Почему нельзя тянуть на автомате. Буксировка автомобиля без страховки.

Водителю иногда приходится оказываться в неприятной ситуации, когда нужна сторонняя помощь. Например, требуется доставка неисправного автомобиля на СТО, надо вытащить застрявшую машину из грязи, необходимо выступить в роли буксировщика, а может наоборот, стать объектом буксировки.

И если раньше при установке на машину МКПП никаких проблем не возникало, то буксировка автомобиля с АКПП, или прицепа таковым автомобилем, превращается в настоящую шараду. Давайте разберемся, можно это делать или нельзя.

Общие правила буксирования ТС

Важно! Ключ обязательно должен находиться в замке зажигания, в состоянии, исключающем блокировку руля. Проверить это просто: достаточно повертеть рулевое колесо в стороны чтобы убедиться, что блокировка не произошла.

Как бы ни было велико желание оказать помощь попавшему в беду коллеге или получить ее самому, необходимо помнить, что есть определенные правила буксировки автомобиля, изложенные в ПДД, и их следует выполнять.

Буксировка запрещена как для легковых, так и для грузовых машин:

  • если вес буксируемого ТС больше половины веса буксирующего (если откажут тормоза, тяжелый автомобиль остановит легкий своей массой);
  • с неработающим рулевым управлением , в этом случае для доставки следует воспользоваться погрузкой целиком на специальную платформу, или погрузив его частично на предназначенное для подобных целей опорное приспособление;
  • на гибкой сцепке по скользкой дороге и в гололед;
  • при отсутствии видимости и во время снегопада;
  • если длина сцепленных ТС превышает двадцать два метра;
  • мотоциклами без бокового прицепа, а также буксировка велосипедов и мопедов;
  • нескольких ТС одновременно, а также машиной, уже буксирующей прицеп;
  • когда водительский стаж владельца буксирующего автомобиля составляет менее 2-х лет.

Штраф за нарушение правил буксировки составляет 500 рублей.

Варианты буксировки

Существуют следующие методы:

  1. на эвакуаторе;
  2. на гибкой сцепке с помощью троса для буксировки;
  3. на жесткой сцепке, используя специальное буксировочное приспособление.

Для каждого из них действуют свои обязательные требования и правила.


На эвакуаторе

Самый надежный, но в то же время дорогостоящий способ, по отношению к легковым машинам. Позволяет избежать дополнительных повреждений автомобиля в процессе транспортировки. Считается единственно возможным вариантом буксировки для полноприводных машин и предпочтительным для автомобилей с АКПП.



Буксировка автомобиля на гибкой сцепке

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке производится с использованием троса. Это самый распространенный ее вид, несмотря на некоторые ограничения. Длина троса должна обеспечивать в процессе транспортировки расстояние четыре-шесть метров между ТС.

Скорость движения при этом по сухой дороге – не более пятидесяти километров в час, по слякоти – тридцати. Особое внимание надо обратить на выбор троса.

Как правило, на нем указывается нагрузка, на которую он рассчитан. Она должна быть больше массы вашего автомобиля на двадцать процентов. Крепление троса осуществляется к специальным проушинам, имеющимся на переднем и заднем бамперах автомобилей.

Обычно крепление выполняется с левой стороны тягача и к правому крюку буксируемой машины. У некоторых авто проушины отсутствуют, это свидетельствует о недопустимости их использования для буксировки.

Перед транспортировкой надо обговорить сигналы, при помощи которых будет происходить обмен о текущей ситуации между шоферами.

В первую очередь внимание следует обращать на поддержание троса в натянутом состоянии, что в большей степени относится к водителю буксируемой машины. Движение должно осуществляться плавно, без ускорений и рывков.

На жесткой сцепке

Транспортирование на жесткой сцепке выполняется с использованием специального устройства, например, как на фото. Его длина должна обеспечивать между машинами расстояние не более четырех метров. Есть и другие ограничения: масса буксируемого ТС не может превышать массы буксировщика, а скорость буксировки автомобиля – пятидесяти километров в час.


Крепление прицепа можно рассматривать как вариант буксировки на жесткой сцепке.

Какой вид буксировки выбрать

Исходя из приведенных сведений, можно сформулировать критерии, определяющие способы буксировки автомобиля:

  1. работоспособность двигателя;
  2. исправность тормозной системы.

Самый простой вариант – тормозная система исправна и мотор работает. Тогда буксировка автомобиля возможна любым из рассмотренных способов, но обычно осуществляется на гибкой сцепке.

Мотор работает, тормозная нет. В этом случае необходимо воспользоваться эвакуатором. Если машина с механической коробкой передач, то тащить на жесткой сцепке. Для ТС с коробкой автомат может оказаться подходящим вариант с частичной погрузкой.

Грузовой автомобиль

Буксировку грузовика, равно как и легковушки, можно производить несколькими способами.

Буксировать грузовой автомобиль на тросе можно только в том случае, если исправны рулевая и тормозная системы, и только в летнее время, в гололед его использование запрещено.

Сцепное устройство должно иметь сигнальную окраску, в случае с тросом - это сигнальные флажки.

За исключение частичной погрузки, во всех остальных случаях водитель обязан находиться в кабине, при этом в кузове грузового автомобиля людей быть не должно.


Особенности буксировки с коробкой автомат

Все сказанное выше справедливо для машины с механикой, тогда как буксировка автомобиля с автоматической коробкой требует соблюдения некоторых особенностей и правил. Здесь возможны две практически одинаковые ситуации:

  • буксировка легковым автомобилем с АКПП (вариатором) другой машины;
  • буксировка автомобиля с АКПП (вариатором) другим ТС.

Трудности буксировки ТС с коробкой автомат связаны с принципом ее действия. Чаще всего используется гидротрансформатор , и в него подается масло. Если двигатель не работает, то не работает и масляный насос, тогда как сам механизм АКПП продолжает вращаться, греется, а охлаждения не происходит. Следствием этого будет износ и выход из строя.

Кроме того, для машин и с АКПП, и с вариатором характерно, что такие устройства предназначены для использования в достаточно узком диапазоне нагрузок, то есть работают на обслуживание самого автомобиля. Вот эти особенности работы и необходимо учитывать при буксировке машины с коробкой автомат и прицепа, причем не имеет большого значения, какой автомат, на основе гидротрансформатора или вариатора, установлен на вашем автомобиле.

Как выполнить буксировку машины с коробкой автомат

В принципе, это определяет изготовитель ТС. В руководстве по эксплуатации указывается способ, каким можно осуществлять транспортировку неисправного автомобиля. Если указано, что она проводится на эвакуаторе или с частичной погрузкой, а использование троса недопустимо, этими правилами и надо руководствоваться.

Но зачастую на свой страх и риск выполняется буксировка на четырех колесах, особенно если тащить машину нужно недалеко. В этом случае порядок действий будет таков:

Буксировка ТС с АКПП :

  1. проверить количество трансмиссионной жидкости в коробке;
  2. разблокировать руль, для чего повернуть ключ зажигания;
  3. установить на АКПП рычаг переключения в положение N;
  4. выполнять ограничение на скорость и расстояние, не более пятидесяти километров в час и не более пятидесяти километров пробега;
  5. следить за температурой трансмиссионной жидкости и при необходимости делать остановки для ее охлаждения.

В случаях, если требуется транспортировка на дальние расстояния, лучше всего воспользоваться эвакуатором или частичной погрузкой.

Буксировка автомобилем с АКПП :

  • буксируемое ТС не должно по массе превышать буксировщик;
  • скорость движения – не более сорока километров в час;
  • селектор перевести на пониженные передачи («2» или «L»);
  • желательно использование жесткой сцепки.

Буксировка полноприводных автомобилей выполняется только на эвакуаторах. Запрет этот прописан в правилах эксплуатации всех ТС 4х4, хотя достоверной информации о причинах нет. Большинство автолюбителей сходятся во мнении, что это наносит вред вискомуфте.

Буксировка прицепа автомобилем с АКПП

Этот режим движения ничем не отличается от буксировки ТС на жесткой сцепке. Здесь следует обратить внимание на руководство по эксплуатации – если в нем записано, что возможна транспортировка груза или прицепа, то ее можно выполнять, соблюдая установленные в инструкции правила.

Буксировка автомобиля без страховки

Иногда возникает вопрос о допустимости транспортировки ТС при отсутствии на него страховки. Как правило, она требуется для доставки автомобиля на ремонт или ТО, а также для оформления договора ОСАГО. Все разногласия можно свести к определению того, является ли буксируемое ТС участником движения?

И тут возникает множество оценок. Например, возможна ситуация – вы транспортируете на жесткой сцепке машину, на которую нет страховки, и попадаете в ДТП . Кто будет оплачивать ущерб? Так что самый простой выход при необходимости буксировки авто без страховки – использование эвакуатора. В этом случае речь будет идти не об участии в дорожном движении, а о перевозке груза.

Буксировка автомобиля – сложный вид вождения, особенно если она касается ТС с коробкой автомат.

Самое простое – ориентироваться на правила, изложенные в руководстве по эксплуатации, но часто водители идут на их нарушения, особенно если конечная цель находится близко. И знание особенностей различных способов буксировки, а также возможностей ее использования, в таких случаях будет далеко не лишним.

Узлы для буксировки автомобиля





Буксировка автомобиля – тяга неисправного автомобиля, функционирование которого невозможно ввиду поломки системы управления транспортным средством. Любой автовладелец сталкивался с такой неприятностью, когда его автомобиль вышел из строя, и его «железного коня» буксировали до СТО или до гаража. При этом важно учитывать множество моментов, знать виды буксировок и придерживаться обязательных правил.

Виды буксировок

Гибкая сцепка используется при буксировке легковых автомобилей. Фото: hippo.co.za

Буксировка бывает 4 видов:

  • Гибкая сцепка. Данный способ самый доступный и распространен достаточно широко. К гибкой сцепке относятся: веревочные, железные, цепные тросы. При этом она требует определенного опыта и навыка;
  • Жесткая сцепка. Такой вид применяют для буксировки грузовиков и прицепов;
  • Частичная погрузка. Специальные погрузчики с колесами в платформы на жесткой сцепке, позволяющие разместить на ней передние колеса буксируемого автомобиля. Применяют в случае отсутствия водителя в буксируемом автомобиле, при серьезных неисправностях в рулевом механизме, а также с поломками системы торможения.

Общие правила буксировки

Самое важное – наличие буксируемого троса в багажном отделении, контроль за его качеством и пригодностью использования. Старый, забытый трос в багажнике может рассохнуться. Это может привести к тому, что во время срывания автомобиля с места, трос, с большой долей вероятности порвется. В таком случае, водителю придется собственноручно и оперативно изготовить трос из подручных средств, который ставит под сомнение безопасность буксировки.

При наличности буксируемого троса, а также его пригодности, необходимо знание правил буксировки транспортных средств согласно действующей редакции ПДД РФ:


Применение длинного троса доставит множество неудобств при прохождении поворотов. Фото: pitstore.com.ua

Кроме предписанных норм в ПДД, важно учитывать следующие рекомендации:

Буксировка автомобиля с АКПП


Процесс буксировки автомобиля с автоматической трансмиссией более сложный, чем тяга машины на «механике». Фото: caronit.club

Особенность буксирования машины на автомате в том, что такая важная функция как закачка масляным насосом смазки и поддержание ее давления в КПП осуществляется лишь при запущенном двигателе. При буксировании неисправного автомобиля АКПП будет лишена нужного количества смазки. Это приводит к поломке гидротрансформатора или ремня (на коробке типа вариатор). Именно поэтому, лишь в случае крайней необходимости длина максимальной дистанции, на которую можно отбуксировать автомобиль – не более 50 км. Кроме того, рычаг АКПП буксируемого транспортного средства необходимо перевести в нейтральное положение.

В случае, если автомобиль с автоматической трансмиссией тянет неисправное транспортное средство, важно следовать следующим правилам: масса буксируемого автомобиля не должна быть больше массы неисправной машины; скорость буксировки должна составлять не более 40 км/ч; водитель тянущего автомобиля должен перевести рычаг коробки на вторую или третью передачу; для буксирующего автомобиля с автоматической трансмиссией рекомендовано использование метода жесткой сцепки.

При поломке автомобиля с АКПП следует вызвать эвакуатор, так как применение буксировки в таких случаях ведет к потенциальным неисправностям трансмиссии – износу, некорректной работе, недолговечности.

Итог

К процессу буксировки необходим ответственный подход. В случае если не учитывать вышеперечисленные правила и рекомендации, это может привести к дорожно-транспортному происшествию – порче имущества, травмам и даже гибели водителей. Именно поэтому, данный процесс следует доверить водителям со стажем. Для того, чтобы неожиданная поломка на дороге не вызвала страха и проблем, ученикам рекомендовано попрактиковаться буксировке на неоживленных дорогах.

Буксировка транспортного средства – хлопотное, но иногда очень нужно дело. Большинство автомобилистов, так или иначе, обладают необходимыми навыками. Но далеко не все знают тонкости буксировки автомобиля с автоматической коробкой переключения передач.

Несмотря на то, что автомобилям с АКПП противопоказано буксовать, а вот тащить на буксире можно почти все, делать это нежелательно и в случае острой необходимости. При этом изначально нужно подробно ознакомиться с автомобильным мануалом (инструкцией), в котором есть четкие указания: нельзя, почему нельзя, можно и, если можно, то при каких условиях. Разные производители могут указывать в мануале разные параметры. В редких случаях буксировка строго запрещена. Но почему?

Все дело в том, что в обычном рабочем состоянии вместе с коробкой работает масляный насос, который смазывает все детали трансмиссии, обеспечивая полноценную исправную работу. А в процессе буксировки при выключенном зажигании масляный насос не работает, хотя в АКПП происходит вращение всего механизма (в отличие от механики, где вращается только одна шестеренка). Таким образом, между деталями происходит «сухое» трение, которое может стать причиной перегрева, а в дальнейшем – поломки.

Как правильно буксировать автомобиль с автоматической КПП

Существует одно общее главное правило: в буксируемой должна стоять в нейтральном положении. Иначе, при включенной передаче драйв, паркинг или любой другой, могут заклинить колеса, и машину нельзя будет буксировать.

Транспортные средства различных марок и моделей отличаются и способами буксировки. Например, машины с 3-х скоростной автоматической коробкой переключения передач можно тянуть на скорости не более 40 км/ч и на расстояние максимум 25 км. А для авто с четырьмя передачами действует правило 50/50, т.е. позволительна дальность поездки до 50-ти км со скоростью не более 50 км/ч.

Некоторые источники сообщают, что можно увеличить дистанцию до 150 км и скорость до 70 км/ч. Однако такое путешествие может быть чревато неприятными последствиями для деталей трансмиссии и коробки переключения передач в их числе. К тому же транспортировка авто на расстояния больше указанных может привести к тому, что из-за отсутствия масла в системе коробка передач заклинит, валы перестанут вращаться и буксировать авто не представится возможным.

В случае, когда есть необходимость передвигаться на большее расстояние, то через каждые 30 км пути нужно делать остановку на 20-40 минут (в зависимости от погодных условий), чтобы дать автомобилю остыть и не допустить перегрева.

Машинам с задним приводом в этом вопросе повезло больше. Поскольку их можно транспортировать без опаски на неограниченное количество километров. Для этого нужно только открутить кардан. Правда такое турне будет осложнено тем, что при неработающем двигателе не работает рулевое управление и усилители тормозов. Поэтому потребуется приложить максимум усилий к педали тормоза и к рулю.

Если причина буксировки не связана с повреждением двигателя или есть возможность запустить двигатель, тогда все вышеперечисленные условия можно не соблюдать.

  1. Начинать буксировку нужно только при холодном двигателе. Иначе с катализатором могут возникнуть проблемы.
  2. Тянуть автомобиль с АКПП предпочтительно с помощью жесткой сцепки. В самом затруднительном положении можно воспользоваться и гибкой сцепкой. Но нельзя забывать о том, что из-за неработающего рулевого управления и усилителей тормозов многократно увеличивается риск возникновения аварийной ситуации.

При возможности буксировать автомобиль нужно с поднятыми ведущими колесами.

  1. Машины с полным приводом тянуть категорически нельзя, так как два ведущих моста удваивают вращение валов в коробке, что приводит к стремительному износу деталей и прекращению ими оптимальной работы. Это вызывает неправильное вращение колес, что в последующем заставит колеса буксовать. Желательно для этих целей прибегнуть к помощи эвакуатора. В особых случаях можно воспользоваться методом частичной погрузки, т.е. поднять передний или задний мост.

Вес буксируемого транспортного средства должен быть меньше веса тягача.

  1. Нельзя совершать резкие маневры во время буксировки. Любое резкое движение может повредить коробку передач.
  2. Основа работы трансмиссионной системы заключается в принудительном смазывании и высокой теплоотдаче. Поэтому предварительно в КПП нужно проверить уровень масла. Если он окажется в норме, можно ехать, а можно и добавить масла чуть больше нормы. По прибытию к месту ремонта излишек масла необходимо слить.


Заключение

Чтобы оттянуть машину из точки А в точку Б и избежать того, что она начнет буксовать, можно провести различные манипуляции. Но, если можно воспользоваться услугами эвакуатора, то почему бы этого не сделать?

Часто ответ на вопрос, который кажется коротким и однозначным, приходится давать долго и с подробными объяснениями. Нельзя ответить «да» или «нет» на вопрос о возможности буксировки машины с коробкой автомат. Здесь есть много факторов, которые стоит рассмотреть, а также ответ зависит от типа коробки и модели вашего автомобиля.

Есть и другой фактор - автомобиль с автоматической коробкой автомат создает проблемы при буксировке не только в том случае, если он является буксируемым транспортным средством. При его использовании в качестве буксирующего авто также стоит быть максимально осторожным и внимательным к всевозможным мелочам.

Особенности буксировки авто на автомате, если машина буксирующая

Сначала дадим ответ на вопрос, который кажется менее сложным. Если вам пришлось буксировать другой автомобиль на своей машине с автоматом, следует быть максимально осторожным во время всего процесса буксировки. Сразу скажем, что при возможности отказаться от такого процесса, обязательно отказывайтесь. Но если помочь вам нужно или очень хочется, то делать это нужно с соблюдением определенных правил:

  • не следует буксировать авто, масса которого выше веса вашего автомобиля;
  • буксировка должна происходить только с помощью подходящих для этого сцепок;
  • никаких резких движений при поездке не стоит делать;
  • педаль акселератора нажиматься должна на несколько миллиметров;
  • не допускайте перегрева коробки - лучше останавливаться через каждые несколько километров и остужать агрегаты.


Такой подход к буксировке поможет вам сохранить свой автомобиль в целом состоянии и не обращаться за помощью к другому буксировщику или не отправлять транспорт на СТО сразу после выполнения этой задачи. Помните, что ремонт автоматической коробки передач будет стоить вам достаточно дорого. Если перегреется гидротрансформатор, придется отдать порядка 5% стоимости автомобиля за ремонт, что сильно ударит по вашему бюджету.

Буксировка автомобиля с автоматом - можно или нельзя?

Если в момент поломки у вас под рукой есть эксплуатационная книга от производителя, внимательно прочтите раздел о буксировке, и вы сможете найти ответ на этот вопрос. Автомобили, которые нельзя буксировать, имеют в инструкции по эксплуатации соответствующее предупреждение. Также для таких авто в инструкции может быть указано, что нужно сделать для буксировки. На старых автоматах можно было вручную отсоединить колесный привод от коробки, и тогда буксировать автомобиль можно хоть всю жизнь.


Если же книги нет, руководствуйтесь такими правилами:

  • можно буксировать автомобиль на расстояния не больше 30-40 километров;
  • скорость буксировки не должна превышать 40 километров в час;
  • рычаг КПП необходимо перевести в положение N;
  • если есть возможность завести двигатель, ограничений по буксировке не будет;
  • при любых резких движениях можно безвозвратно повредить коробку.

И снова дельный совет - если у вас есть возможность использовать эвакуатор, забудьте о буксировке. Намного выгоднее погрузить автомобиль на платформу специального транспортного средства и забыть обо всех проблемах, которые могут с ним произойти. Не думайте, что поездка на эвакуаторе обойдется вам слишком дорого, ведь ремонт коробки передач автоматического типа будет все равно дороже.


Часто водители совершают необдуманный поступок и после поломки автомобиля с АКПП везут машину на эвакуаторе домой. Лучше сразу договориться с СТО и отвезти автомобиль туда. Ведь транспортировать из дому до станции технического обслуживания также придется на эвакуаторе.

Какие могут быть последствия неправильной буксировки?

Последствия неверной эксплуатации автоматической коробки передач могут быть плачевны. Как уже упоминалось выше, первым страдающим и дорогостоящим элементом этого модуля является гидротрансформатор. Но это не единственное проблемное место в АКПП при буксировке. Если на вашем авто запрещена буксировка, вы проехали на буксире больше 50 километров или разогнались до скорости в 50 километров в час, стоит быть готовым к таким неприятным новостям на СТО:

  • гидротрансформатор безвозвратно поломан и требует агрегатной замены;
  • мотор, перекачивающий масло в коробке, сломался от постоянной ненужной работы;
  • электроника вышла из строя (это касается коробок роботизированного типа);
  • разрушены мягкие элементы внутренностей коробки (это случается на вариаторах);
  • счесалась одна из шестерен традиционной автоматической коробки (это случается, если оставить рычаг в положении D).

Как видите, спектр неприятностей достаточно велик. Так что при наличии возможности поездки на эвакуаторе, обязательно такую возможность используйте. Также стоит помнить о том, что указано в инструкции. Если вы считаете, что заграничные производители автомобилей чрезмерно осторожны и страхуют себя ненужными предостережениями, то прочтите еще раз внимательно список неполадок выше. Ремонт любой такой поломки будет стоить очень дорого.

Кстати, на некоторых автомобилях существует простой способ транспортировки, который описан в видео.

Видео:

Подводим итоги

Комфортная функция автоматической коробки передач иногда становится причиной дорогих неполадок, а также не позволяет выполнять привычные действия с вашим автомобилем. Буксировать машину с АКПП стоит лишь в том случае, если вы полностью уверены в допустимости такой процедуры.

В ином варианте намного лучше воспользоваться предложением эвакуатора или вызвать мобильную бригаду из СТО для устранения возникшей неполадки. Данные способы решения проблемы являются наиболее приемлемыми. Приходилось ли вам останавливаться посреди поля и транспортировать авто с АКПП на буксире?


Top