Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика героев Главный герой романа

Произведение Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.

Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную , отмечая их сходства и различия.


Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и в содеянном. В этом большая . Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.


Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем , был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.

Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.

Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.

Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика

А какую оценку поставите вы?


Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник» Сравнительная характеристика Онегина и Ленского в романе Евгений Онегин

Нестерова И.А. Раскольников и Свидригайлов // Энциклопедия Нестеровых

Сопоставление художественных образов Раскольникова и Свидригайлова.

В российской классической литературе особое место занимает творчество Федора Ивановича Достоевского. Каждое произведение являет собой уникальное творение, наполненное глубоким смыслом. Преступление и наказание – это один из тех романов, который при повторном прочтении играет новыми смысловыми красками и открывает широкий спектр неповторимых образов и картин.

Роман был создан Ф.М. Достоевским в период с 1865 по 1866 год. Через всю канву романа проходит осознание автором трагизма существования как аристократического так и иных сословий. Именно в этот период в России возникает множество различных философских течений и это все на фоне появления большого количества униженных и оскорбленных людей. Эти теории прочно внедрялись в умы не только бедного студенчества, но и весьма зажиточного дворянства. Отсюда и формирование гипертрофированных идей направленных не на созидание а на уничтожение.

В этом плане особый интерес в романе "Преступление и наказание представляют образы Родиона Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Родион Раскольников несомненно, – центральная фигура романа. Но был бы его образ настолько полным без А.И. Свидригайлова, который являет собой антипод главного персонажа. Различия видны практически во всем, начиная внешнего вида и кончая мировоззрением. Так Раскольников "... был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить". Одежда же Свидригайлова наоборот была "щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём". Из этого становиться очевидным, что Раскольников беден, а Свидригайлов богат. Аркадий Иванович назло всем выставляет свое богатство напоказ: " На пальце был огромный перстень с дорогим канем". Раскольников не имея возможности улучшить свое материальное положение выставляет свою бедность на всеобщее обозрение. Именно склонность к "показухе" является одной из общих для обоих персонажей черт. Оба персонажи отличаются удивительной внешней красотой. Родион Раскольников "темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". У Аркадия Ивановича очень красивое лицо "похожее как бы на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светлою белокурой бородой". Однако, несмотря на необычайную внешнюю привлекательность в лице Свидригайлова было что-то "ужасно неприятное". В тоже время лицо Раскольникова было печально и красиво, на нем отразились задумчивость и грусть.

Тот факт, что Свидригайлов поселился в дешевой гостинице, заставляет читателя задуматься и заподозрить персонажа в дурных намерениях. Однако это может также служить отражением безразличия Свидригайлова к жизни и её благам.

Родион Раскольников очень часто находится под влиянием меланхолии. В этом характеры Свидригайлова и Раскольникова похожи. Основу внутреннего мира главного героя романа Ф.М. Достоевский отразил в фамилии "Раскольников". В тоже время многое указывает на то, что Свидригайлов создавался как двойник Родиона, именно поэтому внутренний раскол характерен и для Аркадия Ивановича. Так в Свидригайлов сочетаются пошлый и беспринципный развратник и ценитель большого искусства. Не зря же Федор Михайлович Достоевский именно в уста Свидригайлова вложил слова о Сикстинской Мадонне, любимой картине писателя: "...об Рафаэлевой Мадонне Госпоже Прилуковой в альбом сумел написать".

Противоречив несомненно и Родион Раскольников. Он горд и жалок одновременно, помимо этого он добр и зол на весь мир. Так увидев пьяную девушку и преследующего её господина, Раскольников заступился за неё.

Свидригайлов – шулер, знававший побои товарищей и волевой смельчак. Не каждый осмелится прийти к брату, чью сестру он хотел совратить. Раскольников холоден и бесчувственен, однако в раннем студенчестве он помогал нищему товарищу, а после его смерти и его отцу.

Свидригайлов жесток и одновременно гуманен. Он жестоко издевается над людьми, но в тоже время предлагает Дуне десять тысяч рублей. Аркадий Иванович "человек который всю жизнь носил маску самодовольства, но был неудовлетворен собой". Раскольников также испытывал глубокое самонеудовлетворение. Именно это привело его к разрушительной идеи.

Оба героя и Раскольников и Свидригайлов совершили преступление, но только один из них познал настоящее раскаинье: "Он вышел, весь, дрожа от какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого наслаждения, – впрочем, мрачный, ужасно усталый. Лицо его было искривлено, как бы после какого-то припадка. Утомление его быстро увеличивалось. Силы его возбуждались и приходили теперь вдруг, с первым толчком, с первым раздражающим ощущением, и так же быстро ослабевали, по мере того как ослабевало ощущение". Свидригайлов же считает что подавил в себе все муки совести. Оба персонажа не видят просвета во тьме жизни. Им чужда вера в светлое будущее. Их преступления давят на них. И того и другого преследуют призраки прошлого. Свидригайлов сознается в этом Родиону Раскольникову: "Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт: "Не загадать ли вам, Аркадий Иванович, на дорогу-то?" А она мастерица гадать была. Ну, и не прощу же себе, что не загадал! Убежал, испугавшись, а тут, правда, и колокольчик. Сижу сегодня после дряннейшего обеда из кухмистерской, с тяжелым желудком, – сижу, курю – вдруг опять Марфа Петровна, входит вся разодетая в новом шелковом зеленом платье, с длиннейшим хвостом: "Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус мое платье? Аниська так не сошьет". Стоит, вертится передо мной. "Охота вам, говорю, Марфа Петровна, из таких пустяков ко мне ходить, беспокоиться". – "Ах бог мой, батюшка, уж и потревожить тебя нельзя!" Я ей говорю, чтобы подразнить ее: "Я, Марфа Петровна, жениться хочу". – "От вас это станется, Аркадий Иванович; не много чести вам, что вы, не успев жену схоронить, тотчас и жениться поехали. И хоть бы выбрали-то хорошо, а то ведь, я знаю, – ни ей, ни себе, только добрых людей насмешите". Взяла да и вышла, и хвостом точно как будто шумит. Экой ведь вздор, а?" Свидригайлов испугался, так как чувствовал близость смерти. В отличии от Аркадия Ивановича, Раскольников не хочет признаваться в том, что призраки преследуют т его.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М, Достоевский дает шанс на искуплении обоим. Они должны освободиться от ложных идей. Раскольников получает духовную свободу благодаря Сонечке. Свидригайлов впервые в жизни полюбил, но Дуня не ответила взаимностью. Это лишило его надежды на спасение. Именно по этой причине Свидригайлов решает покончить с собой.

Раскольников и Свидригайлов – такие разные и в тоже время похожие персонажи. В Свидригайлове Раскольников видит свое падение. Их объединяет то, что они оба бросили вызов обществу. Свидригайлов попытался освободиться от совести, но это привело к смерти. Достоевский показывает, что смерть Свидригайлова – это тот конец, который мог бы ждать Раскольникова если бы он не освободился от бремени своей теории.

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как “сильные” личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно пони - мают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”.

Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством.

Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном. В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям. Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике.

Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих. В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Одну из основных разрывающих героя противоречий – это тяга к людям...

  2. Загрузка... Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления"....


  3. Загрузка... Достоевский, задумываясь о самых насущных и вместе с тем вечных вопросах, таких, как смысл жизни, путь к Богу, сущность добра и истины, обращается к...

  4. Загрузка... 19 век находился под властью теории “наполеонизма”. Возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей находила поддержку многих людей. Пленником этой идеи и стал...

Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек. Также в романе есть еще один образ – это Свидригайлов. Если проводить сравнительный анализ двух этих героев, то с первого взгляда может показаться, что это две совершенно разные личности, с абсолютно разными взглядами на жизнь, убеждениями и ценностями, но приглядевшись поближе можно увидеть массу сходств.

Во-первых, что Свидригайлов, что Раскольников, переступили черту нравственного и человеческого закона. Разница лишь в том, что у Раскольникова была определенная теория, цель, он совершил преступление, исходя из пытливости ума, побуждения его не несли характер причинения вреда. Свидригайлов же совершал подобные деяния в связи с желанием удовлетворить свои плотские прихоти и нелепые потребности. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд. Это далеко не глупый человек. Он также склонен здраво рассуждать, но желание вести разгульную жизнь и придаваться страстям в его характере превалирует.

Во-вторых, оба эти героя, раскаиваются в содеянном преступлении, их мучает совесть, им трудно справится с осознанием того, что они совершили. Свидригайлов выбирает более легкий путь и сводит счеты с жизнью, а Раскольников борется до самого конца.

Конечно, между этими героями существует и великое множество отличий. Во-первых, это положение в обществе. Раскольников – это бедный студент, Свидригайлов – помещик. Ценности у них также совершенно противоположные. Свидригайлов готов идти на все ради того, чтобы удовлетворить свои низменные потребности, он лишь культивирует в себе черты, присущие животному. Раскольников же идет по нравственному пути, он не желает людям зла, заботится о сестре, о матери, пытается пробиться и выбиться в люди самостоятельно, презирает образ жизни Свидригайлова, а убийство для него это было лишь, своего рода, проверкой теории.

Несколько интересных сочинений

    В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

  • Характеристика и образ Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Крестьянская девушка Лиза занимается торговлей в городе, чтобы таким образом заработать на жизнь

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Суриков В.И.

    12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

  • Образ и характеристика Аносова в повести Гранатовый браслет Куприна

    Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности

- «Преступление и наказание» - пользуется популярностью во всем мире. При этом большинству иностранцев остаются непонятными некоторые идеи автора, что связано с неточностями перевода и иным менталитетом. Предлагаем познакомиться с одним из наиболее сложных моментов - двойниками Раскольникова, узнать, кто это и какова их роль в сюжетной канве текста.

Система персонажей

Главным героем романа является студент Родион Раскольников, который находится в поиске себя. Он придумал абсурдную, с точки зрения Достоевского, теорию о подразделении людей на две группы:

  • «Тварь дрожащая» - простые скромные люди со своими проблемами.
  • «Право имеющие» - сильные личности, которым сама судьба дарует шанс добиться чего-то в жизни.

По идее писателя, все герои романа так или иначе относятся к одной из этих категорий, иллюстрируя теорию Родиона. И читатель начинает испытывать невольное сочувствие именно к первой группе персонажей, униженным и оскорбленным, но готовым к самопожертвованию, лишенным подлости и презрения к окружающим. Именно эти лица полны сочувствия, сострадания, доброты и порядочности. Это семейство Мармеладовых, Дуня, мать Родиона, сестра старухи процентщицы.

Антитеза в произведении

Достоевский активно использует прием антитезы, сопоставляя своего главного героя с другими людьми из его мира. Практически можно говорить о том, что Раскольников сопоставляется со всеми персонажами произведения, как положительными, так и отрицательными, или противопоставляется им, но не все становятся его двойниками. Сравнение с подлецами и безнравственными преступниками показывает, до каких глубин мог бы опуститься главный герой, останься он верен своей теории. Напротив, при сопоставлении его с положительными персонажами Достоевский показывает чистую и светлую душу.

Развенчание теории

Двойники Раскольникова есть как с одной, так и с другой стороны, они помогают герою разобраться в несостоятельности своей теории, в ее ошибочности. Продуманные положения, основывающиеся на мировой практике, на деле оказываются лишь фикцией, самообманом, иллюзией. Кто является двойником Раскольникова? Прежде всего это Лужин и Свидригайлов - личности, которые сумели переступить через других, двигаются к намеченной цели, невзирая на боль и страдания, причиняемые своим вольным и невольным жертвам.

Но можно ли назвать их сильными, сравнить с Наполеоном или другими великими историческими деятелями? Нет, их смерть останется незаметной, общество не изменится (что и произошло после самоубийства Свидригайлова), жизнь продолжит идти своим чередом. Поэтому сама суть теории главного героя развенчивается через образы его двойников - эти люди «переступили», но великими от этого не стали. Преступление как способ доказать прежде всего самому себе принадлежность к «настоящим людям» теряет свою значимость, поскольку этими двойниками Раскольникова воспринимается как нечто обыденное.

Литературоведческое понятие

В науке о литературных произведениях есть специальный термин - «черный двойник», суть которого состоит в следующем. Автор намеренно вводит в сюжетную канву текста некоего героя, в котором определенные качества максимально преувеличены. Он помогает подчеркнуть основные характеристики ключевого персонажа, наглядно продемонстрировать его слабые стороны, развенчать основные идеи. Этот прием активно использовался Ф. М. Достоевским в его великом произведении «Преступление и наказание». Своеобразные «клоны» Родиона Раскольникова, в которых черты героя гиперболизированы, помогают не только читателю понять несостоятельность теории, но даже убедить в этом главное действующее лицо.

То есть во многом благодаря своим отвратительным «двойникам» у Достоевского Раскольников приходит к долгожданному раскаянию, за которым следует прощение. Конечно, герою предстоит отправиться на каторгу за совершенное злодеяние, но от душевных мук он освобожден.

Образ Лужина

Петр Петрович Лужин - ярчайшая демонстрация того, куда может завести увлечение эгоистичными теориями. Этот надворный советник живет по следующему принципу:

Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.

Почему Лужин - двойник Раскольникова? Можно выделить несколько причин:

  • Легко и без раздумий переступает через моральные и нравственные нормы.
  • Движим исключительно личной выгодой.
  • Наслаждается своей властью над людьми. Так, именно этот герой хочет «облагодетельствовать» бедную девушку, женившись на ней, чтобы потом унижать и издеваться.

Вот почему Лужин - двойник Раскольникова. Он, конечно, не виновен в убийстве, ему даже в голову не придет запачкать руки кровью, но, по мнению Достоевского, вина его гораздо хуже. Этот человек убил в себе человека.

Знакомство со Свидригайловым

Этот герой живет по следующему принципу:

Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша.

Эта идея очень похожа на главную мысль ключевого персонажа романа, вот почему можно с полной уверенностью сказать, что Свидригайлов - двойник Раскольникова. Отличительные черты характера этого человека таковы:

  • Высшая степень безнравственности.
  • Способен на преступление, что и совершает (убийство слуги). Нарушение закона делает его равным главному герою, но самому Раскольникову такое сравнение противно.
  • Угрызения совести ему не присущи.

Себя злым человеком не считает; способен на совершение благородных поступков, на помощь ближнему. Этот двойник Раскольникова в «Преступлении и наказании» является демонстрацией того, к чему может привести еще одна интерпретация его теории: сильная личность, готовая помогать слабым, в итоге совершает страшные деяния, неблагородно поступает с девушкой-сиротой, занимается шулерством. Виновен этот герой и в смерти собственной жены.

Он понимает и Лужина, и Раскольникова, видит обоих насквозь, поскольку в чем-то близок и тому и другому.

Сравнение ключевых персонажей

Мы рассмотрели, почему Лужин - двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.

Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, - человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни - и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.

Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского - этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.

Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.

Значение системы двойников

Зачем же Достоевский вводит в сюжетную канву сразу двух ярких двойников Раскольникова? Они помогают развенчать его теорию, показать несостоятельность постулатов:

  • Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
  • Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход - самоубийство. Вот почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.

Интересно, что о суициде своего оппонента Раскольников узнает по пути в полицейский участок с признанием. Этот прием используется автором, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность теории своего персонажа, окончательно развенчать ее.

Муки совести в романе

Мы рассмотрели, почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой - даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.

А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.

Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям - очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.

Бедные люди

Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.

Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие - если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.

Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.


Top