Развитие географической науки в России XIX века. Развитие географии в России в XIX—XX вв

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

г. КРАСНОДАРА

Методическая разработка мультимедийного урока по истории России на тему:

«Просвещение и наука во второй половине XIX века»

Подготовила

учитель истории СОШ №96

Культюшнова И.Б.

Краснодар, 2013 г.

Тема урока: «Просвещение и наука во второй половине XIX века».

(мультимедийный урок)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX века;
  • Выделить особенности развития науки и просвещения;
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за тот вклад, который внесли великие соотечественники в мировую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тестовый опрос.
  3. Изучение новой темы.

План

  1. Развитие образования.
  2. Успехи естественных наук.
  3. Развитие географических знаний.
  4. Развитие гуманистических наук.

    Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тестовый опрос

Вариант 1.

1. «Перестраховочный» договор России и Германии, в соответствии с которым обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне с любой третьей великой державой, а Германия признавала приобретения и интересы России на Балканах, был заключен

а) в 1881 г.

б) в 1887 г.

в) в 1891 г.

2. Договор, предусматривавший военную помощь и мобилизацию всех военных резервов в случае военной угрозы, был заключен между Россией и

а) Австро-Венгрией

б) Францией

в) Англией

3. «Союз трех императоров» состоял из государей

а) России, Германии, Франции

в) России, Германии и Австро-Венгрии

4. Россия по отношению к Болгарии проводила политику

а) невмешательства во внутренние дела

б) укрепления собственного присутствия на Балканах

в) ввела войска для подавления восстания в Румелии

5. Столкновение интересов на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между Россией

а) Японией

б) Австро-Венгрией

в) Францией

Вариант 2.

1. Россия заключила с Францией оборонительный союз

а) в 1891 г.

б) в 1894 г.

в) в 1895 г.

2. Международный договор по какому-то определенному вопросу называется

а) концессией

б) монополией

в) конвенцией

3. Отметьте, о ком идет речь. Государственный деятель Российской империи, занимавший различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, в Швейцарии, Швеции. В 1882 г. был назначен министром иностранных дел. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австрией.

а) Н.Х. Бунге

б) Н.К. Гире

в) A.M.Горчаков

4. Отметьте верное утверждение.

а) Франция заключила с Россией конвенцию, предусматривающую военную поддержку в случае войны в 1881 г.

б) «Союз трех императоров» распался в 1885-1886 гг. в связи с обострением австро-германо-российских противоречий из-за болгарского кризиса

в) русско-афганская граница была установлена в 1894 г.

5. Тройственный союз состоял из

а) России, Англии, Франции

б) Германии, Австро-Венгрии, Италии

в) Германии, Австро-Венгрии и России

1. Развитие образования.

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. Среди мужчин призывного возраста в 1874 году было 21% грамотных, в 1900 году – 40%. Большую работу проводили земские начальные школы . К концу века в них обучалось более 4 миллионов детей.

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Но при этом 7,5 миллионов детей образования не получали. Земская школа была самым распространенным типом начальной школы.

Основным типом начальной школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 80х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы.


Рабочие Благуша – Лефортовского района Москвы на экскурсии.

1913 г.


Группа слушателей и преподавателей Пречистенских рабочих курсов. Москва. 1908 г.

По переписи 1897 года


Для сравнения:

В конце 60х годов


Уровень грамотности населения России оставался самым низким в Европе.

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев


П.Л. Чебышев

неоднократно подчеркивал, что «науки находят верного руководителя в практике». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета П.Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела.

Профессор Московского высшего технического училища Н.Е.Жуковский открыл к концу века метод вычисления подъемной силы крыла самолета и заслуженно был назван «отцом русской авиации».


Н.Е. Жуковский

Петербургский ученый А.С. Попов изобрел радиоприемник.


А.С. Попов

В 1900 году радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1876 году Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.


П.Н. Яблочков

Больших успехов добилась отечественная химическая наука.


Группа членов химической секции I съезда русских естествоиспытателей, вынесшая постановление о необходимости объединения химиков России в Химическое общество

Великий ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев сделал мировое открытие – периодический закон химических элементов.


Д.И. Менделеев

Это был ученый с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению.

Больших успехов добились ученые – натуралисты. Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке.


И.И. Сеченов

Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность не что иное, как результат работы головного мозга.

Изыскания в этой области продолжил Иван Петрович Павлов.


И.П. Павлов

Его учение об условных рефлексах послужило основой современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, результат накопления их индивидуального жизненного опыта.

Выдающийся русский ученый В.М.Бехтерев посвятил свои работы выявлению роли нервной системы в деятельности органов высших животных и человека.


В.М. Бехтерев

Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.


К.Э. Циолковский среди изготовленных им моделей металлических дирижаблей. 1913 г.

В 1887 году в своей работе «Теория и опыт аэростата» он дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Наибольших достижений Циолковский добился в области движения ракет. Он был автором идеи создания внеземных станций, предложил способы возвращения ракеты на землю.

3. Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась успехов благодаря деятельности Русского географического общества, одним из учредителей которого был Владимир Иванович Даль.


В.И. Даль

Широкую известность он получил после опубликования в 1861-1867 годах «Толкового словаря живого великорусского языка». Большой интерес представляет и его сборник «Пословицы русского народа». В 1863 году Даль избран почетным членом Петербургской академии наук.

Русская географическая наука шагнула вперед благодаря экспедициям выдающихся ученых. Среди них Н.М. Пржевальский.


Н.М. Пржевальский

Николаем Михайловичем был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер Центральной Азии. Впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя).

Изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана посвятил свою жизнь Николай Николаевич Миклухо-Маклай.


Н.Н. Миклухо-Маклай

Два с половиной года (1871-1872;1876-1877,1883) он прожил на берегу Новой Гвинеи. Он завоевал доверие ее жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства – Папуасского союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «Вольную русскую колонию».

4. Развитие гуманитарных наук

Профессор, декан историко-философского факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

С.М. Соловьев

Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения реформатора. Соловьев был сторонником сравнительно – исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Учеником Соловьева С.М. был Василий Осипович Ключевский.


В.О. Ключевский

В 1882 году блестяще защитил диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. Большое внимание ученый придавал изучению социально-экономических причин событий и явлений.

Отечественная наука во II половине XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права. Они способствовали росту инициативы и научному поиску русских людей.

5. Закрепление

Назвать имена выдающихся деятелей в области образования и науки II половины XIX века.

6. Домашнее задание

Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

В тетради чертится таблица:

НАУКА

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

(Кто? Что? Когда?)

математика

физика

химия

биология

география

история

«Курс географии» - Титульный лист включает: Правила оформления программ: Элективный курс по географии. Название элективного курса – «Основы предпринимательской деятельности». Учебно-тематическое планирование. Предметные курсы: Города, районы, поселки городского типа 1 16. Предметные курсы. Критерии оценки программы элективного курса:

«Учебники по географии» - География: 9 класс: Технология тематического тестирования Ростов. Обновление содержания курса географии в УМК нового поколения. Технология тематического тестирования. Г.П. Волобуев. География России. Население и хозяйство. 9 класс`. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Петрова Н.Н. Готовимся к ЕГЭпо географии.

«Задания по географии» - Иван Фёдорович Крузенштерн. Печатный станок германия 1455г. Но нет в океане. Пастух. Владимир ильич ленин (ульянов). Донетчане. Куряне. Наполеон 1 бонапарт. Что есть в реке, пруде, озере, в море. Дмитрий донской дмитрий иванович рюрикович. Пищаль русь 15 век. Телескоп н 17 века нидерланды. Очки италия 1280.

«Уроки географии» - Знания умения навыки. Хороший уровень знаний. Организация деятельности учащихся на уроках географии. Развитие обучение. Исследование реки. Проблемный вопрос. Понимание радости открытий. Слайды. Лекционно-семинарские занятия. Уроки-рефлексии. проанализировать опыт работы по организации личностно-ориентированного обучения на уроках географии.

«Игры по географии» - Игры развивающего обучения: В небе облаком летаю, На земле рекой бываю, Я и море, океан… Метод изучения действий «соперника». Толерантное отношение к окружающим. Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок. Стремление к самой деятельности, независимо от результата. Тема проекта: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

«Вопросы по географии» - Восточно- сибирсоке. Продолжение. Саргассово. Аляска. Назовите третью планету Солнечной системы. Сейсмограф. Урал. Антарктида. Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. На северном полюсе. Сахалин. Вопрос: Назовите самый большой остров России. Пампа. Берингово. Какой континент пересекают все меридианы?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Культурология

На тему: « Развитие географической науки в России XIX века»

Введение

1. География в России в первой половине 19 века

Заключение

География -- одна из главных фундаментальных наук. Она изучает основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.

В ходе своего длительного исторического развития география прошла целый ряд важных этапов, каждый из которых нашел свое отражение в определенных чертах современной географической науки. В то же время география неизменно сохраняет свои главные аналитические особенности -- территориальность, комплексность, синергизм, а также глобальность, которые присущи этой науке с самых ранних этапов познания человеком земной природы, т. е. той географической оболочки Земли, которая является уникальной частью известного нам космоса, где существует жизнь и где возникло и развивается человечество, активно использующее ресурсы этой оболочки для своего существования (Григорьев, 1932).

1. География в России в первой половине 19 века.

Географическая мысль в первой половине XIX в. развивалась в основном в направлениях, заложенных в предшествовавшем веке. «Физическая география рождалась в чреве естествознания, а экономическая, еще не отпочковавшись от статистики и часто отождествляемая с нею, формировалась в лоне гуманитарных наук. Статистические описания в основном носили формальный характер; также строилось преподавание географии и статистики в университетах» (Есаков, 1976). Вместе с тем продолжались традиции комплексных описаний, включавших состояние компонентов природы, состав и деятельность населения, населенных пунктов и транспортных коммуникаций. К такому типу работ относятся почти все описания путешествий. Комплексный географический подход использовался также в опытах по географическому районированию. Фактом, однако, является выделение природоведческих и социально-экономических исследований.

В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения и началось открытие новых университетов. В 1802 г. основан Дерптский университет, в 1803 г. - Харьковский и Виленский, в 1804 г. - Казанский и Петербургский пединститут как зародыш университета, открытого только в 1819 г., с кафедрами, объединяющими историю, статистику и географию.

2. География в России во второй половине 19 века

В отечественной географической науке в той или иной степени обсуждались все те же проблемы, которые были в сфере внимания в зарубежных странах. Но это не было полным следованием зарубежным образцам теоретической мысли и научной полемики. Помимо методических заимствований, формировались заметные черты своеобразия, связанные с собственным опытом развития науки, отличительными особенностями природной и социально-экономической среды деятельности и менталитетом ученых. В российском обществе с завидной последовательностью рассматривались вопросы развития природных и социально-экономических процессов, проблемы взаимодействия и взаимозависимости между природными угодьями и обитателями, вопросы оптимизации природно-хозяйственных комплексов, разрабатывались фундаментальные проблемы роли географической науки в природоведении и природопользовании. И тому есть многочисленные примеры.

С резкой критикой выводов Т. Мальтуса о грядущих неприятностях растущего населения и непропорционально этому медленного прироста продуктов питания выступал талантливый мыслитель, рано ушедший из жизни, Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В «Очерках из истории труда» он писал: «Земля и ее производительные силы представляются Мальтусу сундуком, наполненным деньгами... В человеческом труде он... видит механическое приложение мускульной силы и совершенно забывает деятельность мозга, постоянно одерживающую победу над физической природою и постоянно открывающую в ней новые свойства» С пониманием роли производительной деятельности людей в преобразовании природы выступал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): «Только неутомимое трудолюбие человека может сообщить природе новую, высшую красоту взамен дикой, первобытной красоты, неудержимо исчезающей под его ногами... Где является человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру». Высокая культура труда может быть противопоставлена разрушительному влиянию необдуманной хозяйственной деятельности. Теперь в этом случае мы говорим об экологическом императиве, то есть о приоритете сохранения экологической обстановки.

На экологических позициях стояли многие наши соотечественники. О взаимодействии сил живой и неживой природы писал А.Т. Болотов еще в XVIII в. Экологом по сути своих представлений был К.Ф. Рулье. В 1845 г. им была опубликована статья «О влиянии наружных условий на жизнь животных», в которой утверждалось, что организмы находятся не только под воздействием природных факторов, но испытывают влияние других животных и растений, а также человека. Под влиянием идей Рулье формировались научные взгляды Н.А. Северцова. Как подчеркивал Ю.Г. Саушкин, «никто из ученых прошлого века так органично не соединил географические и биологические идеи, как это сделал Северцов». В 1855 г. им была издана книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» с обоснованием влияния среды обитания на жизнь животных. Северцов принял идеи Дарвина о видообразовании, но отмечал игнорирование Дарвином большого влияния внешних условий как недостаток этого учения. Об этом Северцов говорил Дарвину при личной их встрече в Лондоне в 1875 г. Не исключено, что, основываясь на этих беседах, уже через год Дарвин признавал: «По моему мнению, величайшая ошибка, которую я допустил, заключается в том, что я придавал слишком мало значения прямому влиянию окружающей среды, то есть пищи, климата и т. п., независимо от естественного отбора».

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов. В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоиспытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь». На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П.А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

3. Географические открытия в России 19 века

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

Заключение

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Трудности становления географии как науки, наиболее общие черты развития географии от античных времен и до наших дней. Географические идеи древнего мира, взгляды ученых античности. Великие географические открытия, развитие картографических исследований.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.

    реферат , добавлен 11.11.2009

    Великие географические открытия европейских путешественников середины XV – середины XVII веков. Экспедиции Христофора Колумба, маршруты важнейших путешествий первопроходцев. Судьба открытий Колумба, история открытия Америки. Европейцы в Новом Свете.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Этапы развития научной географии. Теоретические географические открытия. Роль эволюционного учения в развитии научной географии. Экономическая география и районирование. Научные географические школы. Развитие теоретических основ научной географии.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Экономико-географическая характеристика районов добычи нефти России. Задачи перспективного развития отрасли, влияние кризиса. Распределение нефтепереработки по экономическим районам России.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    История развития картографии в России в XIX в. Развитие картографии в мировом контексте. Виды карт России и их особенности. Картограф И.А. Стрельбицкий. "Специальная карта Европейской России", проблема ее точности и применение в изучении истории России.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Краткий анализ источников, имеющихся в архивах России по истории Первой Камчатской экспедиции. Использование вахтенных журналов и картографических материалов первой половины XVIII в. для реконструкции плавания экспедиционных судов и открытий В.И. Беринга.


Top