Ю а васнецов иллюстрации к сказкам. Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РФ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дошкольное отделение

Реферат

Юрий Алексеевич Васнецов

Выполнили:

Ирина Владимировна Богомолова

Алена Николаевна Гуркова

Анна Валерьевна Скрынник

Наталья Владимировна Попова

студентки 431 группы

Проверила:

Драневич Л.В.

Преподаватель ППК

Петрозаводск 2005

ГЛАВА 1 Биография Ю.А. Васнецова...……………………………………..3-5

ГЛАВА 2 Особенности изображения иллюстраций Васнецова……………6-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….................8

ПРИЛОЖЕНИЕ.………………………………………………………………9-12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………13

ГЛАВА 1 Биография Ю.А. Васнецова

Ю.А. Васнецов родился (1900 – 1973) в Вятке, в семье вятского священника, состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Мать вязала, вышивала, плела кружево. Сочетание кремового, болотной зелени, бледно-голубого в кружевоплетении могло служить уроком юному живописцу. Отцово влияние - другое: характер - упорство, в любом деле идти до конца, быть преданным, верным слову. Сёстры - от них доброта, жертвенность, любовь. Все дороги для Юрочки. Но и он одаривал, любил горячо. Коля Костров, Женя Чарушин - художники-друзья на всю жизнь в Вятке и Ленинграде. С Аркадием Рыловым - академистом (учеником Куинджи) Юрий мальчишкой этюды писал, а потом в его мастерской в Академии занимался.

Одержимый желанием стать художником, он в 1921 г. приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее ВХУТЕМАС), учился у А.Е. Кареева, М.В. Матюшкина, К.С. Малевича и Н.А. Тырсы; успешно закончил учебу в 1926 г. У Матюшина самое интересное - цвет. Елочку пишешь на закатном небе, так надо найти красивый третий цвет и проложить между предметом и средой, чтобы все три цвета заиграли. И хотя материальности, предметности, игре с формой, с фактурой живописной Юрий учился в аспирантуре у Малевича, но матюшинский цвет-сцепление никогда не забывал. В лучших детских иллюстрациях и в живописи, конечно, принципы матюшинской школы использовал.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В. В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок и главным образом потешек, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок» (см. в приложении) П. П. Ершова, «Пятьдесят поросят», «Краденое солнце» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" (1947) и "Небылицы в лицах" (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, помногу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки" (1964) и "Радуга-дуга" 1969 (см. приложение). В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги.

Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К. С. Малевича в Гинхуке, обучался и аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932-34 гг. он создал, наконец, несколько произведений ("Дама с мышкой", "Натюрморт с шахматной доской" (см. в приложении) и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного "базарного" искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.

ГЛАВА 2 Особенности изображения иллюстраций Васнецова

Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый митр сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю.А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь».

Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хоровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков – мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Прянички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретил по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу.

Очень большую нагрузку несет в работах Ю.А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает картину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, любуемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю.А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел художественную форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

Прирожденный художник является миру со своим языком и темой. Когда Юрия Васнецова спрашивали, какие его любимые краски, он отвечал неожиданно: «Люблю черную краску, она помогает контрастности. Охра - как золото. Английская красная нравится мне материальностью цвета». Всё так, это краски, в древнерусских иконах обозначающие божественную энергию. Понятие о силе и материальности энергетического потока вошло в подсознание художника в храме при созерцании икон: его отец служил в Кафедральном соборе Вятки. Юрий Васнецов не любил теоретизировать, но, относясь к живописи серьезно, вдумчиво, он интуитивно и экспериментально шел к понятию «цветового тона» (тон - напряжение), добиваясь световых эффектов не пленеристически или импрессионистически, а заставляя светиться саму плоть живописи, фактуру, материал - цветной карандаш, акварель, гуашь, масло. Его цветовое пятно согласуется по силе света с соседними и рождается колорит глухой, бархатный, сдержанный, открытый, яркий, контрастный, разный, но всегда гармоничный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ю.А. Васнецов – замечательный художник – сказочник. Доброта, спокойствие, юмор характерны для его творчества. Его рисунки всегда праздник для маленьких и больших. Это мастер, тесно и органично связанный с традициями русского народного творчества и вместе с тем обогащенный опытом современной изобразительной культуры. Своеобразие Васнецова в том, что темы его картин и рисунков уходят глубокими корнями в национальный фольклор.

В своих рисунках для детей Ю.А. Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих иллюстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым. В иллюстрациях Васнецова, как в душе ребенка, живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность, поэтому они для детей – как будто само собой разумеющееся, свое, знакомое. Для взрослого же эти рисунки – давно забытое счастье погрузиться в радостный, наивный, благожелательный мир, где так самозабвенно пляшет круглоглазый заинька, так уютно горят огоньки в избушках, домовито хозяйничает сорока, где мыши не боятся кота, а кот не собирается их есть, где такое круглое и нарядное солнце, такое синее небо, облака, похожие на пушистые блины.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны. Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в ГРМ (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в. Всё в иллюстрациях и картинах Васнецова облюбовано и взято из жизни. Жизнь - сказка. Когда Васнецова спрашивали о самом дорогом подарке, полученном им, он отвечал: «Жизнь, подаренная мне жизнь». Юрий Алексеевич Васнецов умер в 1973 году в Ленинграде.

ПРИЛОЖЕНИЕ:


Иллюстрация к сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок". 1935

Иллюстрация к книге "Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки". 1969

Натюрморт с шахматной доской. 1926-28. Масло

Дама с мышкой. 1932-34. Масло

Теремок. 1947. Ф., м

Иллюстрация к "Краденому солнцу" К.Чуковского.1958

Иллюстрация к "Радуге-дуге", сборнику русских народных песенок, потешек, прибауток. 1969

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доронова Т.Н. дошкольникам о художниках детской книги М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.

Юрий Алексеевич Васнецов по праву считается художником русской сказки.
Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю. Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, которая характерна для народного искусства.
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова - редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.
Один из излюбленных композиционных приемов художника - повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.
Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки.
Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т. п. вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.

Юрий Алексеевич иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.
Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Ю. А. Васнецов оформляет книгу в целом, при этом строгая конструктивность и логическая завершенность всех ее элементов не сковывают творчество и неистощимую фантазию мастера.
Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л.Толстой "Три медведя", П. Ершов "Конек-горбунок", С. Маршак "Теремок" и др.). Лучшие работы художника - иллюстрации к сборникам "Ладушки" и "Радуга-дуга".

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева.-М.: Искусство, 1982.- 164, с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков; ред. В. И. Серебряная; сост. Г. М. Васнецова; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, с. : ил., цв. ил.

Ладушки: стихи, песенки, потешки, сказки / худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84, с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга: русские народные сказки, песенки, потешки / [рис. Ю. Васнецова]. .-М.: Детская литература, 1989.- 166, с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото . - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок . - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя . - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце . - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки . - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок . - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки . - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки . - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки . Собрала и обр. Н. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

Работы художника

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

"В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня...
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку... Я всегда помню, для кого будет книжка." Ю. Васнецов

Один из примеров сочетания книги замечательного качества + грамотной популяризации творчества и сохранения наследия - это книги о Юрии Алексеевиче Васнецове, которые выпускает его дочь Елизавета Юрьевна Васнецова.

Давным-давно я показывала первую книгу из васнецовской серии "Неизвестный Юрий Васнецов" . Она вышла в 2011 году. А через год вышло продолжение: "Известный Юрий Васнецов"!

"Известный Юрий Васнецов". Материалы к биографии великого художника. 106 прижизненных изданий: описание, официальная пресса, отклики читателей и коллег. Псковская областная типография, 2012. 480 с. Под общей редакцией Е.Ю. Васнецовой.

Предисловие издателя настолько хорошо, что мне жаль его кромсать на цитаты. Пусть будет целиком:

"Эта книга - ностальгия. Для всех сорока- и прочих -летних, бережно хранящих свои детские книжки, книжки своих родителей, бабушек и дедушек; для коллекционеров, в поисках шедевров Детгиза часами находящихся в Интернете и проводящих время в букинистических магазинах. Детская тонкая книжка - продукт скоропортящийся. У нее многомиллионные тиражи, копеечная цена. Попадая в детские руки, книга портится, рвется, пачкается, зачитывается и редко доживает до детей детей. В «лихие» семидесятые-восьмидесятые XX века книжки нашего детства вместе с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки», перевязанные бечевой, взвешиваются па весах и идут на переработку для так называемых макулатурных изданий. Уцелевали шедевры. У кого из нас не было «Плывет-плывет кораблик» с рисунками Конашевича, «Краденого солнца» с рисунками Васнецова, «Багажа» с иллюстрациями Лебедева! А у кого они сохранились? А помните серию «Библиотечка детского сада»? Сколько было добротных, прекрасно оформленных книжек! Какой был замечательный формат, какие краски, какая бумага!

А какие великолепные художники! Люди, имеющие отношение к полиграфии, понимают: то, что было отпечатано на трофейном послевоенном оборудовании, не повторить на сверхсовременных японско-немецких машинах. Изменились краски, изменилась бумага, изменилось отношение к книге. Все в прошлом. Эта книга посвящена творчеству одного из лучших детских книжных иллюстраторов XX века Юрию Васнецову. К работе нас подтолкнула вышедшая недавно книга - материалы к биографии великого художника «Неизвестный Юрий Васнецов». Так как название книги было несколько провокационным, поскольку имя художника широко известно, нам не оставалось ничего другого, как назвать нашу - «Известный Юрий Васнецов», тем более что это книжка про книжки, первая в отечественном книговедении попытка систематизировать творчество Юрия Васнецова как иллюстратора детских книг. (Рассказ о Юрии Васнецове -живописце, создателе серии великолепных эстампов и авторе рисунков в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер» - в будущем.) Настоящее издание, как нам представляется, - первая попытка систематизировать все творчество одного художника - от первого издания, книги «Карабаш» 1929 года, до последнего прижизненного издания, «У нас-то какие дела» 1973 года. Издатели добросовестно собрали все то, что удалось найти, но справедливо считают, что могут быть не учтенные нами издания периода Великой Отечественной войны, издания 20-30-х годов. Мы будем благодарны за помощь библиографам и коллекционерам - за дополнения, поправки и любые сведения о неизвестных фактах и прижизненных изданиях Юрия Васнецова. Появление таких шедевров иллюстрации, как «Краденое солнце», «Три медведя», «Кошкин дом» и так далее и так далее, не могло бы состояться без блистательного окружения - его друзей-художников и учителей в создании детской иллюстрированной книги: В. Лебедева, В. Конашевича, В. Тамби, В. Курдова, А. Пахомова, Е. Чарушина, Н. Тырсы. Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников. Принцип публикации следующий:

Дается научное описание, воспроизводится обложка, спинка (как правило, если содержит элемент рисования);
- приводятся лучшие, на наш взгляд, иллюстрации, а также
- эскизы, наброски, рисунки;
- публикуются наиболее яркие критические статьи, в том числе и ругательные 30-40-х годов;
- кроме того, публикуются фотографии;
- письма, воспоминания, деловые документы, относящиеся к издательскому процессу. Отбирались преимущественно не публиковавшиеся ранее материалы. Чтобы не затруднять процесс чтения, не все иллюстрации снабжены подписями. В разделе «Прижизненные издания», содержащем обязательные элементы - обложку, спинку, титульный лист, иллюстрации из конкретной книги, эти элементы приводятся без подписей. К остальным иллюстрациям - фотографиям, эскизам, письмам, предметам прикладного творчества и иным - подписи даются. Библиографический список использованных источников с расширенным описанием представлен в хронологическом порядке в конце издания. Внутритекстовые и подстрочные ссылки на источники приводятся в сокращенном виде.

Издатели приносят благодарность хранителям семейного архива - дочерям Елизавете Юрьевне и Наталье Юрьевне Васнецовым, библиотеке издательства «Молодая гвардия» и лично Е.И. Ивановой и Л.В. Петрову, а также С.Г. Косьянову - за помощь в издании этой книги.

Сначала рассмотрим книгу. Горизонтальной верстки, тканевый переплет, ляссе. Обложка полностью выдержана в стиле серии.

на ткани рельефный рисунок Васнецова: Конек-Горбунок

А форзацы очень занятны: на них приведен фрагмент гобелена неустановленной фабрики по мотивам иллюстраций Ю. Васнецова. Контрафактный продукт начала 21 века!

От издателя
Эраст Кузнецов "О книжной графике Юрия Васнецова"
Елизавета Васнецова "Как папа работал над книгой"
Прижизненные издания (основная часть книги со стр. 49-419)
Основные даты жизни и творчества
Перечень прижизненных изданий
Валентин Курбатов "Стучит, бренчит по улице..."

Сначала о том, что вокруг. Вокруг прижизненных изданий - масса интересного! Впервые публикуемые фотографии, причем не парадные портреты, которые легко вставить в любое издание, хоть в статью в журнале, хоть в книгу. А такие - моментные, случайные, которые вроде в качестве "заглавного фото" не годятся, но тем, кому дорога любая крупица информации и памяти о художнике, эти фотографии доставят радость, они отлично вписались здесь в сопровождающие материалы - вот как этот снимок 1960-х

или фотография с домашнего небольшого застолья (не шумные васнецовские празднества, а вдвоем с Владимиром Васильевичем, скромно. И тут же шедевральная художественная телеграмма юбиляру от Лебедевых:

Статьи Елизаветы Васнецовой богато проиллюстрированы архивными материалами: фотокарточками, документами, эскизами, набросками. Вот например зарисовки для книги С. Маршака "Английские народные песенки", 1943 г

а вот эскиз к ней же - и отрывочек из такой теплой и душевной статьи Елизаветы Юрьевны "Как папа работал над книгой"

Или "раскадровка" иллюстрации "По синю морю корабль бежит" к книге "Радуга-дуга" 1965-1968: сначала эскиз иллюстрации (стекло, акварель, белила)

потом рисунок (бумага, графитный карандаш)

и потом уже сама иллюстрация (бумага, акварель, белила, тушь)

Ну а теперь основная часть книги - воспроизведение 106 прижизненных изданий, сопровожденных вырезками из прессы, откликами читателей и коллег, а также многочисленными дополнительными материалами. С самой первой книги "Карабаш" и до последней прижизненной. Трудовой путь художника с 1929 по 1973 год, почти полвека!

Наконец-то есть возможность посмотреть на фантастическую книгу "Болото", о которой так заманчиво рассказывал Эраст Давыдович Кузнецов в "Медведь летит, хвостом вертит":

"...Книжка "Болото" вышла в 1931 году - третья, но хочется считать ее первой, потому что начинался Васнецов, конечно, не с "Карабаша" и не с "Как папа застрелил мне хорька", а именно с "Болота". <...>

В самом деле, странная эта книжка, какой-то монстр, если глянуть на нее непредвзято. Не сравнить ни с первой, ни со второй - вся она несуразная и нескладная. Непонятно, о чем она и зачем. Ни в какой жанр не лезет. Язык не повернется причислить ее к "познавательным книжкам из жизни природы": картинки не очень понятные, намешанные, напутанные. <...>

О незаурядности "Болота" многие писали с восхищение. Восхищение это может понять каждый, кому повезло посмотреть васнецовские рисунки на какой-нибудь из его выставок или в фондах Русского музея, где они хранятся, и оценить их редкое живописное богатство - богатство цвета, богатство фактуры".

У каждой книги приведена обложка, спинка

Иногда - внутренние страницы, иногда - дополнительные материалы - эскизы

игрушки и предметы, которые держал в руках Юрий Алексеевич

очень интересны наработки художника: например, на странице иллюстрации к книге "Шах-Петух"

есть зарисовки художника: известно, что когда Васнецов иллюстрировал народные сказки, то очень тщательно работал в музеях и библиотеках, изучал этнографические источники

Выходные данные и описание даны очень полно: даже включена информация, где была отпечатана книга

В заключение хочу обратить внимание на очень важные слова из предисловия издателей: "Хотелось бы думать, что мы подадим пример коллегам для выпуска подобного рода изданий о творчестве художников золотого века детской иллюстрированной книги. История детской книги XX века ждет своего Карамзина. Мы же публикуем материалы к биографии лишь одного из художников". Мне понравилось, что издатели так радушно делятся своими мыслями и приглашают всех желающих последовать за ними и начать выпускать подобные книги о других мастерах книги. Замечательно, что не ставят жирный знак патента и авторского права на свою идею систематизации изданий художника.

Чудесная книга, спасибо Елизавете Юрьевне Васнецовой!

"Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, всё живу тем, что запомнил и видел в детстве." Юрий Васнецов

Выдающийся русский художник: живописец, график, сценограф, детский иллюстратор, мастер цветной литографии. В 1921-1926 гг. учился в ГСХМ (ВХУТЕМАС). Был учеником В.В.Лебедева и К.С.Малевича, подобно первому, он приложил свой дар ироничного, изобретательного художника к искусству детской книги. Подобно второму, проявлял в своем творчестве склонность к авангарду и эксперименту. Ю.Васнецова отличает его неповторимый и легко узнаваемый стиль, знакомый уже нескольким поколениям по детским книгам: "Конек-Горбунок", "Три медведя", "Ладушки", "Кошкин дом", "Радуга-дуга" и др.
Как и многие книжные иллюстраторы заставшие до-офсетную эпоху, Васнецов свободно владел техникой литографии. Благодаря этому, после него остались не только книги, оригинальные рисунки и живопись, но и прекрасные цветные литографические оттиски.

Книги с иллюстрациями художника


Top