Царевна лягушка васнецов картина подготовить описательный рассказ. Сочинение по картине Васнецова «Царевна-лягушка

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

"Царевна-лягушка"

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

  • #1
  • #2

    люблю васнецова

  • #3

    Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

  • #4

    очень интерестно

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

  • #6

    все круто!)))

  • #7

    Очень хорошо

  • #8
  • #9

    очень здоровский текст

  • #10

    Спасибо! Этот сайт очень помог!

  • #11

    Спасибо огромное

  • #12

    спасибо очень помогло сделать проект

  • #13

    Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

  • #14

    Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

  • #15

    Очень помогло

  • #16

    мне понравился этот сайт

  • #17

    Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

  1. В.М. Васнецов - сказочный живописец.
  2. Передний план:
    • танец Царевны-лягушки;
    • описание одежды Царевны-лягушки;
    • музыканты;
    • арский терем;
  3. Задний план (природа, русская деревня).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, увлеченный удивительным миром русских сказок, былин и легенд. Им написано огромное количество красочных полотен и эскизов на сюжеты, заимствованные из устного народного творчества. На его картинах перед нами оживают могучие богатыри и фантастические птицы Сирины, загадочные царевны и отважные царевичи, нежная Снегурочка и загрустившая Алёнушка… Один из захватывающих сюжетов по мотивам всеми любимой сказки «Царевна-лягушка» художник запечатлел на одноименном полотне.

На переднем плане изображена высокая, статная девушка с горделивой осанкой - это одна из невесток царя. По сюжету сказки мы знаем, что она - та самая волшебная лягушка, жена младшего сына, уже удивившая всех гостей званого пира своими необыкновенными чудесами. Девушка отплясывает русский народный танец. Что именно она приготовила для увеселения батюшки-царя на это раз? Может, «Барыню», а, может, зажигательную пляску-импровизацию. Художник уловил момент танца, когда героиня сказки повернулась к зрителю спиной. Тонкие черты её благородного лица изображены в профиль. Увлеченная музыкой, девушка прикрыла глаза, губы её плотно сжаты, подбородок гордо приподнят.

Вся её фигура пластична и динамична. Она полна изящества, величавости и грациозности: тонкий стан слегка прогнулся назад, голова чуть запрокинута, широко раскинутые руки плавно движутся в такт задорной музыки. В правой руке она манерно, двумя пальчиками, держит небольшой белоснежный воздушный платочек, кокетливо оттопырив мизинчик. Она - царевна, и каждое её движение полно чувства собственного достоинства и осознания своей неотразимой красоты.

На девушке поистине царский наряд. Художник не случайно выбрал цвет для её одеяния: глубокий изумрудный тон длинного сарафана напоминает о печальной тайне сказочной героини. Золотыми нитями по сарафану расшит растительный орнамент - листочки, травинки и замысловатые узоры. Ворот сарафана украшен дорогими каменьями, а манжеты отделаны золотой каймой. Золотистая подкладка говорит о скрытом пока для всех высоком происхождении царской невестки.

Рукава сарафана пошиты с большими прорезями, они свободно свисают во время движения. На Царевне-лягушке белоснежная рубашка из тонкой материи, отчего взмах рук становится похож на крылья белой лебедушки. Длинные, ниже пояса, темно-каштановые волосы убраны в две тяжелых толстых ниспадающих косы. На голове - невысокая корона с драгоценными камнями, скрепленная на затылке большой застежкой. На ногах героини маленькие аккуратные зеленые сапожки на невысоком каблучке. Они тоже расшиты золотистым узором.

Для Царевны-лягушки играют шесть придворных музыкантов. Они сидят на массивных резных деревянных лавках по обе стороны от плясавицы. На них яркие разноцветные кафтаны, у всех на ногах ярко-красные длинные сапоги. Балалаечники, гусляры и рожечники - все увлечены действием. И стар, и млад с молодецкой удалью исполняет задорную мелодию для царевны. Свою игру они сопровождают пением. Их лица сияют от бурного веселья, а от искрометной игры ноги готовы сами идти в пляс. Все они не могут отвести восхищенных глаз от прекрасной девушки, от её плавности и величавости.

Само действие происходит в расписном царском тереме. Художественное оформление помещения отличается торжественностью и праздничностью: стены украшены многоцветными росписями с дивными птицами и необычными цветами, пол выложен деревянными прямоугольниками светлого и темного тонов в шахматном порядке. На полу - цветастый ковер с изображением заморских животных и растений. На нем-то и отплясывает свой танец Царевна-лягушка.

Чтобы подчеркнуть, что действие происходит во время пира, В. Васнецов представил нашему взгляду небольшую часть праздничного застолья: на белоснежной кружевной скатерти, покрывающей стол с резными расписными ножками, уставлены изящные приборы и кушанья.

По центру царских хором устроен огромный трехарочный проем, который ведет на террасу терема. Отсюда нашему взору открывается живописный панорамный вид на русскую деревню, на широкие родные просторы и на чудеса, сотворенные Царевной-лягушкой: внизу, перед теремом раскинулось большое озеро, по водной глади которого плывут белые лебеди и утки. На берегу озера расположилась деревенька с аккуратными деревянными домиками. Как и в царском тереме, в деревне тоже идет шумное гулянье: девушки в ярких цветастых сарафанах водят хоровод. За древней - золотистое поле и темная лента леса. А над всей этой жизнерадостной панорамой раскинулось голубое небо, по которому плывут белые пушистые облака, летят белые лебеди.

Это очень живая, эмоциональная картина. В.М. Васнецов мастерски передает атмосферу и настроение сказочного сюжета. Кажется, что если прислушаться, то можно уловить звуки задорной музыки, а Царевна-лягушка закружится в танце, взмахнет белыми рукавами и, как белая лебедь, взмоет высоко в небеса и улетит с другими белыми птицами.

Марина Скоробогатова

Цель: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством В. Васнецова; развивать эмоциональную сторону речи дошкольников; воспитывать интерес к родной культуре

Оснащение: на одном мольберте - репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику (формат не менее А4); на другом мольберте – репродукция картины “Царевна-лягушка” (формат не менее А2); аудиозапись веселой народной пляски; макет озера и бумажные фигурки лебедей по количеству детей)

Предварительная работа: чтение и разбор русской народной сказки “Царевна-лягушка”; рассматривание картины художника В. Васнецова “Царевна-лягушка”; упражнения на развитие образной речи детей.

Дети подходят к мольберту, на котором расположены репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику.

Перед вами несколько картин, которые написал замечательный русский художник Виктор Васнецов, много раз писавший героев волшебных сказок.

Виктор Михайлович Васнецов любил устное народное творчество и много героев и сюжетов для своих картин он черпал именно из былин и сказок. В своих картинах Васнецов пытался показать красоту и самобытность русского народа.

Попробуйте догадаться, к каким сказкам написаны эти картины (“Кощей Бессмертный”, “Аленушка”, “Ковер-самолет”, “Баба Яга” и др.) .

Одну из этих картин мы с вами уже рассматривали. Как она называется?

Дети подходят к мольберту, на котором расположена картина “Царевна-лягушка”.

Картина называется “Царевна-лягушка”, но на переднем плане мы видим красивую девушку. Кто же она? (Василиса Премудрая) .

Откуда такое необычное имя – Премудрая? (она была очень умной)

Как она стала лягушкой? (ей велел стать лягушкой ее отец Кощей Бессмертный, потому что она была мудрее его; и она его послушалась) .

Какой момент сказки изображен на картине? (Василиса танцует на пиру во дворце у царя).

Как вы догадались, что Василиса танцует именно во дворце? (Василиса танцует в царских хоромах, комната очень красива, об этом свидетельствуют и украшенные орнаментами стены и пол, и резные ножки деревянных столов, что ломятся от яств, и дверной проем, окаймленный росписью).

Царевна на картине стоит к нам спиной, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая? Наверняка, - об этом можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы. (Гусляры смотрят на девушку с восхищением и улыбкой, их завораживает ее танец, а непосредственная веселость девушки подкупает, и им самим хочется пуститься в пляс, - их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.)

Изобразите, как могли бы смотреть музыканты на Царевну, если бы она им не нравилась. А теперь покажите, как они смотрят на нее (мимические этюды)

На каких инструментах играют музыканты? (гусли, балалайка, рожок) . Как вы думаете, какую музыку играют для царевны музыканты? (русскую плясовую). Давайте послушаем ее.

Дети слушают музыку, после первого куплета все приглашаются на общую веселую пляску (динамическая пауза).

Действительно, Василиса Премудрая очень красива! Сегодня мы с вами попробуем рассказать о ее красоте с помощью красивых слов. Давайте сначала вспомним эти слова.

Игра “Подбери словечко”

Как обычно в сказках говорят о неописуемой красоте? (НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ)

Если в сказке хотят подчеркнуть стройность девушки, с каким деревом ее сравнивают? (с БЕРЕЗКОЙ)

Сарафан из бархата – какой сарафан? (БАРХАТНЫЙ)

Сарафан зеленый, как изумруд – какого цвета сарафан? (ИЗУМРУДНОГО)

Рубашка белая как снег – какая рубашка? (БЕЛОСНЕЖНАЯ).

Корона из золота – какая корона? (ЗОЛОТАЯ).

Платочек легкий, как воздух – какой платочек? (ВОЗДУШНЫЙ)

Послушайте, как я опишу внешность царевны. Постарайтесь запомнить, какие красивые слова и сравнения я использую.

“Царевна так прекрасна, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Она стройна, как березка! На ней нарядный бархатный сарафан изумрудного цвета и белоснежная рубашка. На голове у нее золотая корона, а в руках – легкий, воздушный платочек. Василиса весело танцует. Ее руки похожи на лебединые крылья, а длинные тяжелые косы развиваются в танце. Ай да царевна, ай да красавица!”

Давайте последнее предложение произнесем вместе, с радостью и восторгом!

А кто хочет сам описать красавицу царевну? (1-4 ребенка)

Вы сегодня замечательно поработали. И я хочу, чтобы танец нашей Василисы закончился таким же волшебством, как и в сказке.

Кто помнит, каким волшебством прославился танец Царевны на царском пиру? (взмахнула она правым рукавом, и разлилось синее озеро; взмахнула левым – и полетели к озеру белоснежные прекрасные лебеди).

Давайте попробуем повторить этот момент. За ваши красивые рассказы о прекрасной царевне я подарю каждому из вас по маленькому волшебному лебедю, который может быть исполнит какое-нибудь ваше желание. …А пока – снова звучит веселая плясовая, снова выходит в центр царского зала прекрасная царевна и – начинается волшебство…

Под веселую музыку все дети за воспитателем повторяют волшебный танец царевны: взмахивают правой рукой – и на столе появляется макет голубого озера; взмахивают левым рукавом – и сажают на озеро фигурки белых лебедей.


В течение всего творческого пути великого самобытного русского живописца Виктора Васнецова его не оставляла тема русской старины и удивительного мира былин и народных сказок. Картина живописца Царевна лягушка была написана уже в новом, XX столетии – в 1918 году. Всем нам с детства знакома и сказка о зачарованной красавице, царевне-лягушке, и эта волшебная картина великого мастера, от которой буквально веет миром старых былин и грез.

Описание картины В.М. Васнецова – Царевна лягушка художника Васнецова

В центре сказочной картины Царевна лягушка изображена статная молодая женщина в богатом, украшенном вышивкой и самоцветами наряде, в жемчужном головном уборе, в драгоценном ожерелье. Две тяжелые косы лежат на спине молодой, полной сил русской красавицы. Стан героини грациозно изогнут, она танцует, слушая веселый звон русских музыкальных инструментов. С террасы терема видна деревня. Там тоже девушки кружатся в хороводе, нарядные русские березы отражаются в воде озера, а природа на картине так созвучна с тем состоянием радости, которое демонстрируют все герои полотна Царевна лягушка!

Картина Царевна лягушка знаменитого художника Васнецова, как, впрочем, и все остальные полотна, относящиеся к теме русской былинной старины, полна тайных знаков и символов. Танец Василисы больше чем завораживающие движения – именно сейчас она творит свою магию. Махнула левой рукой – разлилось перед теремом прекрасное озеро, махнула правой рукой – поплыли по зеркальной глади белые лебеди. Прекрасный умиротворенный русский пейзаж – березки, золотистые хлебные поля, а за ними высокий лес встает стеной.

Русский характер в картине художника Васнецова Царевна лягушка

Небо мирное, ясное, изливающее на землю мягкий рассеянный свет. И здесь тоже намек на то, что нет причин для тревог: злые чары рассеются, лягушка станет девушкой, а на Русь придет, наконец, долгожданный мир и покой. Эта своеобразная характерная картина художника Васнецова Виктора Михайловича Царевна лягушка очень точно передает настроение народного творчества, всю внутреннюю красоту русского народа, вовсе не стремящегося захватывать чужие территории, но желающего мирно жить на родной земле.

Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник, певец Древней былинной Руси, черпал вдохновение из сокровищницы народного творчества. Десятки лет упорного труда он посвятил попыткам понять глубинный дух русского народа, исследовать русский характер и передать в своих работах всю его поразительную красоту и самобытность. Воплощением стремления живописца понять русскую душу стала сказочное полотно Царевна лягушка.

Смотреть на видео рассказ про сказочные картины художника Васнецова

Звучит музыка «Камаринская» И.П. Чайковского

Дети, как вы думаете, куда приглашает нас эта музыка?

Какие инструменты вы услышали в этой музыке?

Это инструменты современные или они использовались человеком давным – давно?

Эта музыка приглашает нас в стародавние времена, в тридевятые царства, в тридесятые государства. Догадались куда?

Совершенно верно. Давайте присядем на стульчики и посмотрим, в какой сказке мы с вами очутились.

Дети присаживаются на стульчики

  1. Рассматривание картины

Посмотрите на картину В.М. Васнецова и скажите, кто изображен на картине?

Это героиня какой сказки?

Как догадались?

Кто же здесь на картине главный и как художник это показал?

Виктор Михайлович изобразил царевну спиной к нам, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая?

Опишите царевну

  1. Игровое упражнение «Опиши царевну»

О ее красоте можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы Премудрой. Они смотрят на девушку с восхищением и улыбкой. Посмотрите, их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.

В руках у музыкантов старинные музыкальные инструменты. Вы их узнали?

А еще здесь такие инструменты как виола, домра, рожок – целый оркестр!

  1. Игровой прием «Войди в картину»

А вы хотите попасть на пир к царю? Тогда предлагаю перешагнуть рамку картины и:

Походить, оглядеться. Что почувствовали?

Дотроньтесь рукой до какого-нибудь предмета. Что ощутили?

Вдохните запах. Чем пахнет?

Попробуйте что-нибудь с царского стола. Вкусно?

Прислушайтесь. Что услышали?

А хотите попробовать вместе с музыкантами, сидя потанцевать, только ножками.

  1. Динамическая пауза

Замечательные танцы у нас получились. А сейчас давайте посмотрим, что нарисовано вокруг Василисы Премудрой и музыкантов. Что мы видим?

Как вы думаете, какое время года изобразил художник?

Почему это лето?

Виктор Михайлович Васнецов для написания картины использовал, в основном, какие цвета и оттенки?

Отсюда ощущение радости, веселья и праздника.

А кто хочет подобрать палитру красок для этой картины?

  1. Игровое упражнение «Подбери палитру»

Молодец. Когда художник рисует картину, он может изобразить только один момент, один сюжет из сказки, но мы всегда вспоминаем, что было до этого и что будет потом. Кто хочет рассказать о том, что было до праздника и танца царевны на пиру?

А что будет после?

  1. Пересказ фрагментов сказки

Правильно. В картине Виктора Михайловича тоже спрятана сказка: русские декоративные узоры росписей царской палаты, старинные одежды музыкантов и их инструменты, русское платье с длинными рукавами цветом напоминающее кожу лягушки.

Вам понравилась эта картина? Вот как удивительно и интересно придумал художник, как необычно он выстроил сюжет для изображения. Я почувствовала себя в гостях на царском пиру. А вы? А хотите сплясать вместе с Василисой Премудрой?

  1. Пляска «Барыня», дети под музыку придумывают движения
  2. Рефлексия

Понравилось вам в гостях у сказки «Царевна - лягушка»?

А хотите нарисовать венец для Василисы Премудрой? Тогда попрощаемся с нашими гостями и приступим к изобразительной деятельности


Top