Сравнение образов андрея болконского и пьера безухова. Общие и отличительные черты в характерах андрея болконского и пьера безухова (л

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Лев Николаевич Толстой :

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость».

Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, герои произведения имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях. Адрей с Пьером очень откровенны в своих беседах, а на некоторые темы они могут говорить только друг с другом, поскольку находят друг у друга понимание, даже имея абсолютно разное мировоззрение.

Андрей Болконский

Пьер Безухов

В салоне А. Шерер Андрей ведет себя апатично, светское общество внушало ему отвращение. презирает здесь собравшихся.

Пьер по наивности выказывает большое почтение салонными гостями

Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами

Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Андрей ищет наполеоновскую славу на войне

Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Андрей неудачно женился, был несчастлив в семейной жизни, поэтому он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Разочаровавшись в Наполеоне, потрясенный смертью жены, князь Андрей впадает в меланхолию. Он для себя решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Получив богатство и титул, Пьер приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной.

Болконский с большим воодушевлением принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, поняв, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды.

На фронте Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося пользу человечеству.

Война 1812 года, а особенно плен и встреча с Платоном Каратаевым изменили жизнь Безухова, показав ему истинный смысл жизни.

Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Тест по произведению

Нестерова И.А. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского // Энциклопедия Нестеровых

Художественные образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" был написан Л.Н. Толстым в 1869 году. Книга имела ошеломляющий успех. Вскоре её перевели на европейские языки.

Произведение сразу же вызвало восхищение у современников писателя.

Н.Н. Страхов писал:

В таких великих произведениях, как "Война и мир", всего яснее открывается истинная сущность и возвышенность искусства...

Одновременно роман-эпопея Л.Н. Толстого – это уникальный исторический источник. Здесь тонко переплелись судьбы исторических личностей: Наполеона, Кутузова, Александра Первого и вымышленных героев.

Среди персонажей, созданных воображением писателя, наиболее значительными являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба принадлежат к высшему свету. Андрей Болконский родился в богатой дворянской семье. Отец – бывший генерал-аншеф, жил безвылазно в своем поместье. Князь Андрей воспитывался в строгой обстановке, получил хорошее образование. Он был "...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами лица". Пьер внешне отличался от своего друга. Безухов был "массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках...". Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи. В отличие от князя Андрея он воспитывался заграницей. Читателю очевидно, что Л.Н. Толстой противопоставляет образ Болконского и Безухова. Массивный Пьер и небольшого роста красивый князь.

Князь Андрей Болконский в отличии от Пьера Безухова чувствует себя в высшем свете уверенно. Он знал как вести себя в высшем обществе. Во всем поведении Болконского чувствовалось высокомерие и презрение к окружающим "Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…" В это же время Пьер Безухов наслаждался высшим светом. Все люди казались ему добрыми и светлыми. Он старается видеть в них только хорошее. Так Пьер верит в искренность любви Элен, несмотря на откровенную фальшь. Заискивание княжон и князя Василия он воспринимает как искреннюю доброту. Ему не очевидна лесть окружающих после получения им наследства. Раньше он не замечал недоброжелательность, теперь же он не видит ложь. Князь Андрей Болконский напротив уже давно изучил ложь и воспринимает её как неотъемлемую часть светской жизни.

Очень примечательна речь героев. Так Андрей Болконский говорит медленно с явным высокомерием. Только с близкими людьми он снимает маску: "...увидев, улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно – доброй и приятной улыбкой". Речь Болконского меняется в зависимости от того, с кем он разговаривает. В репликах к представителям высшего общества чувствуется высокомерие, не меняется его речь и при общении с солдатами. Однако с Кутузовым он разговаривает с большим уважением. В репликах с женой его голос звучит раздраженно. В отличии от князя Андрея Пьер всегда говорит пылка, речь его эмоциональна. Он говорит то, о чем думает: "Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет идти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине".

Различен и круг общения героев и круг их общения. Пьер вначале ведет разгульную жизнь, участвует в кутежах у Долохова. Однако после дуэли, взволнованный возможностью убийства, Пьер становится масоном. Он строит школы и больницы для крестьян, погружается в литературу. В общем, ведет весьма и весьма размеренный образ жизни. Однако все время его окружают лжецы и льстецы. После отъезда князя Болконского Безухов остается один среди тех, кто чужд ему, кого он не принимает. Жена не любит его. Элен и князю Василию нужны только его деньги. Кажется, что в масонстве он нашел спасение, но, увы, в ордене состоят те же люди, что претят ему.

По-своему одинок и князь Андрей, окруженный теми, кто его не понимает. Жена увлечена лишь вышивкой, да распространением сплетен. Все его знакомые – никчемные и пустые люди. Но в отличие от Пьера, у Болконского есть источник поддержки – сестра и отец. Пьер же совершенно одинок.

В армии Болконский оказывается к окружении людей, которые не вызывают у него уважения. Свой незаурядный ум князь направил на достижение славы. Первым шагом к этому становится разработка плана сражения, который, по мнению Болконского, приведет к победе. А затем со знаменем в руках князь совершает подвиг к которому стремился: "Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно.

"Вот оно!" думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком "ура!" побежал вперед и обогнал его".

Небо Аустерлица открывает герою всю мелочность и призрачность его стремлений к славе. Для князя Андрея наступает время мучительных раздумий о смысле жизни. Душевный кризис он пытается преодолеть обратившись к семье и хозяйству.

В кризис мировозрения в отличии от князя Болконского Пьер Безухов углубляется в философию, предпринимает попытки познать жизнь лучше. Он верит, что может исправить этот несовершенный мир: "...я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни". Однако его поиски смысла жизни трагичны и мучительны. Оторванность масонских идей от реальной жизни, понимание того, что в этой среде царят ложь и лицемерие, повергает душу Пьера вотчаяние. Примечательно, что своим духовным возрождением герои так или иначе обязаны Наташе Ростовой.

Самым значительным событием в рамках духовного развития как Пьера, так и Андрея Болконского можно смело назвать 1812 год. Охваченные патриотическим порывом, герои Л.Н. Толстого стремятся лично участвовать в защите отечества. Так, князь Андрей не остался в штабе: всем своим существом он стремился оказаться там, где русские солдаты решали судьбу отечества: "...ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". Герой мужественно осознает свой долг. Так же как и князь Андрей он понимает свою связь с отечеством. Глубоко штатский человек, далекий от всего военного, он оказался в самой горячей точке Бородинского сражения. Скрытая теплота патриотизма позволила ему войти в "семейный круг солдат батареи Раевского". "Наш барин" так стали называть его здесь. Л.Н. Толстой подчеркивает: в тяжелые для России времена его герои ощущают наивысший душевный подъем.

Ранение в Бородинском сражении приносит Болконскому страдания душевные и физические. Андрей меняет взгляд на жизнь и мир в целом. После ранения он становиться добрее, терпимей и проще. В ожидании смерти он находит успокоение и гармонию со всем миром.

Через боль и страдания проходит и Пьер Безухов. Голод, холод и страх помогают его обрести простой и мудрый взгляд на жизнь. Также как и князь Андрей, он обретает чувство гармонии с миром людей. Однако, в отличии от Болконского, внутреннее состояние Пьера ближе к жизни, естественней. Он без каких либо усилий "сопрягает" в послевоенной жизни свое бытие и бытие других людей. Именно так естественен союз Пьера и Наташи Ростовой, это гармоничное единство чувства и разума.

В образах Пьера Безухова и Андрея Болконского столько общего, но несмотря на это персонажи абсолютно разные. Герои Л.Н. Толстого выражают его собственные взгляды на жизнь. Лев Николаевич показал, что каждый человек должен искать смысл жизни. Пускай суждения его ошибочны, но у него есть цель. Мы видим, что Л.Н. Толстой сочувствует своим героям. Автор прямо не осуждает их ошибки, но отчетливо показывает их последствия. Он доказывает. Что каждый человек должен следовать высшей цели, но при этом помнить, что есть семья и общество.

С главными героями романа «Война и мир» писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя рез­ко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. Князь Андрей, например, говорит Пьеру: «Эта жизнь не по мне». Тем самым он показывает, что тяготится необходи­мостью сохранять связи с лицемерным, лживым и амо­ральным светским обществом. Лишь с появлением в ве­ликосветском салоне Пьера Безухова на сумрачном лице Андрея Болконского возникла вдруг добрая улыбка. Дру­желюбие и радостный блеск в его глазах воодушевили Пьера, придали ему бодрости и уверенности в себе. В то же время жизнелюбие и оптимизм Пьера не раз зажи­гали потухший блеск в глазах князя Андрея, его стрем­ление к полноценной счастливой жизни и борьбе в тя­желые дни.

Андрей Болконский и Пьер Безухов составляли кон­траст по характеру и внешнему облику, и Л. Толстой подчеркивает эту несхожесть своих героев: «Пьер по на­ружности составлял резкую противоположность князю Андрею. В сравнении с тонкими, твердыми и определен­ными чертами князя Андрея, черты Пьера казались осо­бенно пухлы, крупны и неопределенны».

Однако Андрея Болконского и Пьера Безухова сближает их стремление к познанию правды. Они оба всеми силами стараются освободиться от влияния того общества, к которому принадлежат по рождению (осо­бенно князь Андрей). Обоими героями владеет нравст­венный поиск, верность своим убеждениям, умение «быть, а не казаться». Князь Андрей мечтает о личной славе, о любви людской, которую хочет завоевать, со­вершив воинский подвиг; Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении, но поначалу ведет рассеян­ный образ жизни светского молодого человека.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — передовые представители дворянской среды, из которой после Оте­чественной войны 1812 г. вышли декабристы. Правда, князь Андрей так и не дождался изгнания Наполеона из России и победоносного окончания войны. Но у читателя не остается никакого сомнения в том, что он обязательно был бы среди тех, кто в декабре 1825 г. вышел на Се­натскую площадь. Да, Пьер и князь Андрей идут по жизни каждый своим путем и достигают разных ре­зультатов. Вот почему князь Андрей говорит Пьеру: «Ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь… А я испытал противоположное. Я жил для славы… жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».

Однако душевные метания и поиски главной цели в жизни приводят князя Андрея и Пьера к единому ре­зультату — постижению роли народа в истории. Воен­ная служба Андрея Болконского и частная деятельность Пьера Безухова приобретают смысл и значение лишь тогда, когда они в решающие для России дни связывают свою судьбу с судьбой русского народа.

В дружеских отношениях Андрея Болконского и Пьера Безухова роль старшего и по возрасту, и по ми­ровоззрению сначала принадлежала князю Андрею. Но в последующих событиях Пьер как бы выступает на первый план, становится ведущим в дружеском ду­эте. Несмотря на это, Пьер продолжал смотреть на князя Андрея как на старшего товарища, всегда с большим вниманием относился к его высказываниям. Л. Толстой замечает, что «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь

Взаимоотношения Андрея Болконского и Пьера Бе­зухова являются образцом неизменной и требователь­ной дружбы, пронесенной через самые разные испыта­ния. Но Л. Толстой не идеализировал своих героев. И князь Андрей, и Пьер показаны великим русским пи­сателем с позиций исторической правды — людьми своего времени и своей среды, со многими присущими им недостатками. Достаточно вспомнить о стремлении к славе и аристократических предрассудках князя Ан­дрея или о буйной молодости Пьера.

в чем сходства Андрея Балконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", и в чем их различия?? и получил лучший ответ

Ответ от Dorota[гуру]
Означенная проблематика „Войны и мира“ находилась в русле размышлений Достоевского о герое, ищущем, и что добро", „что зло“. Но „культурному типу“, созданному Толстым и олицетворяющему „благообразие“ (в понимании Достоевского) , писатель противопоставляет другой „культурный тип“, стремящийся к „благообразию“, но никогда не способный достичь его. В этой неспособности обрести „благообразие“ Достоевский и видит симптоматичную для эпохи черту человека, сознание которого историческими обстоятельствами обречено отстаивать себя в „хаосе понятий“. Интерпретацию этого качественного отличия своего „культурного типа“ Достоевский излагает в наброске „Для предисловия“ в мартовских черновых записях 1875 г. к „Подростку“. Болконский, Безухов и Левин рассматриваются здесь Достоевским как герои „мелкого самолюбия“: они способны духовно переродиться под влиянием положительного примера либо под воздействием исключительной ситуации. Трагизм подполья исключает для героя Достоевского возможность такого коренного духовного изменения.
Изображая своих героев, автор вовсе не приукраши­вал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостат­ками. В их образе он представил обычных людей, спо­собных быть и сильными, и слабыми в отдельные мо­менты своей жизни, но умеющих преодолеть внутрен­нюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое при­звание в жизни. Их пути - разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера - с соб­ственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Бол­конского - с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.
Пьер Безухов - один из центральных, наиболее при­влекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динами­ке. Писатель делает акцент на почти детской доверчи­вости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льсте­цов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Он ведет себя неподобающим для светских раутов об­разом, даже несколько агрессивно настроен по отноше­нию ко всем остальным посетителям. По этой причине появление Пьера у многих вызывает недоумение, а его прямолинейные высказывания - откровенные опасе­ния. Кроме того, Безухов равнодушен к деньгам и рос­коши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чув­ствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
Различие путей нравственного поиска в судьбах А. Болконского, П. Безухова и Н. Ростова

Ответ от Ёергей Смирнов [гуру]
Сходство точно физиологическое, первичные и вторичные половые признаки, а различия в характерах...


Ответ от Иришка [гуру]
Дуэль и женщина графиня Софи Разберглейнь


Ответ от REPORTER [гуру]
Балконский на балконе сидит, а Болконский помер.


Ответ от Александра Бодрова [гуру]
Они ищут смысл жизни, себя, но в найденном разочаровываются. Балконский в службе в армии. Пьер в жалеет, что женился на Элен, и, что стал масоном.


Top