Людвиг ван Бетховен: произведения. Фортепианные сонаты бетховена Произведения бетховена список названий

Жанр сонаты в творчестве Л. Бетховена занимает очень важное место. Классическая форма у него претерпевает эволюцию и трансформируется в романтическую. Ранние его опусы можно назвать наследием венских классиков Гайдна и Моцарта, а вот в зрелых произведениях музыку совершенно не узнать.

Образы сонат Бетховена со временем полностью уходят от внешних проблем в субъективные переживания, внутренние диалоги человека с самим собой.

Многие считают, что новизна бетховенской музыки связана с программностью, то есть наделением каждого произведения конкретным образом или сюжетом. Некоторые его сонаты действительно имеют название. Однако именно автором было дано лишь одно название: Соната №26 имеет в качестве эпиграфа небольшую ремарку – «Lebe wohl». Каждая из частей тоже имеет романтическое название: «Прощание», «Разлука», «Встреча».

Остальные же сонаты были озаглавлены уже в процессе узнавания и с ростом их популярности. Названия эти придумали друзья, издатели, просто поклонники творчества. Каждое соответствовало настроению и ассоциациям, возникавшим при погружении в эту музыку.

Сюжет как таковой в сонатных циклах Бетховена отсутствует, но автор настолько явно иногда мог создать драматургическое напряжение, подчиненное одной смысловой идее, настолько рельефно передавал с помощью фразировки и агогики слово, что сюжеты напрашивались сами собой. Но сам он мыслил скорее философски, чем сюжетно.

Соната № 8 «Патетическая»

Одно из ранних сочинений – Сонату №8, называют «Патетической». Название «Большая патетическая» дал ей сам Бетховен, но оно не было обозначено в рукописи. Это произведение стало своеобразным итогом его раннего творчества. Здесь явно проявились мужественные героико-драматические образы. 28-летний композитор, уже начинающий чувствовать проблемы со слухом и воспринимавший все в трагических красках, поневоле стал относиться к жизни философски. Яркая театральная музыка сонаты, особенно первой ее части, стала предметом обсуждений и споров не менее чем оперная премьера.

Новизна музыки заключалась также в острых контрастах, столкновениях и борьбе между партиями, а вместе с тем проникновении их друг в друга и создании единства и целенаправленности развития. Название оправдывает себя полностью, тем более что конец знаменует вызов судьбе.

Соната № 14 «Лунная»

Полное лирической красоты, любимое многими произведение «Лунная соната», была написана в трагический период жизни Бетховена: краха надежд на счастливое будущее с любимой и первых проявлений неумолимой болезни. Это поистине исповедь композитора и самое проникновенное его сочинение. Свое красивое название соната №14 получила от Людвига Рельштаба, известного критика. Это случилось уже после смерти Бетховена.

В поисках новых идей для сонатного цикла, Бетховен отступает от традиционной композиционной схемы и приходит к форме сонаты-фантазии. Ломая рамки классической формы, Бетховен бросает таким образом вызов канонам, сковывающим его творчество и жизнь.

Соната № 15 «Пасторальная»

Соната №15 была названа автором «Большой сонатой», но издатель из Гамбурга А. Кранц дал ей иное название – «Пасторальная». Под ним она не очень широко известна, но вполне отвечает характеру и настроению музыки. Пастельные умиротворяющие краски, лирические и сдержанно-меланхолические образы произведения говорят нам о гармоничном состоянии, в котором пребывал Бетховен в момент ее написания. Сам автор очень любил эту сонату и частенько ее играл.

Соната № 21 «Аврора»

Соната №21, которую называют «Аврора», написана в одни годы с самым великим достижением композитора – Героической симфонией. Богиня утренней зари стала музой для этого сочинения. Образы просыпающейся природы и лирические мотивы символизируют у него духовное возрождение, оптимистический настрой и прилив сил. Это одно из редких произведений Бетховена, где присутствует радость, жизнеутверждающая сила и свет. Ромен Роллан называл это произведение «Белая соната». Фольклорные мотивы и ритм народного танца также свидетельствуют о близости этой музыки к природе.

Соната № 23 «Аппассионата»

Название «Аппассионата» сонате №23 тоже дано не автором, а издателем Кранцем. Сам Бетховен имел в виду идею человеческого мужества и героизма, преобладания разума и воли, воплощенную в «Буре» Шекспира. Название, идущее от слова «страсть» очень уместно в отношении образного строя этой музыки. Это произведение вобрало в себя всю драматическую мощь и героический напор, накопившийся в душе композитора. Соната исполнена бунтарского духа, идей сопротивления и упорной борьбы. Тот совершенный симфонизм, который был раскрыт в Героической симфонии, гениально воплощен в этой сонате.

Соната № 26 «Прощание, Разлука, Возвращение»

Соната №26, как уже сказано, единственное действительно программное произведение в цикле. Его строение «Прощание, Разлука, Возвращение» – как жизненный цикл, где после разлуки влюбленные вновь встречаются. Соната была посвящена отъезду эрцгерцога Рудольфа, друга и ученика композитора, из Вены. Вместе с ним уехали почти все друзья Бетховена.

Соната № 29 «Хаммерклавир»

Одну из последних в цикле, Сонату №29, называют «Хаммерклавир». Эта музыка написана для нового молоточкового инструмента, созданного в то время. Это название закрепилось почему-то только за 29 сонатой, хотя ремарка Hammerklavier стоит в рукописях всех его поздних сонат.

("С Похоронным маршем")

  • Opus 27: Две сонаты для фортепиано
    • №1: Соната №13 Es-dur "Sonata quasi una fantasia"
    • №2: Соната №14 Cis-moll "Sonata quasi una fantasia" ("Лунная")
  • Opus 28: Соната №15 D-dur ("Пасторальная")
  • Opus 31: 3 сонаты для фортепиано
    • №2: Соната №17 D-moll ("Буря")
    • №3: Соната №18 Es-dur ("Охота")
  • Opus 49: 2 сонаты для фортепиано
  • Opus 53: Соната №21 C-dur ("Вальдштейн" или "Аврора")
  • Opus 57: Соната №23 F-moll ("Appassionata")
  • Opus 78: Соната №24 Fis-dur ("A Thérèse")
  • Opus 81a: Соната №26 Es-dur ("Прощальная/Les adieux/Lebewohl")
  • Opus 106: Соната №29 in B-dur ("Хаммерклавир")
  • Даже для Гайдна и Моцарта жанр фортепианной сонаты не значил столь много и не превращался ни в творческую лабораторию, ни в своеобразный дневник сокровенных впечатлений и переживаний. Уникальность бетховенских сонат объясняется отчасти и тем, что, стремясь уравнять этот прежде сугубо камерный жанр с симфонией, концертом и даже музыкальной драмой, композитор почти никогда не исполнял их в открытых концертах. Фортепианные сонаты оставались для него жанром глубоко личным, обращенным не к абстрактному человечеству, а к воображаемому кругу друзей и единомышленников. Впрочем, каждый из нас вправе войти в этот круг, привнеся в восприятие бетховенских сонат что-то новое и неповторимое.

    32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над тремя первыми сонатами (opus 2), посвященными Йозефу Гайдну, он начал работать в 1793 году, вскоре после переезда из Бонна в Вену, а две последние завершил в 1822. И если в сонатах opus 2 использованы некоторые темы из совсем ранних сочинений (трех квартетов 1785 года), то поздние имеют точки соприкосновения с Торжественной мессой (1823), которую Бетховен считал своим величайшим творением.

    Первая группа сонат (№№ 1-11), созданная между 1793 и 1800 годами, чрезвычайно разнородна. Лидируют здесь “большие сонаты” (так обозначал их сам композитор), по размерам не уступающие симфониям, а по трудности превосходящие едва ли не всё, написанное тогда для фортепиано. Таковы четырехчастные циклы opus 2 (№№ 1-3), opus 7 (№ 4), opus 10 № 3 (№7), opus 22 (№11). Бетховен, завоевавший в 1790-х годах лавры лучшего пианиста Вены, заявлял о себе как о единственно достойном наследнике умершего Моцарта и стареющего Гайдна. Отсюда – дерзновенно-полемический и в то же время жизнеутверждающий дух большинства ранних сонат, мужественная виртуозность которых явно выходила за рамки возможностей тогдашних венских фортепиано с их ясным, но не сильным звуком. Впрочем, в ранних сонатах Бетховена изумляет также глубина и проникновенность медленных частей. “Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом”, - сетовал позднее Бетховен, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивавщая в трагические тона мировосприятие художника. Авторское название единственной программной сонаты этих лет (“Патетической”, № 8), говорит само за себя.

    В то же время Бетховен создавал изящные миниатюры (две легкие сонаты opus 49 , №№ 19 и 20), рассчитанные на девичье или дамское исполнение. Родственны им, хотя далеко не так просты, и прелестная соната № 6 (opus 10 № 2) , и излучающие весеннюю свежесть сонаты №№ 9 и 10 (opus 14) . В дальнейшем эта линия продолжалась в сонатах № 24 (орus 78) и № 25 (opus 79) , написанных в 1809 году.

    После воинствующе образцовой сонаты № 11 Бетховен заявил: “Я недоволен своими прежними работами, хочу встать на новый путь”. В сонатах 1801-1802 годов (№№ 12-18) это намерение было блистательно реализовано. Идею сонаты-симфонии сменила идея сонаты-фантазии. Две сонаты opus 27 (№№ 13 и 14) прямо обозначены “quasi una fantasia”. Однако это обозначение можно было бы предпослать и другим сонатам данного периода. Бетховен словно пытается доказать, что соната – это скорее оригинальная концепция, нежели застывшая форма, и вполне возможен цикл, открывающийся вариациями и включающий вместо традиционной медленной части строгий “Траурный марш на смерть героя” (№ 12) - или, наоборот, цикл сонаты № 14 , в начале которого звучит пронзительно-исповедальное Adagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озера, осиянного лунным светом (отсюда – неавторское название “Лунная соната”). Совершенно лишенная драматизма соната № 13 ничуть не менее экспериментальна: это дивертисмент почти калейдоскопически меняющихся образов. Зато соната № 17 с ее трагическими монологами, диалогами и говорящими без слов речитативами близка к опере или драме. Если верить свидетельству Антона Шиндлера, Бетховен связывал содержание этой сонаты (равно как и “Аппассионаты”) с “Бурей” Шекспира, однако отказывался давать какие-либо пояснения.

    Даже более традиционные сонаты этого периода необычны. Так, четырехчастная соната № 15 уже не претендует на родство с симфонией и выдержана скорее в нежных акварельных тонах (не случайно за ней закрепилось название “Пасторальная”). Бетховен очень ценил эту сонату и, по свидетельству его ученика Фердинанда Риса, особенно охотно играл сдержанно-меланхолическое Andante.

    Кульминационным периодом творчества Бетховена считаются 1802-1812 годы, и немногочисленные сонаты этих лет также принадлежат к вершинным достижениям мастера. Такова, например, создававшаяся в 1803-1804 годах, параллельно с Героической симфонией , соната № 21 (opus 53) , которую иногда называют “Авророй” (по имени богини утренней зари). Любопытно, что первоначально между первой частью и финалом помещалось прекрасное, но чрезвычайно протяженное Andante, которое Бетховен по зрелому размышлению издал в качестве отдельной пьесы (Andante favori - то есть “Любимое Andante”, WoO 57). Композитор заменил его кратким сумрачным интермеццо, соединяющим яркие “дневные” образы первой части с постепенно высветляющимися красками финала.

    Полная противоположность этой лучезарной сонате – написанная в 1804-1805 годах соната № 23 (opus 57) , получившая от издателей название “Аппассионата”. Это сочинение огромной трагической силы, в котором важную роль играет использованный затем в Пятой симфонии стучащий “мотив судьбы”.

    Соната № 26 (opus 81-a) , созданная в 1809 году – единственная из 32, имеющая подробную авторскую программу. Три ее части озаглавлены “Прощание – Разлука – Возвращение” и выглядят как автобиографический роман, повествующий о расставании, тоске и новом свидании влюбленных. Однако, согласно авторской ремарке, соната была написана “на отъезд его императорского высочества эрцгерцога Рудольфа” - ученика и мецената Бетховена, который 4 мая 1809 года был вынужден вместе с императорской семьей спешно эвакуироваться из Вены: город был обречен на осаду, обстрел и оккупацию войсками Наполеона. Помимо эрцгерцога, из Вены тогда уехали почти все близкие друзья и подруги Бетховена. Возможно, среди них была и истинная героиня этого романа в звуках.

    Почти романтический характер носит и написанная в 1814 году двухчастная соната opus 90 (№ 27) , посвященная графу Морицу Лихновскому, который имел смелость полюбить оперную певицу и вступить с нею в неравный брак. Согласно Шиндлеру, Бетховен определял характер смятенной первой части как “борьбу между сердцем и рассудком”, а ласковую, почти шубертовскую музыку второй сравнивал с “беседой влюбленных”.

    Пять последних сонат (№№ 28-32) относятся к позднему периоду творчества Бетховена, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка. Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они, кроме № 28 (opus 101) , написанной в 1816 году, сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа – шестиоктавного концертного рояля английской фирмы “Бродвуд”, полученного Бетховеном в подарок от этой фирмы в 1818 году. Богатый звуковой потенциал этого инструмента наиболее полно раскрылся в грандиозной сонате opus 106 (№ 29) , которую Ханс фон Бюлов сравнивал с Героической симфонией. Почему-то именно за ней закрепилось название Hammerklavier (“Соната для молоточкового фортепиано”), хотя это обозначение стоит на титульных листах всех поздних сонат.

    В большинстве из них обретает новое дыхание идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и прихотливым чередованием тем. Это вызывает ассоциации с музыкой романтиков (то и дело слышится Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс, и даже Прокофьев и Скрябин)... Но Бетховен остается верен себе: его формы всегда безупречно выстроены, а концепции отражают свойственное ему позитивное мировосприятие. Распространившиеся в 1820-х годы романтические идеи разочарованности, неприкаянности и разлада с окружающим миром остались ему чужды, хотя их отзвуки можно услышать в музыке скорбного Adagio из Сонаты № 29 и страдальческого Arioso dolente из Сонаты № 31 . И все же, невзирая на пережитые трагедии и катастрофы, идеалы добра и света остаются для Бетховена незыблемыми, а разум и воля помогают духу восторжествовать над страданиями и земной суетой. “Иисус и Сократ служили мне образцами”, - писал Бетховен в 1820 году. “Герой” поздних сонат – уже не победоносный воитель, а скорее творец и философ, оружие которого – всепроникающая интуиция и всеобъемлющая мысль. Недаром две из сонат (№№ 29 и 31) завершаются фугами, демонстрирующими мощь созидающего интеллекта, а другие две (№№ и ) – созерцательными вариациями, представляющими собой как бы модель мироздания в миниатюре.

    Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина называла 32 сонаты Бетховена “Новым заветом” фортепианной музыки (“Ветхим заветом” был для нее “Хорошо темперированный клавир” Баха). Действительно, они смотрят далеко в будущее, вовсе не отрицая породивший их XVIII век. И потому каждое новое исполнение этого гигантского цикла становится событием современной культуры.

    (Лариса Кириллина. Текст буклета к циклу концертов Т.А.Алиханова (Московская консерватория, 2004))

    Огонь Весты (Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803)
    Фиделио (либретто И. Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы "Леонора, или Супружеская любовь" Буйи, 1-я редакция под названием Леонора, ор. 72, 1803-05, поставлена под названием Фиделио, или Супружеская любовь, Fidelio, oder die eheliche Liebe, 1805, театр "Ан дер Вин", Вена; 2-я редакция, с добавлением увертюры Леонора № 3, ор. 72, 1806, поставлена 1806, там же; 3-я редакция ор. 72, 1814, поставлена 1814, Придворный национальный оперный театр, Вена)

    балеты

    музыка к Рыцарскому балету (Musik zum Ritterballett,8 номеров, WoO 1, 1790-91)
    Творения Прометея (Die Geschopfe des Prometheus, по сценарию С. Вигано, ор. 43, 1800-01, поставлен 1801, Придворный национальный оперный театрр, Вена)

    для хора и солистов с оркестром

    оратория Христос на Масличной горе (Christus am Olberge, cлова Ф. К. Хубера, ор. 85, 1802-03)
    Месса C-dur (ор. 86, 1807)
    Торжественная месса (Missa Solemnis, D-dur, ор.123, 1819-23)
    кантаты
    На смерть Иосифа II (Kantate auf den Tod Kaiser Josephs II., cлова С. А. Авердонка, WoO 87, 1790)
    На вступление в царствование Леопольда II (Auf die Erhebung Leopolds II zur Kaiserwurde, cлова С. А. Авердонка, WoO 88, 1790)
    Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick, cлова А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und gluckliche Fahrt, слова И. В. Гете, ор. 112, 1814-1815)
    арии
    Соблазн поцелуя (Prufung des Kussens, WoO 89, около 1790), С девчонками смеяться (Mit MadeIn sich vertragen, cлова И. В. Гётe.WoO 90, около 1790), две арии к зингшпилю-Прекрасная башмачница (Die schone Schueterin, WoO 91, 1796);
    сцены и арии
    Первая любовь (Prirno amore, WoO 92, 1795-1802), О, изменник (Ah, perfido, ор. 65, 1796), Нет, не тревожься (No, non turbati, cлова П. Метастазио, WoO 92а, 1801-1802);
    терцет
    Трепещи, нечестивость (Tremate, empitremate, cлова Беттони, ор. 116, 1801-1802);
    дуэт
    В дни твоего счастья вспоминай обо мне (Nei giorni tuoi felici ricordati di me, cлова П. Метастазио, WoO 93, 1802);
    песни для хора с оркестром
    В честь светлейших союзников (Chor auf die verbundeten Fursten, слова К. Бернарда,WoO 95, 1814), Союзная песня (Bundeslied, cлова И. В. Гёте, ор. 122, 1797; переработана 1822-1824), хор из праздничного представления-Освящение дома (Die Weihe des Hauses, cлова К. Майсля, WoO 98, 1822), Жертвенная песня (Opferlied, cлова Ф. Маттиссона, ор. 121, 1824) и др.;

    для симфонического оркестра

    9 симфоний: № 1 (C-dur, ор. 21, 1799-1800), № 2 (D-dur, ор. 36, 1800-1802), № 3 (Es-dur, Героическая, ор. 55, 1802-1804), № 4 (B-dur, ор. 60, 1806), № 5 (c-moll, ор. 67, 1804-1808), № 6 (F-dur, Пасторальная, ор. 68, 1807-1808), № 7 (A-dur, ор. 92, 1811-1812), № 8 (F-dur, ор. 93, 1811-1812), № 9 (d-moll, ор. 125, с заключительным хором на cлова оды "К радости" Шиллера, 1817 и 1822-1823); Победа Веллингтона, или Битва при Виттории (Wellingtons Sieg oder die Schlacht bei Vittoria, первоначально написана для механического музыкального инструмента пангарманикона И. Н. Мельцеля, ор. 91, 1813);
    увертюры
    к балету-Творения Прометея (ор. 43, 1800- 1801), к трагедии "Кориолан" Коллина (c-moll, ор. 62, 1807), Леонора № 1 (C-dur, ор. 138, 1805), Леонора № 2 (C-dur, ор. 72, 1805), Леонора № 3 (C-dur, ор. 72, 1806), к опере "Фиделио" (E-dur, ор. 72, 1814), к трагедии "Эгмонт" Гёте (f-moll, ор. 84, 1809-1810), к пьесе "Афинские развалины" Коцебу (G-dur, ор. 113, 1811), к пьесе "Король Стефан" Коцебу (Es-dur, ор. 117, 1811), Именинная (Zur Namensfeier, C-dur, ор. 115, 1814), Освящение дома (Die Weihe des Hauses, C-dur, cлова К. Майсля, ор.124, 1822); танцы- 12 менуэтов (WoO 7, 1795), 12 немецких танцев (WoO 8, 1795), 6 менуэтов (WoO 10, 1795), 12 менуэтов (WoO 12, 1799), 12 немецких танцев (WoO 13, около 1800), 12 контрдансов (WoO 14, 1800-1801), 12 экосезов (WoO 16, около 1806 ?), Поздравительный менуэт (Gratulations-Menuett, Es-dur, WoO 3, 1822);
    для одного инструмента с оркестром
    концерт для скрипки (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790-1792), рондо для фортепиано (B-dur, WoO 6, около 1795);5 концертов для фортепиано: № 1 (C-dur, ор. 15, 1795-1796; переработан 1798), № 2 (B-dur, ор. 19, 1-я редакция 1794-1795; 2-я редакция 1798), № 3 (c-moll, ор. 37, 1800), № 4 (G-dur, ор. 58, 1805-1806), № 5 (Es-dur, ор. 73, 1808-1809), концерт для скрипки(D-dur, ор. 61, 1806);
    для ансамбля инструментов с оркестром
    Тройнoй концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, ор. 56, 1803-1804);

    для духового оркестра

    4 марша (F-dur, C-dur, F-dur, D-dur, WoO 18, WoO 19, WoO 20 и WoO 24, 1809, 1809-1810, 1810-1816), полонез (D-dur, WoO 21, 1810), 2 экосеза (D-dur, G-dur, WoO 22, WoO 23, 1810) и др.;

    для ансамбля инструментов

    октет для 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Еs-dur, ор. 103, 1792), рондо (Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792), 11 мёдлингских танцев (для 7 духовых и струнных инструментов, WoO 17, 1819), септет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (Es-dur, ор. 20, 1799-1800), секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, ор. 71, 1796), секстет для струнного квартета и 2 валторн (Es-dur, ор. 81б, 1794 или начало 1795), 3 струнных квинтета (Es-dur, ор. 4, переработан из октета для духувых инструментов ор. 103, 1795-1796; C-dur, ор. 29, 1800-1801; c-moll, ор. 104, переработан из фортепиано трио ор. 1 № 3, 1817), квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, ор. 16, 1794-1796); 16 струнных квартетов: № 1-6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18, 1798-1800), № 7-9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящены А. К. Разумовскому, ор. 59, 1805- 1806), № 10 (Es-dur, ор.74, 1809), № 11 (f-moll, ор. 95, 1810), № 12 (Es-dur, ор. 127, 1822-1825), № 13 (B-dur, ор. 130, 1825- 1826), № 14 (cis-moll, ор. 131, 1825-1826), № 15 (a-moll, ор. 132, 1825), № 16 (F-dur, ор. 135, 1826); Большая фуга для струн. квартета (B-dur, ор. 133, первоначально предполагалась, как заключительная часть квартета ор. 130, 1825), 3 квартета для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (Es-dur, D-dur, C-dur, WoO 36, 1785), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Es-dur, WoO 38, около 1790-1791; Ев-dur, G-dur, c-moll, op. 1, 1793-1794; D-dur, Es-dur, op. 70, 1808; B-dur, op. 97, 1811; B-dur, WoO 39, 1812); 14 вариаций для фортепиано трио (Es-dur, ор. 44, 1803?), трио для фортепиано, кларнета и виолончели (B-dur, ор. 11, 1798), трио для фортепиано, флейты и фагота (G-dur, WoO 37, между 1786-87 и 1790), трио для скрипки, альта и виолончели (Es-dur, ор, 3, 1792; G-dur, D-dur, c-moll, op. 9, 1796-1798), cеренада для того же состава (D-dur, ор. 8, 1796-1797), серенада для флейты, скрипки и альта (D-dur, ор. 25, 1795-1796), трио для 2 гобоев и английского рожка (C-dur, ор, 87, 1794), вариации для 2 гобоев и английского рожка на тему песни "Дай мне руку, жизнь моя" из оперы "Дон Жуан" Моцарта (C-dur, WoO 28, 1796-1797), и др.;

    ансамбли для двух инструментов

    для фортепиано и скрипки: 10 сонат -№ 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, ор. 12, 1797-1798), № 4 (a-moll, op. 23, 1800-1801), № 5 (F-dur, op. 24, 1800-1801), № 6, 7, 8 (A-dur, c-moll, G-dur, op. 30, 1801-1802), № 9 (A-dur, Крейцерова, op. 47, 1802-1803), № 10 (G-dur, op. 96, 1812); 12 вариаций на тему из оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта (F-dur, WoO 40, 1792-1793), рондо (G-dur, WoO 41, 1792), 6 немецких танцев (WoO 42, 1795 или 1796);для фортепиано и виолончели- 5 сонат: № 1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796), № 3 (A-dur, op. 69, 1807-1808), № 4 и 5 (C-dur, D-dur, op. 102, 1815); 12 вариаций на тему из оперы "Волшебная флейта" Моцарта (F-dur, ор. 66, около 1798), 12 вариаций на тему из оратории "Иуда Маккавей" Генделя (G-dur, WoO 45, 1796), 7 вариаций (Es-dur, на тему из оперы "Волшебная флейта" Моцарта (Es-dur, WoO 46, 1801) и др.; для фортепиано и валторны- соната (F-dur, ор. 17, 1800); дуэт для 2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792), дуэт для альта и виолончели (Es-dur, WoO 32, около 1795-1798), 3 дуэта для кларнета и фагота (C-dur, F-dur, B-dur, WoO 27, до 1792) и др.;

    для фортепиано в 2 руки

    сонаты:
    3 сонаты для фортепиано (Es-dur, f-moll, D-dur, так называемые Kurfurstensonaten, WoO 47, 1782-1783), Лёгкая соната (отрывок, C-dur, WoO 51, 1791-1792), 2 частные сонатины (F-dur, WoO 50, 1788-1790);
    32 сонаты для фортепиано
    № 1, 2, 3 (f-moll, A-dur, C-dur, op. 2, 1795), № 4 (Es-dur, op. 7, 1796-1797), № 5, 6, 7 (c-moll, F-dur, D-dur, op. 10, 1796-1798), № 8 (c-moll. Патетическая, ор. 13, 1798-1799), № 9 и 10 (E-dur, G-dur, ор. 14, 1798- 1799), № 11 (B-dur, op. 22, 1799-1800), № 12 (As-dur, op. 26, 1800-1801), № 13 (Es-dur, "Sonata quasi una Fantasia", op. 27 № 1, 1800-1801), № 14 (cis-moll, "Sonata quasi una Fantasia", так называемая "Лунная", op. 27 № 2, 1801), № 15 (D-dur, т. н. "Пасторальная", ор. 28, 1801), № 16, 17 и 18 (G-dur, d-moll, Es-dur, op. 31, 1801-1803), № 19 и 20 (g-moll, G-dur, op. 49, 1795- 1796, закончены в 1798), № 21 (C-dur, так называемая "Аврора", ор. 53, 1803-1804), № 22 (F-dur, ор. 54, 1804), № 23 (f-moll, "Appassionata", op. 57, 1804-1805), № 24 (Fis-dur, ор. 78, 1809), № 25 (G-dur, op. 79, 1809), № 26 (Es-dur, op. 81-a, 1809-1810), № 27 (e-moll, op. 90, 1814), № 28 (A-dur, op. 101, 1816), № 29 (B-dur, op. 106, 1817-1818), № 30 (E-dur, op. 109, 1820), № 31 (As-dur, ор. 110, 1821), № 32 (c-moll, op. 111, 1821-1822);
    вариации для фортепиано:
    9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782), 6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790), 24 вариации на тему ариетты "Venni Amore" Ригини (D-dur, WoO 65, 1790), 12 вариаций на тему менуэта из балета "La Nozze disturbato" Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795), 13 вариаций на тему ариетты "Es war einmal ein alter Mann" из зингшпиля "Красная шапочка" ("Das rote Кaррchen" Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792), 9 вариаций на тему из оперы "Мельничиха" ("La Molinara", Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795), 6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795), 12 вариаций на тему русского танца из балета "Лесная девушка" ("Das Waldmadchen" П. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796), 8 вариаций на тему из оперы "Ричард Львиное Сердце" Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797), 10 вариаций на тему из оперы "Фальстаф" А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799), 6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800), 6 вариаций (F-dur, ор. 34, 1802), 15 вариаций с фугой на тему из балета "Творения Прометея" (Es-dur, ор. 35, 1802), 7 вариаций на тему английской песни "God save the King" (C-dur.WoO 78, 1803), 5 вариаций на тему английской песни "Rule Britannia" (D-dur, WoO 79, 1803), 32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806), 33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, ор. 120, 1819-1823), 6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818), 10 вариаций на темы 2 тирольских, 6 шотландских, украинской и русской народных песен (ор. 107,1817-1818) и др.;
    багатели для фортепиано:
    7 багателей (ор. 33, 1782-1802), 11 багателей (ор. 119, 1800-1804 и 1820- 1822), 6 багателей (ор. 126, 1823-1824);
    рондо для фортепиано:
    C-dur (WoO 48, 1783), A-dur (WoO 49,1783), C-dur (op. 51, № 1, 1796-1797), G-dur (op. 51 № 2, 1798-1800), рондо-каприччио- Ярость из-за потерянного гроша (Die Wut uber den verlorenen Groschen, G-dur, op. 129, между 1795 и 1798), Andante (F-dur, WoO 57, 1803-1804), и др.пьесы для фортепиано;
    для фортепиано в 4 руки
    соната (D-dur, ор. 6, 1796-1797), 3 марша (ор. 45, 1802, 1803), 8 вариаций на тему Ф. Вальдштейна (WoO 67, 1791-1792), песня с 6 вариациями на стихотворение "Всё в мыслях ты" Гёте ("Ich denke dein", D-dur, WoO 74, 1799 и 1803-1804), и др.;

    для органа

    фуга (D-dur, WoO 31, 1783), 2 прелюдии (ор. 39, 1789);

    для голоса с фортепиано

    песни, в том числе: Дни мои влекутся (Que le temps me dure, cл. Ж. Ж. Руссо, WoO 116, 1792-1793), 8 песен (op. 52, до 1796, среди них: Майская песня - Mailied, cл. И. В. Гёте; Прощание Молли - Mollys Аb-schied, cл. Г. А. Бюргера; Любовь - Die Liebe, cл. Г. Э. Лессинга; Сурок-Marmotte, cл, И. В. Гёте; Чудоцвет-Das Blumchen Wunderhold, cл. Г. А. Бюргера), 4 ариетты и дуэт (№№ 2-5, cл. П. Метастазио, ор. 82, 1790-1809), Аделаида (cл. Ф. Маттиссона, ор. 46, 1795-1796), 6 песен на cл. X. Ф. Геллерта (ор. 48, 1803), Жажда свидания (Sehnsucht, cл. И. В. Гёте, WoO 134, 1807-1808), 6 песен (ор. 75, № 3-4-до 1800, №№ 1, 2, 5, 6 - 1809, среди них: на cл. И. В. Гёте - Песня Миньоны- Mignon, Новая любовь, новая жизнь-Neue Liebe, neues Leben, Песня о блохе-из Гёте -), К далёкой возлюбленной (An die ferne Geliebte, цикл из 6 песен на cл. А. Ейтелеса, ор. 98, 1816), Честный человек (Der Mann von Wort, ел. Ф. А. Клейншмида, op. 99, 1816), и др.; для голоса и голосов с хором и фортепиано- Свободный человек (Der freie Mann, cл. Г. Пфеффеля, WoO 117, 1-й вариант 1791-1792, перераб. 1795), Пуншевая песня (Punsch-lied, WoO 111, около 1790), О, дорогие рощи, о, бесценная свобода (О care salve, о сага felice liberta, cл. П. Метастазио, WoO 119, 1795), и др.; для хора и голосов без сопровождения-в том числе 24 дуэта, терцета и квартета на итал. тексты, преим. П. Метастазио (WoO 99, 1793-1802), песня монахов из драмы Шиллера (WoO 104, 1817), свыше 40 канонов(WoO 159-198); обр. нар. песен-26 уэльских нар. песен (WoO 155, № 15-1812, № 25-1814, остальные-1810), 12 ирландских нар. песен (WoO 154, 1810-1813), 25 ирландских нар. песен (WoO 152, 1810-1813), 20 ирландских нар. песен (WoO 153, № 6-13 в 1814-1815, остальные в 1810- 1813), 25 шотл. нар. песен (ор. 108, 1817-1818), 12 шотл. нар. песен (WoO 156, 1817-1818), 12 песен разных народов (WoO 157, 1814-1815), 24 песни разных народов, в том числе 3 рус.- , укр.- (WoO 158, сб. составлен в 1815-1816); музыка к драматич. спектаклям- Гёте (увертюра и 9 номеров, ор. 84, 1809-1810, исп. 1810, Придворный нац. оперный театр, Вена), Коцебу (увертюра и 8 номеров, ор. 113, 1811, исп. 1812 на открытии Нем. театра в Пеште), Коцебу (увертюра и 9 номеров, ор. 117, 1811, исп. 1812, Йозефштадттеатр, Вена), Куфнера (WoO 2а, 1813, WoO 2в, 1813) и др.

    А. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

    I. Симфонические произведения

    1. Симфонии: 1-я - до мажор оп. 21; 2-я - ре мажор оп. 36; 3-я («Героическая») - ми бемоль мажор оп. 55; 4-я - си бемоль мажор оп. 60; 5-я - до минор оп. 67; 6-я («Пасторальная») - фа мажор оп. 68; 7-я - ля мажор оп. 92; 8-я - фа мажор оп. 93; 9-я («Хоровая») - ре минор оп. 125.

    2. Увертюры: «Прометей» (из оп. 43); «Кориолан» оп. 62; «Леонора I» оп. 138; «Леонора II» оп. 72а; «Леонора III» оп. 72а; «Фиделио» («Леонора IV») оп. 72б; «Эгмонт» (из оп. 84); «Развалины Афин» (из оп. 113); «Король Стефан» (из on. 114); «Именинная» оп. 115; «Освящение дома» оп. 124.

    3. Музыка для сцены: «Рыцарский балет»; «Творения Прометея» оп. 43, балет; «Эгмонт», музыка к драме Гёте оп. 84; «Развалины Афин», музыка к пьесе Коцебу оп. 113; «Король Стефан», музыка к пьесе Коцебу оп. 117; «Триумфальный марш» к драме Куффнера «Тарпейя».

    4. Танцы для оркестра: 12 менуэтов, 12 немецких танцев, 12 контрдансов. Поздравительный менуэт.

    II. Военная музыка

    Марши: ре мажор, фа мажор, до мажор; два марша для карусели; полонез; экоссез.

    III. Произведения для солиста с оркестром

    1. Концерты для ф.-п.: ми бемоль мажор, ре мажор (одна часть); 1- й концерт до мажор оп. 15; 2-й - си бемоль мажор оп. 19; 3-й - до минор оп. 37; 4-й - соль мажор оп. 58; 5-й - ми бемоль мажор оп. 73; фантазия для ф.-п., хора и оркестра до минор оп. 80.

    2. Другие концерты и пьесы для солистов с оркестром: концерты для скрипки до мажор (незаконченный) и ре мажор оп. 61; два романса для скрипки с оркестром: соль мажор оп. 40 и фа мажор оп. 50; тройной концерт для солирующих («концертирующих») ф.-п., скрипки и виолончели. Рондо си бемоль мажор для ф.-п., с оркестром.

    IV. Камерные ансамбли

    1. Сонаты: для скрипки и ф.-п.: 1-я - ре мажор; 2-я - ля мажор; 3-я - ми бемоль мажор (три сонаты оп. 12); 4-я - ля минор оп. 23; 5-я - фа мажор оп. 24; 6-я - ля мажор; 7-я - до минор; 8-я - соль мажор (три сонаты оп. 30); 9-я («Крейцерова») - ля мажор оп. 47; 10-я - соль мажор оп. 96. Для виолончели и ф.-п.: 1-я - фа мажор; 2-я - соль минор (две сонаты оп. 5); 3-я - ля мажор оп. 60; 4-я - до мажор; 5-я - ре мажор (две сонаты оп. 102). Для валторны и ф.-п.: соната фа мажор оп. 17.

    2. Струнные квартеты: 1-й - фа мажор; 2-й - соль мажор; 3- й - ре мажор; 4-й - до минор; 5-й - ля мажор; 6-й - си бемоль мажор (шесть квартетов оп. 18); 7-й - фа мажор; 8-й - ми минор; 9-й - до мажор (три квартета Разумовского оп. 59); 10-й - ми бемоль мажор оп. 74 («Арфовый»); 11-й - фа минор оп. 95 («Серьезный»); 12-м - ми бемоль мажор оп. 127; 13-й - си бемоль мажор оп. 130; 14-й - до диэз минор оп. 131; 15-й - ля минор оп. 132; 16-й - фа мажор оп. 135. Большая фуга си бемоль мажор оп. 133.

    3. Трио струнные, смешанные и для духовых инструментов. Скрипка, альт, виолончель: ми бемоль мажор оп. 3; до мажор, ре мажор, до минор (три струнных трио оп. 9); серенада ре мажор оп. 8. Для флейты, скрипки, альта: серенада оп. 25; трио для двух гобоев и английского рожка - до мажор оп. 78.

    4. Ф.-п. трио (ф.-п., скрипка, виолончель): ми бемоль мажор, соль мажор, до минор (on. 1); ре мажор, ми бемоль мажор (оп. 70); си бемоль мажор (оп. 97); трио для ф.-п., кларнета и виолончели (оп. 11).

    5. Струнные квинтеты (две скрипки, два альта, виолончель): ми бемоль мажор оп. 4; до мажор оп. 29; до минор оп. 104; фуга ре мажор оп. 137.

    6. Другие ансамбли: секстет для двух кларнетов, двух валторн, двух фаготов - ми бемоль мажор оп. 71; марш для того же состава; септет для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота - ми бемоль мажор оп. 20; секстет для двух скрипок, альта, виолончели и двух валторн - ми бемоль мажор оп. 816; октет для двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов - ми бемоль мажор оп. 108; рондино для того же состава; три дуэта для кларнета и фагота; три квартета («эквала») для четырех тромбонов; шесть сельских танцев («лендлеры») для двух скрипок и контрабаса; три ф.-п. квартета (ф.-п., скрипка, альт и виолончель) - ми бемоль мажор, ре мажор, до мажор; ф.-п. квинтет (ф.-п., гобой, кларнет, валторна, фагот) оп. 16; ряд вариаций и других пьес для разных составов.

    V. Фортепианные произведения

    1. Сонаты: 6 юношеских сонат: ми бемоль мажор, фа минор, ре мажор, до мажор, до мажор и фа мажор (две «маленькие» сонаты). Венские сонаты: 1-я. - фа минор; 2-я - ля мажор, 3-я - до мажор (три сонаты оп. 2); 4-я - ми бемоль мажор оп. 7; 5-я - до минор; 6-я - ля мажор; 7-я - ре мажор (три сонаты оп. 10); 8-я («Патетическая») - до минор оп. 13; 9-я - ми мажор; 10-я - соль мажор (две сонаты оп. 14); 11-я - ми мажор оп. 22; 12-я (с траурным маршем) - ля бемоль мажор оп. 26; 13-я - ми бемоль мажор; 14-я («Лунная») - до диэз минор (две «сонаты-фантазии» оп. 27); 15-я («Пасторальная») - ре мажор оп. 28; 16-я - соль мажор; 17-я (с речитативом) - ре минор; 18-я - ми бемоль мажор (3 сонаты оп. 31); 19-я - соль минор; 20-я - соль мажор (две сонаты оп. 49); 21-я - до мажор («Аврора>) оп. 53; 22-я - фа мажор оп. 54; 23-я - фа минор («Аппассионата») оп. 57; 24-я - фа диэз мажор оп. 78; 25-я - соль мажор оп. 79; 26-я - ми бемоль мажор («Прощание, разлука, возвращение») оп. 81а; 27-я - ми минор оп. 90; 28-я - ля мажор оп. 101; 29-я - си бемоль мажор («соната для молоточкового ф.-п.» оп. 106); 30-я - ми мажор оп. 109; 31-я - ля бемоль мажор оп. ПО; 32-я - до минор оп. 111.

    Для ф.-п. в 4 руки: соната ре мажор оп. 6.

    2. Вариации: на марш Дресслера (9); на собственную тему фа мажор (6) оп. 34; с фугой ми бемоль мажор (15) оп. 35; на собственную тему ре мажор (6) - оп. 76; на вальс Диабелли до мажор (33) оп. 120;.Vieni amore» ре мажор (24); «Es war einmab (13);.Quant"e piu bella» ля мажор (9); «Nel cor piu» соль мажор (6); до мажор (12); ля мажор (12); на швейцарскую песню (6) фа мажор; (то же для арфы); «Une fievre brulante» до мажор (8); «La stessa» си бемоль мажор (10); «Kind, willst du» фа мажор (7); «Tandeln und Scherzens фа мажор (8); на собственную тему соль мажор (6); на английский гимн до мажор (7); «Rule Britanias ре мажор (5); на собственную тему до минор (32); «Ich hab"ein kleines Hutchen» си бемоль мажор (8) в 4 руки; тема Вальдштейна - до мажор; «Ich denke Dein» ре мажор.

    3. Другие произведения: Багатели: оп. 33 (7), оп. 119 (9) оп. 126 (6). Рондо: до мажор и соль мажор (оба оп. 51), соль мажор оп. 129 («Потерянный грош»); ля мажор. Танцы: аллеманда ля мажор; два вальса ми бемоль мажор и ре мажор; два экоссеза ми бемоль мажор и соль мажор; шесть экоссезов; шесть менуэтов; менуэт ми бемоль мажор; шесть лендлеров; полонез до мажор.

    Разные: фантазия соль минор оп. 77; прелюдия фа минор; «Любимое анданте» фа мажор; «Для Элизы» ля минор; «Весело и грустно»; «Последняя музыкальная мысль»; аллегретто до минор; листок из альбома Пирингера. Каденция к ф.-п. концертам. В 4 руки: три марша до мажор, ми бемоль мажор и ре мажор оп. 45.

    VI. Для мандолины

    Сонатина; ададжо.

    Б. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (И ОПЕРА)

    1. «Фиделио». Опера в 2-х актах, оп. 72. Три редакции.

    2. Мессы: 1-я - до мажор оп. 86; 2-я («Торжественная») - ре мажор оп. 123.

    3. Хоры: «Морская тишь и счастливое плавание» оп. 112; заключительный хор к «Освящению дома»; «Мудрые основоположники»; «Союзная песня» оп. 122; кантата «Славное мгновение» оп. 136; «Возрождение Германии»; «Свершилось»; 2 императорские кантаты.

    4. Обработки народных песен: двадцать пять шотландских оп. 108; двадцать пять ирландских; двадцать ирландских; двенадцать ирландских; двадцать шесть уэльских; двенадцать разных - английских, шотландских, ирландских, итальянских песен и др.

    5. Отдельные арии и ансамбли: итальянская сцена и ария «О, изменник!» оп. 65; «Жертвенная песня» оп. 1216 (две редакции); две арии для баса с оркестром; две арии для зингшпиля Умлауфа «Прекрасная сапожница»; ария «Первая любовь» (итальянская); «Прощальная песня» для 3-х мужских голосов и др.

    6. Каноны: «В объятиях любви»; «Ta-та-та»; «Коротко страдание» (два варианта); «Говори, говори»; «Учись молчать»; «Счастливого нового года»; «Гофман»; «О, Товий!»; «Первый из всех Товиев»; «Браухле… Линке»; «Петр был скалой»; «Бернард был святой»; «Целую вас»; «Человек, будь благороден»; «Дружба»; «Будь жизнерадостен»; «Все ошибаются, но каждый по-своему»; «Это должно быть»; «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть» и др.

    7. Песни с сопровождением ф.-п.: «К надежде» (Тидге) - два варианта: оп. 32 и оп. 94; «Аделаида» (Матиссон) оп. 46; шесть песен Гёте оп. 48; восемь песен оп. 52; шесть песен (Геллерт, Гальм, Рейсиг) оп. 75; четыре итальянские ариэтты и дуэт (Метастазио) оп. 82; три песни (Гёте) оп. 83; «Счастье дружбы» оп. 88; «К далекой возлюбленной» (Ейтелес) оп. 98; «Честный человек» (Клейншмидт) оп. 99; «Меркенштейн» (Рупрехт) - два варианта оп. 100; «Поцелуй» (Вейссе) оп. 128; около сорока песен на слова различных авторов без обозначения опуса.

    1. «Симфония № 5», Людвиг ван Бетховен

    Согласно легенде, Бетховен (1770-1827 гг.) долго не мог придумать вступление к Симфонии № 5. Но когда прилёг вздремнуть, он услышал стук в дверь, и ритм этого стука стал вступлением к этому произведению. Интересно, что первые ноты симфонии соответствуют цифре 5, или V в коде Морзе.

    2. O Fortuna, Карл Орф

    Композитор Карл Орф (1895-1982 гг.) наиболее известен благодаря этой кантате с драматическим вокалом. В его основе ― стихотворение XIII века «Кармина Бурана». Это одно из наиболее часто исполняемых классических произведений по всему миру.

    3. Хор «Аллилуйя», Георг Фридрих Гендель

    Георг Фридрих Гендель (1685-1759 гг.) написал ораторию «Мессия» за 24 дня. Многие мелодии, включая «Аллилуйя», были позднее позаимствованы из этого произведения и стали исполняться как самостоятельные произведения. По легенде, у Генделя в голове звучала музыка, которую играли ангелы. Текст оратории основан на библейских сюжетах, Гендель отразил жизнь, смерть и воскресение Христа.

    4. «Полёт валькирий», Рихард Вагнер

    Эта композиция взята из оперы «Валькирия», которая входит в цикл опер «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера (1813-1883 гг.). Опера «Валькирия» посвящена дочери бога Одина. На сочинение этой оперы Вагнер потратил 26 лет, и это всего лишь вторая часть грандиозного шедевра из четырёх опер.

    5. «Токката и фуга ре минор», Иоганн Себастьян Бах

    Это, наверное, самое знаменитое произведение Баха (1685-1750 гг.), оно часто используется в фильмах во время драматических сцен.

    6. «Маленькая ночная серенада», Вольфганг Амадей Моцарт

    (1756-1791 гг.) написал эту легендарную 15-минутную композицию всего за неделю. Она была официально издана в 1827 г.

    7. «Ода радости», Людвиг ван Бетховен

    Другой шедевр Бетховена был завершён в 1824 г. Это самый знаменитый фрагмент Симфонии № 9. Самое удивительное, что к тому времени Бетховен уже стал глухим и. тем не менее, сумел сочинить такое выдающееся произведение.

    8. «Весна», Антонио Вивальди

    Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) ― композитор эпохи барокко, в 1723 г. написал четыре произведения, каждое из которых олицетворяло одно время года. «Времена года» до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Весна» и «Лето».

    9. «Канон Пахельбеля» (Канон в ре мажор), Иоганн Пахельбель

    Иоганн Пахельбель (1653-1706 гг.) ― композитор эпохи барокко, он считается самым влиятельным композитором этого периода. Он поразил мир своей утончённой и техничной музыкой.

    10. Увертюра из оперы «Вильгельм Тель», Джоаккино Россини

    Эта 12–минутная композиция Джоаккино Россини (1792-1868 гг.) является последней частью увертюры из четырёх частей. Другие части сегодня менее известны, но эта композиция стала знаменитой благодаря использованию в диснеевских мультфильмах Looney Tunes компании Warner Brother.

    Версия на английском

    
    Top