И за чего происходят природные разливы нефти. Экологические последствия эры нефти

Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе продолжается. Многочисленные попытки остановить утечку нефти оказались тщетными. Нефть продолжает вытекать в залив. Гибнут животные. Экологи из миссии «Пеликан», которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров. «Глубоководные пятна» опасны тем, что истощают запасы кислорода, необходимого для живых организмов. Сейчас его уровень уже сократился на тридцать процентов. «Если так будет продолжаться, через пару месяцев флора и фауна залива могут погибнуть», — говорят экологи.

Спонсор поста: Горячие вакансии и резюме в Запорожье на сайте Jobcast. При помощи этого сайта вы найдете работу в Донецке за очень короткий срок. Найдите работу себе, посоветуйте сайт друзьям.

1) Американский бурый пеликан (слева), стоит рядом со своими чистыми собратьями на одном из островов в заливе Баратария. На этом острове гнездятся многочисленные колонии птиц. Тут живут тысячи бурых пеликанов, цапель и розовых колпиц, многие из которых в настоящее время пострадали от . (Photo by John Moore/Getty Images)

2) Бурые пеликаны пролетают над нефтезадерживающим боном, который окружает их остров в заливе Баратария. Пеликан является символом штата Луизиана, но в 60-х годах прошлого века эти птицы практически исчезли в регионе из-за широкого применения инсектицидов. Однако позднее популяцию этих птиц удалось возродить. (Photo by John Moore/Getty Images)

3) Мертвая рыба на пляже острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Компания "British Petroleum" использует химические реагенты – т.н. диспергаторы, которые расщепляют нефть. Однако их использование приводит к отравлению воды. Диспергаторы разрушают кровеносную систему рыб, и они умирают от обильного кровотечения. (Photo by John Moore/Getty Images)

4) Покрытый нефтью трупик северной олуши на пляже острова Гранд-Айл, . Побережье штата первым встретило нефтяную плёнку и больше всего пострадало от этой . (REUTERS / Sean Gardner)

5) Биолог Менди Тамлин из Департамента дикой природы и рыболовства штата Луизиана вытаскивает труп дельфина из воды у берега острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Труп вскроют, чтобы определить точную причину смерти. (Carolyn Cole/Los Angeles Times/MCT)

6) Птица летит над нефтяной пленкой на водах Мексиканского залива у острова Ист-Гранд-Терр, который расположен у побережья Луизианы. Количество же нефти, которое находится в заливе на глубинах в разы превышает то, которое поднимается на поверхность воды. (AP Photo/Charlie Riedel)

7) Покрытая толстым слоем нефти чайка атлантический хохотун качается на волнах в морском прибое у острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

8) Компания "British Petroleum" запрещает рабочим распространять в прессе фотографии мертвых животных.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

9) Покрытая нефтью мертвая рыба плавает у побережья острова Ист-Гранд-Терр 4 июня 2010 близ Ист-Гранд-Терр острова, штат Луизиана. Рыба поедает зараженный из-за применения диспергаторов планктон, и по пищевой цепочке токсины распространяются повсюду.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

10) Птичий трупик в нефти плавает в полосе прибоя у острова Ист-Гранд-Терр 3 июнея. Экологи полагают, что пострадают миллионы различных перелетных птиц, которые зимуют на берегах Мексиканского залива, а сокращение популяции морских черепах, голубого тунца и других видов морских животных ударит по экосистеме всего Атлантического океана. (AP Photo/Charlie Riedel)

11) Раки-отшельники в красновато-коричневой нефти на побережье острова Дофин, штат Алабама. Предполагается, что полностью ликвидировать аварию удастся только к августу, а , возможно, затянется на годы. (AP Photo/Mobile Press-Register, John David Mercer)

12) Испачканные нефтью яйца пеликана в гнезде на птичьем острове в бухте Баратария, где гнездятся тысячи бурых американских пеликанов, крачек, чаек и розовых колпиц. (AP Photo/Gerald Herbert)

13) Умирающий птенец цапли сидит в мангровых зарослях на острове в заливе Баратария. (AP Photo/Gerald Herbert)

14) Покрытое нефтью тело мертвого дельфина лежит на земле в Венеции, штат Луизиана. Этого дельфина заметили и подобрали во время облета над юго-западной областью на реке Миссисипи. "Когда мы нашли этого дельфина, он был буквально нашпигован нефтью. Нефть просто выливалась из него." - рассказывают рабочие-контрактники, которые помогают нефтяникам очищать берег. (AP Photo/Plaquemines Parish Government)

15) Бурый пеликан, покрытый толстым слоем нефти, плавает в морском прибое у побережья острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

16) В штате Луизиана массово умирают . Экологи пытаются спасти пострадавших птиц — выживших особей, в основном пеликанов, срочно доставляют в ветеринарный реабилитационный центр. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

17) Сейчас нефть собирают уже на пляжах Флориды. По сообщениям портала «Кредиты в Краснодаре «, власти США запрещают рыболовство в новых территориях. Уже закрыта треть зоны промысла США в Мексиканском заливе. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

18) Мертвая черепаха лежит на берегу в бухте Сент-Луис, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

19) Мертвый горбыль в полосе прибоя на берегу в Уэйвленде, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

20) Данин Биртель, слева, из Центра спасения и исследования птиц "Tri-State", Патрик Хоган, справа, из Международного научно-исследовательского центра по спасению птиц, и Кристина Шиллеси моют испачканного нефтью пеликана в Бурас, Луизиана, 3 июня. В центре для жертв нефтяного загрязнения предусмотрены чаны для мытья, специальные сушильные комнаты и небольшой бассейн, в котором заново учатся плавать птицы, чудом избежавшие смерти. (AP Photo/Gerald Herbert)

Экологически катастрофы случаются после халатности людей, которые работают на промышленных предприятиях. Одна ошибка может стоить тысячи человеческих жизней. К сожалению, экологические катастрофы случаются достаточно часто: это утечка газов, разлив нефти, . Теперь поговорим подробнее о каждом катастрофическом случае.

Катастрофы акваторий

Одна из экологических катастроф – это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которой за 30 лет понизился на 14 метров. Оно разделилось на два водоема, а большинство морских животных, рыб и растений вымерло. Часть Аральского моря пересохла, покрылась песком. В этом районе существует дефицит питьевой воды. И хоть ведутся попытки восстановить акваторию, существует большая вероятность гибели огромной экосистемы, которая будет потерей планетарного масштаба.

Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.

Одной из самых глобальных катастроф считается потеря молекулярного кислорода, содержащегося в воде. Учеными установлено, что за последние полвека данный показатель упал более чем на 2%, что сказывается крайне негативно на состоянии вод Мирового океана. Из-за антропогенного воздействия на гидросферу замечен спад уровня кислорода в приповерхностной толще воды.

Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы). Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно. Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсность океана.

Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.

Разлив нефти

Крупнейшив разлив нефти случился в 1994 г., известен как усинская катастрофа. Образовалось несколько прорывов в нефтепроводе, в результате чего пролилось свыше 100000 тонн нефтепродуктов. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически был уничтожен. Местность получила статус зоны экологического бедствия.

Неподалеку от Ханты-Мансийска в 2003 г. прорвало трубопровод нефти. Более 10000 тонн нефти вытекло в реку Мулымья. Животные и растения вымерли, как в реке, так и на земле в округе.

Еще одна катастрофа случилась в 2006 г. поблизости Брянска, когда 5 тонн нефти разлилось по земле на 10 кв. км. Загрязнению подверглись водные ресурсы в этом радиусе. Экологическая катастрофа произошла по причине пробоины в нефтепроводе «Дружба».

В 2016 г. случилось уже два экологических бедствия. Поблизости Анапы в поселке Уташ нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составляет около тысячи квадратных метров, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 тонн нефти в залив Уркт и реку Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.

Другие экологические катастрофы

Довольно часто случаются аварии и взрывы на промышленных предприятиях. Так в 2005 г. произошел взрыв на китайском заводе. Большое количество бензола и ядохимикатов попали в р. Амур. В 2006 г. на предприятии «Химпром» произошел выброс 50 кг хлора.. В 2011 г. в Челябинске на железнодорожной станции случилась утечка брома, который перевозили в одном из вагонов грузового поезда. В 2016 г. было возгорание азотной кислоты на химзаводе в Красноуральске. В 2005 г. случилось множество лесных пожаров по различным причинам. Окружающая среда понесла огромные потери.

Пожалуй, это основные экологические катастрофы, которые случились в РФ за последние 25 лет. Причина их – это невнимательность, халатность, ошибки, которые совершили люди. Некоторые катастрофы произошли из-за устаревшего оборудования, поломку которого во время не обнаружили. Все это привело к гибели растений, животных, к заболеваниям населения и людским смертям.

Экологические катастрофы России 2016 года

На территории России в 2016 году случилось много крупных и мелких катастроф, которые еще больше усугубили состояние окружающей среды в стране.

Катастрофы акваторий

В первую очередь стоит отметить, что в конце весны 2016 года в Черном море произошел разлив нефтепродуктов. Это случилось из-за утечки нефти в акваторию. В результате образования мазутного масляного пятна погибло несколько десятков дельфинов, популяции рыб и других морских обитателей. На фоне этого происшествия разразился большой скандал, но специалисты утверждают, что нанесенный урон не является чрезмерно огромным, однако вред экосистеме Черного моря все же нанесен и это факт.

Очередная проблема произошла во время переброски рек Сибири в Китай. Как говорят экологи, если изменить режим рек и направить их течение в Китай, то это затронет функционирование всех окружающих экосистем региона. Изменятся не только речные бассейны, но и погибнут многие виды флоры и фауны рек. Ущерб будет нанесен и природе, расположенной на суше, будет уничтожено большое количество растений, животных и птиц. В отдельных местах будут происходить засухи, упадет урожайность сельскохозяйственных культур, что неминуемо приведет к недостатку продуктов питания для населения. Кроме того, произойдут изменения в климате, и может произойти эрозия почвы.

Задымление городов

Клубы дыма и смог – еще одна проблема некоторых российских городов. Она, прежде всего, характерна для Владивостока. Источником дыма здесь является мусоросжигающее предприятие. Это в буквальном смысле не дает людям дышать и у них появляются различные заболевания органов дыхания.

В целом за 2016 год в России случилось несколько крупных экологических катастроф. Чтобы ликвидировать их последствия и восстановить состояние окружающей среды, нужные большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.

Экологические катастрофы 2017 года

В России 2017 год объявлен «Годом экологии», поэтому состоятся различные тематические мероприятия для ученых, общественных деятелей и простого населения. Задуматься о состоянии экологии в 2017 году стоит, так как уже произошло несколько экологических катастроф.

Загрязнение нефтью

Одна из крупнейших экологических проблем России – это загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Это происходит в результате нарушений технологии добычи полезных ископаемых, но наиболее часто происходят аварии при транспортировке нефти. Когда ее перевозят морскими танкерами, то угроза катастрофы возрастает в разы.

В начале года, в январе, в бухте Владивостока Золотой Рог произошло экологическое ЧП – разлив нефтепродуктов, источник загрязнения которого не установлен. Масляное пятно распространилось на территории 200 кв. метров. Как только произошла авария, спасательная служба Владивостока приступила к ее ликвидации. Специалисты очистили территорию, площадью 800 метров квадратных, собрав приблизительно 100 литров смеси нефти и воды.

В начале февраля произошла новая катастрофа, связанная с разливом нефти. Это случилось в Республике Коми, а именно в г. Усинск в одном из месторождений нефти по причине повреждения нефтепровода. Приблизительный ущерб природе – это распространение 2,2 тонн нефтепродуктов на 0,5 гектаров территории.

Третьей экологической катастрофой России, связанной с разливом нефти, стало происшествие на реке Амур у берегов Хабаровска. Следы разлива были обнаружены в начале марта членами Общероссийского народного фронта. «Нефтяной» след происходит из канализационных труб. В результате пятно покрыло 400 кв. метров берега, и территорию реки более 100 кв. метров. Как только было обнаружено масляное пятно, активисты вызвали службу спасателей, а также представителей городской администрации. Источник разлива нефти не обнаружен, но происшествие было своевременно зафиксировано, поэтому оперативное устранение аварии и сбор нефтеводной смеси позволил сократить ущерб, нанесенный окружающей среде. По факту происшествия было возбуждено административное дело. Также взяты пробы воды и грунта для дальнейших лабораторных исследований.

Аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях

Кроме того, что опасно транспортировать нефтепродукты, чрезвычайные ситуации могут произойти и на нефтеперерабатывающих предприятиях. Так в конце января в г. Волжском на одном из предприятий произошел взрыв и горение нефтепродуктов. Как установили эксперты, причиной этой катастрофы является нарушение правил безопасности. Посчастливилось, что в пожаре обошлось без человеческих жертв, а вот урон окружающей среде нанесен немалый.

В начале февраля в Уфе произошло возгорание на одном из заводов, специализирующемся на переработке нефти. Пожарные занялись ликвидацией пожара сразу, что позволило удерживать стихию. За 2 часа возгорание было устранено.

В середине марта произошел пожар на складе нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. Как только случилось возгорание, работники склада вызвали спасателей, которые прибыли мгновенно и приступили к ликвидации аварии. Численность сотрудников МЧС превысила 200 человек, которые сумели потушить пожар и предотвратить крупный взрыв. Пожар охватил территорию, площадью 1000 кв. метров, а также часть стены здания была разрушена.

Загрязнение атмосферы

В январе над Челябинском образовался коричневый туман. Все это является последствием промышленных выбросов предприятий города. Атмосфера настолько загрязнена, что люди задыхаются. Конечно, существуют городские инстанции, куда может обращаться население с жалобами в период задымленности, однако ощутимых результатов это не принесло. Часть предприятий даже не использует очистительные фильтры, а штрафы не способствуют тому, чтобы владельцы грязных производств начали заботиться об окружающей среде города. Как говорят власти города и простые люди, за последнее время количество выбросов резко увеличилось, и коричневый туман, окутавший город зимой, тому подтверждение.

В Красноярске в середине марта появилось «черное небо». Это явление свидетельствует о том, что в атмосфере рассеиваются вредные примеси. В результате в городе сложилась ситуация первой степени опасности. Считается, что в таком случае химические элементы, влияющие на организм, не влекут патологии или заболевания у людей, но ущерб, нанесенный экологии, все равно значительный.
Атмосфера загрязнена и в Омске. Недавно произошел крупнейший выброс вредных веществ. Эксперты установили, что концентрация этилмеркаптана превышена в 400 раз, в сравнении с нормальными показателями. В воздухе витает неприятный запах, который заметили даже обычные люди, не знавшие о произошедшем. Для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности личностей, виновных в аварии, проводится проверка всех заводов, которые используют данное вещество в производстве. Выброс этилмеркаптана является весьма опасным, поскольку вызывает тошноту, головную боль и нарушение координации людей.

В Москве было обнаружено значительное загрязнение воздуха сероводородом. Так в январе произошел крупный выброс химических веществ на нефтеперерабатывающем заводе. В результате было возбуждено уголовное дело, поскольку выброс привел к изменению свойств атмосферы. После этого деятельность завода более-менее нормализовалась, москвичи стали меньше жаловаться на загрязнение воздуха. Однако в начале марта снова обнаружились некоторые превышения концентрации вредных веществ в атмосфере.

Аварии на различных предприятиях

Большая авария произошла в НИИ в Дмитровграде, а именно задымление реакторной установки. Пожарная сигнализация сработала мгновенно. Работу реактора остановили для устранения проблемы – утечки масла. Несколько лет назад это устройство обследовали специалисты, и было установлено, что реакторы еще можно использовать около 10 лет, но чрезвычайные ситуации регулярно происходят, из-за чего в атмосферу выделяются радиоактивные смеси.

В первой половине марта в Тольятти произошел пожар на заводе химической индустрии. Для его ликвидации привлечено 232 спасателя и спецтехника. Причина данного инцидента, по всей вероятности, утечка циклогексана. В воздух попали вредные вещества.

Введение

Разлив нефтепродуктов на воде является очень серьезной экологической катастрофой, последствия которой могут быть крайне губительны для всего живого.

От подобных разливов нефти страдают мелкие живые организмы, флора, птицы и многие морские млекопитающие.

Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света. Она склеивает перья птиц, при этом они теряют свою возможность сохранять тепло и плавать.

Чтобы не допустить всех этих последствий необходимо оперативно устранить последствия разлива нефтепродуктов в водоемах.

Для данной цели используются различные средства: откачка нефти при помощи насосов, а также применение различных сорбентов и других способных впитывать нефтепродукты.

Как видно из вышесказанного данная тема является очень актуальной, так как сейчас как некогда много транспортируется нефти как при помощи водного транспорта, так и по нефтепроводам.

Разлив нефтепродуктов на воде и возможные последствия

Пока это ещё не случилось. Но в любой момент у берегов любой морской страны может потерпеть аварию один из супертанкеров. Такая катастрофа приведёт к тому, что все живое в воде и на берегу будет задушено нефтяным ковром или химикатами. Угрожают морю и тысячи километров трубопроводов, по которым течет нефть. Бывают и аварии на буровых платформах. Чтобы показать, какие последствия может вызвать крупная авария танкера в море, специалисты по охране среды подробно изучили случай, когда огромный танкер "Торри Кэньон" разбился на скалистом побережье Корнуолла. Это произошло 18 марта 1967г. Для уничтожения кувейтской нефти, пролившейся в море и на берег, применили так называемые диспергаторы химических соединений, разбивающие сплошной слой нефти на мелкие капли. Катастрофа погубила мелких обитателей побережья - улиток, морских желудей, от склеивания нефтью перьев погибли тысячи чаек. Прошло два года, пока живой мир побережья в тех местах, где нефть выбросило на берег, хоть чуть-чуть восстановился. А там, где применяли диспергаторы, до восстановления флоры и фауны прошло десятилетие: противоядие оказалось хуже яда. Нефть уничтожает всё.

Общественность обоснованно уделяет большое внимание катастрофам танкеров, но нельзя забывать, что и сама природа загрязняет моря нефтью. По распространенной теории нефть, можно сказать, зародилась в море. Так, считают, что она возникла из остатков мириад мельчайших морских организмов, после гибели осевших на дно и погребённых позднейшими геологическими отложениями. Сейчас дитя угрожает жизни матери. Использование нефти человеком, её добыча в море и перевозка по морю - всё это часто рассматривается как смертельная опасность для Мирового океана. Но какими путями нефть попадает в море? Что с ней там происходит, как она действует на флору и фауну? Какие усилия предпринимаются правительствами и нефтяными концернами для того, чтобы сократить загрязнение моря нефтью? В 1978 г. в мире было около 4 тыс. танкеров, и они перевезли по морю примерно 1700 млн. т нефти (около 60 % мирового потребления нефти). Сейчас приблизительно 450 млн. т сырой нефти(15 % мировой добычи в год) поступает из месторождений, находящихся под морским дном. Сейчас за год добывается из моря и перевозится по нему более 2 млрд. т нефти. По оценкам Национальной академии наук США, из этого количества в море попадает 1,6 млн. т., или одна тысяча трехсотая часть. Но эти 1,6 млн. т составляют лишь 26 % той нефти, которая в сумме попадает за год в море. Остальная нефть, примерно три четверти общего загрязнения, поступает с судов судов-сухогрузов (рьяные воды, остатки горюче-смазочных материалов, случайно или намеренно сбрасываемые в море), из природных источников, а больше всего - из городов, особенно с предприятий, расположенных на побережье или на реках, впадающих в море. Судьбу нефти, попавшей в море, невозможно описать во всех подробностях. Во-первых, минеральные масла, попадающие в море, имеют разный состав и разные свойства; во-вторых, в море на них действуют разные факторы: ветер различной силы и направлений, волны, температура воздуха и воды. Важно и то, много ли нефти попало в море. Сложные взаимодействия этих факторов ещё не изучены во всей полноте. Когда вблизи берега терпит аварию танкер, гибнут морские птицы: нефть склеивает их перья. Страдают прибрежная фауна и флора, пляжи, а скалы покрываются трудно удаляемым слоем вязкой нефти. Если же нефть выбрасывается в открытое море, последствия бывают совершенно иными. Значительные массы нефти могут исчезнуть, не дойдя до берега.

Например, при уже упоминавшейся аварии танкера "Торри Кэньон" из груза сырой нефти в 120 тыс. т. 60-70 тыс. т частично уничтожены благодаря быстро принятым мерам, частично оказались выброшены на берег Англии и Франции. В проливе Санта-Барбара у Калифорнии уже многие века в море просачивается из трещин и расселин в морском дне ежегодно 3000 т нефти, однако, загрязнения у берегов не наблюдается. Сравнительно быстрое поглощение нефти объясняется несколькими причинами. Нефть испаряется. Бензин полностью испаряется с поверхности воды за шесть часов. За сутки испаряется не менее 10 % сырой нефти, примерно за 20 дней - 50 %. Но более тяжелые нефтепродукты почти не испаряются. Нефть эмульгируется и диспергируется, то есть разбивается на мелкие капельки. Сильное волнение моря способствует образованию эмульсии нефти в воде и воды в нефти. При этом сплошной ковёр нефти разрывается, превращается в мелкие капельки, плавающие в толще воды. Нефть растворяется. В её составе имеются вещества, растворимые в воде, хотя их доля в общем невелика.

Нефть, исчезнувшая благодаря этим явлениям с поверхности моря, подвергается медленным процессам, ведущим к её разложению, биологическим, химическим и механическим. Немалую роль играет биологическое разложение. Известно более ста видов бактерий, грибков, водорослей и губок, способные превращать углеводороды нефти в двуокись углерода и воду. В благоприятных условиях благодаря деятельности этих организмов на квадратном метре за сутки при температуре 20-30град. разлагается от 0,02 до 2 г нефти. Легкие фракции углеводородов распадаются за несколько месяцев, но комки битума исчезают лишь через несколько лет. Идет фотохимическая реакция. Под действием солнечного света углеводороды нефти окисляются кислородом воздуха, образуя безвредные, растворимые в воде вещества.

Тяжелые остатки нефти могут тонуть. Так, те же комки битума могут так плотно заселяться мелкими сидячими морскими организмами, что через некоторое время опускаются на дно. Играет роль и механическое разложение. Со временем комки битума становятся ломкими и разваливаются на куски. Больше всего страдают от нефти птицы, особенно когда загрязняются прибрежные воды. Нефть склеивает оперенье, оно утрачивает теплоизолирующие свойства, и, кроме того, птица, выпачканная в нефти, не может плавать. Птицы замерзают и тонут. Даже чистка перьев растворителями не позволяет спасти всех пострадавших. Остальные обитатели моря страдают меньше. Многочисленные исследования показали, что нефть, попавшая в море, не создаёт ни постоянной, ни долговременной опасности для живущих в воде организмов и не накапливает в них, так что её попадание в человека по пищевой цепи исключено. По последним данным, значительный вред флоре и фауне может быть нанесен только в отдельных случаях. Например, гораздо опаснее сырой нефти, изготовленные из нее нефтепродукты - бензин, дизельное топливо и так далее. Опасны высокие концентрации нефти на литорали (приливно-отливной зоне), особенно на песчаном берегу, в этих случаях концентрации нефти долго остается высокой, и она наносит много вреда. Но к счастью такие случаи редки. Обычно при катастрофах танкеров нефть быстро расходится воде, разбавляется, начинается её разложение. Показано, что углеводороды нефти могут без вред для морских организмов проходить через их пищеварительный тракт и даже через ткани: такие опыты проводились с крабами, двустворчатыми моллюсками, разными видами мелкой рыбы, и никаких вредных последствий для подопытных животных не было обнаружено. Как уже говорилось, судьба нефти, попавшей в море у берега и вдали от берегов, различна. При катастрофе в открытом море не требуется каких-либо мер по борьбе с нефтью. Там её слой, как правило, быстро разбивается волнами и ветром, а затем подвергается естественным процессам разложения. Другое дело разлив нефти вблизи берегов. Здесь надо действовать быстро, от этого зависит успех принятых мер. Главное - опытное и эффективное руководство всеми мероприятиями по борьбе с бедствием, но результат будет зависеть также от географических и метеорологических условий на месте катастрофы.

Насколько это возможно, груз из потерпевшего аварию танкера стараются перекачать на другие судна, чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить загрязнение моря. Если на море штиль или волнение невелико, аварийный танкер окружают загородками (бонами) из плавающих надутых воздухом шлангов, которые препятствуют дальнейшему распространению нефтяного пятна и позволяют вычерпать или собрать насосами пролившуюся нефть. Существует целый ряд эффективных технических систем для сбора разлившейся нефти, но они могут работать при относительно спокойном море. Различные фирмы и государственные предприятия разных стран мира разрабатывают системы, которые можно применять и в штормовую погоду. Действию этих механических систем помогают химические средства дипергаторы. Они усиливают действия ветра и волн на слой нефти. Опрыскивая его диспергаторами, можно добиться разделения сплошного слоя на мелкие капли, которые вскоре исчезают с поверхности. Этим устраняется опасность для птиц и вероятность загрязнения пляжей. Кроме того, диспергаторы ускоряют биологическое разложение нефти, так как многочисленные мельчайшие капельки представляют бактериям огромную поверхность для заселения и воздействия. Правда, биологи опасаются, что поглощение таких капелек мелкими морскими организмами приносит последним вред. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Пытаются также сжигать разлившуюся нефть или засыпать её известью, песком и другими веществами, захватывающими её и погружающими вместе с ней на дно. Но успех этих методов пока ограничен.

Какой ущерб приносит разлив нефти на воде подсчитать достаточно сложно. Здесь речь идет как о прямом ущербе природе и экономике, так и проявляемый в течение длительного времени ущерб от нарушения естественных взаимосвязей в живой природе. Опасность нефти заключается в том, что это продукт длительно распадается в естественных условиях, а при загрязнении морей нефтью она в короткие сроки покрывает поверхность плотным слоем и закрывает доступ свету и воздуху.

В целом же моделирование разлива нефти на воде выглядит следующим образом:

  • Спустя 10 минут после разлива одной тонны нефти образуется пятно толщиной 10 мм.
  • Происходит дальнейшее расширение пятна одновременно с уменьшением толщины пленки от 1 мм.
  • Загрязнение моря нефтью в количестве одной тонны достигает площади в 12 кв. км.
  • Далее под действием погодных условий пятно перемещается и распадается на мелкие фрагменты.
  • Массовая гибель рыб и других живых организмов происходит не одномоментно, а спустя некоторое время после катастрофы.
  • Наибольший негативный эффект от разлива проявляется в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что особенно проявляется в прибрежной зоне.

Особую опасность представляет загрязнение моря нефтепродуктами, произошедшее недалеко от крупных городов и других населенных пунктов, особенно если в них присутствуют собственные вредные производства. Негативный эффект от подобных катастроф крайне высок, так как разлитая нефть образует опасную смесь с другими промышленными выбросами представляющими опасность для человека и окружающей среды.

Чем опасен разлив нефти на воде для птиц?

Большой ущерб вследствие загрязнения моря нефтепродуктами испытывает поголовье водоплавающих птиц обитающих в прибрежных зонах. При среднем или крупном ущербе от нефтяных разливов погибает порядка пяти тысяч птиц. Главная причина – разрушение оперения, раздражение глаз и контакт с холодной водой не защищенного перьями тела. Так же погибает и большое количество яиц.

По данным организаций занимающихся исследованиями в сфере защиты и спасения птиц, специализирующихся в основном на спасении диких пернатых от разливов нефти люди научились спасать птиц при разливах нефти на воде. В частности это Международный исследовательский центр спасения птиц, специалисты которого считают, что в последние десятилетия достигнут значительный прогресс в деле спасения данных представителей живой природы.

Международный центр приводит сравнительные данные улучшения показателей за промежуток в более чем 30 лет. Так, после экологической катастрофы в 1971 году произошедший в заливе Сан-Франциско было спасено всего 16% из числа пострадавших птиц. Итоги действий организации по ликвидации последствий четырех в 2005 году – в ЮАР, Луизиане, о-вах Прибылова и Южной Каролине, продемонстрировали значительный рост эффективности. По данным Международного центра было спасено порядка 77-78% птиц. При этом для одной птицы необходимы усилия 2 человек, более 40 минут времени 1100 литров чистой воды. Помимо этого каждой очищенной птице требуется, в среднем, более суток времени на обогрев и привыкание, в течение которых её необходимо кормить и оберегать от шока вызванного близким присутствием человека и др. факторами.

Ущерб морским животным

Не менее опасен разлив нефти на воде для морских млекопитающих и часто вызывает массовую гибель. Тюлени, полярные медведи, морские выдры и пр. животные с мехом погибают более часто. Причина – загрязнение меха углеводородами и потеря способности удерживать тепло и предотвращать контакт тела с водой. Кроме того, контакт нефти с жировым слоем китов и тюленей повышает расход тепла, вызывает раздражение глаз и мешает животным нормально ориентироваться в воде.

Помимо наружного воздействия нефть может попасть в желудок животного, стать причиной кровотечений, болезни почек, печени, отказа внутренних органов. Вдыхание паров нефтяных испарений вызывают легочные болезни. Это особо опасно для морских животных находящихся вблизи больших нефтяных пятен.

Чем опасны разливы нефти на воде для рыб, беспозвоночных и растений

Негативное воздействие разливов нефти на рыб обусловлено употреблением загрязненной пищи и воды, а также контакту икры с углеводородами. Как правило, гибель рыбы происходит при крупных авариях, выбросах крупных партий нефти. Но следует учесть, что воздействие нефти на рыбу индивидуально и зависит от её вида. Одна из наименее стойких в этом плане форель, которая погибает при содержании нефти в воде порядка 0,5 миллионной доли. Смерть рыб вызвана действием на сердце, разрушение плавников, увеличением печени, клеточным и биологическим изменениям.

Нефть негативно воздействует и на беспозвоночные организмы. Длительность негативного эффекта может составлять от нескольких дней до десяти лет. Действующими факторами здесь являются вид нефти, характеристики и обстоятельства разлива и устойчивость организмов. Наиболее часто беспозвоночные гибнут в отложениях, толще воды и прибрежной зоне. Скорость восстановления колонии беспозвоночных зависит от объёмов воды – чем они больше, тем быстрее происходит процесс.

Полная гибель растений в водоемах происходит при концентрации полиароматических углеводородов до 1%. Это вещество образуется при сгорании нефтепродуктов. Также разливы нефти нарушают состояние почвы, разрушают структуру биоценозов. Из-за воздействия токсичных веществ почвенные бактерии и беспозвоночные не могут выполнять свои основные функции.

Ущерб экономике прибрежных районов

Нефтяные разливы наносят огромный ущерб не только живой природе. Серьёзно страдает и экономика прибрежных городов и населенных пунктов. Ущерб несут рыбаки, рестораны, отели и др. субъекты, связанные с курортным бизнесом. Также убытки грозят предприятиям потребляющим большое количество воды. При разливах нефти в пресных водоёмах последствия катастрофы ощущает сельское хозяйство, коммунальные службы и население городов. Все это может быть результатом небрежности, в частности, вовремя не была проведена эффективная оценка технического состояния трубопроводов , нарушены правила экспертизы промышленной безопасности .

Следует сказать что ни опыт предыдущих аварий, ни моделирование разлива нефти в море не дают однозначный ответ о долговременности действия негативных эффектов. Часть ученых считают негативные эффекты, действуют многие годы и даже десятилетия, другие – что основной ущерб приходится в кратковременный промежуток времени, а затем, через некоторое время экологическая система восстанавливается.

На вопрос - чем опасен разлив нефти на воде, можно дать однозначный ответ, что ущерб от разливов весьма значителен, но конкретный размер подсчитать сложно из-за действия целого комплекса факторов – количества и типа нефтепродуктов, состояния экосистемы, течений, времени года, состояния местной экономики и т. д. В любом случае необходимо принятие неотложных и эффективных мер по очистке зараженных вод и почвы с использованием комплекса современных методик. К примеру, наша компания предлагает следующие

Каждое из этих событий связано с выбросом десятков миллионов галлонов нефти, что зачастую приводило к уничтожению экосистемы.

10. Атлантический океан, Канада, 1988 (43 млн галлонов)


10 ноября 1988 года посреди Атлантического моря, а точнее в северной его части, у побережья Канады взорвался нефтяной танкер «Одиссея». 43 миллиона галлонов нефти было выброшено в океан. Нефтяной танкер, действующий с 1977 года, принадлежал лондонской компании и направлялся в город Ком-бай-Чанс (Сome-by-Chance) в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Канада.

Взрыв был настолько мощным, что судно разорвало на две части, начался сильный пожар, и в результате ни один член экипажа не выжил. Хотя большие объемы нефти, перевозимой танкером, были потеряны из-за сгорания, значительное её количество попало в океан. К счастью, выпущенная жидкость не достигла берегов Канады, но вместо этого океаническими течениями она была перенесена прямо к Европе. Этот разлив имел весомое влияние на морскую популяцию криля, однако, попав в океан, нефть разбавилась большим количеством воды, по причине чего необходимости запуска операции по очистке не ощущалось.

9. Ла-Манш, Франция, 1978 год (69 млн галлонов)


16 марта 1978 года крупный танкер с сырой нефтью «Amoco Cadiz», принадлежащий американской компании Amoco, затонул в водах Ла-Манша. Причиной катастрофы стал тяжелый удар волны, вызванной штормом. Танкер раскололся на три части и затонул, 69 миллионов галлонов нефти смешались с морской водой.

Последствия катастрофы ужасны: гибель более 20 000 морских птиц и 9 000 тонн устриц, вымирание огромных популяций рыб, иглокожих и ракообразных. Рыбаки еще долго вылавливали рыбу покрытую язвами и опухолями. В следствие катастрофы особенно пострадали рыболовство и . Ущерб оценен в $250 млн.

8. Залив Салданха, Южная Африка, 1983 год (79 млн галлонов)


6 августа 1983 года в Салданха у побережья Южной Африки загорелся и затонул испанский нефтяной танкер «MT Castillo de Bellver», перевозивший почти 250 000 тонн сырой нефти. Все, находящиеся на борту, остались в живых, так как спасатели успели спасти их до того, как корабль пошёл ко дну. Чем был вызван пожар, так и не выяснили. Большие объемы нефти попали в океан, но, к счастью, течение несло жидкость в направлении моря, и ущерб, нанесенный пляжам, был совсем незначительным. Потери среди животных также не высоки, худшая участь постигла 1500 бакланов.

7. Атлантический океан, Ангола, 1991 год (80 млн галлонов)


28 мая 1991 года нефтяной танкер «ABT Summer», перевозивший 260 000 тонн нефти из Ирана в Роттердам, постигла катастрофа, которая привела к массовой утечке нефти в Атлантический океан (около 80 миллионов галлонов нефти). Нефтяной танкер внезапно загорелся, вследствие чего произошел взрыв, он догорал еще три дня, прежде чем погрузиться в океан.

Инцидент произошел в 1300 километрах от побережья Анголы. Поскольку катастрофа произошла далеко от побережья, было решено, что океанские воды вскоре полностью разбавят нефть, и нет острой необходимости в полномасштабной очистке воды от загрязнений.

6. Персидский залив, 1983 (80 млн галлонов)


Ирано-иракская война 1980-х годов связана с несколькими разливами нефти в Персидском заливе. Один из худших разливов произошел в 1983 году: танкер врезался в морскую нефтяную платформу в Персидском заливе, дестабилизировав её, что привело к выбросу около 80 миллионов галлонов нефти в море.

Бурные столкновения между боевыми группировками помешали принять меры по очищению воды, и только через семь месяцев после разлива нефтяная скважина была перекрыта, во избежание дальнейшего выпуска нефти в Персидский залив. Сама операция по перекрытию скважины привела к гибели 11 человек.

5. Ферганская долина, Узбекистан, 1992 (88 млн галлонов)


Разлив нефти в Ферганской долине (Узбекистан), также известный как разлив нефти в Мингбулаке, стал одним из крупнейших когда-либо известных миру. Нефть, распространившаяся по долине, горела в течение двух месяцев. Ежедневные потери составляли 35 000 - 150 000 баррелей нефти, а после подсчета общего убытка была оглашена цифра 88 миллионов галлонов.

Разлив остановился сам по себе, однако были предприняты усилия для предотвращения распространения пролитой нефти на большие площади – место катастрофы было окружено дамбами.

4. Карибское море, Тринидад и Тобаго, 1979 год (88 млн галлонов)


19 июля 1979 года произошел один из страшнейших нефтяных разливов в истории – два танкера, «Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан», столкнулись друг с другом выпустив около 88 миллионов галлонов нефти в Карибское море. Корабли столкнулись недалеко от острова Литл Тобаго (Little Tobago), и вскоре после катастрофы «Атлантическая Императрица» загорелась.

Хотя огонь успел задеть и второй корабль, однако его сумели отбуксировать в безопасное место. Экипаж погиб в катастрофе, а Атлантическая Императрица, горевшая около двух недель, 3 августа ушла на дно.

3. Залив Кампече, Мексика, 1979 год (140 млн галлонов)


Еще один крупный разлив произошел 3 июня 1979 года. Разрыв исследуемой нефтяной скважины в бухте Кампече (Мексика) привел к выбросу около 140 млн галлонов нефти в море, что несколько негативно повлияло на экосистему региона. Погибло большое количество морских черепах Кемпа, рыб, крабов, моллюсков и других водных и полуводных видов.

Из-за сильных течений в океане, нефтяное загрязнение затронуло береговую линию Мексики и даже достигло Техаса. Мексиканское и американское правительства начали широкомасштабные операции по борьбе со стихийными бедствиями, чтобы сдержать разлив нефти, закрыть нефтяную скважину и уберечь от катастрофы тех, кого она до сих пор не затронула.

2. Мексиканский залив, 2010 (210 млн галлонов)


20 апреля 2010 года произошла авария на нефтяной вышке (Deepwater Horizon Rig), расположенной в Мексиканском заливе и эксплуатируемой Би-Пи (BP – British Petroleum). В катастрофе пострадало 17 человек, а 11 ушли из жизни. Нефть вскоре начала загрязнять обширные районы океана, ставя под угрозу жизнь морского пространства: для многих представителей водного мира и птиц удар закончился смертельным исходом, многие из них сейчас на грани исчезновения.

Более 210 миллионов галлонов нефти попали в море в течение 87 дней, и появились сообщения о том, что даже после закрытия скважины в июле 2010 года нефть продолжала проливаться в океан. Катастрофа затронула 26000 км прибрежных земель. Множество людей приняло участие в операции по спасению животных, пострадавших в ходе катастрофы и очистке нефтяного разлива.

1. Персидский залив, 1991 год (~ 300 миллионов галлонов)


Ужаснейший нефтяной разлив в мировой истории, к сожалению, был вызван умышленным актом человека, а не случайными обстоятельствами. Катастрофа произошла в 1991 году в Персидском заливе. Авария была искусственно вызвана иракскими солдатами, отступавшими от Кувейта, в качестве мстительной военной операции.

Солдаты приступили к обстрелу нескольких нефтяных вышек в пустынях Кувейта и открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы, принадлежащие Кувейту, в результате огромные объемы нефти, до 300 галлонов, попало в Персидский залив.

Это бездумное действие загрязнило обширные участки прибрежной среды в Кувейте и Саудовской Аравии и оказало катастрофическое воздействие на морские популяции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

Это видео расскажет о страшных последствиях утечек нефти и их влиянии на окружающую среду:


Top