Главные герои повести. Володя и Зинаида

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь» рассказывает о душевных переживаниях юного героя, чьи детские чувства переросли в практически неразрешимую проблему взрослой жизни и отношений. Произведение также затрагивает тему отношений между отцом и сыном.

История создания

Повесть была написана и опубликована в 1860 году, в Санкт-Петербурге. В основу произведения лег реальный эмоциональный опыт писателя, поэтому между его биографией и событиями повести можно провести четкую параллель, где Володя или Владимир Петрович — сам Иван Сергеевич.

В частности в своем произведении Тургенев полностью описал своего отца. Он стал прототипом для персонажа Петра Васильевича. Что касается самой Зинаиды Александровны, то прототипом для ее персонажа стала первая любовь Ивана Сергеевича Тургенева, которая также являлась любовницей его отца.

За счет подобной откровенности и перенесения жизни реальных людей на страницы повести, публика встретила ее довольно неоднозначно. Многие подвергли Тургенева осуждению за его излишнюю откровенность. Хотя сам писатель не раз признавался, что не видит в подобном описании ничего плохого.

Анализ произведения

Описание произведения

Композиция повести строится как воспоминание Володи о своей юности, а именно — о первой почти детской, но серьезной влюбленности. Владимир Петрович — 16-летний юноша, главный герой произведения, который приезжает в загородное семейное поместье с отцом и другими родственниками. Здесь он знакомится с девушкой невероятной красоты — Зинаидой Александровной, в которую бесповоротно влюбляется.

Зинаида любит флиртовать и обладает весьма капризным нравом. Поэтому позволяет себе принимать ухаживания и от других молодых людей, помимо Володи, не делая никакого выбора в пользу какого-нибудь одного, конкретного кандидата на роль своего официального ухажера.

Чувства Володи не вызывают у нее взаимности, порой девушка позволяет себе насмехаться над ним, высмеивая их разницу в возрасте. Позже главный герой узнает, что объектом вожделения Зинаиды Александровны стал его собственный отец. Незаметно подглядывая за становлением их отношений, Владимир понимает, что Петр Васильевич не имеет по отношению к Зинаиде никаких серьезных намерений и планирует вскоре бросить ее. Осуществив задуманное, Петр покидает загородный дом, после чего внезапно для всех умирает. На этом Владимир прекращает свое общение с Зинаидой. Спустя время он, однако, узнает о том, что она вышла замуж после чего скоропостижно скончалась во время родов.

Главные герои

Владимир Петрович — главный герой повести, 16-летний юноша, который переезжает в загородное поместье вместе со своей семьей. Прототипом персонажа является сам Иван Сергеевич.

Петр Васильевич — отец главного героя, который женился на матери Владимира из-за ее богатого наследства, которая ко всему прочему была гораздо старше его самого. За основу персонажа был взят реально существующий человек, отец Ивана Сергеевича Тургенева.

Зинаида Александровна — молодая 21-летняя девушка, живущая по соседству. Имеет весьма легкомысленный нрав. Отличается заносчивым и капризным характером. Благодаря своей красоте не обделена постоянным вниманием ухажеров, в том числе от Владимира Петровича и Петра Васильевича. Прототипом персонажа считается княжна Екатерина Шаховская.

Автобиографическое произведение «Первая любовь» напрямую связана с жизнью Ивана Сергеевича, описывает его отношения с родителями, главным образом с отцом. Простой сюжет и легкость изложения, которой так славится Тургенев, помогает читателю быстро погрузиться в саму суть происходящего вокруг, а главное — поверить в искренность и пережить вместе с автором весь его эмоциональный опыт начиная от умиротворения и восторга и заканчивая настоящей ненавистью. Ведь от любви до ненависти всего один шаг. Именно этот процесс и иллюстрирует главным образом повесть.

Произведение демонстрирует как именно меняются отношения между Володей и Зинаидой, а также иллюстрирует все изменения между сыном и отцом, когда речь заходит о любви к одной и той же женщине.

Переломный момент взросления главного героя в эмоциональном плане как нельзя лучше описан Иваном Сергеевичем, ведь за основу взят его реальный жизненный опыт.

Система персонажей . Но он ли один оказывается в подобной ситуации? Зинаида окружена искателями, восхищающимися ее красотой.

«Каждый из поклонников был ей нужен», - сообщает повествователь о Зинаиде. Мы можем с уверенностью предположить: в каждом, словно в зеркале, отражается какая-то часть ее души. Отчаянный гусар Беловзоров не отличался «умственными и прочими достоинствами». Но он располагает к себе прямотой, удалью, умением рисковать. К тому же он - самая подходящая партия для знатной, но бедной девушки.

Романтик Майданов «отвечал поэтическим струнам ее души». Создавая его портрет, автор пародийно снижает черты романтического поэта, Ленского: «Высокий молодой человек с чрезвычайно длинными черными волосами (пушкинское «И кудри черные до плеч…»), но со «слепыми глазками». Чуткая Зинаида «чистосердечно хвалила» поэмы Майданова. Но «наслушавшись его излияний, заставляла его читать Пушкина, чтобы <…> очистить воздух». Зинаида неизмеримо превосходит его своим пониманием прекрасного. В печальные минуты она просит своего пажа прочесть наизусть «На холмах Грузии». «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…» - задумчиво произносит девушка. Это замечание тонкой ценительницы поэта созвучно словам Гоголя, определяющим пушкинскую манеру: «Чистота и безыскусственность взошли <…> на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной <…>. Все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

В окружении Зинаиды самой глубокой и оригинальной натурой, несомненно, является доктор Лушин. На его примере Тургенев вновь показывает роковую власть чувства даже над самыми умными и скептическими из людей. Очевидно, доктор появился в ее свите в роли наблюдателя, владеющего своим сердцем. Но под чарами девушки «он похудел <...>, нервическая раздражительность сменила в нем прежнюю легкую иронию и напущенный цинизм». Зинаида, догадываясь, что он «любил ее больше всех», обращалась с ним подчас жестоко, не гнушалась испытывать свою власть «с особенным злорадным удовольствием».

Культ работы, суровый простонародный язык («прокаленный», «наш брат старый холостяк»), манера скрывать чувства («смеялся глуше, злее и короче») роднит его с Базаровым в эпоху увлечения Одинцовой. Подобно герою «Отцов и детей», материалист Лушин свое гипнотическое увлечение Зинаидой пытается логически просто объяснить: «…Каприз и независимость <…>. Эти два слова вас исчерпывают…» И, подобно Базарову, чувствует, что в его словах не вся правда. Боязнь губительной власти девушки заставляет его остерегать юного Володю: «Вам бы надобно учиться, работать - пока вы молоды <…>. Разве вы здоровы теперь?.. Разве то, что вы чувствуете, полезно вам, хорошо?» Володя и «сам в душе осознавал, что доктор прав». Но доктор не в состоянии исполнить собственный совет… «Я бы и сам сюда не ходил, - признается Лушин, - если б (доктор стиснул зубы).., если б я не был такой же чудак».

Одновременно Зинаида принимает графа Малевского, фата и сплетника, «с самодовольной и заискивающей улыбочкой». «Фальшь» Малевского очевидна даже для наивного Володи. На прямой вопрос Зинаида отшучивается тем, что ей «усики нравятся». Но в минуту душевного просветления с ужасом сознает в себе черты Малевского: «Сколько во мне дурного, темного, грешного».

По мере знакомства Володи с семьей Засекиных в гордой княжне прорывается чувство отверженности, которое роднит ее с Асей. Зинаиде было отчего почувствовать себя уязвленной. «Неправильное воспитание, странное знакомство и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме...» отмечает наблюдательный Володя. Зинаида развивалась в особых условиях, мало похожих на положение девушки в «барском степенном доме». Семья ее бедна. «Своего экипажа не имеют-с и мебель самая пустая…» - докладывает лакей. Нанятый ими флигель «был так ветх, и мал, и низок».

Из разговоров родителей Володя узнает, что брак родителей Зинаиды в свете расценили как мезальянс. Ее легкомысленный отец в свое время женился на девушке из скромной по общественному положению семьи. Однако по характеру мадам Засекина ничем не напоминает скромную Фенечку или строгую Татьяну, мать Аси. Матерью Зинаиды оказывается недалекая, грубая и пошлая мещанка, дочь приказного. Чуткий юноша ощущает за ее внешним радушием - лицемерие, вместо простоты - распущенность. «Слишком просто», - подумал я, с невольной гадливостью окидывая взором всю ее (княгини Засекиной) неблагообразную фигуру».

Мать предоставляет Зинаиде редкую для светской девушки свободу, не препятствует устраивать в доме веселые сборища, во время одного из которых «у приказного от Иверских ворот украли с колен шапку и заставили его, в виде выкупа, проплясать…». «Мне <…>, выросшему в барском степенном доме, весь этот шум и гам, эта бесцеремонная, почти буйная веселость, эти небывалые сношения с незнакомыми людьми так и бросились в голову...» - рассказывает Володя. Однако Зинаида, как и Ася, тяготится пустым и праздным существованием, духовно она выше окружающего общества. Княгиня озабоченно жалуется доктору Лушину, что дочь «пьет воду со льдом» и опасается за ее здоровье. Между Зинаидой и доктором происходит такой диалог:

А что из этого может выйти?

Что? Вы можете простудиться и умереть.

- <…> Ну что ж - туда и дорога! <…> Разве жить так весело? Оглянитесь-ка кругом <…>. Или вы думаете, что я этого не понимаю, не чувствую? Мне доставляет удовольствие - пить воду со льдом, и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтоб не рискнуть ею за миг удовольствия, - я уж о счастии не говорю».

Разговор о «счастии» возник не случайно. В кружке поклонников Зинаида не видит достойного претендента: «Нет, я таких любить не могу, на которых мне приходиться смотреть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил…». И тут же пытается обмануть судьбу: «Не попадусь никому в лапы, ни-ни!» Писатель многажды показывал, как бессмысленно зарекаться от любви. И в этой повести наблюдаем за тем, как душою гордой девушки овладевает настоящее чувство. В ответ на упреки Лушина она горько парирует: «Опоздали <…>, любезный доктор. Наблюдаете плохо <…>, не до капризов мне теперь…»

Образ Зинаиды в романе «Первая любовь»

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести "Первая любовь". И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н. Во вступлении "Первой любви" и персонажи, и ситуация конкретизированы. В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь -- это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций -- от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости.

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

После описания портрета юноши, автор рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Тургенев делает акцент не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

Образ Зинаиды такой же, как её портрет: девушка всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду -- это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники-- видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты. Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика? Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, -- прошептала она, --ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить.... И что ждет меня впереди! .. Ах, мне тяжело.... боже мой, как тяжело! ”

Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслее способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от "незаконности" своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип "тургеневской девушки" - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере - любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

В этом смысле характерны не только образ героини и ее судьба, но и образ и судьба отца Володи - Петра Васильевича. Он, также как и Зинаида, человек далеко не заурядный. Стремясь подчеркнуть значительность его личности, писатель окружает ее даже ореолом некоторой таинственности. Он фиксирует внимание на характерном для Петра Васильевича властолюбии, на его деспотическом эгоизме. Но и Петр Васильевич, этот по-своему сильный и необычный человек, также не находит своего счастья, зря растрачивает свои силы и способности.

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21). Удар хлыстом - это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке - нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - "императрица". В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”

Повесть «Первая любовь» Тургенева была написана в 1860 году, и во многом стала отражением личных переживаний автора. Это история о первой, еще полудетской влюбленности, которой пришлось столкнуться со взрослой любовью, полной драматизма и жертвенности.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Первая любовь» по главам, а после – пройти тест для проверки полученных знаний. Краткий пересказ произведения пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Владимир – шестнадцатилетний юноша, которому пришлось пережить все радости и беды первой любви.

Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна, избалованная мужским вниманием, в которую был влюблен Владимир.

Петр Васильевич – отец Владимира, умный, свободолюбивый мужчина средних лет, который завел роман с Зинаидой.

Другие персонажи

Княжна Засекина – мать Зинаиды, неопрятная, необразованная женщина с дурными манерами.

Мать Владимира – сдержанная, деликатная женщина, которая была гораздо старше своего супруга.

Малевский, Лушин, Майданов, Нирмацкий и Беловзоров – поклонники Зинаиды.

Глава 1

Шестнадцатилетний Володя готовился к поступлению в университет на даче у родителей. Он жил в предчувствии чего-то необыкновенного и этому « было суждено скоро сбыться ». Вскоре в небольшой флигелек въехало семейство княгини Засекиной.

Глава 2

Во время одной из прогулок Володя увидел в компании молодых людей необычайно привлекательную белокурую девушку. Незнакомка поразила юношу в самое сердце и он, почувствовав « небывалое волнение », убежал домой.

Глава 3

На следующее утро все мысли Володи были заняты только тем, как познакомиться с объектом своей страсти. Выручила юношу мать, которая приказала « сходить к княгине и на словах объяснить ей », чтобы та пожаловала к ней в гости.

Глава 4

Оказавшись в покоях Засекиных, Володя был неприятно удивлен излишней простоте и неопрятности убранства и самой княгини. Полной противоположностью оказалась ее дочь Зиночка – нежная, изящная, с прекрасными манерами. Она призналась, что старше Володи на пять лет, и попросила говорить ей « всегда правду ». В этот миг юноше было так « хорошо, как рыбе в воде ». Но вскоре его радость померкла, когда у Засекиных появился молодой гусар и преподнес Зинаиде котенка – Володя впервые в жизни ревновал.

Главы 5-7

Мать Володи нашла княгиню « женщиной весьма вульгарной », навязчивой и корыстной. Выяснилось, что она была дочерью богатого приказчика, и вышла замуж за разорившегося князя, который вскоре промотал и ее приданое.

На приеме у родителей Володи княгиня Засекина « нисколько не чинилась », в то время как Зинаида « держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной ». Прощаясь, она пригласила Володю прийти к ним вечером.

Придя в назначенный час к Засекиным, Володя увидел Зинаиду в окружении молодых людей. Среди ее поклонников оказались « граф Малевский, доктор Лушин, поэт Майданов, отставной капитан Нирмацкий и Беловзоров ». Гости вовсю веселились: играли в фанты, « пели, и танцевали, и представляли цыганский табор ».

Глава 8

Мать была против общения Володи с соседями, которых считала дурно воспитанными. Она напомнила сыну, что он должен « готовиться к экзамену да заниматься ».

Володя поделился своими впечатлениями о Зинаиде со своим отцом – человеком умным, интересным, который превыше всего ценил свободу. После разговора с Володей он « велел оседлать себе лошадь » и отправился к Засекиным. Вечером юношу застал Зинаиду бледной и задумчивой.

Глава 9

Володя изнывал от любви к Зинаиде, которая к тому времени увлеклась игрой со своими поклонниками – « она их всех держала на привязи, у своих ног ».

Однажды Володя застал свою избранницу в странном настроении. При взгляде на его лицо она отметила, что у него « такие же глаза », а после призналась, что ей все опротивело. Володя понял, что Зинаида влюблена.

Главы 10-12

Володя все пытался понять, кто же стал тем счастливчиком, в которого влюбилась Зинаида. Доктор Лушин попытался предостеречь его от частых визитов семейства Засекиных – выбор дома уж « больно неудачен », и его атмосфера губительна для чистого, пылкого юноши.

Тем временем « Зинаида становилась всё странней, всё непонятней ». Она стала позволять себе странные выходки, и однажды страстно расцеловала Володю.

Главы 13-15

Юноша еще долго ощущал неописуемое блаженство после поцелуев своей возлюбленной. Однажды он заметил, как во время конной прогулки его отец что-то увлеченно шептал на ухо Зинаиде. Всю последующую неделю девушка никому не показывалась на глаза, сказавшись больной. Спустя время она сообщила Володе, что « теперь всё прошло », попросила прощения за свою прежнюю холодность и предложила дружбу.

Глава 16

Однажды молодая княжна предложила гостям рассказать свои сны. Когда дошла ее очередь, она описала свое сновидение. В нем она была в образе королевы, окруженной поклонниками. Каждый из них готов умереть ради нее, но сердце королевы отдано тому единственному, что ждет ее возле фонтана. « Никто его не знает », но королева готова прийти по первому его зову и « и остаться с ним, и потеряться с ним ».

Главы 17-19

На следующий день Малевский, « презрительно-игриво » глядя на Володю, намекнул, что ему нужно быть неотлучно возлей своей «королевы», особенно ночью. Юноша понял, что Зинаида ведет двойную жизнь.

Ночью в саду Володя заметил крадущегося отца, но не придал этому значения. Вскоре все встало на свои места – « между отцом и матушкой произошла страшная сцена ». Мать « упрекала отца в неверности, в знакомстве с соседней барышней », а тот в ответ вспылил и уехал. Это « внезапное откровение » полностью раздавило Володю.

Глава 20

Было решено вернуться в Москву. Володя пришел проститься с Зинаидой и сказать ей, что будет « любить и обожать » ее до конца своих дней. Растроганная девушка прижала к себе Володю, « крепко и горячо поцеловала » его.

В Москве юноша, переживший любовную драму, не скоро « отделался от прошедшего, не скоро принялся за работу ». Его душевная рана заживала очень медленно, но он не испытывал злости по отношению к отцу. Во время откровенного разговора Петр Васильевич дал совет сыну « жить нормально и не поддаваться увлечениям ».

Глава 21

Однажды Володя отправился с отцом кататься верхом. После долгой прогулки Петр Васильевич попросил сына немного подождать и скрылся где-то в переулке. Устав от долгого ожидания, Володя принялся искать отца, и вскоре нашел его возле деревянного дома, в окне которого виднелась Зинаида. Между ними происходил напряженный разговор, в ходе которого Петр Васильевич ударил хлыстом обнаженную руку Зинаиды, а она лишь « поцеловала заалевшийся на ней рубец ». Отец тут же « швырнул в сторону хлыст » и вбежал в дом к своей возлюбленной.

Володя был потрясен увиденным – он понял, какова была истинная, «взрослая» любовь, которая не имела ничего общего с его восторженным юношеским чувством. Спустя полгода отец его скончался от удара, получив перед этим « письмо из Москвы, которое его чрезвычайно взволновало ». Перед смертью он предостерегал Володю от женской любви.

Глава 22

По прошествии четырех лет Володя благополучно закончил университет. Он узнал, что Зинаида вышла замуж, но составить себе партию после связи с Петром Васильевичем ей было поначалу непросто. Володя оттягивал встречу со своей первой любовью, пока не узнал, что она « умерла почти внезапно от родов ».

Заключение

После прочтения краткого пересказа «Первая любовь» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 686.

Тургенева, отзывы о которой приведены в этой статье, была впервые опубликована в России в 1860 году. В ней рассказывается о душевных переживаниях юного главного героя, его первой настоящей влюбленности, которой пришлось столкнуться с драматичными и жертвенными отношениями между взрослыми.

История создания

Повесть "Первая любовь" Тургенева, с отзывами можно познакомиться в этой статье, была написана автором в Санкт-Петербурге в начале 1860 года.

Как признавался сам писатель, произведение было им создано на основе собственного эмоционального опыта, а также событий, которые в действительности происходили в семье писателя. Тургенев позже признавался, что описал все, как было, стараясь ничего не приукрашивать. Одним из главных героев стал его отец. Позже многие осуждали писателя за такую откровенность, а особенно за то, что он не скрывал, что все это реальные события, а не художественный вымысел.

Сам Тургенев был твердо убежден, что в этом нет ничего дурного, так как ему нечего скрывать от общественности.

Сюжет повести

Повесть Тургенева "Первая любовь" отзывы получила преимущественно положительные. И от читателей, и от литературных критиков.

Сюжет повести "Первая любовь" Тургенева, отзывы о которой есть в этой статье, представляет собой воспоминания пожилого человека. На исходе своей жизни он вспоминает о самом первом романтическом чувстве, которое посетило его в годы юности.

В центре повествования главный герой по имени Владимир. Ему всего 16 лет. Вместе со своей семье он живет в загородном поместье родителей. Там он встречает обворожительную 21-летнюю Зинаиду Александровну Засекину, княжну, которая поселяется по соседству. Он сразу влюбляется в красивую девушку, которая к тому же сама оказывает ему знаки внимания.

На его пути оказывается немало преград. Во-первых, Зинаиду окружает большое количество других молодых людей, каждый из которых стремится добиться ее расположения. А во-вторых, его чувства оказываются невзаимными. Зинаида капризна, обладает игривым характером, она часто насмехается над героем, высмеивая его по разным причинам. Например, за его сравнительную молодость.

Тайна Зинаиды

Повесть "Первая любовь" Тургенева", отзывы о которой приведены в этой статье, увлекает читателя. Особенно, когда выясняется, кто был истинным объектом любви самой Зинаиды. Это отец Владимира, которого зовут Петр Васильевич.

Главный герой тайком наблюдает сцену романтической встречи отца с Зинаидой, которая, впрочем, заканчивается разрывом. Петр Васильевич решает бросить юную девушку. Однако об интрижке супруга становится известно его жене. Семья покидает поместье.

Вскоре Петр Васильевич умирает. Его поражает инсульт. В завершении повести главный герой узнает, что Зинаида вышла замуж за господина Дольского. Он собирается с ней увидеться, но не успевает. Княжна Зинаида умирает во время родов.

Прототипы героев повести

Как уже говорилось, на реальных событиях основана повесть Тургенева "Первая любовь". В отзывах о произведении можно найти прямые указания на прототипов основных персонажей.

Прототипом Петра Васильевича является его отец, которого звали Сергеем Николаевичем Тургеневым. Его личная жизнь сложилась не совсем удачно. Женился он по расчету на женщине, которая была значительно старше его, зато состоятельнее. Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова. Когда они поженились, ей было 28 лет, а отцу Тургенева - 22.

Сергей Николаевич никогда не испытывал к своей супруге любви и нежности. Поэтому после нескольких лет относительно счастливой семейной жизни начал откровенно засматриваться на других женщин. В этом он преуспел, у противоположного пола отец Тургенева пользовался популярностью. Самая его известная любовница, с которой он имел наиболее продолжительные отношения, Екатерина Львовна Шаховская. Вскоре после разрыва с ней он умер в сравнительно молодом возрасте. Ему было всего 40 лет.

Любовница отца Тургенева

Княжна Шаховская стала прототипом Зинаиды Александровны в повести Тургенева "Первая любовь". Отзывы о произведении вы можете отыскать в этой статье. Она была поэтессой, сам молодой Тургенев был в нее действительно влюблен, но она отдала предпочтение его отцу.

Судьба ее сложилась так, как описано в повести. Вскоре после расставания с Сергеем Николаевичем Тургеневым она вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова. Спустя полгода у них родился мальчик. Шаховская тяжело перенесла роды, спустя неделю после рождения ребенка она умерла.

Анализ произведения

В анализе произведения "Первая любовь" Тургенева стоит отметить, что лучше всего автору удалось изобразить зарождение светлого и великого чувства, которое посещает каждого человека, а также развитие любви, появившейся из мимолетной юношеской увлеченности.

Автор утверждает, что любовь способна подарить человеку огромный спектр различных чувств. Причем они могут оказаться не всегда положительными. Любовь дарит не только восторг или умиротворение, но и способно поселить в душе ненависть и злость.

В данном произведении можно проследить за всеми этапами любви. Главный герой поначалу испытывает мгновения счастья и упоения, затем чувство черной ревности. А также досаду и разочарование, когда оказывается, что его главный соперник - собственный отец.

Особенности повествования

Простота изложения - одно из главных преимуществ всей прозы Тургенева. Читателю не приходится постоянно выстраивать в единую цепочку сложные факты. Вместо этого незамысловатый сюжет создает впечатление реалистичности и искренности. Очень натурально звучат все реплики, ведь все на самом деле происходило в жизни автора. По этой причине работа над этой повестью доставляла ему такое удовольствие.

Повесть "Первая любовь" Тургенева, анализ которой приведен в этой статье, поделена на главы. Каждая из них содержит в себе определенный, вполне самостоятельный сюжет. Благодаря такому построению писатель может доступнее донести свои идеи до читателя, продемонстрировать весь спектр развития чувств героев.

Кульминация повести наступает в 12 главе. В ней подробно описывается вся гамма мощных и противоречивых чувств, который главный герой испытывает к княжне Зинаиде. У читателя появляется уникальная возможность как будто заглянуть в души героев. Узнать, что они на самом деле чувствуют, как переживают происходящие события.

Образы героев

Важно и то, что практически все персонажи повести Тургенева находятся в развитии. Ярко и контрастно представлен отец главного героя. В какой-то момент читатель может ему даже посочувствовать, потому что его жизнь обречена. Он женат на нелюбимой женщине, а все его отношения на стороне обречены.

Кардинальным образом на протяжении повести меняется и образ главной героини - княжны Зинаиды. Ее образ проходит процесс эволюции. Она превращается из легкомысленной девушки, которой была в самом начале, в искренне любящую, сильную и независимую женщину.

Интересно, что в конечном счете она оказывается не такой уж легкомысленной, какой могла показаться в самом начале повести. Ближе к середине произведения она предстает перед нами в образе несчастной девушки, которая обречена в этой жизни страдать из-за любви. Ее буквально изнутри постоянно мучает и гложет мысль, что у ее любви к женатому мужчине нет никакого будущего. Однако она стойко и мужественно переносит все лишения, которые ее постигают. Это говорит только об одном - за время романа с Петром Васильевичем она превратилась в мудрую женщину, которая знает цену своим чувствам.

Главный герой повести

По сути, главный герой повести является настоящим ребенком. Юношеский максимализм в нем превалирует над многими рациональными чувствами. Например, он хочет убить своего соперника, который мешает ему воссоединиться с Зинаидой Александровной.

Однако, когда он узнает, что соперничать ему приходится с собственным отцом, весь его бурный настрой проходит. Он прощает всех вокруг и совершенно по-другому смотрит на ситуацию, в которой оказался. Согласитесь, поступок очень наивный и по-своему детский.


Top