Брунеллески Филиппо: архитектор, скульптор, архитектор эпохи возрождения. Школьная энциклопедия Филиппо брунеллески архитектурные сооружения

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.09.2016 19:29 Просмотров: 2377

Его творчество относится к периоду Раннего Возрождения.

Последняя работа Брунеллески – купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре – доныне считается чудом строительного искусства.

Призвание

Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Отец хотел, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру.
Филиппо с большим увлечением занимался теми науками, которые были связаны с архитектурой: рисованием, лепкой, гравированием, скульптурой и живописью, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, а также математику. В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера.

В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря св. Якова. Ему помогал Донателло, которому к тому времени было всего 13-14 лет. В ранних работах Ф. Брунеллески чувствуется сильное влияние искусства Джованни Пизано.

Ф. Брунеллески «Мадонна с младенцем»
Вернувшись во Флоренцию, Брунеллески продолжал совершенствоваться в скульптуре, создал несколько статуй из дерева и бронзы: статую Марии Магдалины (сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г.), деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла.

В Риме

Вскоре он уехал в Рим и принялся там за изучение римского, или классического, стиля, который в это время был заброшен в Италии. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. «Он стал тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов и все их детали. Он раскапывал засыпанные части и фундаменты, составлять эти планы в единое целое, он проникся духом античности; работая с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Франкль).

Воспитательный дом

В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей, который действовал до 1875 г. Это была фактически первая постройка эпохи Возрождения в Италии. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов.
До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства.
Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе.
Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.

Герб гильдии Арте делла Сета на фасаде приюта
Автор фото: Sailko – собственная работа, из Википедии
Сначала за детьми ухаживали кормилицы. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Девочек обучали шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность выйти замуж или уйти в монастырь. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни замужество, ни монастырь, к южной части здания была добавлена специальная пристройка.
В настоящее время в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ. Приют является национальным центром детства и юности.

Архитектура приюта

Фасад представляет собой портик длиной 70 м, состоящий из девяти полукруглых колонн. Внутри он украшен фресками. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо (круглая по форме картина или барельеф) из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках работы Андреа делла Роббиа (около 1490 г.). Лишь несколько из них подлинны, остальные являются копиями XIX в. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном.

Тондо
В центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Арки опираются на колонны.
Архитектура Воспитательного дома во Флоренции интересна тем, что в ней впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании сохранено ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Брунеллески сочетал в своих проектах классическую римскую, романскую и позднюю готическую архитектуру.

Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия

Одновременно со строительством Воспитательного дома Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо, строительство которой было закончено в 1428 г. Эта композиция была образцовой для Ренессанса. Средства на строительство выделили Медичи – олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII в. неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Здесь были погребены представители их семьи.
Сакристия Сан-Лоренцо – просторное квадратное помещение, перекрытое куполом. С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.

Фасад церкви Сан-Лоренцо
Сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью - избегнуто все давящее, все разъединяющее. Простой орнамент, частично изобретённый самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, настроение этого церковного здания – наивной радости бытия.

Интерьер Сан-Лоренцо

Купол собора Санта Мария дель Фьоре

Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио , кампанилу собора строил великий Джотто .
Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114,5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое... вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли», - писал о нём итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти.
Купол должен был возводиться на большой высоте, что тогда казалось невозможным. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Он сам вызвался создать ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте – в этом проявились его инженерные способности.

Купол в разрезе
Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он воспринимался символом новой эпохи – Возрождения.

Палаццо Питти

Лука Питти – разбогатевший купец. Он хотел разорить Медичи и почти это сделал, но в силу своей слабохарактерности не смог переиграть ловкую дипломатию Медичи. Он хотел, чтобы его дворец стал памятником его победы над Медичи и Флоренцией. Дворец должен был быть таким большим, чтобы на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Но у Питти начались финансовые трудности. Хозяин дворца умер в 1472 г., так и не доведя своё предприятие до конца.

Внутренний дворик
Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Но дворец получился не таким, каким задумал его Питти, хотя это самый большой из палаццо Флоренции, выдающийся памятник архитектуры. Он расположен на покатой площади Питти. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма).
Филиппо Брунеллески умер в 1446 г.

Андреа Кавальканти «Скульптурный портрет Филиппо Брунеллески»
Автор фото: shakko – собственная работа, из Википедии

Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры - формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших«кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в«немецкой» или«современной» (то есть готической) манере. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир,«чтобы придать новую форму архитектуре».

Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику, сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, сохранившей элементы классики на протяжении всего средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох: одновременно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому пути развития архитектуры.

Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Так как отец готовил его к той же деятельности, он получил широкое гуманистическое. Склонность к искусству заставила его, однако, свернуть с предначертанного отцом пути и поступить в обучение к ювелиру.

В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. В основном здание было уже возведено, однако задуманный в XIV столетии огромный купол не был осуществлен. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. В конце концов он получил заказ на выполнение работы; становится руководителем. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Путем применения остроумной конструкции, Брунеллески разрешил проблему, создав, по выражению Леона Баттисты Альберты,«искуснейшее изобретение, которое, поистине, столь же невероятно в наше время, сколь может быть, оно было неведано и недоступно древним». Купол был начат в 1420 году и завершен в 1436 году без фонарика, достроенного по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера. Это произведение флорентийского зодчего положило начало строительству купольных церквей итальянского Ренессанса, вплоть до собора Святого Петра, увенчанного куполом Микеланджело.

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающая на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами, - все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Однако, приблизившись к классическому замыслу, Брунеллески воплотил его в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески с тем вариантом классики, который донесла до позднего средневековья архитектура тосканского Проторенессанса.

Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой капеллы, получившей впоследствии название старой ризницы (1421-1428). В ней он создал тип ренессанского центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, покоящимся на парусах. Само здание церкви представляет собой трехневную базилику.

Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески - капелле Пацци (1430-1443). Она от-личается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци сосредоточением новых принципов архитектуры Ренессанса.

Последние работы Брунеллески - ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели, церковь Сан Спирито и некоторые другие - остались незавершенными.

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. В начале XV века большие заказы по украшению крупнейших зданий города - собора, баптистерия, церкви Ор Сан Мекеле, - исходившие и от самых богатых и влиятельных в городе цехов и купеческих гильдий, привлекают много молодых художников, из среды которых вскоре выдвигается ряд выдающихся мастеров.

Реферат

Биография и творчество архитектора Филиппо Брунеллески

Введение

1. Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco); 1377-1446) - великий итальянский архитектор эпохи Возрождения

2. Воспитательный дом

3. Церковь Сан-Лоренцо

4. Сакристия церкви Сан-Лоренцо

5. Купол собора Санта-Мария дель фьори

6. Капелла Пацци

7. Храм Санта-Мария дель Анджели

8. Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Заключение

Список литературы


Введение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.

Роль искусства. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Философия и религия. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя - наряду с античной и библейско-евангельской традицией - сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет - в контексте церковных реформ - и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж». Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Периодизация и регионы. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии - родины Ренессанса - долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.

Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Люди эпохи

Джотто. Воскрешение Лазаря

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов - стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры - ранний, средний и поздний - монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.

Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.

А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир - если назвать лишь крупнейшие имена - не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Новые виды и жанры

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.

Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры - в том числе Сервантес и Шекспир - принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.

1. Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco) ; 1377-1446) - великий итальянский архитектор эпохи Возрождения

Биография.Источником сведений считается его «биография», приписываемая, по традиции, Антонио Манетти, написанная более чем через 30 лет спустя после смерти архитектора.

Начало творчества. Скульптура Брунеллески. Сын нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо Джулиана Спини была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них - средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.

Родился в семье флорентийского нотариуса, игравшего видную роль в жизни города: по поручению республики он выполнял ряд дипломатический поручений. Филиппо, получившему по тем временам наилучшее образование, предстояло унаследовать дело отца. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Победа Гиберти в этом конкурсе принесла Брунеллески серьезное разочарование, и он покинул Флоренция, чтобы глубже изучить мастерство скульптора.

Брунеллески вместе с Донателло направился в Рим, и здесь в нем произошел перелом, который привел его к занятиям исключительно архитектурой. Изучение римских развалин, попытки их реконструкции побудили его к постижению законов перспективы. Благодаря своим обширным познаниям Брунеллески разработал теорию перспективы, легшую в основу как искусства Возрождения, так и последующего развития искусства. В этом ему помогли значительные познания в математике.

Только в 40 лет (с 1418 года) Брунеллески начал работать как архитектор. Его первые работы находятся во Флоренции. Это капелла в церкви Сан-Якопо (не сохранилась), капелла Барбадори в церкви Сан-Феличита (частично разрушена), палаццо ди Порте Гвельфа , ставшее прототипом ренессансного дворца.

Наряду с этими работами он спроектировал сооружения, ставшие архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти) . Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Сооружение утратило замкнутость, характерную для готических построек, и широко раскрыто лоджией к улице. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения.

Одновременно Брунеллески работал над проектом купола собора Санта-Мария дель Фьори во Флоренции . Одна из моделей была представлена на конкурс 1418 года и была признана лучшей наравне с моделью Л. Гиберти, флорентийского скульптора и ювелира. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Конструкция восьмигранного купола, состоящего из двух оболочек, соединенных между собой нервюрами и горизонтальными кольцами, была собственным инженерным изобретением Брунеллески, которая позволила справиться с задачей перекрытия огромного восьмигранного пространства, долгое время не поддававшейся решению. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг.) и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков.

Инженерные находки Брунеллески использовались и в ходе войны Флоренции с Лукой (1429-33 гг.). Истоки творческой манеры Брунеллески – в тосканской, особенно флорентийской архитектуре Треченто и архитектуре более ранних памятников тосканского зодчества, почитавшихся современниками как истинно античные, римские. Его архитектурные решения во многом являлись возрождением именно этого антикизирующего начала тосканской традиции, сквозь призму которой Брунеллески было воспринято наследие античного Рима.

В своих инженерных решениях Брунеллески опирался и на традиции готики, используя возможности жестких нервюрных несущих констрвкций (купол Флорентийского собора, «зонтичные купола» Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо и капеллы Пацци во Флоренции).

Наиболее значительные церкви, построенные Брунеллески, имеют удлиненный план. Шедевром архитектуры является церковь Сан-Лоренцо. Три нефа церкви разделены коринфскими колоннами. Капители поддерживаю арки. Центральный неф перекрыт плоским потолком, подшитым к деревянным фермам. Боковые нефы перекрыты парусными сводиками. Облицовка – та же, что и в капелле Пацци: колонны, архитравы, тяги – серого мрамора, фон – белый.

Жесткость конструктивной логики нашла отражение и в обращении Брунеллески с элементами классического декора, которые он неизменно выделял темным цветом на светлой поверхности стены. На метафорический язык ордерной декорации переводится порядок тектонических отношений, который в системе Брунеллески представляет самостоятельную ценность. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции ).

Брунеллески стал одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателем научной теории перспективы.

Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Одной из крупных заслуг зодчего следует признать создание им школы крупных мастеров архитектуры.

Брунеллески и его школа оказали влияние на все последующее развитие архитектуры Италии XV-XVI веков, на протяжении которых его манера совершенствовалась в поступательном Движении к лучшим творениям зодчих высокого Ренессанса.

Постройки

Название Место Время Подробности
Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре Флоренция 1417-1436 La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (Duomo)
Палаццо ди парте Гвельфа Флоренция 1421-1442 Palazzo di Parte Guelfa, недостроено
Палаццо Пацци-Кваратези Флоренция до 1445
Воспитательный дом во Флоренции или Оспедале дельи Инноченти Флоренция 1419-1444 Ospedale degli Innocenti
Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо Флоренция 1419-1428 Sagrestia Vecchia San Lorenzo
Капелла Пацци Флоренция 1429-1443 Cappella de’Pazzi
Церковь Санта-Мария-дельи-Анжел Флоренция с 1434 Santa Maria degli Angeli, проект до конца не осуществлен
Церковь Санто-Спирито Флоренция 1436-1487 Santo Spirito
Палаццо Питти Флоренция с 1440 (окончен только в XVIII в.) Palazzo Pitti
Обитель каноников во Фьезоле г. Фье́золе, 6 км от Флоренция, с 1456 г. начало строительства — 10 лет после смерти архитектора

Инженерные работы

Помимо строительства гражданских зданий Брунеллески принимал участие и в создании чисто инженерных сооружений. Исключительно широкая одаренность, разносторонняя образованность, а также чувство материала и конструкции позволили ему, не отвлекаясь от основных архитектурных задач, проявить себя и в области военно-фортификационного строительства. В 1427 году он был приглашен герцогом Филиппо Мариа Висконти в Милан для коренной перестройки миланской крепости. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.

В Милане Брунеллески произвел ряд инженерных работ по Миланскому собору . В биографии зодчего, принадлежащей перу Вазари, говорится также об изобретениях Брунеллески сложнейших механизмов для церкви Сан-Феличе во Флоренции. Механизмы эти были особым образом укреплены под куполом собора и предназначались для передвижения сферической поверхности, что создавало впечатление движения небесного свода.

Брунеллески, наряду с другими гениальными творцами Ренессанса, обладал в избытке изобретательностью, запасом творческих возможностей, уменьем многогранно охватывать все задачи эпохи, ни на минуту не замыкаясь в рамки своей основной профессии, профессии архитектора.

Создание купола

У Брунеллески него два прекрасных друга: известный математик Тосканелли, ставший впоследствии советником Христофора Колумба, и скульптор Донателло. В течение продолжительных бесед по вечерам Тосканелли ознакомил Брунеллески с законами чисел, а Донателло - с закономерностями искусства, В дальнейшем Брунеллески вместе с Донателло уехал в Рим, чтобы ознакомиться там с шедеврами античной архитектуры. Они непрестанно измеряли и рисовали, чуть ли не забывая о еде и сне, зато, возвратившись во Флоренцию, Брунеллески ощутил в себе достаточно знаний для выполнения задачи, которую он поставил себе еще в юности: для перекрытия кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре.

Постройка этого собора была начата, собственно, уже сто восемьдесят лет назад, но завершить ее не смогли, ибо никто не посмел взяться за перекрытие грандиозного зала. В конце концов, мастера шерсте-прядильного цеха, несшие большую часть расходов, пригласили специалистов из всех стран Европы, чтоб испросить у них совета. На этом знаменитом европейском конкурсе выступил и Брунеллески со своим давно выношенным проектом, не только обеспечивавшим сооружение перекрытием, но и устранявшим возведение дорогостоящих подмостков.

Биограф его описывает это выступление следующим образом: «Выступая, он разгорячился и чем больше старался разъяснить свои замыслы, чтобы его поняли и поверили ему, тем больше вызывал он сомнений и все меньше слушателей доверяло его словам. Наконец, ему велено было удалиться из зала, но, поскольку он не двинулся, стражи схватили его и вывели, так как решили, что он потерял здравый рассудок!»

Однако Брунеллески, при помощи самодельных моделей, все же доказал свою правду. Ему поручили руководство строительством и проект его - подобного которому до того еще не знала история архитектуры - оправдал себя. Брунеллески днями не слезал с купола, лично проверяя установку каждого камня. Для того, чтоб избавить рабочих от утомительного лазания по подмосткам, Брунеллески оборудовал для них, в тридцати аршинах над землей, «буфет».

В течение пятидесяти лет шла непрестанная работа - поскольку в старину темпы строительства несколько отличались от нынешних. До полного завершения собора Брунеллески не дожил, но создание его увековечило его славу. И - хотя многие это и отрицают - ему принадлежит большая доля заслуг в том, что спустя несколько десятилетий был создан следующий шедевр в области куполостроения, а именно купол одного из грандиознейших в мире соборов:

Брунеллески Филиппо - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. У Брунеллески еще сохранились воспоминания о традиционном, восходящем к готике каркасном принципе, который он смело связал с ордером, тем самым подчеркнув организующую роль последнего и отведя стене роль нейтрального заполнения. Развитие его идей можно увидеть в современной мировой архитектуре.Уже первое архитектурное произведение Брунеллески - величественный восьмигранный купол. . Флорентийского собора является первым крупным памятником архитектуры Возрождения и воплощением его инженерной мысли, так как был возведен с помощью специально изобретенных для этого механизмов. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции.Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот - Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Италия еще не знала здания, которое было бы так близко к античности по своему строю, естественности облика и простоте форм. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания, и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески. Он открыл основные законы линейной перспективы, возродил античный ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах.Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве... На нашем сайте, помимо биографии великого скульптора и архитектора, мы предлагаем ознакомиться с его произведениями, сохранившимися до наших дней, без которых невозможно представить облик Флоренции даже современному человеку.

Творчество Л.Б. Альберти.

Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435, и "О живописи", 1435-36, - на итальянском языке; "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания.Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы Альберти, и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла, А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы А., и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.


Top