текст, как будто он не принадлежит вам, и как будто вы его в первый раз читаете, и если ничего не привлекает ваше внимание и не заставляет задуматься, смело сдавайте свою работу.

Следуя этим советам, вы хорошо напишите диктант по русскому языку. Нам лишь остается пожелать вам удачи в написании диктантов и отличных оценок!
Если у вас появились какие то вопросы, замечания или пожелания к статье обязательно пишите их в комментариях.

Если вы хотите просто проверить свою грамотность или немного поупражняться в орфографии и пунктуации для себя , обратите внимание на сборник онлайн диктантов . В подборке 10 диктантов для старших школьников и взрослых. Возможно, вас также заинтересует , который можно пройти бесплатно для проверки орфографической грамотности.

Вы можете писать диктанты и проверять их прямо на сайте. Наша программа не единственная из тех, что проверяют диктанты. Но мы постарались учесть опыт предшественников и улучшить качество онлайн диктанта .

Наши плюсы:

  • Диктанты озвучены профессиональными дикторами. Тексты приятно слушать. Под такие диктанты не заснёшь.
  • Мы постарались сделать все, чтобы не ухудшать качество студийного звука при достаточно высокой скорости загрузки файла.
  • Скорость диктовки соответствует средней скорости набора текста. Вам не придётся постоянно жать паузу, чтобы успеть набрать диктант.
  • Писать диктант можно в том же окне, в котором проигрывается звук и находится медиаплеер. Так что, если все-таки вам потребуется нажать паузу или промотать запись, не надо будет переключаться между окнами.
  • Вы можете менять размер шрифта при наборе.
  • Первое выразительное чтение текста и диктант находятся в разных слайдах. Если вы не хотите утомлять себя прослушиванием текста целиком, можно просто перейти к следующему заданию, а не перематывать длинный звуковой файл.
  • Программа, проверяющая текст, опознаёт и указывает все возможные виды ошибок. Если вы не начали набирать вообще другой текст, она корректно отразит все, что не совпало с эталоном.
  • После проверки вы сможете в одном окне сравнить свой и исходный тексты. При этом в исходном будут подсвечены символы, которые вы набрали неверно или пропустили.
  • Вы можете писать диктант на бумаге и сверить его после по ключу.



Теги: орфография по правилам, диктанты

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка правильно писать диктанты. В этой статье мы разберем, что может повлиять на плохой результат, и как необходимо готовиться к предстоящей работе.

Диктант – что это

Дети пишут диктанты для того, чтоб учитель проверил усвоение полученных знаний по языку, в частности по русскому. Существуют общепринятые требования:

  • воспроизведение учеником в тетради прочитанного учителем текста;
  • каждое предложение ребенок услышит три раза: первый раз оно произносится для ознакомления и для того, чтоб в памяти возникло то или иное правило, второй — для написания, а третий — для проверки;
  • чтобы качественно написать работу ученик должен уметь применять изученные правила на письме, а также распознавать знаки препинания с учетом интонации учителя;
  • после того, как педагог закончил читать весь текст, детям предоставляется возможность самостоятельно перечитать написанное и внести исправления, если они имеются.

Факторы, влияющие на плохой результат

Родители должны понимать, что для ребенка диктант может стать стрессом, потому как детки способны волноваться за допущение малейших ошибок, а тут предстоит большая работа. Однако, нужно помнить о том, что диктанты в школьной программе подбираются с учетом пройденного материала. Не всегда, даже отличники полностью справляются с написанием проверочных работ. Вполне возможно, что и ваше чадо получит плохую отметку. Что же может на это повлиять?

  1. Особенности детской психологии. Когда возникает вопрос, как научить ребенка писать диктант, необходимо учитывать предрасположенность своего чада к стрессовым ситуациям и возможность их преодолеть. Встречаются случаи, когда ребенок, который знает все правила, настолько волнуется, что не способен сосредоточиться, допускает самые глупые ошибки. Для того, чтобы подготовить своего малыша к предстоящему заданию, необходимо, как можно чаще моделировать проведение школьного диктанта в домашних условиях. Если есть возможность привезти друзей своего отпрыска, посадите их рядом и дайте задание, аналогичное школьному. Так, оказавшись уже на уроке, ребенку будет значительно проще пережить диктант. Кроме того, некоторые дети волнуются за то, что не справятся, и им поставят плохую оценку. Объясните своему малышу, что не будете его ругать или наказывать за плохие отметки.
  2. Плохая орфографическая зоркость. Для того, чтобы у детей лучше получалось писать диктанты, необходимо развивать этот навык. С этой целью выполняются различные упражнения, например задания, в которых необходимо проставить пропущенные буквы или разбор ошибок, допущенных другим ребенком или мамой, которая заранее написала неправильный диктант.
  3. Не стоит забывать и о том, что не все дети пишут с одинаковой скоростью. Известны случаи плохих отметок за диктант из-за того, что ребенок не успевал написать и половины прочитанного учителем. Если вы знаете, что ваше чадо не имеет хорошего моторного навыка, необходимо его тренировать. Почаще задавайте ему домашние диктанты. Кроме того, таким деткам необходимо уметь моментально применять правило к словам, чтобы не терять времени на раздумье, как правильно пишется то или иное слово.
  4. Практикуете знакомство ребенка с разными словами, это позволит быстрее и качественнее писать проверочные работы. С этой целью можно давать переписывать тексты, особенно, если малыш имеет дело с толковым или орфографическим словарем.

Основные методы

Для того, чтобы , необходимо особое внимание уделять изучению правил и приобретению данного навыка с детьми, начиная со второго по четвертый класс. Этот период считается самым благоприятным для наращивания знаний. Если возникает вопрос, как научить ребенка писать диктанты 2 класс, то можно пойти несколькими путями.

  1. Практиковать в домашних условиях написание данного типа работа.
  2. Давать ребенку дополнительные упражнения с учетом изучаемых правил.
  3. Позволять переписывать текст из книги, желательно такой, в которой имеются словарные слова или изучаемые орфограммы.
  4. Ребенок должен, как можно чаще читать, желательно вслух. Таким образом, будет работать и зрительное восприятия и его слух.
  5. Учиться играя. Можно правила или словарные слова выписывать на отдельных карточках и развешивать их по комнате ребенка. Теперь задавайте ему задание объяснить то, что написано на той или иной карточке.
  6. Поочередно продиктуйте друг другу несколько предложений, теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте. Ребенку обязательно понравится почувствовать себя в роли учителя.
  7. Мотивация. Важно объяснять своему малышу, почему так необходимо иметь грамотную речь и правильное правописание.

Подготовка к предстоящей работе

Чтобы понять, как научить ребенка писать диктанты без ошибок, необходимо учитывать возможность домашней подготовки.

Учитель предупреждают заранее о том, что на следующем занятии будет проведена проверочная работа. Также педагог сообщает и о предстоящей теме. Если ваше чадо будет внимательным и запишет ее, будет проще подготовиться к предстоящей работе. Если «ваш ученик» забыл это сделать, то можно пролистать предшествующие параграфы учебника. Диктанты пишутся или по последним нескольким темам или за целый семестр, год. Если вы сильно переживаете, то можно связаться с преподавателем и уточнить, на какие именно орфограммы будет нацелен предстоящий диктант.

Когда все вопросы решены, необходимо приступить к следующему:

  • повторите с ребенком правила;
  • разберите примеры по теме;
  • пусть ваше чадо самостоятельно подберет несколько вариантов с изучаемым правилом;
  • продиктуйте ребенку четыре — пять предложений, чтобы он вспомнил, с каким типом работы будет иметь дело;
  • повторите изученные словарные слова;
  • дайте сыну или дочери задание, аналогичное тем, которые им задают в классе после написания самого диктанта;
  • теперь пришло время провести исследование допущенных ребенком ошибок и их разбор;
  • задача родителей уделять особое внимание моментам, которые тяжело даются ребенку, не нужно их пропускать;
  • также можно предложить списать текст, буквально из нескольких предложений, только подбирайте такой, в котором будут известные ему орфограммы;
  • при списывании ребенок должен комментировать, почему он пишет именно так, а не иначе, то есть воспроизводить вслух правила;
  • напомнить своему чаду, что оценка может быть снижена также за неаккуратное написание и грязные исправления. Покажите, как можно аккуратно карандашиком зачеркивать ошибку в слове и надписать правильный вариант.

День диктанта

  1. Во время написания нельзя отвлекаться на посторонние звуки или действия.
  2. Ребенок должен быть сконцентрирован только на учителе.
  3. Если внимательно слушать произношение педагога, то можно с легкостью выявить, в каких местах необходимо расставлять знаки препинания.
  4. Нужно помнить, что первый раз учитель читает для того, чтоб дети могли послушать, задуматься над написанием того или иного слова и расставлением знаков, а второй раз диктуют для того, чтобы ученики могли воспроизвести услышанное на страничке своих тетрадок.
  5. Если сомневаешься, не стоит заглядывать в соседнюю тетрадь. Вполне возможно, что у соседа написано с ошибкой, тогда как у тебя все было правильно.
  6. Не забывай перечитывать написанное. Не всегда с первого раза можно увидеть допущенную ошибку. Если такая замечена, исправляй аккуратно.

Зачем нужна работа над ошибками

Скажу из личного опыта. Моему сыну ужасно не нравилось выполнять написание допущенных ошибок с указанием орфограмм. Он всегда противился этому, а иногда даже не хотел признаваться, что ему нужно провести такой вид работы.

  1. Родители должны понимать, что работа над допущенными ошибками позволяет повысить качество мышления и улучшить знания ребенка.
  2. Если малыш повторно пишет слова, в которых была допущена ошибка, вырабатывается двигательная память и повышается шанс, что впредь он не сделает ее в том же слове.
  3. Важно, чтобы дети спрашивали, как пишется то или иное слово, если они в нем сомневаются. Таким образом, оно обязательно отложится в их голове.

Top