Древнейший этап развития географии. Этапы развития географической науки

(по А.Г.Исаченко)

География, несомненно, относится к числу наиболее древних наук. История ее развития насчитывает не менее шести тысячелетий. Согласно А.И.Исаченко, путь, который прошла современная география, схематически можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности Þ изучение отдельных элементов ее природы Þ установление взаимных связей между отдельными элементами природы Þ исследование географических комплексов (геосистем).

Эти стадии не отделяются друг от друга резкими временными рубежами; между ними существуют многие «перекрытия» и «накладки». Вместе с тем в развитии географии было несколько узловых, эпохальных событий, которые достаточно четко разделяют эти периоды.

Первым рубежом для географии явились Великие географические открытия, началом которых принято считать день открытия Христофором Колумбом Америки (12 октября 1492 г.). Однако эпохе Великих открытий предшествовала длительный период медленного расширения знаний о Земле. Ограниченность и разобщенность пространственного кругозора – характерная черта этой эпохи. Даже наиболее культурным народа Европы и Азии были известны лишь небольшие части земного шара.

Теоретические представления в области географии имели отрывочный характер и находились под сильным влиянием религиозно-мифологического мировоззрения. Передовые по тому времени географические воззрения античности основывались не столько на опыте, сколько на натурфилософских догадках и часто были наивными и фантастическими. Официальная схоластическая наука христианского средневековья также не была связана с практикой и опиралась на элементы той же античной науки, но приспособленные к католическому учению (Фома Аквинский, 1225–1274 гг.). Вся эта продолжительная эпоха делится на два отрезка, соответствующих древним и средним векам всемирной истории.

Великие географические открытия произвели переворот в пространственном кругозоре человечества, дали возможность составить в общих чертах представление о соотношении материков и океанов. С этого времени происходит перелом в средневековом мировоззрении и начинается научное исследование природы и вместе с тем вторая большая эпоха в развитии географии.



Однако потребовалось еще более двух столетий после завершения Великих географических открытий, чтобы уточнить и нанести на карту очертания суши, выяснить главные черты ее орографии и гидрографии, а затем собрать и систематизировать материал по основным компонентам земной поверхности: климату, водам, органическому миру и т.д., достаточный для первичного научного обобщения. Эти задачи и определяли характер географии почти до конца XIX в.

Между двумя указанными переломными моментами есть важная граница, относящаяся приблизительно к началу последней трети XVIII в. До этого времени главную роль играло измерение и картографирование Земли. В то время география находилась еще как бы в «топографической» стадии и объясняла многие явления природы и общества с точки зрения античной натурфилософии.

С конца XVIII в. географы в своих выводах начинают опираться на опытное изучение явлений природы и общества, разрабатывать собственную методику исследований. Вместе с тем они выдвигают проблему изучения связей между отдельными географическими компонентами, что дает основание считать это время началом следующего, третьего крупного периода развития географической мысли. Но все же это был период аналитического изучения природы. Важнейшей особенностью развития географии в те годы была постоянно углубляющаяся дифференциация естествознания и научного географического знания.

Фундаментом современной географии явилась идея географического комплекса, разработанная в таких ее конкретных формах, как закон зональности (В.В.Докучаев (1846-1903 гг.) и др.), учение о ландшафте (Л.С.Берг (1876-1950 гг.) и др.), учение о географической оболочке (А.А.Григорьев (1883-1968 гг.) и др.). Зарождение современной географии относится к последней трети XIX в. (126).

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

(по П. Джеймсу и Дж. Мартину)

В истории географической науки, по мнению американских географов П. Джеймса и Дж. Мартина, выделяются следующие три периода:

Первый период продолжался с древнейших времен, когда зародилась географическая мысль, и вплоть до 1859 года. Это классический период, в течение которого уделялось относительно мало внимания определению и выделению обособленных отраслей науки. В этот период знание о мире в целом еще не было столь обширным, и каждый ученый одновременно мог быть специалистом и признанным авторитетом во многих науках. Так, например, почти каждый из древнегреческих философов, известный также и как историк, мог с тем же успехом и на тех же «законных основаниях» считаться еще и географом. Даже в XVIII столетии, когда уже началось обособление отдельных отраслей знания, такие ученые, как М.В.Ломоносов или Монтескье, которые не были географами, внесли в историю географической мысли весьма значительный вклад. Последним в ряду подобных энциклопедистов был Александр Гумбольдт. После его смерти в 1859 году уже никому не удалось достигнуть такой широты познания.

Новый период начался во второй половине XIX столетия. Он характеризовался возникновением профессиональной сферы деятельности, называемой географией, что означало появление географов-профессионалов, которые, получив соответствующую квалификацию, могли зарабатывать себе на жизнь, занимаясь исследованиями в данной области.

В Германии новый период развития географии начался в 1874 году, когда в Берлинском университете была организована кафедра географии, возглавлявшаяся учеными в звании профессора. До этого времени студенты прослушивали определенный курс лекций, и впоследствии, возможно, сами начинали читать лекции, но никогда прежде целые группы студентов не специализировались по географии. Поэтому, когда в 1874 году появилась географическая кафедра, на ней среди преподавателей не было ни одного профессионального географа.

Новшество, введенное в Германии, было быстро заимствовано университетами других стран, в первую очередь Франции, Великобритании и России. Различными путями достигло оно и США. В каждой из этих пяти стран сформировались свои национальные школы и специфические представления о новой географии, распространившиеся по всему миру. Различие между этими школами состояло прежде всего в том, как они отвечали на вопрос о сущности географии.

Третий период в истории географии, начавшийся в 50-х годах прошлого столетия, называется современным. Вторая мировая война оказала на науку огромное влияние. Научная деятельность ученых-географов в те годы была направлена на изучение вопросов, имеющих отношение к очень сложным проблемам политики. В те годы географы достигли серьезных успехов в картографии и в анализе значимости местоположения, то есть в тех областях, которые обычно как бы не замечались представителями других наук.

Опыт войны нашел отражение в создании общей теории систем Людвига фон Берталанфи (367), в разработке новых методов, позволявших решать проблемы анализа многих переменных, когда для предсказания поведения системы необходимо использовать теорию вероятностей. Как раз в это время в жизнь вошли электронные счетно-решающие машины, или компьютеры. Они позволяли быстро и с надлежащей точностью рассчитать параметры огромного разнообразия показателей. Затем произошел настоящий революционный переворот и в методах сбора данных: появились электронные устройства для сканирования поверхности Земли с орбитальных космических спутников. Эти новшества, появившиеся в основном после 50-х годов нашего столетия, открыли третий период в истории географической науки.

В настоящее время географы подходят к определению географии, не ставя во главу угла вопрос ее размежевания с другими дисциплинами. Новая тенденция состоит в том, что все науки прилагают совместные усилия к решению отдельных проблем. Процесс разделения (дифференциации) сменился теперь процессом интеграции, при котором ученые каждой из дисциплин применяют свои специальные знания и умения к решению таких глобальных проблем, как неконтролируемый рост населения, расовые взаимоотношения, ухудшение среды обитания, борьба с голодом и т.д. К собственно географическим относятся вопросы, связанные со значимостью местоположения и пространственными (территориальными) связями объектов и явлений (110,367).

Следует различать историю путешествий и территориальных открытий на Земле, историю развития географических идей и представлений, мышления (по Н. Н. Баранскому), историю и эволюции методов и развития теории географии. Итогом выступает формирование научной географической картины мира, отраженной в географических законах, закономерностях, и наличие крупных географических школ.

История науки - отрасль знания, которая собирает и анализирует факты, открытия, теории, учения, относящиеся к разным периодам.

История географии, по В. С. Жекулину (1989), - отрасль географической науки, изучающая во взаимной связи историю территориального открытия Земли (историю путешествий), историю развития географических идей и открытия новых географических законов и закономерностей. Отечественный географ Н. Г. Фрадкин в книге Географические открытия и научное познание Земли (1972) дает современное определение этого понятия. Если в прошлом географическое открытие означало первое посещение того или иного объекта (материков, островов, проливав, вулканов, озер и т. п.) представителями народов, имевших письменность, охарактеризовавших этот объект или нанесших его на карту, то теперь под географическим открытием надо понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области географии, установление новых географических закономерностей.

Приведем два примера географических открытий середины ХХ в. В 1948 г. советскими высокоширотными экспедициями был открыт подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане, который простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге и возвышается над дном в среднем на 3000 м.

Другой пример касается установления важнейшей закономерности миграции химических элементов в природных ландшафтах, установленной в 1961 г. А. И. Перельманом. Было сформулировано понятие геохимического барьера - участка земной коры, в котором на коротком расстоянии происходит резкое уменьшение интенсивности миграции элементов и, как следствие, наблюдается повышенная их концентрация. Барьеры разнообразны, как и виды миграции вещества. Бывают барьеры механические, физико-химические, биогенные и техногенные. Приводим яркий пример физико-химического барьера. В лесной зоне в условиях дефицита кислорода в почве железо обычно двухвалентно и легко мигрирует в растворах. При выходе вод на поверхность, в условиях достаточного количества кислорода железо переходит в трехвалентную форму и осаждается, что маркируется бурыми пятнами.

География - древнейшая наука. Достоверные географические сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. И относятся к Вавилонии, Египту, Древнему Китаю. Сохранились древнейшие карты и планы, сведения о путешествиях. Как и другие науки, география в своем развитии прошла несколько крупных этапов.

Античная средиземноморская цивилизация (по Ю. Г. Саушкину), или география в период рабовладельческого строя. IV в. до н. э. - V в. н. э. Естественная наука в античное время была недифференцированной. Поэтому географы одновременно были и философами, и астрономами, и математиками. Основные достижения: а) умозрительное представление о Земле как о шаре, а затем его научное доказательство (милетская или ионийская философская школа Фалеса); б) создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций (К. Птолемей); в) введение Эратосфенам в III в. до н. э. термина география и вычисление Эратосфеном размеров Земли; г) зачатки дифференциации географических наук: гидрологии, метеорологии, океанологии (Аристотель); Страбон (1 в. до н. э.) - родоначальник геоморфологии и палеогеографии; д) формирование страноведения - 17 томов Географии Страбона; е) первые мелиоративные гидротехнические работы как предвестники преобразовательного (мелиоративного) направления в географии.

Средневековье (до середины XV в.). Значительную роль в становлении географии сыграли арабские ученые и путешественники Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Идриси и в особенности Ибн Батута, путешествовавший с 1325 по 1349 годы. Великим европейским Путешественником был Марко Поло. Тверской купец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, описав природу, жизнь и быт населения этой страны.

Эпоха Великих географических открытий (XV-ХV II вв.).

Характеризуется в период Возрождения открытием Х. Колумбом Америки, плаванием Васко да Гамы в Индию и, безусловно, первым кругосветным путешествием Ф. Магеллана. Была тем самым подтверждена экспериментально идея шарообразности Земли, установлено единство Мирового океана. В 1515 г. на карте Леонардо да Винчи был показан гипотетический Южный материк.

Географическая картография характеризуется двумя выдающимися событиями: составлением карты Меркатора (1512-1594), где показаны реальные очертания материков и их береговых линий, и созданием Большого чертежа Российского государства.

Теоретические итоги развития эпохи Великих географических открытий подведены в Всеобщей географии Б. Варениуса (1850), где определен предмет географии, дано ее разделение на общую и частную, значительное внимание уделено океану.

География в России X VII VIII вв . Наиболее яркие события в географии указанного периода: а) интенсивное движение русских землепроходцев на восток (Е. П. Хабаров, В. Д. Поярков, С. И. Дежнев, В. В. Атласов и др.); б) создание в 1739г. М. В. Ломоносовым Географического департамента; в) организация по инициативе Петра I экспедиции для изучения Сибири и Дальнего Востока (Д. Г. Миссершмидт, В. Беринг, А. И. Чириков); г) первое описание России Ивана Кириллова Цветущее состояние Российского государства с 1731г.; д) создание в 1745 г. Академией наук Атласа Российской империи; е) первая научная система географических наук В. Н. Татищева; ж) географические работы и деятельность М. В. Ломоносова; З) генеральное межевание России при Екатерине II - кадастр землепользования.

География в Западной Европе в X VIII I Х вв. Период характеризуется сочетанием значительных территориальных открытий (Д. Кук, Д. Ливингстон и др.) и разработкой теоретической географии С.И. Кант, К. Риттер, Э. Реклю, И. Тюнен). Выдающийся вклад в географию внес А. Гумбольдт, крупнейший географ-теоретик и не менее известный путешественник. Ввел сравнительный метод в географию. Исследовал Центральную и Южную Америку, Урал, Алтай, побережье Каспийского моря, юго-запад Сибири. Впервые составил карту изотерм Северного полушария, предложил изогипсы для отображения на карте рельефа земной поверхности. Автор более 600 работ, в том числе обобщающего труда по географии пятитомного Космоса.

География в России XIX - начала ХХ вв . Русские кругосветные путешествия И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Зарождение первой научной географической школы Военной академии Генерального штаба, учрежденной в 1832 г. В 1845 г. учреждение в Петербурге Русского географического общества и формирование его школы (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. А. Обручев, П. К. Козлов и др.)

В 1884 г. в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (кафедра географии, антропологии и этнографии), которая послужила основой формирования Анучинской географической школы Московского университета. Создание географической школы в Петербургском университете связано с именами В. В. Докучаева и А. И. Воейкова.

Среди исключительных достижений начала ХХ в. следует отметить американского полярного путешественника Р. Пири, достигшего Северного полюса 6 апреля 1909 г.; норвежского полярного исследователя Р. Амундсена, 14 декабря 1911 г. достигшего Южного полюса нашей планеты.

Советский период развития географии. Период чрезвычайно продуктивный, оказавший огромное влияние на мировую географическую и даже экологическую науку.

Продолжались многочисленные экспедиции по изучению природы, населения и хозяйства страны, в том числе освоение Северного морского пути, экспедиция СП-I И. Д. Папанина, организация Советской антарктической экспедиции (1955 г.), изучение Мирового океана и т. д.

В 70-е годы по инициативе К.К. Маркова стала интенсивно развиваться география Мирового океана, итогом чего стало издание семитомной серии, посвященной физической и экономической географии океана.

Улучшалось картографическое обеспечение науки и практики, создавались государственные топографические и тематические карты, издавались Большой советский атлас мира (1937), Физико-географический атлас мира (1964), серии региональных и специализированных атласов.

Формировались различные географические школы, в том числе и комплексная общая и региональная физическая география (школа А. А. Борзова - Л.С. Берга - Н.А. Солнцева, академическая школа процессоведения А.А. Григорьева - И.П. Герасимова), геоморфологические школы И.С. Щукина - А.И. Спиридонова и И.П. Герасимова - Ю. А. Мещерякова; ландшафтно-геохимическая Б.Б. Полынова - А.И. Перельмана - М.А. Глазовской и экономико-географическая школа Н. Н. Баранского - Н.Н. Колосовского - Ю. Г. Саушкина и многие др.

Развивались системы географических наук, ее дифференциация на отраслевые географические науки (например, мерзлотоведение, ботаническую географию) и интеграция.

Разрабатывались и внедрялись новые и новейшие методы исследования географической оболочки и ее компонентов (геохимического, геофизического, картографического, палеогеографического, математического, аэрокосмического).

Открывались академические географические институты и географические факультеты в университетах и педагогических вузах. В 1918 г. при Комиссии по изучению естественных производительных сил АН был организован Промышленно-географический от дел, выросший впоследствии в Геоморфологический институт (1930), затем в Институт физической географии (1934), а с 1936 г. Институт географии АН СССР. Созданы Институты географии в Сибири (в г. Иркутске) и на Дальнем Востоке (во Владивостоке). Появились научные и научно-популярные географические журналы, вышли в свет стабильные учебники для высшей школы, серии монографий, посвященных описанию природы СССР. Все время четко прослеживалась научная деятельность географов с практикой народного хозяйства.

Научная школа Д. Н. Анучина в Московском университете . Под научной школой понимается группа ученых во главе с ее лидером, основателем, объединяемых единым теоретическим и методологическим подходами и общими взглядами на сущность изучаемых явлений, владеющих сходными методами исследований. Важнейшая черта научной школы - преемственность от учителя к ученику. Научная школа - это широкое понятие. Школы могут существенно различаться по численности, форме единения (вокруг профессора в вузе, вокруг научного журнала, академической лаборатории, проблемного семинара), по времени существования, по значимости и масштабу решаемых проблем. Науке известны многие выдающиеся школы, например, академиков П. Л. Капицы в физике или И. П. Павлова в физиологии.

О школе Д. Н. Анучина подробно написано в учебных пособиях Ю. Г. Саушкина История и методология географической науки и В. С. Жекулина Введение в географию.

Научная школа Русского географического общества. История Русского географического общества и его роль в развитии географии охарактеризована в литературе достаточно подробно. Традиционно юбилеи Общества ознаменовывались выходом в свет обобщающих изданий. Так, к его столетию президентом акад. Л. С. Бергом была выпущена книга Всесоюзное Географическое общество за сто лет (1946). В 1970 г. под редакцией другого президента Общества акад. С. В. Калесника вышла в свет коллективная монография Географическое Общество за 125 лет (1970). К отмечавшемуся в августе 1995 г. стопятидесятилетию была издана коллективная монография Русское Географическое Общество. 150 лет, под редакцией А. Г. Исаченко (М., 1995). Кратко о научной школе Географического общества говориться в учебном пособии В. С. Жекулина Введение в географию.

История: 1. Научный кружок-семинар статистиков и путешественников, организованный в 1843 г. этнографом и статистиком П. И. Кеппеным, - предшественник Географического общества. Организационная подготовка и особая роль К. М. Бэра, Ф. П. Литке и Ф. П. Врангеля. 6 (18) августа 1845 г. Николай 1 утвердил представление об учреждении Русского географического общества (с 1850 г. оно стало именоваться Императорским). Председателем его высочайше был назначен князь Константин. Первое собрание учредителей Общества состоялось 19 сентября (1 октября) 1845 г. Среди них - известнейшие ученые, путешественники, деятели культуры - И. Ф. Крузенштерн, П. И. Кеппен, К. И. Арсеньев, В. Я. Струве, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский и др. Первым фактическим руководителем РГО был Ф. П. Литке. В течение 41 года (с 1873 по 1914 п.) обществом руководил выдающийся географ, видный государственный деятель П. П. Семенов-Тян-Шанский.

2. П. П. Семенов-Тян-Шанский и его вклад в развитие географии. Полевые экспедиционные исследования в Средней Азии. Основные труды: Географо-статистический словарь Российской империи (1863-1885 гг.), Живописная Россия, Россия. Полное географическое описание нашего отечества (1899-1914 гг.), Этюды истории нидерландской живописи. Организация П. П. Семеновым-Тян-Шанским экспедиций Русского географического общества. Ученики и последователи: Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. А. Северцов, Н. Н. Миклухо-Маклай, И. М. Мушкетов, М. В. Певцов,
В. И. Роборовский и др.

3. Роль А. И. Воейкова в развитии географии, климатологии, мелиоративной географии. Исследования и путешествия А. И. Воейкова в Западной Европе, Америке, Азии, в различных регионах России. А. И. Воейков - автор более 1700 трудов по различным направлениям и разделам географии. Климаты земного шара, в особенности России (1884), Снежный покров, его влияние на почву, климат и погоду, и способы исследования (1889), Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии (1908), Земельные улучшения и их соотношения с климатом и другими естественными условиями (1910) и др.

4. Региональные экспедиционные исследования, осуществляемые под эгидой Русского географического общества.

5. Выдающиеся деятели Географического общества ХХ в.: Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников и др.

Зарубежная география в ХХ в. прошла трудный путь от классической задачи описания земной поверхности к поиску тех законов, которые могли бы составить новый предмет исследований. На рубеже XIX-XX вв. существовала угроза превращения географии в компиляцию слабо связанных друг с другом сведений о Земле, собранных представителями частных наук, изучающих атмосферу, гидросферу, биосферу, педосферу, общество и т. д. Однако постепенное осознание географами разных специальностей еще с XIX в. своего единства проявлялось в формировании профессиональных организаций: географических обществ разных стран (первое - в 1821 г. во Франции), проведении Международных географических конгрессов с 1871 г., создании в 1922 г. Международного географического союза. Большое объединяющее влияние на развитие географии оказала хорологическая концепция немецкого ученого Л. Гeттнepa, видевшего задачу географии в выявлении земных пространств по их различиям и пространственным взаимоотношениям. Хорологическая концепция получила развитие в США в трудах Р. Хартшорна, видевшего цель географии в изучении территориальной дифференциации земной поверхности и выделении индивидуальных районов. На этой теоретической основе в первой половине века в Великобритании, СШЛ, Австралии широкое развитие получили работы по районированию территории, в том числе для нужд сельского хозяйства (Л. Хербертсон, Д. Уиттлси, Д. Стемп, К. Кристиан). Важную роль сыграла идея взаимодействия природных компонентов и взаимодействия человека со средой на небольших территориях. В центре внимания - пространственная морфология явлений, разработка методов картографирования и районирования, а также межкомпонентные взаимоотношения, анализ факторов генезиса пространственной дифференциации. Крупнейший вклад в разработку этих проблем внесли в Германии З. Пассарге, Э. Банзе, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен, в СШЛ - К. Зауер, И. Боуман. Во Франции сложилась мощная школа региональной географии, поставившая своей целью составление комплексных описаний регионов (П. Видаль де ла Блаш, А. Деманжон, Э. Мартонн, Ж. Боже-Гарнье).

Большое место в истории зарубежной географии занимают две концепции, объясняющие зависимость социальных явлений от природных особенностей. Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала века, прямо выводит исторические и экономические процессы из природных условий (Э. Семпл, Э. Хантинггон). Поссибилизм, сформировавшийся во Франции, утверждает, что человек выбирает тот тип природопользования из нескольких альтернативных, который лучшим образом отвечает возможностям, предоставленным природными условиями.

Под влиянием работ Ч. Дарвина в географию проникли идеи развития, эволюции, прежде всего в рамках геоморфологии усилиями В. Дэвиса, создавшего учение о циклах развития рельефа. В биогеографии идея изменения во времени стала учитываться после работ Ф. Клементса о сменах растительного покрова. Сформировались школы исторической географии в США (К. Зауер) и Великобритании (Х. Дэрби). К. Зауер заложил основы экологии человека и видел основу единства географической науки в изучении взаимодействия природы и человека. Главная задача географии, по его мнению, - исследование процесса превращения естественного ландшафта в культурный.

Бурные политические события ХХ в. стимулировали развитие геополитических теорий, которые исходили из представлений о государстве как организме с необходимым ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).

Во второй половине ХХ в. наступил новый этап теоретического осмысления опыта прикладных работ, когда зарубежных географов перестали удовлетворять задачи выделения и описания однородных территорий. Начались поиски путей формализации географических знаний, построения теории, которая смогла бы обобщить законы пространственного распределения явлений по земной поверхности. Основные усилия были сосредоточены в создании аппарата пространственного анализа с применением математических методов, в том числе геометрии, и аэрокосмической информации. Лидерами выступили англо-американские географы, в основном социально-экономического направления,
Ф. Шефер, Б. Берри, В. Гаррисон, П. Хаггет, В. Бунге, У. Изард. Многие видели в этом объединяющее начало частных отраслей физической и общественной географии с такими базисными понятиями, как направление (ориентация), расстояние и взаимосвязь (относительное расположение). Пик количественной революции пришелся на 50-е годы. Сложилась теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша, позволяющая объяснить иерархию и пространственное расположение поселений. В геоморфологии работы Р. Хортона и Л. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии Р. Макартура и Е. Уилсона объясняла количественные соотношения размеров изолированных местообитаний и видового богатства живой природы. Одновременно внедрялся системный подход, ставивший в центр внимания понятия обратных связей между компонентами геосистем, иерархии, саморегулирования, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, Р. Хаггет, Р. Беннет).

Если в первой половине века нередко оспаривался тезис о необходимости в рамках географии изучать процессы, сформировавшие природные и хозяйственные районы (С. Вулридж), то в послевоенное время изучение динамики различных явлений на земной поверхности стало приоритетом. Достижения количественной революции были применены в исследованиях процессов формирования рельефа, круговоротов вещества в географической оболочке, изменений климата, движения ледников, преобразования ландшафта при антропогенном воздействии. Работы шведского географа Т. Хегерстранда о диффузии инноваций положили начало объединению пространственно-временных исследований. В 70-80-e годы на первый план выдвигается изучение проблемы иерархии процессов во времени и пространственных объектов. В рамках общественной географии получает распространение поведенческая география (бихевиоризм), объясняющая связи между личным восприятием окружающего мира и пространственным поведением людей (Д. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж). С 90-х годов популярны исследования по восприятию и эстетике ландшафта, особенно во Франции (Ж. Бертран, А. Декам).

На рубеже 60-70-х годов резко обозначилась экологизация географических исследований; многие географы видят в экологии человека один из основных предметов изучения (Д. Стоддарт, А. Гоуди, Г. Хаазе, И. Симмоне, Ф. Хэер). Особенно ярко экологизация проявилась в климатологии, разработавшей модели глобальных изменений климата и переноса загрязняющих веществ в атмосфере. Вырос объем исследований природных катастроф и сопоставления их с социально-экономической реальностью (Г. Уайт, Р. Чорли, Д. Паркер).

Мощный аппарат пространственного анализа, разработанный в географии, привлек внимание экологов, которые применили географические методы к изучению популяций. В 70-80-e годы формируется ландшафтная экология, в рамках которой успешно сотрудничают экологи - выходцы из биологии и географы. Эта отрасль науки, ближайшая к российскому ландшафтоведению, призвана ответить на главный вопрос, какие природные процессы формируют те или иные пространственные структуры и как пространственные структуры отражаются на состоянии живой природы. Географические методы пространственного анализа позволили учесть в экологических исследованиях факторы свойств пространства (размеры, форму, расстояние, соседство экосистем) и факторы масштабного уровня проявления взаимодействий живых организмов с абиотической средой. Развитие ландшафтной экологии стимулировалось мощным потоком дистанционной информации о пространственном распределении и конфигурации экосистем, распространением ставших в ходе количественной революции привычными для географов в Европе и Северной Америке статистических методов и развитием геоинформационных технологий. Осознание в 70-е годы наступления глобальных и региональных экологических проблем потребовало разработки концепции природопользования, охраны природы, которая и была предложена ландшафтной экологией. Авторитетные центры ландшафтно-экологических исследований сложились в Нидерландах (И. 3онневельд, Р. Йонгман, П. Опдам), Словакии (М. Ружичка, Л. Миклош), Великобритании (Р. Хейнес-Янг, Р. Бунс), Швеции (М. Изе), Дании
(Е. Брандт), ФранцИИ (М. Годрон, А. Декам), США (Р. О"Нейл, Р. Форман, Дж. Ву,
М. Тернер, Р. Гарднер, Д. Уинс), Польше (Е. Солон, Л. Рыжковский, А. Рихлинг), ФРГ
(Х. Лезер, о. Бастиан), Израиле (3. Навех), Австралии (Р. Хоббс), Норвегии (г. Фрай). С 1982 г. существует Международная Ассоциация ландшафтной экологии (IALE).

Значительные успехи были достигнуты в проектировании сетей охраняемых природных территорий с учетом взаимодействия всех компонентов ландшафта и пространственной структуры территории. Природоохранная политика в Европе с 80-х годов базировалась на ландшафтно-экологическом подходе. Создание экологических сетей и зеленых коридоров с использованием методов ландшафтной экологии позволяет обеспечить пространственную сопряженность ненарушенных местообитаний и играет ключевую роль в сохранении биоразнообразия. Определились ключевые понятия, используемые ландшафтной экологией при проектировании зеленых сетей, - чувствительность организмов к конфигурации местообитаний, связность и фрагментация местообитаний, краевые эффекты, экотоны, проницаемость ландшафта для миграций, связь ландшафтного и биологического разнообразия с устойчивостью экосистем.

Основное прикладное значение ландшафтной экологии заключается в планировании землепользования и более широко - в ландшафтном планировании. Среди актуальных вопросов, решаемых ландшафтным планированием, - как вписать типы землепользования в пространственную структуру ландшафта, как учесть противоречивые интересы землепользователей, какие факторы и процессы определяют развитие ландшафта, какими способами можно их регулировать, каковы последствия антропогенного воздействия в разных типах ландшафта, как сохранить культурные ландшафты.

Основная теоретическая проблема ландшафтной экологии на рубеже ХХ-ХХI вв. - проблема выявления иерархии и определения рациональных масштабов изучения ландшафтных процессов. Ландшафтное исследование неизбежно полимасштабно, так как в разных пространственных и временных масштабах проявляются ландшафтные процессы. Проблема порождается противоречием между региональным масштабом природопользования и локальным масштабом сбора данных, что сильно сдерживает понимание и разрешение глобальных проблем.

14. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

География - одна из первых наук, кт пришлось создавать чел-ку. Ведь уже охотникам и собирателям нужно было узнавать, где именно вблизи их жилья лучше охотиться, где собирать съедобные растения, где прятаться от хищников. Изучая историю Древнего мира, мы познакомились с жизнью населения Др. Египта. Египет-«дитя Нила», вся жизнь его жителей связана с этой рекой. К зап. и к вост. от нее – безжизненная пустыня. Постепенно представления людей об окружающем мире расширялись. Жители Др. Греции гораздо лучше знали море. Они плавали на гребных и парусных судах не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли уже ориентироваться – днем по Солнцу, а ночью по Полярной звезде. Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, а также Черного и Азовского морей, в том числе и на тер-ии совр. России.

Лишь два века спустя(в IV в. до н.э.) великий ученный античного мира Аристотель пришел к выводу о шарообразности Земли. Древнегреческий ученный Эрастофен (III-II вв. до н.э.) впервые употребил термин «гоеграфика», сумел доволно точно высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт. Птолемей (I-II вв.) составил гораздо более совершенную карту мира.

В средние века общий уровень знаний вначале резко снизился. Научные знания о мире стали подменяться мифами о «небесной тверди», к которой «приколочены» звезды, о «земном рае», который находиться к востоку от Иерусалима, о людях с песьими головами.

Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам, которые изобрели компас, навигационные приборы, морские карты. Купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и составил описание виденных им стран.

Марко Поло путешествовал по Азии посетил Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезию и описал все в знаменитой «Книге о разнообразии мира».

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников. Христофор Колумб в поисках нового западного пути в Индию, открыл новую часть света, впоследствии наз-я Америкой в 1492 г. Рамки известного мира резко расширились. Для европейцев появились Старый Свет и Новый Свет. Не найдя индийских сокровищ на берегах Нового Света, испанцы не успокоились. И тогда Фернан Магеллан предложил обогнуть американский материк с юга. И с 1519 – 1521 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, доказав шарообразность Земли.

К началу XVII в. европейцам были известны Европа, Азия, Африка, Сев и Юж Ам. В России освоение Сибири началось после похода Ермака (1581-1584). В 1639 г. Иван Москвитин вышел к тихому океану, а в 1648 г. Семен Дежнев прошел проливом между Азией и Ам. Но еще античные ученные считали, что на юге существует огромный материк – «Неведомая Южная Земля». В ее поисках голландцы открыли в начале XVII в. берега Австралии, а в 1644 г. Абель Тасман доказал, что это отдельный материк. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук – руководитель 3 кругосветных экспедиций – неоднократно пересекал полярный круг к югу от Австралии, но останавливался перед непреодолимыми морскими и ледяными полями и материка не нашел. Только в 1820 г. русская экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыла последний материк на земле – Антарктиду.

К концу XIX в. почти все земли были открыты. Продолжалось изучение внутренних районов материков, а также полярных областей Земли. Норвежец Руал Амундсен решился достич Северного полюса, но в 1909 г. его опередил американец Роберт Пири. Амундсен взял реванш в 1911 г., когда поднял норвежский флаг на южном полюсе.

В 1648 г. Семен Дежнев и Федот обогнули материк с северо-востока и вышли к берегам Тихого океана, доказав отсутствие связи между Азией и Северной Америкой. Впоследствии был наз-н Беринговым проливом.

В.В. Атласов совершил (1697-1699 гг.)поход на Камчатку, составил подробное описание п-ва, его населения и быта.

Великая Северная экспедиция 1733-1743 - самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.

XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле

Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Александр Гумбольдт Вторым Колумбом” его прозвали за 30-томный труд “Путешествие по тропическим областям Нового Света”, в которм он изложил результаты своей 5-летней экспедиции в Америку.

Давид Ливингстон Исследователь Центральной и Южной Африки

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский1856 - 1857 гг. Впервые посетил и нанес на карту эту огромную, неизвестную науке горную систему Средней Азии, которая до него оставалась “белым пятном”.

Николай Михайлович Пржевальский

Первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Он исследовал труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета, прошел по бескрайним монгольским степям, пересек пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и северные окраины высокогорного Тибета; исследовал верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его путешествия принесли мировую славу русской географической науке.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении ВМ, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Изучения Арктики, Антарктиды и Мирового океана в XX веке. Регулярные исследования в Антарктиде проводятся с 1956 г. На материке и прилегающих островах разные страны мира оборудовали научно-исследовательские станции. В связи с изучением Антарктиды было подписано международное соглашение, согласно которому на этом материке запрещена любая хозяйственная деятельность и размещения военных баз. Поэтому Антарктиду называют материком ученых.

Почти до начала XX века человечество имело слабое представление об океанах. Основное внимание уделялось континентам и островам. Именно они открывались взору путешественников в эпоху Великих географических открытий и в более позднее время. Об океане за это время стало известно в основном лишь то, что он почти втрое больше, чем вся суша. Под поверхностью воды оставался огромный неведомый мир.

Океанографическая экспедиция в 1872-1876 гг., Обнаружила, что дно океана имеет очень сложный рельеф, что и в глубинах океана существует жизнь, несмотря на царящий здесь мрак и холод. В годы первой мировой войны изучение больших глубин океана стало возможным благодаря применению эхолота..В 40-е годы нашего века был изобретен акваланг. При исследовании больших глубин применяют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы.

В последние годы для изучения океанов на дне, на глубине 10-20 метров, устанавливают подводные лаборатории, подводные лодки оборудуют научной аппаратурой. В исследованиях М.о участвуют специальные суда, самолеты, спутники Земли, производится фотографирование и киносъемка. При изучении обширных участков океана ученые разных стран объединяют свои усилия.

Результаты исследования просторов морей и океанов имеют большое значение для рыболовства, судоходства, поисков и добычи полезных ископаемых.

Современные исследования..

После того как возник самолет, возникла авиаразведка. Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли стало возможным с созданием искусственных спутников Земли – космических аппаратов, постоянно обращающихся вокруг нашей планеты.

Спутники собирают огромное кол-во информации. Они фотографируют Землю, наблюдают за погодой, обеспечивают связь между странами и континентами. На основе космических снимков составляют геогр. карты, проводят разнообразные исследования тер-ии.

Международные исследования Земли.Своими огромными успехами в новейшее время география обязана международном сотрудничеству. Особенно это касается исследований Мирового океана, Антарктиды, космоса. Так, в 1957-1958 гг ученые всего мира объединили усилия в изучении Земли и околоземного пространства. Этот год получил название Международного геофизического года. В течение этого периода Советским Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли, появились исследовательские геофизические ракеты в США, Австралии, Канаде, Франции, Японии. При появлении признаков загрязнения Земли объединения усилий ученых становится еще более необходимым. Совместно географы разных стран продолжают исследовать Землю.

Методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации. Традиционные источники геог. инф. – геог. карты и атласы. На них нанесено то что чел-во открывало на Земле за века. А также это энциклопедии и справочники, книги, журналы, путеводители, сети Интернета, аэрокосмические снимки.

При работе с учебником, основу кт составляет текс, происходит обучение уч-ся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника. Известны 3 уровня работы с текстом:

Познавательный(гл цель -усвоение); аналитический(критика); творческий(созидание нового). Для уч-ся наиб приемлем познав. уровень, вкл в себя наиболее расп-е приемы работы с книгой: А) выд-е существенного; б) смысловая группировка; в) составление плана, тезисов, конспекта; г) составление схем, графиков, диаграмм; д) формулирование выводов; е) чтение поиск.

Карта рассматривается как объект изучения и как источник знаний. Работа с картами предполагает: а)изучение видов и типов карт, атласов, аэро- и космических снимков; б) освоение языка карты; в) умение работать с картами(чтение, сопоставление, анализ и т.д). Карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт – является одним из основных геогр умений, кт должны овладеть уч-ся в процессе обечения географии.

К наглядные пособиям относят картины, схемы, таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.д. С помощью картин учитель учит уч-ся выд-ть главное и второстепенное, видеть хар-е детали рассматриваемого объекта или явления. Основные требования к работе с наглядными средствами обучения: 1) работа с нагл пособиями должна сочетаться с применением учебника и карты; 2) предусматривать различный характер познавательной деят-ти уч-ся, не только репродуктивный, но и творческий; 3) применяться на различных этапах обучения: при изучении нового материала, его закреплении и обобщении; 4) стимулировать познавательный интерес уч-ся. Возможности личностного подхода в обучении при организации учебных знаний по данной теме?.

Эпоха Великих географических открытийПериод, с середины XV века до середины XVII века, ознаменовавшийся крупнейшими
географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками, принято
называть ЭПОХОЙ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Великие географические открытия шли по 3 направлениям:
Южным путем - вокруг Африки;
Западным - через Атлантический океан;
Северным водным - вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки, сухопутным через Северную Азию.
В эпоху ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
география стала одной из наиболее важных для человечества
наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве
поверхности Земли, собрала много данных о природе и
населении почти всей суши, получила новые представления о
природе Мирового океана.
В то время ГЕОГРАФИЯ выполняла в основном функцию ЗЕМЛЕОПИСАНИЯ, отвечала
на вопросы: ЧТО? ГДЕ? Географические сочинения, карты и описания того времени
выполняли в основном роль справочников.
Айвазовский И.К. “Кораблекрушение”

4 этап накопления знаний о Земле:

вторая половина
XVII ­ XVIII века
Айвазовский И.К. “Ледяные горы” 1870

Научные экспедиции

Во второй половине XVII и в XVIII веках путешественники продолжали
поиски новых морских проходов вокруг метериков, новых земель в океанах,
исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот
период впервые организуются НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, цель которых,
наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических
явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи
землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.
Айвазовский И.К. “Море. Лунная ночь” 1878

Великая Северная экспедиция

Историческое плавание Федота Попова и Семена
Дежнева в 1648 г. завершило открытие русскими
побережья Северного Ледовитого океана от
Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции
на картах должен был появиться пролив,
соединяющий два океана: Ледовитый и Тихий.
Однако в его существование поверили далеко не
все, включая и первых лиц Российского
государства.
Слишком много явных и скрытых противоречий
содержалось в челобитных и донесениях,
составленных не очень грамотными и
недостаточно искушенными в географических
премудростях российскими первопроходцами
XVI-XVII вв.. Их “байки” считались вымыслами,
легендами. Даже сам император ПЕТР
ВЕЛИКИЙ не до конца представлял себе
истинные размеры и границы собственных
владений на севере и востоке гигантской
державы. Вот почему за несколько месяцев до
своей кончины он повелел снарядить
специальную экспедицию, которая была призвана
ответить на “вечный” вопрос:

Великая Северная экспедиция

“ГДЕ ОНАЯ ЗЕМЛЯ СОШЛАСЬ С АМЕРИКОЙ?”
И в январе 1725 года передовой отряд экспедиции,
которую стали называть Первой Камчатской,
отправился в дорогу, “самую дальнюю и трудную и
прежде никогда не бывалую”. Экспедицией
руководил капитан первого ранга российского
флота Витус Беринг (1681 - 1741).
Ботик Петра I - дедушка русского флота.
Корабль Петра I.

Великая Северная экспедиция

Великая северная экспедиция - одна из крупнейших русских
экспедиций (1733-1743), проект которой разрабатывался Сенатом
совместно с Адмиралтейств-коллегией в Петербургской академии
наук, в ней участвовало несколько тысяч человек. По существу, она
объединила несколько экспедиций, выполнивших огромный
комплекс исследований северной территории Сибири - от устья
Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и
Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного
Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы,
побережье острова Хонсю, Курильские острова.
Это название “Великая Северная” точно ее характеризует,
потому что более грандиозного географического предприятия
до нее не было. (читайте книгу Б.Г.Островского)
Петербургская академия наук.

Великая Северная экспедиция

Могила Витуса Беринга на
Командорских островах.
А началось все с петровского указа, постановившего перед Камчатской экспедицией Витуса
Беринга выяснить, “… сошлись ли Америка с Азию… и все на карту исправно поставить”. Была
составлена карта западного побережья полуострова и 16 Курильских островов, но на вопрос о
существовании пролива между Азией и Америкой ответа не было. Тогда Сенат учредил новую
камчатскую экспедицию. “Оная экспедиция самая дальная и трудная и никогда прежде
небывалая, что в такие неизвестные места отправляются”, говорилось в Указе Сената.
Цель северных отрядов этой экспедиции состояла в описании берегов Северного Ледовитого
океана от устья Северной Двины до Чукотского моря и проверке возможности плавания вдоль
берегов Сибири.

Великая Северная экспедиция

Плавание В.И.Беринга и А.И.Чирикова привело к открытию части прибрежых районов
Северо-Западной Америки, прилегающих к ним островов, части Алеутских островов и островов
Беринга. От Камчатки до отряд М.Шпанберга и В.Вальтона доплыл до Японии и нанес на карту
Курильские острова.
В состав экспедиции входил и Академический отряд, целью которого было исследование
внутренних районов Сибири и Камчатки. Опубликованные сводные карты экспедиции впервые
давали правдоподобные очертания Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки,
Курильских, части Алеутских и других островов Тихого океана.
Важнейшие маршруты Великой Северной экспедиции 1734-1742 гг.
ПЛАВАНИЯ:
С.Муравьев и М.Павлов 1734 год
С.Малыгин и А.Скуратов 1736-1737 гг.
Дмитрий Овцын 1734, 1735, 1736-1737 гг.
Федор Минин 1738, 1739, 1740 гг.
Василий Прончищев 1735-1736 гг.
Харитон Лаптев и Семен Челюскин 1739-1742 гг.
П.Ласиниус и Дмитрий Лаптев 1735-1739 гг.
СУХОПУТНЫЕ МАРШРУТЫ:
Семен Челюскин, Харитон Лаптев, Никифор Чекин 1740-1742 гг.
Дмитрий Лаптев 1741-1742 гг.

10. Великая Северная экспедиция

Вставить хороший четкий фрагмент ССВ части России
Ледокол Василий Прончищев
Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская
экспедиция в истории человечества. Морские и сухопутные отряды
этой экспедиции исследовали и положили на карту северные и северовосточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов
Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.
В результате деятельности русских мореплавателей и землепроходцев
в ходе Великой Северной экспедиции владения Российской империи
распространились на три Части Света: Европу, Азию и Америку.
“Челюскин” во льдах.

11. Великая Северная экспедиция

Семен Челюскин
Мыс Челюскин крайняя
северная точка
Евразии
Корабль
“Челюскин”
во льдах.

12. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) незадолго до
смерти, в 1763 году, произнес пророческие слова:
“Российское могущество прирастать будет Сибирью
и Северным океаном”. Самые “умные очи” России XVIII
столетия разглядели в природе много такого, что оказалось
недоступно другим. За что ни брался Ломоносов, он всегда
опережал свое время.
М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в
неизведанные страны. И все же по праву считается одним
из основоположников российской географии.
В XVIII веке в России было совершено много поистине
великих географических открытий.
Чтобы нанести на карту исследованные области, в 1739 году при Академии наук был учрежден
Географический департамент, трудами которого шесть лет спустя был издан “Атлас
Российский”. Это стало важным событием в истории не только российской, но и мировой
географии.
Изучив и обобщив труды Великой Северной экспедиции, великий русский ученый
М.В.Ломоносов в 60-е годы XVIIIвека разработал проект “проходу Сибирским океаном в
восточную Индию”. В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша достигнет в Америку держава.

13. Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич одним из первых понял,
насколько важно отыскать и освоить Северный
морской путь. Это оживило бы экономику Севера и
Сибири, превратило страну в великуюморскую державу.
Вклад Ломоносова в грядущее освоение Северного
морского пути на современных картах отмечен названным
его именем подводным хребтом, который поднимается со
дна Северного Ледовитого океана. Примерно в этом месте,
в центре Арктического бассейна, Ломоносов предполагал
существование группы островов, изменяющих
направления морских течений.
Когда в апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала
М.В.Ломоносова своим Почетным членом, он вместе с
благодарственным письмом отослал в Швецию работу
“Рассуждение о происхождении ледяных гор в
северных морях”. В ней впервые были описаны и
классифицированы полярные льды; объяснено, что
плавающие “ледяные горы” (айсберги) происходят из
ледников, спускающихся в море; приводятся сведения
о приливах в северных морях. Ученый даже пытается
оценить массу льда в различных частях совсем
неисследованного тогда Северного Ледовитого океана.

14. Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов первым в России стал изучать верхние слои
атмосферы. Он предвидел, что наступит время, когда с
помощью различных приборов смогут предсказывать
погоду: тогда “не будут зной, ни дождь опасен в поле”, а
корабли будут “плавать по морю безбедно и спокойно”.
В работе “О слоях земных” Ломоносов одним из первых
высказал мысль об изменении климата нашей планеты в
процессе ее развития. Изменения климата он связывал с
астрономическими причинами - колебаниями наклона
полярной оси и плоскости орбиты Земли.
Ломоносову принадлежат такие слова о роли
географической науки в жизни общества: “Что
безопаснее плавающим море, что путешествующим по
разным государствам нужнее, как знать положение
мест, течение рек, расстояние градов, величину,
изобилие и соседсво разных земель, нравы,
обыкновения и правительства разных народов? Сие
ясно показует ГЕОГРАФИЯ”.

15. “РУССКИЙ КОЛУМБ” Григорий Иванович Шелехов

Залив Шелехова
Григорий Иванович Шелехов (1747 - 1795) уроженец города Рыльска Курской области.
Мореплаватель, первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных,
экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли.
Под его руководством была совершена экспедиция к берегам Аляски, о чем поведал
Шелехов в своих “Странствиях из Охотска к Американским берегам”.

16. Джеймс Кук знаменитый английский мореплаватель (1728 - 1779)

Большой вклад в
развитие географии
внесли экспедиции
известного английского
мореплавателя Джеймса
Кука, имя которого стоит
в одном ряду с
Х.Колумбом и
Ф.Магелланом.
Три плавания совершил Дж. Кук в
неизвестные тогда области Тихого океана,
открыл восточные берега Австралии, Новую
Зеландию, Новую Гвинею и ряд других
островов. Исследовал он и приполярные и
полярные области Земли, прошел через
Берингов пролив в Северный Ледовитый
океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного
полярного круга, но льды и туманы не
позволили мореплавателю проникнуть
дальше на юг.

17. XVIII - XIX - начало XX вв. Важнейший этап накопления знаний о Земле

XVIII ­ XIX ­ начало XX вв.
Важнейший этап накопления знаний о Земле
Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX века обогатили географию
знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы
полярные области нашей планеты.
Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Иван Федорович
1803 -1806 гг.
Крузенштерн и Юрий
Федорович
Лисянский

развитие знаний о Земле:
Первая русская кругосветная экспедиция.
Описание путешествия были изложены
Крузенштерном И.Ф. В 3-х томном труде
“Путешествие вокруг света в 1803 - 1806 гг.
На кораблях “Надежда” и “Нева””. К
описанию приложен атлас из 104 карт и
рисунков; составлен атлас карт южных
морей; проведены различные
океанологические наблюдения, собраны
данные об атмосфере, приливах и отливах
Мирового океана.

18. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Василий Михайлович
Головнин
1817 - 1819 гг.
Совершил 2-е русское кругосветное
путешествие, которое описал в книге
“Путешествие вокруг света на шлюпе
“Камчатка””. Его именем назван: залив в
Беринговом море, пролив между островами в
цепочке Курильских островов, гора и мыс на
Новой Земле, вулкан на острове Кунашир.
Фаддей Фаддеевич
Беллинсгаузен и
Михаил Петрович
Лазарев
1819 -1821 гг.
Первая русская антарктическая экспедиция.
Итог экспедиции заключался в том, что она
доказала существование Южного материка Антарктиды, описала характер ее берегов в
ряде пунктов и определила границы.
Экспедиция открыла много островов, внесла
поправку в открытие Кука. Своими работами
она положила начало изучению южной
полярной области. Каждый день, несмотря на
сложные метеорологические условия, велись
научные наблюдения. По географическим
результатам русская антарктическая
экспедиция была величайшей в XIX веке.

19. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Александр Гумбольдт XIX век
(немецкий
естествоиспытатель,
географ-теоретик,
путешественник)
“Вторым Колумбом” его прозвали за 30томный труд “Путешествие по тропическим
областям Нового Света”, в которм он изложил
результаты своей 5-летней экспедиции в
Америку. Его именем названы горные хребты в
Центральной Азии и Северной Америке, гора на
острове Новая Каледония, река, озеро, несколько
населенных пунктов в Северной Америке, гора
Гумбольдта у залива Гумбольдта, ледник в
Гренландии, горы в Австралии, Новой Гвинеи и
Новой Зеландии.
Давид Ливингстон
(английский
путешественник)
Исследователь Центральной и Южной Африки
Давид Ливингстон всю жизнь посвятил
изучению этого континента. Ни до него, ни
после никто не сделал на этом континенте так
много географических открытий.

20. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Петр Петрович
1856 - 1857 гг.
Семенов-Тян-Шанский
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Впервые посетил и нанес на карту эту
огромную, неизвестную науке горную систему
Средней Азии, которая до него оставалась
“белым пятном”. В результате проведенного
исследования он опроверг ошибочные взгляды
А.Гумбольдта и доказал, что горы Тянь-Шань не
вулканического происхождения, установил их
вертикальные природные пояса, определил высоту
снеговой линии, составил схему орографии…
Почти полстолетия Петр Петрович возглавлял
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
По его инициативе, при его поддержке, под его
руководством проводились широкие исследования
и создавались труды по географическому
описанию России, был составлен 5-томный
“Географическо-статистический словарь
Российской империи”, в котором содержались
имеющиеся сведения о реках6 озерах, морях,
горных хребтах, городах, населенных пунктах,
уездах, губерниях …

21. Путешественники

Имена
путешественников
данной эпохи:
Годы
путешествий:
Вклад ученых и путешественников в
развитие знаний о Земле:
Николай Михайлович
Пржевальский
1870 - 1873
1876 - 1877
1879 - 1880
1883 - 1885
Первый европейский исследователь внутренних
районов Центральной Азии. Он исследовал
труднодоступные районы Монголии, Китая и Тибета,
прошел по бескрайним монгольским степям, пересек
пустыни Гоби, Алашань, Такла-Макан, плато Ордос и
северные окраины высокогорного Тибета; исследовал
верховья рек Хуанхэ, Янцзы и Тарим, озера
Центральной Азии; открыл неизвестные доселе горные
хребты в системах Наньшаня и Куньлуня… Его
путешествия принесли мировую славу русской
географической науке. По решению Российской
Академии наук в его честь была выбита
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ с надписью “Первому
исследователю Центральной Азии”.
Николай Николаевич
Миклухо-Маклай
Жители Новой Гвинеи называли его “Человеком
с Луны”. Многолетние исследования этого
русского ученого и путешественника обогатили
науку ценнейшими этнографическими
сведениями о коренном населении островов
Тихого океана, где ученый провел много лет.
Открытие, обессмертившее его имя, это
“открытие” им человека “среди первобытных
людей”.

22. Путешественники

Многочисленные экспедиции XVIII - XIX и начала XX веков обогатили
географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были
открыты и исследованы полярные области нашей планеты.
Так география от накопления традиционно справочного материала перешла
к созданию комплексных описаний стран и отдельных иерриторий.
Возникли первые теории о строении атмосферы, жвижении воздушных масс,
учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием
внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и
целостности всей природы Земли.
Продолжение следует….. (смотрите ЧАСТЬ 5)
Новейшие открытия XX века.

Тема 1. Основные этапы развития географии

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества;

Начальным этапом в истории развития географической науки являются географические познания первобытных народов. Географические знания им были нужны в повседневной жизни, а направленность знаний определялась характером занятий. Они были связаны с необходимостью поиска и определения местонахождения лучших пастбищ, почв, угодий для охоты и рыболовства, мест поселений. Географические знания основывались на интуиции, наблюдательности, знании явлений природы и умении видеть их взаимосвязи и закономерности. Благодаря письменности до нашего времени дошли географические познания народов древних цивилизованных стран (Египет, Месопотамия, Шумера, Вавилон, Китай). (Вспомните, какие исследования проводились в этих странах ?).

География Античного времени . География Античного времени охватывает VI в. до н. э – IV в н. э, и в нем выделяются древнегреческий (VI–I вв. до н. э.) и древнеримский (I–IV вв. н. э.) периоды.

Античные ученые пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих исканий явилось представление о Земле как о шаре, а затем его научное доказательство; создание карт и определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций.

Обобщая представления о Земле и Солнечной системе, греки создали систему знаний, получившую название музыкально-числовой системы Вселенной . Название связано с тем, что последовательность удаления планет от Солнца и расстояние между ними приравнивалось к музыкальному звукоряду. Позже появились геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной (Вспомните из курса истории, что это за модели Вселенной?).

Основным источником географической информации и географических знаний у древних греков были сухопутные и морские путешествия. Описание морских путешествий греки называли «периплами», а сухопутных «периэгесами». Исполнителями периэгесов были «логографы», которые путешествовали по суше и делали описание всего того, что наблюдали в природе, но особое внимание уделяли обычаям и быту населения.

Из ученых этого времени, внесших вклад в развитие географической мысли, следует выделить Фалеса, Аристотеля, Эратосфена, Страбона и Птолемея (Вспомните из курса истории, когда проживали эти ученые? ).

В начале новой эры географические знания греческих ученых были систематизированы древнегреческим ученым Страбоном. Он доказывал, что поверхность Земли все время изменяется, а распределение суши и моря результат поднятий и опусканий морского дна.



Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея. Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной провозглашалась Земля. Птолемей много сделал для развития картографии. Он вычислил координаты 8000 географических точек. Создал около 30 географических карт различных территорий земной поверхности.

Таким образом, уже в античное время внутри географии начали зарождаться будущее страноведение (Страбон), математическая география (Эратосфен, Птолемей) и некоторые другие естественно-географические науки.

География Средневековья (VI-XV вв.). В период Средневековья, под сильным влиянием религии многие материалистические взгляды античных ученых были забыты или отвергнуты как антирелигиозные. Но, несмотря на общий застой в развитии науки, культуры, образования, присущий средневековью, в это время произошли некоторые географические открытия. В первую очередь они были связаны с походами и открытиями новых земель скандинавами и географическими открытиями ученых арабских стран (ученые и путешественники Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Идриси, Ибн Батута). (Вспомните из истории, когда и где проживали эти ученые? ).

Викинги открыли, а затем основали в IX-XI вв. первые поселения в Исландии, Гренландии и Северной Америке.

Арабские ученые в X в. создали первый климатический атлас мира, выделив на планете 14 климатических зон и установив, что климат изменяется не только по широтам, но и с запада на восток.

Арабская средневековая географическая литература разнообразна. Известны такие труды средневековых арабских ученых как «Книга путей и государств», «Чудеса стран» или «Диковинки земли», а также географические разделы в исторических сочинениях.

На протяжении средних веков относительно высокий уровень науки и культуры сохранялся в Византии. Это объясняется тем, что византийские ученые сумели перенять и развить многие традиции античных географов.

Эпоха Великих географических открытий. Наиболее значительные открытия на суше и на море совершенные в XV-XVIII вв., называют Великими географическими открытиями . Эпоха Великих географических открытий – расцвет географии на фоне всеобщего подъема (возрождения) культуры и науки. Эпоха Великих географических открытий ознаменовалась грандиозными достижениями, как в области территориальных открытий, так и в области научных теорий и методики исследований.

Поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большее значение приобрела фиксация приобретенных знаний, картографирование и обобщение полученных сведений (Какую роль в открытии новых земель в этот исторический период сыграли Ф. Магеллан, Х. Колумб ).

При открытии новых земель возникла необходимость в их картографическом изображении и описании. Это привело к формированию научной картографии . Фламандский картограф Герхард Меркатор (1512-1594 гг.) создал первую цилиндрическую равноугольную проекцию карты мира, которая используется и в наши дни и носит имя Меркатора. Он разработал так же метод использования изотерм для составления климатических карт и метод гипсометрических кривых для характеристики рельефа, составил сборник карт и описаний европейских стран, который при издании в 1595 г. получил название «Атлас».

Вопросы и задания:

1. Чем определяются основные отличия географии античности и географии средневековья?

2. Как вы полагаете, почему именно в арабских странах география в средние века развивается особенно бурно?

3. Какие достижения в других областях знаний, способствовали развитию географии?

4. *Какие потребности общества удовлетворяла география в эпоху Великих географических открытий?


Top