Гармонии задумчивый поэт - Ф.Шопен. Конспект урока по музыке Гармонии задумчивый поэт.Ф.Шопен (5 класс) Как сон, что вижу наяву

урок музыки в 5 классе

2 четверть 2 урок

Пархалёва Т.А.


Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика. Шекспир


Борис Пастернак

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…


Фредери́к Франсуа́ Шопе́н

Дата рождения

Место рождения

Желязова-Воля ,

Варшавское герцогство

Место смерти Париж , Франция

Профессии

композитор , пианист , педагог

Инструменты фортепиано


Генрих Нейгауз

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.




короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.



инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.



-

торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.



бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.



Мазу́рка-

польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.



Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») -

название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.



  • http://onefaithmanyfaces.org/wp-content/uploads/2014/03/jesus-i-love-thee.jpg
  • http://www.stihi.ru/pics/2012/02/11/472.jpg
  • http://pp.vk.me/c617424/v617424040/1d812/gXhFlt5tTPk.jpg
  • http://interestingthings.net/data/561b710b830ec.jpg
  • http://gaymenflicks.com/photo/55fc09c9a9634.jpg
  • http://muziclab.ru/uploads/images/igor_latishko_lubimaja_zhenshina.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=c2Ed8ZLYPQA
  • http://www.youtube.com/watch?v=msNyuacM3LA
  • http://www.youtube.com/watch?v=VYCRfy6esHw
  • http://www.youtube.com/watch?v=1MVcK5cFBkE
  • http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/75/758513__sonata_p.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=CPBxYLaJOrs
  • http://www.youtube.com/watch?v=pDgUbVswOic
  • http://www.youtube.com/watch?time_continue=60&v=b1YFubxfXb0

Дмитриевская ООШ

Сценарий урока музыки в 5 классе

« Гармонии задумчивый поэт»

Провела и подготовила на РМО учитель музыки I категории

Савина Татьяна Михайловна

С. Дмитриево

Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Название урока: «Гармонии задумчивый поэт»

Цели урока : активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей .

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки

Ход урока:

    Организационный момент. Приветствие.

    Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока : 1 слайд

Мне снилась музыка... Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы п оговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить».

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен

2 слайд ВЛАДИМИР ШОСТАК

Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.

Золотая музыка Шопена

Тайною звучит на небесах.

Золотая музыка Шопена

Много лучше всяких перемен.

В жизни часто побеждает пена,

Надо чтобы побеждал Шопен.
АЛЕКСАНДР БАЛТИН

Сегодня мы окунёмся в музыку польского композитора Фредерика Шопена.

Откройте тетрадочки, запишите Фредерик Шопен-польский композитор, годы жизни. А теперь приклейте картинку с изображением композитора.

3 слайд

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Та и будет называться наш сегодняшний урок.

Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано».

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

4 слайд

Аудио-рассказ

5 слайд

Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении «Горсть земли» которое прочитает Пышкин Артем
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

6 слайд

Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

7 слайд

Слушать Вальс №7

Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена.

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Стихотворение ЛЬВА ОЗЕРОВА « ВАЛЬС» прочитает Якушева Алена

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве. Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор -
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Валерий Стангрит

Все прелюдии Шопена -
Это небо, солнце, ветер,
В чашах скал морская пена,
Росы в травах на рассвете,
Ароматная истома
От жасмина и сирени,
Сердца стук и крыша дома,
В очаге - огня горенье,
Свист меча в кромешной битве,
От души, не в искупленье -
В благодарственной молитве
Преклонённые колени,
Возвращение из плена
Горней грёзы к новой выси...
Все прелюдии Шопена -
Светочувства, цветомысли

8 слайд

Слушать Прелюдия №7

Настроение –

Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

9 слайд

Слушать Этюд №12 «Революционный» - фрагмент.

10 слайд


Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез .

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.


Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

Лев Озеров

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.

Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем. 11 слайд

3. Рефлексия

1. В какой стране родился Фредерик Шопен?

2. В каких жанрах творил композитор?

3. Во сколько лет начал сочинять музыку?

4. Любимый музыкальный инструмент композитора?

5. В какой стране вдали от родины жил композитор?

4.Вокально-хоровая работа: 1) распевка;

2) Повторение песни «Аист на крыше».

Выставление оценок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гармонии задумчивый поэт Урок музыки в 5 классе Подготовила: учитель музыки МКОУСОШ № 1 Фарафонова О.С. Г. Михайловка

Гармонии задумчивый поэт Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепьянных сцен, Поэт мелодии народной – Все это … Фридерик Шопен.

Желязова Воля Дом Фредерика Шопена

Николай Шопен отец композитора Юстина Шопен мать композитора

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

5 ноября 1830 года Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Костел Святого Креста в Варшаве Здесь захоронено сердце Ф. Шопена

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 Прелюдия – от латинского praeludere , буквально - вступление - Инструментальная пьеса свободной формы. Выполняла роль вступительного музыкального материала, в основном к фуге. Жанр самостоятельной пьесы, нередко концертного стиля, приобрела в XIX веке.

Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)

Ф. Шопен. Вальс № 7

Вселенная Шопена – водоём Божественного чистого сознанья. Он – только человек! Откуда в нём Живёт нечеловеческое знанье?.. Д. Бочаров

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Тема: Музыка и литература 5 класс, урок № 10

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Название урока: Гармонии задумчивый поэт.

Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.

Задачи урока

− расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;

− углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;

− определение образного содержания произведений композитора;

− подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;

− выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;

− развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;

− развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

− развитие представлений о танцевальном жанре;

− воспитаниепатриотизма, любви к родине;

− способствовать

▪ воспитанию эстетическихчувств;

▪ развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;

▪ самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,

▪ повышению уровня музыкальной культуры учащихся;

нравственному воспитанию учащихся;

▪ обогащению духовного мира детей.

Методы:

проблемного обучения;

− эмоциональной драматургии;

− сопоставления и анализа музыкальных форм.

Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие

Она многому учит.

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее»

ДмитрийКабалевский

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний: / Прелюдия №7 Ф.Шопена /

Какой настроение выражено в этом произведении?

Аможно ли разделить горе?

− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.

− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.

− Это Фридерик Шопен.

/ фрагмент полонеза ля-минор/

История танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.

– Что такое достояние?Можно ли назвать музыку достоянием?

– Музыка Шопена – достояние Польши.

/Фильм оФридерике Шопене/

/Звучат прелюдии Шопена № 7 /

Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.

История создания Революционного этюда

Шопен не был профессиональным революционером, но в нем с детства жили свободолюбивые идеи. Он дружил с польскими революционерами и был их певцом. Как у нас Пушкин был певцом декабристов. Его независимые мысли и вольнолюбивая музыка пугали аристократов, и они говорили, что он пишет легкомысленные, бездарные пьески. В восемьсот двадцать девятом году двадцатилетним юношей он покидает Польшу, как потом оказывается - навсегда. Он живет в странах Европы, переезжает из города в город, выступает с концертами, сочиняет музыку. И не прекращает переписки с друзьями, с нетерпением и радостью получает с родины сообщения об их борьбе.

Летом тридцать первого года в Польше поднимается революция. Шопен узнает об этом по пути из Вены в Лондон. Он останавливается в маленьком немецком городке Штутгарте и поселяется в небольшой гостинице. Горячий и страстный, он не может скрыть своего волнения. Он рассказывает всем о своих друзьях, уверяет, что скоро на его родине утвердится свобода, - и с нетерпением ожидает дальнейших известий.

Однажды он возвращается с прогулки. Хозяин гостиницы передает ему письмо. Конверт с таким знакомым штемпелем, послание с Родины! Он вбегает по скрипучей лестнице наверх, влетает в свой номер, кидает трость, сбрасывает шляпу и пальто, распахи вает створки окна, разрывает конверт...

Маленькая записка, несколько торопливо нацарапанных строчек. Фредерик читает и не верит своим глазам. Он снова перечитывает. В записке сообщается, что революция разгромлена и потоплена в крови, что почти все друзья расстреляны или брошены в тюрьмы... Неужели всё кончено? Неужели он остался совсем один?

Мертвым взглядом смотрит он в угол. Механически надевает пальто и шляпу, выходит из гостиницы. Он бродит по узким улочкам, никого и ничего не замечая. Разыгрывается непогода, ветер срывает с него шляпу, хлещет дождь, а он всё идет и идет. Буря страстей бушует в его груди, она вот-вот разорвет его, он не может подавить тревоги и волнения, ускоряет шаги и бежит, бежит, врывается в гостиницу, падает в кресло у рояля и в страстных звуках изливает отчаяние и гнев...

Так был создан Революционный этюд .

/Революционный этюд.Ф.Шопена/

− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Грашин

Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке− глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.

Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?

Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.

Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.

А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.

А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям?

Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.

/ песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман/

4. Вокально-хоровая работа.

5. Итоги, обобщение.

Учитель . Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп» . Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:

  • Ноктюрн f - moll ;
  • Этюд №12 «Революционный».

Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Ноктюрн f-moll

Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование

Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика

Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние

Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации.

Общие черты

Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью.

Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:

  • Прелюдия №7
  • Прелюдия №20

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз. языка

Прелюдия №7

Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная

Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы)

Прелюдия №20

Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность.

Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм.

Общие черты

Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью.

После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.

Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:

  • Полонез A - dur
  • Мазурка №1 B - dur
  • Вальс №7 h - moll

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Полонез A-dur

Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора

Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность

Мазурка №1
B-dur

Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая

Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие

Вальс №7
h-moll

Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение

Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание

Общие черты

Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью.

После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова .
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвященоВальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого . Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:

  • Почти все произведения написаны для фортепиано
  • Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
  • Близость к польскому фольклору
  • Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).

Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»

ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.


Top